Упражнения способствующие развитию умения объяснять значения исторических терминов. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Упражнения способствующие развитию умения объяснять значения исторических терминов.

2022-09-11 46
Упражнения способствующие развитию умения объяснять значения исторических терминов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задание 1.

Система школьного образования во Франции имеет сложную структуру, в которой выделяются классические школы, колледжи и лицеи, гимназии и техникумы. Во всех учебных заведениях история, как предмет преподается в большем или меньшем объеме, но всегда с акцентом на современность. Преподавание истории начинается со второго года обучения и продолжается до последнего года обучения в элементарной школе-восьмилетке, а также в высшей элементарной школе, где курс обучения длится три года.

В системе школ, которые готовят в университет, в лицеях и коллежах, преподавание истории продолжается в течение одиннадцати лет: четыре года в приготовительных, или элементарных, классах и семь в основных.

Отличительными чертами преподавания истории во Франции является:

Во - первых объединение её с географией в единый предмет, являющийся обязательным на протяжении всего периода обучения. Таким образом, история и география не разделяются в сознании школьников.

Во - вторых, особый акцент делается не на самостоятельность в работе с источниками, а на доминирующую роли учителя и учебника по геоистории. Стиль преподавания, по выражению определяется формулой: «Я обучаю, ты выучиваешь».

В качестве центральных моментов истории Франции выдвигаются следующие: рост территориального и политического могущества Франции, рост ее культурных достижений, характеристика Третьей республики.

Значительное место отводится в курсе истории развитию культуры во Франции, успехам техники, науки, искусства. С историей других народов учитель знакомит детей только в тех случаях, когда это связано с историей Франции.

Преподаватели истории должны максимально ограничивать количество сообщаемых фактов, событий, дат, имен, отнюдь не перегружая ими память учащегося и сообщая лишь то, без чего не может быть систематического изложения курса и что является безусловно необходимым для "воспитания мировоззрения". Но изложение фактов и событий, иллюстрирующих основные идеи, должно быть максимально ярким и рельефным.

Приемы преподавания истории:

Большое внимание уделяется выработке у учащихся правильных представлений о времени. При помощи ряда упражнений дети должны научиться отличать длительность жизни человеческого поколения, длительность века.

Во французской педагогике широко применяется принцип наглядности. В это понятие входит прежде всего так называемая "чувственная наглядность",  усвоение знаний при помощи контакта с самим предметом или его изображением. На принципе "чувственной наглядности" базируется прежде всего преподавание истории детям младшего возраста (семи и восьми лет). Первые уроки истории для детей этого возраста сводятся просто к тому, что учитель показывает им картинки, изображающие какие-нибудь факты и события из истории Франции, и объясняет их.

Методика преподавания истории подчеркивает, что уже на среднем курсе элементарной школы, т. е. на четвертом и пятом годах обучения, а в особенности на шестом, седьмом и восьмом годах приобретает большое значение логический элемент. Учитель не может уже ограничиваться простым изложением фактов и их расположением: он должен заботиться о том, чтобы дети понимали причинную связь между фактами.

Существует также "активный метод" на уроках истории, диалогическая форма, форма бесед. Опираясь на картину, гравюру, на знания, которые ужо прежде усвоены детьми, преподаватель ставит им ряд хорошо продуманных вопросов, на которые дети отвечают. Исправляя, обобщая и дополняя ответы детей, преподаватель приводит к прочному усвоению прорабатываемой темы. Этот прием считается полезным тем, что стимулирует внимание детей, заставляет их вникать в вопросы, обдумывать ответ, т. е. принимать активное участие в уроке.

Задание 2.

