Занятие 27. Основные темы книги Исаии. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Занятие 27. Основные темы книги Исаии.

2022-09-11 31
Занятие 27. Основные темы книги Исаии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Исаия считается богословом Ветхого Завета. Его описание Бога и Его деяний в истории и жизни Израиля глубоко и прекрасно. Однако его богословие не абстрактно: он применяет свое понимание природы Бога к практическим вопросам, стоящим перед Израилем. Давайте рассмотрим основные темы его благовестия.

  Бог - Святой Израилев.

 

Фрагмент Исаии из Кумрана (гл. 6-7)

Когда Исайя получил свое призвание к пророческому служению в год смерти царя Озии (Ис. 6), он увидел Господа, восседающего на своем престоле, окруженного серафимами, взывающими: «Свят, Свят, Свят Господь Вседержитель; вся земля полна славы его». Опыт пророка в его призвании задал тон для остальной части его служения. На протяжении всей книги излюбленное обозначение Исайи для Бога – «Святой Израилев» (1:4; 5:19, 24; 10:17, 20; 12:6; 17:7; 29:19, 23; 30:11-12, 15; 31:1; 37:23; 40:25; 41:14, 16, 20; 43:3, 14-15; 45:11; 47:4; 48:17; 49:7; 54:5; 55:5; 60:9). За исключением Исайи, эта фраза встречается только шесть раз в остальной части Ветхого Завета.

С самого начала национального избрания Израиля Божие повеление своему народу было «Будьте святы, как Я свят» (Лев. 11:44-45; 19:2; 20:7; см. 1 Петра 1: 16). Исаия с первых мгновений своего призвания признал, что это назначение не было реализовано в жизни Израиля; пророк жил среди народа, который был огрубевшим и не понимающим (6:5, 9); народа, чей отказ внимать пророческому посланию приведет к разрушению и депортации (6:11). Не соответствие этому статусу святости не может остаться безнаказанным.

Бог - Спаситель и Искупитель.

Но святость Бога также означала, что он будет верен своим собственным обетованиям. Именно потому, что Бог был свят, Он не оставит полностью Израиль, но будет его спасителем (41:14; 43:3, 14; 47:4; 48:17; 49:7; 54:5). Собственное имя Исайи (Господь спасет или Господь есть спасение) отражает этот аспект характера Бога. Он избавит народ от Сиро-Ефремовой коалиции (8: 1-14), от Ассирии (17:10; 11:10-12:3), и из Вавилона (45:17; 48:14, 20; 49:25-26). Господь оправдает Себя перед глазами народов, спасая свой народ (52:7-10). Их настоящим отцом был не Авраам, Исаак или Иаков, а сам Господь, и он будет сострадать своим детям (63:16).

В еврейской Библии термин gô'el «Искупитель» означает спасение и освобождение. В частности, законы, касающиеся родственника-искупителя, были призваны защитить отдельного израильтянина от потери его имущества или попадания в долговую кабалу. Родственник мог покрыть долг человека, чтобы защитить его наследство или свободу (Лев. 25: 47-49). Подобно тому, как Господь искупил Израиль от Египта (Исх. 13: 15; Втор. 7:8; 9:26; 13:5; 15:15; 24:18), так и он избавит их от рабства в Вавилоне и вернет им наследие, которое он дал в Ханаане. Они были «проданы ни за что» и будут выкуплены «без денег» (52:3). Израиль будет искуплен ее ближайшим Родственником, ее собственным Мужем (54: 5). Вместо слепого и глухого народа они станут «святыми людьми»; вместо того, чтобы быть в рабстве, они станут «искупленными Господом»; вместо того, чтобы стать бесплодным и обезлюдевшим, «город больше не опустеет» (62:12).

Остаток Израиля.

 

Пророк Исаия

Забота Исайи о том, чтобы представить Бога и как святого Израиля, и как ее Спасителя и Искупителя, составляет сильное напряжение. Как божественная святость и вытекающий из нее справедливый суд над грехом могут быть примирены с божественной благодатью и обетованием? В Ветхом Завете эта теологическая напряженность чаще всего рассматривается через тему остатка.

Остаток – это, та группа людей, которые переживают какую-то катастрофу, вызванную Богом, обычно за грех. Эта группа становится ядром для продолжения рода человеческого или народа Божьего. Этот уцелевший остаток наследует обетования Божьи заново; будущее существование большей группы вырастет из этого очищенного, святого остатка, который претерпел и пережил Божественный суд. Мотив святого остатка различает настоящий и будущий народ Божий. Те, кто переживает Божественный суд, становятся очищенными, очищенным и верным остатком, ядром обновленного и избранного народа.

Этот очищенный остаток сделает Иерусалим «городом праведности, верным городом» (1:21-26). Из разрушения возвратится остаток, те, кто действительно полагаются на Господа (10: 20-23); они укоренятся в земле и будут плодоносным народом (37:30-32). Имена сыновей Исайи отражают это двустороннее измерение темы остатка: Махер-Шалал-хаш-баз «быстрый к грабежу, поспешный к добыче» (8:1-3) говорит о неизбежности грядущего суда; Шир-Яшуб «остаток вернется» (7:3) говорит о будущем. Сыновья Исайи были предзнаменованием для Израиля о намерении Бога (8:16-18).

Слуга Господень.

Однo из самых худoжественно сильных и загадoчных мест у Втoроисаии — Текст, разбрoсанный в разных главах и услoвнo именуемый «Песни Раба Господня» (или «Песнь Служителя Божьего»; в оригинале — эвед, что может быть переведено и как «раб», и как «работник», и как «слуга», и как «служитель»): 42:1—4; 49:1—6; 50:4—9; 52:13-—53:12. В этих стихах рисуется некий Избранник, Служитель Господа, который терпит унижения, гoнения, страдания и сoзнательно принoсит себя в жертву за грехи людей.

Как агнца, Слугу Господня вели на заклание, но придет день, говорит пророк, когда он будет возвеличен и станет светочем (светом) народов мира. Он послужит тому, чтобы народ Израиля вернулся на Святую Землю, был спасен, но также и тому, чтобы были спасены все народы земли.

Огромная экзегетическая литература посвящена интерпретации этого образа. И во множественности толкований вновь открывается великое качество библейс­кого текста: порождать разные прочтения, не исчерпываясь до конца. Одни видят здесь аллегорию исторической судьбы еврейского народа, ибо о народе и его пред­назначении ведет речь пророк в предшествующем тексте. Другие считают, что это обобщенный образ пророка, посланника Божьего, которого не понимают и отвер­гают люди, который часто подвергается преследованиям. Христианская экзегеза увидела в образе Служителя Божьего прямое пророчество о жизни и смерти Иисуса Христа.

Творения Второисаии, как и пророчества Исаии, — одна из вершин поэзии на иврите. Исполненная огромной духовной силы, она стала не только неисчерпае­мым источником веры и надежды, но и неиссякающим источником вдохновения как для новой поэзии на иврите, так и для разных поэтов.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.