Погодина Е.А., Ягфаров О.М., Асмус Т.Ю. Теория экономического анализа: Учебно-методический комплекс – Ульяновск, 2007. – 208 с. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Погодина Е.А., Ягфаров О.М., Асмус Т.Ю. Теория экономического анализа: Учебно-методический комплекс – Ульяновск, 2007. – 208 с.

2022-10-04 31
Погодина Е.А., Ягфаров О.М., Асмус Т.Ю. Теория экономического анализа: Учебно-методический комплекс – Ульяновск, 2007. – 208 с. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЯГФАРОВ О.М.

АСМУС Т.Ю.

ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Ульяновск 2007


УДК 338

ББК 65.053

П-43

Погодина Е.А., Ягфаров О.М., Асмус Т.Ю. Теория экономического анализа: Учебно-методический комплекс – Ульяновск, 2007. – 208 с.

Книга представляет собой учебно-методический комплекс, состоящий из учебного пособия по теории экономического анализа, практикума и руководства по изучению дисциплины.

Предназначен для студентов вузов, обучающихся по специальности 06 05 00 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

 

 

Рецензент:                                    Л.И. Иванова – кандидат экономических наук,

                                                            профессор кафедры «Финансы и кредит»

 

 

Рекомендовано к изданию Методической комиссией

экономического факультета УГСХА

(протокол №      от                  2007 г.)

 

 

                                                          © Погодина Е.А., Ягфаров О.М.,

                                                            Асмус Т. Ю. 2007

                                                           © Ульяновская государственная

                                                           сельскохозяйственная академия, 2007

 

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………....6

1. РУКОВОДСТВО ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ …………..7

1.1. Цели и задачи дисциплины…………………………………………7

1.2. Методические рекомендации по изучению дисциплины…………8

1.3. Библиографический список………………………………………..25

2. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ……………………………………………..26

ТЕМА 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА…………..26

1.1. Экономический анализ как наука и практика………………….26

1.2. Этапы возникновения и развития экономического анализа…..27

1.3. Место экономического анализа в системе экономических наук……...28

1.4. Экономический анализ и его роль в управлении предприятием………28

1.5. Связь анализа и контроля………………………………………..30

ТЕМА 2. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА………….33

2.1. Предмет и объекты экономического анализа.…………………33

2.2. Задачи экономического анализа………………………………...34

2.3. Принципы экономического анализа……………………………35

2.4.Связь экономического анализа с другими дисциплинами…….36

ТЕМА 3. ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА……………………………39

3.1. Классификация видов экономического анализа……………….39

3.2. Особенности перспективного и ретроспективного анализа…..42

3.3. Особенности внутрихозяйственного и межхозяйственного анализа…..44

3.4. Функционально-стоимостной анализ…………………………..45

3.5. Маржинальный анализ…………………………………………..48

ТЕМА 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА….55

4.1. Методология и методика экономического анализа, характерные особенности метода экономического анализа……………………...55

4.2. Классификация приемов и способов экономического анализа………..56

ТЕМА 5. ТРАДИЦИОННЫЕ СПОСОБЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА..60

5.1. Способ сравнения в экономическом анализе…………………..60

5.2. Средние и относительные величины в экономическом анализе……….65

5.3. Группировки……………………………………………………...67

5.4. Графические методы аналитических исследований…………..69

5.5. Балансовый способ………………………………………………73

5.6. Способы табличного представления аналитических данных………….74

ТЕМА 6. МЕТОДЫ ДЕТЕРМИНИРОВАННОГО ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА……...76

6.1. Этапы факторного анализа……………………………………...76

6.2. Классификация факторов в анализе хозяйственной деятельности…….77

6.3. Виды детерминированных факторных моделей……………….79

6.4. Методика моделирования факторных систем………………….80

6.5. Методы детерминированного факторного анализа……………83

ТЕМА 7. СПОСОБЫ СТОХАСТИЧЕСКОГО ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА…...90

7.1. Сущность и этапы стохастического анализа…………………...90

7.2. Корреляционный анализ                                                          92

7.3. Регрессионный анализ…………………………………………...93

7.4. Кластерный анализ………………………………………………94

7.5. Дисперсионный анализ………………………………………….95

ТЕМА 8. ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В РЕШЕНИИ ТИПОВЫХ АНАЛИТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ…………………………………………..96

