Очерки советской действительности — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Очерки советской действительности

2022-10-05 27
Очерки советской действительности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Детство, дружба и советские дворы…

Повесть А. Жвалевского и Е. Пастернак «Время всегда хорошее» знакомит нас с взаимоотношениями между подростками, жившими в эпоху Советского Союза (точнее, в 1980 году), и в настоящее время. Мы узнаем, как два поколения, находясь в чужих для них временных пространствах, смогли помочь друг другу адаптироваться и вспомнить даже забытые чувства. Какие-то реалии и события советской эпохи, описанныев повести, современному подростку не понять. И это не плохо, и не хорошо. Просто время было другое.

 

Как же раньше дружили советские подростки, что они ценили друг в друге, как проводили свободное время? Об этом мы узнаём из повести «Время всегда хорошее».

 

 

В ней три главных героя: Витя Шевченко и Женя Архипов из 1980 года и Оля Воробьева из 2018 года, между которыми и возникла та самая искренняя и честная дружба, что называется «на века».

 

Оля, попав в 1980 год, сначала многого не могла понять: почему в школе на переменах и на улице после уроков, во дворах, да где угодно, какое-то вечное движение, смех, радость. Для советских же ребят это было обычным активным времяпрепровождением.

Городские дворы советских времен имели особый колорит. Дети от мала до велика проводили там большую часть свободного времени. Это было место, где учились общаться, дружить, разрешать конфликты.

Вот и главные герои повести Витя Шевченко и Женя Архипов все свое свободное время после уроков, и уж тем более во время каникул, как и вся советская детвора, проводили во дворе, где играли, веселились, просто наслаждались живым, а не виртуальным общением.Друзья делились переживаниями и планами на будущее, обсуждали просмотренные фильмы и понравившиеся книги.Они обращались друг к другу по прозвищам – Тарас и Архипыч.

Прозвища всегда были распространены в школьной среде, особенно среди подростков, и до сих пор остаются привычными в общении.Чаще всего для общения школьники используют краткий или упрощенный вариант имени или фамилии. Также прозвища могут быть даныиз-за сходства скаким-то представителем флоры и фауны или с героем популярной книги, кинофильма, игры и т. п.

В повести Витю Шевченко прозвали Тарасом из-за его фамилии, которая совпадала с фамилиейукраинского писателя Тараса Шевченко. В советский период это был один из самых известных украинских поэтов. Прозвище Жени Архипова было образовано от варианта фамилии, схожего по форме с отчеством – Архипыч.

В советское время не было мобильных телефонов и интернета, а потому было востребовано живое общение.Детисобирались вместе, чтобы просто болтать с друзьями, организовывалипоходы на ближайшую стройку или в лес, лазали по деревьям и строили шалаши, жгли костры и жарили на палочках хлеб.

 

В каждом дворе была беготня и необузданная энергия, сметающая всё на своем пути. Ребята играли в индейцев, в войну, бегали, прыгали, прятались друг от друга, рисовали на асфальте.

 

Товарищи по двору воспринимались как члены особой «дворовой семьи», где были свои неписаные законы, и самым главным из них был закон мушкетеров: «Один за всех и все за одного!»

В этих компаниях были и мальчишки, и девчонки, и по возрасту они все были разные: плюс-минус несколько лет, но все умели дружить и играть в одни игры. Они набивали шишки, синяки и ссадины, и не обращали на это внимания, и, помазав втайне от родителей ранку зеленкой, снова выбегали во двор.

В повести «Время всегда хорошее» у друзей Вити и Жени было во дворе излюбленное место – дерево груши с густыми раскидистыми ветками, на которой они всегда встречались, болтали о чем-то или играли «в войнушку».

 

 

Оружие и боеприпасы для игры ребята делали сами из подручных средств: просто жевали бумагу и этими комочками стреляли из самодельной плевательной трубочки, сделанной из корпуса шариковой ручки. Иногда для боеприпасов из дома приносили гречку и горох. И тогда во дворах собирались целыми командами и устраивали перестрелки.

 

 

Зачастую было и такое, что из трубочек стреляли в школе на уроках. Некоторые мальчики таким способом обращали на себя внимание девочек, а некоторые просто развлекались. И на уроке начиналась тихая перестрелка, постепенно переходящая в войну.

 

 

Конечно же, учителя пресекали подобные развлечения, после чегоследовало незамедлительное наказание, начиная от замечаний в дневнике и двоек по поведению в четверти, заканчивая вызовом родителей в школу.

