Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2022-10-05 | 44 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Цели: подвести учащихся к пониманию роли экономики в жизни человека, в развитии общества и государства, роли основных участников экономики в создании, распределении и потреблении различных экономических продуктов; продолжить формирование умений работать в группах, анализировать дополнительную литературу, делать выводы, самостоятельно работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы темы урока; воспитывать у учащихся стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний.
Оборудование: карточки-задания с дополнительным материалом.
Оформление доски: тема урока, дополнительный материал, новые понятия (экономика, производство, технология, распределение, обмен, потребление, натуральное хозяйство, экономические продукты, производительность труда, товар, товарное хозяйство, производитель, потребитель, доход, прибыль, основные вопросы экономики, экономический выбор, эмоциональное решение, рациональное решение), домашнее задание.
Ход урока 1
!. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Человек и закон»
1. Работа с классом (на выбор учителя)
ВАРИАНТ А. Проверка выполнения домашнего задания в тетради
ВАРИАНТ Б
- Заполните пропуски.
1. ... (Конституция) - основной закон Российской... (Федерации).
2.... (Грабеж) - открытое хищение чужого... (имущества).
3. Дисциплина - определенный порядок... (поведения) людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам... (права) и морали.
4.... (Презумпция невиновности) - принцип судопроизводства, согласно которому... (виновный (подсудимый)) считается невиновным до тех пор, пока его... (вина) не будет... (доказана) в установленном законом порядке.
|
5. Самоконтроль - оценка человеком своего... (поведения) и осуществление контроля за собственными... (действиями).
III. Изучение новой темы (работа в группах)
План
1. Что такое экономика?
2. Зачем нужна экономика?
Задача для учащихся: выяснить, какие явления и процессы относятся к экономическим; какую роль играет экономика в жизни человека и всего общества; что такое натуральное хозяйство.
Самостоятельная работа учащихся в группах
- Выполните задание для своей группы и выпишите в тетрадь, что относится к основным проявлениям экономики?
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы 1
Внимательно изучите литературу, которая указана ниже (распределите между собой работу над материалом):
• §8 (с. 88-91 учебника);
• дополнительный материал («Репка»).
Подготовьте небольшое выступление по теме «Какое из проявлений экономики мы наблюдаем в сказке "Репка''?». Объясните понятие «технология».
Репка.
Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может!
Позвал дед бабку: бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала бабка внучку: внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала внучка Жучку: Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала Жучка кошку: кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала кошка мышку: мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут - вытянули репку!
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы 2 Внимательно изучите литературу, которая указана ниже (распределите между собой работу над материалом):
• § 8 (с. 88-91 учебника);
• дополнительный материал (считалочка).
Подготовьте небольшое выступление по теме «Какое из проявлений экономики мы наблюдаем в считалочке?».
|
Мы делили апельсин, Много нас, а он один. Эта долька - для ежа, Эта долька - для стрижа, Эта долька - для утят, Эта долька - для котят, Эта долька - для бобра, А для волка - кожура. Он сердит на нас - беда!!! Разбегайтесь кто куда!
Считалочка
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы 3 Внимательно изучите литературу, которая указана ниже (распределите между собой работу над материалом):
• § 8 (с. 88-91 учебника);
• дополнительный материал («Барабек»),
Подготовьте небольшое выступление по теме «Какое из проявлений экономики мы наблюдаем в английской песенке "Барабек"?».
Барабек [‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡]
Английская песенка
(Как нужно дразнить обжору.)
Робин Бобин Барабек Скушал сорок человек, И корову, и быка, И кривого мясника, И телегу, и дугу, И метлу, и кочергу, Скушал церковь, скушал дом, И кузницу с кузнецом, А потом и говорит: «У меня живот болит!»
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы 4 Внимательно изучите литературу, которая указана ниже (распределите между собой работу над материалом):
• § 8 (с. 88-91 учебника);
• дополнительный материал (стихотворение).
Подготовьте небольшое выступление по теме «Какое из проявлений экономики мы наблюдаем в детском стихотворении?».
Сидит белка на тележке, Продает орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому, Кому в платок, Кому в зобок, Кому в лапочку.
2. Выступления групп
Вывод в тетради: к основным проявлениям экономики относятся: производство, распределение, обмен, потребление.
