Исторический и культурный фон. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Исторический и культурный фон.

2022-09-11 39
Исторический и культурный фон. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Навуходоносор II

Эти книги связаны с вавилонскими пленениями Навухудоносора. Первый поход состоялся в 605 г., когда Иерусалим был взят под контроль Вавилона. Тогда был пленен Даниил. Из-за стремления Иудеи к союзу с Египтом вавилоняне вновь разграбляют многострадальный город и, в частности, храм в 597 г., а царя Иоакима уводят в плен вместе с большим количеством строителей, художников и воинов. В числе плененных был и Иезекииль. На трон был поставлен Седекия, который не внял урокам прошлого и снова восстал против вавилонского правительства. В результате чего Иерусалим был разрушен, а Храм был не просто разграблен, но полностью уничтожен. Вавилоняне, в отличие от Ассирийцев, не ассимилировали оставшееся местное население другими народностями. Они оставили лишь бедняков, которые должны были трудиться на полях.

Пленные иудеи теперь живут в Вавилоне. К этому времени относится деятельность двух пророков – Иезекииля и Иеремии. А 136 псалом отражает настроение плененного еврейского народа в Вавилоне. Однако Иеремия подбадривает свой народ и убеждает начать новую жизнь на новой земле: строить дома, сажать огороды, воспитывать новое поколение. В результате многие иудеи даже после окончания плена не вернулись на родину. Часть населения оставшееся в Иудее после разрушения не захотела оставаться здесь и бежала в Египет.

В Вавилоне последний царь Набонид не интересовался государственными делами, чем вызывал недовольство со стороны священства Мардука и чиновников. Персидский царь Кир воспользовался сложившейся ситуацией и ему удалось сравнительно легко покорить Вавилонскую империю. Вавилон он захватил практически без сопротивления, а себя он называл спасителем вавилонских храмов и издал указ о их финансировании. Кир издает указ, согласно которому израильтяне могут вернуться на родину и забрать разграбленные храмовые сокровища.

Дворец Кира Великого

Вернувшись на родину, евреи приступили к восстановлению храма, но им мешали местные жители - самаритяне. На время им удалось прекратить их деятельность до 515 г. до н.э. Храм был построен, но до прихода Ездры и Неемии работ по восстановлению Иерусалима не велось. В деятельности Ездры можно выделить 4 направления:

1. привести пленных Иудеев на родину, которые захотят вернуться;

2. осведомиться о положении Иерусалима;

3. собрать и направить для поклонения в храме сокровища;

4. выбрать и поставить над народом судей и правителей, чтобы они учили законам Бога.

У Неемии были свои специфические обязанности. Он должен был руководить восстановлением стен Иерусалима и быть наместником городской области. Конечно же это давалось так же не легко ввиду местных правителей.

В плену, возможно, зародилось понятие синагоги – место, где евреи наконец занялись изучением Писание. Храма у них не было, поэтому в таком виде собрания они стали находить для себя утешение. Со временем они стали забывать родной иврит т.к. получил распространение арамейский язык, который на тот период был международным и распространенным языком. Это послужило, скорее всего, к созданию Септуагинты – перевода на греческий язык Танаха для иудейской общины в греческом мире. Про переводы и комментирование Св. Писания указывает одно место из Неемии «И читали закон внятно, и присоединяли толкование..» (8:8)

Композиция Ездры-Неемии.

1. Предисловие: указ Кира построить дом Божий (Ездра1: 1-4)

2. Еврейская община строит дом Божий (Ездра 1: 5-Неемия 7: 72)

· Введение: люди готовятся вернуться на землю (Ездра 1: 5-6);

· Сообщество возвращается и восстанавливает алтарь, встречая противостояние (1: 7-6: 22)

Бог побуждает сердце Кира, чтобы он поручил Зоровавель «князю иудейскому» восстановить храм; 40 000 изгнанников возвращаются в Иерусалим во главе с Зоровавелем и первосвященником Иисусом. Там они преодолевают сопротивление своих врагов, чтобы восстановить алтарь и заложить фундамент храма. Самаряне, которые являются их врагами, заставляют приостановить работу, но в царствование Дария указ Кира вновь возобновляется, храм достраивается, и народ празднует праздник Пасхи.

