Глава 44. О том, как Посланник Аллаха читал Коран — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Глава 44. О том, как Посланник Аллаха читал Коран

2022-10-10 25
Глава 44. О том, как Посланник Аллаха читал Коран 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Хадис 300

عَنْ يَعَلَى بْنِ مَمْلَكٍ أَنَّهُ سَأَلَ أُمَّ سَلَمَةَ عَنْ قِرَاءَةِ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَإِذَا هِيَ تَنْعَتُ قِرَاءَةً مُفَسَّرَةً حَرْفًا حَرْفًا.

Передают со слов Я‘ли ибн Мамляка, что он спросил Умм Саляму о том, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, читал Коран, и она сказала, что он читал его, ясно выговаривая слово за словом.

Абу Давуд, ан-Насаи и ат-Тирмизи, и последний назвал хадис достоверным. Аль-Албани назвал хадис слабым, потому что в его иснаде есть неизвестный передатчик.

Хадис 301

عَنْ قَتَادَةَ قَالَ: قُلْتُ لأَنَسِ بْنِ مَالِكٍ: كَيْفَ كَانَتْ قِرَاءَةُ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ؟ فَقَالَ: مَدًّا.

Передают со слов Катады, что он спросил Анаса ибн Малика: «Как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, читал Коран?» Он сказал: «Протяжно [там, где это необходимо]».

Аль-Бухари, Абу Давуд, ан-Насаи и Ибн Маджа.

Хадис 302

عَنْ أُمِّ سَلَمَةَ قَالَتْ: كَانَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يُقَطِّعُ قِرَاءَتَهُ، يَقُولُ: ((الْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ)) ثُمَّ يَقِفُ، ثُمَّ يَقُولُ: ((الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ)) ثُمَّ يَقِفُ، وَكَانَ يَقْرَأُ ((مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ)).

Передают со слов Умм Салямы: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, во время чтения Корана делал паузы. Он говорил: “Хвала Аллаху, Господу миров” – и делал паузу. Потом он говорил: “Милостивому, Милующему” – и снова делал паузу. Потом он говорил: “Властелину Дня воздаяния” ».

Абу Давуд, ан-Насаи, и ат-Тирмизи, и последний назвал хадис малоизвестным. Аль-Албани назвал его иснад слабым, но указал на то, что он дошёл многочисленными путями, которые усиливают друг друга.

Хадис 303

عَنْ عَبْدِ اللهِ بْنِ أَبِي قَيْسٍ قَالَ: سَأَلْتُ عَائِشَةَ عَنْ قِرَاءَةِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: أَكَانَ يُسِرُّ بِالْقِرَاءَةِ أَمْ يَجْهَرُ؟ قَالَتْ: كُلُّ ذَلِكَ قَدْ كَانَ يَفْعَلُ، قَدْ كَانَ رُبَّمَا أَسَرَّ وَرُبَّمَا جَهَرَ. فَقُلْتُ: الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي جَعَلَ فِي الأَمْرِ سَعَةً.

Передают со слов ‘Абдаллаха ибн Абу Кайса, что он спросил ‘Аишу: «Как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, читал Коран: тихо или громко?» Она сказала: «Он поступал и так, и так. Иногда он читал вслух, а иногда про себя». Тогда ‘Абдаллах сказал: «Хвала Аллаху, Который сделал это дело необременительным».

Муслим, Абу Давуд, ан-Насаи, Ибн Маджа и ат-Тирмизи, и последний назвал хадис достоверным.

Хадис 304

عَنْ أُمِّ هَانِئٍ قَالَتْ: كُنْتُ أَسْمَعُ قِرَاءَةَ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بِاللَّيْلِ، وَأَنَا عَلَى عَرِيشِي.

Передают со слов Умм Хани: «Я слышала, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, читал Коран ночью, а я в это время лежала на своём топчане».

Это было до Хиджры, когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, по ночам молился возле Каабы.

Ахмад, ан-Насаи и Ибн Маджа.

