А. Проявители для пластинок, плоских пленок и фотобумаг — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

А. Проявители для пластинок, плоских пленок и фотобумаг

2022-10-10 40
А. Проявители для пластинок, плоских пленок и фотобумаг 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРОЯВЛЕНИЕ И ПРОЯВИТЕЛИ


Механизм проявления.- Проявители.- Рецепты

МЕХАНИЗМ ПРОЯВЛЕНИЯ

Читатели уже знают, что цель проявления состоит в превращении в видимое того скрытого изображения, которое образовалось в светочувствительном слое в результате съемки.

Рассмотрим подробнее, что же происходит в светочувствительном слое при съемке и проявлении, каким образом оптическое изображение, проецируемое на фотопластинку или пленку, превращается в видимое и прочное изображение?

Это превращение происходит под влиянием сначала фотохимической, а затем химических реакций.

Светочувствительный слой пластинки состоит из миллиардов микрокристаллов бромистого серебра, находящихся в желатине, и имеет желто-молочный или розоватый цвет. Во время съемки в тех бромосеребряных микрокристаллах, на которые подействовал свет, происходит образование частиц металлического серебра. Эти частицы - "зародыши" металлического серебра, или центры проявления,- настолько ничтожны, что их невозможно обнаружить в самый сильный оптический микроскоп, и они не оказывают никакого видимого влияния на микрокристаллы бромистого серебра. Чем больше свет действовал на те или иные места светочувствительного слоя, тем большее число бромосеребряных микрокристаллов будут иметь центры проявления и тем больше этих "зародышей" металлического серебра будет на отдельных микрокристаллах фотослоя; таким путем изображение запечатлевается на пластинке или пленке, но остается невидимым, скрытым.

Эти центры проявления, лежащие на поверхности микрокри" сталлов бромистого серебра, в дальнейшем служат как бы затравкой для начала проявления, во время которого вокруг них в результате химических реакций образуется металлическое серебро; поэтому микрокристаллы бромистого серебра, на которых были расположены "зародыши", целиком восстанавлнвиются в зерна металлического серебра (рис. 67 и 68). Количество металлического серебра при этом увеличивается в громадное число раз, отдельные серебряные зерна становятся видимыми и микроскоп (они имеют черную окраску - цвет мелкораздробленного серебра); те места, где измененных светом микрокристаллов галоидного серебра было больше, темнеют сильнее, и все фотографическое изображение становится видимым для глаза.

Схематически процесс проявления изображен на рис. 69, где представлен разрез светочувствительного слоя. На правый участок слоя, куда пришлись глубокие тени изображения, свет не попал, и микрокристаллы бромистого серебра па нем не претерпели никаких изменений. На следующем участке (темные полутона) незначительное количество света смогло затронуть лишь четвертую часть всего количества микрокристаллов (на поверхности слоя). На третьем участке (светлые полутона) свет подействовал на половину всего количества бромосеребряных микрокристаллов (близлежащую к поверхности слоя). На последнем, левом участке (сильные света) все микрокристаллы бромистого серебра подверглись воздействию света.

А Б В Г

Рис. 67. Механизм действия света и проявления (диаграмма) А - неэкспонированный микрокристалл бромистого серебра.Кружками обозначены центры чувствительности, состоящие из металлического серебра. Б - экспонированный бромосеребряный микрокристалл. Штрихами обозначены отложения металлического серебра вокруг центров чувствительности, ставших теперь центрами проявления. В - начало проявления. Распространение проявления в пределах отдельного ыикронристалла идет от центров проявления. Г - проявленное зерно металлического серебра

Схемы I, II, III и V показывают различные стадии проявления. Вскоре после начала проявления все затронутые действием света микрокристаллы бромистого серебра проявятся на одну четверть (схема I); при дальнейшем проявлении они проявятся наполовину (схема II) и, наконец, целиком превратятся и зерна металлического серебра (схема III). Микрокристаллы, светом не затронутые, совсем не проявлялись. Схема III представляет стадию законченного проявления изображения; теперь следует перейти к закреплению для удаления из слоя оставшихся непроявленными микрокристаллов бромистого серебра.

Результат закрепления показан на схеме IV.