Дворец Дария в Персеполе

· Ездра и народ Божий возвращаются на землю, чтобы организовать общину в разгар конфликта вокруг смешанных браков (Ездра 7: 1–10: 44):

Бог побуждает сердце царя Артаксеркса, чтобы он отправил Ездру, священников и книжников в Иерусалим и учить законам Божьим всех, кто не знает их. Ездра ведет большую группу изгнанников обратно в святой город, где он обнаруживает, что еврейские мужчины женятся на нееврейских женщинах. Он в отчаянии разрывает свои одежды и исповедует грехи Израиля перед Богом, а затем бросает вызов некоторым из своих соотечественников, чтобы очистить общину, распустив греховные браки.

· Неемия возвращается, чтобы восстановить городскую стену, несмотря на сопротивление (нех. 1: 1-7: 5)

Неемия подавая чашу царю Артаксерксу, сообщает, что Иерусалим остается без стен. Он молится Богу, напоминая о грехах Израиля и Божьем обещании пребывания в земле обетованной. Артаксеркс поручает ему вернуться в Иерусалим в качестве правителя, где он бросает вызов сопротивлению врагов Иудеи - самаритян, аммонитян и филистимлян—чтобы восстановить стены. Он добивается отмены налогов с евреев и правит справедливо и мудро.

· Заключение: список вернувшихся (Неем 7: 6-72)

3. Цель достигнута: «община празднует завершение строительства дома Божьего» (Неем. 7: 73-13: 31).

Представлен список тех, кто вернулся с Заровавелем. Ездра читает закон Моисея народу, и народ празднует это событие. праздник кущей на восьмой день они собираются с покаянием, чтобы вспомнить прошлые грехи, которые привели к разрушению Иерусалима и порабощению народа, и заключают Завет соблюдать закон и отделиться от других народов.

 

 
 
 

Жанр.

Нововавилонское царство

Книги Ездры и Неемия, конечно, имеют характер историографического произведения, но с приложением значительного нравоучительного характера. Авторы книг пытаются не просто изложить ход возвращения израильского народа и восстановления храма. Дидактика книг заключается в том, что Неемия и Ездра призывают обновленную иудейскую общину к правильному поклонению Богу наряду с восстановлением храма, постройкой стены и защитой Иерусалима. Ссылки на такие личности Санваллат и Иоханан, свидетельства о которых были обнаружены в ближневосточных источниках, подчеркивают достоверность исторического повествования.

 
 
 

Основные темы.

Повествование о, указе Кира и возвращение народа на родную землю, говорит о том, что Бог не забыл Своего народа и продолжает заботиться о нем как в плену, так и по возвращении домой. Восстановление стало подтверждением Божией верности. Настал момент осуществления пророческих слов о том, что Бог еще увидит храм восстановленным (Ис. 44:28; 45:1). Но восстановление храма должно было указать людям на острую необходимость в восстановлении завета с Богом. Но как показала практика люди опять оказались неспособными исполнять заповеди, что выразилось в безразличии к восстановлению стен. Поэтому, было необходимо указать людям новое направление и обратить их к Закону. Для этого им читался Закон и толкование к нему.

В результате такой ревностной нравственной политики были достигнуты положительные результаты:

· установилось празднование Кущей;

· ревностное соблюдение субботы;

· восстановление священнического и левитского рода;

· осознание того, что иноплеменники должны быть изгнаны из храма;

· установлен запрет на смешанные браки

Занятие 15. Книга Эсфирь.

