Ч Т О К Р О Е Т СЯЗАИМЕНАМИФАРАОНА? — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Ч Т О К Р О Е Т СЯЗАИМЕНАМИФАРАОНА?

2022-10-10 29
Ч Т О К Р О Е Т СЯЗАИМЕНАМИФАРАОНА? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Считается,чтоукаждогофараонабылопятьимен(вне-которыхслучаяхихчислодоходитдосеми!),одноизкоторыхонполучалприрождении,аостальныевыбиралсебеприкоро-нации.Однако,этовсеголишьтеорияинеболеечемпопытканайтивразумительноеобъяснениетому,почемуобразодногоитогожефараонаименуетсявсевремяпо-разному.

Любопытнозаметить,чтонадписивкартушах,какправило,непереводят.Вместоэтогочитателямпредлагаетсязвуковойэквивалентиероглифовкартуша,тоестьто,каконизвучатна древнеегипетскомязыке.Благодаряэтомумыузнали,какпро-износятсяиероглифы«Рамсес»,«Тутанхамон»,«Хатшепсут»,«Джосер»идругие.Темнеменее,самойсутиданныхиерогли-фовмынеузнали.Еслиотноситьсяккартушамкаккименамцарей,тозачемнамзнать,чтоониозначают?Однакоеслипом-


84                                                                                        СергейТрощенко.Иероглифы

 

 

нитьотом,чтофараонолицетворяетсобойчеловека,достиг-шеговершинвсего,чеготолькоможнодостичьзасвоюжизньвдуховномиматериальномплане,тонадписивкартушахна-чинаютигратьсовершенноинуюроль.Давайтепереведемне-сколькоизнихипосмотрим,очемонинамговорят.

 

Ш е п с е с- к а - ф — «Eго д у ш а б л а - г о р о д н а».

 

Х а ф -Р а — «Его п о я в л е н и е п о д о б н о в о с -х о д у Солнц а».

 

 

Х е п е р -х а -Ра- c е те п -ен - А м о н — «Ст а нь п о д о б н ы м в о с х о д у C о л нц а, и збранникНевидимого».

 

 

Хе п е р - к а - Ра — «С т а н ь д у ш о й Сол нц а».

 

 

Усе р - м аа т - Р а -c е теп - е н -Ра — «ВсемогущзаконСoлнцадляизбранникаСолнца».

 

 

А н к х- к а -Ра — «Ж и в о й д в о й н и к Со л нц а».

 

Неб-пехт и -Р а — «М а с те рс и л ы Солнц а», «в л а д е ю щ ий с и л о й Солнц а».

 

 

М е н и — «Я к р е п о к», «я те рп е л и в».


Фараон...Ктожеон?                                                                                                                                                                    85

 

 

Тe т и — «Я с о б р а н».

 

Маа - х е р у -Р а — «Сл о в а, к о т о р ы е С о л нц е в о п л о щ а eт в р е а л ьн о с т ь».

 

Этовсеголишьнесколькопримеровизогромногосписка,состоящегоболеечемизполуторатысячнадписей,которыйобычноассоциируютсименамифараонов.Но,какмывидим,каждаяизнихнесетвсебемаленькоепоформе,ноколоссаль-ноепосодержаниюпослание.Однинадписиописываютполо-жительныевнутренниекачествачеловека,превозносятегодо-стоинстваивнутреннююсилу.ДругиенадписиимеютявныйпоучительныйхарактериявляютсянапоминаниемчеловекуонеобходимостиподдерживатьвнутреннююсвязьсВысшимиCилами,сбожественнойСилой,посколькуименнотакчеловекможетобрестимогуществоивоплотитьвжизньзадуманноеснаименьшимизатратамиусилий.

Следуеттакжеотметить,чтокартушисопровождаютсявесь-малюбопытнымититуламитакими,как «слуга» или «раб».

 

Этоттитулзвучалбыоченьоскорбительнодляцарскойосо-бы,неправдали?Поэтомубылобыстраннымполагать,чтоонмоготноситьсякфараонукакреальномуисторическомулицу.Здесьявнопрослеживаетсяскрытыйсимволизм.Таккакфигурафараонацарская,тосмыслслова«раб»здесьследуетпониматьиносказательно.Втерминологиисимволизма«слуга»подразуме-ваетчеловека,способногопожертвоватьсвоимвременем,инте-ресамииусилиямирадинекихвысшихпринципов.Например,таких,какнеобходимостьоказатьпомощьиподдержкусвоемуближнемувчасегонужды.

Вглубинесвоейкаждыйизнасчувствует,чтовсесущее(че-ловечествовчастности)являетсяоднимцелымичтодваче-ловекакосвенносвязанымеждусобойтакимжеобразом,каклеваярукасвязанасправойрукой.Конечно,связьэтасуще-


86                                                                                        СергейТрощенко.Иероглифы

 

 

ствуеттольконаметафизическомуровне,носпособностьосо-знаватьеевсвоейповседневнойжизнисвидетельствуетовы-сокомуровнеосознанностичеловека,атакжеовершинахегодуховногоразвития.

