Глава 1 теоретические основы проблемы самооценки у старшеклассников — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Глава 1 теоретические основы проблемы самооценки у старшеклассников

2022-09-22 33
Глава 1 теоретические основы проблемы самооценки у старшеклассников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВВЕДЕНИЕ

Каждый человек может оценивать других людей с той или иной стороны. Он может сказать о его чертах характера, о поступках, о поведении. Но далеко не все люди могут адекватно оценить себя. Люди с высоким самоуважением обычно более самостоятельны, меньше поддаются внушению; пониженное самоуважение часто коррелирует с конформностью. Человек, положительно относящийся к себе, обычно «принимает» и окружающих, тогда как отрицательное отношение к себе коррелирует с неприязненным и недоверчивым отношением к другим людям. Психологические исследования убедительно доказывают, что особенности самооценки влияют и на эмоциональное состояние, и на степень удовлетворенности своей работой, учебой, жизнью, и на отношения с окружающими.

Для того, что бы написать работу и оценить полученные в ходе исследования результаты, мы использовали научную литературу. Обратились к книгам психологов, которые занимаются возрастной психологией, таких как Дубровина И. В., Орлов Ю. М., Кон И. С. 

Но почему у старшеклассников в основном низкая самооценка? Влияет на ее уровень тип темперамента? В поисках ответа на этот вопрос, мы решили написать исследовательскую работу на тему «Влияние типа темперамента на уровень самооценки у старшеклассников».

Цель исследования - изучить самооценку и тип темперамента у подростков 16-17лет, а также их влияние друг на друга.

В ходе написания работы были поставлены следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы проблемы самооценки у детей старшего подросткового возраста.

2. Изучить теоретические основы проблемы темперамента.

3. Изучить влияние типа темперамента на уровень самооценки старшеклассников.

Гипотеза исследования: тип темперамента влияет на уровень самооценки старшеклассников. 

Для решения задач и достижения поставленной нами цели мы использовали метод теоретического анализа психолого-педагогической литературы, метод тестирования и методы математической статистики и интерпретации (генетический и структурный) для обработки полученных данных.

В исследовании принимали участие обучающиеся десятого класса МБОУ «СОШ № 9» города Северодвинска в количестве 19 человек.

 


ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ САМООЦЕНКИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Понятие самооценки и ее виды

Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Различают несколько видов самооценок.

Высокая самооценка

Человек, чья самооценка высока, создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания, любви. Такой человек чувствует себя важным и нужным, он ощущает, что мир стал лучше оттого, что он в нем существует. Он доверяет самому себе, но способен просить в трудную минуту помощи от других, однако он уверен, что всегда способен принимать самостоятельные решения, совершать обдуманные поступки. Только ощущая свою собственную высокую ценность, человек способен видеть, принимать и уважать высокую ценность других людей. Человек с высокой самооценкой внушает доверие и надежду. Он не пользуется правилами, которые противоречат его чувствам. В то же время он не идет на поводу у своих переживаний. Он способен делать выбор.

Люди с высокой самооценкой не огорчаются, когда их критику­ют, и не опасаются быть отвергнутыми. Они скорее готовы поблаго­дарить за «конструктивный совет». Получив отказ, они не восприни­мают его как унижение своей персоны. Причины его они рассматри­вают иначе: следовало приложить больше усилий, не идти напролом; просьба была чрезмерна или, наоборот, несущественна; время и мес­то были выбраны неудачно; человек, давший отказ, сам страдает от каких-то проблем и потому нуждается в понимании. В любом слу­чае причины отказа — не в них, а вне их; эти причины следует про­анализировать, чтобы перегруппировать силы и предпринять новое наступление более надежными средствами. Таким людям легко быть оптимистами: они чаще добиваются своего, чем проигрывают. Но в тоже время высокая самооценка приводит к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате он редко сталкивается с противодействиями окружающих, озлобляется, проявляет подозрительность, агрессию и, в конце концов, может утратить необходимые межличностные контакты, замкнуться [6].