В некоторых отношениях книга Есфири вполне может быть самой необычной книгой в Ветхом Завете. Мы обычно думаем о Библии как о книге, раскрывающей нам природу Бога, как через его атрибуты, так и через его дела. Однако в книге Есфири Бог не упоминается, и нет упоминания о поклонении Ему через молитву или жертву. На первый взгляд книга представляет собой полностью светскую историю евреев, которые продолжают жить в диаспоре, а не отождествляют себя с восстановительной общиной в Иерусалиме. Рассказ описывает еще одну главу в повторяющихся угрозах существованию евреев и то, как эта угроза была встречена. Однако при ближайшем рассмотрении, как описано ниже, Книга глубоко связана с другими главами библейского Откровения.

Барельеф с изображением Ксеркса

Книга вызвала большой резонанс в попытке ее интерпретации. С одной стороны, известный еврейский ученый Маймонид (1135-1204 гг. н. э.) считал Эсфирь второй по значимости после Торы. Противоположную крайность иллюстрирует знаменитое высказывание Лютера о том, что он был настолько враждебен к Эсфири (и 2 Маккавеям), что «Я мог бы пожелать, чтобы их вообще не существовало; ибо они слишком сильно иудаизируют и имеют много языческой непристойности». Это единственная книга Ветхого Завета, не найденная в документах из Кумрана, хотя это может отражать не более чем случайность, а не отказ от ее канонического статуса. Раввины на соборе в Ямнии (около 100 г. н. э.) действительно обсуждали каноническое положение книги, но больше в попытке оправдать ее статус, который получила книга, чем решить вопрос о каноничности. Другие источники, как христианские, так и иудейские, ставят под сомнение канонический статус книги.

История создания книги, ее цель, историчность и богословие - все это активно обсуждалось. Часто те места, где Библия странно молчит, становятся толчком для апокрифических историй. Так, несомненно, обстоит дело с Эсфирью: апокрифические дополнения (которые включены в римско-католический канон) устраняют трудности книги, возникающие из-за того, что в ней не упоминается Бог и религиозное поклонение.

Свиток Книги Есфири

Автор книги «Эсфирь» предпочел остаться неизвестным. События, описанные в книге, относятся к царствованию Ксеркса (486-465 гг. до н. э.), и первоначальный вариант рассказа, вероятно, был написан вскоре после этого; знание автором персидской придворной жизни и отсутствие греческого словаря соответствуют времени до завоеваний Александра Македонского. Некоторые ученые приводили доводы в пользу более поздней даты, предполагая, например, что конфронтация между евреем и язычником в книге отражает интенсивное столкновение между иудаизмом и эллинизмом в Хасмонейский период; первое историческое упоминание о книге относится к этому периоду (2 Мак. 15: 36 «день Мардохея».

Цель книги в ее нынешнем виде состоит в том, чтобы объяснить происхождение еврейского праздника Пурим (9:18-10:3). Название праздника происходит от аккадского слова puru (жребий) (3:7), и относится к жребию, брошенному Аманом.

 

 
 
 

Композиция книги.

I. Интриги при дворе Ксеркса - 1:1-2:23

A. Ксеркс устраивает большой пир - 1:1-9

B. Ксеркс лишает Астинь царского достоинства - 10:10-22

C. Эсфирь становится новой царицей - 2:1-18

D. Мардохей раскрывает заговор убийства Ксеркса - 2:19-23

II. Аман становится врагом иудеев - 3:1-9:19

A. Ксеркс возвышает Амана - 3:1-2а

B. Мардохей отказывается поклониться Аману - 3:26-6

C. Аман замышляет уничтожение иудеев - 3:7-15

D. Мардохей просить Эсфирь о помощи - 4:1-17

E. Эсфирь заступается за свой народ - 5:1-14

G. Иудеи радуются избавлению - 9:16-19

III. Иудеи устанавливают праздник Пурим - 9:20-10:3

A. Пурим введен как праздник - 9:20-28

B. Эсфирь издает указ о праздновании Пурима - 9:29-32

C. Влияние Мардохея при дворе растет - 10:1-3

 
 
 

Основные темы.