8.1. Экономико-математическое моделирование как способ изучения и анализа экономических процессов…………………………..96

8.2. Классы задач экономических исследований…………………..98

8.3. Линейное программирование…………………………………...99

8.4. Динамическое программирование…………………………….101

8.5. Теория массового обслуживания……………………………...102

8.6. Теория игр и область ее применения………………………….103

8.7. Имитационное моделирование………………………………...105

ТЕМА 9. ОРГАНИЗАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА……………………………………………...108

9.1. Основные правила организации экономического анализа на предприятии…………………………………………………………108

9.2.Организационные формы и исполнители анализа хозяйственной деятельности предприятия………………………………………….108

9.3. Информационное и методическое обеспечение экономического анализа……………………………………………………………….110

9.4. Документальное оформление результатов анализа…………..112

9.5. Основы организации компьютерной обработки и анализа экономической информации…………………………………………...113

ТЕМА 10. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ РЕЗЕРВОВ В АНАЛИЗЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ………………..116

10.1. Классификация факторов и резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности…………………………………...116

10.2. Принципы организации поиска и подсчета резервов……….118

10.3. Методика определения величины резервов…………………119

ТЕМА 11. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА……………………………………………………………….123

11.1. Содержание финансового и управленческого анализа и

последовательность его проведения……………………………….123

11.2. Сущность и этапы проведения комплексного экономического анализа……………………………………………………………….124

11.3. Система показателей комплексного экономического анализа……...126

ТЕМА 12. ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА………………………………………………………………………...129

12.1. История развития хозяйственного учета и анализа…………129

12.2. История развития экономического анализа в России………131

12.3. Особенности экономического анализа в условиях перехода к рыночной экономике и реформирования бухгалтерского учета……………………136

3. ПРАКТИКУМ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ …………..138

3.1. ТЕСТЫ К ТЕМАМ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………....138

Тест к теме 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА……………138

Тест к теме 2. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА…………...143

Тест к теме 3. ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА……………………………...147

Тест к теме 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА…....153

Тест к теме 5. ТРАДИЦИОННЫЕ СПОСОБЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА…158

Тест к теме 6. МЕТОДЫ ДЕТЕРМИНИРОВАННОГО ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА...166

Тест к теме 7. СПОСОБЫ СТОХАСТИЧЕСКОГО ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА…….177

Тест к теме 8. ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В РЕШЕНИИ ТИПОВЫХ АНАЛИТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ…………………………………………………………………………179

Тест к теме 9. ОРГАНИЗАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА…………………………………………………………………..185

Тест к теме 10. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ РЕЗЕРВОВ В АНАЛИЗЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ………………………………..188

Тест к теме 11. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА…………………………………………………………………………..190

3.2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ………………………………………………192

3.3. ЗАДАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ………...…206

 


ВВЕДЕНИЕ

Курс «Теория экономического анализа» входит в число базовых учебных дисциплин при подготовке бухгалтеров. Любой специалист, имеющий отношение к организации и управлению бизнесом, должен владеть определенным аналитическим инструментарием и понимать логику проведения аналитических процедур. С помощью теории экономического анализа изучаются методики анализа важнейших показателей финансово-производственной деятельности, что позволяет сформировать аналитическое мышление и приобрести умение и навыки в решении задач по управлению и улучшению финансово-производственной деятельности предприятия. В процессе изучения курса студенты должны научиться понимать сущность экономических явлений и процессов, их взаимосвязь и взаимозависимость, уметь их детализировать, систематизировать и моделировать, определять влияние факторов, оценивать достигнутые результаты и разрабатывать мероприятия по освоению выявленных резервов повышения эффективности функционирования предприятия.

Изучение дисциплины «Теория экономического анализа» базируется на знаниях студентов по дисциплинам «Экономика предприятий», «Статистика», «Бухгалтерский учет», «Экономика предприятий». Знания по дисциплине «Теория экономического анализа» необходимы для успешного изучения таких дисциплин как: «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятий», «Анализ финансовой отчетности», «Финансовый анализ», «Инвестиционный анализ» и др.

