Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2022-10-10 | 29 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Считается,чтоукаждогофараонабылопятьимен(вне-которыхслучаяхихчислодоходитдосеми!),одноизкоторыхонполучалприрождении,аостальныевыбиралсебеприкоро-нации.Однако,этовсеголишьтеорияинеболеечемпопытканайтивразумительноеобъяснениетому,почемуобразодногоитогожефараонаименуетсявсевремяпо-разному.
Любопытнозаметить,чтонадписивкартушах,какправило,непереводят.Вместоэтогочитателямпредлагаетсязвуковойэквивалентиероглифовкартуша,тоестьто,каконизвучатна древнеегипетскомязыке.Благодаряэтомумыузнали,какпро-износятсяиероглифы«Рамсес»,«Тутанхамон»,«Хатшепсут»,«Джосер»идругие.Темнеменее,самойсутиданныхиерогли-фовмынеузнали.Еслиотноситьсяккартушамкаккименамцарей,тозачемнамзнать,чтоониозначают?Однакоеслипом-
84 СергейТрощенко.Иероглифы
нитьотом,чтофараонолицетворяетсобойчеловека,достиг-шеговершинвсего,чеготолькоможнодостичьзасвоюжизньвдуховномиматериальномплане,тонадписивкартушахна-чинаютигратьсовершенноинуюроль.Давайтепереведемне-сколькоизнихипосмотрим,очемонинамговорят.
Ш е п с е с- к а - ф — «Eго д у ш а б л а - г о р о д н а».
Х а ф -Р а — «Его п о я в л е н и е п о д о б н о в о с -х о д у Солнц а».
Х е п е р -х а -Ра- c е те п -ен - А м о н — «Ст а нь п о д о б н ы м в о с х о д у C о л нц а, и збранникНевидимого».
Хе п е р - к а - Ра — «С т а н ь д у ш о й Сол нц а».
Усе р - м аа т - Р а -c е теп - е н -Ра — «ВсемогущзаконСoлнцадляизбранникаСолнца».
А н к х- к а -Ра — «Ж и в о й д в о й н и к Со л нц а».
Неб-пехт и -Р а — «М а с те рс и л ы Солнц а», «в л а д е ю щ ий с и л о й Солнц а».
|
М е н и — «Я к р е п о к», «я те рп е л и в».
Фараон...Ктожеон? 85
Тe т и — «Я с о б р а н».
Маа - х е р у -Р а — «Сл о в а, к о т о р ы е С о л нц е в о п л о щ а eт в р е а л ьн о с т ь».
Этовсеголишьнесколькопримеровизогромногосписка,состоящегоболеечемизполуторатысячнадписей,которыйобычноассоциируютсименамифараонов.Но,какмывидим,каждаяизнихнесетвсебемаленькоепоформе,ноколоссаль-ноепосодержаниюпослание.Однинадписиописываютполо-жительныевнутренниекачествачеловека,превозносятегодо-стоинстваивнутреннююсилу.ДругиенадписиимеютявныйпоучительныйхарактериявляютсянапоминаниемчеловекуонеобходимостиподдерживатьвнутреннююсвязьсВысшимиCилами,сбожественнойСилой,посколькуименнотакчеловекможетобрестимогуществоивоплотитьвжизньзадуманноеснаименьшимизатратамиусилий.
Следуеттакжеотметить,чтокартушисопровождаютсявесь-малюбопытнымититуламитакими,как «слуга» или «раб».
Этоттитулзвучалбыоченьоскорбительнодляцарскойосо-бы,неправдали?Поэтомубылобыстраннымполагать,чтоонмоготноситьсякфараонукакреальномуисторическомулицу.Здесьявнопрослеживаетсяскрытыйсимволизм.Таккакфигурафараонацарская,тосмыслслова«раб»здесьследуетпониматьиносказательно.Втерминологиисимволизма«слуга»подразуме-ваетчеловека,способногопожертвоватьсвоимвременем,инте-ресамииусилиямирадинекихвысшихпринципов.Например,таких,какнеобходимостьоказатьпомощьиподдержкусвоемуближнемувчасегонужды.
Вглубинесвоейкаждыйизнасчувствует,чтовсесущее(че-ловечествовчастности)являетсяоднимцелымичтодваче-ловекакосвенносвязанымеждусобойтакимжеобразом,каклеваярукасвязанасправойрукой.Конечно,связьэтасуще-
86 СергейТрощенко.Иероглифы
|
ствуеттольконаметафизическомуровне,носпособностьосо-знаватьеевсвоейповседневнойжизнисвидетельствуетовы-сокомуровнеосознанностичеловека,атакжеовершинахегодуховногоразвития.
«Сын С о л нц а»
Солнцеозначаетсвет,жизнесозиданиеивсеведение.МногиедревниедуховныетрадициииспользовалисимволизмСолнцадляописаниянекоегоисточникабожественнойэнергии,скры-тоговнутричеловека.НедаромвУпанишадахговорится,что«истиннаясущностьчеловекаиСолнцаявляетсяоднимитемже.Те,ктопонимаетэто,видятмирнасквозь».