3. Рассказ учителя о роли экономики в удовлетворении потребностей человека и натуральном способе ведения хозяйства
Потребности человека по Абрахаму Маслоу [§§§§§§§§§§§§§]
Физиологические потребности. Не вызовет возражений фраза о том, что самое важное для человека есть удовлетворение его природных инстинктов, так как без еды и воды, теплой одежды в холодное время личность, не имеющая других нужд, прекращает свое существование. Именно поэтому автор ставит эти потребности в основании пирамиды. Предположим, что они удовлетворены.
Потребность в защищенности и безопасности. После удовлетворения физиологических потребностей, появления излишков человек осознает необходимость защитить нажитое имущество, он нуждается в гарантии собственной безопасности и свободы. В этот момент основание пирамиды кажется чем-то уже готовым и незыблемым. Потребность в еде угасает, на первый план становится забота о личной безопасности, Приходит время, и эта проблема решается. Мы переходим на следующую ступень.
|
Потребность в принадлежности к социальной группе. Мысль об ужине не вызывает беспокойства, квартира плотно заперта, пока мы на работе. Но с того самого момента, как мы начали мыслить, мы постоянно причисляем себя к кому-то похожему на нас или, наоборот, отличающемуся от нас, но мы не можем отделаться от того животного стадного чувства, начиная с разделения на мальчиков и девочек и заканчивая клубами по интересам в Интернет-чатах. Определившись с социальными группами, обращаемся к четвертой строчке.
Потребность в уважении и признании. Даже в пьяном состоянии, когда, казалось бы, отключены все моральные тормоза, нам важно знать, что мы уважаемы. Человек - странное животное, ему мало еды и воды, мало гарантии, что эта еда и вода будет, мало друзей и просто людей рядом с ним, но ему просто необходимо ощущать себя нужным, полезным, получать подтверждение своим решениям и словам. В этом и выражается наша потребность в уважении и признании. Без нее мы могли бы перестать удовлетворять нужды первой необходимости.
Потребность в самовыражении. Вершина пирамиды объединяет все остальные нужды и желания современного человека, здесь любовь и творчество, религия и нравственные нормы, мораль и право, гегелевское познание и достоевское желание всемирного объединения людей. Все в одном. Все в потребности самовыражения!
Традиционную экономическую систему (натуральное хозяйство) можно наблюдать в обществах Древнего мира и Средних веков, а также в современных странах Азии, Африки и Латинской Америки. В нашей стране элементами подобного типа хозяйства можно считать часть сельскохозяйственного производства. Например: производство картофеля, овощей, фруктов. Идеальным примером натурального хозяйства является хозяйство, которое вел на необитаемом острове Робинзон Крузо.
Ресурсы в такой системе хозяйства принадлежат отдельной семье либо общине и передаются по наследству. Одни и те же изделия или сельскохозяйственные продукты производятся из поколения в поколение, практически не меняя своего ассортимента. Заранее известно, какая часть должна уйти на оплату налогов, а какая будет использоваться для жизни членов семьи или общины. Низкая производительность труда при натуральном хозяйстве не позволяет начать производство дополнительных материальных благ, заставляя трудиться всех работоспособных членов семьи, что приводит к низкому уровню жизни.
|
Натуральное хозяйство [**************]
Тип хозяйства, при котором производство направлено на удовлетворение собственных потребностей производителя. «При натуральном хозяйстве общество состояло из массы однородных хозяйственных единиц... и каждая такая единица производила все виды хозяйственных работ, начиная от добывания разных видов сырья и кончая окончательной подготовкой их к потреблению» (Ленин В.И., Полн. собр. соч. 5-е изд. Т. 3. С. 21-22). Натуральное хозяйство возникло в глубокой древности и господствовало на стадии, когда еще не было общественного разделения труда, обмена и частной собственности. В рабовладельческом обществе и при феодализме натуральное хозяйство оставалось господствующим, несмотря на развитие обмена и товарно-денежных отношений. К. Маркс указывал, что натуральное хозяйство преобладает на базисе всякой системы личной зависимости, как рабской, так и крепостнической (см. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 24. С. 544). Для натурального хозяйства характерны замкнутость, ограниченность, традиционность и разобщенность производства, рутинная техника и медленные темпы развития. С углублением общественного разделения труда натуральное хозяйство постепенно вытесняется товарным производством. При капитализме в крестьянских хозяйствах сохраняются черты и пережитки натурального хозяйства. В переходный период от капитализма к социализму в некоторых странах натуральное хозяйство сохраняется как один из экономических укладов. Среди существовавших в России сразу после Октябрьской революции 1917 г. общественно-экономических укладов В.И. Ленин называл «...патриархальное, т. е. в значительной степени натуральное, крестьянское хозяйство».
