Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2022-10-11 | 78 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Тема занятия.
Цель занятия.
Задачи занятия.
Планируемый результат.
Продукт деятельности обучающихся на занятии.
Далее – таблица
Этап занятия | Задача (результат) этапа | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | ||
Действия педагога | Педагогические средства | Действия обучающихся | Продукт деятельности обучающихся | ||
Орг.-мотивационный этап | |||||
Этап…. | |||||
Этап…. |
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ № 1
Контрольная работа № 1 «Проектирование этапов учебного занятия. Формулировка образовательных результатов»
Спроектировать этапы учебного занятия и дидактические цели к ним. Сформулировать планируемые результаты каждого этапа учебного занятия (на уровне обучающихся, как качественные изменения, связанные с формированием компетенций, компонентов компетенций на основе сформулированной ранее цели).
Тема учебного занятия: | ||
Наименование этапа учебного занятия | Дидактическая цель этапа учебного занятия | Планируемый результат этапа учебного занятия |
Вопросы для изучения в системе СДО ИРО:
- Структура учебного занятия (этапы).
- Компетентностно-ориентированный подход в проектировании этапов учебного занятия.
- Результаты учебного занятия.
- Формулирование дидактической цели.
КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ
Тщательное продумывание и описание предстоящих учебных занятий – это важная часть работы педагога. Известно, что результативность подготовленных уроков, как правило, выше, чем уроков-экспромтов.
Необходимым этапом работы при проектировании урока является планирование структуры в зависимости от типа учебного занятия.
Структура урока — это внутреннее строение, последовательность отдельных его этапов.
Структура урока получения новых знаний
Учебное занятие данного типа нацелено на решение основной дидактической задачи - изучение и усвоение нового учебного материала. Основное время учебного занятия должно отводиться на работу по усвоению нового материала, в ходе которой используются всевозможные приемы активизации познавательной деятельности обучаемых, например, придание изложению нового материала проблемного характера, приведение педагогом ярких примеров, фактов, подключение студентов к их обсуждению, использование наглядно-образного материала и технических средств обучения. Все это нацелено на содержательное и глубокое разъяснение нового материала и поддержание внимания и мыслительной активности обучаемых.
Структура урока получения новых знаний может включать следующие этапы:
- организационная часть занятия;
- актуализация опыта и опорных знаний студентов;
- мотивация учебной деятельности обучаемых;
- сообщение темы, цели и задач урока;
- восприятие нового учебного материала;
- осмысление учебного материала;
- обобщение и систематизация знаний;
- подведение итогов;
- задание на дом.
Структура урока контроля и коррекции знаний
Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков предназначаются для оценки результатов учения, уровня усвоения студентами теоретического материала, системы научных понятий изучаемого курса, сформированности умений и навыков учебно-познавательной деятельности обучаемых, установления диагностики уровня обученности студентов, коррекции в процессе учения в соответствии с проводимой диагностикой.
Виды уроков контроля и коррекции:
- устный опрос (индивидуальный, фронтальный, групповой);
- письменный опрос, зачетное занятие, лабораторно-практическая работа, экзамены, тестовый контроль знаний.
Перечисленные виды занятий проводятся после изучения целых разделов и объемных тем дисциплины.
Дидактическая структура урока контроля и коррекции:
- вводная часть (инструктаж преподавателя и психологическая подготовка обучаемых к предстоящей работе);
- основная часть (самостоятельная работа студентов);
- заключительная часть.
Структура уроков контроля и коррекции должна быть гибкой и подвижной, вариативной. Иногда уроки этого типа могут включать в себя следующие элементы: объяснение сложного задания преподавателем, ответы на вопросы и завершение самостоятельной работы под руководством педагога. Так или иначе, функции одного типа урока часто вплетаются в структуру другого типа занятия. Это происходит потому, что каждый перечисленный тип учебного занятия отличается доминированием определенной функции, а функции других типов урока носят вспомогательный характер.
Структура урока обобщения и систематизации изученного материала
Урок обобщения и систематизации нацелен на решение двух основных дидактических задач:
- установление уровня овладения студентами теоретическими знаниями и методами познавательной деятельности по узловым вопросам учебной программы;
- проверка и оценка знаний, умений и навыков студентов по всему программному материалу.
Такие учебные занятия стимулируют студентов к систематическому повторению больших разделов, крупных блоков учебного материала, позволяют им осознать его системный характер (например, зачетное занятие и модульное обучение).
