Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2022-09-01 | 32 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Восприятие ребенком такого важного признака предмета, как форма, существенно различается на разных этапах обучения. Выбор способа восприятия формы определяется возрастом ребенка, уров- нем его развития и умений. Правильно выбранный подход должен помогать ребенку воспринимать и различать форму, а не ставить перед ним непосильную задачу. Поэтому знакомить ребенка с фор- мами лучше в определенном порядке, который представлен ниже. Не советуем начинать знакомство с формами с запоминания их названия или знакомства с геометрическими телами. Рассмотрим более подробно последовательность восприятия ребенком формы:
Практические действия, направленные на изучение формы предмета. Чтобы ребенок практическим путем выделил форму предметов, используются специальные дидактические игрушки, при использовании которых форма становится значимой для до- стижения игровой цели: доски Сегена, рамки Монтессори, «почто- вый ящик» и др. Действуя с такими игрушками, малыш начинает понимать, что от умения определять форму зависит результат его игры. В процессе восприятия формы посредством практических
действий происходит сличение предметов по форме по принципу
«такой — не такой» (без называния).
Зрительное восприятие формы — зрительное сравнение пред- метов по форме при непосредственном их сближении (прикладыва- нии, примеривании). Когда две формы вплотную прилегают друг к другу, ребенок может увидеть их одинаковость или неодинако- вость. На этом этапе ребенка знакомят с эталонами плоских геоме- трических фигур (позже и с объемными геометрическими телами), без практических действий с ними и запоминания их названий (при этом взрослый постоянно называет изучаемые формы, но не требу- ет повторения их названий от ребенка) — в данном случае проис- ходит различение предметов по форме на расстоянии при помощи
|
Развитие зрительного восприятия (изучение формы) 91
зрения. Также ребенок учится выделять плоскостные и объемные геометрические формы в окружающих предметах и объектах.
Закрепление представлений о форме в слове-названии — ре- бенок различает форму по слову-названию без необходимости при- кладывания или сопоставления на глаз с образцом формы, а также самостоятельно называет изучаемые формы. При помощи слова на- копленный ребенком опыт восприятия формы становится представ- лениями о ней, которые ребенок использует в жизни — постепенно запоминая эталоны геометрических форм и их названия, ребенок начинает использовать эти знания в различных ситуациях. Проис- ходит различение предметов по форме по слову (устные инструкции, под диктовку и т.п.), также дети учатся самостоятельно называть геометрические фигуры и тела. Использование знаний о форме пред- метов происходит в разных ситуациях — на занятиях и в жизни.
По мере развития детей, становятся возможными использова- ние ими различных способов действия — метода проб и ошибок, практического примеривания, зрительного соотнесения1.
Материалы и способы изучения формы
Изучать геометрические формы и закреплять знания о формах можно несколькими разными способами:
— используя специальные игрушки;
— рассматривая, изучая эталоны форм — плоские фигурки и объемные тела;
— рассматривая реальные предметы простой формы;
— используя специальные дидактические игры, направленные на изучение форм (настольно-печатные, подвижные и др.);
— дорисовывая простые геометрические формы (добавляя раз- личные детали изображения), чтобы получилось узнаваемое изображение предмета.
— рисуя вместе с ребенком сначала геометрические фигуры, затем сложные изображения, состоящие из нескольких про- стых форм.
|
1 Более подробно о способах действия ребенка с предметами смотри в разделе «О сен- сорном развитии», стр.6.
Содержание занятий по сенсорному развитию в раннем возрасте
Занятие 1. Разложи фигуры по местам!
Цель занятия. Практическое знакомство с плоскими геометри- ческими формами — квадрат, круг, треугольник, овал, прямоу- гольник; обучение подбору нужных форм разными методами.
Оборудование. Дидактическая игрушка «Доска Сегена» — деревянная дощечка с углублениями для вкладывания плоских деревянных фигурок по форме соответствующих углублениям (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник и др.).
Ход занятия. «Доска Сегена» — специальная дидактическая игрушка, в самом принципе использования которой заложен обу- чающий момент: манипулируя с фигурками, ребенок может даже без помощи взрослого в ходе многократных попыток понять прин- цип вкладывания фигурок — форма детали должна соответствовать углублению. Подбирая игрушку, обратите внимание, что фигурки в ней могут быть обычными или со специальными ручками, чтобы удобнее было вынимать и вкладывать фигуры.
Чтобы малышам было интереснее и они не теряли интерес к этой полезной во всех отношениях игрушке в течение длительного вре- мени, можно обыграть «Доску Сегена», придумать для нее инте- ресный сюжет, придав манипуляциям с фигурками новый смысл. Выньте фигуры из углублений, перемешайте их, затем предложите малышам снова вставить их на места.
Взрослы й. Круг, квадрат и треугольник вышли погулять. А теперь они вернулись. Найди для каждой фигурки свой домик!
Или:
Взрослы й. Вот весёлые разноцветные фигурки. Они вышли на прогулку. Но вот наступил вечер — пора фигуркам отдыхать. Давайте положим фигурки спать — для каждой фигуры надо най-
ти подходящую по форме постельку!
Обратите внимание, что способ действий ребенка постепенно меняется: сначала малыш действует хаотически, затем методом целенаправленных проб, а со временем учится сразу определять место фигурки при помощи зрительного соотнесения. После того, как все фигурки разложены, подведите итог и назовите их.
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!