Психолого-педагогические основы детской одарённости . — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Психолого-педагогические основы детской одарённости .

2022-09-11 36
Психолого-педагогические основы детской одарённости . 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В этом подпункте мы рассмотрим психолого-педагогические основы детской одаренности. Для исследования данной темы, необходимо проанализировать признаки одаренности. [10]

Признаки одаренности - это те особеннос­ти одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оцене­ны на уровне наблюдения за характером его дей­ствий. Признаки явной (проявленной) одаренно­сти зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем об одаренности ребенка следует су­дить в единстве категорий «хочу» и «могу». По­этому признаки одаренности охватывают два ас­пекта поведения одаренного ребенка: инструмен­тальный и мотивационный. Инструментальный - характеризует способы его деятельности. Мо­тивационный - характеризует отношение ребен­ка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

Инструментальный аспект поведения ода­ренного ребенка может быть охарактеризован следующими признаками:

1. Наличие специфических стратегий дея­тельности.

Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобраз­ную продуктивность. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:

· быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;

· использование и изобретение новых спосо­бов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;

· выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, веду­щее к новому видению ситуации и объясняющее появление, на первый взгляд, неожиданных идей и решений. Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом этот уровень успеш­ности: новаторство как выход за пределы требо­ваний выполняемой деятельности.

2. Сформированность качественного своеоб­разного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-сво­ему» и связанного с присущей одаренному ребен­ку самодостаточной системой саморегуляции. Индивидуализация способов деятельности выра­жается в элементах уникальности ее продукта.

3. Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе, свернутость способов действий в соответствую­щей предметной области, что проявляется в спо­собности одаренного ребенка, с одной стороны, практически мгновенно схватывать наиболее су­щественную деталь (факт) среди множества дру­гих предметных сведений (впечатлений, образов, понятий и т. д.) и, с другой стороны, удивитель­но легко переходить от единичной детали (фак­та) к ее обобщению и развернутому контексту ее интерпретации.

4. Особый тип обучаемости. Он может про­являться как в высокой скорости и легкости обу­чения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры зна­ний, представлений и умений.

Мотивационный аспект поведения одарен­ного ребенка может быть охарактеризован следу­ющими признаками:

1. Повышенная, избирательная чувствитель­ность к определенным сторонам предметной дей­ствительности (знакам, звукам, цвету, техничес­ким устройствам, растениям и т. д.) либо к опре­деленным формам собственной активности (фи­зической, познавательной, художественно-выра­зительной и т. д.), сопровождающаяся, как пра­вило, переживанием чувства удовольствия.

2. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрез­вычайно высокая увлеченность каким-либо пред­метом, погруженность в то или иное дело. Нали­чие столь интенсивной склонности к определен­ному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие.

3. Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознатель­ности, а также готовности по собственной ини­циативе выходить за пределы исходных требова­ний деятельности.

4. Предпочтение парадоксальной, противо­речивой и неопределенной информации, непри­ятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.

5. Высокая критичность к результатам соб­ственного труда, склонность ставить сверхтруд­ные цели, стремление к совершенству.

Психологические особенности детей, демон­стрирующих одаренность, могут рассматривать­ся лишь как признаки, сопровождающие одарен­ность, но не обязательно порождающие ее. Поэто­му наличие указанных психологических особен­ностей может служить лишь основанием для предположения об одаренности, а не для вывода об ее безусловном наличии. [6, c. 18]

Следует подчеркнуть, что поведение одарен­ного ребенка совсем не обязательно должно со­ответствовать одновременно всем вышеперечис­ленным признакам. Поведенческие признаки ода­ренности вариативны и часто очень  противоречивы по своим проявлениям, поскольку в сильной мере зависимы от социума. Тем не ме­нее, даже наличие одного из этих признаков дол­жно привлечь внимание специалиста и мотивировать его на тщательный и длительный по вре­мени анализ каждого конкретного индивидуаль­ного случая. [1, с. 23]

Сильные и слабые стороны ребенка с признаками умственной одаренности взаимосвязаны, переходят друг в друга. Например, капризы, упрямство, в той или иной мере присущие многим детям, при более высоком уровне интеллекта выступают резче, заметнее. Это относится и к проявлениям нежелания, неумения преодолевать повседневные учебные трудности. Повышенные способности часто сопровождаются привычкой учиться "хватая все на лету".

Так, опережение сверстников может порождать зазнайство и тщеславие. Умственная самостоятельность, установка на познавание могут оборачиваться своеволием, противопоставлением себя окружающим. Даже, казалось бы, явное преимущество ребенка, которому все учебные предметы даются одинаково легко, имеет и свою теневую сторону: к подростковому возрасту такой ученик уже может начать тяготиться тем, что не знает, к чему же он более склонен. Выясняется, что отсутствие таких ограничителей, как относительная неспособность к каким-нибудь видам занятий, может обусловливать   разбросанность интересов, затруднять самоопределение.

Характер личностных проблем одаренного ребенка во многом определяется особенностями формирующейся у него самооценки. Существует мнение, что личностные трудности одаренных детей еще больше осложняются в случаях формирования у них неадекватно заниженной самооценки своих возможностей в различных областях деятельности, в том числе в общении.