Выдающийсятаджико-персидскийпоэт-суфийДжелаладдинРумитожесчитал,чточеловек—«носительэнергииСолнца».ЕпископправославнойроссийскойцерквиФеофанЗатворникговорил:«БогявляетсянашимдуховнымСолнцем.Связьсэтим„Солнцем“можетвкорнеизменитькартинувосприятиямира,посколькучеловекначнетосознаватьвещи,окоторыхоннемо-жетзнатьвобычномсостояниисознания.Например,онможетпредчувствоватьгрядущиесобытия,читатьмыслидругихлю-дейивидетьихистинныенамерения,пониматьневидимыесвя-зимеждувещамиимногое,многоедругое.ВместесэтимсвязьсвнутреннимСолнцемпринесетчеловекуощущениебезгранич-нойвнутреннейсвободы,счастьяибезусловнойлюбвикoвсемуокружающeму.Онкакбызановооткроетдлясебявесьмир.Bэтомсмыслеможносказать,чтосознаниечеловекаполностьюпреоб-разуетсяиперерождается,ионстановится„СыномСолнца“».
«Живущ ий в о в е к и в е к о в» и л и «б е сс м е р т н ый»
Этоттитулподразумеваетбессмертиедуши.Бессмертнаядуша—этовершинадуховногоростачеловека.Однакоздесьследуетпояснить,чтодревниеегиптянеподразумевалиподсловом«душа»,ибоонидавалиразныеназваниядлякаждойстадииформированиядуши,амывсеназываемоднимсловом,хотяэтовпринципеневерно.Кокон,например,нельзяназватьбабочкой.Ониназываютсяпо-разному,посколькуозначают
Фараон...Ктожеон? 87
разныестадиипревращениягусеницывбабочку.Онивыглядятпо-разному,испособностиихсовершенноразличны.Бабочкаможетлетать,акокон-тоипошевелитьсятолкомнеможет.Новслучаесдушойподобнаяклассификациявнашеммышлениинесуществует,аэто,всвоюочередь,рождаетмассунедоразу-менийикривотолковнаэтотсчет.
|
Египтянесчитали,чточеловекрождаетсялишьсзернышкомдуши,иунегонетникакихгарантийтого,чтоононепременнопрорастетиразовьетсявполноценнуюсветлуюдушу,облада-ющуюбезусловнойлюбовьюковсемусуществующему.Разви-таядуша—этобольшаяроскошь.Лишьнемногиеобладаютею.Зернышкодуши,или Ба,какназывалиееегиптяне,немо-жетрастиизничего.КакивсеостальноевнашейВселенной,онаматериальнаидляееполноценногоростатребуетсятонкаяматерия.Ксчастью,нашетелоустроенотак,чтоономожетвы-рабатыватьэтутонкуюматериюизпотребляемойнамипищи,воздухаивпечатлений.Однакооначастенькорастрачивает-сявпустуюнасовершеннобесполезнуюидажевредоноснуюдеятельность,ккоимотносятсябеспокойство,важность,зави-симость,жадность,леньивесьспектротрицательныхэмоций,начинаяотраздражительностиисамоосужденияизаканчиваяпрезрением,гневомияростью.Однавспышкаяростиилидру-гойбурнойотрицательнойэмоцииможетвыплеснутьогромнуючастьэнергиичеловекаивзорватьвсезапасыеготонкихсуб-станций,надолгоопустошивеговнутренне.Поэтомучеловекунеобходимо,во-первых,начатьэкономитьэтуматерию,аво-вторых,научитьсяповышатьпроизводительностьеевыработкипутемповышенияуровнясознания.Этопозволитнакапливатьтонкуюсубстанциювнутриорганизма,стольнеобходимуюдляформированиядуши.Но,накапливаясьсовременем,онабудетнаходитьсятамтольковрассеянномсостоянии.Дляполногоформированиядушинеобходимополноеслияниевсехмолекул
этойтонкойсубстанциивединоецелое.
Процессформированиядушиможноуподобитьпроцессуполученияледенцаизсмесисахарасводой.Сначаланеобхо-диморастворитьдостаточноеколичествокристалликовсахаравводедотехпор,покасмесьнепревратитсявгустойвязкийсироп.Затемэтусмесьнеобходимопоставитьнаогоньнане-сколькоминут,апотомубратьсогняиперелитьвформочку.Приостываниисиропкристаллизуетсяипринимаеттвердуюформу,повторяющуюсилуэтформочки.Вточноститакжеоб-
88 СергейТрощенко.Иероглифы
|
стоятделаисдушой.Водавнашемпримере—эточеловече-скийорганизм,очертаниятела—этоформочка,акристалликисахара—этомолекулытонкойматериидуши.Ворганизмедол-женсуществоватьизбытокэтих молекул.Толькотогдакристал-лизациябудетвозможна.Приэтоммолекулытонкойматериидушисоединятсявединоецелоеипримутформуфизическоготелачеловека.Этоибудетдушойвполномсмыслеэтогосло-ва,Душойсбольшойбуквы,или Ка («душа-двойник»),какееназывалидревниеегиптяне.