 

 


РУКОВОДСТВО ПО ИЗУЧЕНИЮ

ДИСЦИПЛИНЫ

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Целью изучения дисциплины «Теория экономического анализа» является изучение методик и формирование у студентов навыков проведения экономического анализа хозяйственной деятельности.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

а) знать:

-предмет, содержание и функции экономического анализа;

-приемы и методы экономического анализа;

-виды экономического анализа и особенности их проведения;

-экономическую сущность факторов и резервов повышения эффективности производства;

б) уметь:

-пользоваться источниками экономической информации;

-применять методы и приемы экономического анализа;

-выявлять резервы повышения эффективности производства.

в) владеть навыками:

-прогнозирования экономических результатов деятельности предприятия;

-расчета и анализа основных экономических показателей работы предприятия;

-использования результатов экономического анализа в процессе управления предприятием.

Освоение дисциплины предполагает практическое осмысление ее разделов и тем на практических занятиях и в процессе выполнения контрольной работы. Контрольная работа является самостоятельной творческой работой студентов и выполняется на основе знаний, полученных при изучении данной дисциплины.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Содержание темы

1. Методология и методика экономического анализа, характерные особенности метода экономического анализа.

2. Классификация приемов и способов экономического анализа.

Изучив данную тему, студент должен:

-знать: понятия методика, методология, частная методика, общая методика, этапы проведения аналитических исследований

-уметь различать: традиционные способы, способы детерминированного факторного анализа, стохастического факторного анализа, способы оптимизации, эвристические методы

При освоении темы необходимо:

· изучить тему 4 из учебного пособия

· освоить материал по данной теме из следующих источников:

1. Г.В. Савицкая «Теория анализа хозяйственной деятельности», учебное пособие, Москва, ИНФРА-М, 2005г. (с.35-62)

2. Г.В. Савицкая «Анализ хозяйственной деятельности предприятия», учебник, часть 1 Теория анализа хозяйственной деятельности. (с.31-46)

3. «Теория экономического анализа», учебное пособие / под ред. Р.П. Казаковой, С.В. Казакова. – Москва, ИНФРА-М, 2005г. (с.21-26)

4. Ю.П. Маркин «Теория экономического анализа», учебное пособие, М.: КНОРУС, 2006г. (с.30-46)

5. А.Д. Шеремет «Теория экономического анализа», учебник, Москва, ИНФРА-М, 2003г. (с.27-40)

6. В.В. Осмоловский «Теория анализа хозяйственной деятельности», учебник, Мн.: новое знание, 2001г. (с.34)

7. Теория экономического анализа: УМК / под ред. Проф. Н.П. Любушина. – М.: Юристъ, 2002г. (с.72)

8. И.В. Зенкина Теория экономического анализа: учеб. пособие – М.: Дашков и К, 2007г. (с.34)

· акцентировать внимание на следующих понятиях:

общая и частная методика, методология, метод АХД.

· выполнить тест 4. из практикума

· ответить на контрольные вопросы:

1. Что такое метод АХД?

2. Какими особенностями обладает метод АХД?

3. Сущность методики экономического анализа?

4. Перечислите этапы проведения аналитических исследований?

5. Какие методы относятся к способам детерминированного факторного анализа?

6. В чем сущность способов стохастического факторного анализа?

7. Перечислите задачи экономического анализа?

8. Какие методы относятся к эвристическим методам?

 

Тема 10. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ РЕЗЕРВОВ

Тема 11. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ

ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Цель: изучение истории и выявление основных направлений развития экономического анализа в условиях укрепления рыночных отношений и реформирования бухгалтерского учета

Содержание темы:

1. История развития хозяйственного учета и анализа

2. История развития экономического анализа в России

3 Особенности экономического анализа в условиях перехода к рыночной экономике и реформирования бухгалтерского учета

 

Изучив данную тему, студент должен:

-знать историю развития экономического анализа и учета, особенности развития экономического анализа и учета в России;

-уметь обосновать перспективы развития экономического анализа в рыночных условиях

При освоении темы необходимо:

· изучить тему 12 из учебного пособия

· освоить материал по данной теме из следующих источников:

1. Г.В. Савицкая «Теория анализа хозяйственной деятельности», учебное пособие, Москва, ИНФРА-М, 2005г. (с.8-12)

2. Г.В. Савицкая «Анализ хозяйственной деятельности предприятия», учебник, часть 1 Теория анализа хозяйственной деятельности. (с.6)

