Из шарха Булуг Аль Марам, шейха Мухаммада ибн Хизама, книга Намаза, глава 5. Смирение во время намаза — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Из шарха Булуг Аль Марам, шейха Мухаммада ибн Хизама, книга Намаза, глава 5. Смирение во время намаза

2022-10-10 57
Из шарха Булуг Аль Марам, шейха Мухаммада ибн Хизама, книга Намаза, глава 5. Смирение во время намаза 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Смирение во время намаза.

Из шарха Булуг Аль Марам, шейха Мухаммада ибн Хизама, книга Намаза, глава 5. Смирение во время намаза

Устный перевод Руслана абу Ибрахима.

Текст выписан с уроков Руслана, и также взят с документа: «Список правильных мнений с доводами по вопросам, рассмотренные в процессе изучения книги «Булуг уль-Марам» (Шарх Мухаммада ибн Хизама), составленный Русланом абу Ибрахимом».

Перевод хадисов взят из переведенного на русский язык сборника хадисов Булуг Аль Марам. Примечания добавлены из других источников.

 

Содержание:

Хадис 229.

Хадис 230.

700 Какая разница между смирением (хушу') и спокойствием (туманина) и каково их постановление?

701 Что такое (ихтисар) и каково его постановление?

Хадис 231.

Если подана еда и дана икама на намаз - с чего начинать?

703 Если человек начал с намаза, а не с еды, действителен ли его намаз?

Если подана еда, но уже выходит время намаза

Хадис 232.

Хадис 233.

Можно ли перебирать камешки или поправлять коврик в намазе?

Хадис 234.

Хадис 235.

706 Можно ли поворачивать голову в намазе?

Можно ли поворачивать голову в намазе, если в этом есть нужда?

Можно ли в намазе смотреть глазами в разные?

Хадис 236.

709 Разрешено ли плевать в сторону кыйблы в намазе и не в намазе?

710 Можно ли плевать направо во время намаза?

Можно ли в намазе плевать слева от себя, а также под левую ногу, и можно ли плевать в мечети?

Хадис 237.

Хадис 238.

О намазе в одежде или на коврике или в помещении отвлекающих от намаза из-за пестрых изображений.

Хадис 239.

Можно ли смотреть вверх в намазе?

Куда нужно смотреть в намазе?

Куда нужно смотреть в ташшахуде?

Можно ли закрывать глаза в намазе?

Хадис 240.

Можно ли совершать намаз тому, кто хочет справить малую или большую?

Хадис 241.

Что делать с зевотой в намазе?

Можно ли в намазе совершать движения руками в виде веера?

Можно ли переминаться с ноги на ногу в намаз?

На каком расстоянии нужно держать ноги в намазе?

 

_____________________________

1 Урок: https://youtu.be/0ac_j8ognMQ

 

Хадисы - рассматриваемые на уроке:

 

Хадис 229. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил класть руки на талию во время намаза». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и текст хадиса принадлежит последнему.

Слушать перевод и разбор хадиса Русланом: https://vk.cc/8l07GF

 

 

Хадис 230. Аль-Бухари также передал хадис, в котором сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, сказала: «Так поступают иудеи».

Слушать перевод и разбор хадиса Русланом: https://vk.cc/8l07Cy

 

 

Вопросы - рассматриваемые на уроке под этим хадисом:

 

700 Какая разница между смирением (хушу') и спокойствием (туманина) и каково их постановление?

https://youtu.be/gnLI87yBXFg

 

РАЗНИЦА.

 

Хушуу' (смирение)

 

Туманина (спокойствие)

 

- Когда говорят хушуу', то имеется в виду присутствие сердца в намазе, когда человек размышляет о намазе во время намаза, а если человек отвлекается от намаза сердцем, не думает о намазе, забывается в намазе, то это называется отсутствие смиренности в намазе.

 

- А туманина (спокойствие), это когда человек свои органы тела держит спокойно в намазе, не двигает лишний раз руками, ногами и т.д. А если человек, постоянно совершает множество движении в намазе, то это отсутствие спокойствия в намазе.

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОБОИХ ДЕЙСТВИЙ.

 

- Наличие хушуу' в намазе это мустахаб - желательно, и не является обязательным.