Микрокристаллы до проявления После проявления в течение 3-х минут
После проявления в течение 6-ти минут После проявлений в течение 9-ти минут

Рис. 68 Последовательнее этапы проявления мякрокристаллов бромистого серебра (микрофотоснимки с увеличением в 1750 раз)

Однако если проявление продолжить далее, то начнут проявляться и микрокристаллы, не затронутые действием света; светлые места негатива станут покрываться серой вуалью (схема V). При очень длительном проявлении одинаково потемнеют все микрокристаллы бромистого серебра, как измененные действием света, так и не подвергавшиеся его действию и не содержащие никаких "зародышей" скрытого изображения, и в конце концов весь фотослой станет ровным темно-серым (в этом может убедиться каждый фотолюбитель, оставив на долгое время пластинку или пленку в проявителе).

Итак, вы видите, что к проявлению способны все микрокристаллы бромистого серебра. Но так как в первую очередь начинают проявляться и целиком превращаться в металлическое серебро те микрокристаллы, которые подверглись действию света во время съемки и содержат центры проявления, а только потом начинают проявляться неосвещенные кристаллы, то задача фотографа состоит в том, чтобы вовремя, в нужный момент прекратить проявление, задержать и по возможности предупредить появление вуали.

  Света, сильные Полутона, светлые Полутона, темные Тени глубокие
I

Вскоре после начала проявления каждый затронутый светом микрокристалл бромистого серебра проявится на одну четвертую часть

II

Через некоторый промежуток времени затронутые светом бромосеребряные микрокристаллы проявятся наполовину

III

По прошествии достаточного времени подвергнувшиеся действию света микрокристаллы бромистого серебра проявятся целиком, превратившись в зерна металлического серебра. Проявление следует считать законченным. Не затронутые светом бромосеребряные микрокристаллы совсем не проявились и подлежат удалению посредством обработки в закрепителе

IV

Нормально проявленное негативное изображение закреплено. Не участвовавшие в образовании изображения микрокристаллы бромистого серебра растворены и удалены

V

Если проявление продолжать дальше, то начали бы проявляться бромосеребряные микрокристаллы, не затронутые действием света, и негатив стал бы покрываться по всей поверхности серой вуалью, а контраст его - понижаться.Проявление доводить так далеко не следует.

Рис. 69. Схема проявления изображения (разрез фотослоя)

Разница в скоростях проявления освещенных и неосвещенных микрокристаллов, способность проявителя значительно быстрее проявлять те кристаллы бромистого серебра, на которых имеются центры проявления (проявление изображения), чем кристаллы, не затронутые светом (проявление вуали), то есть избирательное действие проявителя является основой процесса проявления.

Этот очень интересный для каждого фотолюбителя процесс теоретически сложен, но хорошо разработан и потому не вызывает затруднений на практике.

Техника проявления была изложена в 5-м и 6-м уроках.

ПРОЯВИТЕЛИ

СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ПРОЯВИТЕЛЕЙ

В состав проявителей - обрабатывающих растворов, в которых происходит восстановление галоидосеребряных микрокристаллов в зерна металлического серебра, входят следующие химикаты.

1. Собственно проявляющее вещество, восстанавливающее бромистое серебро в металлическое и образующее изображение. Наиболее распространены проявляющие вещества: гидрохинон, метол (или оба вместе), парааминофенол.

2. Сохраняющее вещество (сульфит натрия), без которого проявитель испортился бы (окислился) через несколько минут после приготовления.

3. Ускоряющее вещество (щелочная соль), без которого проявитель работал бы очень медленно. Такими веществами чаще всего служат поташ и сода, которые в любом рецепте могут быть заменены друг другом (в определенном весовом отноше- нии). Реже в качестве ускоряющих веществ применяются бура, едкое кали, едкий натр.

4. Противовуалирующее средство (бромистый калий); замедляя ход проявления, он в то же время осветляет негативы и предотвращает образование на них вуали. Входит не во все проявляющие растворы.

5. Наконец, растворитель всех этих веществ - вода.

Познакомимся кратко с веществами, из которых составляются проявители.

