Занятие 26. VIII век. Исторический фон проповеди пророка Исаии — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Занятие 26. VIII век. Исторический фон проповеди пророка Исаии

2022-09-11 35
Занятие 26. VIII век. Исторический фон проповеди пророка Исаии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В первом стихе Книги пророка Исаии говорится, что Исаия пророчествовал во время правления Озии (или Азарии), Иофама, Ахаза и Езекии, царей иудейских (Исаия 1:1). Царствование Озии было 52 года в середине 8-го века до нашей эры, и Исайя, должно быть, начал свое служение за несколько лет до смерти Озии, вероятно, в 740-х годах до нашей эры. Исаия жил до четырнадцатого года правления Езекии (умершего в 698 году до н. э.). Возможно, он был современником Манассии в течение нескольких лет. Таким образом, Исайя мог пророчествовать целых 64 года.

Пророк Исайя принадлежал к аристократической семье, близкой к царскому двору. Он родился около 765 года в Иерусалиме и провел в этом городе всю жизнь. Господь призвал его на служение еще в молодые годы. Приблизительно в 740 году Исайе было видение в Храме: Бог повелел ему идти на проповедь и возвещать гнев, грядущий на «непокорных сынов».

Согласно некоторым современным интерпретациям, жену Исайи называли «пророчицей» (Ис. 8:3), либо потому, что она была наделена пророческим даром, как Девора (Суд. 4:4), либо просто потому, что она была «женой Пророка». У них было три сына.

Призвание Исаии произошло при царе Ахазе (735-715 г.), который впал в идолопоклонство, в частности в баализм. Молодой царь Иерусалима избрал поначалу разумный путь и пытался остаться в стороне от военно-политических заговоров. Но главы коалиции решили покарать его за принятую позицию нейтралитета: арамейский царь Рецин и израильский Пеках организуют поход против Иудеи, чтобы убедить Ахаза выступить против Ассирии или же вообще свергнуть династию Давида (4 Цар. 16; 2 Пар. 28). В это время пророк Исайя впервые выступил перед царем и обещал ему знамение от Бога. Исайя советует Ахазу уповать на Бога, а не на чужеземных союзников, и говорит ему просить знамения, чтобы подтвердить, что это истинное пророчество (первое мессианское пророчество – Ис.7). Ахаз отказывается, говоря, что он не будет испытывать Бога (7:12). Исаия отвечает, что Ахаз будет иметь знамение, просит ли он об этом или нет, и знамением будет рождение ребенка, и мать ребенка назовет его Эммануилом, что означает «Бог с нами» (7:13-14).

Ваа. 13 в. до н.э.

Ахаз всё же решает обратиться за помощью к Ассирии, послав Тиглатпаласару III сокровища из дворца и Храма. Ассирия двинула свои войска на Дамаск. В результате город пал и был превращен в ассирийскую провинцию (732 г. до н.э.). Так же ассирийцы нанесли мощный удар по Израильскому царству и заняли Галилею. В результате и сама Иудея попала в полную зависимость от Ассирии. В эти годы Исайя выступает с проповедью о неверности народа и его предводителей Богу. Ещё до этих событий он предупреждал о катастрофе, которая настигнет страну в случае непослушания Богу. В это же самое время, в начале его социальной деятельности, у него появляются ученики, которые и собирают его письменный и устный материал.

Из политических соображений Ахаз стал вводить языческие обычаи и приносить жертвы богам. Ахаз уступил престижу ассирийцев как в религии, так и в политике. В 732 году он отправился в Дамаск, чтобы принести клятву верности Тиглатпаласару и его богам и, увлекшись алтарем, который он видел там, он сделал такой же алтарь в Иерусалиме, который, с соответствующим изменением ритуала, он сделал постоянной чертой храмового поклонения. Изменения были также внесены в устройство и обстановку храма, «по воле царя ассирийского» (4 Цар. 16:18) с сопутствующими жертвоприношениями, по примеру правящего народа. Такими способами Ахаз принижал характер национального культа. В 4 Цар. 16:3 описывается, что Ахаз принес своего сына в жертву Молоху огнем (видимо, заставил его пройти через огонь), практика, осужденная в Лев. 18:21. Эти слова могут относиться к обряду очищения или к жертвенному приношению. Повествователь книги Царств считает его правление гибельным для религиозного состояния страны, и значительная часть реформаторской работы его сына Езекии была направлена на уничтожение зла, совершенного Ахазом.

