Уроки 17-18. Экономика и ее основные участники — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Уроки 17-18. Экономика и ее основные участники

2022-10-05 44
Уроки 17-18. Экономика и ее основные участники 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цели: подвести учащихся к пониманию роли экономики в жиз­ни человека, в развитии общества и государства, роли основных участников экономики в создании, распределении и потреблении различных экономических продуктов; продолжить формирова­ние умений работать в группах, анализировать дополнительную литературу, делать выводы, самостоятельно работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы темы урока; воспитывать у учащихся стремление реализовать свои возможности и способ­ности, стремление к получению знаний.

Оборудование: карточки-задания с дополнительным материалом.

Оформление доски: тема урока, дополнительный материал, новые понятия (экономика, производство, технология, распреде­ление, обмен, потребление, натуральное хозяйство, экономические продукты, производительность труда, товар, товарное хозяйство, производитель, потребитель, доход, прибыль, основные вопросы экономики, экономический выбор, эмоциональное решение, ра­циональное решение), домашнее задание.

Ход урока 1

!. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Человек и закон»

1. Работа с классом (на выбор учителя)

ВАРИАНТ А. Проверка выполнения домашнего задания в тетради

ВАРИАНТ Б

- Заполните пропуски.

1. ... (Конституция) - основной закон Российской... (Феде­рации).

2.... (Грабеж) - открытое хищение чужого... (имущества).

3. Дисциплина - определенный порядок... (поведения) людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам... (права) и морали.

4.... (Презумпция невиновности) - принцип судопроизводства, согласно которому... (виновный (подсудимый)) считается невиновным до тех пор, пока его... (вина) не будет... (до­казана) в установленном законом порядке.

5. Самоконтроль - оценка человеком своего... (поведения) и осуществление контроля за собственными... (действиями).

III. Изучение новой темы (работа в группах)

План

1. Что такое экономика?

2. Зачем нужна экономика?

Задача для учащихся: выяснить, какие явления и процессы относятся к экономическим; какую роль играет экономика в жизни человека и всего общества; что такое натуральное хозяйство.

Самостоятельная работа учащихся в группах

- Выполните задание для своей группы и выпишите в тетрадь, что относится к основным проявлениям экономики?

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы 1

Внимательно изучите литературу, которая указана ниже (распределите между собой работу над материалом):

• §8 (с. 88-91 учебника);

• дополнительный материал («Репка»).

Подготовьте небольшое выступление по теме «Какое из проявлений эко­номики мы наблюдаем в сказке "Репка''?». Объясните понятие «технология».

Репка.

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может!

Позвал дед бабку: бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут!

Позвала бабка внучку: внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за реп­ку - тянут-потянут, вытянуть не могут!

Позвала внучка Жучку: Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дед­ку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут!

Позвала Жучка кошку: кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за баб­ку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут!

Позвала кошка мышку: мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут - вытянули репку!

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы 2 Внимательно изучите литературу, которая указана ниже (распределите между собой работу над материалом):

• § 8 (с. 88-91 учебника);

• дополнительный материал (считалочка).

Подготовьте небольшое выступление по теме «Какое из проявлений экономики мы наблюдаем в считалочке?».

Мы делили апельсин, Много нас, а он один. Эта долька - для ежа, Эта долька - для стрижа, Эта долька - для утят, Эта долька - для котят, Эта долька - для бобра, А для волка - кожура. Он сердит на нас - беда!!! Разбегайтесь кто куда!

Считалочка

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы 3 Внимательно изучите литературу, которая указана ниже (распределите между собой работу над материалом):

• § 8 (с. 88-91 учебника);

• дополнительный материал («Барабек»),

Подготовьте небольшое выступление по теме «Какое из проявлений экономики мы наблюдаем в английской песенке "Барабек"?».

Барабек [‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡]

Английская песенка

(Как нужно дразнить обжору.)

Робин Бобин Барабек Скушал сорок человек, И корову, и быка, И кривого мясника, И телегу, и дугу, И метлу, и кочергу, Скушал церковь, скушал дом, И кузницу с кузнецом, А потом и говорит: «У меня живот болит!»

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы 4 Внимательно изучите литературу, которая указана ниже (распределите между собой работу над материалом):

• § 8 (с. 88-91 учебника);

• дополнительный материал (стихотворение).

Подготовьте небольшое выступление по теме «Какое из проявлений экономики мы наблюдаем в детском стихотворении?».

Сидит белка на тележке, Продает орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому, Кому в платок, Кому в зобок, Кому в лапочку.