Гидрохинон представляет собой мелкие белые, сероватые или желтоватые тонкие игольчатые кристаллы. Проявляет медленно, дает плотные контрастные негативы. Обычно применяется в сочетании с метолом.

Метол - мелкие белые или серовато-белые игольчатые кристаллы. Работает быстро, дает нежные негативы со всеми полутонами. Чаще применяется вместе с гидрохиноном.

Парааминофенол представляет собой мелкие бесцветные или зеленоватые призматические кристаллы. Работает медленно, дает мягкие деталированные негативы.

Сульфит натрия (чаще называется просто сульфитом) встречается двух видов: безводный - в виде белого порошка и кристаллический-в виде бесцветных кристаллов. Так как половина веса кристаллического сульфита приходится на долю содержащейся в нем воды, то для замены безводного сульфита нужно взять вдвое большее по весу количество кристаллического сульфита.

Поташ (углекислый калий) - белый кристаллический порошок, притягивающий влагу из воздуха и потому расплывающийся.

Сода (углекислый натрий) встречается, подобно сульфиту, двух видов: безводная (белый порошок) и кристаллическая (прозрачные кристаллы). 100 весовых частей кристаллической соды соответствует 37 частям безводной соды. Соду следует покупать в фотографических магазинах; питьевая и бельевая соды непригодны для проявителей.

Поташ и соду в случае надобности можно взаимно заменять, так же как соду безводную и кристаллическую, в определенных весовых соотношениях, указанных (округленно) в табл. 32; результаты проявления от этого не изменятся, но проявитель с поташом действует энергичнее.

Таблица 32. ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ УГЛЕКИСЛЫХ ЩЕЛОЧЕЙ

Поташ Сода безводная Сода кристаллическая
1 г 0,8 г 2 г
1,3 г 1 г 2,7 г
0,5 г 0,4 г 1 г

Так, если в рецепте указано 40 г безводной соды, то вместо нее можно взять кристаллической соды(40 гх2,7) = 108 е или поташа (40 г х1,3)=52г. Вместо 20 г поташа можно взять безводной соды (20 г X 0,8)=16 г или кристаллической соды (20 г X 2)=40 г. Если получатся десятые доли грамма, то их можно округлить в ближайшую сторону.

Бромистый калий - прозрачные кристаллы кубической формы; предохраняет негативы от образования вуали.

Вода - должна быть чистая: водопроводная, колодезная, дождевая. Для проявителей, которые предполагается сохранять в течение некоторого времени, следует применять кипяченую воду.

Фотографические химикаты расфасовываются в зависимости от их ценности и сохраняемости в стеклянные патроны или цилиндры, стеклянные банки, картонные коробки. На каждой упаковке наклеена этикетка с указанием названия и веса вещества, фабрики, месяца и года выпуска.

Хранить химикаты следует в сухом помещении при нормальной комнатной температуре; сохраняются они от 6 месяцев (сульфит, поташ, сернистый натрий) до года и дольше.

Продаются фотохимикаты в фотографических магазинах.

Сочетание в одном проявителе двух проявляющих веществ с различными свойствами дает проявитель с новыми свойствами среднего характера.

При одном и том же проявителе увеличение или уменьшение контраста и плотности негативов может быть достигнуто удлинением или сокращением продолжительности проявления.

Скорость, с которой тот или иной проявитель проявляет изображение, непостоянна и способна изменяться. Она зависит не только от природы проявляющего вещества, но и от свойств обрабатываемого фотослоя, от концентрации и температуры раствора, от характера и концентрации щелочи, от желательной величины контраста негатива за данный промежуток времени.

При некотором сочетании условий "медленный" гидрохинон может работать скорее "быстрого" метола. Изложение ведется нами применительно к обычным средним условиям работы фотолюбителя и к приводимой в книге рецептуре.

Повышение температуры раствора ускоряет ход проявления; понижение - замедляет работу проявителей. Поэтому, если в лаборатории холодно, то для нормальной работы проявителя его нужно согреть до нормальной температуры (иначе проявление будет протекать слишком медленно и не даст хороших негативов); если жарко, то проявитель следует охладить до нормы (иначе процесс проявления пойдет быстро и, кроме того, фотослой может расплавиться и отстать от подложки). В слишком теплом проявителе негатив быстро вуалируется.