Еслифизическоетелочеловека,обретшегоДушу,умрет,тоегосознаниеостанетсясДушой,которая,отделившисьотумер-шеготела,продолжитжитьсамостоятельно.Еслижечеловекначалнакапливатьнеобходимыетонкиесубстанции,ноумердотого,каконикристаллизовались,тогдаэтисубстанциираспада-ютсяирассеиваютсяодновременнососмертьюфизическоготела.Обретениебессмертнойдушииростсознанияприводятче-ловекакпониманию,чтоонявляетсябессмертнойсущностьюсамойжизни,котороенеподвластнозаконамвремени.Онстря-хиваетссебяиллюзиювременииосознает,чтоестьтолько Сей-
час ичтовсесуществуеттольковнем.
«О б л а д а те л ь с и л ы б ы к а»
Tитулнесколькопохожнаширокоизвестноевыражение«силенкакбык».Нодревнеегипетскийвариантимеетввидунетолькофизическуюсилу.Онтакжеподразумеваетвнутрен-нююсилудуши,силуегонамерений,атакжеспособностьслегкостьюпреодолеватьтакиевнутренниепрепятствия,каксо-мнения,страхиинерешительность.Человек,обладающийта-кимкачеством,становитсярешительнымидвижетсяпожизниуверенноилегко.
«Творе ц в еще й»
Обратитевниманиенато,чтодревниемудрецывыбралиобразчеловеческогоглазавкачествеиероглифа,означающегослова«творить,делать,созидатьисоздавать».Логичнейбылобыизобразитьдляэтогоруку.Однакоиероглифакцентирует
Фараон...Ктожеон? 89
вниманиененасозданиивещейсвоимисобственнымируками, ананеобходимостьпроцессавизуализациижелаемого,нави-денииконечногорезультата.
Оглянитесьвокругсебя.Каждаявещьввашемокружении,будьтокарандаш,стол,телефон,чайник,часы,носкиипрочее,вначалевозниклакакментальныйобразвголове.Атеперьонисуществуютвреальности.Какужеупоминалосьранее,процессвизуализациижелаемогопозволяетпритягиватьтехлюдейитесобытия,которыебудутнаилучшимобразомспособствоватьвоплощениюжелаемоговреальность.Сэтойточкизрения,че-ловек,овладевшийискусствомвизуализации,становится«твор-цомвещей».Онстановитсяавторомсвоейжизни.
«Ве л и к и е д у ш и»
Употреблениетитулавомножественномчислесвидетель-ствуетотом,чторечьидет неободномчеловеке,аонескольких.Вданномслучаеимеютсяввидувсетелюди,которыхмыназы-ваемвеликодушными.Нопосколькутитулприлагалсякодной-единственнойфигурефараона,тоследуетполагать,чтоонасимво-лизируетсобойлюбогочеловека,которыйобладаетвеликойдушой.
|
«Цар ь Юга и С е в е р а»
«B л а с те л и н д в у х земель»
Давайтеобратимособоевниманиена этидватитула.НиодинизнихнеупоминаетВерхнийЕгипетиНижнийЕгипет.Вообще,вдревнеегипетскихтекстахоЕгипетскомгосударствекактако-вомнеидетникакойречи.Тамтолькоговоритсяодвухземлях:оземлеСевераиЮга.Итолькопрочитавэтитексты,мыпонима-ем,чтоподэтимиопределениямидревниемудрецыподразумева-ли«видимыймир»и«невидимый»,«людское»и«божественное»,внешнююжизньчеловекаиеговнутреннююжизнь.Ониговорилиогармоничномпримирениииобъединенииэтих«двухземель»всознаниичеловека.Ониговорилиотом,какобрестинадними
90 СергейТрощенко.Иероглифы
контроль,какнаучитьсявладетьсобойиобрестиблагополучиe,приведявсеаспектысвоейжизнивполнуюгармониюипорядок.Обэтомбылоизвестноипредставителямдругихучений.Напри-мер,вславяно-арийскихведахговоритсяомирахЯви(видимойчастиреальности)иНави(ееневидимойчасти)иотом,чточело-векникогдане«наломаетдров»вэтихмирах,еслитолькобудетидтипутем Прави(правды,истины,закона Божьего).
