Мозговые основы познавательной активности — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Мозговые основы познавательной активности

2022-09-15 33
Мозговые основы познавательной активности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Познавательное развитие в принципе невозможно без формирования и интеграции подкорково-корковых, меж- и внутриполушарных взаимодействий. Они отражены на рис.1. Эти мозговые процессы разворачиваются по определенным правилам, имеют свою периодизацию и образуют фундамент психологического развития. Приведенные иллюстрации должны быть наложены друг на друга: все изображенные на них процессы в реальности протекают единовременно. Тогда возникнет единый, объемный и многогранный образ развития ребенка.

Если с самого начала его жизни активны все изображенные на рисунке линии развития – психологическая успешность ему обеспечена. Однако сегодня мы постоянно обсуждаем проблемы образования, необходимость развития инклюзивного подхода в детском саду и в школе, озабочены очевидным неблагополучием в детской популяции. Все это показывает: универсальные законы развития детей нарушаются. С одной стороны, ввиду субъективных проблем развития многих из них: со стороны нервной системы и различных систем организма в целом. С другой – из-за некорректного поведения взрослого окружения (недостаточного и/или непродуманного воспитания и обучения). Значит, важно вернуться еще раз к законам работы детского мозга, чтобы привести в равновесие всю систему. Можно ли этого не делать? Можно, но неприятность заключается в том, что мозг не собирается в угоду нашим сиюминутным желаниям (моде, недостатку знаний или отсутствию времени) менять свои правила игры, которые оттачивал миллионы лет...Он просто будет работать по-своему, а нам останется продолжать дискуссии на тему: «Что же делать?».

Итак, на иллюстрации отражены основные векторы формирования мозгового обеспечения психического развития в целом. Аналогично развивается любая отдельная ВПФ – речевая и/или неречевая.

Рис.1. Формирование мозгового обеспечения ВПФ в онтогенезе

На рисунке буквой D (лат.dextra – правый) помечено правое полушарие, а S (дат. sinistra – левый) – левое полушарие. Как видно, мозговое обеспечение психической деятельности мозга всегда четко направлено:

«снизу – вверх», от подкорковых образований к коре мозга:это видно и во «внутриполушарном» ракурсе (рис 1.1), и в «межполушарном» (рис. 1.2); на рис. 1.3 отражены этапы становления межполушарных связей – от спаек стволовых образований к мозолистому телу;

«сзади – наперед» в каждом из полушарий:от задних(теменных,затылочных ивисочных) отделов мозга к передним (лобным) (рис 1.1); соответственно, вся доступная мозгу информация (тактильно-кинестетическая, двигательная, зрительно-пространственная, слуховая и слухо-речевая) непрерывно пополняет ресурсы управляющий функций мозга, произвольной саморегуляции и высших форм мышления и сознания;

«справа – налево»,от правого к левому полушарию мозга;при этом(рис.1.4)сначалаформируется диффузная (полисенсорная, полимодальная, симультанная и холистическая) мозговая организация любой психической способности справа, а затем она фокусируется в левом полушарии для дискретного, унимодального и сукцессивного оформления;

«сверху – вниз», от корковых отделов правого и левого полушария к субкортикальнымобразованиям.

Отметим преимущественные нисходящие влияния от коры передних отделов левого полушария к подкорковым структурам. Они нарастают по мере взросления ребенка ввиду все более активной роли речевого опосредования на поведение в целом. В том числе – на бессознательные мотивационные и аффективные процессы. Именно таким путем левое (речевое) полушарие через подкорковые структуры запускает новый виток «диалога» с правым полушарием.

Итак, полноценная познавательная компетентность обеспечивается по определенному сценарию, в котором каждому таланту подкорковых структур мозга, правого и левого полушарий отводится свое место и время. Любой сбой здесь приводит к нарушениям и/или искажениям познавательного онтогенеза (индивидуального развития) ребенка. При этом страдание обнаружится не только в месте той или иной поломки, но и по всему дальнейшему пути следования описанного мозгового сценария. Этот нейропсихологический закон важно понимать и учитывать при квалификации проблем ребенка и выборе коррекционных мероприятий.