2. Выступления групп

Вывод в тетради: к основным проявлениям экономики отно­сятся: производство, распределение, обмен, потребление.

3. Рассказ учителя о роли экономики в удовлетворении потребностей человека и натуральном способе ведения хозяй­ства

Потребности человека по Абрахаму Маслоу [§§§§§§§§§§§§§]

Физиологические потребности. Не вызовет возражений фраза о том, что самое важное для человека есть удовлетворение его природных инстинктов, так как без еды и воды, теплой одежды в холодное время личность, не имеющая других нужд, прекращает свое существование. Именно поэтому автор ставит эти потребности в основании пирамиды. Предположим, что они удовлетворены.

Потребность в защищенности и безопасности. После удовлетво­рения физиологических потребностей, появления излишков человек осознает необходимость защитить нажитое имущество, он нуждается в гарантии собственной безопасности и свободы. В этот момент основа­ние пирамиды кажется чем-то уже готовым и незыблемым. Потребность в еде угасает, на первый план становится забота о личной безопасности, Приходит время, и эта проблема решается. Мы переходим на следующую ступень.

Потребность в принадлежности к социальной группе. Мысль об ужине не вызывает беспокойства, квартира плотно заперта, пока мы на работе. Но с того самого момента, как мы начали мыслить, мы постоянно причисляем себя к кому-то похожему на нас или, наоборот, отличающе­муся от нас, но мы не можем отделаться от того животного стадного чув­ства, начиная с разделения на мальчиков и девочек и заканчивая клубами по интересам в Интернет-чатах. Определившись с социальными группами, обращаемся к четвертой строчке.

Потребность в уважении и признании. Даже в пьяном состоянии, когда, казалось бы, отключены все моральные тормоза, нам важно знать, что мы уважаемы. Человек - странное животное, ему мало еды и воды, мало гарантии, что эта еда и вода будет, мало друзей и просто людей ря­дом с ним, но ему просто необходимо ощущать себя нужным, полезным, получать подтверждение своим решениям и словам. В этом и выражается наша потребность в уважении и признании. Без нее мы могли бы перестать удовлетворять нужды первой необходимости.

Потребность в самовыражении. Вершина пирамиды объединяет все остальные нужды и желания современного человека, здесь любовь и творчество, религия и нравственные нормы, мораль и право, гегелевское познание и достоевское желание всемирного объединения людей. Все в одном. Все в потребности самовыражения!

Традиционную экономическую систему (натуральное хозяйство) можно наблюдать в обществах Древнего мира и Средних веков, а так­же в современных странах Азии, Африки и Латинской Америки. В нашей стране элементами подобного типа хозяйства можно считать часть сель­скохозяйственного производства. Например: производство картофеля, овощей, фруктов. Идеальным примером натурального хозяйства является хозяйство, которое вел на необитаемом острове Робинзон Крузо.

Ресурсы в такой системе хозяйства принадлежат отдельной семье либо общине и передаются по наследству. Одни и те же изделия или сельскохозяйственные продукты производятся из поколения в поколе­ние, практически не меняя своего ассортимента. Заранее известно, какая часть должна уйти на оплату налогов, а какая будет использоваться для жизни членов семьи или общины. Низкая производительность труда при натуральном хозяйстве не позволяет начать производство дополнительных материальных благ, заставляя трудиться всех работоспособных членов семьи, что приводит к низкому уровню жизни.

Натуральное хозяйство [**************]

Тип хозяйства, при котором производство направлено на удовле­творение собственных потребностей производителя. «При натуральном хозяйстве общество состояло из массы однородных хозяйственных еди­ниц... и каждая такая единица производила все виды хозяйственных ра­бот, начиная от добывания разных видов сырья и кончая окончательной подготовкой их к потреблению» (Ленин В.И., Полн. собр. соч. 5-е изд. Т. 3. С. 21-22). Натуральное хозяйство возникло в глубокой древности и господствовало на стадии, когда еще не было общественного разде­ления труда, обмена и частной собственности. В рабовладельческом обществе и при феодализме натуральное хозяйство оставалось господ­ствующим, несмотря на развитие обмена и товарно-денежных отношений. К. Маркс указывал, что натуральное хозяйство преобладает на базисе всякой системы личной зависимости, как рабской, так и крепостнической (см. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 24. С. 544). Для натурально­го хозяйства характерны замкнутость, ограниченность, традиционность и разобщенность производства, рутинная техника и медленные темпы развития. С углублением общественного разделения труда натуральное хозяйство постепенно вытесняется товарным производством. При ка­питализме в крестьянских хозяйствах сохраняются черты и пережитки натурального хозяйства. В переходный период от капитализма к социа­лизму в некоторых странах натуральное хозяйство сохраняется как один из экономических укладов. Среди существовавших в России сразу после Октябрьской революции 1917 г. общественно-экономических укладов В.И. Ленин называл «...патриархальное, т. е. в значительной степени на­туральное, крестьянское хозяйство».