Беседа по вопросам
- Какие потребности человека выделяет А. Маслоу? (Физиологические, социальные потребности, потребность в защищенности и безопасности, в уважении и признании, в самовыражении.)
- Можно ли полностью удовлетворить потребности человека? (Человек, удовлетворив необходимые ему потребности, очень скоро нуждается в удовлетворении новых.)
- Каковы признаки натурального хозяйства? (Замкнутость, ограниченность, традиционность и разобщенность производства, рутинная техника и медленные темпы развития.)
|
- Почему главный недостаток натуральной формы хозяйствования низкая производительность труда? (При натуральном хозяйстве мастерство ремесленников достигает высочайшего уровня, но традиционные формы производства не позволяют расширить производство и не способствуют развитию рыночных отношений.)
IV. Закрепление изученного на уроке
- На каких уроках вы знакомитесь с различными экономическими явлениями?
- Что такое экономика?
- Что относится к основным проявлениям экономики?
- Что такое технология?
- Как вы понимаете безграничность потребностей?
- Почему ресурсы человечества ограничены?
- Какой тип хозяйства был господствующим в государствах Древнего мира и Средних веков?
V. Подведение итогов урока
- Какие явления и процессы относятся к экономическим?
- Какую роль играет экономика в жизни человека и всего общества?
- Что такое натуральное хозяйство?
Домашнее задание
1. Прочитать § 8 (с. 88-92 учебника).
2. Подготовить устный ответ на вопросы:
- С какими экономическими проявлениями экономики мы сталкиваемся практически ежедневно?
- Как человек удовлетворяет свои потребности при натуральном ведении хозяйства?
3. Выполнить в тетради задание 3 на с. 96 учебника.
Ход урока 2
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Экономика и ее основные участники»
Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 29 и 30
КАРТОЧКА № 29
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
- С какими проявлениями экономики мы сталкиваемся практически ежедневно?
2. Для этого подумайте и поразмыслите:
- Как часто вы встречаетесь с проявлениями экономики?
- Когда появилось понятие «экономика»? Что оно означало?
- Какое определение дают современные ученые понятию «экономика»?
- Что относится к общим проявлениям экономики?
- Как взаимосвязаны эти проявления?
- На какие цели они направлены?
- Что такое технология?
- Где и как вы можете стать участниками экономических проявлений?
3. Сделайте вывод.
КАРТОЧКА № 30
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
- Как человек удовлетворяет свои потребности при натуральном ведении хозяйства?
2. Для этого подумайте и поразмыслите:
- Каковы потребности человека?
- Почему необходимо удовлетворять потребности человека?
- Что такое товары и услуги?
- Как создаются экономические продукты?
- Что означает понятие «натуральное хозяйство»?
- Каков уровень развития техники и технологии при натуральном способе ведения хозяйства?
- Приведите примеры ведения натурального хозяйства.
- Каков главный недостаток этой формы хозяйствования?
3. Сделайте вывод.
2. Работа с классом (на выбор учителя) ВАРИАНТ А. Проверка выполнения домашнего задания в тетради
ВАРИАНТ Б
- Какие проявления экономики связаны со следующими людьми: повар, продавец, покупатель, посетитель кафе, портной,
официант, кассир в магазине. (Производство - повар, портной. Распределение - официант. Обмен - продавец, покупатель, кассир в магазине. Потребление - посетитель кафе.) ВАРИАНТ В
- Приведите пример ограниченности ресурсов в экономике. ВАРИАНТ Г
- Заполните таблицу «Потребности человека». Вариант заполнения таблицы:
Потребности человека | Примеры |
Физиологические потребности | Потребность дышать, питаться, пить, отдыхать, двигаться |
Потребность в защищенности и безопасности | Строительство домов, установка железных дверей |
Социальные потребности | Объединение в клубы по интересам, посещение спортивных секций |
Потребность в уважении и признании | Общение, выражение своего мнения и отстаивание его, желание быть полезным людям |
Потребность в самовыражении | Творчество, любовь, религия, нравственные нормы |
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!