Личность и творения св. Иоанна Златоуста — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Личность и творения св. Иоанна Златоуста

2022-09-11 32
Личность и творения св. Иоанна Златоуста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

При изложении святоотеческого взгляда на богатство и собственность имеет смысл сосредоточиться на воззрениях вселенского учителя и великого святителя Иоанна Златоуста. Нет необходимости доказывать огромный авторитет и популярность этого святого отца — она несомненна. И эту известность он получил не только (и не столько) за прекрасные ораторские данные, но главным образом за удивительную нравственную чуткость. Мало кто из христианских писателей умел так понимать грех, как этот великий моралист. И уж конечно ему не было равного в изображении греха, всех извивов его проявлений, и пагубности последствий. Будучи, кроме того, великим пастырем, Златоуст поражает умением убеждать, разнообразием пастырских приемов. Св. Иоанн Златоуст дал совершенное имущественное учение, соединившее в себе высоту христианского идеала со снисхождением к немощи человеческой. Безусловно, взгляд Златоуста на проблему является вершиной святоотеческого учения о богатстве и собственности.

Златоуст (347–407) прожил непростую жизнь. Получив прекрасное образование, Иоанн оставляет путь светской карьеры и, крестившись, уходит в горы ради свершения аскетических подвигов. Затем, возвратившись в Антиохию, становится диаконом и служит этом звании более 5 лет. Это была большая жизненная школа, поскольку диаконы в те времена по большей части занимались не службой, а социальной работой, устраивая житейские дела своих прихожан. Эти годы дают будущему святителю исключительно глубокое знание человеческой души. А в 386 г. Иоанн становится пресвитером и начинает свою подвижническую проповедническую деятельность, не прекращавшуюся вплоть до своей ссылки в 404 г.

Он быстро находит свою тему — нравственные проповеди, изображение грехов, человеческих пороков и немощей, а также способов борьбы с ними. Это именно то, в чем особенно нуждаются его пасомые, и именно то, в чем пресвитер Иоанн исключительно силен. Плюс выдающиеся ораторские данные, плюс исключительная ревность, искренность и внутренняя сила. Его проповеди имеют огромный успех, и он проповедует по два–три раза в неделю (а в четыредесятницу — каждый день), причем в нескольких центральных храмах Антиохии, которые всегда полны народа. Слава его как великого проповедника растет, выходит из стен Антиохии и достигает столицы. И здесь происходит чудо: молодой император Аркадий решил (в феврале 398 г.) призвать на кафедру лично ему незнакомого, но осиянного славой праведника и проповедника Иоанна Златоуста.

Начинается самый блестящий, но и самый трагичный период жизни святителя. Первое, что делает Златоуст став архиепископом, — наводит порядок в своей епархии, нравы которой были сильно развращены. Естественно, этим святитель нажил себе массу недоброжелателей. Кроме того, как только на Константинопольскую кафедру взошел смело употребляющий власть Златоуст, Александрийский епископ Феофил, большой мастер интриги, почувствовал в нем своего врага. Так создалась «клерикальная партия» недоброжелателей великого святителя.

Еще сложнее складываются отношения со двором. Златоуст всегда был глубоко убежден, что священство выше царства. Поэтому неудивительно, что, относясь к императору (и императрице) почтительно, Златоуст уверен в своей власти обличать их дела, если они не соответствуют христианским заповедям. Тем более, что поведение императрицы Евдоксии, властной и любостяжательной, требовало исправления. Евдоксия затаила злобу, и вокруг нее образовалась «партия двора», жаждавшая свержения Златоуста.

Наконец появилась и третья «партия» противников святителя. Дело в том, что святитель продал излишки строительных материалов и даже дорогие церковные сосуды, и на вырученные деньги устроил несколько богоугодных заведений, в том числе — больницу для прокаженных на окраине Константинополя. В результате цена земли вокруг больницы упала, чем была очень недовольна группа богатых землевладельцев, которая стала интриговать против него.