ФГОС ООО ФГОС СОО
 Стандарт основного общего образования (5-9 класс) — на этом этапе у детей формируется ответственное отношение к учебе и самообразованию, экологическая культура, развитие эстетического сознания, начинается изучение литературного наследия и иностранных языков. Личностные результаты освоения ООП 1) усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; 2) воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира 5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения 6) формирование коммуникативной компетентности Метапредметные результаты освоения ООП - умение самостоятельно развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинноследственные связи - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации - формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ    Стандарт среднего общего образования (10-11 класс) — ученики должны уметь самостоятельно решать сложные задачи, понимать функции и значение различных социальных институтов, следить за своей речью, знать основы государственной системы. Личностные результаты освоения ООП 1) чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов 2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества 3) готовность к служению Отечеству, его защите 4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики 5) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире 6) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей 7) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов Метапредметные результаты освоения ООП - умение использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей - владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности - умение использовать средства ИКТ в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики и др. - умение определять назначение и функции различных социальных институтов - умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей - владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, границ своего знания и незнания    

Задание 3.

Цели исторического образования:

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;

- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Изучение истории на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

- формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности

 

Задание 6.

Рабочая программа по истории для 5-9 классов составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования

Рабочая программа по истории для 5-9 класса составлена с учётом авторской программы по истории России для предметной линии учебников под редакцией А.В.Торкунова. В связи с переходом на новую, линейную систему изучения истории, рабочая программа по всеобщей истории составлена в соответствии основе Примерной программы основного общего образования по истории.

Общие цели изучения истории: образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

 

Таким образом, целью школьного исторического образования является:

• формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как

части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

• овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах, приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

• формирование умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире;

• воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном Российском государстве.

 

Рабочая программа способствует решению следующих задач изучения истории на ступени основного общего образования:

· овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося;

· воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

· развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

· формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе путем смены способов, форм и методов обучения.

Рабочая программа учебного предмета «История» для 10-11 классов разработана в соответствии с основными требованиями ФГОС СОО.

Авторская программа и поурочные рекомендации 10 класс М.Л.Несмелова, Е.Г. Середнякова, А.О. Сороко-Цюпа «История. Всеобщая история. Новейшая история», учебное пособие для общеобразовательных организаций, базовый и углублённый уровень. - М.: Просвещение, 2020.

Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

Основными задачами изучения учебного предмета «История» в старшей школе являются:

- формирование представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;

- овладение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

- формирование умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

- овладение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;

- формирование умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.

В соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории базовыми принципами школьного исторического образования являются:

- идея преемственности исторических периодов, в т. ч. непрерывности процессов становления и развития российской государственности, формирования государственной территории и единого многонационального российского народа, а также его основных символов и ценностей;

- рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;

- ценности гражданского общества – верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность;

воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма;

общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия государств и народов в Новейшей истории.

- познавательное значение российской, региональной и мировой истории;

формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни.

Методологическая основа преподавания курса истории в школе базируется на следующих образовательных и воспитательных приоритетах:

- принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований;

- многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств;

- многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;

- исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;

- историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.

 

Задание 7.

Задания по истории для детей с нарушением речи.

Цель в работе с учащимися - формирование активного словаря исторических терминов в ходе каждого этапа урока.

Задачи:

1. Выявление уровня сформированности у учащихся активного словаря исторических терминов.

2. Система заданий направленных на обогащение активного словаря исторических терминов у учащихся.

Все упражнения, направленные на развитие активного исторического словаря применяются отдельными этапами в структуре уроков истории.

 

Что такое племя?

- несколько родственников, живущих вместе;

- несколько родов, живущих на одной территории, говорящих на одном языке;

- княжеское войско.

Что такое вече?

- торговая площадь;

- княжеское войско;

- народное собрание.

Памятники Предметы

Вещественные Рукописная книга, газета,

закон, документ

Письменные Легенды, сказки, пословицы

Устные Одежда, посуда, остатки

жилища

Целенаправленная коррекционная работа с использованием разработанной системы упражнений дидактических игр и методических рекомендаций даёт положительные результаты.

 

Задание 8.

Задания по истории россии. «17 ВЕК»

1. Почему Лжедмитрий сначала провозгласил Марину Мнишек императрицей, а затем женился на ней?

