Акустико-фонематическая дислалия — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Акустико-фонематическая дислалия

2022-10-10 52
Акустико-фонематическая дислалия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

К ней относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные избирательной несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам в сенсорном звене механизма восприятия речи.

В основе данного нарушения лежит недостаточная сформированность фонематического слуха, назначением которого является узнавание и различение входящих в состав слова фонем. В этом случае система фонем у ребенка не полностью сформирована по своему составу. Ребенок не может опознать тот или иной акустический признак сложного звука, по которому одна фонема противопоставлена другой. Вследствие этого при восприятии речи происходит уподобление одной фонемы другой на основе общности большинства признаков. В связи с тем, что ребенок не опознал тот или иной признак звук узнается неправильно. Все это приводит к неправильному восприятию слов (жук – «щук», рак – лак). Эти недостатки мешают правильно воспринимать речь, как самому ребенку, так и окружающим.

При акустико – фонематической дислалии у ребенка нет нарушений слуха. Дефект сводится к тому, что у него избирательно не формируется функция слухового различения некоторых фонем.

 

Артикуляторно – фонематическая дислалия

Это дефекты, обусловленные несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам в моторном звене производства речи. Два варианта нарушений:

· Артикуляторная база сформирована не полностью. При выборе звука вместо нужного (который у ребенка отсутствует) отбирается звук близкий по комплексу артикуляционных признаков. Отмечается явление субституции, или замены одного звука другим. В роли заменителя выступает звук более простой по артикуляции.

· Артикуляторная база сформирована полностью, усвоены все артикуляторные позиции, но при отборе звуков принимается неправильное решение, вследствие чего звуковой облик слова становится нестойким (иногда ребенок произносит слово правильно, иногда неправильно). Это приводит к смешению звуков в силу их недостаточной дифференциации, к неоправданному употреблению звуков.

Замены и смешения выполняются на основе артикуляционной близости звуков. Но так же как и при акустико – фонематической дислалии замены отмечаются в отношении звуков и групп звуков, различающихся по одному из признаков: свистящие – шипящие С – Ш (миска – «мишка»); взрывными шумными переднеязычными и заднеязычными Т – К (точка – « кочка», Д – Г(гул – «дул»); твердые – мягкие С – С’, Л – Л’(лук – «люк»). Эти явления могут наблюдаться среди звуков, одинаковых по способу образования, между аффрикатами Ц и Ч (пловец – «пловеч»), сонорами Р и Л (ведро – «ведло»).

В данном случае у ребенка фонематическое восприятие чаще всего сформировано полностью. Он различает все фонемы, узнает слова. Ребенок осознает свой дефект и пытается его преодолеть и во многих случаях такая самокоррекция под управлением слухового контроля проходит успешно. Об этом свидетельствуют некоторые сопоставительные данные о распространенности смешений и замен звуков на разных возрастных этапах развития детей. Например, замены р – л в 5 лет составляют 42% всех нарушений звука р, в 6 лет – 34%, в 7 лет – 18%, в 8 – 9 лет – 18%; замены л – р в 5 лет составляют 9%, в 6 лет - 5%, в 7 лет и последующие годы не наблюдаются; замены ш – с, ж – з в 5 лет составляют 50% всех нарушений шипящих, в последующие годы – 23 – 26% (по данным М.А.Александровской).Тенденция к преодолению замен и смешений звуков у детей в процессе из развития отмечается в работах многих авторов (В.И.Бильтюкова, А.Н.Гвоздева, О.В.Правдиной, Р.Е.Левиной и др.). Вместе с тем исследователи отмечают, что полного преодоления недостатков достигают не все дети. Среди учащихся 1 – 2 классов общеобразовательной школы недостатки произношения фонематического порядка составляют 15%. К концу обучения в начальном звене они встречаются очень редко.

Дефектное произношение обусловлено не собственно моторными нарушениями, а нарушениями операций отбора фонем по их артикуляторным признакам. Ребенок выполняет задание на имитацию сложных, которые требуют для своей реализации определенных укладов речевых органов; иногда производит более сложные в моторном отношении звуки и заменяет ими отсутствующие, наиболее простые по артикуляции.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.