3. Ю.П. Маркин «Теория экономического анализа», учебное пособие, М.: КНОРУС, 2006г. (с.293-298)

4. А.Д. Шеремет «Теория экономического анализа», учебник, Москва, ИНФРА-М, 2003г. (с.266-297)

5. В.В. Осмоловский «Теория анализа хозяйственной деятельности», учебник, Мн.: новое знание, 2001г. (с.294-302)

6. И.В. Зенкина Теория экономического анализа: учеб. пособие – М.: Дашков и К, 2007г. (с.29-33)

7. С.Б. Барнгольц, М.В. Мельник Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта. – М.: Финансы и статистика, 2003г. (с.218-237)

· ответить на контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте этапы развития экономического анализа

2. Охарактеризуйте основные периоды развития экономического анализа в России

3. Назовите особенности экономического анализа в условиях перехода к рыночной экономике

4. Перечислите цели реформирования бухгалтерского учета

5. Определите основные направления реформирования бухгалтерского учета и экономического анализа

 


Библиографический список

Основная литература

1. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа,: Учебник. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 416 с.

2. Савицкая Г.В. «Анализ хозяйственной деятельности предприятия», учебник, часть 1 Теория анализа хозяйственной деятельности.

 

Дополнительная литература

1. Зенкина И.В. Теория экономического анализа: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2007. – 208с.

2. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Сучков Е.А. Теория экономического анализа: Учебно-методический комплекс / под ред. Проф. Н.П. Любушина. – М.: Юристъ, 2002. – 480с.

3. Савицкая Г.В. Теория анализа хозяйственной деятельности, учебное пособие, Москва, ИНФРА-М, 2005г. – 281с.

4. Теория экономического анализа, учебное пособие / под ред. Р.П. Казаковой, С.В. Казакова. – Москва, ИНФРА-М, 2005г. – 239с.

5. Маркин Ю.П. «Теория экономического анализа», учебное пособие, М.: КНОРУС, 2006г. – 312с.

6. Шеремет А.Д. «Теория экономического анализа», учебник, Москва, ИНФРА-М, 2003г. – 333с.

 


УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

 

ТЕМА 1

Экономического анализа

· Средние века, возникновение экономического анализа.

Возникновение экономического анализа связано с практической потребностью проверки платежеспособности покупателя товаров, которому продавец предоставляет рассрочку платежа. Следовательно, наиболее ранний вид экономического анализа – это финансовый анализ. В это время происходит становление и развитие балансоведения (бухгалтерского учета) и в его рамках появляются первые простейшие способы аналитического исследования.

· Вторая половина 19 в. – выделение теоретического и практического экономического анализа в эпоху развития капиталистических отношений.

· Первая половина 20 в. – обособление микроэкономического анализа, т.е. анализа хозяйственной деятельности предприятий. Кроме этого в 30-е годы 20 в. происходит становление анализа хозяйственной деятельности предприятий как науки, в это время АХД вводится в программы ВУЗов СССР.

· Вторая половина 20 в. – в это время происходит основательная разработка самостоятельных направлений методологии анализа (выделяют такие методы как: функционально-стоимостной, экономико-математический и др.)

· Современное состояние анализа – это основательно разработанная в теоретическом и практическом плане наука, которая предполагает широкое применение математических методов и ЭВМ.

 

 

Экономических наук

Экономическая сторона хозяйственной деятельности – объект всех экономических наук. Но каждая экономическая наука имеет свой предмет исследования, т.е. исследует какую-то черту, сторону или форму движения этого общего объекта.

Классифицируя экономические науки по предмету исследования, можно выделить следующие группы:

1.Общетеоретические, фундаментальные – экономическая теория, история экономических учений; предмет исследования – экономические отношения и производительные силы в совокупности.

2.Отраслевые – промышленность, строительство, сельское хозяйство и др.; предмет исследования – экономические отношения и производительные силы в разрезе отдельных отраслей.

3.Территориальные (региональные) – мировое хозяйство и международные экономические отношения, экономика развитых капиталистических стран, экономика социалистических стран, экономика развивающихся стран и др.; предмет исследования – экономические отношения и производительные силы в разрезе регионов.

4.Специальные – финансы, денежное обращение, кредит, экономика труда и др.; предмет исследования – определенная совокупность однородных отношений и связанных с ней производительных сил.