Рекомендуется делить занятие на две части: обучающую и контролирующую. В первой части проводится индивидуальный опрос (беседа со студентами по теме сочетается с самостоятельной работой группы). Вторая часть посвящается выполнению сквозного письменного (индивидуального) задания по теме.
Наиболее распространенным видом уроков обобщения и систематизации являются учебные занятия, на которых проводятся проблемные дискуссии: уроки-семинары, уроки-модули, на которых углубляется и систематизируется определенное содержание изученного раздела учебной программы, практикумы, уроки-зачеты по теме или разделу, уроки защиты тематических (творческих) заданий и т. д.
Таким образом, учебные занятия, практикуемые преподавателем, должны составлять единую дидактическую систему, в которой каждое занятие - только звено в цепи, органически связанное, скрепленное всеми другими звеньями. В этой цепи решение сложных учебных задач не замыкается рамками одного занятия, а пронизывает последовательно всю систему аудиторной и внеаудиторной работы студентов.
Структура урока совершенствования знаний, умений и навыков
Это уроки закрепления изучаемого материала, повторения изученного, формирования умений и навыков. Основные дидактические задачи, которые решаются на этих учебных занятиях:
- систематизация и обобщение новых знаний; повторение и закрепление ранее усвоенных знаний;
- применение знаний на практике с целью углубления и расширения ранее усвоенных знаний;
- формирование, совершенствование знаний, умений и навыков.
Виды этого типа уроков: самостоятельная работа, лабораторная работа, урок-экскурсия, урок-семинар, практическое занятие. Главное, чтобы на этих занятиях правильно сочетались фронтальный и индивидуальный опросы студентов с письменными упражнениями, а также с организацией самостоятельной учебной работы. Таким образом, организация учебной деятельности студентов на занятиях предполагает одновременно с повторением и применением знаний в несколько измененной ситуации и систематизацию знаний и навыков, их совершенствование в пределах изучаемой темы.
Структура комбинированного занятия
Это наиболее распространенный тип урока. На нем решаются дидактические задачи всех типов учебных занятий. Отсюда он и получил свое название — комбинированный. Структура комбинированного занятия:
- организационная часть занятия;
- проверка домашнего задания;
- постановка цели и задач учебного занятия;
- объяснение нового материала;
- закрепление, повторение полученных знаний;
- подведение итогов занятия;
- домашнее задание.
Основными элементами этого урока, составляющими его методическую подструктуру, являются:
- организация обучаемых на занятии;
- повторение и проверка знаний студентов, выявление глубины понимания и степени прочности всего изученного на предыдущих занятиях и актуализация необходимых знаний и способов деятельности для последующей работы по осмыслению материала, изучаемого на текущем занятии;
- введение преподавателем нового материала и организация работы обучаемых по его осмыслению и усвоению;
- первичное закрепление нового материала и выработка у студентов умений и навыков применения знаний на практике;
- домашнее задание и инструктаж по его выполнению;
- подведение итогов учебного занятия с выставлением поурочного балла, оценки отдельным студентам за работу на протяжении всего занятия.
Перечисленные компоненты методической подструктуры комбинированного урока в зависимости от характера учебной ситуации и педагогического мастерства педагога взаимодействуют между собой и переходят друг в друга, меняют свою последовательность в зависимости от организации познавательного процесса. В таких случаях структура комбинированного занятия становится гибкой, подвижной. Эффективность и результативность комбинированного урока зависят не от абсолютизирования его структуры, а от четкого определения целевых установок учебного занятия, от понимания преподавателя того, чему он должен научить студентов, как использовать занятия для разумной организации их деятельности.
Компетентностно-ориентированный, или практико-ориентированный подход — это подход, акцентирующий внимание на результатах обучения, в качестве которых рассматриваются не сумма усвоенных знаний, а способности человека успешно действовать в различных ситуациях.
Требования компетентностно-ориентированного подхода должны быть отражены в формулировке целей и результатов учебного занятия.
Результатом профессионального образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования является формирование у студентов компетенций: комплекса знаний, умений и практического опыта, которые позволят выпускнику стать конкурентоспособным на рынке труда и успешно профессионально реализовываться в выбранной сфере деятельности. Таким образом реализуется компетентностно-ориентированный подход в системе СПО.
ФГОС СПО 4 поколения определяют результаты образования (обучения) в виде: общих компетенций (ОК), профессиональных компетенций (ПК), требований к знаниям, умениям и практическому опыту для направления подготовки СПО (группы профессий и специальностей).