Например, та или иная недостаточность или несформированность правого полушария повлечет за собой вторичную несформированность межполушарных связей, третичную несформированность левого полушария и т.д. О том, как это сказывается в поведении и обучении, подробно написано в книгах, представленных в списке литературы; многочисленные примеры приведены также в первом разделе настоящего издания и в разделе, посвященном речевому развитию. Там же всесторонне обсуждаются многие психические таланты различных систем мозга и структур межполушарного взаимодействия.

Подчеркнем лишь одно обстоятельство. Сегодня у многих детей наблюдается препатологическое состояние наиболее рано созревающих – подкорковых – систем головного мозга. Это приводит к возникновению самых различных вариантов отклоняющегося развития. Ведь глядя на рис. 1,очевидно: недостаточность подкорковых (особенно стволовых) систем, приводит к нарастающей декомпенсации всех вышележащих систем мозга. Нейропсихологические законы суровы, но это законы и, если они нарушаются, возникает масса неприятностей. Потому что последствием оказывается торможение и/или искажение всех подкорково-корковых и межполушарных механизмов психического развития.

К сожалению, именно это мы и наблюдаем (в большей или меньшей степени) у многих детей. Этот вариант развития мозга – «дисгенетический синдром» (Семенович, 1992) – наиболее часто встречается у современных детей и подробно описан в первом томе «Таланты детского мозга». Он стал массовым в 90-х годах прошлого века; именно ему и была посвящена разработка и апробация МЗО. Однако внедрение метода показало, что он эффективен для психолого-педагогического сопровождения любого типа отклоняющегося развития, поскольку учитывает все интимные механизмы мозгового обеспечения ВПФ в онтогенезе (индивидуальном развитии).Для того, чтобы показать вариативность метода, в данном издании представлена базовая программа МЗО и специальные программы для развития общения, речи и познавательной активности.

Итак, мы рассмотрели основные нейропсихологические закономерности познавательного развития и можем (с опорой на эти знания) переходить к использованию технологии МЗО, представленной далее в виде отдельных модулей. Подчеркнем еще раз, что МЗО как в зеркале отражает все перечисленные процессы: в нем представлены все этапы и векторы формирования подкорково-корковых, меж- и внутриполушарных взаимодействий ребенка. Потому применяться различные модули программы «Познавая белый свет» должны единовременно и системно. Иначе будет снижаться или просто нивелироваться их эффективность.

§2. Нейропсихологическое сопровождение познавательного развития. общие рекомендации

Нейропсихологическая технология «Познавая белый свет» – вариация метода замещающего онтогенеза – универсального подхода к проблемам психологического развития. В программе представлен фундаментальный алгоритм формирования, профилактики и коррекции познавательного развития у детей от 3-х лет. Он создан для использования в максимально широком контексте в ходе фронтальных и/или индивидуальных занятий: на обычных занятиях в ДОУ, дома, в школе, при проведении различных психологических игр-тренингов с детьми и т.п. Часть упражнений должны выполняться «на ковре» и для их выполнения группа не должна превышать 7 человек на одного ведущего-взрослого. Если у специалистов нет возможности проводить занятия «на ковре», исключите этот блок упражнений и проводите остальные со всей группой или классом. В этом виде программа вполне доступна для интеграции в повседневную жизнь дошкольника и школьника. И даже в таком «урезанном» варианте она принесет свои плоды. Но в таком случае имеет смысл компенсировать «пробел» за счет увеличения упражнений в положении «сидя и стоя» из аналогичных блоков других программ МЗО.

Следует особо отметить, что приведенные программы абсолютно применимы и в более раннем возрасте (еще в младенчестве) в «пассивном» варианте. Понятие«пассивный»означает, что упражнения выполняются взрослым и ребенком совместно в полном смысле этого слова. Взрослый не показывает (рассказывает) ребенку, что ему надо сделать. Он буквально берет руки (ноги, голову и т.д.) ребенка в свои, становится буквально продолжением его тела и делает вместе с ним (за него) нужное упражнение. Например,вместо инструкции: «Обведи этот рисунок», взрослый берет своей рукой руку ребенка, и они вместе обводят образец. Эти приемы всем хорошо известны из повседневной жизни, но почему-то редко используются по назначению в раннем возрасте. Видимо легче, самому все сделать и подождать, когда все «вырастет само». Не вырастет…

