Гето-киммерийская война в эпосах евразийских народов. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Гето-киммерийская война в эпосах евразийских народов.

2022-10-10 36
Гето-киммерийская война в эпосах евразийских народов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

А осталась ли память о Гето-киммерийской войне в эпосах евразийских народов? Да, я нашел ее отголоски в нартском, в русском, в тюркском, финно-угорском,  балтском (прибалтийском). Но описание этих событий в них не занимало такого значимого места, как в эпосах индоевропейских народов, живущих за пределами Евразийского пространства.

Во всех перечисленных евразийских эпосах есть прямые соответствия с сюжетами о Войне из описанных выше индоевропейских эпосов. Чтобы опять не заниматься анализом всех эпосов, приведу только параллели евразийских сюжетов с греческими Троянского цикла. Если захотите, вы сможете сами сопоставить их с сюжетами из других индоевропейских эпосов, я их все описал выше.

Нартский эпос:

Начнем с Нартского эпоса. Одним из основных героев нартского эпоса является богатырь Сослан или Сосруко. В детстве, по просьбе его приемной матери, чтобы сделать Сослана неуязвимым, кузнец, держа его щипцами за бедра, опускал в огненную печь или в колоду с волчьим молоком. Бедра или, в других вариантах, колени остались уязвимы. В поединке с мифическим существом, называвшимся Колесо Балсаг, Сослан погиб. Именно в бедра или колени его поразило Колесо. Мифы о Сослане соответствуют греческим мифам об Ахилле, а поединок Сослана с Колесом Балсага – это метафорическое описание Троянской, т.е. Гето-киммерийской, войны.

Еще одно соответствие нартского эпоса Троянскому циклу. Нартский богатырь Бадыноко попал со своими товарищами в пещеру к одноглазому великану. Товарищи были съедены, а Бадыноко выколол великану глаз и вышел из пещеры, спрятавшись в стаде овец. Этот нартский миф полностью соответствует греческому мифу об Одиссее и циклопе Полифеме, т. е. мифу о возвращении греков домой после Троянской войны.

Балтский эпос.

В данном эпосе существует рассказ об основании Литвы римским вельможей Палемоном, ушедшим, из-за гонений, из итальянской Венеции10. В греческом эпосе упоминается о царе энетов Пилемене, участнике Троянской войны на стороне троянцев. Энеты, как мы увидели ниже, это никто иные, как скифские венеты. На мой взгляд – явное соответствие, где «Пилемен царь венетов» заменено на «Палемон из Венеции». Прибалты и в древние времена хотели быть европейцами).

Тюркский эпос

Тюркский миф о женитьбе богатыря Алпамыша связан с мифом Троянского цикла о возвращении домой греческого Одиссея. Он, подобно Одиссею, неузнанным пробирается на свадебный пир к своей возлюбленной и побеждает в состязаниях женихов-лучников. Разница лишь в том, что Одиссей боролся за свою жену, а Алпамыш – за невесту.

В древних китайских источниках приводится древний тюрских миф о происхождении тюрков от мальчика, брошенного врагами в лес и выкормленного волчицей. Он соответствует мифу Троянского цикла о царевиче Парисе, брошенного в горах и выкормленного медведем или собакой38.

Финно-угорский эпос.

Долгое время мне не удавалось найти сюжет, аналогичный сюжету Троянского цикла, в финно-угорском эпосе, но все же я его отыскал. Миф называется «Первая война и мститель Куллерво»39. Он рассказывает о вражде семей двух братьев Каллерво и Унтамо. Унтамо истребил род своего брата, сохранив жизнь лишь одному мальчику по имени Куллерво, который был неуязвимый. Он был отведен в лес, а впоследствии спал пастухом. Чем не троянский Парис, а, заодно, и данайский Ахилл? Только события переставлены местами – сначала описывается война двух родственных родов, соответствующая Троянской, а уже затем рассказывается история брошенного в лес мальчика. В греческом эпосе все происходит с точностью до наоборот. Сначала Парис был брошен в лесу, затем – вырос и стал причиной войны. Далее Куллерво идет войной на Унтамо и истребляет уже весь его род. Если представить, что Куллерво – это данайский неуязвимый Ахилл, тогда все более логично. Он, в образе рода Унтамо, уничтожил Трою. Все смешалось в эпосе финно-угорцев!