2. Трое бояр в 1605 году подали Лжедмитрию 1 челобитные с просьбой вернуть бежавших от них крестьян а) холоп боярина Басманова убежал от хозяина в 1600 году, до начала голода б) холоп боярина Плещеева убежал от хозяина в 1602 году, когда хозяин в голодный год отказал ему в ссуде зерна в) холоп боярина Чистого бежал в 1603 году, бросив, как уверял хозяин, вполне благополучное хозяйство. Как решиться вопрос с этими челобитными?

3. Во время организации Второго ополчения была введена «пятая деньга». Для каких целей?

4. Он происходил из захудалого княжеского рода, никогда не игравшего главных ролей при московском дворе; он стал во главе освободительного движения по выбору простых людей, однажды он сознался, что его «к тому делу насильно приневолили бояре и вся земля»; за свои заслуги он всего лишь был назначен в Боярскую думу; современники вспоминали, что он страдал «черным недугом» - меланхолией; после ликвидации Смуты он воеводствовал некоторыми приказами, участвовал войнах, но опять таки «на вторых ролях». Кто это человек?

5.Почему Патриарх Никон назвал «Соборное уложение» «беззаконной книгой»?

6. В 17 веке один молодой торговец решил забросить торговлю сукном и, чтобы разбогатеть, заняться торговлей с иностранцами пушниной, черной икрой и поташом. Но его планам не суждено было осуществиться. Почему?

7. Можно ли было в 17 веке в России за один рубль получить целых 15 рублей?

8. Одно время его называли «великим государем»; однажды царю пришлось стоять перед ним на коленях; он стал виновником одного из самых значительных социальных потрясений; длившегося не одно десятилетие; восемь лет он руководил самой важной организацией государства после того, как он сам от этого оказался; он завершил свою жизнь там, где и начал ее: простым монахом. Кто этот человек?

9. В эти годы в России произошли события: началось восстание И.И.Болотникова, принято «Соборное Уложение», состоялась Переяславская рада, основан г. Нерчинск. Что в эти годы произошло в странах Западной Европы и Востока?

10. Документы утверждают, что С.Т.Разин происходил из зажиточной казачьей семьи. Каким количеством земли нужно было обладать в 17 веке, чтобы быть причисленным к зажиточным казакам? Сколько человек трудилось на пашне богатого казака в то время?

11. Что именно входило в «царское жалованье» присылаемое казакам на Дон из Москвы.

12. Мог ли французский король Людовиг 14 быть свидетелем «Азовского сидения казаков», если бы он приехал в Россию?

13. В 17 веке донские казаки дали первую офицерскую клятву на верность московскому царю. Когда это произошло и чем было вызвано?

14. Первая морская победа России одержана в 17 веке. Когда это произошло и какое отношение к этому имеют донские казаки?

15. В 17 веке возникла насмешливая поговорка; «Аз, буки, веди страшат, что медведи». Что она означала и против кого была направлена, о каких переменах в общественной жизни свидетельствовала?

16. Можно ли было в 17 веке прочитать московские Куранты? Кто мог это сделать?

17. В 1670 году иностранный купец Иоган фон Румпе открыл в Москве собственную лавку, где продавались различные мануфактурные изделия, предметы быта и прочее. В первый же день он продал зашедшему покупателю одни ножницы и несколько лент. За это он был оштрафован, а лавку пришлось закрыть. Почему? В соответствии ли с законом поступили русские власти?

 

Задание 9.

Для формирования личностных УУД на уроках истории могут быть использованы следующие типовые задания:

 

Задание № 1.

Какое влияние оказали греки и скифы на культуру соседних народов? Объясните свой выбор.

Цель: формирование действий нравственно-этического оценивания

Возраст: 12 лет.

Учебные дисциплины: гуманитарные (история, литература, обществознание).

Форма выполнения: индивидуальная и групповая работа.