Чтобы в жаркое время года сохранить жидкость (воду или обрабатывающий раствор) относительно холодной, стеклянную банку или бутылку с этой жидкостью, обернутую сверху и с боков полотенцем, поставьте в неглубокий сосуд (например, таз) со слоем воды в 3-5 см, концы полотенца должны быть погружены в воду; затем намочите водой все полотенце. Вода, поднимаясь по полотенцу, как по фитилю, будет непрерывно испаряться, а так как всякому испарению сопутствует охлаждение, то в результате температура жидкости в банке всегда будет ниже температуры окружающего воздуха.

ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПРОЯВИТЕЛЕЙ

Самостоятельное приготовление проявляющих растворов весьма просто и требует от фотолюбителя лишь аккуратности и соблюдения некоторых несложных правил.

1. Вещества, входящие в состав проявителей, нельзя брать произвольными количествами, так же как нельзя брать их на глаз. Ниже рекомендуются проверенные в работе рецепты, в которых учтено взаимное влияние всех составных частей, поэтому вещества следует точно взвешивать и отмеривать. Во всех рецептах количество сухих веществ указано по весу - в граммах (г), количество воды - по объему, в миллилитрах (мл) . Вещества можно взвешивать хотя бы на ручных весах с розовыми чашками (но лучше пользоваться малыми техническими весами); жидкости отмериваются мензуркой. При отсутствии мензурки воду можно взвесить: 1 мл весит 1 г. Вещества нужно насыпать не непосредственно на чашку весов, а предварительно положив на нее листок чистой бумаги (и уравновесив его на другой чашке).

При отсутствии разновеса для взвешивания можно воспользоваться новыми (не стертыми) бронзовыми монетами, считая, что монеты в 1, 2, 3 и 5 копеек весят соответственно 1, 2, 3 и 5 г.

Если требуется отвесить, например, 1/4 г, а мелкого разновеса нет, то можно сначала отвесить 1 г вещества, затем высыпать его на бумажку и ребром другой бумажки разделить на глаз па четыре равные части, можно считать, что каждая часть будет весить 1/4 г.

Если вещество не портится в растворе, то точнее будет растворить 1 г его в 50 мл воды, а затем вместо 1/4 г сухого вещества взять 12,5 мл полученного раствора, отметив на флаконе содержимое и концентрацию остатка (в данном случае 37,5 мл раствора вещества 1: 50).

Бромистый калий нужно иметь в запасе в виде 10%-ного раствора. Для приготовления такого раствора 1 г вещества растворяют в 7-8 мл воды, а затем доливают до объема 10 мл, получая 10%-ный раствор; если же 1 г вещества растворить прямо п Юлм воды, то процентное содержание его будет меньшим. Подобно этому (растворяя вещество в неполном количестве воды и затем добавляя воду до полного объема) поступают и в других случаях составления раствора с тем или иным процентным содержанием вещества.

Для отмеривания малых объемов жидкостей (1-2 мл) следует приобрести пипетку с делениями.

Разумеется, не обязательно составлять указанное в рецептах количество проявителя. Смотря по надобности, можно приготовить большее или меньшее количество раствора, произведя соответствующий перерасчет количеств указанных в рецептах веществ. Например, при рецепте на 1 л для составления 200 мл раствора надо все составные части рецепта уменьшить в 5 раз.

2. Нельзя ссыпать составные части в воду в произвольном порядке: при подобном "методе" составления некоторых сложных растворов фотолюбители рискуют вместо превосходных проявителей получить непригодную для работы мутную жидкость. Необходимо точно следовать указаниям, касающимся последовательности растворения отдельных веществ. В рецептах этой книги вещества перечислены в том порядке, в котором их следует растворять.

Как правило, в первую очередь следует растворять сульфит. Исключение делается для метола и парааминофенола.

Метол не может раствориться после сульфита; поэтому при приготовлении проявителей, содержащих метол, поступают следующим образом. Растворяют в части воды, подогретой до 50o, немножко (щепотку) сульфита (незначительное количество сульфита не помешает растворению метола, но предохранит его от окисления), затем растворяют метол, а потом в раствор метола постепенно вливают предварительно растворенный отдельно остальной сульфит со щелочью и прочими веществами. Так же поступают и с парааминофенолом.