Исследования выдающихся в умственном отношении детей показали, что многие из них очень критичны к себе. Обладая неадекватно низкой самооценкой, они часто не только не могут реализовать спои потенциальные способности, но и становятся неуспевающими учениками. Отмечается также, что одаренные дети очень ранимы, чувствительны ко всему, что затрагивает их "Я". Уже в раннем возрасте они проявляют повышенную чувствительность к попыткам задеть их самолюбие, склонны ставить перед собой задачи, которых не могут достичь, и тяжело переживают неудачи.

Самооценка личности существенно влияет на проявления и развитие способностей ребенка. При этом самовосприятие имеет два аспекта - знания о себе и отношение к себе. Самооценка - важнейший фактор  поведения ребенка, она во многом определяет направленность его деятельности, особенности общения с другими людьми.

Таким образом, самооценка вбирает в себя множество различных факторов, заметных преимущественно в сфере межличностных отношений.

Для успешного традиционного обучения творчество не только не нужно, но может мешать, тормозить усвоение. Школьникам, лишенным творческого подхода к получаемой информации, учиться легче. Другое дело - ученики более   творческие: они все пропускают через себя, через собственное видение мира. Таким детям гораздо труднее учиться, но им легче что-нибудь придумывать, изобретать.

Эти школьники не понимают, казалось бы, очевидных истин, от них не знаешь чего ожидать. Попадаются среди них, правда, редко, даже отличники. Однако не усвоение знаний - главное для этих детей, а именно собственная работа мысли.

Наблюдения психологов и педагогов позволяют описать наиболее общие черты, присущие одаренным детям.

"Одаренность, в основном, определяется тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познания, психологическим развитием и физическими данными".

В сфере опережающего развития познания отмечается следующее: дети способны заниматься несколькими делами сразу; обладают повышенным любопытством; способны прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; обладают отличной памятью, базирующейся на развитии ранней речи и абстрактном мышлении; способны классифицировать и категоризировать информацию и опыт; умеют широко пользоваться накопленными знаниями; увлекаются коллекционированием; обладают большим словарным запасом; используют в речи сложные синтаксические конструкции и умеют ставить вопросы; предпочитают игры, требующие активизации умственных действий; легко справляются с познавательной неопределенностью; не любят готовые ответы; с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания; обладают повышенной концентрацией внимания, упорством в достижении результата в интересной сфере и высокой степенью погруженности в задачу.

В сфере психосоциального развития у одаренных и талантливых детей наблюдаются следующие черты: развитое чувство справедливости; широкие личностные системы ценностей; яркое воображение; развитое чувство юмора; постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока "не по зубам"; характерны преувеличенные, страхи; восприимчивость к невербальным проявлениям чувств окружающими; нередко проявляется экстрасенсорное восприятие; в школьные годы являются эгоцентристами.

В психологии выделяют два типа одаренности:

1. Общий (умственный) тип

2. Специальный (творческий)

Каждому типу одаренности соответствует определенный вид одаренности. А вид рассматривается в психологии как специальная способность. Например, общему типу соответствуют гуманитарные способности, математические способности, технические способности. Для каждого вида одаренности существуют определенные компоненты. Например, для гуманитариев существуют такие компоненты, как умение творчески мыслить, умение грамотно строить речь, ораторские способности, а для «математиков» – рациональность мышления, логика, математическая интуиция. Общие и творческие (креативные) способности находятся в тесной связи, так как для высокого развития творческих способностей необходимо иметь уровень умственного развития выше среднего. После того, как ребенок приобрел высокий уровень развития, он (уровень) уже не влияет на развитие творческих способностей. Отсутствие связи между интеллектом и творчеством усложняет развитие творческих способностей ребенка. Умственная одаренность может быть всесторонней и односторонней. Основным показателем умственной одаренности является высокий уровень деятельности. Односторонняя умственная одаренность заключается в том, что у ребенка, очень высокоразвиты только умственные способности. Всесторонне умственно одаренные дети хорошо развиты в различных областях.

В частности, Кларки ряд других исследователей уточняют, что термин “одаренность” относится к когнитивным способностям, а "талант" включает другие стороны развития. В то же время она признала взаимозависимость всех психических функций человека в процессе развития интеллекта и сделала вывод о том, что одаренный человек может достичь полноценной реализации только через интеграцию восприятия, мышления, эмоций и других функций. [5, с. 84]

На основании вышеизложенного мы можем сделать вывод к главе I:

В данной главе раскрыта сущность понятий «одаренность» и «одаренный ребенок» с познанием различных психолого-педагогических основ. Можно выделить следующие типы одаренности: общий (умственный) и специальный (творческий), а каждому типу соответствует определенный вид. Выделение многих видов одаренности служит важной целью – привлечь внимание к более широкому спектру способностей, которые должны получить возможности для дальнейшего развития.

Одаренность помогает ребенку раскрыть себя в различных видах деятельности. Очень важно обнаружить в нем свою способность, которая, как известно, выражается в его индивидуальности, то есть необходимо стараться подчеркивать и развивать эту индивидуальную способность.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.