- Наличие туманина в намазе, это рукн (столп) из столпов действительности намаза.

 

ОБЩАЯ ПОЛЬЗА.

 

Иногда под словом хушуу', когда ученые упоминают в своих книгах про хушуу', то они включают туда и туманина (спокойствие).

 

Сказал имам ибн уль-Къайим да помилует его Аллах в своей книге аль-Мадариджу с-Саликин:

«Что такое аль-хушуу'? (Ответ): Это когда сердце находится перед Господом, в состоянии смиренности, и унижения, и собранности перед Аллахом».

 

Большинство ученых считают, то, что смиренность в намазе это, сунна, более того, ан-Навави передал единогласное мнение на то, что не обязательно наличие смиренности в намазе, но на самом деле в этом вопросе есть разногласие.

 

Ибн уль-Хамид аль-Ханбали и абу Хамид аль Газали считал, то что, если человек большую часть намаза совершил без смирения, тогда он должен совершить намаз заново, и это мнение выбрал шейх уль-Ислям ибну Таймийа, но шейх уль-Ислям прежде чем взять это мнение для себя, имел ввиду не только смиренность, но ещё и спокойствие вместе со смиренностью.

 

И имам ибн уль-Къайим привел на второе мнение, много сильных доводов, на то что смиренность обязательно в намазе, но затем упомянул что большинство ученых, привели в довод на не обязательность смиренности в намазе хадис от Абу Хурайры, то что Посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Когда заканчивается икъома, то приходит шайтан, так что встает между человеком и его сердцем, и начинается нашептывать ему: вспомни то, и вспомни то-то, так, что человек перестает понимать, сколько ракаатов он совершил. И если один из вас придет в такое состояние, то пусть совершит два земных поклона в то время как он сидит". (Т.е есть имеется в виду под словом: в то время как он сидит - перед салямом совершить два земных поклона). Этот хадис приходит у имама аль-Бухари и Муслима.

 

И в этом хадисе указание, то, что Посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует, говорит про человека, который отвлекся сердцем от намаза настолько, что не помнит сколько совершил ракаатов в намазе, и это называется отсутствие смиренности в намазе. И не смотря на это, Посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует не велел такому человеку совершить намаз заново, а просто велел совершить два земных поклона.

 

И сказала большинство ученых, то, что приказал Посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует, этому человеку в намазе, в котором привел его в забывчивость шайтан так, что он не помнит сколько совершил ракаатов, приказал совершить два земных поклона (саджда сахву), и не приказал этому человеку совершить намаз заново. А если бы намаз был батылем (недействительным), то посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует, приказал бы ему совершить намаз заново.

 

Затем ибн уль-Къайим привел ещё доводы в пользу второго мнения, о том, что обязательно смирение в намазе, но сам же в конце выбрал мнение большинства ученых.

 

И это мнение (большинства ученых) выбрал также имам ибн Раджаб, и это мнение является правильным, а Аллах знает лучше.

 

ИТОГ.

 

Верным мнением является то, что хушуу' (смиренность) - наличие сердца в намазе, не является обязательным или столпом намаза, но является желательным элементом в намазе.

 

ПОЛЬЗА.

 

Сказал имам аш-Шаукани в книге «фатх уль-Къодир»:

"Абд уль-Вахид ибн Зейд передал единогласное мнение ученых, то, что человек получит награду только за тот отрезок намаза, в котором его сердце присутствовало в намазе".

 

И это единогласное мнение также передал ан-Найсабури в своём тафсире под аятом 2 из суры 23.

 

И так же на верность этого мнения указывает хадис Абу Йасара а так же Аамра ибн Йясира, который мы упоминали, в вопросе действия сердца в намазе.

А Аллах знает лучше.

 

 

701 Что такое (ихтисар) и каково его постановление?

 

Краткий ответ:

Ихтисар – бывает двух видов:

1. класть руки на пояс.

2. класть правую руку на левую, но опускать правую до левой стороны пояса, а левую до правой стороны пояса, в результате чего получается что-то вроде креста.

 

Оба этих действия запрещены в намазе.

 

Довод ы:

1 Хадис Абу Хурейры: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал класть руки на пояс во время намаза». (Согласованный).