 

«Сын С о л нц а»

 

Солнцеозначаетсвет,жизнесозиданиеивсеведение.МногиедревниедуховныетрадициииспользовалисимволизмСолнцадляописаниянекоегоисточникабожественнойэнергии,скры-тоговнутричеловека.НедаромвУпанишадахговорится,что«истиннаясущностьчеловекаиСолнцаявляетсяоднимитемже.Те,ктопонимаетэто,видятмирнасквозь».

Выдающийсятаджико-персидскийпоэт-суфийДжелаладдинРумитожесчитал,чточеловек—«носительэнергииСолнца».ЕпископправославнойроссийскойцерквиФеофанЗатворникговорил:«БогявляетсянашимдуховнымСолнцем.Связьсэтим„Солнцем“можетвкорнеизменитькартинувосприятиямира,посколькучеловекначнетосознаватьвещи,окоторыхоннемо-жетзнатьвобычномсостояниисознания.Например,онможетпредчувствоватьгрядущиесобытия,читатьмыслидругихлю-дейивидетьихистинныенамерения,пониматьневидимыесвя-зимеждувещамиимногое,многоедругое.ВместесэтимсвязьсвнутреннимСолнцемпринесетчеловекуощущениебезгранич-нойвнутреннейсвободы,счастьяибезусловнойлюбвикoвсемуокружающeму.Онкакбызановооткроетдлясебявесьмир.Bэтомсмыслеможносказать,чтосознаниечеловекаполностьюпреоб-разуетсяиперерождается,ионстановится„СыномСолнца“».

 

«Живущ ий в о в е к и в е к о в» и л и «б е сс м е р т н ый»

 

Этоттитулподразумеваетбессмертиедуши.Бессмертнаядуша—этовершинадуховногоростачеловека.Однакоздесьследуетпояснить,чтодревниеегиптянеподразумевалиподсловом«душа»,ибоонидавалиразныеназваниядлякаждойстадииформированиядуши,амывсеназываемоднимсловом,хотяэтовпринципеневерно.Кокон,например,нельзяназватьбабочкой.Ониназываютсяпо-разному,посколькуозначают


Фараон...Ктожеон?                                                                                                                                                                    87

 

 

разныестадиипревращениягусеницывбабочку.Онивыглядятпо-разному,испособностиихсовершенноразличны.Бабочкаможетлетать,акокон-тоипошевелитьсятолкомнеможет.Новслучаесдушойподобнаяклассификациявнашеммышлениинесуществует,аэто,всвоюочередь,рождаетмассунедоразу-менийикривотолковнаэтотсчет.

Египтянесчитали,чточеловекрождаетсялишьсзернышкомдуши,иунегонетникакихгарантийтого,чтоононепременнопрорастетиразовьетсявполноценнуюсветлуюдушу,облада-ющуюбезусловнойлюбовьюковсемусуществующему.Разви-таядуша—этобольшаяроскошь.Лишьнемногиеобладаютею.Зернышкодуши,или Ба,какназывалиееегиптяне,немо-жетрастиизничего.КакивсеостальноевнашейВселенной,онаматериальнаидляееполноценногоростатребуетсятонкаяматерия.Ксчастью,нашетелоустроенотак,чтоономожетвы-рабатыватьэтутонкуюматериюизпотребляемойнамипищи,воздухаивпечатлений.Однакооначастенькорастрачивает-сявпустуюнасовершеннобесполезнуюидажевредоноснуюдеятельность,ккоимотносятсябеспокойство,важность,зави-симость,жадность,леньивесьспектротрицательныхэмоций,начинаяотраздражительностиисамоосужденияизаканчиваяпрезрением,гневомияростью.Однавспышкаяростиилидру-гойбурнойотрицательнойэмоцииможетвыплеснутьогромнуючастьэнергиичеловекаивзорватьвсезапасыеготонкихсуб-станций,надолгоопустошивеговнутренне.Поэтомучеловекунеобходимо,во-первых,начатьэкономитьэтуматерию,аво-вторых,научитьсяповышатьпроизводительностьеевыработкипутемповышенияуровнясознания.Этопозволитнакапливатьтонкуюсубстанциювнутриорганизма,стольнеобходимуюдляформированиядуши.Но,накапливаясьсовременем,онабудетнаходитьсятамтольковрассеянномсостоянии.Дляполногоформированиядушинеобходимополноеслияниевсехмолекул

этойтонкойсубстанциивединоецелое.

Процессформированиядушиможноуподобитьпроцессуполученияледенцаизсмесисахарасводой.Сначаланеобхо-диморастворитьдостаточноеколичествокристалликовсахаравводедотехпор,покасмесьнепревратитсявгустойвязкийсироп.Затемэтусмесьнеобходимопоставитьнаогоньнане-сколькоминут,апотомубратьсогняиперелитьвформочку.Приостываниисиропкристаллизуетсяипринимаеттвердуюформу,повторяющуюсилуэтформочки.Вточноститакжеоб-


88                                                                                        СергейТрощенко.Иероглифы

 

 

стоятделаисдушой.Водавнашемпримере—эточеловече-скийорганизм,очертаниятела—этоформочка,акристалликисахара—этомолекулытонкойматериидуши.Ворганизмедол-женсуществоватьизбытокэтих молекул.Толькотогдакристал-лизациябудетвозможна.Приэтоммолекулытонкойматериидушисоединятсявединоецелоеипримутформуфизическоготелачеловека.Этоибудетдушойвполномсмыслеэтогосло-ва,Душойсбольшойбуквы,или Ка («душа-двойник»),какееназывалидревниеегиптяне.