Русский эпос

Много сюжетов, аналогичных сюжетам Троянского цикла есть в русских сказках и былинах. Рассказ о похищении Василисы Премудрой, есть в целой серии сказок. Причем, часто в этих сказках вместо Василисы Премудрой фигурирует Елена Прекрасная – русские сказители были уверены, что это один и тот же персонаж. Это и «Иван-царевич и Серый Волк», и малоизвестная сказка «Василий-царевич и Елена Прекрасная», и знаменитая «Царевна-лягушка», где Кощей Бессмертный, одновременно соответствует и троянскому Парису, похитившему Елену, и неуязвимому данайскому Ахиллу, а Иван-царевич – Менелаю, мужу Елены, и Одиссею, участвовавшему в состязаниях женихов-лучников. В былине «Сбродовичи-Петровичи» у Елены Прекрасной есть два «героических» брата Сбродовича-Петровича, защищавшие ее честь. Это, совершенно очевидно, братья греческой Елены Кастор и Полидевк, называемые Диоскуры, выручавшие сестру из всяких сложных ситуаций.

Есть и аналоги греческих мифов о возвращении домой с Троянской войны Одиссея. Сюжет об ослеплении одноглазого циклопа присутствует в сказке «Лихо одноглазое», а сюжет о неузнанном муже, пришедшем на свадьбу своей же жены - в былине «Добрыня Никитич и Алёша Попович».

Как вы увидели, отголоски Гето-киммерийской войны глубоко проникли в русский эпос! Но где же само красочное описание войны? Я считаю, оно содержится в русской былине «Камское побоище», или, в другом варианте, «Мамаево побоище». Содержание ее такое. Все известные русские богатыри собрались в «стольном Киев-граде» для его защиты от вражеского нашествия. Вражеское войско, на этот раз, было огромным и представляло собой коалицию, так же как и греческое войско на Троянской войне:

Собиралось сорок королей да сорок королевичей,

Ише сорок-то царей было, сорок царевицей,

Ише сорок было атаманов, сорок атаманшишков,

И под каждым королем было силы сорок тысяцей,

И под каждым королевичем сорок тысяцей,

И под каждым-то царем было сорок тысяцей,

И под каждым-то царевичом было сорок тысяцей,

И под атаманами было сорок тысяцей,

Под атаманщиками было сорок тысяцей.

Русские богатыри защищались храбро, но не смогли противостоять коалиции и в итоге окаменели. «Камское побоище» – это единственная русская былина, в которой Киев пал. Похоже, но не очень. Но вот две интересные детали. В былине переговорщиком от имени нападавших выступает королевич Василий Прекрасный. Думаю, что он под именем Василия-царевича, мужа Елены Прекрасной, фигурирует в русской сказке «Василий-царевич и Елена Прекрасная». Т.е. он – это греческий Менелай. И еще: согласно одному из вариантов былины – русские богатыри не окаменели, а ушли в пещеры Киево-Печерской Лавры:

Содились тут удалы на добрых коней,

Поехали удалы ко городу ко Киеву,

Заехали они в красен Киев-град,

В те же во честны монастыри,

Во те же пещеры во Киевски;

Там все они и преставилися.

Тут старому славу поют40.

Как я уже писал выше, в средние века европейцы считали, что именно в пещерах Киево-Печерской Лавры и покоятся герои Троянской войны. А откуда они это взяли? Приняли географическую составляющую этой былины за правду, зная, что описывается в ней та же война, что и в Троянском цикле.

