Как сидеть 18 (Взрослая практика - Часть 38) — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Как сидеть 18 (Взрослая практика - Часть 38)

2022-09-11 37
Как сидеть 18 (Взрослая практика - Часть 38) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пять месяцев назад я прокомментировал несколько иллюстраций позы дзадзэн. Вопрос, на котором я сосредоточил своё внимание, заключался в том, действительно ли ступни должны лежать на бедрах высоко, как это советуют делать тексты, говорящие о том, что пальцы ног лежат на одной линии со внешними сторонами бёдер. Или же может быть это совершенно неважно? Мне кажется, что мы, по крайней мере, должны стараться держать свою ступню так высоко на бедре, как это возможно, в идеале с пальцами ног, достающими до внешней стороны бёдер. Но нет необходимости в том, чтобы пальцы ног выступали за внешнюю сторону бёдер, как это показано на картинке справа.

Когда я на днях прибирался на своём столе, то нашёл ещё 2 брошюры Сото-сю, описывающих позу дзадзэн. Снизу ты можешь найти сканы этих картинок, и если кликнешь на них, то они увеличатся. Все они напечатаны на высококачественной бумаге и раздаются бесплатно, а оплачиваются высокими ежегодними взносами, которые должны платить центру школы все японские храмы Сото-сю (включая Антайдзи).

Предполагается, что иллюстрация слева представляет собой позу полного лотоса. Это так и для верхней картинки (1) справа. Нижняя картинка (2) справа должна, как кажется, показывать позу половинного лотоса. Совершенно очевидно, что как на этих трёх картинках скрещиваются ноги, даже близко не подходит к тому, что обычно называется позой полного или половинного лотоса: на всех этих картинках ни левая, ни правая ступня не лежат на бедре противоположной ноги. Они находятся на нижней части ноги (что совершенно противоречит тому, что говорит делать текст, сопровождающий эти картинки). Сначала это может показаться более удобным способом сидения, но если ты сидишь так более длительный период времени, то заметишь, что нижняя часть ноги, которая испытывает на себе всё давление ступни, будет ужасно болеть. Например, на картинке слева не только правая нижняя часть ноги будет вскоре испытывать боль, но и правая ступня, которая зажата между левым бедром и нижней частью левой ноги, не сможет долго выносить эту неестественную позу.

Вопрос: зачем тратить все эти деньги на печатание таких брошюр и демонстрировать позу дзадзэн, если ты не можешь найти ни одну модель, которая действительно может сидеть в этой самой позе.

А здесь ты можешь посмотреть на смешные картинки из другой брошюры, исключительно для твоего развлечения: как сидеть с галстуком? В следующем году мне исполнится 40 лет, и я в своей жизни никогда не носил галстука, так что не берусь судить, влияет ли ношение галстука на качество твоего дзадзэн или нет. Но я бы не хотел сидеть с шеей, зажатой в эту штуку. Почему бы не снять её? Догэн дзэндзи чётко говорит нам носить свободную одежду, такую, как монашескую рясу. Тренировочный костюм тоже подходит, а также самуэ или хакама и т.д. Зачем мучить себя галстуком и ремнём?

Когда официальные лица Сото-сю из Токио посещают иностранные центры Дзэн, то они часто удивлены видеть западных людей, каждый из которых одет в коромо, кэса и всё остальное. С другой стороны западные люди удивлены увидеть своих японских посетителей, читающих лекцию, одетыми в западные костюмы и галстуки.

Лично я совершенно ничего не имею против западной одежды. Особенно во время работы здесь, в Антайдзи, мы обычно носим западную одежду (типа джинсов и т.д.), потому что она дешевле, чем традиционная одежда Дзэн. Но когда речь идёт о сидении, то монашеская ряса сильно облегчает тебе скрещивание ног, стабилизирует положение рук, и всё это вместе даёт тебе чувство удовлетворения, которое помогает сидеть.

Однако кажется, что модель на этой картине, по крайней мере, пытается положить свои ноги на бёдра выше, чем дама сверху, но ему это тоже не очень удаётся. Когда он раскачивается влево и вправо, то его колени уже находятся в воздухе: ясный признак того, что его поза нестабильна. И снова появляется вопрос: что у них в главном центре Сото нет ни одного человека, который может сидеть в полном или половинном лотосе? Это как-то стыдно.

С другой стороны было бы глупо ожидать от живого существа, сделанного из человеческой плоти, сидеть в совершенно идеальной позе. Каждый из нас должен сидеть со своими собственными особенностями и изгибами. Но когда ты ищешь модель, которая должна позировать для иллюстрации, то поза на картинке и текст не должны противоречить друг другу.

Давайте поищем лучшие примеры. Как обстоит дело со статуями Будды? Разве поза, в которой Шакьямуни сидел под деревом Бодхи, не должны быть образцом для нашей практики дзадзэн? Удивительно, но большинство скульптур и картин, изображающих Шакьямуни, стремящегося к освобождению, тоже нельзя назвать примером хорошей позы. Может быть его рисуют наклоняющимся налево или направо из-за шести лет аскетической практики? Ноги также далеки от того, чтобы построить равносторонний треугольник, скорее они образуют прямую линию вместе с тазовой костью.

Ещё один интересный факт состоит в том, что Шакьямуни скрещивает ноги "сначала левая ступня, потом правая поверх" (ты увидишь это, если поближе взглянешь на картинку в середине или же на правую картинку - кликни, чтобы увеличить их). Это касается нашего следующего вопроса: должна ли левая нога всегда находиться поверх правой или же их порядок можно менять? Важно не забывать, что эти статуи изображают Шакьямуни до его просветления.

 

 

Ещё одним известным примером плохой позы сидения является Большой Будда в Камакура. Спина согнута, голова падает вперёд. В дзадзэн мы стремимся наклонить таз вперёд и выпрямить позвоночник и шею. Позу слева на японском называют "коси га нукэтэ иру", что можно перевести как "он потерял свои бока". Если ты попытаешься сидеть в этой позе долгое время, то обнаружишь, что в ней тяжело не заснуть.

Говорят, что Камакура Будда изображён таким образом, потому что он больше не стремится в нирвану, а скорее направляет свою любовь и сострадание ко страдающим существам, собравшимся у его ног. Чтобы выразить нам своё внимание, он наклоняется вперёд.

Слева и справа можно увидеть ещё нескольких Будд с ногами, скрещенными таким образом, какой я бы не посоветовал ни одному серьезному практикующему. Это может быть интересным как предмет искусства, но не является хорошим образцом для сидения. Попытайся поднять ступни повыше на бёдра и придвинуть колени поближе друг к другу.

 

                

Это также действительно и для этих двух статуй Будды в Антайдзи. Левую статую сделал один тайский художник из выброшенных кусков металла. Её ноги не скрещены вообще, и всей фигуре недостаёт баланса. Правая фигурка - это дешёвый сувенир. Своего рода стабильно выглядящий полулотос, но правая ступня лежит не на левом бедре, а недалеко от колена. Если бы настоящий живой человек сидел таким образом, то блаженная улыбка бы быстро исчезла с его лица: это больно!

          

 

 (Продолжение следует... Дотё)

 

 

Лотос в огне 2008

 

Прекрати стараться быть чем-то особенным - просто будь, кто ты есть. Прекрати огонь. Просто сиди!

 

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.