Еслифизическоетелочеловека,обретшегоДушу,умрет,тоегосознаниеостанетсясДушой,которая,отделившисьотумер-шеготела,продолжитжитьсамостоятельно.Еслижечеловекначалнакапливатьнеобходимыетонкиесубстанции,ноумердотого,каконикристаллизовались,тогдаэтисубстанциираспада-ютсяирассеиваютсяодновременнососмертьюфизическоготела.Обретениебессмертнойдушииростсознанияприводятче-ловекакпониманию,чтоонявляетсябессмертнойсущностьюсамойжизни,котороенеподвластнозаконамвремени.Онстря-хиваетссебяиллюзиювременииосознает,чтоестьтолько Сей-

час ичтовсесуществуеттольковнем.

 

 

«О б л а д а те л ь с и л ы б ы к а»

 

Tитулнесколькопохожнаширокоизвестноевыражение«силенкакбык».Нодревнеегипетскийвариантимеетввидунетолькофизическуюсилу.Онтакжеподразумеваетвнутрен-нююсилудуши,силуегонамерений,атакжеспособностьслегкостьюпреодолеватьтакиевнутренниепрепятствия,каксо-мнения,страхиинерешительность.Человек,обладающийта-кимкачеством,становитсярешительнымидвижетсяпожизниуверенноилегко.

 

«Творе ц в еще й»

 

Обратитевниманиенато,чтодревниемудрецывыбралиобразчеловеческогоглазавкачествеиероглифа,означающегослова«творить,делать,созидатьисоздавать».Логичнейбылобыизобразитьдляэтогоруку.Однакоиероглифакцентирует


Фараон...Ктожеон?                                                                                                                                                                    89

 

 

вниманиененасозданиивещейсвоимисобственнымируками, ананеобходимостьпроцессавизуализациижелаемого,нави-денииконечногорезультата.

Оглянитесьвокругсебя.Каждаявещьввашемокружении,будьтокарандаш,стол,телефон,чайник,часы,носкиипрочее,вначалевозниклакакментальныйобразвголове.Атеперьонисуществуютвреальности.Какужеупоминалосьранее,процессвизуализациижелаемогопозволяетпритягиватьтехлюдейитесобытия,которыебудутнаилучшимобразомспособствоватьвоплощениюжелаемоговреальность.Сэтойточкизрения,че-ловек,овладевшийискусствомвизуализации,становится«твор-цомвещей».Онстановитсяавторомсвоейжизни.

 

«Ве л и к и е д у ш и»

 

Употреблениетитулавомножественномчислесвидетель-ствуетотом,чторечьидет неободномчеловеке,аонескольких.Вданномслучаеимеютсяввидувсетелюди,которыхмыназы-ваемвеликодушными.Нопосколькутитулприлагалсякодной-единственнойфигурефараона,тоследуетполагать,чтоонасимво-лизируетсобойлюбогочеловека,которыйобладаетвеликойдушой.

 

«Цар ь Юга и С е в е р а»

 

«B л а с те л и н д в у х земель»

 

Давайтеобратимособоевниманиена этидватитула.НиодинизнихнеупоминаетВерхнийЕгипетиНижнийЕгипет.Вообще,вдревнеегипетскихтекстахоЕгипетскомгосударствекактако-вомнеидетникакойречи.Тамтолькоговоритсяодвухземлях:оземлеСевераиЮга.Итолькопрочитавэтитексты,мыпонима-ем,чтоподэтимиопределениямидревниемудрецыподразумева-ли«видимыймир»и«невидимый»,«людское»и«божественное»,внешнююжизньчеловекаиеговнутреннююжизнь.Ониговорилиогармоничномпримирениииобъединенииэтих«двухземель»всознаниичеловека.Ониговорилиотом,какобрестинадними


90                                                                                        СергейТрощенко.Иероглифы

 

 

контроль,какнаучитьсявладетьсобойиобрестиблагополучиe,приведявсеаспектысвоейжизнивполнуюгармониюипорядок.Обэтомбылоизвестноипредставителямдругихучений.Напри-мер,вславяно-арийскихведахговоритсяомирахЯви(видимойчастиреальности)иНави(ееневидимойчасти)иотом,чточело-векникогдане«наломаетдров»вэтихмирах,еслитолькобудетидтипутем Прави(правды,истины,закона Божьего).

