Глава 2. Мозг–психика–тело. Познавательные таланты мозга — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Глава 2. Мозг–психика–тело. Познавательные таланты мозга

2022-09-15 32
Глава 2. Мозг–психика–тело. Познавательные таланты мозга 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

I. Психологическое развитие – это гармоничное становление всех нервных, соматических и психических его сторон. Оно обусловлено двумя взаимосвязанными процессами, линиями: а) системными перестройками нейро-соматического (нервно-телесного)обеспечения всех ВПФ; б) изменением собственного строения и взаимодействий ВПФ. Очевидно, что это возможно исключительно в процессе всестороннего общения ребенка с миром.

Эти линии в принципе не существуют одна без другой; искажение или отклонение, поломка в любом месте этой единой системы приводит к ее дезорганизации и деформации в целом. Что и отражается в той или иной форме познавательной (а затем и эмоционально-личностной) дизадаптации, неуспешности ребенка.

Организм ребенка, его нейро-соматическая система (позволим себе заменить этот термин вольным, но общепонятным термином «Мозго-Тело») наделены огромным числом степеней защиты, феноменальной пластичностью. Эти ресурсы компенсации поистине неисчерпаемы. Даже в самых тяжелых случаях «адаптационный буфер» достаточно велик, что доказывает практика нейропсихологической коррекции. Конечно, одного ребенка мы за короткое время (2-3 месяца) вернем в нормативное русло, а другому за несколько лет поможем достичь максимально возможного для него уровня. Но в любом случае, знание этой драматургии обязательно приведет к успеху.

Неразделимые в своем единстве взаимоотношения между формирующимся «Мозго-Телом» и психическим развитием ребенка – захватывающий сюжет. Его осознание – залог эффективного и энергосберегающего (для всех участников!) психолого-педагогического сопровождения. Потому обсудим кратко требованияк нормальному психологическому, в частности, познавательному развитию.

1)Нейробиологическая предуготованность, зрелость той или иной системы «Мозго-Тела» должна:

опережать развитие конкретной психической способности,которую онаобеспечивает: болевая чувствительность, тактильно-кинестетические процессы, речевое звукоразличение или артикуляция, графические навыки, пространственные представления и т.д.;

быть востребованной извне (и изнутри – организмом ребенка) для прогрессивного наращивания своих возможностей и роли. Иными словами, чтобы «Мозго-Тело» ребенка привыкло к использованию горшка, речи или карандаша – его надо постоянно к этому стимулировать. Иначе оно зачахнет или начнет самостимулироваться. Например, пугающая взрослых тенденцию многих детей к онанизму – прямое следствие использования памперсов. Она возникает из-за того, что системы малого таза не находили в младенчестве необходимого отражения (дискомфорта) в психике, что стратегически весьма опасно для организма. Вот «Мозго-Тело» и компенсирует в более старшем возрасте недостаток информации. Ребенок не онанирует в прямом смысле этого слова: ощупывая, он себя изучает и идентифицирует;

пройти период функционального оттормаживания, отступления на второй план по мере созревания более высокоорганизованных систем, готовых к данному конкретному моменту принять на себя реализацию более сложных психических процессов. Последнее опять должно быть востребовано извне и/или изнутри;

создать предпосылки для возникновения и наращивания новых степеней свободы «мозго-телесных»интеграций.И опять здесь необходима обратная активность мира, обращенная к ребенку и на шаг опережающая его реальные возможности.

Так поэтапно, как лепка снеговика, обеспечивается психологическая адаптация взрослеющего ребенка к запросам мира. Ключевой здесь является постоянная обратная связь. Она должна выстраиваться взрослыми в зоне не только ближайшего, но и потенциального развития ребенка.

2) Зрелость определенных зон и систем мозга (подкорковых и корковых, правого и левого полушарий, связей – спаек, комиссур – между ними) обеспечивает ребенку возможность развития. Но при дефиците его общения с внешним миром все эти мозговые механизмы модифицируются, искажаются и нарушаются вплоть до полной деградации.

То же самое происходит и на соматическом, телесном уровне, только в более завуалированной форме. Это обстоятельство принципиально не только для современных детей-Маугли, детей-сирот, детей-инвалидов, воспитывающихся в режиме «госпитализма». Оно очевидно во многих случаях, когда ребенок растет в условиях стереотипной, обедненной среды. Например, мало общается с природой, испытывает дефицит эмоционально-личностного и телесного контакта с родителями, не играет с другими детьми; большую часть времени складывает «Лего» и сидит за компьютером, вместо того, чтобы слушать бабушкины сказки, помогать маме печь пирог и т.п.