B«Ученииблагочестия»,священныхписанияхмистико-религиозноготеченияиудаизмаподназванием«хасидизм»,го-ворится:«ЕстьЕгипет,ноещесуществуетЕгипетсвященный,неприкосновенный,духовный.Помимо„Верхнего“и„НижнегоЕгипта“,существуют“Нижний”и“ВерхнийЕгипет”надуховномуровне».Темнеменее,многиепродолжаютсчитать,чтотитулы «царьЮгаиСевера»и«властелиндвухземель» подразумеваютреальноговладыкуЕгипта,апоэтомуихследуетинтерпрети-роватькак«царьВерхнегоЕгиптаиНижнегоЕгипта»,чтомы,собственноговоря,ивстречаемвсовременныхпереводах.Ноповодовдляподобногопредположенияещеменьше,чемповодовсчитатьИисусаХристареальнымцаремиудейскогогосударства.Действительно,вБиблииговорится,чтоИисусназываетсебяцарем,однакокаждыйзнает,чтореальнымпрокураторомИудеивтевременабылПонтийПилат.Кстати,подобнаяпрак-тикаименоватьцарямитех,ктодостигвершиндуховногосо-вершенства,небыларедкостью.ВXVIIвекеПатриархНикон,шестойПатриархМосковскийи ВсеяРуси,называлсяВеликимГосударем,аписьмасвоионвсегдаподписывалтак: «БожиеюмилостиюВеликийГосподиниГосударь,архиепископцарствую-щагоградаМосквыивсеавеликияималыяибелыяРосииивсеасеверныястраныипомориаимногихгосударствпатриарх». Новозможно,чточерезнесколькотысячелетийдлякого-тоэтопо-служитоснованиемпричислитьиПатриархаНикона,иИисусаХристакспискамгосударственныхдеятелей,вточноститакже,каксегодняегиптологипричисляюткспискугосударственныхдеятелейЕгиптаименафараонов,начертанныенастенаххрамов.
СИМВОЛИЗМЦАРСКИХРЕГАЛИЙ
НафрагментестенысвятилищавхрамеСетиI,находяще-госявгородеАбидос,мывидимУпуата(существосголовойсобакиителоммужчины),вручающегофараонуатрибутыцар-
Фараон...Ктожеон? 91
Упуат и Ф а р а о н, x р а м Сети I в А б и д о с е
скойвласти—крюкиплеть.Вкомпозициитакжеприсутству-ютдругиепредметы,которыеотносятсякрегалиямбоговица-рей.Aпосколькуизображенияданныхпредметoввстречаютсянапамятникахдревностидовольночасто,тонамбылобыпо-лезнымнаучитьсяпониматьихсмысл.
Древнеегипетскиежрецы,наплечахкоторыхлежалаот-ветственностьзасохранениеипередачуэзотерическихзна-ний,делаливсевозможное,чтобылюди,посещавшиехрамичитавшиетексты,невоспринималисозерцаемыеобразыииероглифы,ихокружавшие,вбуквальномсмысле.Дляэтогоонипомещали,например,головусобаки,барана,соколаилиибисанателочеловека,аголовучеловека—нателольва илисокола.Ведьвсездравомыслящиелюдизнают,чтопо-добныхсуществвжизнинебывает!Ониприделываликче-ловеческойфигуредвелевыхрукиилидвеправых,надевалицарскиекоронынастоящиесамипосебепосохи,цеплялина поясцарейбычьихвосты,изображалифараоновпашущиминаполяхисобирающимиурожай(чтосовсемнеявляетсяцарскимделом)итакдалееитомуподобное.
Конечноже,вэтихискусственносозданных,нереальныхобразахнебылоничегослучайного.Каждыйэлемент,каждыйпредметикаждаяегодетальнесливсебестрогоопределен-ныйсмысл,которыйвсовокупностисозначениемдругихде-
92 СергейТрощенко.Иероглифы
Ф а р а о н п а ш ет и ж н ет, х р а м М е д и н ет Хабу
талейпередавалобщийзамыселиидеювсейкомпозициивцелом.Такимобразом,эзотерическоезнаниепередавалосьпо-средствомсимволизмафигур.Обладаязнаниемиероглифов,можнопроникнутьвсутьтого,чемужрецыобучаливсехтех,ктоприходилвхрам.Этознанияизпервоисточника,ивэтомсостоитихглавнаяценность!
Так,образУпуата—этонепростофигуркачудногобоже-ства,акомпозиционныйиероглиф,воплощающийсобойидеювременичеловекаито,чтоононесетемуссобой.
С е п
Иероглиф,изображающийидущуювпередсобаку (Сеп), означает «время»,атакже «возможность,случай,удача,при-вычка,поведениеипредназначение». Носледуетзаметить,чтоконцепциявременивпониманиидревнихегиптянотличаетсярадикальнымобразомотнашегосвамипониманиятого,чемявляетсявремя.Всовременномязыкеидеяпрошедшего,настоя-щегоибудущеговременичетковыражены. Поэтомумыисполь-зуемтакиевыражения,как,например,«яувидел»(прошедшеевремя),«явижу»(настоящеевремя)и«яувижу»(будущеевре-мя).Вдревнеегипетскомязыкеидеипрошлогоибудущегонетвообще.Словам«прошлое»и«будущее»нетсоответствующихиероглифов.Естьтолько«вечность».Естьтолькоздесьисей-час,черезкотороепротекаютвсепроцессы.Поэтомувсеглаго-лывиероглифическихтекстахпишутсявнастоящемвремени.