 

Кстати говоря, чтобы родители представляли себе объективную ситуацию с отметками и поведением ребенка, периодически в школе проходил сбор дневников. Электронных тогда, конечно же, не было, а вот бумажный дневник был одним из обязательных предметов в ученической сумке/портфеле. Он представлял собой грубую картонную обложку, чаще всего серого цвета, и невзрачные, из желтоватой бумаги листы внутри. В дневник записывались все объявления для учеников и их родителей, строго вносились домашние задания.

После каждого ответа ученика на уроке учителем в дневник проставлялась оценка красными чернилами. Родители еженедельно должны были проверять дневник и ставить свою подпись, подтверждающую ознакомление с ситуацией в школе. Через определенные промежутки времени классный руководитель собирал дневники для того, чтобы проверить качество его заполнения.

Чтобы избегать наказания за плохие отметки, советские школьники изобрели массу способов «уничтожения» плохих оценок со страниц дневника: от «я забыл дневник дома/в школе, до выведения уже проставленных двоек химическими реактивами».

Потеря бумажного дневника в советское время была соизмерима с потерей паспорта взрослым человеком. Вот тогда наказание было неотвратимо, а самым большим наказанием был запрет гулять на улице. Это значило, что ты лишаешься общения с друзьями и всевозможных дворовых развлечений.

 

 

 

У ребят во дворе было много различных командных игр, особенно с мячом. Они играли в «Пионербол», «Вышибалы», «Казаки-разбойники», «Съедобное-несъедобное», «Собачку», «Штандер-вандер». Мальчишки часто играли в футбол и устраивали целые дворовые турниры. Девочки любили играть в «Резиночки», «Классики», «Секретики», «Колечко», прыгали на скакалках.

 

 

Оля Воробьева, попав в 1980 год, о многих играх услышала впервые. Как, впрочем, и о некоторых других увлечениях советских школьников.

Так, она была очень удивлена, что обертка от жевательной резинки «Дональд Дак» имела величайшую ценность!А еще она не понимала, для чего коллекционировать «всякую ерунду» (какие-то блестящие бумажки, бусинки, стеклышки)и очень бережно их хранить. А всё потому, что в советское время каждый ребенок обязательно что-нибудь собирал:редкие фантики от конфет и жевательных резинок, необычные марки и значки, интересные открытки и прочие «ценности». Для каждого такая коллекция была бесценным сокровищем: у кого-тоона простобыла большая, у кого-тов ней был редкий фантик, а у кого-то были даже и заграничные обёртки от конфет и шоколадок.

 

 

Но особо ценными были обёртки и вкладыши от иностранных жевательных резинок. Жвачка вообще тогда была дефицитным продуктом, и поэтому все мальчишки и девчонки мечтали хоть раз попробовать на вкус настоящую жевательную резинку – не ту, что производили в СССР, которая была «дубовой» и практически безвкусной, а именно настоящий «Бабл гам»!

 

 

Заграничнаярезинка долго жевалась, была разных цветов, имела приятный, долго держащийся вкус, и из неё можно было надувать пузыри!

 

 

Такуюжевательную резинку могли себе позволить попробовать лишь дети, чьи родственникиездили за границу. И так как большинство детей могли лишь мечтать о таком – им ничего не оставалось, как коллекционировать фантики от нее. Больше всего ценились вкладыши от иностранных жвачек, на которых была изображена сценка из американского мультика про Дональда Дака или Микки Мауса.

Владельцы таких интересных коллекций обменивались между собой какими-либо предметами, или в ходе игры «спорили» друг с другом и могли «отбить» себе желанные трофеи, или играли в «секретики».

В основном в эту игру играли девочки. Для нее нужно было найти необычноецветное стеклышко и вырыть в земле лунку. Обычно искались битые стекла от бутылок, так как они были выпуклые, от чего визуальный эффект «секретика» был еще сильнее. На дно ямки помещалось все что угодно. Это могли быть каккрасивые и редкие фантики, камешки, лоскутки и другие «сокровища», так и выложенная композиция из цветов, листьев и веточек.

 

Затем сверху это накрывалось стеклышком и присыпалось землей, а потом немного маскировалось. Секрет передавался шепотом на ушко, и о нем ни в коем случае нельзя было рассказывать другим.

 

 

 Время от времени хозяйка тайника раскапывала его и показывала подружкам, и все вместе любовались его необычайной красотой.