2 Сказал Зияд ибн Субейх: «Однажды я совершал намаз рядом с Ибн ‘Умаром, и положил свою руку на пояс. Тогда Ибн ‘Умар сказал: «Это – крест в намазе и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал это»». (Абу Дауд). Достоверный.

3 Передается от ‘Айши, что она запрещала ставить руки на пояс тому, кто совершает намаз, и говорила: «Поистине, так делают иудеи». (аль-Бухари).

 

Ибн Раджаб упомянул, что это – действие иудеев в намазе.

 

Слушать разбор этого вопроса: https://youtu.be/dympljzfhnc

 

 

Хадис - рассматриваемый на уроке:

 

Хадис 231. Передают, что Анас, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если ужин уже подан, то поужинайте до того, как совершите закатный намаз». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

Слушать перевод и разбор хадиса Русланом: https://vk.cc/8l07y4

 

 

Вопросы - рассматриваемые на уроке под этим хадисом:

 

 

РАЗНОГЛАСИЕ.

В этом вопросе пять мнений ученых:

 

1) Мнение: Желательно начинать с еды перед намазом, и без разницы, сильно голоден или не сильно, но факт в том, чтобы человеку хотелось есть, если же человеку вообще не хочется кушать то в этом случае человек идёт на намаз, и не начинает с еды. И этого мнения придерживалась целая группа сподвижников, из них ибн 'Умар, абу Дарда, ибн 'Аббас, и от всех троих пришло с достоверным иснадом, а также это мнение пришло от других сподвижников. И этого мнения придерживался имам Ахмад в известном мнении от него, а также Исхакъ ибн Ибрахим аль-Ханбали ибн Рахавейх, Суфьян ас-Саури, ибн уль-Мунзир, все они сказали:

"Является нежелательным совершать намаз, не покушав".

 

То есть, когда подана еда на стол, и имеется в виду в этом вопросе то, когда еда уже стоит на столе, а не когда варится в кастрюле, или жарится на сковородке.

 

2) Мнение: Человек должен начинать с намаза, кроме как если человек сильно хочет кушать, то тогда человек должен начать с еды, а не с намаза. Этого мнения придерживался имам аш-Шафи'и, ибн уль-Хабиб аль-Маликий.

 

3) Мнение: Начинает человек с намаза, кроме как если еда легкая, которую можно быстро поесть и успеть на намаз в мечеть, а если еда тяжелая (то есть, еды нужно много поесть), то начинает с намаза. Это мнение передал ибн уль-Мунзир от имама Малика.

 

4) Мнение: Начинает человек с намаза, кроме как если перед человеком такая еда, которую если не поесть то она испортится, как например если еда остыла и если заново ее подогреть, то она не такая как была в начале, и ушел вкус этой еды. Это мнение имама аль-Вакъи'а, от него это мнение передал имам ат-Тирмизи. Но сказал ибн Раджаб что это мнение слишком далекое от истины, потому что нет на него довода в хадисе. И это мнение противоречит внешним словам хадиса.

 

5) Мнение: Обязан человек начать с еды, и не имеешь право идти на намаз в любом случае, хочет человек кушать или не хочет, остывает или не остывает и т.д., в любом случае человек обязан начать с еды. Это мнение Захиритов, они сказали: Пришел приказ, всё, не имеешь право идти на намаз, а должен кушать, и в довод они привели хадис (№231) который у нас приходит в главе.

И более того зозириты говорят что, если человек пойдет на намаз оставив еду, то намаз такого человека недействителен. И в довод привели хадис данного вопроса.

 

ИТОГ.

Правильное мнение в этом вопросе является мнение первое. Это мнение заключается в желательности. Если даже всё равно человек пойдет на намаз, то нет проблем.

 

ДОВОДЫ.

 

1) Хадис:

От Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) пришел марфу'ан, то есть цепочка иснада доходит до Посланника Аллаха да благословит его Аллах и приветствует.

Посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Если вам принесли ужин, то начинайте с него, прежде чем совершать Магъриб". (Хадис достоверный).

 

2) Хадис:

А в хадисе от 'Аиши (да будет доволен ею Аллах) также пришел хадис марфу'ан, то что Посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Нет намаза у того, кому подана еда, и нет намаза у того, кто сильно хочет справить две нужды". (Привел хадис имам Муслим).

