Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2022-09-29 | 55 |
5.00
из
|
Заказать работу |
По указанной теме одним из надежных источников является исследования З. Г. Аминева, напечатанный на историко-краеведческом портале Ургаза.ру.
(Аминев З. Г. Башкиры и печенеги // Урал и просторы Евразии сквозь века и тысячилетия: научные публикации. Уфа: РИЦБашГУ, 2013, с. 117-121).
Регион Южного Урала и Средней Азии издревле был довольно густонаселенным и развитым в социально-политическом отношении, поэтому народы, там обитающие, уже с античных времен попадали в труды различных авторов. Если бы, например, башкиры были бы одним из среднеазиатских народов, они, думается, попали бы в поле зрения средневековых авторов. Между тем, ни до, ни после сообщения аль- Масуди, среди народов, живущих в Приаралье, башкиры не перечисляются. Зато на печенегов же все авторы единодушно указывают, как на один из среднеазиатских народов. Они в VIII – начале IX вв. жили в бассейне р. Сыр-Дарьи и в Приаральских степях.
(Кумеков Б. Е. Государство кимаков IX - XI вв. по арабским источникам. Алма-Ата, 1972, с. 57-58).
Естественно, как соседи они имели некоторые торговые связи с башкирскими племенами, могли состоять в военном союзе в случае нападения чужаков. Их башкиры называли бесняк, а аль-Масуди называет баджнаками.
Еще у аль-Масуди имеется сообщение, что во второй половине IX в. «четыре родственных народа рода тюрка» – баджнаки, баджгарды, баджна и наукерды в битве у Гурганского (Аральского) моря были побеждены союзными войсками огузов, кимаков и карлуков [Кумеков, 1972. С.58]. Данное сообщение Макдиси послужило для Р.Г.Кузеева основанием для утверждения, что первоначальным местом обитания предков башкир было Приаралье.
Союз вышеперечисленных четырех народов после этих событий у Аральского моря не распался и данные о них вновь всплывают спустя сто лет, но уже в связи с событиями в Северном Причерноморье. Описывая события и народы Северного Причерноморья, ал-Масуди пишет, что в 932 г. «четыре народа племени турка: баджна, баджгард, баджнак и наукерд воевали с Византией за обладание городом Валандаром,… а пошли на город Константинополь».
(Хвальсон Д. А. Известия о хазарах, буртасах, болгарах, мадъярах, славянах и руссах Абу-Али-Ахмеда бек Омар Ибн-Даста. // Журнал Министерства просвещения, Спб, 1868, с104).
Имеются также сообщения восточных авторов о набегах, совершаемых союзом этих четырех родственных народов на славян [Бейлис, Гаркави и др.)
Устойчивое упоминание на протяжении более двух веков башкир вместе с печенегами и, отмечаемое арабами их родство, не какая-то путаница, возникшая по причине неосведомленности авторов. Эти печенежеско-башкирские связи не были простой случайностью, вызванной чисто военно-политическими целями. Думается, что эти народы связывала не только общность каких-то интересов, но, скорее всего, и близость происхождения.
Постоянство состава перечисляемых родов (баджна, баджгард, баджанак и наукерды), подчеркнутое указание на их родственное происхождение можно объяснить только тем, что эти четыре рода составляли аристократическую верхушку общества, управлявшую государством. Аналоги такого устройства можно найти в разных частях света и у разных народов, относящихся к различным культурным мирам, живших в разное время.
Такое же деление на четверти, связанное со сторонами света, можно обнаружить у древних кельтов, а также на противоположной стороне Земли – у индейцев майя, у индонезийских народов, то есть такое социальное устройство является довольно распространенным явлением и вытекает из древних мифологических воззрений названных народов.
Исходя из такой закономерности, выявленной этнологами, упоминаемые в средневековых источниках четыре родственных народа (баджнаки, баджгарды, баджна и наукерды) можно объяснить тем же принципом четырехчастного социального устройства, который по названию главенствующего рода баджнаков (по-русски печенеги), выделяющего из своей среды правителя, назывался печенежским.
Известно, что самоназвание башкирского народа «башкорт/башкурд» большинство исследователей связывают с тотемом волка, который в современном башкирском языке называется «буре», но в древнем языке назывался «корд/корт», то есть предводительствуемые волком. Еще с глубокой древности известен институт «волчьих» и «песьих» братств, связанных с воинским сословием [Васильков, 2010. С.47].
Этноним «печенег» в средневековых источниках имеет различное написание: тюркск. «päčänäk» (турецкая форма «peçenek» сохранилась до настоящего времени) – венгерск. «päčänäγ» или «bäčänäγ» – XII-XIII вв. «Bäšänäü», в 1209 г. «Bäšänä» – «besenyõ», башкирсое – бесняк. Исходя из вышеизложенного, этноним «баджанак/башинак» можно этимологизировать от слов «баш» / «главный», «голова» и «князь, хан, предводитель, советник, поверенный в делах, министр, особо доверенный человек», то есть название «башинаки» указывало на их элитное социальное положение в башкиро-печенежском обществе, где башкиры относились к сословию воинов-волкодавов («волк» / «корт»). Тот же экзогамный прицип («волки / башкиры – олени / печенеги») мы видим, например, в сообщении Рашид-ад-Дина, который пишет, что родоначальником Чингисхана в двенадцатом колене считался Буртэ-чино (бурый волк), женатый на Гоа-Марал (прекрасная лань).
В завершение необходимо отметить, что в этом печенежско-башкирском социуме башкиры, как воинское сословие, располагались к северу от печенегов, то есть на Урале, что соответствует исторической действительности. Башкиры во всех источниках отмечаются именно на Южном Урале и прилегающих землях.
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!