Вскоре после этого Салманасар V решил подчинить себе Израильское царство, захватив и уничтожив Самарию (722 год до н. э.). Теперь единственным очагом богооткровенной веры остается небольшая Иудея, на который и возлагает надежду Исаия, называя ее «святым остатком». В это же время он произносит второе мессианское пророчество о рождении Младенца из рода Давида (9:2-7).

Подношение Ахаза упоминается и в надписи Тиглатпаласара. Но там он назван Йаухази. Вполне возможно, что царь, впавший в идолопоклонство, мог удалить из своего имени первый компонент, представляющий сокращенную форму Имени Божия. Но 729 г. Ахаз назначает соправителем своего сына Езекию (729-686).

 

Призма Синаххериба

Согласно Библии, Езекия вступил на престол Иудеи в возрасте 25 лет и правил в течение 29 лет (4 Цар. 18:2). Езекия был соправителем со своим отцом Ахазом около 14 лет. Его единоличное правление датируется приблизительно 715-687 гг. до н. э. (последние десять лет он был соправителем со своим сыном Манассией). Возможно, что его учителем был Исаия.

Езекия очистил и восстановил храм, очистил его от идолов и реформировал священство. Стремясь уничтожить идолопоклонство в своем царстве, он уничтожил возвышенные места (бамот), священные рощи и «медного змея» (Нехуштаха), которые стали объектами поклонения. Вместо этого он централизовал поклонение Богу в Иерусалимском храме. Езекия также нанес поражение филистимлянам «до Газы и ее земель» (4 Цар 18:8) и возобновил Пасхальное паломничество и традицию приглашения рассеянных колен Израиля принять участие в пасхальном празднике. Он послал гонцов к Ефрему и Манассии, приглашая их в Иерусалим на празднование Пасхи. Однако посланников не только не слушали, но даже смеялись над ними. Лишь несколько человек из Асира, Манассии и Завулона пришли в город. Тем не менее, Пасха была отмечена с большой торжественностью и такой радостью, какой не было в Иерусалиме со времен Соломона. Езекия изображается в Библии как великий и добрый царь.

В этот период экономика Иудеи поднимается, развивается сельское хозяйство, ведутся строительные работы. Езекия сделал по меньшей мере два крупные приготовления, которые помогли Иерусалиму противостоять завоеваниям: строительство Силоамского туннеля и строительство широкой стены. Он прорубает туннель для воды из Источника Гихон до водоема внутри города – очень предусмотрительное техническое сооружение ввиду постоянной опасности со стороны Ассирии, чтобы обеспечить город пресной водой из источника за пределами его стен. Второй важный элемент его военной модернизации - укрепление стен столицы и возведение башен.

Силоамский туннель

Пока царствовал Ахаз, царство Иудейское не было затронуто Ассирийской властью. Но когда Езекия взошел на престол, его побудили восстать «против царя ассирийского» (4 Цар 18:7), и он вступил в союз с царем Египта (Ис. 30:2-4). При Сагоне II Иудея еще платит дань Ассириии, но когда его сын Синаххериб сталкивается с рядом восстаний в провинциях, то Езекия замечает в этом благоприятный момент для того, чтобы отстоять независимость своего государства. Как раз против такого поведения, которое проявляется в причастности альянсам против Ассирии, и выступает Исаия, говоря о бесполезности задуманного. И он оказывается прав: Синаххериб подавляет все восстания, вступает в сражение с Египтом и обрушивается сначала на Иудейский Лахиш, жители которого уводятся в плен.

Осада Лахиша. Лашиский барельеф.