Хадис 305

عَنْ مُعَاوِيَةَ بْنِ قُرَّةَ قَالَ: سَمِعْتُ عَبْدَ اللَّهِ بْنَ مُغَفَّلٍ يَقُولُ: رَأَيْتُ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَلَى نَاقَتِهِ يَوْمَ الْفَتْحِ، وَهُوَ يَقْرَأُ: ((إِنَّا فَتَحْنَا لَكَ فَتْحًا مُبِينًا لِيَغْفِرَ لَكَ اللَّهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِكَ وَمَا تَأَخَّرَ))، قَالَ: فَقَرَأَ وَرَجَّعَ. وَقَالَ مُعَاوِيَةُ بْنُ قُرَّةَ: لَوْلا أَنْ يَجْتَمِعَ النَّاسُ عَلَيَّ لأَخَذْتُ لَكُمْ فِي ذَلِكَ الصَّوْتِ أَوْ قَالَ: اللَّحْنِ.

Передают, что Му‘авия ибн Курра слышал, как ‘Абдаллах ибн Мугаффаль сказал: «Я видел, как в день освобождения Мекки Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сидел на своей верблюдице, читая: “Поистине, Мы даровали тебе явную победу*, чтобы Аллах простил тебе грехи, которые были прежде и которые будут потом” (сура 48 “Аль-Фатх = Победа”, аяты 1–2). Он читал аяты, растягивая их». [Шу‘ба] рассказывал, что Му‘авия ибн Курра сказал: «Если бы не опасения того, что люди окружат нас, я прочёл бы [Коран] таким же голосом (или тоном)».

Аль-Бухари, Муслим и Абу Давуд.

* Речь идёт о завоевании Мекки или Хайбара, но большинство комментаторов считали, что здесь имеется в виду Худайбийский мир.

Хадис 306

عَنْ قَتَادَةَ قَالَ: مَا بَعَثَ اللَّهُ نَبِيًّا إِلا حَسَنَ الْوَجْهِ، حَسَنَ الصَّوْتِ، وَكَانَ نَبِيُّكُمْ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ حَسَنَ الْوَجْهِ، حَسَنَ الصَّوْتِ، وَكَانَ لا يُرَجِّعُ.

Передают со слов Катады: «У всех пророков, отправленных Аллахом, были красивое лицо и красивый голос, и у вашего Пророка, мир ему и благословение Аллаха, тоже были красивое лицо и красивый голос, но он не растягивал аяты при чтении».

В иснаде этого сообщения, восходящего к известному табию, есть слабый передатчик по имени Хусам ибн Мисакк. Ибн Хаджар сказал о нём: «Слабый передатчик, чьи рассказы почти отвергаются».

Хадис 307

عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ قَالَ: كَانَتْ قِرَاءَةُ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ رُبَّمَا يَسْمَعُهَا مَنْ فِي الْحُجْرَةِ، وَهُوَ فِي الْبَيْتِ.

Передают со слов Ибн ‘Аббаса: «Иногда, когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, читал Коран в доме, его голос можно было услышать в [соседней] комнате».

Из хадиса следует, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, читал Коран не слишком громко и не слишком тихо.

Абу Давуд.

 

Глава 45. О том, как плакал Посланник Аллаха

Хадис 308

عَبْد اللهِ بْن الشِّخِّيرِ قَالَ: أَتَيْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَهُوَ يُصَلِّي، وَلِجَوْفِهِ أَزِيزٌ كَأَزِيزِ الْمِرْجَلِ مِنَ الْبُكَاءِ.

Передают со слов ‘Абдаллаха ибн аш-Шиххира: «Как-то раз я пришёл к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, когда он молился. Он плакал так, что из его груди доносились всхлипывания, похожие на шипение котла».

Абу Давуд.

Хадис 309

عَنْ عَبْدِ اللهِ بْنِ مَسْعُودٍ قَالَ: قَالَ لِي رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: ((اقْرَأْ عَلَيَّ)). فَقُلْتُ: يَا رَسُولَ اللَّهِ، أَقَرَأُ عَلَيْكَ وَعَلَيْكَ أُنْزِلَ؟ قَالَ: ((إِنِّي أُحِبُّ أَنْ أَسْمَعَهُ مِنْ غَيْرِي)). فَقَرَأْتُ سُورَةَ النِّسَاءِ، حَتَّى بَلَغْتُ ((وَجِئِنَا بِكَ عَلَى هَؤُلاءِ شَهِيدًا))، قَالَ: فَرَأَيْتُ عَيْنَيْ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ تَهْمِلانِ.