 

И как видно, в данном хадисе втором пришел приказ, и поэтому зохириты сказали, что обязательно начать с еды, верное мнение говорят желательно, потому что есть другие хадисы, которые выводят приказ обязательности на желательность.

 

А это хадис 'Амра ибн 'Умейи ад-Дамри (да будет доволен им Аллах) хадис о том, что однажды Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) позвали на намаз в то время, когда он откусывал лопатку баранины. Он встал, отбросил нож и совершил намаз.

 

И этот хадис уводит с приказа обязательности на желательность.

 

ПРИМЕЧАНИЕ.

1) Это всё в том случае, если еда уже готова и стоит перед тобой. А если еда еще готовится, даже если осталось немного, то в этом случае нужно совершать намаз.

 

2) Если человек зашел в мечеть, чувствуя голод, и там накрыта еда, то он может сесть для употребления пищи, оставив 2 рака’та приветствия мечети, пока не утолит голод. И этот хадис Анаса является ограничивающим общность хадиса Абу Къатады о намазе приветствия мечети.

 

3) Упоминание намаза Магъриба в этом хадисе не означает, что это постановление ограничено только магърибом, ведь, как известно из усулю ль-фикъх:

«Упоминание некоторых видов общности не ограничивает эту общность».

 

А Аллах знает лучше.

 

 

[Примечание не из урока]:

Булуг Аль Марам. Передают со слов ‘Аиши, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Нет намаза, если еда уже подана на стол или если молящийся сдерживает позывы по большой или малой нужде». Этот хадис передал Муслим.

Комментарий из Тайсир аль-‘Аллам:

Молящийся должен совершать намаз всем сердцем, стоя пред своим Господом смиренно. Однако достичь обязательного смирения можно только, устранив все, что мешает сосредоточению и является причиной для беспокойства. Поэтому шариат запрещает совершать намаз, когда еда уже подана, и молящийся сильно хочет ее попробовать. Так же запрещается совершать намаз, когда человек испытывает необходимость сходить по большой или малой нужде. Молитва в таком состоянии не может быть совершенной, поскольку человек все время думает о том, как скорее избавиться от того, что причиняет ему беспокойство.

 

Богословы захиритского толка и шейх-уль-ислам Ибн Теймийя, опираясь на буквальный смысл хадиса, полагали, что намаз недействителен, когда еда уже подана или когда молящийся испытывает необходимость сходить по большой или малой нужде.

Однако Ибн Теймийя считал намаз недействительным только в том случае, если молящийся испытывает потребность в еде, а захириты не делали этой оговорки.

 

По мнению же большинства богословов, такой намаз является действительным, однако совершать его в подобном состоянии нежелательно. По их мнению, слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха, не следует понимать как запрет на совершение намаза в таком состоянии.

 

Из хадиса также следует, что потребность в еде, питье и отправлении естественных потребностей считается уважительной причиной, по которой разрешается пропустить пятничный или коллективный намаз, но при условии, что человек не будет постоянно поступать так.

 

Ас-Сан‘ани сказал: «Следует знать, что данное предписание не означает предпочтение права раба праву Всевышнего Аллаха. Напротив, оно установлено для соблюдения права Творца, чтобы раб не совершал обряд поклонения, не предавшись всем сердцем беседе с Ним».

 

Опираясь на этот и другие хадисы, касающиеся обязательного смирения в намазе, некоторые ученые определили его как совмещение в сердце страха и покоя. Таким образом, смирение заложено в душе, но проявляется в поведении и поступках человека, что само по себе соответствует сути поклонения. См. «Тайсир аль-‘Аллам», т. 1, с. 127-128.

[Конец примечания].

 

703 Если человек начал с намаза, а не с еды, действителен ли его намаз?

Краткий ответ:

Да, кроме как если человек был настолько голоден, что думал только о еде и вообще не смог сосредоточиться в намазе.

 

Довод – хадис ‘Амра ибн Умейи: «Однажды пророка, да благословит его Аллах и приветствует, позвали на намаз в то время, когда он откусывал лопатку баранины. Он встал, отбросил нож и совершил намаз» (Согласованный).