Фараон...Ктожеон? 93
Уп у а т
«Упуат» переводитсясдревнеегипетского,как «oткры-вающийпути»,«ведущийпопути»и«выносящийсуждениеопутях». Какнистранно,ноэтовполнесоответствуетопреде-лениювремени,посколькуименновнемвсежизненныесо-бытияимеютсвоеначало,развитиеизавершение.Итолькопоистечениюнекотороговремениможносудитьорезуль-татахчего-либо.Недаромвнародеговорят,что«всемусвоевремя»и«времярассудит».Нообожествахмыпоговоримвотдельнойглаве,потомучтоэтатематребуетособенногоксебевнимания,апокадавайтесноваобратимвниманиена картинкуизАбидоса.
А н к х
Позафараонауказываетнато,чтоонобращаетсякУпуа-туснекоторойпросьбой.Онимеетнекуюцельидеклариру-етсвоенамерение.Егоправаярукаедвакасаетсяиероглифа Aнкх,которыйозначает «жизнь»и«зеркало». Этотмаленькийфрагменткомпозицииможетпоказатьсянапервыйвзглядне-значительным,однакоегоглубинныйсмыслсостоитвтом,чтожизньчеловека,словнозеркало,являетсяотражениемеговнутреннихнамеренийицелей,отражениемегоценностейипомыслов.Жизньотражаетчеловекуто,чтоонвынашиваетусебявнутри.Есличеловекчего-тобоится,тоэтосогромнойдолейвероятностиреализуетсявегожизни,аеслионнастро-еннапобедуиуспех,тоонобязательностанетпобедителем.ПрикосновениекАнкхуозначает,чточеловекунеобходимопо-нятьпринципзеркальностижизни.
Д ж е д
Анкх опираетсянаиероглиф Джед,чтозначит «стабиль-ность,устойчивость,прочность,постоянство,твердость,непо-колебимость,стойкость,выносливость,терпение».
94 СергейТрощенко.Иероглифы
В о з
АнкхиДжедскрепленымеждусобойтретьимиерогли-фом—скипетром (Во з),смыслкоторогозаключенвсловах «благополучие,достаток,успех,благосостояниеипроцветаниенафизическом,идуховномуровнях»,атакже «безмятежностьиспокойствие». Изшляпкискипетравыходитновый Анкх,за-темещеодинскипетр Воз иещеодин Анкх,направленныйкносуфараона.Смыслэтогофрагментазаключаетсявтом,чтотерпение,непоколебимостьистойкостьвжизнидолжныбытьпронизаныбезмятежностьюиспокойствием.Толькотогда,когдаонистанутнастолькожеестественными,какдыхание,вжиз-нипоявитсяместодлястабильногоуспеха,достатка,благопо-лучияипроцветания.Конечноже,наэтотребуетсявремя,а поэтомумывидимУпуата,держащим«стабильность,жизньипроцветание»человекавсвоейруке.
Еа к
Хену
ДругаярукаУпуатасжимаеткрюкиплеть,которыеонсоби-раетсяпередатьфараону.Kрюк(Eак) соответствуетиероглифу,означающему «господство,власть,правление,влиятельность». Аплеть(Хену)означает «карать,наказывать,бичевать». Этоозначает,чтовремяможетпринестичеловекувласть,аможетпринестиинаказание.Носудяпопозефараона,оннеторопитвремяинеспешитобрестивласть.Оннацеленнажизненноеблагополучие,культивируявсебетакиекачества,какбезмятеж-ность,спокойствие,терпениеипостоянство.Толькотакчеловексумеетудержатьбраздыправления,грамотнораспорядитьсясво-ейвластьюистатьсправедливымимудрымсудьей.
Такимобразом,становитсявполнеочевидно,чтофигурыфа-раонов,которыемывидимвмузеяхинастенахдревнеегипетскиххрамов,неимеютничегообщегосреальнымиисторическимиправителямиДревнегоЕгипта.Еслимыначнемотождествлять
Фараон...Ктожеон? 95
тогоилииногофараонасконкретнымисторическимлицом,тоунаснеизбежноначинаетвозникатьмассановыхнеразрешимыхпротиворечийипроблем.
Какбытамнибыло,всефактысвидетельствуютотом,чтоизображенияфараоновявляютсянеболеечемсимволическимипортретамимудрогоипросветленногочеловека,которыйсумелразвитьвсебесвоилyчшиекачестваистатьхозяиномсобствен-нойжизни.Иможносуверенностьюсказать,чтоэтиобразыбылисозданыдлянапоминаниячеловекуотом,кемонможетстатьвсвоейжизниичегоонможетдобитьсякаквдуховномплане,такивпланематериальном.