Дошкольный и младший возраст – лучшее время для начала активных нейропсихологических занятий. Ведь они нацелены на планомерное формирование подкорково-корковых и межполушарных связей. И в 3–8 лет такие «психологические тренинги» как бы полностью совпадают, работают «в унисон» с интенсивным формированием основных мозговых взаимодействий. Мозг более взрослых детей постепенно утрачивает это свойство, но на помощь взрослым приходит их осознанное стремление показать высокие результаты. Кроме того, здесь происходит парадоксальное явление. По ходу занятий в поведении ребенка появляются те или иные сдвиги; 1) вдруг появляются способности, о которых никто и не подозревал или, наоборот, 2) возникают трудности, казалось бы, «на пустом месте». Обозначим несколько общих рекомендаций.

1. Подчеркнем значение термина «активные нейропсихологические занятия».

Единственно возможный путь и средство развития ребенка – постоянное активное, экспрессивное отреагирование им любой ситуации,проживаемой вместе со взрослыми.Принципиально у человека имеется лишь два способа экспрессии – движение и речь. Движение может проявляться в вегетативных реакциях (понос, рвота, мышечный гипертонус и т.п.), в тормозимости или гиперактивности, в рисунке, лепке, танце и т.д. А речь – в жесто-мимических реакциях, нечленораздельных возгласах, в осмысленном диалоге и монологе. Очевидно, что основная психолого-педагогическая задача – направленное формирование у ребенка высших форм двигательной и речевой активности.

Только тогда более низкие уровни этой иерархии перестанут управлять ребенком. Он сможет использовать свои Движение и Речь как главные инструменты (средства) эффективного взаимодействия с собой и окружающим миром. А значит – постоянно стремиться к получению «творческого продукта» своих действий; увидеть наглядные плоды собственных деяний и получить новый стимул к развитию.

2. Обратная связь, которая наглядно видна в «сухом остатке» ваших совместных действий – непременное условие психического развития. Постоянный поток обратной связи от взрослых обеспечивает сличение выполняемого действия с исходным намерением и своевременную коррекцию допускаемых ошибок. Формирование обратной связи, детекции ошибок и иных форм произвольной саморегуляции – главный залог успешности ребенка в любых видах деятельности. Этой проблеме уделено большое место в главе 4. Здесь мы лишь подчеркнем, что главным действующим лицом нейропсихологической профилактики и коррекции является «работа на результат». Каждое упражнение и весь ежедневный цикл упражнений должны завершаться абсолютно наглядным «сухим остатком» деяний ребенка. Ребенок должен его увидеть, услышать, понюхать, и «это» должно ему понравиться! Только тогда у него возникнет желание получить следующий (более красивый или громкий) результат и, главное, – стремиться к нему. Строго говоря, данное свойство мозга – работа исключительно на результат – лежит в основе всех пиар-технологий.

Потому взрослые должны выступить в роли истинных пиар-технологов. Что показывают в любой рекламе? Сначала – конечный результат, а потом способы его получения. Например, вы сразу помолодеете (результат!), если купите крем этот или БАД; будете жить в раю (результат!), если выберете этого депутата и т.д. Так имеет смысл поступать и с ребенком.

3. Во взаимоотношениях «ребенок – взрослый» всегда присутствует еще один волшебный, фантастический механизм мозга – способность к предвосхищению будущих событий, или антиципации. Антиципация дана нам всем«по праву рождения»внекотором зачаточном виде. В процессе развития она постоянно пополняется и обогащается благодаря присутствию взрослых, которые демонстрируют ребенку то, что он сам неспособен пока сделать. Как известно, это обозначается как «зона ближайшего развития» – ЗБР. Независимо от того, учим мы ребенка пользоваться горшком (карандашом, буквами или компьютером), собирать грибы или плавать, у него перед глазами должен постоянно находиться идеал (предвосхищающий его уровень достижений) всех этих манипуляций. Мозг по-другому работать не умеет!