5. Управленческие функциональные – бухгалтерский учет, статистика, экономический анализ, планирование, оперативное управление, контроль; предмет исследования – определенная основная функция управления (для каждой из наук – своя функция управления).

Таким образом экономический анализ – это самостоятельная наука, относящаяся к управленческой группе экономических наук.

Экономический анализ

Связь анализа и контроля

В определении содержания аудита, принятом Аудиторской палатой России, сказано, что аудит – это осуществляемая по договору между независимой аудиторской фирмой (или аудитором, имеющим соответствующую лицензию) и заказчиком проверка правильности ведения бухгалтерского учета, достоверности и полноты финансовой отчетности и ее соответствия действующему законодательству.

Официально аудиторская проверка носит ревизионный характер. Оценка финансового состояния хозяйствующего субъекта в обязанности аудиторов не входит. Между тем в процессе развития аудиторской деятельности все большую роль при проведении аудиторских проверок приобретало не выявление ошибок, а их предупреждение путем систематического консультирования клиентов, разъяснения правил ведения разных хозяйственных операций и их учетного оформления. Разовые обязательные аудиторские проверки достоверности публикуемой финансовой отчетности по итогам года стали сочетаться с ежеквартальными проверками нарастающим итогом в течении года, что позволило давать официальные аудиторские подтверждения достоверности публичной отчетности за год после ее составления через небольшой промежуток времени.

Постепенно становилось очевидным, что проверки в течении года не могут заменить сплошные наблюдения за соблюдением законодательных и нормативных актов, регламентирующих порядок проведения отдельных операций и их учетное оформление. Особенно остро стала ощущаться необходимость в повседневном контроле за деятельностью хозяйствующих субъектов в связи с образованием крупных фирм, имеющих филиалы как внутри страны, так и за рубежом. Аудиторская проверка таких фирм требовала привлечения большого числа специалистов и растягивалась на продолжительный период, вследствие чего выводы и рекомендации, вытекавшие из этих проверок, теряли актуальность для предприятия и для заинтересованных внешних потребителей.

Службы внутреннего контроля (внутреннего аудита) стали создаваться сначала на наиболее крупных предприятиях со сложной организационной структурой (концернах, холдингах, транснациональных компаниях), затем такие самостоятельные подразделения внутреннего аудита распространились на большую часть организаций, подлежащих по российскому законодательству обязательной ежегодной независимой аудиторской проверке.

Независимые аудиторские фирмы, т.е. органы внешнего аудита, в своей работе стали все в большей степени опираться на внутренний аудит. В зависимости от оценки качества внутреннего аудита определялась программа внешнего аудита, возможности использования выборочных методов проверки в процессе его проведения.

Расширение круга высококвалифицированных экономистов, занятых во внешнем и внутреннем аудите, создало предпосылки для использования их не только в качестве консультантов по вопросам законности проводимых операций и соблюдения установленного порядка их учетного оформления, но и для консультирования менеджеров по поводу наиболее выгодного и безопасного в отношении обеспечения финансовой устойчивости выбора направлений деятельности. Такое консультирование могло проводится только на основе анализа деятельности хозяйствующего субъекта и возможных вариантов дальнейшего его функционирования.

В результате анализ стал частью аудиторской деятельности и на цену аудиторских услуг отдельных фирм решающее влияние, наряду с незапятнанностью их репутации, стало оказывать их умение подсказать менеджерам наиболее выгодную стратегию и тактику поддержания конкурентоспособности и повышения рентабельности работы предприятия-заказчика.


ТЕМА 2

ТЕМА 3

ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

 

Особенности перспективного

И ретроспективного анализа

По признаку времени экономический анализ подразделяется на предварительный (перспективный) и последующий (ретроспективный).

Ретроспективный анализ проводится после совершения хозяйственных операций. Он используется для контроля и выявления неиспользованных резервов.

В свою очередь ретроспективный анализ подразделяется на:

-оперативный;

-текущий.

Оперативный (ситуационный) анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (сутки, смену, декаду).

Цель данного анализа – оперативно выявлять недостатки и воздействовать на хозяйственные процессы.

Особенностями оперативного анализа является:

-исследование натуральных показателей

-неточность, связанная с приближенностью расчетов.