Низкая самооценка

Человек с низкой самооценкой выглядит потерянным. Он (она), как правило, более пассивен, внушаем и менее популярен. Та­кие люди чрезмерно чувствительны к критике, полагая, что она свидетельствует об их неполноценности. Но и комплимент они при­нять не умеют («Ну что вы, я вовсе не таков. Вы, наверное, так говорите, просто чтоб сделать мне приятное».) Поэтому неудиви­тельно, что исследователи отмечают в целом более высокую невротичность людей с низкой самооценкой по сравнению с теми, у кого самооценка высока. 

Застенчивость и низкая самооценка взаимосвязаны. В работах Пола Пилкониса и других исследованиях была установлена жесткая корреляция: если чело­век застенчив, то, как правило, страдает низкой самооценкой; там, где самооценка высока, нет и речи о застенчивости [6].

С другой стороны формулировки типа: "Я слабый", "Я не красивый", "Я не очень умный", "У меня нет никаких талантов" - выражающие низкую самооценку, соответствуют неуспешности. Такие люди нерешительны, зависимы, необъективны, часто действуют под влиянием инфантильных чувств, не способны к прямым и честным отношениям с людьми и подменяют их деструктивными психологическими играми. Ища оправдания собственным неудачам, они видят в других исключительно отрицательные качества. 

Как мы видим, заниженная самооценка есть фактор, крайне негативно влияющий на развитие личности. Во взрослой жизни ее влияние на судьбу человека может проявляться как в обыденных, так сказать, неудачах - не сложившейся карьере, не счастливой семейной жизни, так и в экстремальных проявлениях. М. Розенберг изучая самооценку старшеклассников 15-18 лет нашел, что подростки с пониженным самоуважением характеризуются неустойчивостью образа «Я»; они склонны «закрываться» от окружающих, представляя им «ложное» лицо. Они болезненно реагируют на критику, смех, порицание. Их беспокоит плохое мнение об них окружающих. Низкая самооценка снижают социальную активность личности. Чем ниже самооценка человека, тем более вероятно, что он страдает от одиночества [6].

Адекватная самооценка

Адекватная самооценка применяется главным образом по отношению к признанию человеком имеющихся у него психологических проблем; отсутствие адекватной самооценки у человека является одним из симптомов психоза. Этот термин также используется в качестве меры правильности понимания человеком собственного развития как личности и возникших у него проблем; адекватная самооценка может быть усилена с помощью психотерапевтического воздействия. 

 

Понятие темперамента

Всем известно, что абсолютно одинаковых людей не существует. Каждый человек – это личность, обладающая своими особенностями, своим характером, своим темпераментом. Темперамент лишь характеризует тип нервной системы, её свойства, связан со строением тела и даже обменом веществ, но ни в коей мере не связан со взглядами личности, убеждениями, вкусами и не определяет возможности личности. Темперамент – это индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его психической деятельности и поведения.

Психические процессы и поведение подразделяются на два типа активность и эмоциональность. Активность – быстрота, темп жизни и проявление себя в жизни. Эмоциональность – человеческие переживания и выражение эмоций.

Темперамент – это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения.

Физиологические основы темперамента зависят от особенностей высшей нервной деятельности человека.

 Сила нервных процессов – способность нервной системы переносить возбуждения, переживания. Эта сила возникает в результате сильных раздражителей.Люди с такой нервной системой работоспособны и выносливы.

Уравновешенность  – пропорциональное соотношение нервных процессов. Люди с такой нервной системой обычно спокойны.

Основные типы темперамента

Сангвиник

Человек с сильной уравновешенной, подвижной нервной системой, обладает быстрой реакцией, его поступки обдуманы; жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость к трудностям жизни. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми. Он живо, откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По его лицу легко угадать настроение. Он активно принимается за новое дело и может долго работать не утомляясь. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает. Легко переживают неудачи. В работу включается быстро. У сангвиников хорошая работоспособность. Целеустремлен постоянно добивается своей цели. Сангвиник способен преодолевать высокие интеллектуальные нагрузки. Неудачи и ошибки его не расстраивают. Он резко реагирует, когда его поучают. На грубость может ответить грубостью. 