4. Любой человек лучше усваивает то, что он видит в исполнении другого человека: в наглядном плане. Даже свои ошибки мы легче исправляем, когда видим их на чужом примере. В библейской заповеди говорится: «В своем глазу бревна не замечаешь. А в чужом – соломинка видна». Это общечеловеческое свойство присуще ребенку стопроцентно. Он гораздо легче воспримет любую информацию, если она в его присутствии адресована другому ребенку или кукле. Поэтому имеет смысл использовать этот сценарий, если вы хотите его чему-то научить. Особенно внимателен и пристрастен он, если двое взрослых обучают друг друга. Часто он практически досконально воспроизводит то, что вы только что «разыгрывали» перед ним.

Мудрые взрослые именно поэтому все происшествия детской жизни тут же переносят в притчевый, сказочный материал. Они,например,рассказывают хнычущему ребенкуледенящую душу историю про «маленького ежика, которому мама показывала интересную книжку, а он не хотел рассматривать картинки и учиться читать. Но один раз он пошел на полянку, а там все ежата, мышата и бельчата рассказывали друг другу всякие истории, которые они вчера прочитали… И ему стало так грустно, что он не может играть вместе со всеми… Тогда он пошел домой и стал спрашивать маму, в каких книжках живут такие интересные сказки… и все в конце концов закончилось благополучно. Но ежик с тех пор всегда находил на полке новую книжку и даже научил читать своего друга бельчонка…». Прелесть таких сказок в том, что они в принципе бесконечны: каждый день приносит какой-то новый сюжет.

5. Требования к ребенку (ЗБР), конечно, должны варьироваться в зависимости от его уровня и с опорой на наиболее развитые у него психологические системы. А психолого-педагогическое сопровождение должно протекать на разных уровнях: непроизвольном и произвольном, вербальном и невербальном, эмоциональном и когнитивном и т.п. При этом строиться: 1) «от простого к сложному», 2) с учетом объема, сложности и степени разнообразия материала (вербального и наглядно-образного), 3) с учетом оптимальной загрузки внимания: не слишком большим или разнообразным, 4) с учетом эмоциональной насыщенности материала, для создания положительного фона занятий. Очевидно, что это эффективно реализуется через привлечение разнообразных игровых ситуаций.

6. Игра является постоянным спутником человека в любом возрасте, потому не требует доказательств важность игровых сценариев вашей работы. Вместе с тем важно помнить: для ребенка актуальны и другие потребности. Например, потребность в эмоциональном резонансе, потребность в принадлежности к определенной группе, потребность в постоянном получении новой информации (неофилия – любовь к новому), потребность в наращивании компетентности, потребность занять более высокое место в социальной иерархии и т.д. Потому сценарии работы могут опираться на самые различные движущие силы. Главное, чтобы их целью было получение ребенком результата, наиболее актуального для него «здесь и сейчас».

Ведь это взрослым надо, чтобы он «умел классифицировать» и «находить различия», рисовать, пересказывать картинку и заинтересовался буквами. Его все это привлечет только в том случае, если всем этим с ним занимается обожаемый папа или учитель,если «все короли так делают», «все лучшие хоккеисты мира это читают», «все великие танцоры так тренируются» и «вообще я лучше всех в группе ползаю, как разведчик».

7. Метод замещающего онтогенеза – нейропсихологическая технология, которая эффективна для профилактики и коррекции любого типа развития: от сверхнормативного до крайне неблагоприятного. Ее универсальность определяется тем, что законы развития мозга едины для нормы,субнормы и патологии.У всех детей должны быть сформированывзаимодействия между правым и левым полушариями, между подкорковыми и корковыми системами и т.п. И формируются они по определенным законам, описанным в нейропсихологии детского возраста.

Безусловно, психолого-педагогическое сопровождение ребенка с аутизмом, ребенка с СДВГ и ребенка с общим недоразвитием речи будет иметь свою специфику. Но она будет связана не с изменением логики МЗО. Эта стратегия останется неизменной. В каждом таком случае могут понадобиться специфические условия занятий, удлинение каждого из этапов коррекции, расширение и углубление какого-то модуля; дополнительное сопровождение со стороны психотерапевтов, логопедов и т.д.

8. В предыдущих главах были описаны основные, магистральные линии формирования познавательных процессов. Они неизменно включают развитие: 1) произвольной саморегуляции ребенка, 2) нейро- и психосоматического каркаса личности ребенка и его психомоторных координаций и 3) обширного репертуара познавательных (неречевых и речевых) компетентностей ребенка. Это связано с тем, что причины возникновения тех или иных отклонений и/или затруднений коренятся в одном из этих ареалов. Но, поскольку эти три линии развития неразрывно связаны между собой, недостаточность, несформированность любой из них влечет за собой различные сбои и искажения в других.