3)Практически во всех этих случаях сквозной линией проходит, прежде всего, оскудение социо-культурных, речевых контактов. В сем известны роль и главенствующее положение речи в психике. Отечественная психологическая школа известна во всем мире именно благодаря культурно-историческому (Л. С. Выготский, П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия и др.) подходу. Высокий рейтинг отечественной нейропсихологии (благодаря работам школы А. Р. Лурия – Л. С. Цветковой) в мировой науке также во многом ассоциируется с открытиями в области нормальной и патологической речевой деятельности человека.

Речь – наряду и благодаря своей коммуникативной функции – это единственное средство овладения любой психической операцией,любым культурным опытом.Именноречь, равно как и письмо, чтение, счет перестраивает, делает собственно человеческим любой психический процесс (память, восприятие, эмоции, не говоря уж о мышлении). Речевые функции создают тот «функциональный барьер», который позволяет человеку овладеть своим и чужим поведением.

Однако адекватность и своевременность социо-культурных запросов должны быть синхронизированы с морфо-функциональной готовностью «Мозго-Тела» ребенка. Это – безальтернативное условие и механизм развития. Перенасыщенность окружающей среды или опережение в развитии так же пагубно сказываются на состоянии ребенка, как любая его субъективная недостаточность и/или информационное (коммуникативное) оскудение. Запрос к ребенку извне должен «редактироваться» в соответствии с конкретным периодом его развития: «Своевременность решает все!» – гласит эволюционный закон.

Таким образом, любая из психических способностей (равно как и способность к обучению) развивается (начиная с внутриутробного периода) в жесткой зависимости от внешних условий. Коль скоро природа (или люди) допустили сбой в каком-то месте – можно попытаться исправить этот промах в силу отпущенных нам сил и возможностей.

II. Психологические процессы = взаимообусловливающее единство нейропсихосоматических составляющих человека, существующего в природном и социо-культурном окружении. Материальным субстратом психического является информация, неразрывно связанная с энергией. А психологическое развитие в любом возрасте является системно-динамическим, иерархически организованным энерго-информационнымпроцессом.

1)В организме человека он обеспечивается нервной системой, соединительной тканью (кости, сухожилия, кровь, лимфа, кожа и т.д.) и биоэнергетическими каналами и меридианами. Эти информационные магистрали «Мозго-Тела»находятся в неразрывном взаимодействии, создавая многоуровневые механизмы адаптации ребенка к лавине внутренней и внешней информации. Их объединяющая роль определяется тем, что они действительно всепроникающи. Они реально пронизывают, охватывают без каких-либо зазоров всего человека «от макушки до пят» единой сетью.

2)«Административным центром» этих многогранных контактов является мозг. Еще в раннем эмбриогенезе (внутриутробно) нервная система всегда опережает наличную функцию, как бы «заготавливая впрок» те структуры, которые будут востребованы, необходимы только в будущем поведении, после рождения, впоследствии.

Как утверждает Ф.А.Ата-Мурадова, важнейшими аргументами в пользу генетической исключительности нервных структур являются: 1)опережающая все остальные органывнутриутробная закладка нервных структур, 2) системная организация уже этих, самых ранних стадий развития. Управляющая и объединяющая роль нервной системы уже внутриутробно определяет единство развития как целесообразно направленного процесса. Лишь на следующем этапе возникают закладки остальных органов. Причем имеется активная связь между сомитами (клетками, из которых впоследствии разовьются внутренние органы, мышцы и т.п.) и частями нервной трубки, к которой они прилегают. Так образуется матрица, представленная нервной трубкой и ветвлениями ее отростков в первичных органах. Органы растут и пространственно удаляются друг от друга, занимая к моменту рождения свое место. Однако в течение всего этого процесса каждый из органов «как на буксире» тянет за собой ту иннервацию, которую он получил на стадии непосредственного контакта с нервной трубкой.

Запомним этот великолепный образ; он ключевой для понимания логики, стратегии и тактики профилактики, коррекции и абилитации процессов развития (по МЗО) в детстве.