Холерик

Нервные процессы холерика отличаются повышенной возбудимостью и неуравновешенностью. Поэтому он вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в отношениях, инициативен в деятельности. Он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя затормозить, сдержать проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Это люди целеустремленные, отважные.  

Меланхолик

Человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, Отличаются высокой эмоциональной чувствительностью повышенной ранимостью. Замкнут, трудно и медленно сближается с людьми. Настороженный тревожный взгляд. Стремиться быть в «тени. Обладает негромкой речью. Склонен к внутренним переживаниям, Быстро утомляется, погружен в свой мир переживаний, мыслей, обладает высокими интеллектуальными, творческими, порой художественными способностями Настроение очень изменчиво. Меланхолик застенчив, нерешителен, робок, однако в спокойной, привычной обстановке может успешно справляться с жизненными ситуациями. Болезненно и долго переживает неудачи и наказания. Опасается, переменны мест, изменения уклада жизни. В новых, особенно в конфликтных, ситуациях теряется, работает ниже своих возможностей. В привычной обстановке, в дружном коллективе он успешно выполняет порученное дело. В отношении меланхолика недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и волю. Меланхолик - самый чувствительный и ранимый тип, с ним надо быть предельно мягким и доброжелательным.

Флегматик

Человек с сильной, уравновешенной, но неподвижной нервной системой, вследствие чего реагирует медленно (трудно рассердить, развеселить); Флегматики замкнуты, терпеливы, миролюбивы. При больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедленны, так же, как речь. Он не находчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, Прочно запоминает все усвоенное, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроении стабильное, ровное. При серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя переключать с одной задачи на другую.

Отсюда следует, что:

– сангвиник имеет сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы;

– холерик – сильный, неуравновешенный;

– флегматик – сильный, уравновешенный, инертный;

– меланхолик – слабый, подвижный тип нервной системы.

 

 

Рисунок 1

Из рисунка видно, что в большей степени низкой самооценкой обладают представители таких типов темперамента, как холерик и меланхолик.  

Меланхолики – это люди со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям. Отличаются высокой эмоциональной чувствительностью, повышенной ранимостью. Замкнуты, трудно и медленно сближаются с людьми. Склонны к внутренним переживаниям. Поэтому им свойственно иметь низкую самооценку. В то же время, холерикам не свойственна низкая самооценка.  

Из выше сказанного можно сделать вывод, что наша гипотеза подтвердилась частично.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, темперамент и самооценка являются фактором, который определяет индивидуальный характер. Свойства темперамента образуют психологическую почву, на которую падают воздействия среды и воспитания. Мы не можем изменить темперамент, поскольку это врожденная особенность человека, но можем способствовать формированию профессионально важных качеств личности, склонностей и интересов.  

Подводя итоги, можно сделать заключение: самооценка – компонент самосознания. Самооценка относится к наиболее устойчивым психологическим характеристикам человеческой личности. Ее трудно изменить. Она складывается в раннем детстве и зависит как от врожденных факторов, так и от обстоятельств жизни. Наибольшее влияние на самооценку индивида оказывает отношение окружающих. Ведь самооценка формируется благодаря непрерывному сравнению себя с другими людьми.

Таким образом, наша гипотеза частично подтвердилась. Тип темперамента значительно влияет на самооценку.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аграшенокв А. Психология на каждый день. Советы, рекомендации, тесты. – М.: Вече, АСТ 1997.

2. Дубровина И.В. «Практическая психология образования. Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений» - М.: ТЦ «Сфера», 1997. - 528 с.

3. Детская энциклопедия в 12 т. – М.: Педагогика, 1975. – т.7.

4. Реан А.А., Гатанов Ю.Б., Баранов А.А. Психология 8-11 класс. Учебник. – СПб: Ихдательство «Питре», 2000.