Назначение Есфири явно связано с ее стремлением объяснить происхождение Пурима. Но что эта книга говорит нам о Боге? Как эта книга соотносится с остальной частью Библии?

Божественная власть.

Эти вопросы могут показаться странными в связи с книгой, в которой даже не упоминается Бог. И все же здесь мы сталкиваемся с аспектом таланта автора «Эсфири». Повествование построено на серии кажущихся совпадений, все из которых необходимы. Необходимо представить насколько «повезло» евреям, что Эсфирь была так привлекательна, что она была выбрана из других возможных кандидаток, что Мардохей подслушал этот заговор убийства, что отчет Мардохея о планах убийства был записан, что Есфирь скрыла свою личность, что царь увидел бы ее, не позвав ее, что царь не мог спать в ту ночь, что он попросил прочитать летопись, что писец прочитал из того случая несколько лет назад о Мардохее, что царь проснулся, чтобы спросить, наградил ли он Мардохея…Удача? Автор книги предлагает историю, в которой главное действующее лицо даже не упоминается - присутствие Бога подразумевается и понимается на протяжении всей истории, так что эти нарастающие совпадения являются лишь побочным продуктом его промысла и заботы о Своем народе. Это необыкновенное произведение литературного гения, что этот автор написал книгу о действиях и управлении Бога от начала до конца, и все же, что Бог не назван ни на одной странице истории. Для евреев в свое время и для всех читателей этой истории в последующие века эта история божественного провидения и избрания стала посланием утешения и уверенности. Действия Бога в истории могут быть скрыты; они, конечно, не являются прозрачными для всех. Однако, несмотря на нашу неспособность понять Божественную цель во всем, что происходит, ничто из этого не находится вне досягаемости.

Незаконченное дело.

Книга Эсфири не является отдельным местом посреди библейского текста, изолированным от любого контакта с другими событиями в истории Израиля. Напротив, история Есфири тесно связана с другими событиями, особенно с продолжающимся конфликтом между Израилем и Амаликитянами. Родословные Амана и Мардохея вводят этот конфликт: Мардохей идентифицируется как Вениамитянин из рода Киша (2:5), отец Саула; Аман - потомок Агага (3:1), амаликитянского царя, против которого воевал Саул (1 Цар. 15). Со времени исхода проявилась история конфликта между Израилем и Амаликитянами: Моисей сказал: «Господь будет воевать с Амаликитянами из поколения в поколение» (Исх. 17: 16). И в тексте Библии постоянно присутствует периодический конфликт с амаликитянами. Саул получил указание от Бога уничтожить амаликитян, но он ослушался Бога; этот инцидент между Саулом, Агагом и Амаликитянами в конечном счете стал причиной поражения самого Саула и потери его династии (1 Цар. 28: 18). Амаликитянин позже утверждал, что он убил Саула (2 Цар. 1:8). Израиль был все еще найден сражающимся с Амаликитянами во дни Езекии (1 Пар. 4: 43).

Этот конфликт между потомками Саула и Агага является продолжением вековой антипатии между Израилем и Амаликитянами. На этом фоне можно понять многочисленные подробности истории Эсфирь. Именно эта давняя вражда между Израилем и Амаликитянами объясняет нежелание Мардохея склониться перед Аманом. Эта же вражда объясняет и то, почему человек, чей гнев первоначально был направлен только на Мардохея, стал объектом своего гнева и стремился уничтожить всех евреев, как только узнал, что Мардохей был евреем (3:5-6). Указ Амана о полном уничтожении всех евреев (3:13) в действительности является его попыткой сделать с Израилем то, что Саул не смог сделать с Амаликом (1 Цар. 15:3).

Большая часть книги Есфири посвящена вопросу об отношениях евреев и язычников. Автор утверждает, что евреи не должны быть рабами в мире, где господствуют нееврейские силы, и что можно жить, оставаясь верным своей вере.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.