Специфика результатов образования (обучения) по программам СПО в части ПК, требований к знаниям, умениям и практическому опыту зависит от направления подготовки СПО. Образовательные результаты, определяемые с помощью ОК, в той или иной степени универсальны для программ СПО. ОК для разных направлений подготовки имеют ряд схожих формулировок.
Последние изменения в предъявляемых требованиях к образовательным результатам в рамках ФГОС СПО в части ОК были внесены на основании Приказа Министерства просвещения РФ от 17.12.2020 г. № 747 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования». С учетом требований данного приказа для программ СПО сформированы перечни ОК в зависимости от поколения ФГОС (третьего и четвертого) и двух групп программ подготовки для третьего поколения ФГОС СПО: программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) и программ подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).
ОК по ФГОС СПО 3 поколения
ППКРС
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.
ОК 8. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
ППССЗ
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
ОК по ФГОС СПО 4 поколения / ТОП-50 /
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 08. Использовать средства профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранных языках.
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
Одним из основных требований при проектировании учебного занятия является обязательная формулировка дидактических целей («дидактика» – это раздел (категория) педагогики о теории обучения и образования человека). Выделяют три вида дидактических целей учебного занятия:
Для каждого из этапов учебного занятия можно сформулировать задачу, дидактическую цель и пример содержания деятельности (таблица 1).
Таблица 1 – Цели и содержание деятельности этапов учебного занятия
Название этапа учебного занятия | Задача этапа. Дидактическая цель (ДЦ) | Содержание деятельности |
1 этап – организационный | Задача этапа: подготовка студентов к работе на занятии. ДЦ: - сформировать у студентов умение самоконтроля и саморегуляции психофизического состояния с ориентиром на образовательную деятельность; - обучить рациональной организации рабочего (учебного) места; - сформировать умения: подготавливать к работе оборудование, инструменты, приспособления и содержать их в надлежащем состоянии; ……. | - организация начала занятия; - создание психологического настроя на учебную деятельность; - активизация внимания; …….. |
2 этап – проверочный | Задача этапа: контроль качества знаний, установление пробелов в знаниях и их коррекция. ДЦ: - сформировать у студентов знания и умения в части само- и взаимоконтроля результатов учебной деятельности; - сформировать у студентов умения оценить результат учебной деятельности; …….. | - проверка домашнего задания; - проверка имеющихся у студентов знаний и умений для изучения новой темы: выявление глубины понимания и степени прочности всего изученного на предыдущих занятиях и актуализация необходимых знаний и способов деятельности для последующей работы по осмыслению материала, изучаемого на текущем занятии; …….. |
3 этап – подготовительный (мотивационный) | Задача этапа: обеспечение мотивации обучения и принятия цели занятия у студентов. ДЦ: - сформировать у студентов интерес к происходящему; - сформировать у студентов интеллектуальные чувства – новизны, удивления, интереса; - развить у студентов познавательные умения; - развить у студентов самостоятельность и творческое начало в умственной деятельности; ……… | - сообщение темы, цели занятия; - постановка обучающих, воспитательных, развивающих задач; - трансляция вводной информации (примеры, факты, события и т.д. по теме занятия), мотивирующей студентов на учебную деятельность; ……. |
4 этап – основной (объяснение нового материала) | Задача этапа: объяснение нового материала. ДЦ (определяются в зависимости от цели всего занятия): - сформировать у студентов прочные практические знания о...; - обеспечить установление осознанности усвоения знаний; - сформировать у студентовцелостное представление знаний по теме и т.п.; - сформировать умения и навыки научной организации труда; - сформировать умения исполнительской и технологической дисциплины; - сформировать умение определять алгоритм трудовых действий и приемов; - сформировать у студентов понимание сущности выполняемых трудовых действий и приемов…; - обобщить и систематизировать знания… при изучении приемов; - сформировать умения у студентов производить, осуществлять...; - развить у студентов познавательные умения; ……… | введение преподавателем нового материала и организация работы обучаемых по его осмыслению и усвоению: - ознакомление с новыми знаниями и умениями; - показ образца формирования навыков; - выполнение тренировочных упражнений на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу, на перенос в сходную ситуацию, творческого характера; ……… |