5. Рогов Е.И. Психология человека. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

Интернет ресурсы:

6. http://www.sciam.ru/2005/4/psyhiotrya.shtml  

7. http://www.kinderino.ru/friend/mamapapa/il2.html

 

 

Приложение А

Тест Экспресс диагностика уровня самооценки личности

№ п/п Суждения Очень часто (4) Часто (3) Иногда (2) Редко (1) Никогда (0)
1 Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня          
2 Постоянно чувствую свою ответственность за работу          
3 Я беспокоюсь о своем будущем          
4 Многие меня ненавидят          
5 Я обладаю меньшей инициативой, чем другие          
6 Я беспокоюсь за свое психическое состояние          
7 Я боюсь выглядеть глупцом          
8 Внешний вид других куда лучше, чем мой          
9 Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми          
10 Я часто допускаю ошибки          
11 как жаль, что я не умею правильно говорить с людьми          
12 Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе          
13 Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще          
14 Я слишком скромен          
15 Моя жизнь бесполезна          
16 У многих неправильное мнение обо мне          
17 Мне не с кем поделиться своими мыслями          
18 Люди ждут от меня очень многого          
19 Люди не особенно интересуются моими достижениями          
20 Я слегка смущаюсь          
21 Я чувствую, что многие не понимают меня          
22 Я не чувствую себя в безопасности          
23 Я часто волнуюсь и напрасно          
24 Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже находятся люди          
25 Я чувствую себя скованным          
26 Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной          
27 Я уверен, что люди почти все воспринимают легче, чем я          
28 Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность          
29 Меня волнует мысль о том, как относятся ко мне люди          
30 Как жаль, что я не так общителен          
31 В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте          
32 Я думаю о том, чего ждет от меня общественность          

  

 

 

Приложение Б

Уровень самооценки обучающихся

Таблица 1  

№ п/п

Фамилия, имя

Методика диагностики уровня самооценки личности

1.

Андреева Елена

Низкий уровень самооценки.

2.

Бородин Илья

Низкий уровень самооценки.

3.

Гресик Даниил

Средний уровень самооценки.

4.

Камальдинова Карина

Низкий уровень самооценки.

5.

Катышева Алина

Средний уровень самооценки.

6.

Кошкина Алина

Низкий уровень самооценки.

7.

Мамадалиева Гавхврой

Низкий уровень самооценки.  

8.

Попова Анна

Низкий уровень самооценки.

9.

Рухлова Мария

Средний уровень самооценки.

10.

Рыжков Никита

Средний уровень самооценки

11.

Сидорова Маргарита

Низкий уровень самооценки.

12.

Суханова Елена

Средний уровень самооценки.

13.

Терехина Анна

Средний уровень самооценки.

14.

Туфанова Екатерина

Низкий уровень самооценки.

15.

Фурсова Анастасия

Низкий уровень самооценки.

16.

Хренова Дарья

Средний уровень самооценки.

17.

Шепурев Кирилл

Низкий уровень самооценки. 18

Багирова Мария

Низкий уровень самооценки.

19

Семенова Анастасия

Низкий уровень самооценки.

         

 

Тип темперамента 

  1. Андреева Елена- меланхолик
  2. Багирова Мария- меланхолик
  3. Бородин Илья- холерик
  4. Гресик Даниил- сангвиник
  5. Камальдинова Карина- меланхолик
  6. Катышева Алина- сангвиник
  7. Кошкина Алина- холерик
  8. Мамадалиева Гавхарой- холерик
  9. Попова Анна- сангвиник
  10. Рухлова Мария-флегматик
  11. Рыжков Никита- холерик
  12. Семенова Анастасия- холерик
  13. Сидорова Маргарита- меланхолик
  14. Суханова Елена- холерик
  15. Терехина Анна- меланхолик
  16. Туфанова Екатерина- холерик
  17. Фурсова Анастасия- холерик
  18. Хренова Дарья- холерик
  19. Шепурев Кирилл- холерик

 

 

 

 

Приложение В

Тип темперамента

1. Я часто испытываю потребность в новых впечатлениях.

2. Мне бывает трудно отказаться от своих планов.

3. Обычно я действую и говорю быстро, долго не раздумывая.