Потому нейропсихологические технологии всегда обращены ко всем трем сторонам единого процесса развития. Подчеркнем особо, что большинство предлагаемых упражнений является не только содержанием психолого-педагогического сопровождения в ДОУ или школе. Они должны проходить красной нитью через всю жизнь ребенка. Это своего рода фон, на котором (по определению!) разворачивается психологическое развитие. О нем надо помнить дома,на прогулке,в лесу,на занятиях танцами и лепкой,вмагазине. А чтобы все взрослое окружение ребенка не забывало об этом, логично вывесить содержание каждого этапа программы на стенде и попросить родителей, бабушек и дедушек как можно чаще вспоминать о них. Важно при этом помнить, что никогда не надо ждать, пока ребенок сам поймет ваши инструкции и задания.Надомногократно вместе с ним проделать то или иное упражнение; иногда буквально становясь его рукой или ногой.

Очевидно, что для детей с отклоняющимся развитием этот фон должен быть многократно усилен. В норме тот или иной прием формирования, например, произвольной саморегуляции или психомоторных координаций достаточно применять раз в день. При тех или иных отклонениях – пять – десять раз; до тех пор, пока вы не увидите ощутимые сдвиги.

9. Технология «Познавая белый свет» адресована всем детям, независимо от типа их развития. Для детей с нормативными показателями все занятия будут прекрасной профилактикой нежелательных эксцессов. Кроме того, они будут способствовать интенсивному наращиванию самых разнообразных их способностей. Важно, что использование всех этих упражнений – прекрасная повседневная диагностика уровня развития ребенка в целом. Взрослые даже и представить себе не могут, сколько раз (в процессе занятий) они столкнутся с ситуацией неуспешности ребенка. Причем в таком месте, которое никогда не казалось проблемным. Таким образом, формируя у ребенка познавательные навыки и умения, родители, педагоги и психологи с неизбежностью столкнутся с параллельной профилактикой всех сторон его психологического развития.

Это закономерно, поскольку познавательные компетентности – фундамент психологического статуса человека вообще.

Для детей с отклоняющимся развитием эти занятия – единственная возможность коррекции и возвращения в нормативную когорту. Иногда занятия, рассчитанные в данной программе на 1 месяц, займут 2–3 месяца. Ничего страшного… Полученный эффект восполнит взрослым сторицей все физические и душевные затраты. Обратим внимание, что при наличии у ребенка серьезных проблем развития данная программа должна быть дополнена и усилена базовой программой «Мой мозг может все» и другими формами нейропсихологического сопровождения, подробно описанными в данном издании.

Технология «Познавая белый свет» предусматривает 3 этапа нейропсихологического сопровождения, рассчитанные на «учебный» год в ДОУ или школе. Iэтап продолжается 2– 2,5 месяца, II этап – 2,5–3 месяца и III этап – 3 месяца. Понятно, что это самые щадящие сроки, которые могут быть сокращены вдвое. В этом случае вся программа в общей сложности займет у вас около 3-х месяцев. Она включает четыре больших модуля (подпрограммы, блока), направленных на разные стороны познавательного развития.

«Познавая правила окружающего мира». Произвольность поведения. Этот модуль изложен в главе 4.

«Познавая возможности собственного тела». Психосоматический баланс и психомоторные координации. Этот модуль изложен в главе 5.

«Неречевые познавательные компетентности». Этот модуль изложен в главе 6.

«Речевые познавательные компетентности». Этот модуль изложен в главе 7.

Подпрограмма «Произвольность поведения» не изменяется в течение года. Заданные в ней алгоритмы только наполняются новым содержанием в соответствии с общими занятиями в ДОУ, школе и дома. Они универсальны и рекомендованы для повседневного использования на прогулке,в магазине,во время праздников и т.п.Остальные модулипредставляют собой систему регламентированных занятий и меняются на каждом этапе.