Много было и подвижных игр. Например, игра с мячом «Штандер-вандер». Вообще, «Штандер» в переводе с немецкого языка означает «стой, где стоишь». Вариантов второго зарифмованного слова было несколько – это и «стоп», и «мандер», и «вандер». Суть игры от этого не менялась: дети становятся в круг, водящий с мячом выходит в центр круга и кидает мяч вверх, выкрикивая имя одного из участников игры. В тот момент, когда мяч летит вверх, все остальные разбегаются в разные стороны. Тот участник, имя которого было выкрикнуто, должен поймать этот мяч, и игра повторяется заново. Если же мяч не пойман, то выкрикивается именно это словосочетание «штандер-вандер». Это означало, что все участники должны остановиться и замереть на своих местах, а водящий должен докинуть мяч до выбранного им участника.

 

В разных городах правила, как и второе рифмованное слово, могли меняться, но суть была та же.

Еще одна игра, упоминающаяся в повести, – «Казаки-разбойники». Это своеобразная«смесь» пряток и салок. «Казаки» искали «разбойников», ориентируясь на нарисованные мелом стрелочки (часть из них заводила в тупик). Когда «разбойника» запятнали, его брали за рукав (или руку) и он уже не имел права сопротивляться, затемего вели к «темнице». «Разбойника» можно было «пытать». Самый распространенный вид «пыток»– щекотка, выкручивание рук и «крапивница» мальчишкам, а девчонок пугали насекомыми или лягушками. «Казаки» считались победителями, если они выведывали пароль, либо отыскивали и доставляли в «тюрьму» всех «разбойников».

 

 

Оля Воробьева, находясь в 1980 году, узнала от новых друзей много подвижных развлечений и с интересом в них участвовала.

Именно за такими играми проводили свободное время советские ребята.Современному поколению детей такого,может быть, и не понять, у них сейчас естьинтернет, смартфоны, интерактивные игры, иные увлечения и ценности. Но это было очень интересно и увлекательно!

Еще одно излюбленное развлечение советских детей – поход в кино. В кино ходили и дворовыми компаниями, и школьными классами.

В это сложно поверить, но в Советском Союзе в далеком 1973 году были сняты два фантастических фильма для детей, которые смогли удивить даже создателя голливудских блокбастеров Стивена Спилберга, изучавшего опыт комбинированных съемок советских кинематографистов. В одном из интервью он искренне восхищался: «Как это русским в начале 1970-х, когда еще не было компьютерной графики, удалось так мастерски снять невесомость?». Это фильмы «Москва-Кассиопея» и «Отроки во Вселенной».

Как бы это странно не звучало, всё в фильмах было настолько естественным для того момента, что никто бы не удивился, если бы, как герой фильма, включил однажды «Пионерскую Зорьку» (радиопередача для школьников) и услышал о наборе подростков в экипаж вот-вот стартующего межгалактического корабля. Советские дети могли верить в чудо! Изобретение школьником двигателя для звездолета? Ничего необычного, ведь было полно специализированных кружков, в которых дети углубленно занимались конструированием далеко не на школьном уровне.

Именно о путешествии школьников в далекую галактику рассказывает фильм «Москва-Кассиопея» и его сиквел «Отроки во Вселенной».

Не верите, что советские фильмы могут быть «на уровне»? А вы найдите эти фильмы и обязательно посмотрите. А вдруг понравится?

 

 

Еще одним развлечением подростков в советское время было  рассказывание друг другу смешных анекдотов.

Например, Женя Архипов, чтобы развеселить друга Витю Шевченко, рассказал ему «очень смешной анекдот про Чапаева», от которого они так смеялись, что залезли под парту и «хрюкали» там.

Сейчас дети и подростки не знают о Чапаеве, а тем более не слышали анекдотов о нем. Так кто же он такой, о ком «ходили» такие смешные анекдоты?

Чапаев Василий Иванович– народный кумир и самый известный командир Красной Армии времен Гражданской войны.

 

О его подвигах написаны романы и рассказы, сняты кинофильмы и мультфильмы, написаны песни.

 

Кадры из фильма «Чапаев», 1934 год

 

С годами подвиги Чапаева обросли мифическими историями, а его образ закрепился в народном фольклоре: Василий Иванович стал героем многочисленных анекдотов, в которых он постоянно оказывается в комических ситуациях вместе сверным помощником Петькой и Анкой-пулеметчицей.

 

 

 

Василий Иванович и Петька моются в бане. Петька:

— Василь Иваныч, а майка-то у тебя грязней моей!

— Ну, Петька, так я и постарше тебя буду!

***

Петька прибегает к Чапаеву:

— Василий Иваныч, в лесу белые!

— Не до грибов сейчас, Петька, не до грибов…

Эти невинные детские анекдоты о герое Гражданской войны знакомы почти всем жителям бывшего СССР.