3)Этот образ объясняет, почему, например, гиперактивность в оправе сниженных порогов возбудимости мозга, мотивационно-потребностных отклонений, различного рода остеопатий и несформированности фонематического слуха на фоне стертой дизартрии должны рассматриваться у конкретного ребенка как единый синдром? Ответ звучит однозначно: «У всех этих феноменов (коль скоро они обнаружены у данного ребенка) имеет место единый корень, единая мозговая организация. То есть синдромально (по механизмам происхождения) они родственны. Потому мы и наблюдаем столь разнообразные знаки и со стороны его мозга, и со стороны его тела, и со стороны его психики».

Страшное слово «синдром» обозначает в нейропсихологии следующее: это совокупность всех имеющихся признаков поведения (в норме, при отклоняющемся развитии, при сверходаренности) неизменно объединенных каким-то единым центральным, корневым механизмом. Самая главная задача взрослых–обнаружить его иразработать психолого-педагогический аппарат, адекватный именно ему. Никаких препятствий на этом пути у заинтересованных родителей и специалистов нет, поскольку синдромология, или типология процессов развития уже описана. В списке литературы присутствуют книги, к которым я адресую заинтересованных читателей. Подробно, в том числе в данной книге, описана также теория и практика МЗО.

Возвращаясь к приведенному выше примеру, отметим, что у данного ребенка (по ядерному механизму) имеет место недостаточность межполушарных взаимодействий стволового уровня. И, чтобы устранить эту неприятность, с ним нужно ползать, ходить на четвереньках, делать растяжки, дыхательные и глазодвигательные упражнения и т.п. То есть – сосредоточиться на формировании его нейросоматического каркаса и сенсо-моторных координаций. Когда-то З.Фрейд назвал сновидения « царским путем» к тайнам бессознательного. Формирование базовых нейропсихосоматических (сенсо-моторных) взаимодействий королевская дорога, ведущая к становлению и закреплению подкорково-корковых и межполушарных связей. И идти по ней надо по заданному маршруту, а не от случая к случаю и «как получится».

Но если у ребенка«просто» плохо развита речь, он плохо рисует, пишет и никак не поймет разницы между «6» и «9». Какая здесь связь? Очевидная! В процессе своего еще внутриутробного развития и дальше, после рождения, ребенок развивался как единая,саморегулирующаяся система,функционирующая по программе,веками отработаннойэволюцией. Самой эволюцией, которая старше, мудрее и дальновиднее любого из нас.

Поэтому не станем изобретать велосипед, а воспользуемся ее советами. Если уж «Мозго-Тело» ребенка один раз (еще внутриутробно) воспроизвело драматургию «буксира», почему бы нам не использовать этот алгоритм еще раз? Собственно, эта идея и лежит в основе МЗО.

III. Нейропсихология всегда (в диагностике, коррекции или абилитации, направленном совершенствовании каких-то способностей) опирается на «взрослоцентрическую» модель возрастных перестроек и первичную точку отсчета от момента зачатия ребенка, включая весь«багаж»его наследования по обеим линиям.Понятие «взрослоцентрическая» страшно звучит, но, по сути – оно очень простое, понятное и логичное. В реальности существует только один, равноудаленный от всех возрастов и типов развития критерий (горизонт) – среднестатистическое для взрослого человека средних лет состояние той или иной психической способности. Этот горизонт и показывает «к чему стремится психологическое развитие». Любой взрослый, общаясь с ребенком, интуитивно понимает главное направление обучения и воспитания. Это некоторый «идеал» наращивания различных способностей до «взрослого» уровня. Не так ли? Как иначе мы будем выстраивать маршруты познавательной активности ребенка, к чему продвигаться шаг за шагом?

Естественно, что такой перспективный анализ однозначно требует противовеса в виде ретроспекции: «Когда,почему и как в онтогенезе сформировались(или нарушились,исказились) нейропсихологические предпосылки нынешнего статуса данного ребенка?»

