Устный развернутый ответ учащихся по карточкам № 31 и 32, отзывы одноклассников — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Устный развернутый ответ учащихся по карточкам № 31 и 32, отзывы одноклассников

2022-10-05 30
Устный развернутый ответ учащихся по карточкам № 31 и 32, отзывы одноклассников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

III. Изучение новой темы

План

1. Дело мастера боится.

2. Из чего складывается мастерство работника.

Задача для учащихся: выяснить, почему труд мастера вызыва­ет заслуженное уважение; каждый ли может стать профессионалом в своем деле.

1. Рассказ учителя о мастерах прошлого[§§§§§§§§§§§§§§] (или сообщение учащегося)

Давайте вспомним обиходные вещи XVII в. Вы их наверняка видели в музеях и книгах: резную и расписную деревянную посуду, ткани, женские украшения, прялки, мебель, книги, обувь, детские зыбки, сани, игрушки, чернильницы, вальки, пряничные доски... Ведь все это по характеру та­кое же сказочное и бесконечно отрадное, как русские церкви и русская иконопись.

В одном только Великом Устюге, помимо камнездателей и живо­писцев, в те времена трудились еще и великолепные ценные мастера - гончары, изготовлявшие кроме всего прочего рельефные многоцветные поливные изразцы, которые по сей день числятся среди самых лучших в России. Были мастера финифтяного дела, и устюжская финифть (эмаль) отличалась большим художественным своеобразием: белой эма­лью с орнаментом синего, зеленого и других цветов здесь покрывали изделия из красной меди, а поверх украшали их еще серебряными или золотыми накладками - спекали эмаль с накладками... Нигде на Руси не было такого красивого, как здесь, просечного железа, то есть укра­шенного узорами способом просечки. Этим железом оковывались лар­цы, шкатулки, сундучки, укладки-подголовники, и популярностью они пользовались столь огромной, что в большом количестве вывозились и за границу... А чуть позже Великий Устюг был славен и так называе­мым морозом по жести - фантастическими радужно-перламутровыми узорами, которые наносились на железо каким-то хитрым секретным способом. Такой жестью обивались разные деревянные изделия, и купцы из Турции, например, из Персии и Китая буквально гонялись за ними! Здесь же, в Великом Устюге, родилась знаменитая, процветающая и по­ныне северная чернь - украшение серебряных изделий по-особому за­черненными гравированными рисунками. Лучше этой черни в России не бывало... И лучшая прорезная береста отсюда. Только ее называют шемогодской - по названию пригородного села и волости, где в основ­ном жили мастера-берестянщики... И было еще устюжское золотое ши­тье... Устюжская филигрань... Резьба по дереву, в том числе и очень интересная деревянная скульптура... Были великолепные чеканщики, кузнецы...

А между тем жилых домов в Великом Устюге в XVII в. насчитывалась всего одна тысяча. Всего одна тысяча! И большинство жителей, как вы помните, занимались торговлей и связанными с ней делами: землепроход- ством, извозом, освоением новых рынков, хранением товаров, их обработ­кой. Известно также, что только за период с 1660-го по 1670 г. в Москву, в Оружейную палату, на живописные работы «про царский обиход» из Ус­тюга вызывались более 25 художников, и среди них такой именитый, как Федор Евтихиев Зубов. Он стал царским жалованным иконописцем, то есть получал от государя постоянное жалованье (от 6 до 12 руб. в год), работал вместе с Симоном Ушаковым и, кроме икон и монументальной фресковой живописи, занимался еще книжной иллюстрацией, расписы­вал царскую мебель, повозки - тогда это было в порядке вещей. Кстати, сыновья Федора Зубова - Алексей и Иван - стали в Петровские времена самыми крупными русскими граверами.

И еще, как вы помните, в Устюге были великолепные камнездатели. И на­верняка не три, не пять: пять или десять разве бы столько понастроили!

Но что же тогда получается?

Получается, что в Великом Устюге в общей сложности жили тогда не более 400-500 мастеров, и чуть ли не каждый из них был подлинным виртуозом в своем деле, был талантлив.

И подобное наблюдается не только здесь, но и в Москве, в Ярославле, в Ростове, Нижнем Новгороде, Вологде - по всей Руси.