3. Каждое следующее вещество можно добавлять к раствору только после полного растворения предыдущего вещества.

4. Для ускорения растворения веществ удобнее применять теплую воду около 50o (но не выше, кроме особо оговоренных случаев: очень горячая вода разлагает некоторые вещества). По растворении всех веществ раствор доливают холодной водой до требуемого рецептом объема. Водопроводная вода иногда бывает слишком холодной, поэтому для разбавления полезно постоянно иметь в запасе бутыли с водой комнатной температуры - кипяченой и сырой.

Для сохранности проявителей лучше приготовлять их на хорошо прокипяченной воде. Если проявитель предназначен для немедленного использования и в дальнейшем храниться не будет, можно воспользоваться сырой водой.

В рецептах количество воды указывается, например, так: до 1 литра. Это означает, что раствор приготовляют в несколько меньшем количестве воды, например в половинном, а затем доливают водой до требуемого рецептом общего объема (для облегчения этого следует сделать отметку уровня объема на бутылках для растворов).

5. Крупные кристаллы растворяются значительно медленнее мелкораздробленного вещества; поэтому полезно размельчать крупные кристаллы. Помешивание и взбалтывание ускоряют растворение.

6. Для удаления обычного в только что приготовленном проявителе мутного осадка раствор обязательно следует профильтровать во избежание засорения негатива и появления на нем точек от нерастворившихся крупинок.

Фильтр из специальной фильтровальной бумаги делается так (рис. 70): вырежьте соответствующий вашей воронке квадрат бумаги, сложите его в два сгиба, срежьте по дуге, расправьте и вставьте в воронку. При отсутствии фильтровальной бумаги фильтр можно сделать из ваты: для этого, положив кусок ваты в воронку, придавите его книзу стеклянной палочкой (чтобы вата не всплыла в начале вливания раствора в воронку и чтобы последний не попадал в горлышко воронки, иначе как пройдя через слой ваты); намокнув, вата плотно ляжет на дно воронки. Следует фильтровать и проявитель, сливаемый после использования в бутылку для дальнейшего хранения.

Рис. 70. Так делается фильтр

7. При отсутствии поташа, соды безводной или соды кристаллической каждое из этих веществ можно заменять друг другом в соотношениях, указанных в предыдущем параграфе (табл. 32). При отсутствии того или иного проявляющего вещества следует выбрать другой подходящий рецепт, в который отсутствующее вещество не входит.

8. Нормальная температура проявителей для работы равна 20o. Употреблять только что приготовленные растворы для проявления можно лишь после того, как они остынут до комнатной (18-20o) температуры.

9. Во избежание ошибок и путаницы на всех бутылках с приготовленными растворами должна быть сделана надпись с указанием их содержимого.

10. Проявители сохраняются лучше, если они лишены соприкосновения с воздухом, для этого их нужно наливать до верха горлышка и плотно закупоривать бутылки. Гидрохиноновый и метоловый проявители, приготовленные на кипяченой воде и хранящиеся в закупоренных бутылках, сохраняют проявляющую способность в течение месяца.

ВЫБОР ПРОЯВИТЕЛЯ

Существует множество рецептов проявителей. Большинство из них хороши, но фотолюбитель должен знать, для каких целей наиболее пригодны те или иные проявители и как нужно с ними работать.

Как правило, без необходимости не следует часто переходить от одного проявителя к другому; надо освоить один проявитель для обычной работы, изучить особенности его действия. Читатели нередко спрашивают, какой из проявителей лучше всех. Им можно ответить: лучший проявитель это тот, к которому вы привыкли.

По назначению проявители делятся следующим образом.

РЕЦЕПТЫ

Таблица 33 СРАВНЕНИЕ МЕЛКОЗЕРНИСТЫХ ПРОЯВИТЕЛЕЙ

Проявитель N 8 Д-76 N 9 ДК-20 N 10 Д-25 N 10 Д-25 Температура раствора 20o 20o 20o 25o Среднее время проявления 17 мин. 15 мин. 35 мин. 18 мин. Относительная чувствительность фотослоя 100% 60% 50% 55% Относительная зернистость негатива 100% 75% 62% 70%

Из таблицы видно, что по сравнению с N 8 проявитель N 10 при той же температуре раствора в 20o удлиняет время проявления вдвое, понижает светочувствительность пленки в 2 раза, но зато почти на 40% уменьшает зернистость негативов.