5 этап – контролирующий (закрепление, повторение полученных знаний) | Задача этапа: контроль качества знаний; закрепление полученных знаний. ДЦ: - сформировать у студентов умение оценивать (что-либо) с нравственной, эстетической, политической … т.зр.; - сформировать у студентов прочную логическую связь в понимании …; - обучить студентов само- и взаимоконтролю, самокоррекции; - развить стремление к получению новых знаний, усвоению каких-то понятий (вопросов), особенностей …; - сформировать понимание роли знания, основных положений... в предупреждении и устранении возможных ошибок (причин брака)...; ……… | - выполнение тестовых заданий; - различные виды опроса и т.п.; …….. |
6 этап – итоговый | Задача этапа: подведение итогов занятия. ДЦ: - сформировать у студентов умение обобщать знания; - сформировать умение сдавать рабочее (учебное) место в надлежащем состоянии; - сформировать умение проводить самоанализ своей деятельности; - сформировать культуру речи; - воспитать мотивы труда, добросовестного отношения к труду; ……….. | - формулирование выводов; - поощрение за работу на занятии; - самооценка студентами своей работы на занятии; - определение перспективы следующих занятий; …… |
7 этап – домашнее задание | Задача этапа: информирование студентов о домашнем задании. ДЦ: - сформировать у студентов умение применять ранее изученные знания; - сформировать умение применять знание в новой ситуации; - развить у студентов самостоятельность и творческое начало в умственной деятельности; - развить у студентов волевые качества и самостоятельность; - развить стремление к получению новых знаний; ……….. | - сформулировать и озвучить домашнее задание; - провести инструктаж по его выполнению. |
2.1.3. Организация самостоятельной работы обучающихся
КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ
Самостоятельная работа – индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая БЕЗ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО УЧАСТИЯ ПЕДАГОГА, НО ПО ЕГО ЗАДАНИЯМ И ПОД ЕГО КОНТРОЛЕМ.
Виды самостоятельной работы
По месту и времени проведения:
- аудиторная;
- внеаудиторная.
По дидактическим целям:
- формирование новых знаний;
- закрепление, обобщение или систематизация полученных знаний;
- формирование умений;
- отработка умений;
- доведение умений до уровня навыков.
По способу действий:
- действия по образцу в аналогичной ситуации;
- действия по образцу в незнакомой ситуации;
- самостоятельные действия проектного, исследовательского характера.
Формы самостоятельной работы:
- поиск информации в дополнительных источниках (рисунки, таблицы, графики, доклады, рефераты, презентации, видеоролики и т.п.);
- выполнение лабораторно-практических работ;
- решение упражнений, задач (в т.ч. профессиональных), кроссвордов, проблемных ситуаций;
- моделирование разных видов профессиональной деятельности (фотографии, составление технологических карт, видеоролики и т.п.);
- организация диалога в сети с использованием форумов, социальных сетей, чатов и т.п.);
- выполнение курсовых и дипломных работ;
- выполнение творческих заданий (создание коллажей, рекламных листовок и т.п.);
- выполнение конспектов нормативно-правовых актов или особо значимых для дисциплины источников;
- создание портфолио;
- самооценка деятельности: анализ ошибок и их устранение (выполнение работ над ошибками, написание рецензии на собственную работу и т.п.);
- изготовление дидактического материала, наглядных пособий, стендов и т.п.
Методическое обеспечение самостоятельной работы
- задания для выполнения самостоятельной работы;
- методические указания для выполнения самостоятельной работы;
- контрольно-оценочные средства для оценки выполненной самостоятельной работы.
К объективным факторам, способствующим развитию самостоятельной работы, побуждающим обучающихся уделять ей возрастающее внимание, можно отнести:
- имидж профессии, учебного заведения, гарантирующих хорошее качество подготовки специалистов;
- уровень организации самостоятельной работы студентов в образовательном учреждении, квалификации и требовательности преподавателей;
- наличие в профессиональном образовательном учреждении необходимых материально-технической базы, объема и качества библиотечного фонда, его доступность (качество обслуживания в библиотеке).