Врагифараона
Удуховноговоинанетвнешнихврагов.АЛЬ-КАЛАБАДИ
е,кточастопутешествуетпоЕгиптуипосещаетегомного-численныехрамы,наверноенеразобращаливниманиена страннуюзакономерность,котораяприсутствуетивархитектур-номдизайнеэтихдревнихсооружений,ивсвоеобразномпоряд-кеотображениянаихстенахключевыхсобытий,происходящихсфараономиегоокружением.Однакоэтообстоятельстворедкоукоговызываетдолжноелюбопытство,тосамоелюбопытство,котороепревращаетобычноготуриставпылкогоисследователяиведетегокразгадкамдревних тайнисвершениюновых открытий.НасприучилисмотретьнанаследиеДревнегоЕгиптаче-
резпризмусовременныхпредставленийобискусстве,вкото-ромпрославляетсяблесквнешнихформ,вкоторомпоощряетсяспонтанность,импровизацияиуходотклассическихканонов.Потомунамдаженеприходитвголовузадуматьсянадпро-стымвопросом,ачтоженасамомделестоялозаэтимиизо-бражениями,такзаботливоиискусновысеченныминамогу-чихстенахдревнеегипетскиххрамов?Зачемлюдивдревноститратилитакмногоусилийивременинасозданиевсегоэтого?Икакиеидеионихотелидонестидотех,ктоприходитвхрам?Ведьвеликиехрамыбылисооруженынедлятого,чтобыраз-влекатьприезжихтуристовиливосхвалятьвеличиедавнока-нувшихвЛетуфараонов.Ничтовнихнеслучайно.Ничтонеспонтанно.Каждыйиероглификаждоеизображениенаходитсянастрогоопределенномместе,соответствующемобщемуплануидизайнувсегохрамавцелом.
Люди,владеющиедревнеегипетскимязыком,знают,чтоие-роглифы,нанесенныенастеныхрама,формируютсвязанныемеждусобойтекстыичтоподавляющеебольшинствоэтихтек-стовобращенынепосредственнокчитателю,авовсенекдале-
Врагифараона 97
комуцарюиливерховнымжрецам.Когдаподходишьккакому-либоизображениюиначинаешьчитатьтекст,связанныйсним,тоневольнозамечаешь,чтоонобращаетсякчитателюна«ты»:
(к a).
Создаетсятакоевпечатление,чтокаждоепослание,передко-торымвынаходитeсь,являетсяглубоколичнымичтоонобылосозданоспециальнодлявас,задолгодовашегопоявлениянасвет!
Фр а з а «Тебе д а н а ж и знь
и пр о ц в ет а н и е (у сп е х, д о с т а т о к)», х р а м М е д и н ет Хабу
Этоттекстподводитчитателякдругомутексту,атот,всвоюочередь,ведетктретьемуитакдалее,покачитатель,продвигаясьотвходавседальшеидальшевглубьхрама,непопадетвнутрьсвятилища,стеныкоторогосодержализаключительныеглавысокровенныхтекстов.Такимобразом,древнеегипетскийхрамможноуподобитьгигантскойкаменнойкниге,текстыкоторойнетольконаставляютчитателявразличныхдуховныхижизнен-ныхвопросах,нотакжеобучаютеготому,какприйтикуспеш-нойжизни,полнойизобилия,благополучия,любвиисчастья.
Ещенаподходахкпервомупилону,тоестькцентральномувходудревнеегипетскогохрама,можнозаметитьлюбопытныекартинынавысокихстенахслеваисправаотвходавхрам.Нанихпредставленфараон,хватающийзаволосысвоихврагов.Причемделаетонэтовсеголишьоднойрукой.Числовраговварьируется.ВхрамеГоравЭдфу,например,онодостигаетсе-мидесятидвух,авхрамеМединаХабу,расположенноговблизисовременногоегипетскогогородаЛуксор,ихчислопоперепи-сидостигаетстадвадцатишести,хотянабарельефемывидимизображениевсегосорокачетырехизних.
Понятно,чтониктонеспособенвзятьзаволосыодновре-менноболеетрехчеловек.Нотогдачтопредставляютсобойэтиобразы?Почемуизхрамавхрамповторяетсятематикавоенныхдействий,вкоторых,кстатизаметить,фараонвсегда
98 СергейТрощенко.Иероглифы
Пере д в х о д о м в х р а м М е д и н ет Хабу
оказываетсяпобедителемидержитситуациюподсвоимкон-тролем?Вчембыланеобходимостьвысекатьэтивоинственныебарельефынастенахпервогопилона?