Понижение светочувствительности негативного материала, свойственное проявителям N 9 и N 10, следует учитывать при определении выдержки для съемки, увеличивая ее в полтора раза для первого из них и вдвое - для второго.

ОТДЕЛКА ПОЗИТИВОВ


Окрашивание фотоотпечатков. - Техническая ретушь отпечатков. - Придание блеска поверхности отпечатков. - Обрезка и наклейка отпечатков.- Разновидности фотомонтажа

Готовый фотографический отпечаток можно посредством дополнительной обработки отделать, придав ему более законченный вид.

В дополнительную обработку позитива входят следующие (необязательные) операции: окрашивание, ретушь, придание блеска, обрезка, наклейка.

ОКРАШИВАНИЕ ФОТООТПЕЧАТКОВ


ОКРАШИВАНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ

Если серо-черный цвет фотографического изображения мало удовлетворяет вас (не подходит к содержанию снимка), то позитив можно окрасить в другой цвет (или, как говорят, вирировать).

В данном случае имеется в виду не окрашивание в какой-либо цвет самой бумаги-подложки, то есть по существу белых мест изображения, а замена черного металлического серебра другим соединением, имеющим цветную окраску. Света изображения остаются белыми.

Окрашивание совершается путем изменения химического состава вещества, образующего фотоизображение; оно производится после проявления, закрепления и окончательной промывки при искусственном или не ярком дневном свете.

Результат окрашивания зависит от того, насколько тщательно отпечаток был закреплен и промыт; даже незначительная небрежность (например, малейшие следы тиосульфата, оставшиеся в отпечатке) может испортить все дело.

Основательное закрепление и тщательная завершающая промывка необходимы всегда: при изготовлении негативов, отпечатков, при ослаблении или усилении, при окрашивании. Вы, конечно, сталкиваетесь с этим требованием не в первый раз, но его не лишне повторить, так как наблюдения показывают, что, стремясь как можно скорее получить готовый отпечаток, некоторые фотолюбители склонны преждевременно прекращать закрепление и сокращать промывку. Между тем подобное нетерпение ведет к порче негативов и отпечатков.

К окрашиванию фотоотпечатка следует прибегать обдуманно, только тогда, когда позитив от этого действительно улучшается. Многие опытные фотографы не стремятся окрашивать свои отпечатки, даже для портретов предпочитая строгий черный или черно-коричневый тон, получаемый в результате соответствующего проявления. К тому же такие отпечатки долговечнее окрашенных.

Наиболее распространено окрашивание позитивов в теплый коричневый цвет (сепия); он особенно пригоден для портретов, а также для архитектуры и снимков, сделанных при солнце; снимки же машин, морских и зимних пейзажей окрашивать в этот цвет не следует. Остальные цвета, в которые могут быть окрашены фотоотпечатки (красный, синий, зеленый), применяются реже. Злоупотребление ими легко может привести к безвкусице и антихудожественным результатам. Мы рекомендуем только окрашивание в коричневый цвет.

Отпечатки, посылаемые в газеты и журналы, окрашивать нельзя.

Окрашивание путем осернения

Наиболее приятный и прочный результат дает окрашивание соединениями серы; состоит оно в превращении черного металлического серебра изображения в сернистое серебро, придающее отпечатку красивый коричневый цвет.

Приготовьте два раствора:

Отбеливающий раствор

Вода кипяченая 80 мл
Красная кровяная соль 4 г
Бромистый калий (10%-ный раствор) 20 мл

 

Окрашивающий раствор

Вода кипяченая 100 мл
Сернистый натрий (20%-ный раствор) 5 мл

Отбеливающий раствор надо сохранять в бутылке из темного (коричневого) стекла и можно yyyj,'употреблять повторно. Сернистый натрий сохраняется в темноте и только в виде 20%-ного раствора (1 часть вещества на 5 частей воды). Для составления рабочего окрашивающего раствора берется 5 мл этого раствора на 100 мл воды. Полученный таким образом раствор очень быстро разлагается, и поэтому его приходится каждый раз составлять заново. Раствор сернистого натрия распространяет неприятный запах тухлых яиц (сероводород), поэтому окрашивание осернением лучше производить в хорошо проветриваемом помещении.