Факторы, снижающие продуктивность СР:
Факторы ОО:
- уровень организации СР, недостаточная подготовленность преподавателей колледжа к организации, руководству самостоятельной работой обучающихся;
- отсутствие или слабое развитие у преподавателей стимулов к организации самостоятельной работы обучающихся;
- отсутствие в колледже необходимой материально-технической базы, недостаточность учебной и методической литературы;
- незнание преподавателями технологии организации процесса самообразования обучающихся
Субъективные факторы, снижающие продуктивность СР:
- неуверенность обучающихся в правильном выборе профессии, неудовлетворенность в выборе учебного заведения;
- низкий уровень самооценки и уровня притязаний;
- недостаточный уровень сформированности волевых усилий;
- низкий уровень общеобразовательной подготовки;
- незнание обучающимися приемов и методов организации самостоятельной работы
Принципы организации самостоятельной работы (В.С. Сергейчук):
- единство подходов администрации и преподавателей педагогического колледжа к организации СР;
- целенаправленность различных видов СР, поскольку каждый вид СР должен иметь целевую функцию и вырабатывать определенные умения;
- системность и последовательность СР;
- непрерывность планирования СР на всех курсах и специальностях;
- регламентация всех заданий по объему, срокам их выполнения, конечным результатам и оценкам;
- доступность и посильность изучаемого материала;
- индивидуальный подход при определении заданий;
- руководство самостоятельной работой, контроль за ее ходом;
- учет затрат времени обучающегося;
- обеспечение условий для СР: аудиторный фонд, учебно-материальная база, методическое обеспечение, библиотечные фонды, консультации преподавателя;
- наличие критериев оценки качества выполнения заданий по каждому виду СР;
- ознакомление обучающихся с учебной документацией: ФГОС СПО, ОПОП.
Возможный перечень документации для обеспечения самостоятельной работы:
- Положение о СР
- Программа СР
- Рейтинг
- Опросный лист
- Карта анализа готовности к выполнению СР
- Методическое обеспечение
- Рекомендации преподавателям
- График консультаций
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Индивидуальная работа слушателей:
На основании представленных выше теоретических материалов и собственного опыта и понимания, выполните:
- проектирование методической разработки заданий для организации самостоятельной работы обучающихся:
- обсуждение выполненных работ;
- взаимооценивание работ.
При выполнении работы воспользуйтесь приведенными ниже методическими рекомендациями:
1. Необходим предварительный разносторонний анализ изучаемого материала с ответом на вопросы: Что дано? Как дано? Зачем дано? Почему именно так, а не иначе? Что и как из материала необходимо использовать непосредственно, а что может быть использовано в преобразованном виде.
2. Определить способы логической и методической обработки материала.
3. Уточнить место темы в системе курса и общей системе обучения.
4. Выявить трудности для обучаемых, сопряжённые с индивидуальными особенностями, уровнем знаний и познавательной деятельности.
5. Подготовиться для решения следующих задач:
- формирование умений отделять понятное от непонятного, вычленять непонятное;
- формирование умений выделять внутренние связи между элементами явления;
- формирование умений вычленять главное.
6. При подборе и разработке заданий, упражнений исходить, прежде всего, из сравнительного анализа, придавая вопросам чёткое целевое направление, определяя предполагаемые ответы обучаемых.
7. Структура материала в целом должна чётко соблюдать принцип – от простого к сложному, от частного к общему.
2.1.4. Проектирование элементов учебно-методического обеспечения учебного занятия
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Работа слушателей в малых группах, обсуждение выполненных работ, взаимооценивание работ:
Задание 1. Продумайте формы методического обеспечения на каждый этап спроектированного занятия. Составьте список.
Задание 2. Выберите одну из форм УМК учебного занятия: презентация, материалы для интерактивной доски, страницы рабочей тетради, контрольные задания, оценочный инструментарий и т.п
Задание 3. Оформите документально выбранные элементы УМК учебного занятия в соответствии с формой, принятой в Вашем образовательном учреждении.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ № 2
Контрольная работа № 2 «Разработка фрагмента рабочей тетради для студента»
Разработать и оформить фрагмент рабочей тетради для студента (по определенной теме учебной дисциплины). При разработке фрагмента рабочей тетради придерживайтесь следующей структуры:
1) предисловие;
2) краткие теоретические сведения по теме;
3) задачи, упражнения, вопросы для самостоятельной работы студентов: типовые, развивающие и творческие (3-4 задания разных типов, например, тестовое задание, открытый вопрос, ситуационная задача…);
4) вопросы для самоконтроля студентов.
Вопросы для изучения в системе СДО ИРО:
- Рабочая тетрадь для студентов, как одна из форм УМК.
- Правила разработки рабочей тетради для студентов.
КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ
Одним из эффективных видов методического обеспечения аудиторной работы является рабочая тетрадь. Рабочая тетрадь - это учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе студента над освоением учебной дисциплины (междисциплинарного курса).
Рабочая тетрадь предназначена для:
- активизации самостоятельной работы студентов в процессе освоения теоретического и практического материала при выполнении учебных заданий, учебных и творческих проектов, а также формирования общетрудовых знаний и специальных умений;
- расширения границ учебника за счет большого количества разнообразных заданий, упражнений, тестов, графической и проектной документации, направленных на формирование у студентов системного мышления, развитие их творческих и исследовательских способностей;
- обучения студента рациональному использованию учебного времени, повышению плотности занятия и интенсификации учебного процесса;
- формирования у студентов навыков делать аргументированный отбор полученных идей, планировать свою работу, оценивать и публично представлять результаты собственной учебной и творческой деятельности.