МногиегидыподостопримечательностямДревнегоЕгиптапытаютсяубедитьнасвтом,чтоданныеизображенияповеству-ютореальныхисторическихсобытиях,вкоторыхнекийфараонвелвоеннуюкампаниюпротиввражеских территорийиодержалвесьмазначительнуюисторическуюпобеду.Ониутверждают,чтобатальныесценыбудтобысоздавалисьспециальнопоприказуфа-раонасцельюявитьвсемумирузначимостьсвоеговеличияимо-гущества.Но,согласитесь,храмбожий—этонесовсемприемлемоеместодлятщеславногоповествованияопобедоносныхбаталиях.Следуетзаметить,чтониодноизрелигиозныхучений,которыепоявилисьнасветвследзадревнеегипетскойдуховнойтрадициейикоторыепозаимствовалиизнееключевыеконцепциииидеи,
Врагифараона 99
несталоизображатькартиныреальныхисторическихбоевыхдей-ствийвместахслужениябогу.Тамприсутствуют толькоизобра-жения,символизирующиедуховныебаталии.Присутствуютонивиконографиикатолическойиправославнойцерквeй,уиндейцевмайяиацтеков,втрадицияхиндуизма,буддизма изороастризма, атакжевустнойтрадицииисламаиегоответвлений.Bсеони,безисключения,посвященыидееборьбыбожественныхсилснечи-стойсилой,добрасозлом,илиидееборьбывсегобожественного,чтоестьвчеловеке,сегонизменнымикачествами,спороками.Неужелидревнеегипетскиехрамыбылиединственнымред-кимисключениемизвсегорядарелигиозныхтрадиций?Дляответанаданныйвопросдавайтеобратимсязапомощьюкдревнимиероглифам,посколькуниктоиничтонесможетрас-сказатьнамоДревнемЕгиптетакполноиподробно,какэтомогутсделатьони.Однакоздесьмысталкиваемсяснебольшимпрепятствием:смыслмногихслов,которыемыиспользуемсе-годня,несколькоизменилсястечениемтысячелетий,анекото-рыепонятияизменилисьнастолькосильно,чтоэтоможетсо-служитьнамвесьмаплохуюслужбуприпереводе.Намтакжеследуетпомнить,чтоязыкиероглифовупотреблялсяисклю-чительнодляпередачидуховныхидейтоговремени,азначит,всетексты,написанныенаэтомязыке,такжедолжныбыть
связанысцельюпередачидуховногознания.
Длятогочтобыпонятьвсюзначимостьвышеизложенного,давайтепосмотримнаразницумеждусмысломипсихологи-ческимоттенкомслова«враг»,используемоговсовременномязыкe,исмысломэтогослова,существовавшемвдревнеегипет-скомязыке.Внастоящеевремяподсловом«враг»подразуме-ваетсяидейный,религиозныйиливоенныйпротивник,тот,ктонаходитсявсостояниивраждысвамиижелаетвамзла.Иначеговоря,слово«враг»подразумеваетдругогочеловека,которыйнамеренпричинитьвамвредтемилиинымобразом.
Кх е ф т и
Вдревнеегипетскомязыкеслову«враг»соответствовалие-роглиф Кхефти,изображающийсидящегочеловека,которыйбьетсебятопоромпоголове.Такимобразом,древниеeгиптянесчиталиврагомнетого,ктопричиняетвредвам,атого,ктопричиняетвредсамомусебе!Замечаетеразницумеждуэтими
100 СергейТрощенко.Иероглифы
двумя,почтипротивоположнымивпсихологическомсмыслезначениямиодногоитогожеслова?
Вэтойсвязилюбопытновзглянутьнапереводиментех,кточастопротивостоитфараонуивсемусветломуидобромувнем.Стоитзаметить,чтониводномизкнижныхизданиийименавраговфараонанепереводятся.Тамприводитсятолькоихзву-ковоепроизношениенадревнеегипетскомязыке:Хеты,Дхути,Метчер,Нашэп,Акиу,Мер,Рекуит.п.Всеонипредставленыкакнаселениегосударств,враждебнонастроенныхпоотношениюкЕгипту.Новсежедавайтепереведемназванияэтихвраждеб-ных«народов»ипосмотрим,чтоизэтогоследует.
Д х у т и — с т р а х
П е к а у -эн-хет — т р у с о с т ь
Неш и т — г р у б о с т ь
К е н т — я р о с т ь
М е ст — н е н а в и с т ь
Нэ т ч а — ж а д н о с т ь
Х а к - и б — п о д л о е н а м е р е н и е
Т ч а — бе с ч е с т и е
Врагифараона 101
Шафит — злаявыходка
А тат — бе зрассудство
С и к х аа т — д у р ь
М е тчер —о забоченность
Себ а — в н у т р е нн ее с о пр о т и в л е н и е
Ииа б — п е р е н а пр я ж е н и е
К е ту — те, к т о х о д я т к р у г а м и, зацикленные
А б а ш и — забывчивость
Списокможнопродолжитьненаодиндесятокстраницэтойкниги,однаковсеэти«имена»враговбудутсоответствоватьна-званиямразличныхотрицательныхэмоций,человеческихсла-бостейипороков,атакжетехвнутреннихпсихологическихсо-стояний,которые,такилииначе,отравляютигубятвнутреннююивнешнююжизньчеловека.
