История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2022-09-11 | 25 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ГЛАВА ВТОРАЯ. Выражения с ясным и скрытым смыслом
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Выражения, изменяющие смысл в зависимости от места применения и обстоятельств
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. Выражения по их признакам
ГЛАВА ПЯТАЯ. Пояснение и частицы (аль-байан ва аль-адат)
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ПРОТИВОРЕЧИЕ ДОВОДОВ (ТА’ÂРУД АЛЬ-АДИЛЛА)
ГЛАВА ПЕРВАЯ.Значение и сущность противоречия (та’аруд):
ГЛАВА ВТОРАЯ. Пути устранения противоречий
ЧАСТЬ ПЯТАЯ. СМЫСЛ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ЦЕЛИ ШАРИАТА
ГЛАВА ПЕРВАЯ. Смысл законодательства (Хикмат ат-ташри’)
ГЛАВА ВТОРАЯ. I. Цели Законодателя (Макасид аш-Шари’)
ЧАСТЬ ШЕСТАЯ. аль-Иджтихâд, ат-Тахридж, ат-Таклид, ат-Талфик, аль-Ифтâ, аль-Кадâ
ВВЕДЕНИЕ
I. УСУЛЬ АЛЬ-ФИКХ (اصول الفقه)
(Основы теории и методологии фикха)
А. Определение
Фикх как учение разделяется на две части: фуру’ аль-Фикх (فروع الفقه) – разветвления фикха (практическое право) и Усуль аль-Фикх (اصول الفقه) – основы, корни фикха (теоретическое право). Когда речь заходит о фикхе, обычно подразумеваются его разветвления (фуру’).
а) Усуль
Это слово является множественным числом от асл (اصل) и соответствует таким смысловым значениям, как основа, корень, суть,субстрат [1]. Термин Усуль используется в значениях рâджих (предпочтительный - راجح), кâ’ида (правило - قاعدة), мустасхаб (привлеченный - مستصحب) и далиль (довод, признак, доказательство - دليل).
б) Фикх
Слово фикх означает «знание чего-либо», «понимание». В Коране слово фикх употребляется не для обозначения учения как такового, а проницательности, острого восприятия и понимания цели говорящего[2]. В этом случае фикх приобретает значение познания явления, исходя из его сути и доказательной основы.
|
Терминологически ханафиты дали определение фикха как “практическое понимание шариатских решений, вынесенных за или против, исходя из действий человека”, а шафииты как “понимание практических шариатских норм, таких как богослужение, поклонение (’ибâдат - عبادة ), поведение (му’âмалат – معاملات ) и наказание (’укубâт - عقوبات ), исходя из их подробных доказательств". [3]
Имеется еще одно определение фикха как “универсальной формы шариатских норм, относящихся к юриспруденции (фикх), культовой практике (’ибâдат) и поведению (му’âмалат)”. [4]
в) Значение словосочетания Усуль аль-Фикх
В этом сочетании более подходящим следует принять использование слова Усуль в значении «далиль», так как фикх рационалистически основывается на доказательствах.
Поэтому Усуль аль-Фикх имеет еще значения "доводы фикха", "доказательства, относящиеся к фикху", "корни фикха", "корни права". [5]
г) Определение термина Усуль аль-Фикх [6]
Термину Усуль аль-Фикх можно дать два определения:
1. Усуль аль-Фикх - это учение (‘ильм), толкующее правила и совокупность доводов, делающих возможным извлечение (истинбâт - استنباط) шариатских норм из подробных доказательств.
2. Усуль аль-Фикх - это правила извлечения (истинбâт) и совокупность доводов (далиль).
Таким образом, это учение (‘ильм) открывает нам совокупность правил (кава’ид),[7] при помощи которых мы извлекаем из частных доводов шариатскую норму относительно той проблемы, которую хотим понять, изучить.[8] Например, я не знаю, является ли молитва обязательной (фард). В логике (علم المنطق) и юриспруденции (علم الاصول) это неизвестное называется "искомое знание". Для этого, прежде всего я обращусь за шариатскими доводами к Книге и обнаружу предписание в аяте “И соблюдайте молитву...”. [9] В Усуль аль-Фикх содержится правило: “в отсутствие признака, препятствующего долженствованию, форма повеления выражает долженствование”. Используя это правило, я составлю логическое сравнение и путем следующего рассуждения приду к норме, что молитва является обязательной (фард):
|
Искомое знание: молитва обязательна (фард).