10. Количество упражнений не должно пугать взрослых: ведь они рассчитаны на длительный срок. Кроме того, многие упражнения занимают даже при первом исполнении 15–20 секунд, а потом на них вообще затрачивается 5–10 секунд. А большинство из них могут выполняться в несколько приемов в течение недели.

Основные пункты каждой из подпрограмм абсолютно идентичны. В модуле «Познавая возможности собственного тела» всегда присутствуют упражнения для рук, глаз и языка, растяжки, пальчиковая гимнастика и т.п. А в модулях «Неречевые и речевые познавательные компетентности» обязательны упражнения на развитие различных видов восприятия, памяти, пространственных представлений, речи, графики, мышления и т.д.

Таким образом, задача взрослых – в течение недели потихоньку выполнять с ребенком все эти упражнения. Надо просто следить за тем, чтобы каждый день в занятиях равномерно присутствовали упражнения из всех модулей.

Естественно, что в упражнениях, направленных на формирование произвольной саморегуляции и познавательных компетентностей, приведены только базовые алгоритмы – «типовые задачи». Поэтому их содержательное наполнение нужно время от времени менять. На уроках математики при решении «типовых задач» сначала «встречаются» поезда, потом велосипедисты, потом корабли и т.д. Так и здесь, например, при развитии неречевого слуха, сначала мы имеем дело с природными шумами, потом – с пением птиц, потом с шуршанием пакетов или звучанием различных инструментов. При наращивании словарного запаса по одному и тому же сценарию описываем сначала хорошо известные предметы и их свойства, затем – все менее привычные и т.п. А при работе с тактильным восприятием сначала манипулируем с размером и фактурой ваты, ореха, ключа или гриба, потом – с мочалкой, шариком и губкой. Потом – с разными шариками или одновременно с орехами, фасолью и гречневой крупой и т.д.

Кроме того, важно постепенно усложнять процедуру одного и того же занятия. Это достигается несколькими способами: 1) ускорение темпа выполнения задания, 2) выполнение задания не непосредственно, а «по памяти», 3) все более краткая формулировка инструкции.

11. В ДОУ и школе программа в целом выполняется один-два раза в неделю. Она может использоваться в ходе фронтальных и/или индивидуальных занятий. Один «урок» занимает от 45 минут до 1,5 часов. Понятно, что его можно и нужно «дробить» в соответствии с регламентом и другими занятиями. Части подпрограмм можно использовать как физкультминутки или «познавательные игры» во время любого урока. В этой ситуации, кстати, полезно использовать тот материал, который сейчас обсуждается. В результате и мозг лишний раз потренируем, и учебный материал усвоится гораздо лучше Необходимо также учитывать возраст и уровень общего развития детей. Очень важно ежедневное выполнение домашнего задания. В идеале описания занятий на каждую неделю должны быть вывешены на стенде. Не важно, что не многие родители откликнутся на ваш призыв. Если хоть несколько взрослых станут применять все упражнения дома, – результат не заставит себя ждать.

12. Технологию «Познавая белый свет» можно использовать в ДОУ, школе и/или дома в соответствии с двумя стратегиями.

Первая стратегия. Все модули реализуются целиком как единая программа под руководством одного взрослого: это изначально заложено в МЗО. Тогда психотехники модуля «Произвольность поведения» внедряются в повседневную жизнь и занятия. Блок «Психосоматический баланс» используется как физкультминутки, «развлекалки» в начале или середине любого занятия, на переменках и прогулке. А формированию психомоторных и познавательных компетенций уделяется специальное время на конкретном занятии. Таким образом, один-два раза в неделю вы от 45 минут до 1,5 часов проводите «нейропсихологическую игру», включающую одни и те же «темы».

Вторая стратегия. Модули реализуются дробно разными специалистами. Например, блок «Психосоматический баланс» и упражнения на формирование психомоторных координаций проводит учитель физкультуры или ритмики, специалист по ЛФК, дефектолог, воспитатель и т.п. Или они включаются в течение дня в жизнь детей как «физкульминутки». Разнообразные приемы из модуля «Произвольность поведения» постоянно используют все воспитатели, учителя, родители и психологи. Упражнения на развитие неречевых и речевых познавательных процессов из модулей «Неречевые и речевые познавательные компетентности» внедряются в любые повседневные занятия в ДОУ и школе. Особенно – с психологом, дефектологом и логопедом. Многие из этих упражнений иногда даже приятнее и разумнее проводить во время перемен в школе или прогулок. Детям это только доставит удовольствие: в детском саду не надо будет уговаривать их быстрее одеваться, а в школе на перемене приятное будет сочетаться с полезным.