Получается, Троя - наша! Теперь, думаю, никто не сможет сказать, что российская история начинается с IX века. Проанализировав евразийские и индоевропейские эпосы, можно получить еще много интересных сведений о древнейшей истории нашей страны. Все дороги ведут в Скифию!

 

1. В.И. АБАЕВ «Скифо-сарматские наречия» 1979г.

2. Макс Фасмер «Смешение языков и заимствование в языке» 1910г.

3. Мария Гимбутас «Цивилизация Великой Богини» 1991г.

4. Юхан Витикинд «История шведско-московитской войны XVII века». XVII в.

5. Ибн Хордадбех «Книга путей и стран» IX в.

6. Бартоломей Английский «О Свойствах вещей» XIIв.

7. Карта Германо-Сарматии Николауса Сансона XVII в.

8. Ката Стефана Борджиа XVв.

9. Карта Фра Мауро 1459 г.

10. Свод русско-литовских летописей «Хроника Быховца».

11. Сюзюмов М.Я., Иванов С.А. Комментарии к книге Лев Диакон «История». 1988г.

12. Стрыйковский М. «Хроника Польская, Литовская, Жмудская и всей Руси». 1582г.

13. Ян Длугош «Анналы, или хроники великих королей Польши» XVв.

14. В.Н.Татищев "История Российская". Первая половина XVIII века

15. «Повесть о стране Вятской» - после середины XVI века.

16. Козьма Пражский «Чешская хроника». XII век.

17. Мавро Орбини «Историография народа славянского». 1601г.

18. Жан Боден. «Метод легкого познания истории». 1566 г. Франция.

19. Пиотровский Б. Б. «Скифы и Урарту» в журнале «Вестник Древней Истории», 1989,

20. Учебник «История России. 6 класс, часть 1» 2019г.

21. Климов Г. А. Древнейшие индоевропеизмы картвельских языков. М., 1994. — 249 с. 2-е изд.: М.: УРСС, 2009

22. Андреев Н. Д. Раннеиндоевропейский праязык/ 1986г.

23. «Сказания светлейшему герцогу Тосканскому Козьме Третьему о Московии». 1680 г. Яков Рейтенфельс, путешественник и дипломат, уроженец Курляндии.

24. Геродот. История. V в. до н. э. Греция.

25. Прокопий Кесарийский «История войн» IV век. Византия

26. «Акбар-Наме». Тюркская летопись, содержащая сведения тюркского эпоса. 1596 г. Абу-л Фазл, визирь Великого Могола Акбара.

27. Методическая энциклопедия. Древняя география, том 2. Париж 1789г.

28. «Огуз-Наме» («Книга Огуза»). Тюркский эпос. Сохранилась в нескольких источниках, в частности в историческом сочинении начала XIV в. «Сборник летописей» Фазлуллаха Рашид ад-Дина.

29. «Деяния венгров». Содержит сведения из венгерского эпоса. XII в.

30. «Сказания о нартах. Осетинский эпос» 1978г.

31. «Скифия в историко-географической традиции античности и средних веков». Подосинов А.В., Джаксон Т.Н., Коновалова И.Г. Москва 2016

32. «География в алфавитном порядке», написанной в 1682г. французским историком и географом Мишелем Антуаном Бодрандом

33. И. Драсханакертци. История Армении.

34. Ancestry and demography and descendants of Iron Age nomads of the Eurasian Steppe. Nature Communications Статья 2017г.

35. Большая российская энциклопедия

36. «Киммерийцы и скифы» М.И. Артамонов

37. Поэма «Вальтарий» IX век.

38. «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена». Бичурин Н.Я. (Иакинф) 1953г.

39. «Мифы финно-угров» Петрухин В. Я. 2005г.

40. «Русские былины сарой и новой записи» Под редакцией Н.С. Тихонравова и В.Ф. Миллера. 1894г.

41.  «Сборник летописей» Фазлуллах Рашид ад-Дин начало XIVв.

42. «Родословное дерево тюрок». Абу-л-Гази-хан (хивинский хан, потомок Чингисхана). XVIIв.

 

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.