2. Беседа по вопросам

- Соответствует ли название темы «Золотые руки работника» рассказу? (Мастера создавали предметы, спрос на кото­рые подтверждает их величайшее мастерство: «купцы из Турции, например, из Персии и Китая буквально гонялись за ними!».)

- Чем прославились ремесленники Великого Устюга? (Здесь работали мастера — камнездатели и живописцы, гончары и мастера финифтяного дела, берестянщики, кузнецы, че­канщики, мастера филиграни и золотого шитья, граверы.)

3. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника

(с. 99-100)

- Чем должен овладеть человек, чтобы стать мастером своего дела? (Необходимо овладеть профессиональными знаниями, умениями и навыками, личным опытом, постоянно учиться и самосовершенствоваться.)

4. Выполнение практической работы

- Соотнесите, какие из перечисленных профессий относятся к высококвалифицированному труду, а какие к малоквали­фицированному? Дополните список своими примерами: врач, инженер, дворник, грузчик, системный администра­тор, официант. (Высококвалифицированный труд - врач, инженер, системный администратор. Малоквалифициро­ванный - дворник, грузчик, официант.)

- Сделайте вывод, почему в современном обществе растет спрос на высококвалифицированный труд. (Вывод. В со­временном обществе растет спрос на высококвалифициро­ванный труд, поскольку растет уровень компьютеризации производства, появляются новые отрасли и новые специаль­ности, развивается робототехника и автоматизация.)

IV. Закрепление изученного на уроке

- Кого можно назвать мастером своего дела?

- Что такое производительность труда?

- Как человек становится профессионалом в своем деле?

- Почему существует различие в квалификации труда?

- Приведите пример умственного и физического труда.

- Какие профессии теряют актуальность в современном об­ществе? Почему?

V. Подведение итогов урока

- Почему труд мастера вызывает заслуженное уважение?

- Каждый ли может стать профессионалом в своем деле? Домашнее задание

1. Прочитать § 9 (с. 96-100 учебника).

2. Подготовить устный ответ на вопросы:

- Почему возникло выражение «дело мастера боится»?

- Какие качества работника ценятся в современном обществе?

3. Выполнить в тетради задания 1, 3 на с. 106 учебника.

Дополнительный материал[***************]

О вятской глиняной игрушке начали писать еще полтора века назад. Вернее, не столько о ней, сколько о здешнем празднике, называвшемся когда-то Свистопляской, а позже - Свистуньей. На нем народ, как видно из самих слов, сначала и свистел и плясал, а потом только свистел в разные свистульки, изготовленные из дерева, жести и глины. То есть свист был главной особенностью, главным развлечением этого праздника. Глиняные свистульки делали в Дымкове: свистульки-уточки, свистульки-барашки, кони, козлы.

Глиняная игрушка в России почти повсеместно была свистулькой - и орловская, и курская, и скопинская, и жбанниковская, и вырковская, и липецкая, и абашевская.

Перед веселой же частью праздника была у Свистуньи некогда и дру­гая, первая часть: утром в тот день поминали усопших, служили молебны. Но в XIX в. поминовение становилось все короче, а гульба все длиннее, захватывая и следующий день, иногда даже и третий.

Когда же праздник кончался, глиняные расписные игрушки ставили в окна, между рамами. Представьте себе: долгие осенние непогоды или сугробы по колено, а изба вам всеми тремя-четырьмя оконцами малиново- оранжево улыбается, золотом веселит, переливается - приветствует!

В Вятке и в слободе почти в каждом окне держали эти игрушки...

А потом, по рассказам, объявился в городе в конце прошлого века некий скульптор Адт, якобы из ссыльных поляков, и надоумил дымков- чан попробовать отливать разные фигурки из гипса. Сделай с модного фарфорового или фаянсового образца форму и лей сколько хочешь, а потом раскрашивай масляными красками. И легче, и проще, и быстрее, чем лепить из глины. Попробовали. Заработки подскочили в несколько раз. И земство поддержало, потому что и бюсты государя императора очень изящные получались, и Венеры с красивых образцов, и пастушки всякие, и олени, и фрукты на тарелках. Выкрашенные масляной краской, они великолепно блестели и год, и десять, их можно было протирать мокрыми тряпками - куда уж практичней. И главное - не надо ничего придумывать, фантазировать, не надо было месить, мять и крутить эту сырую жирную глину. Скульпторы-творцы один за другим превращались в бездушных ремеспенников-отливальщиков и красильщиков.