IV. Для благополучного преодоления всех лабиринтов развития и достижения «взрослого горизонта» требуется (в самом тезисном виде) следующее:

1)Формирование в надлежащие сроки(желательно к 3- 4 годам) подкорково-корковыхвзаимодействий для обеспечения:

А) всех базальных уровней ВПФ (неврологических, психофизиологических, нейрохимических, нейрогормональных и т.п.) и их взаимодействия с эмоционально-потребностными и соматическими функциями;

Б) прогрессивного наращивания всех ВПФ от базального уровня до уровня высших психических синтезов;

В) баланса между уровнями непроизвольной и произвольной саморегуляции; установления доминантного, управляющего статуса произвольности в поведении ребенка;

2)Формирование в надлежащие сроки (желательно к 5- 6 годам) межполушарныхвзаимодействий для обеспечения:

А) функциональной асимметрии полушарий мозга, то есть четкой дифференциации основных право- и левополушарных талантов:

правополушарной специализации (локуса контроля)в отношении схемы тела,или

соматогнозиса (ощущения собственной телесности),пространственных представлений, зрительной памяти и иных неречевых, невербальных и непроизвольных процессов. Именно соматогностические таланты правого полушария лежат в основе его контроля надо всеми

симультанными (единовременными), холистическими (целостными), полимодальными и полисенсорными (одновременно во всех модальностях и сенсорных каналах), субъективными, личностно - ориентированными (на себя, для себя) способами восприятия, переработки, хранения и отреагирования любой информации;

левополушарной специализации (локуса контроля) –в отношении речи,слухо-речевойпамяти, письма и иных речевых, вербальных, знаково-символических и произвольных процессов. Именно базовые речевые левополушарные таланты обеспечивают нам сукцессивные (последовательные,шаг за шагом), дискретные (отдельные,по частям), унимодальные (в пределах одной модальности)и объективные, социально-ориентированные (на других и для других)формы приема,переработки,отреагирования ихранения информации;

Б) оптимального режима межполушарного диалога:

паритетных межполушарных взаимовлияний при условии их постоянной функциональной конкуренции и/или комплементарности, взаимодополнения; синхронности и/или асинхронности; взаимной активациии/или торможения и т.д.;

постепенного наращивания доминирующего левополушарного (речевого, произвольного и осознанного) контроля за протеканием поведения.

Очевидно, что указанные возрастные рамки надо воспринимать как начало, фундамент всей подкорково-корковой и межполушарной драматургии. Далее она будет совершенствоваться и усложняться, обеспечивая ребенку все более обширный познавательный репертуар. Но обозначенные сроки – очень важны для всего дальнейшего развития ребенка. Потому мы и уделяем в данной книге такое внимание дошкольникам и младшим школьникам.

Сегодня принято обсуждать проблему «клипового» и «понятийного» мышления. Все с ужасом констатируют факт нарастающего использования современными детьми (и совсем уже не детьми) именно «клипового» – правополушарного мышления и поведения. То есть их жизни и познавательной активности как череды поступков сугубо конкретных, наглядно-ситуативных, закапсулированных в пределах сиюминутных предпочтений. Такое поведение вырвано из объективного контекста, импульсивно и не обременено рассуждениями: строится по типу «всем телом и с диким воплем». Именно так «мыслили» наши первобытные предки, не обладавшие еще развернутой речью и абстрактно-логическим мышлением. Им показывали яркие бусы,и они послушно шли вслед за ихвладельцем в нужном ему направлении. По непонятной причине умные взрослые бессильно пожимают плечами и говорят о неизбежности такой ситуации в эпоху «компьютерной, цифровой культуры» и шквала нарастающей информации.

Нейропсихология придерживается диаметрально противоположной точки зрения. Называть «информацией» 90% того, что транслируется в СМИ, Интернете и рекламных роликах – явное неуважение к этому прекрасному понятию. Необходимо развивать у ребенка оба стиля мышления с обязательным приоритетом мышления левополушарного: понятийного, абстрактно-логического, опосредованного речью и произвольной саморегуляцией. Для этого нужно совсем немного: 1) оторваться от компьютера, 2) выйти с ребенком из дома, 3) поднять свою и его голову и вместе с ним оглянуться вокруг и увидеть распускающиеся почки, дивный закат солнца, порхающих бабочек и т.п.Если ребенок будет постоянно видеть взрослых с книгой, читать, смотреть мультфильмы и ходить в музеи вместе с ними, обсуждая все наболевшие проблемы, у него сама собой возникнет потребность в получении истинной информации, тяга к произвольным, осознанным, прогнозируемым формам поведения. То есть – познавательная активность в самом прекрасном и истинном значении. А когда к этим бытовым радостям добавятся занятия по МЗО, у него сформируются надежные подкорково-корковые и межполушарные связи, которые превратят этот порыв в привычку. А привычка, как известно, – вторая натура.