Беседа по вопросам

- Какие потребности человека выделяет А. Маслоу? (Фи­зиологические, социальные потребности, потребность в защищенности и безопасности, в уважении и признании, в самовыражении.)

- Можно ли полностью удовлетворить потребности челове­ка? (Человек, удовлетворив необходимые ему потребности, очень скоро нуждается в удовлетворении новых.)

- Каковы признаки натурального хозяйства? (Замкнутость, ограниченность, традиционность и разобщенность про­изводства, рутинная техника и медленные темпы раз­вития.)

- Почему главный недостаток натуральной формы хозяй­ствования низкая производительность труда? (При нату­ральном хозяйстве мастерство ремесленников достигает высочайшего уровня, но традиционные формы производства не позволяют расширить производство и не способствуют развитию рыночных отношений.)

IV. Закрепление изученного на уроке

- На каких уроках вы знакомитесь с различными экономиче­скими явлениями?

- Что такое экономика?

- Что относится к основным проявлениям экономики?

- Что такое технология?

- Как вы понимаете безграничность потребностей?

- Почему ресурсы человечества ограничены?

- Какой тип хозяйства был господствующим в государствах Древнего мира и Средних веков?

V. Подведение итогов урока

- Какие явления и процессы относятся к экономическим?

- Какую роль играет экономика в жизни человека и всего об­щества?

- Что такое натуральное хозяйство?

Домашнее задание

1. Прочитать § 8 (с. 88-92 учебника).

2. Подготовить устный ответ на вопросы:

- С какими экономическими проявлениями экономики мы сталкиваемся практически ежедневно?

- Как человек удовлетворяет свои потребности при натураль­ном ведении хозяйства?

3. Выполнить в тетради задание 3 на с. 96 учебника.

Ход урока 2

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Экономика и ее основные участники»

Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 29 и 30

КАРТОЧКА № 29

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

- С какими проявлениями экономики мы сталкиваемся практически ежедневно?

2. Для этого подумайте и поразмыслите:

- Как часто вы встречаетесь с проявлениями экономики?

- Когда появилось понятие «экономика»? Что оно означало?

- Какое определение дают современные ученые понятию «эконо­мика»?

- Что относится к общим проявлениям экономики?

- Как взаимосвязаны эти проявления?

- На какие цели они направлены?

- Что такое технология?

- Где и как вы можете стать участниками экономических проявлений?

3. Сделайте вывод.

КАРТОЧКА № 30

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

- Как человек удовлетворяет свои потребности при натуральном ведении хозяйства?

2. Для этого подумайте и поразмыслите:

- Каковы потребности человека?

- Почему необходимо удовлетворять потребности человека?

- Что такое товары и услуги?

- Как создаются экономические продукты?

- Что означает понятие «натуральное хозяйство»?

- Каков уровень развития техники и технологии при натуральном способе ведения хозяйства?

- Приведите примеры ведения натурального хозяйства.

- Каков главный недостаток этой формы хозяйствования?

3. Сделайте вывод.

2. Работа с классом (на выбор учителя) ВАРИАНТ А. Проверка выполнения домашнего задания в тетради

ВАРИАНТ Б

- Какие проявления экономики связаны со следующими людь­ми: повар, продавец, покупатель, посетитель кафе, портной,

официант, кассир в магазине. (Производство - повар, порт­ной. Распределение - официант. Обмен - продавец, покупа­тель, кассир в магазине. Потребление - посетитель кафе.) ВАРИАНТ В

- Приведите пример ограниченности ресурсов в экономике. ВАРИАНТ Г

- Заполните таблицу «Потребности человека». Вариант заполнения таблицы:

Потребности человека Примеры
Физиологические потреб­ности Потребность дышать, питаться, пить, от­дыхать, двигаться
Потребность в защищен­ности и безопасности Строительство домов, установка желез­ных дверей
Социальные потребности Объединение в клубы по интересам, по­сещение спортивных секций
Потребность в уважении и признании Общение, выражение своего мнения и от­стаивание его, желание быть полезным людям
Потребность в самовыра­жении Творчество, любовь, религия, нравствен­ные нормы

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.