Раннехристианское искусство Восточной Римской империи (v-vi вв. ) — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Раннехристианское искусство Восточной Римской империи (v-vi вв. )

2022-10-10 31
Раннехристианское искусство Восточной Римской империи (v-vi вв. ) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На землях восточнохристианского мира, вошедшего в историю как Византия, начиная с V в. стали формироваться основы нового художественного стиля, определяющую роль в котором сыграли традиции эллинизма. В Восточной Римской империи, включавшей первоначально Балканский полуостров, острова Эгейског о моря, Сирию, Палестину, часть Месопотамии и Армении, Египет, Кипр, Крит, районы Аравии, земли в Крыму и на Кавказе, преобладало греческое население, называвшее себя ромеями. И именно ромеи-эллины с их богатым античным культурным наследием сыграли главную роль в формировании художественных принципов, получивших развитие в последующие века.

Первый период развития византийской художественной культуры, длившийся два столетия, примечателен появлением в ней новых направлений. Прежде всего следует сказать о создании книги - так называемого пергаменного кодекса, состоявшего из сшитых между собой отдельных тетрадей и заменившего неудобный для чтения и хранения папирусный свиток. Изготовление пергамента связано с деятельностью одной из самых знаменитых библиотек древнего мира, расположенной в Пергамском царстве. Согласно рассказам древних авторов, царь Египта Птолемей был обеспокоен увеличением числа драгоценных рукописей в Пергамской библиотеке, грозившей затмить славу Александрийской, поэтому он запретил поставлять в Пергам папирус. Пергамская библиотека стала пополняться за счет произведений, написанных на пергаменте, представлявшем собой обработанную особым образом кожу телят или ягнят. Пергамент великолепно впитывал краску, что позволило красочно оформлять текст. Поскольку для оформления художники использовали более всего красную краску - миниум (лат. minium), книжная иллюстрация стала называться миниатюрой. Самостоятельные композиции, заключенные в рамки и отделенные от строк, либо располагались на отдельных листах, либо занимали большую часть страницы.

Другой областью искусства, где возникали и развивались новые формы, была архитектура. Сведения о гражданском зодчестве Византии той поры довольно скудны, но позволяют тем не менее предполагать, что первоначально крупные города сохраняли облик и планировку античного города с прямыми, как стрела, улицами, пересекающимися под прямым углом, без тех узких и кривых улочек, которые появились значительно позже.

Культовые сооружения, несмотря на поздние перестройки, сохранились, несомненно, лучше и свидетельствуют о том, что первоначально самым распространенным типом храма в Восточной Римской империи являлась базилика. Таковы церковь Рождества в Вифлееме (около 333 г.), храм Гроба Господня в Иерусалиме (около 336 г.), церковь Санта-Мария Маджоре в Риме (360 г.).

Однако с V в. все большее распространение начали получать центрические постройки, важную роль в создании которых сыграли сирийская строительная школа, одна из ведущих в раннехристианском мире, и уже сложившийся к тому времени ритуал христианского богослужения. Культовая церемония с пением хора и солистов разворачивалась вокруг специального возвышения, отмечавшего центр храма, прообраз будущего амвона (в пер. с греч. - восхожу). Это определенным образом обусловило появление купольных перекрытий, поскольку купол также подчеркивал значение центра. Существенный вклад в разработку купольной базилики внесли зодчие Малой Азии, но впервые переход от квадратного основания стен к окружности купола при помощи четырех сферических треугольников - «парусов» был осуществлен зодчими мавзолея Галлы Плацидии, равеннской царицы V в., в Равенне.

Церковный ритуал продиктовал также художественное оформление интерьера мавзолея. Согласно христианскому учению, оно должно было соединить два мира - реальный и потусторонний. И искусство, прежде всего изобразительное, играло тут первостепенную, роль, создавая божественные образы, поучая и открывая путь к спасению, уводя верующего из мира реального в сверхчувственный. Достижению этих целей способствовали такие приемы, как принцип симметрии, плоскостность



Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.