Характеристика современной экономики с нравственной точки зрения — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Характеристика современной экономики с нравственной точки зрения

2022-09-11 30
Характеристика современной экономики с нравственной точки зрения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Современная экономика является той данностью, с которой приходится иметь дело не только церковным экономистам, но и всем православным христианам. Изменить ее принципы или хотя бы улучшить ее реалии Церковь пока не в силах. Поэтому необходимо понять положительные и отрицательные стороны этой экономики, которую теперь часто называют реальной экономикой, а раньше называли капиталистической.

Положительное в современной экономике. Сначала укажем на положительные моменты. Надо признать, что современная экономика все же в определенной степени выполняет свое непосредственное назначение –доставлять человеку предметы и услуги, необходимые для его существования в этом земном мире. Экономика развила в огромной степени производительные силы, создала удивительную технику, стимулировала развитие науки. В результате всего этого она сумела достичь достаточно высокой производительности труда, так что человеку уже не приходится все свое время посвящать добыванию хлеба насущного. Появился досуг, который в принципе может быть использован на достижение благодатных духовных целей. На базе современной экономике создано общество, обладающее достаточной степенью стабильности и позволяющее своим членам преследовать различные личные цели, в том числе — и религиозно–духовные. Политический строй, поддерживающий работоспособность нынешней экономики, дает определенную свободу личности и возможности ее самовыражения и развития.

Однако у современной экономики есть иотрицательные стороны, и они столь существенны, что о них следует поговорить более подробно.

Прежде всего, укажем на главное. Современная экономика основана на эксплуатации эгоистических стремлений человека. Ее основной принцип прост: каждый ее участник преследует максимизацию своей прибыли. Каждый тянет к себе и сотрудничает с другим только в случае, если это ему выгодно. Ясно, что этот принцип совершенно не соответствует христианской нравственности, в основании которой лежит любовь к ближнему. Следствия принципа «максимизации прибыли» многообразны. Но можно указать на два их них, которые дают основание называть современную экономику «экономикой соблазна» и «экономикой несправедливости».

Сначала об «экономике соблазна».Максимизировать прибыль можно разными способами. Но один из самых эффективных — использование падшести человеческой природы, влекущейсяк комфорту, престижу, довольству и вообще к материальному изобилию. Поэтому современная экономика, вместо того, чтобы производить нравственно полезное, наоборот, производит и продает соблазнительное. Реклама работает вовсю и производит просто опустошение в душах людей. И в самом деле, мы видим необычайное распространение культа чувственных наслаждений, порнографии, косметики, моды. Очень большое значение приобретают различные предметы домашнего обихода, обстановка, кухонная техника, сантехника, автомобили, яхты и пр. пр. Вещь, делающая жизнь приятной, удобной, легкой и одновременно престижной возводится в культ. Богатство выставляется напоказ, ибо именно оно, оказывается, источник счастья. Удобное, материальное, земное начинает полностью заслонять нравственное, духовное, небесное.

Наше время по новому раскрывает известное высказывание ап. Павла «корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим.6,10). Экономика соблазна сейчас дошла до того, что большинство людей сейчас фактически является поклонниками нового культа, новой религии — религии денег. И в самом деле есть верховное божество– это маммона (мамон) — деньги, собственность. Сейчас люди настолько исковеркали свою психологию, что видят в добывании денег главное дело своей жизни и отдаются этому с подлинно религиозным фанатизмом.

Учение маммона–это монетарная, рыночная экономика. Описаниями этого учения завалены прилавки книжных магазинов. Всевозможным «Экономикс» несть числа. Тут хотелось бы развеять одно распространенное заблуждение — что целью всей рыночной экономики является развитие хозяйства, удовлетворение потребностей людей и проч. Нет, цель совершенно другая — стяжание денег. Раньше, пусть худо–бедно, но государство старалось служить порядку и справедливости, искусство — красоте, наука — истине, спорт закалял тело, медицина лечила, литература учила добру и нравственности, элита стремилась к величию страны, армия защищала отечество, СМИ освещали жизнь общества, наконец, экономика кормила и одевала нуждающихся. Нынче же все это хоть и существует, но смысл всего перевернулся — все служит лишь средством обогащения. А польза проявляется случайно, лишь как побочный эффект наживы. Если появляется хоть малейшая возможность с выгодой перепродать ничего не производя, то она немедленно используется. Неудивительно, что криминал и коррупция у нас цветут пышным цветом.

Культ — он повсюду. Везде меняют баксы, продают, покупают. А ныне для нас стал привычным культовый термин «шоппинг», когда процесс покупки превращается в мистерию с баром, сауной и кинотеатром. Но есть и особые места поклонения, куда имеет доступ не каждый. Это банки и особенно биржи. На биржах — в изменении курсов акций и валют — как бы слышно дыхание самого верховного божества — маммона. Правда божество это ведет себя совсем не по теории — одно политическое заявление может резко уронить курс, перекачивая из кармана в карман миллиарды долларов, хотя очевидно, что производство ничуть не изменилось.