Передают со слов ‘Абдаллаха ибн Мас‘уда: «Однажды Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал мне: “Почитай мне Коран!” Я сказал: “Как же я буду читать его тебе, когда он был ниспослан тебе?!” Он же сказал: “Я люблю слушать его от других”. Я стал читать ему суру “Женщины”, а когда дошёл до слов “…а тебя приведём свидетелем против этих” (сура 4 “ Ан-Ниса’ = Женщины ”, аят 41), он сказал: “Довольно!” Я увидел, что из глаз Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, текли слёзы».

Аль-Бухари, Муслим, Абу Давуд, ан-Насаи и ат-Тирмизи.

Хадис 310

عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عَمْرٍو قَالَ: انْكسفَتِ الشَّمْسُ يَوْمًا عَلَى عَهْدِ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَقَامَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يُصَلِّي، حَتَّى لَمْ يَكَدْ يَرْكَعُ ثُمَّ رَكَعَ، فَلَمْ يَكَدْ يَرْفَعُ رَأْسَهُ، ثُمَّ رَفَعَ رَأْسَهُ، فَلَمْ يَكَدْ أَنْ يَسْجُدَ، ثُمَّ سَجَدَ فَلَمْ يَكَدْ أَنْ يَرْفَعَ رَأْسَهُ، ثُمَّ رَفَعَ رَأْسَهُ، فَلَمْ يَكَدْ أَنْ يَسْجُدَ، ثُمَّ سَجَدَ فَلَمْ يَكَدْ أَنْ يَرْفَعَ رَأْسَهُ، فَجَعَلَ يَنْفُخُ وَيَبْكِي، وَيَقُولُ: ((رَبِّ أَلَمْ تَعِدْنِي أَنْ لا تُعَذِّبَهُمْ وَأَنَا فِيهِمْ؟ رَبِّ أَلَمْ تَعِدْنِي أَنْ لا تُعَذِّبَهُمْ وَهُمْ يَسْتَغْفِرُونَ؟ وَنَحْنُ نَسْتَغْفِرُكَ))، فَلَمَّا صَلَّى رَكْعَتَيْنِ انْجَلَتِ الشَّمْسُ، فَقَامَ فَحَمِدَ اللَّهَ تَعَالَى، وَأَثْنَى عَلَيْهِ، ثُمَّ قَالَ: ((إِنَّ الشَّمْسَ وَالْقَمَرَ آيَتَانِ مِنْ آيَاتِ اللَّهِ، لا يَنْكَسِفَانِ لِمَوْتِ أَحَدٍ وَلا لِحَيَاتِهِ، فَإِذَا انْكَسَفَا، فَافْزَعُوا إِلَى ذِكْرِ اللَّهِ تَعَالَى)).

Передают со слов ‘Абдаллаха ибн ‘Амра: «Как-то раз при жизни Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, произошло солнечное затмение*. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, встал на молитву и простоял так долго, словно не собирался совершать поясной поклон. Потом он совершил такой долгий поясной поклон, словно не собирался поднимать голову. Потом он выпрямился и простоял так долго, словно не собирался падать ниц. Потом он совершил такой долгий земной поклон, словно не собирался поднимать голову. Потом он поднял голову и просидел так долго, словно не собирался снова пасть ниц. Потом он снова совершил такой долгий земной поклон, словно не собирался поднимать голову. Он плакал, тяжело дыша, и говорил: “Господи, разве Ты не обещал мне, что не станешь наказывать их, пока я нахожусь среди них? Господи, разве Ты не обещал не наказывать их, пока они молят о прощении, ведь мы молим Тебя о прощении?” Когда он совершил два рак‘ата, показалось солнце, потом он встал, восхвалил и восславил Всевышнего Аллаха, а затем сказал: “Поистине, солнце и луна – два знамения Аллаха, и они не затмеваются из-за чьей-либо смерти или чьего-либо рождения. Посему, когда увидите затмение, спешите к поминанию** Аллаха” ».

Абу Давуд и ан-Насаи. В других версиях хадиса говорится о двух поясных поклонах в каждом рак‘ате, и это – самое распространённое (махфуз) описание молитвы во время затмения. А что касается приведённой здесь версии, то она противоречит (шазз) достоверным сообщениям.

* В версии аль-Бухари сообщается, что в этот день умер Ибрахим, сын Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и люди стали говорить, что затмение произошло из-за его смерти. Это произошло в 10 г. х.

** В версии аль-Бухари говорится: «Поэтому, когда увидите затмение, молитесь и взывайте [к Аллаху]». Здесь молитва названа поминанием Аллаха, потому что оно является её [обязательной] частью.