B«Ученииблагочестия»,священныхписанияхмистико-религиозноготеченияиудаизмаподназванием«хасидизм»,го-ворится:«ЕстьЕгипет,ноещесуществуетЕгипетсвященный,неприкосновенный,духовный.Помимо„Верхнего“и„НижнегоЕгипта“,существуют“Нижний”и“ВерхнийЕгипет”надуховномуровне».Темнеменее,многиепродолжаютсчитать,чтотитулы «царьЮгаиСевера»и«властелиндвухземель» подразумеваютреальноговладыкуЕгипта,апоэтомуихследуетинтерпрети-роватькак«царьВерхнегоЕгиптаиНижнегоЕгипта»,чтомы,собственноговоря,ивстречаемвсовременныхпереводах.Ноповодовдляподобногопредположенияещеменьше,чемповодовсчитатьИисусаХристареальнымцаремиудейскогогосударства.Действительно,вБиблииговорится,чтоИисусназываетсебяцарем,однакокаждыйзнает,чтореальнымпрокураторомИудеивтевременабылПонтийПилат.Кстати,подобнаяпрак-тикаименоватьцарямитех,ктодостигвершиндуховногосо-вершенства,небыларедкостью.ВXVIIвекеПатриархНикон,шестойПатриархМосковскийи ВсеяРуси,называлсяВеликимГосударем,аписьмасвоионвсегдаподписывалтак: «БожиеюмилостиюВеликийГосподиниГосударь,архиепископцарствую-щагоградаМосквыивсеавеликияималыяибелыяРосииивсеасеверныястраныипомориаимногихгосударствпатриарх». Новозможно,чточерезнесколькотысячелетийдлякого-тоэтопо-служитоснованиемпричислитьиПатриархаНикона,иИисусаХристакспискамгосударственныхдеятелей,вточноститакже,каксегодняегиптологипричисляюткспискугосударственныхдеятелейЕгиптаименафараонов,начертанныенастенаххрамов.

 

 

СИМВОЛИЗМЦАРСКИХРЕГАЛИЙ

 

НафрагментестенысвятилищавхрамеСетиI,находяще-госявгородеАбидос,мывидимУпуата(существосголовойсобакиителоммужчины),вручающегофараонуатрибутыцар-


Фараон...Ктожеон?                                                                                                                                                                    91

 

Упуат и Ф а р а о н, x р а м Сети I в А б и д о с е

 

 

скойвласти—крюкиплеть.Вкомпозициитакжеприсутству-ютдругиепредметы,которыеотносятсякрегалиямбоговица-рей.Aпосколькуизображенияданныхпредметoввстречаютсянапамятникахдревностидовольночасто,тонамбылобыпо-лезнымнаучитьсяпониматьихсмысл.

Древнеегипетскиежрецы,наплечахкоторыхлежалаот-ветственностьзасохранениеипередачуэзотерическихзна-ний,делаливсевозможное,чтобылюди,посещавшиехрамичитавшиетексты,невоспринималисозерцаемыеобразыииероглифы,ихокружавшие,вбуквальномсмысле.Дляэтогоонипомещали,например,головусобаки,барана,соколаилиибисанателочеловека,аголовучеловека—нателольва илисокола.Ведьвсездравомыслящиелюдизнают,чтопо-добныхсуществвжизнинебывает!Ониприделываликче-ловеческойфигуредвелевыхрукиилидвеправых,надевалицарскиекоронынастоящиесамипосебепосохи,цеплялина поясцарейбычьихвосты,изображалифараоновпашущиминаполяхисобирающимиурожай(чтосовсемнеявляетсяцарскимделом)итакдалееитомуподобное.

Конечноже,вэтихискусственносозданных,нереальныхобразахнебылоничегослучайного.Каждыйэлемент,каждыйпредметикаждаяегодетальнесливсебестрогоопределен-ныйсмысл,которыйвсовокупностисозначениемдругихде-


92                                                                                        СергейТрощенко.Иероглифы

 

Ф а р а о н п а ш ет и ж н ет, х р а м М е д и н ет Хабу

 

талейпередавалобщийзамыселиидеювсейкомпозициивцелом.Такимобразом,эзотерическоезнаниепередавалосьпо-средствомсимволизмафигур.Обладаязнаниемиероглифов,можнопроникнутьвсутьтого,чемужрецыобучаливсехтех,ктоприходилвхрам.Этознанияизпервоисточника,ивэтомсостоитихглавнаяценность!

Так,образУпуата—этонепростофигуркачудногобоже-ства,акомпозиционныйиероглиф,воплощающийсобойидеювременичеловекаито,чтоононесетемуссобой.

 

 

С е п

 

Иероглиф,изображающийидущуювпередсобаку (Сеп), означает «время»,атакже «возможность,случай,удача,при-вычка,поведениеипредназначение». Носледуетзаметить,чтоконцепциявременивпониманиидревнихегиптянотличаетсярадикальнымобразомотнашегосвамипониманиятого,чемявляетсявремя.Всовременномязыкеидеяпрошедшего,настоя-щегоибудущеговременичетковыражены. Поэтомумыисполь-зуемтакиевыражения,как,например,«яувидел»(прошедшеевремя),«явижу»(настоящеевремя)и«яувижу»(будущеевре-мя).Вдревнеегипетскомязыкеидеипрошлогоибудущегонетвообще.Словам«прошлое»и«будущее»нетсоответствующихиероглифов.Естьтолько«вечность».Естьтолькоздесьисей-час,черезкотороепротекаютвсепроцессы.Поэтомувсеглаго-лывиероглифическихтекстахпишутсявнастоящемвремени.