Описание задания: Используя текст учебника П. А. Баранова и др. «История России: 6 класс», учащимся следует обдумать, после чего в яркой, убедительной форме продемонстрировать аргументы, которые объяснили бы, как на культуру северного Причерноморья повлияли греческие колонисты с одной стороны и племена скифов ─ с другой. Остальные учащиеся обсуждают выступление, являясь как оппонентам, так и сторонниками различных версий.

Критерии оценивания:

умение полно и адекватно характеризовать культуру и обычаи скифов;

умение давать характеристику греческим поселениям северного причерноморья;

характер, убедительность и последовательность аргументации;

умение прислушиваться к аргументам других участников дискуссии и учитывать их в собственной позиции.

 

Задание № 2.

Цель: осознание собственной принадлежности к культурной, этнической и религиозной общностям, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Возраст: 11–12 лет.

Учебные дисциплины: гуманитарные (история)

Форма выполнения: индивидуальная и групповая работа.

Описание задания: Перечисли трудности, которые нужно преодолеть ученому-историку, чтобы узнать, что было в прошлом.

 

В качестве примеров формирования регулятивных УУД на уроках истории могут быть названы следующие типовые задания:

 

Задание № 3. «Найди ошибки в тексте».

Жителей острова Крит ученые условно называют минойцами по имени царя Миноса.

Об отношениях древних греков с их соседями – критянами повествует миф о Тезее и Минотавре.

Наибольшего могущества Критское государство достигло во II тыс. л. до н. э.

Многочисленные письменные источники по истории о. Крит до сих пор не расшифрованы учеными. Об успешном развитии скотоводства на этом острове нам говорят археологические данные.

Главным занятием населения о. Крит являлось земледелие. Определённое развитие получили ремесло и торговля.

Дворцы правителей о. Крит не были защищены стенами.

Одной из причин гибели Критского государства являлось извержение вулкана на о. Фера.

 

 

Задание № 4.

«Определи историческую личность».

Цель: научить учащихся ориентироваться в основных тенденциях, процессах и явлениях, работать с письменными историческими источниками.

Возраст: 13–15 лет.

Учебные дисциплины: гуманитарные (история)

Форма выполнения: групповая работа.

Описание задания:

Задание для учащихся (по группам). На деятельность групп отводится 20 мин.

Для описания исторической личности, событий, процессов, явлений мы используем письменные источники различного происхождения. Прочитайте внимательно предлагаемые тексты. Ответьте на вопрос, кем является автор каждого из них: историком, современником, иностранцем, возможно, кем-либо иным?

Задание № 5.

Непоследнюю роль в процессе складывания универсальных учебных действий играют компетентностно-ориентированные задания. Приведём пример задания такого плана на уроке в 5-м классе по теме «Рим во главе Италии».

Стимул. «Город в опасности. Кто может его спасти? Воины, жители, животные, супергерой…». Выбираем животных → «Гуси Рим спасли».

Задачная формулировка. Кто, когда и по какому поводу мог сказать эти слова?

Источник информации. Учебник

Инструмент проверки:

требования к письменному и устному ответу: речевое оформлении, произношение, логичность изложения;

модельный ответ;

бланк проверки.

Использование учебных задач такого типа на уроках истории России и всеобщей истории также играет роль мотивации для дальнейшего изучения темы. Подобные задания направлены не только на самостоятельную деятельность учащихся с источником информации, метапредметность, но и на формирование ключевых компетенций.

 

Для формирования коммуникативных УУД можно предложить следующие формы заданий:

 

Задание №6

«Исторический «Снежный ком»».

Описание: дополняя друг друга по предложению, дети должны составить логический рассказ по изученному материалу. Это может быть абсолютно любая тема («Средневековый город», «Религия Египта», «Олимпийские игры», «Реформы Петра Ι», «Куликовская битва» и т. д.). Приём универсален и позволяет охватить практически весь класс.

Проверка домашнего задания в парах. На вопрос учителя сначала отвечает один ученик, затем сосед по парте. Работа длится 4–5 мин. Дети оценивают ответы друг друга. Учитель выборочно вновь задает те же вопросы, и если оценка совпадает, то ставится обоим учащимся.