Хадис 311

عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ قَالَ: أَخَذَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ابْنَةً لَهُ تَقْضِي، فَاحْتَضَنَهَا فَوَضَعَهَا بَيْنَ يَدَيْهِ، فَمَاتَتْ وَهِيَ بَيْنَ يَدَيْهِ، وَصَاحَتْ أُمُّ أَيْمَنَ، فَقَالَ يَعْنِي صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: ((أَتَبْكِينَ عِنْدَ رَسُولِ اللهِ؟)) فَقَالَتْ: أَلَسْتُ أَرَاكَ تَبْكِي؟ قَالَ: ((إِنِّي لَسْتُ أَبْكِي، إِنَّمَا هِيَ رَحْمَةٌ، إِنَّ الْمُؤْمِنَ بِكُلِّ خَيْرٍ عَلَى كُلِّ حَالٍ، إِنَّ نَفْسَهُ تُنْزَعُ مِنْ بَيْنِ جَنْبَيْهِ، وَهُوَ يَحْمَدُ اللَّهَ تعالى)).

Передают со слов Ибн ‘Аббаса: «Когда одна из дочерей* Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, находилась при смерти, он взял её и прижал к груди, а потом положил перед собой, и она умерла, находясь перед ним. Умм Айман начала громко плакать, а Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Ты плачешь перед Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха?” Она сказала: “Разве я не видела, как ты плакал?” Он сказал: “Это не [просто] плач. Это проявление милосердия**, и, поистине, любое состояние приносит верующему только благо, и даже когда из него извлекают душу, он восхваляет Могучего и Великого Аллаха”».

Ан-Насаи.

* В версии ан-Насаи говорится о малолетней дочери. Возможно, речь идёт о дочери Зайнаб и Абу аль-‘Аса ибн ар-Раби‘, которая была названа дочерью Пророка, мир ему и благословение Аллаха, в переносном смысле. Есть и другие возможные истолкования, которые ‘Али аль-Кари упомянул в книге «Джам‘ аль-васаиль» (т. 2, с. 123).

** В версии аль-Бухари и Муслима добавлено: «…которое Аллах помещает в сердца Его рабов, и Аллах смилуется только над теми из Его рабов, которые были милосердны». А в другом хадисе говорится: «Поистине, глаза слезятся, и сердце печалится, но произносим мы только то, чем доволен Господь. Поистине, мы очень опечалены расставанием с тобой, о Ибрахим!..»

Хадис 312

عَنْ عَائِشَةَ أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَبَّلَ عُثْمَانَ بْنَ مَظْعُونٍ وَهُوَ مَيِّتٌ، وَهُوَ يَبْكِي أَوْ قَالَ: عَيْنَاهُ تَهْرَاقَانِ.

Передают со слов ‘Аиши: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, поцеловал ‘Усмана ибн Маз‘уна, когда тот скончался, и в тот момент он плакал (или: из его глаз текли слёзы)».

Из этого хадиса следует, что разрешается поцеловать умершего, пока его тело не начало разлагаться, и Абу Бакр поцеловал Пророка, мир ему и благословение Аллаха, когда он умер, и сказал: «Ты мне как мать и отец, и твой запах был приятен при жизни и приятен после смерти».

Абу Давуд, Ибн Маджа и ат-Тирмизи, и последний назвал хадис хорошим и достоверным.

Хадис 313

عَنْ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ قَالَ: شَهِدْنَا ابْنَةً لِرَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، وَرَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ جَالِسٌ عَلَى الْقَبْرِ، فَرَأَيْتُ عَيْنَيْهِ تَدمَعَانِ، فَقَالَ: ((أَفِيكُمْ رَجُلٌ لَمْ يُقَارِفِ اللَّيْلَةَ؟))، قَالَ أَبُو طَلْحَةَ: أَنَا، قَالَ: ((انْزِلْ)) فَنَزَلَ فِي قَبْرِهَا.

Передают со слов Анаса ибн Малика: «Мы присутствовали на похоронах дочери* Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Он сидел над могилой, и я видел, как его глаза слезились, а потом он сказал: “Есть ли среди вас тот, кто не вступал в близость этой ночью?” Абу Тальха сказал: “Я”. Он сказал: “Спустись”. И он спустился в могилу».

Аль-Бухари.

* Речь идёт об Умм Кульсум, жене ‘Усмана ибн ‘Аффана.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.