Например, нельзя точно рассчитать на любой день месяца фактическую себестоимость выпущенной продукции по отдельным статьям, объем затрат приходится брать по нормативным уровням; нельзя точно определить на конкретную дату влияние на прибыль себестоимости продукции, так как заранее неизвестно, какая часть продукции будет реализована в данном месяце. Однако данный недостаток не снижает значения оперативного анализа.

Большие перспективы повышения точности и быстроты оперативного анализа при одновременном снижении его трудоемкости открываются в связи с широким внедрением на предприятиях автоматизированных систем управления, повсеместной компьютеризацией бухгалтерского учета и анализа.

Текущий анализ проводится на основе итоговых результатов работы предприятия по важнейшим отчетным периодам (месяц, квартал, год).

Особенностями текущего анализа является следующее:

-деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным за соответствующий период;

-к его проведению привлекаются все отделы и службы предприятия;

-он проводится преимущественно по документированным источникам информации на базе бухгалтерской и статистической отчетности.

Недостаток ретроспективного анализа заключается в том, что выявленные резервы означают навсегда потерянные возможности роста эффективности производства, поскольку относятся к прошедшему периоду. Управляющая система получает информацию, как правило, поздно, когда восполнить недостатки и просчеты уже нельзя. Поэтому для повышения действенности анализа ставится задача ускорить представление отчетности и ее аналитическую обработку.

Текущий анализ – наиболее полный, всесторонний анализ хозяйственной деятельности, аккумулирующий результаты оперативного анализа и служащий базой перспективного анализа.

Текущий и оперативный анализ взаимосвязаны и дополняют друг-друга. Они дают возможность руководству предприятия не только оперативно ликвидировать недостатки в процессе производства, но и комплексно обобщать достижения и результаты производства за соответствующие периоды времени, разрабатывать мероприятия, направленные на рост эффективности производства.

Перспективный (предварительный или прогнозный) экономический анализ – вид анализа хозяйственной деятельности, изучающий экономические явления и процессы с позиций будущего, т.е. перспективы их развития. Предварительный анализ проводится до осуществления хозяйственных операций.

Особенностями перспективного анализа являются:

-обеспечение органов управления предприятий информацией о возможных способах достижения определенных результатов хозяйственной деятельности в перспективе;

-определение объективных закономерностей развития хозяйственных процессов;

-оценка реалистичности тех или иных плановых решений и их соответствия развитию экономики предприятия;

-оценка ожидаемого их выполнения.

В практических методиках и исследованиях задачи перспективного анализа конкретизируются:

-по объектам анализа – бригада, участок, цех, предприятие, ассоциация;

-по показателям деятельности – объем продукции, производительность труда, себестоимость, прибыль;

-по горизонтам перспективы – анализ текущей перспективы, анализ ближайшей перспективы; анализ среднесрочной перспективы; анализ долгосрочной перспективы.

 

И межхозяйственного анализа

Внутрихозяйственный анализ заключается в объективной оценке выполнения плановых заданий подразделениями, исследовании экономических особенностей функционирования и развития того или иного подразделения; выявлении и распространении передового опыта.

Особенности внутрихозяйственного анализа заключаются в следующем:

-он охватывает все ступени управленческой иерархии предприятия – от производственных подразделений первого порядка до рабочего места;

-основным показателем эффективности работы являются затраты, а не прибыль, поскольку отдельные бригады не выпускают законченную продукцию;

-по сравнению с анализом деятельности предприятия в целом, с его помощью полнее выявляются связи между экономикой, с одной стороны, и техникой и технологией производства – с другой;

-имеет более широкую информационную базу, т.е. в анализе используются данные не только отчетности, но и данные сводных и первичных документов, поскольку именно в разрезе производственных подразделений обычно группируются и обобщаются первичные документы по учету наличия, движения и использования основных фондов, материальных и трудовых ресурсов, выпуску продукции и т.д.

Межхозяйственный (сравнительный) анализ предназначен для сопоставления достигнутых результатов деятельности двух и более предприятий, изучения причин различий в использовании производственных ресурсов, в выявлении резервов и разработки предложений по повышению эффективности производства на сравниваемых объектах.

Особенностью межхозяйственного анализаявляется выполнение условия сопоставимости. Для того чтобы анализ был эффективным необходима сопоставимость

-условий хозяйствования;

-исходных данных для анализа;

-методики расчета показателей сравнения.