Эффективность от проведения упражнения:

· умение слушать и слышать;

· отслеживание и анализ знаний по теме, рефлексия;

развитие речи, взаимопроверка.

 

Задание 10

Использование источников в процессе обучения истории

  Название источника   Тип источника   Функции источника   Методические приёмы работы с источником   Задания для самостоятельной работы учащихся
Заявление людовика 16 исполнительному совету. Данный исторический источник представляет собой очерк. Источник включает познавательную и биографическую функции Особое внимание автор уделяет именно вопросу о посредничестве. Делается акцент на причинах заинтересованности Франции в успехе переговоров. В статье анализируются причины, вследствие которых посреднические услуги Франции были отвергнуты со стороны России. Кроме того, рассматриваются действия, предпринимаемые дипломатами трех стран в ходе переговоров. Рассказ, пояснение, определение целей и задач. Вопросы: 1) Как вы думаете к кому оно обращено? 2) Какие события предшествовали данному заявлению? 3)Что случилось в итоге с автором данного заявления?  

Задание 11.

Сравнительная характеристика учебных пособий

  Название, класс   Авторский коллектив Основной  текстовый материал Дополнительный и пояснительный текстовый материал   Внетекстовый материал Методический аппарат учебника   Примечания
История России 20 – начало 21 века   А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт, Формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих её народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории; Развитие у учащихся способностей к самостоятельному анализу событий прошлого и настоящего, раскрытию причинно-следственных связей, обобщению фактов Гриф органов управления образованием (кем рекомендован, допущен к использованию в качестве учебника): Рекомендовано Министерством образования и науки РФ комплексный Ссылки на страницы учебника, примеры, суждения

 

Задание 12

1. Сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru

2. Сайт Рособразования http://www.ed.gov.ru

3. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru

4. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru

5. Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования http://www.ndce.edu.ru

6. Школьный портал http://www.portalschool.ru

7. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ru

8. Российский портал открытого образования http://www.opennet.edu.ru

9. Коллекция «Мировая художественная культура» http://www.art.september.ru

10.Портал «Музеи России» http://www.museum.ru 16. Учительская газета www.ug.ru

11. ИнтерГУ.ru - Интернет-государство учителей www.intergu.ru 21. Журнал «Наука и образование» www.edu.rin.ru

Задание 13.

Исторически пульсирующая библиотека Духовная культура.

http://www.countries.ru/library.htm

Библиотека Гумер

Раздел культурология:

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/INDEX_CULTUR.php

Раздел культурология на lib.ru:

http://lib.ru/CULTURE/

Материалы по истории Церкви, христианства, философии, культурологии

http://krotov.info/

Ежедневный интернет-журнал Культурология. Ру.

http://www.kulturologia.ru/

Энциклопедия Культурология. XX век.

http://www.philosophy.ru/edu/ref/enc/

«Философская антропология»

http://www.anthropology.ru

Энциклопедия культур Дежа-вю.

http://deja-vu4.narod.ru/library.html

 

Задание 17.

Карточка 2

1. Бессрочный сыск беглых крестьян был установлен:

а) в 1641 г.; б) в 1653 г.; в) в 1649 г.

2. Во главе уездов в XVII в. царь назначал:

а) старост;

б) посадников;

в) воевод.

3. Делами дворянской и боярской службы ведал приказ:

а) Разрядный;

б) Поместный;

в) Ямской.

4. В городах находились органы местного самоуправления, которые избирались черносошными крестьянами и посадскими людьми. Эти органы назывались:

а) губные избы;

б) земские избы;

в) приказные избы.

5. Прошения и жалобы на царских подданных разбирал приказ:

а) Тайных дел;

б) Челобитный;

в) Казенный.

• Изучение нового материала

Задание 18.

Задания по выбору нескольких правильных ответов (выбор трех правильных ответов из шести)

1. Выберите из списка работ В.И. Ленина три, которые вошли в так называемое «ленинское завещание»:

 1. Апрельские тезисы.

 2. «Странички из дневника».

3. «Что делать?»