Оригинальный фильм был снят в 1934 году, и для поколения детей 1920–30-х годов он был культовым. Однако отреставрированный фильм, вышедший в1963 году, был воспринят советским народом совсем по-другому, так как и время было уже другое, и идеологические ценности изменились. Поэтому образ Чапаева, такого приземленного и простого, который не стыдился своей необразованности и не представлял собой никакой сложной личности, и породил множество анекдотов.

Были, конечно, и другие детские анекдоты, может быть даже еще более бессмысленные, но ведь главное – как рассказать анекдот так, чтобы он вызвал бурю эмоций и громкий смех! Вот, например, Оле Воробьевой подружки во дворе рассказали анекдот проколобка, жирафа и бегемота, смысл которого она вообще не поняла, но от того, как девочки его рассказывали – наперебой, ползая от смеха, Оля не выдержала и тоже расхохоталась до слез.

Вот в этом и состоит ценность живого общения: ты видишь глаза собеседника, его эмоции, жесты, и понимаешь, что жизнь наполняется яркими красками и приносит удовольствие и счастье.

Дети, рожденные в СССР, считали, что их детство самое счастливое. Они мечтали о профессии врача, учителя, строителя, рабочего, космонавта. Учились, общались друг с другом и ходили в гости! А уж как бабушки любили встречать гостей своих внуков! И пирожки, и блинчики с вареньем или медом – все самое вкусное для детей!

Как тогда, так и сейчас, бабушки – это островок умиротворения и душевного спокойствия. Всегда выслушают, дадут дельный совет, накормят вкусными пирогами. А сколько интересных историй припасено у них на все случаи жизни! Они знают о нас то, чего мы сами про себя еще не поняли.

Именно такой предстает перед нами бабушка Жени Архипова, чьи добрые глаза объединяют поколения, связывают эпохи, смотрят сквозь времена.

 

Тогда, в советскую эпоху, время было спокойное, родители без опаски отпускали детей гулять во двор до самой темноты. Многие выходили на прогулку со шнурком на шее, на котором висел ключ от квартиры.

Дело в том, у советского ключа была настолько сложная жизнь, что он мог был быть потерянным советским школьником в самых неожиданных ситуациях: при игре в «казаки-разбойники», при обследовании неизведанных территорий родного города, при быстрой езде на велосипеде или игре в «войнушку» в густых зарослях лопуха.

И тут на помощь пришло уникальное изобретение советских родителей: прочная веревочка с нанизанным на нее ключом была надета на шею советского ребенка и уже не имела возможности так легко потеряться.

Теперь главным оставалось не зацепиться ею при обследовании соседского сада и исполнении сложного акробатического номера «солнышко» на турнике.

Ключ на шее был символом самостоятельности. Ребята гордились тем, что родители доверяют им ключ от квартиры, а друзья считали их взрослыми и ответственными.

Загнать детей домой поздним вечером было очень сложно. Из каждого окна слышались голоса строгих и заботливых мам: «Саша, домой!», «Оля, иди ужинать!»… Единственными словами, после которых двор пустел полностью, были: «Мультики начинаются!»

Да, мультфильмы по телевизору показывали редко, всего пятнадцать минут в день да еще вечером, в программе «Спокойной ночи, малыши», поэтому пропускать их никто не хотел.

    Советское детство было во многом сложным с точки зрения современности, но оно имело и большие преимущества: у ребят воспитывались чувства товарищества, взаимопомощи, взаимовыручки, ответственности за свои поступки, они учились быть самостоятельными, неравнодушными к чужим проблемам и готовыми прийти на помощь по первому зову.

В повести мы видим яркие примеры того, как друзья помогают друг другу. Их дружба построена на искренности и честности. Они не относятся с безразличием к проблемам друзей, не бросают их в беде. Про таких обычно говорят, что «с ним можно пойти в разведку». Примерами верности и открытости в дружбе для каждого советского подростка, да и взрослого человека тоже, были известные и самые популярные в советское время романы и повести, такие как «Три мушкетера», «Два капитана» и многие другие.Эти книги были в домашних библиотеках и, можно сказать,являлись лучшимипримерами дружбы, неподвластными времени.

Не случайно упоминания именно об этих произведениях мы находим в повести «Время всегда хорошее».

Так, в «Трех мушкетерах» А. Дюма беззаветно преданные Франции и королю мушкетеры всегда готовы были продемонстрировать смелость, ловкость и мужество, ставя во главу угла верность, честность, способность прийти на выручку товарищу. Герои храбры, но не жестоки, мужественны, но не мстительны. Сочетание всех этих качеств сделали легендарную четверку настолько привлекательной для читателей (особенно юных), что они стремились подражать Атосу, Портосу, Арамису и д’Артаньяну.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.175 с.