Езекия посылает большую дань Синаххерибу, но тот требует капитуляции, что не может принять иудейский царь. В результате Синнахериб добирается до Иерусалима и осаждает его. Но, как и предсказывал пророк Исаия (Ис. 37:36), столица не пала, произошло чудо: в одну ночь в стане неприятеля погибло большое количество человек: «И послал Господь ангела, и он истребил всех витязей войска…» (2 Пар. 32:21). Согласно повествованию Ангел Божий напал на ассирийское войско и 185 000 его людей были убиты за одну ночь. Езекия остался единственным царем, который не был убит или смещен в результате похода Синаххериба. Подобно Ксерксу в Греции, Сеннахериб так и не оправился от потрясения, вызванного катастрофой в Иудее. Он больше не предпринимал экспедиций ни против Южного Леванта, ни против Египта. К этому периоду служения Исаии относится третье пророчество об «Отрасли от корня Иессеева» (11:1-10).

В надписях Синаххериба ничего не говорится о бедствии, постигшем его войска. Но большинство исследователей замечают, что ввиду общей тенденции хвастовства, которая пронизывает надписи ассирийских царей, вряд ли можно ожидать, что Синаххериб зафиксирует такое поражение. Предполагают, что его войско постигло эпидемия наподобие чумы, которую распространяли мыши грызя кожаные одежды и обмундирование солдат при долгой осаде Иерусалима. В изложенной Синаххерибом версии, записанной на так называемой призме Синаххериба, упоминается: «что касается Езекии, еврея, то он не подчинился моей власти... Сам Езекия... потом он послал мне в Ниневию, мой царственный город, вместе с 30 талантами золота, 800 талантами серебра...». Эта версия увеличивает число серебряных талантов, отправленных Езекией, с 300 до 800; но в других отношениях она подтверждает библейские записи и показывает, что Синаххериб не утверждал, что он захватил Иерусалим. Однако Синаххериб представляет дело об уплате дани Езекией после Ассирийской угрозы осады Иерусалима, в то время как Библия утверждает, что она была уплачена раньше.

Согласно ассирийским записям, Синаххериб был убит в 681 году до н. э. через двадцать лет после вторжения в Иудею в 701 году до н. э. Эти записи подтверждают библейский рассказ о стремлении сыновей Синаххериба его убить (4 Цар. 19:37) - событие, которое ассириологи реконструировали как историческое. Ассириологи утверждают, что убийство было мотивировано тем, что наследником престола был избран Эсархаддон, а не Арди-Мулиши, следующий старший сын. Ассирийская и Еврейская библейская истории подтверждают, что Эсархаддон в конечном счете действительно унаследовал престол.

Позже Езекию постигла болезнь, которая считалась смертельной. Повествование о его болезни и чудесном исцелении можно найти в 4 Цар. 20:1, 2 Пар. 32:24 и Ис. 38:1. Опасная болезнь Езекии была вызвана раздором между ним и Исайей, каждый из которых хотел, чтобы другой нанес ему первый визит. Чтобы примирить их, Бог поразил Езекию болезнью и повелел Исаии посетить больного царя. Исаия сказал последнему, что он умрет, и что его душа также погибнет, потому что он не женился и таким образом пренебрег заповедью увековечить человеческий род. Однако Езекия не отчаивался, придерживаясь принципа, что всегда нужно прибегать к молитве. В конце концов он женился на дочери Исайи, которая родила ему Манассию.

После выздоровления различные послы пришли поздравить его, в том числе от Меродаха-валадана, сына царя Вавилонского «ибо он слышал, что Езекия болен. Езекия, чье тщеславие было польщено этим визитом, показал Вавилонскому посольству все богатства, оружие и запасы Иерусалима, открыв слишком много информации Баладану царю Вавилонскому. Тогда он столкнулся с Исайей, который предсказал, что будущее поколение народа иудейского будет взято в плен Вавилона.

Согласно Исаии 38:5, Езекия прожил еще 15 лет после молитвы Богу. Его сын и преемник Манассия родился в это время: ему было 12 лет, когда он стал преемником Езекии. Оставшиеся годы правления Езекии были мирными (2 Пар. 32:23-29). Он умер по естественным причинам в возрасте 54 лет в 687 году до н. э. (4 Цар. 21:1). Дата смерти пророка Исаии не известна. Согласно преданиям он мученически погиб при правлении Манассии.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.