Малый посыл: потому что Аллах повелел совершать молитву в своем аяте "И соблюдайте молитву...".
Большой посыл: выполнение всего, что категорически повелел Аллах является обязательным (фард).
Вывод: таким образом, и молитва также является обязательной (фард).
Я не знаю, является ли прелюбодеяние недозволенным (харам). Я хочу это узнать. Когда я обращусь за шариатскими доводами к Книге, обнаружу отрицание в аяте: “И не приближайтесь к прелюбодеянию...”. [10] В Усуль аль-Фикх содержится правило: “в отсутствие признака, препятствующего совершению запретного (харам), форма отрицания выражает запрет”. Используя это правило, я путем следующего рассуждения приду к норме, что приближение к прелюбодеянию является запретным (харам):
Искомое знание: прелюбодеяние запретно (харам).
Малый посыл: потому что Аллах запретил приближение к прелюбодеянию в своем аяте “И не приближайтесь к прелюбодеянию...”.
Большой посыл: все, что категорически запрещено Аллахом - является запретным (харам).
Вывод: таким образом, и прелюбодеяние является запретным (харам).
Б. Предмет Усуль аль-Фикх
Взгляд ученых на предмет Усуль аль-Фикх может быть вкратце представлен в следующих четырех статьях:
1. Далиль (довод, доказательство), иджтихâд (усердие, старание) и тарджих (предпочтение).
2. Шариатские нормы и, как следствие, шариатские доводы.
3. Шариатские доводы и, как следствие, шариатские нормы.
4. Шариатские нормы и шариатские доводы.[11]
Мы принимаем шариатские доводы и шариатские нормы в качестве предмета этого учения, так как правоведы в законотворческой деятельности и при вынесении решений действуют на основании доводов, демонстрируя этим процесс выработки шариатских норм. Таким образом, предмет Усуль аль-Фикх представляет собой шариатские доводы и шариатские нормы. На этой теме следует остановиться более подробно.
|
В обобщенном виде законоведы говорят о таких доводах, как Коран, Сунна, иджмâ’ (согласие мнений) и кыйас (аналогия), являющихся источником шариатских норм (хукм) в ‘ильм Усуль аль-Фикх. Они рассматривают эти доводы с точки зрения вынесения решений и законотворчества, настаивая при этом на необходимости придерживаться тех или иных положений. Точно также правоведы, в случае наличия противоречий, подтверждают положение, являющееся более предпочтительным при рассмотрении шариатских доводов. Предметами этого учения являются и такие вспомогательные доводы, как истихсан (предпочтение, предпочтительное решение), истисхаб (взятие с собой), маслахат (польза, интерес), ’урф-’адат (обычай, традиция), садд аз-зарâйи’ (перекрытие средств). Среди предметов этого учения имеют место и такие чрезвычайно полезные и важные положения фикха, как хикмат ат-ташри’ (смысл законотворчества), макасид аш-шари’а (цели шариата). В ‘ильм Усуль аль-Фикх подлежат рассмотрению и темы, относящиеся к ‘ильм аль-калâм: хусн-кубух (красота-уродство), хуррийат аль-ирада (свобода воли), хикмат аль-илахийа (божественная премудрость, провидение). Также среди предметов ‘ильм Усуль аль-Фикх называют такие нормы как вуджуб (необходимость), хурмат (запретность), сиххат (достоверность), фасâд (непригодность), рукн (опора), шарт (условие), ‘иллет (причина), понятия как зиммат (защита), ахлийат (правоспособность), выражения как хасс (частное), ‘амм (общее), муштарак (совместное), муавваль (аллегорическое), маджâз (метафора), кинайа (намек), хафи (скрытое), мушкиль (затрудненное), амр (повеление), нахий (запрещение).
Как явствует из вышеизложенного, ‘ильм Усуль аль-Фикх рассматривает частью смысл законотворчества (хикмат ат-ташри’) исламского права, частью темы, относящиеся к ‘ильм аль-калâм и частью языковые правила, общие и применимые для каждого языка. Правоведы используют в своих исследованиях лексикографию, морфологию, синтаксис, логику, богословие (калâм) и право (фикх).[12]
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!