Функции рабочей тетради в учебном процессе:
- Обучающая. Предполагается формирование у студентов необходимых знаний и умений.
- Развивающая. Рабочая тетрадь способствует развитию устойчивого внимания на уроке. Благодаря рабочей тетради учебный материал легче воспринимается. Рабочая тетрадь может быть инструментом в развитии мышления через специально разработанные задания и упражнения творческого характера.
- Воспитывающая. Воспитание аккуратности в ведении конспекта.
- Формирующая. Рабочая тетрадь формирует у обучаемых навыки самоконтроля при условии систематического заполнения листов рабочей тетради.
- Рационализирующая. Рациональная организация учебного времени и учебной работы студентов.
- Контролирующая. Рабочая тетрадь может быть использована для контроля знаний и умений студентов. При этом у преподавателя появляется возможность осуществлять этот контроль постоянно, на определенных этапах урока, так как учебный материал в листах рабочей тетради разбит на блоки.
Различают три вида рабочей тетради: информационный, контролирующий, смешанный.
Информационный вид рабочей тетради несет в себе информацию только о содержании учебного материала. Учебная информация в рабочей тетради задает обучающимся ориентацию в содержании рассматриваемой темы. Данный вид рабочей тетради широко распространен, так как по многим учебным дисциплинам нет учебного материала ни в одном учебнике или учебная информация рассредоточена по нескольким учебникам. Вследствие этого преподаватель вынужден конструировать учебную информацию в рабочей тетради.
Контролирующая рабочая тетрадь используется после изучения темы урока. Преподаватель с помощью листов рабочей тетради может не только установить факт знания или незнания, но и определить, на какой операции студент допускает ошибку, и на этапе формирования понятия устранить ее.
Смешанный вид рабочей тетради включает в себя информационный и контролирующий блоки. В информационный блок включают новый учебный материал, в контролирующий помещают задания и тесты для контроля полученных знаний и умений, задания для самостоятельной работы.
Рабочая тетрадь должна отвечать определенным требованиям:
- отражать все темы курса учебной дисциплины;
- быть понятной, доступной и интересной каждому студенту, а значит, содержать дифференцированные задания, рассчитанные на тех, кто с большим трудом воспринимает и усваивает материал;
- стать "настольной книгой" студента по данной дисциплине, сочетающей в себе краткий справочник по теории, сборник задач и упражнений, тетрадь для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы, непосредственно выполняемой на ее страницах.
Структура рабочей тетради может быть различной, что в свою очередь обусловлено:
- содержанием изучаемого предмета;
- характером (стилем) управления познавательной деятельностью студентов;
- исходным уровнем подготовленности студентов;
- возрастными особенностями студентов;
- условиями обучения;
- творческими способностями педагога.
К структуре рабочей тетради предъявляются определенные требования:
1. Рабочая тетрадь должна иметь предисловие, поясняющее обращение к студентам.
2. Система вопросов и заданий должна быть построена в соответствии со структурой и логикой изучаемого материала. Между заданиями должна быть определена соподчиненность, касающаяся как содержания предмета, так и надпредметных умений. Задача автора – вести студента от темы к теме, от решения простых проблем к более сложным заданиям.
3. Иллюстрации в рабочей тетради должны быть рабочими, т. е. обучающими. К ним могут ставиться вопросы, требующие объяснения. Рисунок можно дополнить или предложить свой вариант. Там, где это возможно и оправдано, имеет смысл предложить начертить или дополнить схему.
4. Композиционное построение рабочей тетради зависит от замысла автора, от характера и содержания учебного материала, его объема, характера вопросов и заданий. Однако, в любом случае должны быть предусмотрены: достаточное место для ответов студентов, возможность исправления допущенных ошибок, неточностей.
5. В конце каждой темы внутри тетради, желательна серия контрольных вопросов, что позволяет лишний раз систематизировать знания студентов
6. Завершает тетрадь заключение, ориентирующее студентов на содержание.
Структура и содержание рабочей тетради (пример)
1. Информационный комплекс по каждой теме курса: краткие теоретические сведения, алгоритм решения типовой задачи.
2. Задачи, упражнения, вопросы для самостоятельной работы студентов: типовые, разви
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!