Дело дошло до того, что в 1910-е гг. во всей большой слободе неповто­римую глиняную игрушку лепила лишь одна Анна Афанасьевна Мезрина - сухонькая некрасивая старушка, жившая с двумя дочерьми в крохотной покосившейся избенке - бывшей бане богатея Караваева, которую он отдал ей «из милости».

Родилась Анна Афанасьевна там же, в слободе, в 1853 г. Ее отец, Афанасий Липатович Никулин, был кузнецом, мать, Дарья Константиновна, лепила игрушки. И бабушка лепила, и прабабушка, и прапрабабушка. «У нас семья-то неграмотная была, - вспоминала Мезрина. - Меня семи лет мамка посадила игрушку лепить... Подошел срок и вышла замуж, стала писаться по мужу Ивану Ивановичу Мезрину крестьянкой Вятского уезда Якимовагинской волости, хотя никогда в этой волости не бывала. Вообще, кроме Вятки, никуда из слободы не выезжала целых 80 лет».

Муж сначала тянул канат на перевозе, затем, надорвавшись, шил дет­скую обувь, но заработка его хватало только на новый материал. И Анна Афанасьевна с семи лет как сидела с утра до вечера с комом глины на до­щечке, лежавшей на коленях, или с самодельными мочальными кисточка­ми в окружении разноцветных баночек, так и продолжала сидеть - в 20, в 30 и в 40 лет. День за днем все на одном и том же месте, сначала в ро­дительском доме, а потом в этом караваевском флигельке. На большее не наработали. Муж хворал, рождались дети, но «господь смилостивился» и двух сыночков прибрал еще маленькими... Потом и мужа. И осталась она с дочерьми одна и все так же сидела с дощечкой или с кистями от света до света, а нередко и «огоньку прихватывала». Всего 30 копеек за сот­ню глиняных игрушек платил Караваев. Когда же ей говорили, что даже на окраске гипсов она заработает намного больше, - страшно сердилась и подолгу хмуро молчала. А потом пела:

А кому песня вынется, Тому и достанется...

Она очень любила петь.

Старинных, еще домезринских дымковских игрушек сохранилось очень мало, единицы: глина ведь, да и кому в прежние времена могла прийти мысль беречь их для потомства?! Так вот, эти старинные фигурки совершенно не похожи на ту Дымку, которую мы знаем сегодня. Больше того, они даже и на глиняные-то не очень похожи, скорее, это вольные упрощенные копии с барских фарфоровых и фаянсовых статуэток: ба­рышни в юбках-кринолинах жеманно за ручки держатся, дама в таком же наряде, пелеринке и с зонтиком. Лепка тонкостенная, с мелкой де­тализацией - не по материалу лепка, не по глине, а чтобы, значит, тоже на фарфор-фаянс смахивало. И раскраска весьма сдержанная, всего в два-три блеклых цвета: желтый, да черный, да бледно-синий. И вот ста­вим рядом со старинными мезринские - разница потрясающая!

Все образы, которые испокон века существуют в русской игрушке, у нее тоже есть: барыни, кормилки, всадники, кони, коровы, козлы, медве­ди, парочки, мужички, собаки, свиньи, петухи, утицы. Но, кроме того, у нее еще полным-полно персонажей, которые вообще ни в одном игрушечном глиняном промысле больше не встречаются: «ученые» медведи, козы, наряженные в сарафаны, мальчишки и скоморохи на козлах и свиньях, играющие собачки, мужички и солдаты с собачками в лодках, девицы у колодцев, водоноски, деревья в огромных цветах, птицы на деревьях, няни с двумя-тремя ребятенками, парочки на скамеечке, балалаечники... Но ведь до Мезриной-то эти персонажи были только в лубках. Да и ее водоноски и нянюшки ведь обязательно в кокошниках и старинных празд­ничных, нарядах. А где это она видела в Дымкове на рубеже и в начале нынешнего века, чтобы девки и бабы ходили за водой и за ребятишка­ми в кокошниках? А вот на широко тогда распространенных лубочных картинках «Вечором красна девица», «Не брани меня, родная» и других женщины изображались именно в таких нарядах. И лубков со сказочно цветущими деревьями было полно, и с похожими лодочниками, со сценами у колодцев и на скамеечках. Наконец, эта контрастная ликующая цветовая гамма: жарко-оранжевые, малиновые, кубовые, ярко-зеленые и желтые на ярко-белом - тоже все как в лубке.