Если же ребенок будет видеть спины взрослых, сидящих в Сети и нажимающих кнопки телевизора, он обречен на послушное, некритичное воспроизведение заданных там программ. Он всегда будет пассивным и ведомым; жить – не приходя в сознание, поскольку несущей осью человеческого сознания является произвольное, речевое понятийное мышление. Издержки «клипового» стиля не раз обсуждались выше и всем известны из печального повседневного опыта. Заметим лишь, не докучая лишний раз очевидными трюизмами: выбор всегда остается за взрослыми … Именно они должны решить для себя, насколько фатальна нынешняя мода на «не думать, быть безграмотным и не париться», которая и лежит у истоков «клипового мышления». Эта мода стопроцентно коррелирует с несформированностью подкорково-корковых имежполушарных связей, а также управляющих функций лобных структур мозга у большинства современных детей. Дорогие и уважаемые взрослые, задумайтесь, что будет, когда все человечество перейдет на такой уровень… И если вам не нравится такое будущее – присоединяйтесь к главной идее нейропсихологии:«Будущее человечества – будущее его мозга».

V. Итак,специализация полушарий мозга подчинена основной познавательной диаде (дихотомии): « соматогнозис/правое полушарие– речь/левое полушарие ». Понятие «соматогнозис» означает непосредственное восприятие (гнозис) собственной телесности (соматики). Пространственно-временные представления и эмоции, которые традиционно рассматривались как претенденты на «уникальный талант, специфическую роль правого полушария», являются производными от соматогнозиса, телесности, схемы тела человека. Интуиция и эмоциональные процессы, пространственные представления, зрительная память и наглядно-образное мышление также могут существовать как самостоятельные только после того, как сформируются в недрах и/или при непосредственном участии соматогнозиса (по Семенович). Они, безусловно, обеспечиваются, преимущественно правым полушарием именно потому, что справа организуется мозговое обеспечение «схемы тела», восприятия человеком единства собственной телесности.

Име нно схема тела является той моделью,архитектурным планом,по которомустроятся все сенсорные каналы восприятия, и организуется взаимодействие различных сенсо-моторных систем человека. Аноцицептивная (болевая) подсистема – первая из всех сенсорных систем созревает к моменту выхода ребенка на свет. Потому так универсален закон: «Онтогенеза без «боли» (конкретной или душевной) не бывает». Только конкретно осязаемый дискомфорт заставляет нас в любом возрасте искать выход из него, то есть – развиваться. Кроме того, соматогнозис человека в любом возрасте, очевидно, является тем «моментом истины», который пробуждает разнообразные (эффективные и не очень) защитные механизмы психики, ставящие заслон перед «болью» и ее переживанием.

VI.Сегодня многие специалисты и родители замечают грубую недостаточность у детей пространственных представлений. Но о чем именно идет речь? Ведь существует, как минимум, три уровня пространственных представлений (по Семенович). Главным, базовым для всех пространственно-временных психических манипуляций является наше внутреннее пространство, пространство нашего тела:соматогнозис,схема и образ тела.Данный пласт пространственных представлений однозначно связан с правым полушарием мозга, которое в младенчестве опирается на таланты подкорковых (особенно гипоталамо-диэнцефальных) структур.

Схема тела, начиная с нашего «темного мышечного чувства», глубинной суставно-мышечной чувствительности задана генетически. Именно эта заданность организует в процессе развития интеграцию всех внутренних и внешних ощущений в единый образ «Я есмь!». Развитие соматогнозиса происходит за счет:

а) болевых и аналогичных им дискомфортных состояний; действительно, откуда мы в чувственном плане можем знать о существовании у нас горла, живота или сердца, пока таковые не заболят? В том числе именно поэтому один из нелицеприятных законов развития гласит: «Онтогенеза без боли не бывает».

б) взаимодействий, разнообразных ощущений, возникающих вследствие соприкосновения с окружающим миром (горячая – холодная вода, ощущение парения на качелях, перец или клубника во рту, жалящая крапива, бархатное море, ласковое солнышко, запах сена и нелюбимой каши и т.д.)

в) разнообразных комфортных и дискомфортных контактов, чувственных соприкосновений с другими людьми (точнее, их телами): добрая или рассерженная мама, массажист, драка в песочнице, воспитатель, успокаивающе погладивший по плечу, «сексуальные» контакты разного уровня и т.п.