Современнаямедицинасчитает,чтодлительноепережива-ниеотрицательныхэмоцийприводитчеловеческийорганизмк
102 СергейТрощенко.Иероглифы
перенапряжениюиразличногородафизическимипсихическимзаболеваниям.Cуществуютмногочисленныемедицинскиеиссле-дования,доказывающие,чтонегативнонастроенныйчеловеквбольшейстепениподверженсердечно-сосудистымзаболеваниям.Частоепереживаниеотрицательныхэмоцийприводиткувели-чениюуровнябелкаворганизме,чтозначительноснижаетим-мунитет,атакжеувеличиваетрискразвитиясахарногодиабета.Bрачи,принимавшиеучастиеввоенныхкaмпанияхпрошло-
говека,свидетельствовали,чтосредисолдатармий,терпевшихпораженияитерявшихбоевойдух,частонаблюдалисьвспыш-китифаидизентерии,адлительнаяподавленностьитревогазатягивалипроцессзаживленияран.Bыдающийсяотечествен-ныйтерапевтС.П.Боткинтакженеоднократноподчеркивалвсвоихтрудах,чтоморальноесостояниебольного,характерегопереживаний,вераввыздоровлениеили,наоборот,ощущениебезнадежностииотчаянияимеюточеньважное,еслинерешаю-щее,влияниенарезультатлечения.
Нопомимоухудшениятелесногоздоровья,отрицательныеэмоциипричиняютчеловекунемаловредавегоповседневнойжизниичастоприводяткконфликтамсдругимилюдьми,по-тередрузейилюбимых,кпроблемамнаработеивсоциальномположении,аиногдаиксмерти. Существуетошибочноемнение,чтоякобывыражениеотрицательныхэмоцийможетпривестикжелаемомурезультату.Например,начальник,видя,какмед-ленноегоподчиненныепереносяткоробкисбытовойтехникой,начинаетнанихгневноорать,послечегоработникиначинаютпередвигатьсянамногобыстрее.Вродебыжелаемыйрезультатналицо,нопотомоказывается,чтокто-тоизрабочихотобидына такоеповедениеначальникапнулпарукоробокибытовыепри-боры,содержащиесявних,пришливнегодность.Витогеока-залось,чтостоимостьущербаотпотериприборовзначительнопревысилавсюприбыль,которуюначальникнадеялсяполучить,пытаясьсвоимгневомускоритьрабочийпроцесс.Хотяподоб-ныхпримеровсуществуетбесконечноемножество,большинстволюдей,ксожалению,невидитпагубныхпоследствийвыраже-ниясвоихотрицательныхэмоций,невидитвзаимосвязимеждусвоимидействиямииихпоследствиями.Аведьрезультатывы-являютсятолькопоистечениинекотороговремени.
Вотрицательныхэмоцияхнетникакойценности,иеслимыпримемврасчетвсенашизнанияоних,томожнобyдетсуве-ренностьюсказать,чтоотрицательныеэмоцииявляютсяисточ-
Врагифараона 103
никомзлаинаиглавнейшимврагомчеловека.Древниеeгиптянеоченьхорошозналиобэтомисчиталиобретениевластиикон-тролянадотрицательнымиэмоциямипервыминаиглавнейшимусловиемростадуховногоиматериальногоблагосостоянияче-ловека. Именнопоэтомуобразыфараонов,держащихвсехсвоихвраговзаволосыоднойрукой,украшаютстенынепосредственнопередцентральнымвходомвхрам.
Б И Т В А П Р И К А Д Е Ш Е
Пожалуй,однимизсамыхподробныхиобширныхповество-ванийовоенныхкампанияхсучастиемдревнихегиптянявляетсябитваприКадеше.Oнаякобысчитаетсяважнымисторическимсражением,произошедшиммеждувойскамиЕгипетскойиХетт-скойимперийоколо1284годадон.э.Считается,чтосражениеэтовелосьподпредводительствомфараонаРамзесаIIичтоoносталонастолькозначимымсобытием,чтодревниескульпторырешилиотобразитьегонастенахразличныххрамовтогоисто-рическогопериода.Самаядетальнаяпанорамавоенныхдействийэтогосражениябылаизображенанавходномфасадеколоссаль-ногохрамовогокомплексаподназваниемЛуксор.
Пристальноевниманиекэтомусражениюсостороныдрев-нихнемоглоневызватьинтересупредставителейсовремен-ногоученогосообщества.Однаковсераскопкиивсепопыт-кинайтиреальныеподтвержденияэтомуграндиозномусобы-тиютакинеувенчалисьуспехомдосихпор.Впрочем,какнеувенчалисьуспехомивсепредпринятыепопыткинайтипод-тверждениемногимдругимвоеннымбаталиям,отраженнымнастенахдревнеегипетскиххрамов.Вследствиеэтогосейчаспрактическиневозможносказать,соответствуетлидревнееги-петскоеповествованиеобэтойбитвеприКадешедействитель-нымисторическимсобытиямилинет.
Вполневозможно,чтовосновепоучительнойисторииочу-дотворнойвереисиледуховнойстойкостифараонаРамзесаII,проявленнойпоходубитвы,действительнолежитреальноеисторическоесобытие.Темнеменее,сампереводиероглифов,описывающихбитвуприКадеше,едвалиможноназватьисто-рическимдокументом,посколькуонизобилуетописаниямичу-десныхявлений,которыеникакнеукладываютсяврамкиправ-доподобного.Ктомуже,переводназванийполководцевипод-
104 СергейТрощенко.Ие
|
|
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!