Предназначенные для окраски основательно промытые отпечатки отбелите в первом растворе до тех пор, пока самые темные места исчезнут или по крайней мере останутся только в виде бледных коричневато-желтых пятен; достигается это в течение нескольких минут (происходит превращение черного металлического серебра изображения в желто-молочное бромистое серебро).

Затем отпечатки промойте в нескольких сменах воды, пока вода перестанет окрашиваться в желтоватый цвет.

После этого отпечатки опустите в окрашивающий раствор до полного появления изображения, окрашенного в приятный коричневый цвет (обычно на это уходит секунд 30; более длительное пребывание в окрашивающем растворе вреда не приносит, оно бесполезно).

После окраски отпечатки промойте до уничтожения неприятного запаха сероводорода и высушите.

Учитывайте, что окрашивание осернением дает хорошие результаты только при правильно экспонированных и хорошо проявленных отпечатках с сильными черными тонами. Передержанные отпечатки дают грязновато-глинистые тона, недодержанные - некрасивые желтые тона.

Отпечатки после окраски их в коричневый цвет кажутся более слабыми, чем были до нее; поэтому предназначенные для окрашивания отпечатки должны быть более плотными, чем обычно, сильно проявленными.

ОКРАСКА ПОДЛОЖКИ

Фотобумага с подложкой, окрашенной в кремовый цвет, не всегда может быть в вашем распоряжении. Зато обыкновенную белую фотобумагу нетрудно превратить в кремовую.

Для этого закрепленный и окончательно промытый отпечаток выкупайте в чае, в растворе кофейной гущи или в табачном настое до тех пор, пока он примет красивый кремовый оттенок. Насколько раствор должен быть крепок, установите пробой. При этом окрашивается только подложка; окраска будет заметна в белых и светлых местах изображения, само же изображение останется без изменения - черным. После окрашивания отпечаток слегка промойте.

Разумеется, можно подвергнуть такому тонированию и от печаток, который предварительно был окрашен в коричневый цвет посредством осернения.

Подобным же способом (купанием в слабо окрашенном растворе) вы можете окрасить подложку отпечатка в любой желаемый цвет, применив очень слабый раствор кислотного или субстантивного органического красителя (анилиновая краска), подкисленный уксусной эссенцией. Произведите только предварительную пробу, так как не все органические красители дают красивые тона, и во избежание безвкусицы остерегайтесь сколько-нибудь сильной окраски, ограничившись слабым, чуть заметным тоном, подходящим к содержанию снимка.

ЛАКИРОВКА

Отпечатки, сделанные на фотобумаге с матовой или шероховатой поверхностью и казавшиеся во время промывки черными и блестящими, высохнув, выглядят иногда тусклыми, серыми, как говорят, жухнут. Таким отпечаткам можно придать прежнюю силу и яркость, покрыв их тонким слоем любого бесцветного жидкого лака.

Приводим рецепт самостоятельно приготовляемого лака для отпечатков на матовых и шероховатых фотобумагах:

Бензин 50 мл
Скипидар 50 мл
Олифа натуральная (вареное льняное масло) 2-5 мл

Чем выше содержание олифы, тем сильнее блеск, даваемый лаком.

Посредством ватного тампона, обернутого кусочком полотняной материи, обильно нанесите лак на отпечаток и тщательно разотрите по всей его поверхности; затем дайте подсохнуть в течение получаса и отполируйте мягкой суконкой или фланелью.

Окончательное высушивание отлакированного таким образом отпечатка (в защищенном от пыли месте) длится в зависимости от густоты лака до суток.

ОСТЕКЛЕНИЕ

Если два отпечатка на глянцевой и матовой бумаге плотно прижать стеклом, то их собственные поверхности почти перестанут отличаться одна от другой. Матовая фактура поверхности, соприкасаясь со стеклом, становится незаметной, и отпечаток как бы снова приобретает те сочность и блеск, которые он имел до сушки, причем сохраняется тональная градация, присущая изображению на матовой бумаге.