г) собственной двигательной активности, каковая предоставляет нам самые разные и богатые ощущения, становящиеся, наряду с перечисленным, основой нашего самоосознания. Быстро – медленно, с усилием, свободно, «как будто по болоту иду», «правая рука не ведает, что творит левая» – все эти метафоры, которые мы применяем ежедневно для описания нашего состояния, изначально пережиты, прочувствованы нами именно в нашей собственной двигательной (сенсо-моторной) активности и моторном контроле.

д) имитации чужой речи и вокализация разнообразных (в т.ч. – речевых) звуков, мелодий, интонаций и т.п.: так речь постепенно с первых секунд жизни вплетается в целостную канву схемы тела ребенка.

После этого краткого перечня становится очевидным, почему при коррекции и абилитации пространственных представлений следует начинать с различного рода массажей, ванн с морской солью и травами, ЛФК, устранения разнообразных проблем с желудочно-кишечным трактом, дыхательной дизритмией и т.п. Закреплять же достигнутое – непременным введением в повседневную жизнь психотехник, связанных с формированием психомоторных координаций. При этом каждое упражнение хорошо бы сопровождать ритмической составляющей, поскольку это- основа нашего ощущения времени. Ведь время дано нам: 1) либо через ощущение, восприятие внешних и внутренних ритмов, 2) либо через отражение смены состояний и событий, происходящих с нами самими и вокруг.

Применяя нейропсихологический комплекс МЗО, мы как бы реконструируем вместе с ребенком те этапы его телесной и речевой пространственно-временной актуализации (от подкоркового уровня),которые не были им своевременно пройдены или были пройдены,но в искаженной форме. А это – однозначный залог деформации всего дальнейшего онтогенеза пространственных представлений ребенка.

Сегодня в нашей стране уже достаточно развито направление психологии, связанное с коррекцией и абилитацией различных психологических проблем через телесно-ориентированные технологии. Если ко всему сказанному вы добавите занятия ЛФК, танцы, у-шу, театральный кружок и т.п. – считайте, что треть пути к вершине ребенок уже прошел. Особенно, если взять за правило постоянно его тискать, обнимать, бороться и поглаживать по спинке перед сном…

Взаимодействия с внешним пространством (надстраивающиеся над внутренним, телесным) даны нам через призму зрительного, слухового, тактильного, вкусового, обонятельного анализаторов и их альянсов. Ведь мы должны его – окружающее нас пространство – увидеть, попробовать на вкус и запах, услышать, а уж потом собрать, интегрировать все эти образы воедино. Другого пути эволюция не предлагает. Этот пласт пространственных представлений предполагает появление метрических (расстояния, пропорции, углы и т.д.) и структурно-топологических (взаиморасположение частей в рамках единого целого) навыков и умений, реализуемых правым полушарием. Но здесь же необходимы координатные способности (верх – низ, право – лево), которые формируются исключительно в процессе парной работы обоих полушарий.

Наконец, отраженное в речи, абстрагированное от наглядных чувственных образов «квазипространство» (по А.Р.Лурия), о котором уже шла речь в предыдущем разделе. Они включают все предложные (к, от, за, в и т.п.) конструкции нашего языка; употребление творительного (кем? чем?) и родительного (кого? чего?) падежей; сравнительные категории и т.д.Про все эти логико-грамматические способности уже давно (еще в 1938 г.) в книге «Чудо языка» В. Порциг писал, что эта особенность принадлежит к неизменным чертам человеческого языка. Ведь временные соотношения выражаются в языке в пространственных терминах: перед Рождеством и после Рождества, на протяжении двух лет. А, когда речь идет о психических процессах, мы говорим не только о внешнем и внутреннем, но и о том, что происходит «выше и ниже порога» сознания, о переднем и заднем плане. Пространство вообще служит моделью для всех не наглядных отношений: «наряду с работой он преподает», «любовь была больше честолюбия», «за этим стоял замысел» и т.п.

Итак, вершиной усвоения пространственных представлений является речевое (то есть – левополушарное) квазипространство – манипулирование с пространственно-временными образами и событиями в абстрактно-символической форме. Но начинается все с соматогнозиса, врожденной схемы тела.