 

Обладатели знания говорят: «Человек получит награду только за то, когда его сердце присутствовало в намазе».

 

Хадис: «Из вас есть те, которые совершают намаз полноценно. И есть те, которые совершают половину намаза, и есть те, которые совершают треть, четверть, пятую часть намаза» и так пока не дошел до десятой части намаза». (Ахмад). Достоверный.

И похожий хадис пришел от ‘Аммара ибн Ясера. Хороший.

 

Передается от ‘Умара: «Поистине, бывает такое, что я готовлю свое войско тогда, когда нахожусь в намазе». (аль-Бухари).

 

Слушать разбор этого вопроса: https://youtu.be/62QPTDRQZJE

 

 

РАЗЪЯСНЕНИЕ.

Сказал Хафиз ибн Хаджар в книге фатх уль-Бари:

"Передал имам ан-Навави единогласное мнение ученых, то, что является нежелательным играть с камешками или с чем-либо другим в намазе.

 

(Говорит ибн Хаджар после слов ан-Навави):

“Но в этом единогласном мнении есть сомнение, потому что передал аль-Хаттабий в книге «ма'алими с-сунан» от имама Малика, то, что имам Малик не считал что в этом есть какая-то проблема, более того имам Малик сам так делал”.

 

Говорит Хаттабий: “Но наверно до него (имама Малика) не дошёл довод".

 

МНЕНИЕ ЗАХИРИТОВ:

Захириты сказали что это харам, если человек сделает это больше одного раза, из-за внешнего запрета.

И не сделали захириты разницу между тем, играет человек постоянно или же нет.

 

Но в хадисе имеется в виду под словом постоянно, когда человек в одном рака'ате несколько раз поправляет коврик, играется. А если же человек в первом рака'ате поправил один раз коврик, потом встал на второй рака'ат, сделал саджда и вновь ещё раз поправил, то нет проблем в этом.

Захириты же говорят, без разницы, в начале или в конце поправляет человек коврик, всё равно харам так делать. Но что интересно, сами захириты не говорят о смиренности в намазе.

 

ПРИЧИНА.

Говорит ибн Хаджар: "Как нам показалось, то что причина нежелательности играть с камешками это сохранение смиренность в намазе, или для того чтобы человек не стал совершать слишком много движении в намазе".

 

ИТОГ.

Правильное мнение является большинства ученых, а это нежелательность.

В хадисе пришел запрет, но этот запрет уводится на нежелательность тем, что пришло от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, множество хадисов, о том, что он совершал движения в намазе, которые не являются движениями намаза.

 

И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, делал эти движения более значительны, чем просто поправление коврика или камешков в намазе.

 

Как например то что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поднимал маленькую девочку в намазе Умаму бинт Зайнаб, когда совершал намаз, и ставил ее обратно на землю, когда делал саджда.

 

Поднимался на минбар, и спускался с минбара прямо в намазе. А также сделал несколько шагов, желая опередить овечку, которая хотела пройти перед ним, так что прислонил свой живот к стене.

 

И всё это указывает то, что запрет в данном хадисе всего лишь нежелательность, а не харам.

 

ДОВОД.

Хадис от Абу Зарра (да будет доволен им Аллах) марфу'ан:

"Если один из вас встал на намаз, то пусть не играет с камешками, (ведь милость Аллаха направлена в его сторону)". Это достоверный хадис, кроме того, что между скобок.

В этой добавке: Абу аль-Ахвас неизвестный передатчик (маджхуль).

 

А у Ахмада: "один раз или оставь".

В этой добавке: ‘Абду-рРахман ибн Аби Лейля он слабый, но ее поддерживает хадис Му'ейкъиба марфу'ан: "Если уж сильно необходимо, то один раз" Хадис достоверный.

 

Уводит на нежелательность – то, что данный запрет пришел для того, чтобы человек не отвлекался в намазе. Ведь от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, пришло, что он делал больше движений в намазе.

 

А Аллах знает лучше

 

 

_____________________________

2 Урок: https://youtu.be/3ZBomP1aOcE

 

Хадисы - рассматриваемые на уроке:

 

Хадис 234. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала о том, как она спросила Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, о том, кто смотрит по сторонам во время намаза. Он сказал: «Это не что иное как кража, которую совершает дьявол, похищающий нечто из намаза раба». Этот хадис передал аль-Бухари.