Есть и служители культа. Их легион легионов. Они, как и положено в религии, составляют иерархию. Причем градус посвящения каждого определяется математически точно — цифрой счета в банке. Грех — убыток, а прибыль — добродетель. Есть свои «святые» — олигархи, которым хотят подражать все.

Организация также налицо. Точнее, все другие организационные структуры захвачены религией денег. Хозяйственные структуры, государство, общественные организации — все подчинено маммону и на него работает. Власть давно захвачена религией денег.

Экономика несправедливости. Но у современной реальной экономики есть и другая сторона, которую стараются не выставлять напоказ. Дело в том, что нынешняя экономика серьезно искажает принцип справедливости, безусловно исповедываемый христианской моралью. В основе создания экономических благ лежит человеческий труд. Отсюда следует, что экономическое устройство общества справедливо, если в нем вознаграждается именно труд, ане имущественное положение. Так должно быть, но этого нет в реальной экономике. В чем причина?

В экономике, работающей по принципу максимизации прибыли, неизбежно начинает господствовать принцип силы. Конечно, не силы в прямом понимании, а силы экономической. В результате любой договор купли–продажи, хотя и совершаемый добровольно, отражает соотношение экономических сил между контрагентами. В результате сильный выговаривает себе лучшие условия сделки. Но в экономике сильный — значит богатый. Это означает, что богатый грабит сильного, в результате чего богатый становится еще богаче, а бедный — еще беднее. Иисус Христос говорит об этом как об общеизвестном факте: «кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» (Мк.4,25).

Это не что иное, как трудовая эксплуатация — явление, о котором много писали в прошлом веке. Отметим, что наличие эксплуатации — факт несомненный, и даже очевидный — достаточно взглянуть на современную российскую действительность. Капиталистический рынок имеет две «невидимых руки». Одна — о которой писал еще Адам Смит — хорошо известна. Она выставляется напоказ, дабы продемонстрировать мудрость рынка. Эта рука регулирует спрос и предложение, обеспечивая рынку устойчивость. Но есть и другая рука, рука грабителя, который, пользуясь своим богатством отнимает у бедного Об этой руке стараются помалкивать. Правда, все государства делают огромные усилия, чтобы удержать эту руку — издают антимонопольные законы, вводят прогрессивный налог и пр., пр. Но ничего не получается, ибо механизмы рынка — сила и обман.

Таким образом, современная экономика отрицает два фундаментальных принципа христианства: аскетизм и любовь. Но поскольку экономические отношения является основой общества, то неизбежно формируется социум очень далекий от христианских заповедей. В этом социуме религии отводится маргинальное место личной веры, не имеющей права влиять на устроение общества. Христианам позволяется давать милостыню, но не решать, каким будет общество — это рыночная экономика оставляет за собой.

О современной экономической науке. К сожалению, современная экономическая наука, которая, казалось бы, должна служить истине, делает это весьма своеобразно. Она верно отражает имеющие место в рыночной экономике явления (или, точнее, пытается их верно отразить), но при этом отрицает сам факт трудовой эксплуатации и тщательно старается скрыть ее механизмы. В море формул и кривых вы не найдете ни одной, демонстрирующей эксплуатацию. «Чистые» экономисты просто ею не занимаются. Но «философы» от экономикивсячески пытаются доказать, что никакой эксплуатации нет и не было. Что труд и капитал — равные «факторы производства», а потому оба достойны вознаграждения. Что на рынке все равны, рынок никого не эксплуатирует. Что есть умильное сотрудничество предпринимателей и наемного персонала, продавцов и покупателей на пользу всех и вся. Очевидно, что нынешние адепты современной экономики выполняют социальный заказ тех, кто правит рынком.

Однако так было не всегда. Многие экономисты пытались доказать наличие капиталистической эксплуатации. Фактически в экономической теории существовало два направления: объяснения экономики с точки зрения труда и объяснение с точки зрения прибыли. Первое из них неизбежно наталкивалось на факт эксплуатации. Об эксплуатации осторожно намекает Адам Смит, во весь голос говорит С. Сисмонди, кричат представители социалистической мысли. Целую теорию прибавочной стоимости выдвигает К. Маркс. Но, к сожалению, его выкладки оказались уязвимыми. Верно указывая на сам факт эксплуатации, он давал ошибочное ему объяснение. Это позволило его критикам вместе с водой выплеснуть и ребенка. В наше время экономика прибыли побеждает настолько, что уже ставит задачу уничтожить экономику труда просто на корню.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.