Улучив удобный момент все «партии» объединились и, возведя на святителя нелепые обвинения, устроили над ним суд — знаменитый суд в местечке «Под дубом» (403 г.). Смещенный с кафедры Златоуст уже был отправлен в ссылку, но случилось непредвиденное — землетрясение. Явное знамение Божие напугало Евдоксию, и она поворачивает вспять — Иоанн снова на кафедре. Но вскоре Евдоксия с ужасом убеждается, что Иоанн совершенно не изменился: он снова во всеуслышание обличает пороки императрицы. Это для нее уже слишком. Повод найден, собор снова созван, Иоанн снова низложен и отправлен в Кукуз — маленькую деревушку в горах Армении. Три с половиной года Златоуст находится там, пытаясь добиться правды, но тщетно. Более того, по навету его недругов, Аркадий решает «перевести» опального святителя подальше, в Пицунду. В сентябре 407 г., измученный жестоким обращением конвойных, он со словами "слава Богу за все" оставляет этот падший мир.

Но трагедия затронула не только святителя. Репрессиям подверглись и многочисленные его единомышленники. Многие десятки епископов, пресвитеров и мирян были сосланы, лишились кафедр, а некоторые — убиты. В результате была пресечена богословская школа Златоуста, обещавшая замечательными успехами. Обычно церковные историки о событиях, связанных с низложением Златоуста, упоминают как о частном эпизоде, имевшем место между двумя великими догматическими спорами — тринитарным и христологическим. Но на развитие нравственного богословия эти события оказали огромное влияние, причем — негативное. Через 30 лет нетленные мощи святителя были перенесены в столицу, а вскоре состоялась канонизация Златоуста, но имущественное учение великого святителя фактически так и осталось воспринятым Церковью лишь частично.

Тексты св. Иоанна Златоуста, в которых изложено его имущественное учение, обладают рядом примечательных особенностей. Первое, что должно быть отмечено — это огромное число фрагментов, так или иначе толкующих вопросы собственности, богатства и милостыни — их несколько тысяч. По объему все принадлежащее по этой теме Златоусту во несколько раз превышает написанное по этому поводу другими святыми отцами II–XII вв. вместе взятыми. Замечено, что добрая четверть всех текстов Златоуста касается имущественной темы. Для св. Златоуста — безусловно это тема «номер один». Все это говорит о том исключительном значении, которое придавал Златоуст проблеме христианского отношения к собственности и богатству.

Но главное, что бросается в глаза — это удивительная разбросанность материала. При полном отсутствии произведений, целиком посвященных исследуемому вопросу, чуть ли не в каждом из творений Златоуста можно найти фрагменты по рассматриваемой проблеме. На первый взгляд кажется, что в этом нет никакой системы. Однако это не так. У Златоуста все подчинено единой цели — донести до своей паствы церковное учение. Его гомилии построены по трехчастной схеме. В первой части святитель последовательно и подробно разъясняет комментируемый текст, входя во все нюансы смысла. Во второй части Златоуст излагает нравственные следствия из только что пройденного текста. При этом, хотя святитель и свободно пользуется цитатами из других книг Писания, тема все же берется из прокомментированного фрагмента. Наконец, в третьей части святитель пускается в свободное плавание, мастерским поворотом переходя к наиболее животрепещущей в этот момент для него теме. И зачастую уже эта последняя уже никак на связана с первоначальным текстом. И нередко, по поводу, а чаще без всякого повода, святитель вдруг сворачивает на свою любимую стезю, поражая слушающих то ярким обличением богатства и богатых, то апологией бедности, то восхищением перед милостыней.

Безусловно, Златоуст знал книгу Климента Алесандрийского «Кто из богатых спасется?» и благоговейно ее чтил. Он сплошь и рядом высказывает те же идеи, зачастую иллюстрируя их красочными примерами. Но здесь мы сталкиваемся с удивительным парадоксом. Несмотря на то, что, казалось бы, Златоуст использует (кроме экзегезы) все соображения Климента, имущественные концепции обоих отцов различны. Причем, различия настолько существенны, что можно говорить о двух святоотеческих традициях отношения к богатству, бедности, собственности и милостыне: климентовской и златоустовской (или «умеренной» и святоотеческой концепции). Дело в том, что Златоуст вовсе не ограничивается кругом климентовских идей — для него они по сути дела являются затравкой, отталкиваясь от которой великий святитель идет дальше И в результате Златоуст строит новое богословие собственности, но умело включает в него все ценное, что есть в концепции Климента.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.