Слушать перевод и разбор хадиса Русланом: https://vk.cc/8l06Gu

 

 

Хадис 235. Передают также, что Анас, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал ему: «Сынок! Остерегайся смотреть по сторонам во время намаза, ибо это суть погибель. Если же ты непременно должен сделать это, то делай это во время добровольных намазов». Этот хадис передал ат-Тирмизи, и он же назвал его достоверным.

Слушать перевод и разбор хадиса Русланом: https://vk.cc/8l06DE

 

 

Вопросы - рассматриваемые на уроке под этими хадисами:

 

706 Можно ли поворачивать голову в намазе?

https://youtu.be/jEA2Ex2bO34

 

Ответ:

РАЗЪЯСНЕНИЕ.

Поворачивать голову, то есть, имеется в виду поворачивать шею непосредственно вправо или влево

 

МНЕНИЯ:

1) Большинство ученых считают, то, что это действие является нежелательным, и это нежелательность продолжается пока человек полностью не отвернется от Каабы, то есть телом, потому что тот, кто повернет свою шею так, что его затылок будет смотреть на Каабу, то такой намаз будет недействительным, или же отвернется телом от Каабы. Это мнение 'Ато ибн Аби Раббаха, Саида ибн Джубейра, имама Малика, имама аль-Ауза'и, Исхакъа ибн Рахавейха, имама Ахмада, ибн уль-Мунзира, и ханафитов.

 

2) И второе мнение в данном вопросе, которого придерживался аль-Хакам, а также ибн Хазм, то что это не просто нежелательно, но запрещено. И любое поворачивание шеи, даже если хоть незначительное, приводит к недействительности намаза.

 

Но это второе мнение является неправильным, так как отсутствует достоверный довод, который бы запрещал поворачивать шеей в намазе. А что касается разбираемого хадиса, то он указывает на нежелательность.

 

ИТОГ:

Правильным мнением является мнение большинства ученых, и к тому же пришли асары от сподвижников, что они поворачивали шею в намазе. Как например история, когда сподвижники Посланника Аллаха да благословит его Аллах и приветствует, увидели как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, открыл занавески своей комнаты в тот день в который он умер, и в это время они были в намазе, и он посмотрел на них и они поняли что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел и смотрит на них, и они повернулись к нему во время намаза.

 

В этот день посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был в комнате 'Аиши, а ее комната находилась слева от совершающих намаз сподвижников. И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, их за это не порицал, и это указывает на то что, это является нежелательным, и тем более не приводит к недействительности намаза.

 

ДОВОД.

Хадис ‘Айши: «Я спросила посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о поворачивании головы во время намаза, на что он ответил: «Это – воровство. Так шайтан ворует из намаза раба»». (аль-Бухари).

 

Примечание: хадис Анаса марфу’ан: «Ни в коем случае не поворачивайся (головой) в намазе, ведь поистине это – погибель. И если уж сильно необходимо, тогда в добровольном намазе». (ат-Тирмизи) – слабый.

В нем: ‘Али ибн Зейд ибн Джуд’ан – слабый, а также в нем есть пропуск, ведь Са’ид ибн уль-Мусайиб не застал Анаса.

 

 

ИТОГ.

Поворачиваться в намазе шеей для нужды намаза, или для какой-то нужды кроме намаза, не является нежелательным, это можно.

 

А Аллах знает лучше.

 

Ответ:

(Этого вопроса нет в книге).

Постановление этого, то, что это нежелательно, если это приводит к отвлеканию в намазе. А почему это нежелательно? (Ответ): Потому что нет на это довода в хадисах, но в хадисах пришло то что, поворачивание шеей в намазе, это воровство шайтаном награды человека. И ранее было упомянуто постановление относительно вопроса - можно ли поворачивать голову в намазе, было сказано, что это нежелательно, и поэтому, постановление относительно данного вопроса, а это - можно ли в намазе смотреть глазами в разные стороны, берет тоже постановление, что и вопрос о поворачивании головы в намазе, то, что это нежелательно.