Определение места и роли соматогнозиса (наравне с речью)как формирующей функциональную организацию мозга Высшей Психической Функции– ключевое для нейропсихологического сопровождения. В МЗО первоочередная роль отведена именно двигательным, телесно- ориентированным практикам. Они, наряду с произвольностью поведения, неизменно выступают как «диафрагма жесткости». Эта ось создает оптимальный фон для наращивания обширного познавательного (когнитивного) репертуара неречевых и речевых способностей и навыков, который обозначается как «навешанные конструкции». Такой подход не имеет альтернативы, поскольку обусловлен всей логикой развития психической деятельности мозга. Есть еще одно немаловажное обстоятельство: демократичность нейропсихологических модулей. Не все дети хорошо говорят, запоминают, рисуют и т.д. Это, естественно, травмирует отстающего, он старается избегать этих занятий. А в двигательном жанре нет аутсайдеров и маргиналов: здесь все с одинаковым пылом ползают, машут руками и хлопают в ладоши.

VII. Центральная роль соматогнозиса в онтогенезе человека (особенно на ранних его этапах, в кризисных возрастах, в возрасте инволюции) отражена в афоризме одного из основоположников детской психиатрии в нашей стране В.В. Ковалева: «Ребенок – существо соматическое».

Действительно, например, освоение внешнего мира невозможно без сформированности схемы тела и, соответственно, соматической, телесной ритмологии (базиса для восприятия времени). Это происходит именно по той причине, что схема тела – модель формирования всех сенсорных систем и их взаимодействий. Но,какафористично отметил Н.А. Бернштейн, «...все «сенсоры» у нас «омоторены», а все «моторы» – «осенсорены». Потому и поставлены в МЗО во главу угла разнообразные сенсо-моторные координации. Без этого фундамента познавательное (равно как и эмоционально-личностное) развитие ребенка весьма проблематично.

Издавна ведутся споры о векторах развития и сроках созревания правого и левого мозговых полушарий. Правое полушарие «обречено» на более раннее функциональное созревание самим фактом представительства в нем соматогнозиса. Именно в соматогнозисе, в нашей схеме тела заложены все базовые пространственно-временные способности – наиболее фундаментальные для развития вообще. К тому же, соматогнозис (в отличие ото всех других психических функций) достаточно активен уже внутриутробно, в эмбриогенезе. Нейрологически такая ситуация обеспечена интимной связью правого полушария с гипоталамо-диэнцефальными зонами мозга, а, следовательно – со специфическими адаптогенными (нейрохимическими, эндокринными и иммунными) системами (Т.А. Доброхотова, В.С.Ротенберг, А.В.Семенович и др.).

Неоднократные призывы к соблюдению заданного в МЗО регламента связаны (в том числе) именно с тем, что в нем учтены все этапы и очередность становления психических талантов правого и левого полушарий: от сферы соматогнозиса, наглядно-чувственных пространственных представлений к сфере речи, чтения, письма и других абстрактно-символических способностей.

VIII. Важнейшая характеристика формирования межполушарных взаимодействий заключается в том, что функциональная специализация левого и правого полушарий протекает гетерохронно, асинхронно и зависит от их взаимного обогащения. Например, истоки речевой деятельности левого полушария коренятся в «невербальных» глубинах внутриутробного периода. Широко известны возникшие еще в филогенезе (развитии человечества) два ее источника – позно-жесто-мимический и акустико-вокализационный, неразрывно связанные с тактильными, оптическими и обонятельными кодами. Все эти предречевые процессы неразрывно связаны с приоритетным участием подкорковых и правополушарных систем мозга, которые начинают активизировать межполушарныйперенос и развитие левого полушария.

Прирост функционального потенциала правого полушария происходит, в первую очередь, за счет количественного расширения и усложнения внутреннего и внешнего перцептивных полей (в том числе и речевых) человека. То есть – за счет обилия и многообразия всего, что воспринимается ребенком. Он однозначно зависит от полисенсорной и эмоциональной насыщенности информации, структурных взаимодействий между идущими извне и изнутри самого ребенка потоками информации.

Аналогичный процесс в левом полушарии определяется, во-первых, количеством и качеством поступившей информации, уже обработанной подкорковыми структурами и правым полушарием. Во-вторых,– с продуктивностью и эффективностью ее вербализации (оречевления, означивания). И, естественно, насыщенностью социо-культурных коммуникаций, присвоением опосредованных форм поведения, социализированных канонов, правил и программ.

IХ. Все перечисленные нейропсихологические закономерности описывают основные характеристики психологического развития. Они являются основанием для проведения системного психолого-педагогического сопровождения детей по методу замещающего онтогенеза. В частности, специальной программы МЗО «Познавая белый свет», направленной на нейропсихологическую профилактику, коррекцию и абилитацию познавательного развития.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.