Подчеркнем еще раз:

Для детей с различными отклонениями психического и речевого развития все эти программы в обязательном порядке надстраиваются над базовой программой МЗО «Мой мозг может все» и специальными программами для углубленного развития речи и общения. То есть вначале ребенок проходит курс нейропсихологических занятий по базовой программе, а затем уже начинаются занятия по специальным программам. И выполняются они полностью в том режиме, который описан.

При грубой недостаточности речевого развития обязательным является создание фонотеки, содержащей всевозможные звуки,которые в норме производит ребенок отрождения до трех лет. Эта запись должна стать фоном любых занятий с ребенком. Как только вы замечаете какую-то его реакцию на тот или иной рече-звуковой паттерн – начните «общаться» с ним именно на этом «языке». Именно в этот момент мозг ребенка начинает воспринимать вас как партнеров по диалогу.

Эффективность нейропсихологических занятий многократно возрастает, если все взрослое окружение ребенка включается в их реализацию.

Вначале любое занятие должно опираться на наглядно-образные эталоны, подробно демонстрируемые взрослыми со всеми соответствующими комментариями. Если у ребенка что-то не получается, надо (не тратя лишних слов) подойти к нему и вместе с ним выполнить нужное упражнение. Так его тело гораздо лучше «поймет и запомнит», что и как надо делать.

На II и III этапе занятий необходимо просить родителей, чтобы они вместе с ребенком придумали какие-то новые игры и упражнения «по образу и подобию», аналогичные тем, которые уже усвоены ребенком. А на следующий день (посоветовавшись предварительно с родителями) попросить ребенка научить всех играть в эту новую игру. Этот прием – один из базовых в формировании произвольности социальных коммуникаций в принципе.

Приведенная технология психолого-педагогического сопровождения эффективна исключительно при условии ее регулярной реализации и именно в том виде, в котором она описана. Нельзя вырывать из общего контекста какие-то упражнения,которые вампонравились, и игнорировать другие. Данная программа создана на базе научно-прикладных закономерностей развития психологических процессов; в ней учтены основополагающие условия и механизмы процессов развития мозга. Потому любая самодеятельность приведет к недостаточным результатам, что нехорошо по отношению к ребенку.

13. Перед тем, как перейти к подробному изложению нейропсихологической программы формирования, коррекции и профилактики познавательного развития, рассмотрим еще несколько дидактических условий ее реализации.

Первая неделя посвящается вхождению детей в ситуацию игровых занятий. Поэтому все упражнения выполняются здесь в комфортном для них режиме. Но общий план занятий уже с первых дней должен быть неизменным: так, неделя за неделей, они привыкнут к определенному «режиму». Обязательна также регулярность занятий. В идеале они проводятся, пусть понемногу, но ежедневно. Тогда их эффективность многократно возрастет.

Необходимо убедить родителей хотя бы полчаса в день уделять внимание различным двигательным упражнениям. Упражнения из модулей «Неречевые и речевые познавательные компетентности» с большим успехом можно делать во время прогулки, в магазине и т.д. – то есть «разбросав их по жизни». Например, вкусовое, тактильное, обонятельное восприятие, движение, речь, мышление и память прекрасно развиваются, если ребенок просто «помогает» маме готовить обед. В одном только приготовлении борща присутствуют все грани познавательного развития. Ведь он может все пощупать, понюхать, попробовать, сравнить на вкус; обсудить вместе с мамой этапы приготовления еще в магазине при покупке продуктов, подсказать ей новые идеи, оценить последствия ошибок и т.п.

С ребенком можно обсудить, в каком порядке (и почему?) мы именно так готовим суп, макароны, сырники или салат. А заодно поинтересоваться его мнением о необходимости добавить пряности. Можно показать поваренную книгу и выяснить, как много интересных и вкусных блюд можно приготовить из одного и того же продукта. Можно в магазине посоветоваться с ребенком, какие овощи необходимо купить, чтобы приготовить к ужину его любимое блюдо. Так родители незаметно изо дня в день будут наращивать произвольность ребенка в самых различных сферах.