Маржинальный анализ

Маржинальный анализ – это анализ безубыточности или анализ содействия доходу.

Он базируется на изучении соотношения между издержками, объемом производства или реализации продукции и прибылью, а также на прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.

Условия применения маржинального анализа:

1. В основу методики маржинального анализа положено деление затрат на постоянные и переменные.

2. Общая сумма переменных затрат зависит от объема производства и продажи продукции (сырье, материалы, топливо). В расчете на единицу продукции эти затраты не изменяются.

3. Общая сумма постоянных затрат не зависит от объема производства и продажи продукции (амортизация, арендная плата, расходы, связанные с управлением и организацией производства, лизинговые платежи, коммунальные расходы, затраты на рекламу и т.д.). В расчете же на единицу продукции эти затраты увеличиваются, если объем продукции уменьшается, и снижаются, если объем продукции растет.

4. Объем производства продукции должен соответствовать объему реализации в пределах анализируемого периода.

Основные возможности маржинального анализа состоят в определении:

-зависимости общей суммы затрат и себестоимости единицы продукции от объема ее производства;

Предприятию более выгодно, если на единицу продукции приходится меньшая сумма постоянных затрат, что возможно при достижении максимума объема производства и реализации продукции на имеющихся производственных мощностях. Если при спаде производства продукции переменные затраты сокращаются пропорционально, то сумма постоянных затрат не изменяется, что приводит к росту себестоимости продукции и уменьшению суммы прибыли.

Линия затрат при наличии постоянных и переменных расходов представляет собой уравнение первой степени:

З = А+В Х,

где З – сумма затрат на производство продукции;

А – сумма постоянных затрат

В – сумма переменных затрат в расчете на единицу продукции (удельные переменные затраты);

Х – объем производства или реализации продукции.

Формулу себестоимости единицы продукции можно представить в следующем виде:

-безубыточного объема продаж при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затрат;

Безубыточность – такое состояние, когда предприятие не получает ни прибыли, не убытков, т.е. выручка равна затратам.

Безубыточный объем продаж можно выразить в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица продукции будет приносить прибыль предприятию.

Х Ц=А+В Х

=

где Ц – цена реализации единицы продукции,

 - безубыточный объем продаж.

Пример:

Определить безубыточный объем продаж при следующих условиях:

-цена реализации единицы продукции (Ц) – 20 руб.,

-постоянные затраты (А) – 4000 руб.,

-удельные переменные затраты (В) – 12 руб.

 

-зоны безопасности (безубыточности);

Зона безопасности – это разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж. Чем больше зона безубыточности, тем прочнее финансовое состояние предприятия.

,

где ЗБ – зона безопасности,

 - фактический объем продаж.

Пример:

Определить зону безопасности предприятия при следующих условиях:

-фактический объем реализации продукции – 1000 шт.,

-безубыточный объем продаж – 500шт.

 

-необходимого объема продаж для получения заданной величины прибыли;

Сумму прибыли (П) можно представить следующей формулой:

П=Х (Ц-В)-А

Исходя из нее, для того чтобы определить объем реализации продукции с целью получения запланированной суммы прибыли нужно сделать следующий расчет:

Пример:

Определить сколько потребуется реализовать продукции для получения 2000руб. прибыли при следующих условиях:

-цена реализации единицы продукции (Ц) – 20 руб.,

-постоянные затраты (А) – 4000 руб.,

-удельные переменные затраты (В) – 12 руб.

 

-критического уровня постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода;

Основу этих расчетов составляет модель прибыли, рассматриваемая выше:

Критический уровень постоянных затрат при заданном уровне маржи покрытия и объема продаж рассчитывается следующим образом:

Маржинальный доход (маржа покрытия) – это разность между выручкой от реализации продукции и переменными затратами, приходящимися на реализованную продукцию.

Маржинальный доход на единицу продукции – это разность между ценой единицы продукции и удельными переменными затратами.

Пример:

Определить критический уровень постоянных издержек при следующих условиях:

-цена реализации единицы продукции (Ц) – 50 руб.,

-возможный объем производства и реализации продукции (Х) – 5000 ед.,

-удельные переменные затраты (В) – 30 руб.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.172 с.