Фараон...Ктожеон?                                                                                                                                                                    93

 

Уп у а т

 

«Упуат» переводитсясдревнеегипетского,как «oткры-вающийпути»,«ведущийпопути»и«выносящийсуждениеопутях». Какнистранно,ноэтовполнесоответствуетопреде-лениювремени,посколькуименновнемвсежизненныесо-бытияимеютсвоеначало,развитиеизавершение.Итолькопоистечениюнекотороговремениможносудитьорезуль-татахчего-либо.Недаромвнародеговорят,что«всемусвоевремя»и«времярассудит».Нообожествахмыпоговоримвотдельнойглаве,потомучтоэтатематребуетособенногоксебевнимания,апокадавайтесноваобратимвниманиена картинкуизАбидоса.

 

А н к х

 

Позафараонауказываетнато,чтоонобращаетсякУпуа-туснекоторойпросьбой.Онимеетнекуюцельидеклариру-етсвоенамерение.Егоправаярукаедвакасаетсяиероглифа Aнкх,которыйозначает «жизнь»и«зеркало». Этотмаленькийфрагменткомпозицииможетпоказатьсянапервыйвзглядне-значительным,однакоегоглубинныйсмыслсостоитвтом,чтожизньчеловека,словнозеркало,являетсяотражениемеговнутреннихнамеренийицелей,отражениемегоценностейипомыслов.Жизньотражаетчеловекуто,чтоонвынашиваетусебявнутри.Есличеловекчего-тобоится,тоэтосогромнойдолейвероятностиреализуетсявегожизни,аеслионнастро-еннапобедуиуспех,тоонобязательностанетпобедителем.ПрикосновениекАнкхуозначает,чточеловекунеобходимопо-нятьпринципзеркальностижизни.

 

Д ж е д

 

Анкх опираетсянаиероглиф Джед,чтозначит «стабиль-ность,устойчивость,прочность,постоянство,твердость,непо-колебимость,стойкость,выносливость,терпение».


94                                                                                        СергейТрощенко.Иероглифы

 

В о з

 

АнкхиДжедскрепленымеждусобойтретьимиерогли-фом—скипетром (Во з),смыслкоторогозаключенвсловах «благополучие,достаток,успех,благосостояниеипроцветаниенафизическом,идуховномуровнях»,атакже «безмятежностьиспокойствие». Изшляпкискипетравыходитновый Анкх,за-темещеодинскипетр Воз иещеодин Анкх,направленныйкносуфараона.Смыслэтогофрагментазаключаетсявтом,чтотерпение,непоколебимостьистойкостьвжизнидолжныбытьпронизаныбезмятежностьюиспокойствием.Толькотогда,когдаонистанутнастолькожеестественными,какдыхание,вжиз-нипоявитсяместодлястабильногоуспеха,достатка,благопо-лучияипроцветания.Конечноже,наэтотребуетсявремя,а поэтомумывидимУпуата,держащим«стабильность,жизньипроцветание»человекавсвоейруке.

 

Еа к

 

 

Хену

 

ДругаярукаУпуатасжимаеткрюкиплеть,которыеонсоби-раетсяпередатьфараону.Kрюк(Eак) соответствуетиероглифу,означающему «господство,власть,правление,влиятельность». Аплеть(Хену)означает «карать,наказывать,бичевать». Этоозначает,чтовремяможетпринестичеловекувласть,аможетпринестиинаказание.Носудяпопозефараона,оннеторопитвремяинеспешитобрестивласть.Оннацеленнажизненноеблагополучие,культивируявсебетакиекачества,какбезмятеж-ность,спокойствие,терпениеипостоянство.Толькотакчеловексумеетудержатьбраздыправления,грамотнораспорядитьсясво-ейвластьюистатьсправедливымимудрымсудьей.

 

Такимобразом,становитсявполнеочевидно,чтофигурыфа-раонов,которыемывидимвмузеяхинастенахдревнеегипетскиххрамов,неимеютничегообщегосреальнымиисторическимиправителямиДревнегоЕгипта.Еслимыначнемотождествлять


Фараон...Ктожеон?                                                                                                                                                                    95

 

 

тогоилииногофараонасконкретнымисторическимлицом,тоунаснеизбежноначинаетвозникатьмассановыхнеразрешимыхпротиворечийипроблем.

Какбытамнибыло,всефактысвидетельствуютотом,чтоизображенияфараоновявляютсянеболеечемсимволическимипортретамимудрогоипросветленногочеловека,которыйсумелразвитьвсебесвоилyчшиекачестваистатьхозяиномсобствен-нойжизни.Иможносуверенностьюсказать,чтоэтиобразыбылисозданыдлянапоминаниячеловекуотом,кемонможетстатьвсвоейжизниичегоонможетдобитьсякаквдуховномплане,такивпланематериальном.