 

От пророка (саля Ллаху алейхи уа салам) нет достоверных хадисов что он смотрел по сторонам глазами в намазе.

 

От Анаса ибн Сирина, что он сказал: «Я видел Анаса ибн Малика, то, что он в намазе приподнимает свою голову и смотрел на что-то далекое». (Приходит у ибн Абу Шайбы с достоверным иснадом).

 

Приходит от ибн Умара с достоверным иснадом, то, что ему сказали, что ибн Зубейри когда встает на намаз, не поворачивается и не двигается, тогда ибн Умар сказал: «Но мы поворачиваемся, и двигаемся». (Имеется в виду смотрим глазами на право и на лево).

 

А Аллах знает лучше

 

Хадис - рассматриваемый на уроке:

 

Хадис 236. Передают, что Анас, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Совершая намаз, вы беседуете со своим Господом, посему не плюйте ни перед собой, ни справа от себя, а плюйте налево, себе под ноги». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

 

В одной из версий хадиса сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, увидел мокроту в направлении киблы. Это было ему настолько неприятно, что отразилось на его лице. Тогда он встал, соскоблил ее своей рукой и сказал: «Когда вы совершаете намаз, вы беседуете со своим Господом (или он сказал: «…ваш Господь оказывается между вами и киблой»). Посему не плюйте в сторону киблы (т.е. в направлении Мекки), а плюйте налево или себе под ноги».

 

Слушать перевод и разбор хадиса Русланом: https://vk.cc/8l06y7

 

 

Вопросы - рассматриваемые на уроке под этим хадисом:

 

709 Разрешено ли плевать в сторону кыйблы в намазе и не в намазе?

 

Краткий ответ:

В намазе запрещено, а вне намаза разрешено, если человек не находится в мечети.

Довод в намазе – хадис Анаса марфу’ан: «Если один из вас находится в намазе, то он беседует со своим Господом, поэтому пусть никто из вас не плюет ни перед собой, ни справа от себя, но пусть плюет под левую ногу». (Согласованный).

 

Примечание:

 

Плевать в мечети запрещено, даже под левую ногу.

Хадис Анаса марфу’ан: «Плевок в мечети – грех, и искупление этого – его закапывание». (Согласованный).

 

И в хадисе Абу Зарра марфу’ан: «Я нашел в списке дурных дел моей общины – не закопанный плевок в мечети». (Муслим).

 

И пришло в хадисе ас-Саиба ибн Халляда о том, что однажды один человек вел намаз с людьми, и плюнул в сторону киблы. Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть он не ведет с вами намаз», и в нем пришло: «Ты причинил неприятность Аллаху и Его посланнику». (Ахмад, Абу Дауд). Хороший из-за поддерживающих цепочек.

 

А также установлено от Хузейфы марфу’ан: «Кто плюнет в сторону киблы, тот придет в Судный день и его плевок будет между его глаз». (Ибн Хузейма, Ибн Хиббан).

 

Вне намаза – отсутствие довода на запрет. К тому же, если справлять большую и малую нужду в сторону киблы нежелательно, то это тем более не является запретным.

 

Слушать разбор этого вопроса: https://youtu.be/_9HRbUxVU_o

 

 

710 Можно ли плевать направо во время намаза?

 

Краткий ответ:

Нет.

Довод – хадис Анаса: «Если один из вас находится в намазе, то он беседует со своим Господом, поэтому пусть никто из вас не плюет ни перед собой, ни справа от себя, но пусть плюет под левую ногу». (Согласованный).

 

Слушать разбор этого вопроса: https://youtu.be/N_EPgFLbB4M

 

РАЗЪЯСНЕНИЕ

 

Все эти хадисы указывают на запрет, поднимать свой взор наверх во время совершения намаза.

 

Поэтому сказал Ибн Хаджар в фатх уль-Бари: "Опираясь на эти данные хадисы, упомянутое действие (т.е. смотреть вверх во время намаза) - является харам".

 

Сказал имам аш-Шаукани в Нейлю ль-аутар:

"Внешний смысл этих хадисов указывает на то, что поднимания взора наверх во время совершения намаза - является харам. Потому что наказание слепотой не бывает кроме как за совершение запретного".