На первом же занятии необходимо промаркировать левую руку ребенка и вообще воспользоваться богатым арсеналом внешних опор, маркеров («сено – солома»), которые заставили бы ребенка буквально убедиться в том, что существуют правая и левая сторона, верх и низ, и это неизбежно и неизменно. В главе 4 подробно излагается «Сказка пролевую руку», рассказав которую,взрослые вводят в представление ребенка первую вего жизни надежную «систему координат».

Начиная со второй недели, в занятиях появляются более жесткие условия и правила игры. Вы последовательно и неуклонно стремитесь к тому,чтобы упражнения выполнялись «как надо». Иногда этот процесс занимает достаточно длительное время, но он необходим. Соблюдение определенных правил – неизбежный этап развития произвольной саморегуляции ребенка. Если в самом нежном возрасте ребенок привыкнет, что без правил игры не бывает, для него не составит большого труда впоследствии (без душевных потрясений) общаться с разными людьми, приобщиться к учебе и т.п.

Итак, каждое из занятий проводится 1–2 раза в неделю. Если есть такая возможность – то каждый день. Ведь делаем же мы обычную зарядку? Почему же не включить в нее упражнения из данной программы? Это будет полезно для всех детей. А для тех, у кого есть какие-то проблемы психического развития, – ежедневные занятия обязательны. Причем не в течение часа, а 2–3 раза в день по 30–40 минут. Заверяем, что эффект не заставит себя ждать.

Если для выполнения программы отведено специальное время и место, желательно проводить их в одном и том же помещении. Идеально, если для нейропсихологических занятий у ребенка будет определенная форма или хотя бы специальный значок, который он надевает только для данных занятий. Различные «униформы» в разных ситуациях очень важны для «маркировки» в сознании ребенка разных форм его деятельности и социальных ролей. А в целом эффективность любого психолого-педагогическогосопровождения во многом определяется тремя главными факторами: обстановка, установка и дозировка.

14. Подчеркнем еще раз, что многие упражнения из программы прекрасно интегрируются в течение дня в игры на прогулке и в другие повседневные психолого-педагогические и праздничные мероприятия в ДОУ, школе или дома. Их можно распределить между различными специалистами: воспитателями, педагогами ЛФК, музыки, живописи и ритмики, психологами, логопедами и т.п. Главное, чтобы в течение недели все эти упражнения многократно воспроизводились детьми.

Для того, чтобы специалисты и родители видели целостную картину занятий, в начале следующего раздела (перед описанием четырех модулей) приведена сводная таблица психолого-педагогического сопровождения познавательного развития в течение года. Она наглядно иллюстрирует этапы и содержание занятий. А также помогает составить перспективный план работы.

15. Важно с первого же дня создать какой-то ритуал занятий (общее приветствие и прощание и т.п.). Например, это могут быть «Волшебные ворота», проходя через которые дети попадают в волшебную страну, где все становятся волшебниками. Ребенок-волшебник умеет превращаться во что (и в кого) угодно, может придумать разные игры, он знает язык птиц и моря и т.п. А педагог (психолог) входит в образ «учителя волшебников». Главный девиз в этой стране – «Посмотрите, как чудесно и интересно!».

Важно предупредить родителей, чтобы они как можно подробнее расспрашивали ребенка о занятиях. Идеально, если они вместе с ребенком придумают дома какие-то интересные рисунки и поделки для следующего визита в Волшебную страну. А еще – заведут «Дневник ученика- волшебника». Ребенок должен видеть плоды своего ежедневного творчества.

16. Программа «Познавая белый свет» имеет универсальную структуру для всех детей.

Но, конечно, есть своя специфика у детей младшего (3–4 года) и старшего (от 5–6 лет и далее) возраста. Потому дополнительные задания, предназначенные только для старших детей помечены звездочкой(ß).В3–4года их делать еще рано:детям трудно понятьинструкцию, сосредоточиться и т.д. Вместе с тем, все дети разные… Поэтому, если ваш воспитанник уже готов без особого напряжения делать упражнения «для старших» – прекрасно. Может быть и обратная ситуация: когда даже в 8–9


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.062 с.