Таким образом, матовый отпечаток иногда может существенно выиграть от окантовки под стекло.

ОБРЕЗКА

Рис. 75. Резак для обрезки отпечатков

Хотя выбор нужного кадра фотоизображения делается обычно при увеличении, иной раз требуется уд а лить из лишние части с краев готового отпечатка. Если кадрировать позитив не нужно, то высушенный и выпрямленный отпечаток все же следует слегка обрезать, подровняв по краям.

Отпечаток, положенный на стекло, обрезается с четырех сторон по линейке острым ножом или лезвием безопасной бритвы (тупой нож даст рваные края). При этом необходимо соблюдать прямые углы и равную длину противолежащих сторон. Для точности полезно границы обрезки предварительно наметить карандашом на обороте отпечатка.

Для обрезки отпечатков удобен резак (рис. 75), после подрезки одной из сторон отпечатка механически устанавливающий прямые углы для остальных сторон.

НАКЛЕЙКА (МОНТИРОВКА)

После обрезки фотографический отпечаток при желании можно наклеить на плотную подложку. Процесс наклейки отпечатка называется монтировкой, а подложка - монтировочным листом.

Для наклейки следует предпочитать белую, кремовую или серую плотную бумагу или картон без всяких рисунков, вавитушек, виньеток, рельефных украшений.

В качестве клея пригоден крахмальный клейстер (капля фенола или тимола предохранит его от порчи). Конторский клей и синдетикон нежелательны, так как они содержат кислоты, от которых впоследствии отпечаток может покрыться желтыми пятнами. Хорош и удобен клей из декстрина. Прочно клеит негустой столярный клей.

Отпечаток надо положить изображением вниз на какую-либо бумагу и намазать тонким и равномерным слоем клея, без комков, крупинок, волосков и т. п. для избежания некрасивых бугорков. При этом можно намазать клеем или всю площадь отпечатка, или только узкие полоски по краям, или один верхний край, слегка подклеивая и оба нижних уголка.

На листе заранее наметьте места для двух верхних уголков. Намазанный клеем отпечаток приложите сначала двумя верхними углами к этим отметкам, а затем весь отпечаток аккуратно расстелите по подложке, покройте чистой бумагой, разгладьте от середины к краям и положите под давление (например, в книгу).

Когда клей высохнет, отпечаток выньте из-под пресса и влажной ваткой удалите с него следы случайно попавшего клея. На монтировочном листе фотоснимок окружен с четырех сторон полями, величина которых определяется назначением снимка. Однако относительные размеры полей не произвольны. Размер подложки следует выбирать с таким расчетом, чтобы при горизонтальном формате кадра боковые поля листа были шире верхнего и нижнего полей, а при вертикальном формате верхнее и нижнее поля получились больше боковых полей. При этом боковые поля одинаковы, но нижнее поле должно быть несколько больше верхнего.

Для гармоничного впечатления центр отпечатка в обоих случаях должен приходиться не в геометрическом центре монтировочного листа, а несколько выше, в так называемом оптическом центре. Это положение фотографы обычно находят на глаз, что нередко приводит к далеко не лучшему размещению отпечатков, в особенности при разнообразных величине и соотношении сторон как снимков, так и подложек.

На рис. 76 показан геометрический способ, с помощью которого отпечаток можно легко вполне точно поместить в оптическом центре подложки.

Рис. 76. Графическое нахождение места для отпечатка на монтировочном листе

Когда отпечаток и монтировочный лист подготовлены, то есть выпрямлены и подрезаны (не забудьте проверить их прямые углы), поступите следующим образом:

1. Отпечаток положите на монтировочный лист так, чтобы совместились их левые верхние углы, левые и верхние стороны. Мысленно обозначьте правый верхний угол отпечатка буквой А, левый нижний угол его - Б.

2. Разделите расстояние АВ пополам и проведите параллельно боковой стороне монтировочного листа прямую линию ГД.

3. Разделите пополам расстояние БЕ и прове


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.105 с.