 

 

МНЕНИЕ

 

Есть также два других мнения в этом вопросе, а это то, что известно от шафиитов что они сказали, что это всего лишь нежелательно.

 

И третье мнение, которого придерживался ибн Хазм, что это не просто запрещено, но и приводит к недействительности намаза.

 

Сказал имам ас-Сан'ани:

"Запрет указывает на запрещенность".

 

И мнение большинства ученых, то что это нежелательно.

 

Сказал ибн уль-Батталь в книге фатх уль-Бари: "Все (большинство имеется в виду под фразой - все) сошлись на том, что нежелательно смотреть наверх в намазе" А у большинства ученых под "караха - нежелательность" подразумевается тут запрещенность. И это мнение является верным.

 

 

ИТОГ

Правильный ответ в данном вопросе, то, что смотреть наверх во время намаза - харам, но если человек такое сделал, то его намаз остается действительным, и не нужно совершать этот намаз заново.

 

Аллах знает лучше.

[Примечание не из урока]:

Вопрос: Каково богословское заключение о поднятии взора к небу во время мольбы после обязательной молитвы?

 

Ответ:

Хвала Аллаху.

 

Во-первых.

Мольба после обязательной молитвы, при которой обязательно поднимаются руки, или говорят ее вместе одним голосом, или которую произносит имам, а молящиеся за ним говорят «Амин», не имеет в Шариате основы. Эти действия относятся к распространенным на сегодняшний день нововведениям. Если же в мольбе нет вышеупомянутых действий, то в совершении мольбы после молитвы нет греха. Так как достоверно известно, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, взывал к Аллаху в мольбе до приветствия и после приветствия, в конце молитвы.

 

Постоянному Комитету по выдачам фетв был адресован вопрос: «Является ли сунной (желательным действием, которое совершал пророк, да благословит его Аллах и приветствует - прим. пер.) мольба после обязательной молитвы? Следует ли во время неё поднимать руки? Лучше ли молить Аллаха вместе с имамом или в одиночку?»

 

Комитет ответил: «Если мольба после обязательной молитвы совершается с поднятием рук, то это сунной не является в любом случае: делает ли это имам или молящийся за имамом человек в одиночку, или они вместе. Это является нововведением. Так как в хадисах не передается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, или кто-либо из сподвижников поступал подобным образом. Если же мольба произносится без этого, то в этом нет ничего плохого, так как существуют некоторые хадисы, подтверждающие это».

(Фатауа-ль-ляджнати-д-даима. Т. 7. С. 103).

 

Также Комитет сказал: «Постоянная мольба вслух после пятикратных обязательных, дополнительных и желательных молитв, или мольба, которая произносится вслух всеми молящимися вместе, является порицаемым нововведением, так как нет достоверных доказательств, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поступал подобным образом. Как нет доказательств, что мольбу подобным образом совершали сподвижники, да будет доволен ими Аллах». (Фатауа-ль-исламийа. Т. 1. С. 319).

 

Для дополнительной информации обратитесь к ответу на вопрос № 26279

(https://islamqa.info/ru/26279).

 

 

Во-вторых.

В хадисе, который приводит аль-Бухари (№ 750), упоминается о запрете поднимать взор к небу во время молитвы. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, передал слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «О чём думают люди, устремляющие свои взоры к небу во время молитвы?!» Голос его при этом был строгим, и он (добавил): «Им следует прекратить делать это, иначе они непременно лишатся зрения!»

Причина этого запрета заключается в том, что поднятие взора во время молитвы уменьшает смиренность, отвлекает молящегося и подвергает тому, что он станет заниматься тем, что видит.

 

Шейху-ль-ислам Ибн Теймийа, да помилует его Аллах, сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил поднимать взор к небу и угрожал за это (лишением зрения) потому, что это действие лишает человека смиренности в молитве». (аль-Кауа‘иду-н-нуранийа. С. 46).

 

Шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах, сказал: «Под словами „Поднимать взор к небу“ имеется в виду нежелательность поднимать взора к небу во время любой части молитвы: стояния, чтения, поясного поклона, или во время вставания с поясного поклона или... Порицаемости поднятия взора к небу есть подтверждение и причина. Что касается доказательства этому, то порок, да бла


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.302 с.