 

 

Врагифараона

 

 

Удуховноговоинанетвнешнихврагов.АЛЬ-КАЛАБАДИ

 

е,кточастопутешествуетпоЕгиптуипосещаетегомного-численныехрамы,наверноенеразобращаливниманиена страннуюзакономерность,котораяприсутствуетивархитектур-номдизайнеэтихдревнихсооружений,ивсвоеобразномпоряд-кеотображениянаихстенахключевыхсобытий,происходящихсфараономиегоокружением.Однакоэтообстоятельстворедкоукоговызываетдолжноелюбопытство,тосамоелюбопытство,котороепревращаетобычноготуриставпылкогоисследователяиведетегокразгадкамдревних тайнисвершениюновых открытий.НасприучилисмотретьнанаследиеДревнегоЕгиптаче-

резпризмусовременныхпредставленийобискусстве,вкото-ромпрославляетсяблесквнешнихформ,вкоторомпоощряетсяспонтанность,импровизацияиуходотклассическихканонов.Потомунамдаженеприходитвголовузадуматьсянадпро-стымвопросом,ачтоженасамомделестоялозаэтимиизо-бражениями,такзаботливоиискусновысеченныминамогу-чихстенахдревнеегипетскиххрамов?Зачемлюдивдревноститратилитакмногоусилийивременинасозданиевсегоэтого?Икакиеидеионихотелидонестидотех,ктоприходитвхрам?Ведьвеликиехрамыбылисооруженынедлятого,чтобыраз-влекатьприезжихтуристовиливосхвалятьвеличиедавнока-нувшихвЛетуфараонов.Ничтовнихнеслучайно.Ничтонеспонтанно.Каждыйиероглификаждоеизображениенаходитсянастрогоопределенномместе,соответствующемобщемуплануидизайнувсегохрамавцелом.

Люди,владеющиедревнеегипетскимязыком,знают,чтоие-роглифы,нанесенныенастеныхрама,формируютсвязанныемеждусобойтекстыичтоподавляющеебольшинствоэтихтек-стовобращенынепосредственнокчитателю,авовсенекдале-


Врагифараона                                                                                                                                                                                 97

 

 

комуцарюиливерховнымжрецам.Когдаподходишьккакому-либоизображениюиначинаешьчитатьтекст,связанныйсним,тоневольнозамечаешь,чтоонобращаетсякчитателюна«ты»:

 

(к a).

 

Создаетсятакоевпечатление,чтокаждоепослание,передко-торымвынаходитeсь,являетсяглубоколичнымичтоонобылосозданоспециальнодлявас,задолгодовашегопоявлениянасвет!

 

 

Фр а з а «Тебе д а н а ж и знь

и пр о ц в ет а н и е (у сп е х, д о с т а т о к)», х р а м М е д и н ет Хабу

 

Этоттекстподводитчитателякдругомутексту,атот,всвоюочередь,ведетктретьемуитакдалее,покачитатель,продвигаясьотвходавседальшеидальшевглубьхрама,непопадетвнутрьсвятилища,стеныкоторогосодержализаключительныеглавысокровенныхтекстов.Такимобразом,древнеегипетскийхрамможноуподобитьгигантскойкаменнойкниге,текстыкоторойнетольконаставляютчитателявразличныхдуховныхижизнен-ныхвопросах,нотакжеобучаютеготому,какприйтикуспеш-нойжизни,полнойизобилия,благополучия,любвиисчастья.

Ещенаподходахкпервомупилону,тоестькцентральномувходудревнеегипетскогохрама,можнозаметитьлюбопытныекартинынавысокихстенахслеваисправаотвходавхрам.Нанихпредставленфараон,хватающийзаволосысвоихврагов.Причемделаетонэтовсеголишьоднойрукой.Числовраговварьируется.ВхрамеГоравЭдфу,например,онодостигаетсе-мидесятидвух,авхрамеМединаХабу,расположенноговблизисовременногоегипетскогогородаЛуксор,ихчислопоперепи-сидостигаетстадвадцатишести,хотянабарельефемывидимизображениевсегосорокачетырехизних.

Понятно,чтониктонеспособенвзятьзаволосыодновре-менноболеетрехчеловек.Нотогдачтопредставляютсобойэтиобразы?Почемуизхрамавхрамповторяетсятематикавоенныхдействий,вкоторых,кстатизаметить,фараонвсегда


98                                                                                        СергейТрощенко.Иероглифы

 

Пере д в х о д о м в х р а м М е д и н ет Хабу

 

 

оказываетсяпобедителемидержитситуациюподсвоимкон-тролем?Вчембыланеобходимостьвысекатьэтивоинственныебарельефынастенахпервогопилона?

МногиегидыподостопримечательностямДревнегоЕгиптапытаютсяубедитьнасвтом,чтоданныеизображенияповеству-ютореальныхисторическихсобытиях,вкоторыхнекийфараонвелвоеннуюкампаниюпротиввражеских территорийиодержалвесьмазначительнуюисторическуюпобеду.Ониутверждают,чтобатальныесценыбудтобысоздавалисьспециальнопоприказуфа-раонасцельюявитьвсемумирузначимостьсвоеговеличияимо-гущества.Но,согласитесь,храмбожий—этонесовсемприемлемоеместодлятщеславногоповествованияопобедоносныхбаталиях.Следуетзаметить,чтониодноизрелигиозныхучений,которыепоявилисьнасветвследзадревнеегипетскойдуховнойтрадициейикоторыепозаимствовалиизнееключевыеконцепциииидеи,