4. «Как нам реорганизовать Рабкрин?»;

5. «О кооперации»;

6. «Развитие капитализма в России».

 

Задание 20.

Северная война 1700-1721 гг.

Антишведский «Северный союз»: Россия, Дания, Речь Посполитая.

Цели:

1. Получить выход в Балтийское море (порты).

2. Сделать Россию морской державой (флот, порты).

3. Вернуть побережье Финского залива, захваченного Швецией в Смутное время.

Событие Результаты, значение
1700 г. – битва под Нарвой «Нарвский конфуз» 1. Поражение → НО! 2. Военные реформы, направленные на создание регулярной армии: а) рекрутские наборы (наборы солдат); б) подготовка офицеров; в) воинские уставы; г) наградная система; д) создание военной экономики.
1702-1704 гг. – взятие Нарвы; взятие Шлиссельбурга 1) поднятие боевого духа русской армии; 2) Россия получила крепости на Балтике.
1703 г. – основание Санкт-Петербурга Начало строительства военно-морского флота.
1709 г. – Полтавская битва Генеральное сражение. Победа русских войск. Разгром шведской армии. Поднятие боевого духа русской армии.
1714 г. Швеция лишилась всех судов. Европа была поражена.
1720 г. Русская эскадра одержала ещё одну крупную победу над шведским флотом. Победы русского флота окончательно вынудили шведов начать переговоры о мире.

Основные события и итоги Северной войны

Событие Дата Итоги, значение
Сражение под Нарвой 19 августа 1700 г. Русская армия проиграла сражение. В Нарвском сражении шведы потеряли 2000 человек, Россия 8000 человек, 145 пушек.

Создание регулярной армии

1699-1716 гг. Армия стала регулярной, служба была пожизненной, формировалась на основе рекрутских наборов.
1716 г. Для обучения офицеров были созданы математические, навигационные и другие курсы Принят устав воинский и морской. Началось строительство военных заводов.

Создание морского флота

1696 г. В Воронеже построены первый корабли
1708 г. На Балтике спущен 28-пушечный фрегат. Всего 900 кораблей.

Первые победы

1701-1704 Были взяты крепости: Нотебург (Орешек), Ниеншанц.
1703 г. В устье Невы основание Петербурга
Прутский поход 1711 г. Россия потерпела поражение: по условиям перемирия Россия возвращала Турции Азов, соглашалась разрушить крепость Таганрог, не препятствовать возвращению Карла XVII в Швецию и не держать своих войск в Речи Посполитой.
Сухопутные операции 1713 г. В ходе сухопутных операций русские войска освободили от шведов крепость Гельсингфорс, Борго и Або в Финляндии.

Морские сражения

27 июля 1714 г. Русский флот разгромил большую шведскую эскадру у мыла Гангут. Швеция потеряла все суда, участвовавшие в сражении.
27 июля 1720 г. У острова Гренгам русская эскадра одержала ещё одну крупную победу над шведским флотом. Победы русского флота окончательно вынудили шведов начать переговоры о мире.
Ништадский мир 30 августа 1721 г. Был заключён мирный договор между Россией и Швеций, по которому Россия возвращала Швеции Финляндию. Но получала Балтийское побережье от Выборга до Риги и другие территории.
Полтавская битва 27 июня 1709 г. Швеция потеряла около 9 тысяч человек и 3 тысяч пленными, 28 орудий, 128 знамён. Россия закрепила военное международное положение.

Северная война 1700-1721 гг. События Северной войны

Дата Событие Итоги войны
1700 г. Битва под Нарвой Поражение Петра I
1703 г. Заложен Санкт-Петербург Столица России на 200 лет
1708 г. Шведский король выступил в Смоленск. Сражение под Лесной Лишение шведов припасов
1709 г. Шведские войска осадили Полтаву Шведская армия оказалась зажатой силами русской армии
27 июня 1709 г. Полтавская битва Окреп международный престиж России
1711 г. Прутский поход (война с Турцией) Возвращение Турции Азова, разрешение разрушить крепость Таганр

Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.171 с.