4. Иногда я чувствую себя несчастным без всякой причины.

5. На спор я могу совершить необычный поступок.

6. Иногда я нарушаю свои обещания.

7. У меня часто меняется настроение.

8. Мне нравятся азартные игры.

9. У меня бывает учащенное сердцебиение.

10. Я часто переживаю из-за того, что сказал или сделал что-то не так.

11. Мне нравится работа, которая требует быстроты.

12. Мне приходилось плохо отзываться о своих знакомых.

13. Меня легко обидеть.

14. Лучше иметь много приятелей, чем мало друзей.

15. Временами меня переполняет энергии, а иногда все валится из рук.

16. Мне приятнее находится в компании, чем быть одному.

17. Я долго переживаю неудачу.

18. У меня бывают мысли, которые хотелось бы скрыть от других.

19. Я могу дать волю своим чувствам и от души повеселиться в компании.

20. Мои нервы часто натянуты до предела.

21. Думаю, что меня считают веселым человеком.

22. Я часто жалею о сказанных или несказанных вовремя словах.

23. На грубость я отвечаю грубостью.

24. Я могу опоздать.

25. Обычно мне легко и приятно в шумной компании.

26. Иногда  мне мешают уснуть разные мысли.

27. Мне проще спросить о чем-то у других, чем прочитать самому.

28. Я часто испытываю чувство вины.

29. Мне нравится быть в центре внимания.

30. Иногда я говорю о вещах, в которых не разбираюсь.

31. Мне часто снятся кошмары.

32. Мне легко общаться с незнакомым человеком.

33. Иногда мне кажется, что я чем-то хуже других.

34. Думаю, что я – уверенный в себе человек.

35. Меня задевает критика.

36. У меня есть кое-какие вредные привычки.

37. Я могу внести оживление в скучную компанию.

38. Я беспокоюсь о своем здоровье.

39. Я люблю подшучивать над другими.

40. Мне трудно ответить «нет», когда меня о чем-то просят.

 

ВВЕДЕНИЕ

Каждый человек может оценивать других людей с той или иной стороны. Он может сказать о его чертах характера, о поступках, о поведении. Но далеко не все люди могут адекватно оценить себя. Люди с высоким самоуважением обычно более самостоятельны, меньше поддаются внушению; пониженное самоуважение часто коррелирует с конформностью. Человек, положительно относящийся к себе, обычно «принимает» и окружающих, тогда как отрицательное отношение к себе коррелирует с неприязненным и недоверчивым отношением к другим людям. Психологические исследования убедительно доказывают, что особенности самооценки влияют и на эмоциональное состояние, и на степень удовлетворенности своей работой, учебой, жизнью, и на отношения с окружающими.

Для того, что бы написать работу и оценить полученные в ходе исследования результаты, мы использовали научную литературу. Обратились к книгам психологов, которые занимаются возрастной психологией, таких как Дубровина И. В., Орлов Ю. М., Кон И. С. 

Но почему у старшеклассников в основном низкая самооценка? Влияет на ее уровень тип темперамента? В поисках ответа на этот вопрос, мы решили написать исследовательскую работу на тему «Влияние типа темперамента на уровень самооценки у старшеклассников».

Цель исследования - изучить самооценку и тип темперамента у подростков 16-17лет, а также их влияние друг на друга.

В ходе написания работы были поставлены следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы проблемы самооценки у детей старшего подросткового возраста.

2. Изучить теоретические основы проблемы темперамента.

3. Изучить влияние типа темперамента на уровень самооценки старшеклассников.

Гипотеза исследования: тип темперамента влияет на уровень самооценки старшеклассников. 

Для решения задач и достижения поставленной нами цели мы использовали метод теоретического анализа психолого-педагогической литературы, метод тестирования и методы математической статистики и интерпретации (генетический и структурный) для обработки полученных данных.

В исследовании принимали участие обучающиеся десятого класса МБОУ «СОШ № 9» города Северодвинска в количестве 19 человек.

 


ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ САМООЦЕНКИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.