Врагифараона                                                                                                                                                                                 99

 

 

несталоизображатькартиныреальныхисторическихбоевыхдей-ствийвместахслужениябогу.Тамприсутствуют толькоизобра-жения,символизирующиедуховныебаталии.Присутствуютонивиконографиикатолическойиправославнойцерквeй,уиндейцевмайяиацтеков,втрадицияхиндуизма,буддизма изороастризма, атакжевустнойтрадицииисламаиегоответвлений.Bсеони,безисключения,посвященыидееборьбыбожественныхсилснечи-стойсилой,добрасозлом,илиидееборьбывсегобожественного,чтоестьвчеловеке,сегонизменнымикачествами,спороками.Неужелидревнеегипетскиехрамыбылиединственнымред-кимисключениемизвсегорядарелигиозныхтрадиций?Дляответанаданныйвопросдавайтеобратимсязапомощьюкдревнимиероглифам,посколькуниктоиничтонесможетрас-сказатьнамоДревнемЕгиптетакполноиподробно,какэтомогутсделатьони.Однакоздесьмысталкиваемсяснебольшимпрепятствием:смыслмногихслов,которыемыиспользуемсе-годня,несколькоизменилсястечениемтысячелетий,анекото-рыепонятияизменилисьнастолькосильно,чтоэтоможетсо-служитьнамвесьмаплохуюслужбуприпереводе.Намтакжеследуетпомнить,чтоязыкиероглифовупотреблялсяисклю-чительнодляпередачидуховныхидейтоговремени,азначит,всетексты,написанныенаэтомязыке,такжедолжныбыть

связанысцельюпередачидуховногознания.

Длятогочтобыпонятьвсюзначимостьвышеизложенного,давайтепосмотримнаразницумеждусмысломипсихологи-ческимоттенкомслова«враг»,используемоговсовременномязыкe,исмысломэтогослова,существовавшемвдревнеегипет-скомязыке.Внастоящеевремяподсловом«враг»подразуме-ваетсяидейный,религиозныйиливоенныйпротивник,тот,ктонаходитсявсостояниивраждысвамиижелаетвамзла.Иначеговоря,слово«враг»подразумеваетдругогочеловека,которыйнамеренпричинитьвамвредтемилиинымобразом.

 

Кх е ф т и

 

Вдревнеегипетскомязыкеслову«враг»соответствовалие-роглиф Кхефти,изображающийсидящегочеловека,которыйбьетсебятопоромпоголове.Такимобразом,древниеeгиптянесчиталиврагомнетого,ктопричиняетвредвам,атого,ктопричиняетвредсамомусебе!Замечаетеразницумеждуэтими


100                                                                                      СергейТрощенко.Иероглифы

 

 

двумя,почтипротивоположнымивпсихологическомсмыслезначениямиодногоитогожеслова?

Вэтойсвязилюбопытновзглянутьнапереводиментех,кточастопротивостоитфараонуивсемусветломуидобромувнем.Стоитзаметить,чтониводномизкнижныхизданиийименавраговфараонанепереводятся.Тамприводитсятолькоихзву-ковоепроизношениенадревнеегипетскомязыке:Хеты,Дхути,Метчер,Нашэп,Акиу,Мер,Рекуит.п.Всеонипредставленыкакнаселениегосударств,враждебнонастроенныхпоотношениюкЕгипту.Новсежедавайтепереведемназванияэтихвраждеб-ных«народов»ипосмотрим,чтоизэтогоследует.

 

Д х у т и — с т р а х

 

П е к а у -эн-хет — т р у с о с т ь

 

Неш и т — г р у б о с т ь

 

К е н т — я р о с т ь

 

М е ст — н е н а в и с т ь

 

Нэ т ч а — ж а д н о с т ь

 

Х а к - и б — п о д л о е н а м е р е н и е

 

Т ч а — бе с ч е с т и е


Врагифараона                                                                                                                                                                             101

 

 

Шафит — злаявыходка

 

А тат — бе зрассудство

 

С и к х аа т — д у р ь

 

М е тчер —о забоченность

 

Себ а — в н у т р е нн ее с о пр о т и в л е н и е

 

Ииа б — п е р е н а пр я ж е н и е

 

К е ту — те, к т о х о д я т к р у г а м и, зацикленные

 

А б а ш и — забывчивость

 

 

Списокможнопродолжитьненаодиндесятокстраницэтойкниги,однаковсеэти«имена»враговбудутсоответствоватьна-званиямразличныхотрицательныхэмоций,человеческихсла-бостейипороков,атакжетехвнутреннихпсихологическихсо-стояний,которые,такилииначе,отравляютигубятвнутреннююивнешнююжизньчеловека.