Нет, прямых заимствований и повторений у Мезриной почти не су­ществует. У нее есть другое: наследование и развитие художественных принципов, созданных лубком, наследование его духа.

Ход урока 2

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Золотые руки работника»

Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 33 и 34

КАРТОЧКА № 33

- 1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

- Почему возникло выражение «Депо мастера боится»?

2. Для этого подумайте и поразмыслите:

- На какие вещи согласно притче можно смотреть бесконечно долго?

- Что роднит труд мастера с совершенством природной стихии?

- О ком говорят «мастер - золотые руки»?

- Можно ли применять это выражение к людям разных специаль­ностей?

- Как сохраняются секреты старинных ремесел?

- Где можно увидеть изделия народных умельцев?

- Какими чертами характера обладают мастера-ремесленники?

- Приведите примеры из Жизни мастеров прошлого.

3. Сделайте вывод.

КАРТОЧКА № 34 1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

- Какие качества работника ценятся в современном обществе?

2. Для этого подумайте и поразмыслите:

- Где можно получить профессиональные знания?

- Как происходит овладение профессиональными умениями и на­выками?

- В каких областях для работы человеку нужны особые способности?

- Что такое квалификация работника?

- Чем отличается высококвалифицированный труд от малоквали­фицированного?

- Приведите примеры высококвалифицированного и малоквалифи­цированного труда.

- Может ли ручной труд требовать высокой квалификации работника?

- Каких умений требует высококвалифицированный труд?

- Почему общество нуждается в высококвалифицированной рабо­чей силе?

- Как работник может повысить свою квалификацию?

3. Сделайте вывод.

2. Работа с классом (на выбор учителя)

ВАРИАНТ А. Проверка выполнения домашнего задания в тетради

ВАРИАНТ Б

- Исправьте ошибки в тексте.

Мастер - золотые руки - так говорят о людях, добившихся выдающихся успехов своим трудом. Они обладают высоким профессионализмом, вы­зывают уважение окружающих. Среди них можно встретить людей только одной профессии, ювелиров, работающих с золотыми изделиями. (Среди мастеров встречаются люди разных профессий - учителя и врачи, юве­лиры и кузнецы, плотники и повара.) Каждый из них сам открывает для себя секреты своей профессии и старается хранить их в тайне, ни с кем не делясь своими секретами. (Своими профессиональными секретами они делятся со своими детьми и внуками, передают свои знания и опыт уче­никам.) Многие тайны пропали для нас, уходя вместе с мастерами своего дела. Имена многих из них остаются в народной памяти надолго, их изделия хранятся в музеях и собраниях коллекционеров.

ВАРИАНТ В. Решение теста

- Выберите только один правильный ответ.

1. Количество продуктов, произведенных за единицу времени:

а) натуральное хозяйство;

б) товарное хозяйство;

в) производительность труда;

г) качество труда.

2. Натуральное хозяйство существует или существовало:

1) только в экономически развитых странах;

2) в современных странах Латинской Америки, Азии, Африки, а) верно только 1; б) верно только 2;

в) оба верны;                г) нет верного ответа.

3. Основным элементом экономики является:

а) судопроизводство;   б) гуманитарная помощь;

в) потребление;           г) общение.

4. Блага, предоставляемые не в виде вещей, а в форме дея­тельности:

а) услуга;                       б) товар;

в) реклама;                    г) ремесло.

5. Потребителем является:

1) тот, кто использует товары и услуги для удовлетворения своих потребностей;

2) тот, кто приобретает нужные ему товары в магазинах, а) верно только 1; б) верно только 2;

в) оба верны;                г) нет верного ответа.

6. Для какой профессии необходимо иметь особые способности? а) инженер; б) бухгалтер;

в) художник;                г) банковский служащий.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.