 

Современнаямедицинасчитает,чтодлительноепережива-ниеотрицательныхэмоцийприводитчеловеческийорганизмк


102                                                                                      СергейТрощенко.Иероглифы

 

 

перенапряжениюиразличногородафизическимипсихическимзаболеваниям.Cуществуютмногочисленныемедицинскиеиссле-дования,доказывающие,чтонегативнонастроенныйчеловеквбольшейстепениподверженсердечно-сосудистымзаболеваниям.Частоепереживаниеотрицательныхэмоцийприводиткувели-чениюуровнябелкаворганизме,чтозначительноснижаетим-мунитет,атакжеувеличиваетрискразвитиясахарногодиабета.Bрачи,принимавшиеучастиеввоенныхкaмпанияхпрошло-

говека,свидетельствовали,чтосредисолдатармий,терпевшихпораженияитерявшихбоевойдух,частонаблюдалисьвспыш-китифаидизентерии,адлительнаяподавленностьитревогазатягивалипроцессзаживленияран.Bыдающийсяотечествен-ныйтерапевтС.П.Боткинтакженеоднократноподчеркивалвсвоихтрудах,чтоморальноесостояниебольного,характерегопереживаний,вераввыздоровлениеили,наоборот,ощущениебезнадежностииотчаянияимеюточеньважное,еслинерешаю-щее,влияниенарезультатлечения.

Нопомимоухудшениятелесногоздоровья,отрицательныеэмоциипричиняютчеловекунемаловредавегоповседневнойжизниичастоприводяткконфликтамсдругимилюдьми,по-тередрузейилюбимых,кпроблемамнаработеивсоциальномположении,аиногдаиксмерти. Существуетошибочноемнение,чтоякобывыражениеотрицательныхэмоцийможетпривестикжелаемомурезультату.Например,начальник,видя,какмед-ленноегоподчиненныепереносяткоробкисбытовойтехникой,начинаетнанихгневноорать,послечегоработникиначинаютпередвигатьсянамногобыстрее.Вродебыжелаемыйрезультатналицо,нопотомоказывается,чтокто-тоизрабочихотобидына такоеповедениеначальникапнулпарукоробокибытовыепри-боры,содержащиесявних,пришливнегодность.Витогеока-залось,чтостоимостьущербаотпотериприборовзначительнопревысилавсюприбыль,которуюначальникнадеялсяполучить,пытаясьсвоимгневомускоритьрабочийпроцесс.Хотяподоб-ныхпримеровсуществуетбесконечноемножество,большинстволюдей,ксожалению,невидитпагубныхпоследствийвыраже-ниясвоихотрицательныхэмоций,невидитвзаимосвязимеждусвоимидействиямииихпоследствиями.Аведьрезультатывы-являютсятолькопоистечениинекотороговремени.

Вотрицательныхэмоцияхнетникакойценности,иеслимыпримемврасчетвсенашизнанияоних,томожнобyдетсуве-ренностьюсказать,чтоотрицательныеэмоцииявляютсяисточ-


Врагифараона                                                                                                                                                                             103

 

 

никомзлаинаиглавнейшимврагомчеловека.Древниеeгиптянеоченьхорошозналиобэтомисчиталиобретениевластиикон-тролянадотрицательнымиэмоциямипервыминаиглавнейшимусловиемростадуховногоиматериальногоблагосостоянияче-ловека. Именнопоэтомуобразыфараонов,держащихвсехсвоихвраговзаволосыоднойрукой,украшаютстенынепосредственнопередцентральнымвходомвхрам.

 

Б И Т В А П Р И К А Д Е Ш Е

 

Пожалуй,однимизсамыхподробныхиобширныхповество-ванийовоенныхкампанияхсучастиемдревнихегиптянявляетсябитваприКадеше.Oнаякобысчитаетсяважнымисторическимсражением,произошедшиммеждувойскамиЕгипетскойиХетт-скойимперийоколо1284годадон.э.Считается,чтосражениеэтовелосьподпредводительствомфараонаРамзесаIIичтоoносталонастолькозначимымсобытием,чтодревниескульпторырешилиотобразитьегонастенахразличныххрамовтогоисто-рическогопериода.Самаядетальнаяпанорамавоенныхдействийэтогосражениябылаизображенанавходномфасадеколоссаль-ногохрамовогокомплексаподназваниемЛуксор.

Пристальноевниманиекэтомусражениюсостороныдрев-нихнемоглоневызватьинтересупредставителейсовремен-ногоученогосообщества.Однаковсераскопкиивсепопыт-кинайтиреальныеподтвержденияэтомуграндиозномусобы-тиютакинеувенчалисьуспехомдосихпор.Впрочем,какнеувенчалисьуспехомивсепредпринятыепопыткинайтипод-тверждениемногимдругимвоеннымбаталиям,отраженнымнастенахдревнеегипетскиххрамов.Вследствиеэтогосейчаспрактическиневозможносказать,соответствуетлидревнееги-петскоеповествованиеобэтойбитвеприКадешедействитель-нымисторическимсобытиямилинет.

Вполневозможно,чтовосновепоучительнойисторииочу-дотворнойвереисиледуховнойстойкостифараонаРамзесаII,проявленнойпоходубитвы,действительнолежитреальноеисторическоесобытие.Темнеменее,сампереводиероглифов,описывающихбитвуприКадеше,едвалиможноназватьисто-рическимдокументом,посколькуонизобилуетописаниямичу-десныхявлений,которыеникакнеукладываютсяврамкиправ-доподобного.Ктомуже,переводназванийполководцевипод-


104                                                                                      СергейТрощенко.Ие


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.109 с.