Классификация технологий интерактивного взаимодействия в школе. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Классификация технологий интерактивного взаимодействия в школе.

2022-02-11 33
Классификация технологий интерактивного взаимодействия в школе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Технология развивающего обучения:

Развивающее обучение. Школа Ж.Пиаже: отрицание идеи развивающего обучения. Л.С.Выготский – обучение есть развитие. К.Коффка и установки структурной психологии о развивающем обучении. Технология саморазвития личности А.А.Ухтомского – Г.К.Селевко. Разработка и поиски путей реализации идей развивающего обучения в отечественной педагогике (Л.Н.Занков, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов).

Понятие о технологиях развития творческих способностей. Педагогические технологии развития творческих способностей учащихся: системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П.Волкова, И.П.Иванова). Технологии формирования творческого мышления или обучения навыкам творческой деятельности (Г.С.Альтшуллер, М. Меерович, Л.Шрагина).

Функции учителя в развивающем обучении: обеспечение индивидуального целеполагания, функция освобождения, функция обеспечения рефлексивных действий учеников.

Игровые технологии в гуманистической педагогике. Технология игрового обучения:

Концептуальное обоснование технологий игрового обучения. Игровая организация учения и учебная игра. Классификация учебных игр. Формы игр: индивидуальная, одиночная, парная, групповая, коллективная. Структура игровой деятельности, законы и принципы учебной игры. Имитационные (деловые, ролевые, сюжетно-полевые, учебно-технологические) и неимитационные (коммунмикативно-мыслительные) игры. Область применения и основы проектирования игр.

Игра как средство усвоения социальных установок (Л.С.Выготский). Признаки ролевой игры проблемной направленности: моделирование процесса выработки решений по выходу из проблемной ситуации, наличие и распределение ролей, наличие проблемной ситуации и необходимость поиска способов выхода из неё, сценарий игры (может меняться по ходу действия), наличие общей цели у коллектива, коллективное принятие решений участниками игры, многоальтернативность решений.

Технология проектного обучения:

Метод проектов: совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы. Дж.Дьюи и его «инструментальная педагогика». Исторические и педагогические корни метода проектов. Понятие, сущность и методика осуществления. Принципы формирования групп сотрудничества. Организация проектной деятельности. Этапы: представление проблемной ситуации, мозговая атака по формулированию проблемы и причин её возникновения, выдвижение гипотез по решению возникших проблем, распределение исследовательских заданий по группам сотрудничества, поиск, сбор и анализ дополнительной информации, презентация полученной информации, оценка проведённой работы и прогнозирование возможного развития ситуации, формулирование новых проблем, выявленных в ходе исследования.

 У.Киллпатрик и типы проектной деятельности. Типология проектов:

по доминирующей в проекте деятельности: исследовательские, практико-ориентированные, ролевые-игровые, информационные, творческие;

по содержанию: монопроект (в рамках одной отрасли знания), межпредметный проект;

по способу общения в процессе проектной деятельности: непосредственное общение, коммуникационные технологии (телекоммуникационные проекты);

по характеру координации проекта: проекты с явной координацией, проекты со скрытой координацией;

по характеру контактов: региональные, международные;

по количеству участников проекта: индивидуальный, парный, групповой;

по продолжительности проекта и т.д.

Классификация учебных проектов по Э.Коллингсу.

Метод проектов в работах В.М.Шульгина и М.В.Крупениной (СССР, 20-е годы) и попытка реализации их на практике А. С. Макаренко. Телекоммуникационные проекты.

Диалоговые технологии: виды, сущность, методика применения. Дискуссия, мозговой штурм (брейнсторминг):

Дискуссия и спор: сходства и различия. Понятие дискуссии, цель, проблематизация, аргументация. Дидактическая основа дискуссии. Требования к учебному материалу для представления проблемной ситуации: прозрачность представления противоречий в изложении проблемной ситуации, новизна материала либо в теоретическом плане, либо в форме интерпретации представляемых явлений, лаконичность, чёткая структура и логика изложения, наглядность (схемы, рисунки, диаграммы, мультимедиа). Правила ведения дискуссии и условия плодотворного её проведения. Привлечение дополнительной информации. Техника постановки вопросов в целях активизации дискуссии, выяснения точек зрения и управления ходом дискуссии. Типология вопросов: по характеру (нейтральные, благожелательные, неблагожелательные, острые); по форме (корректные, некорректные, конвергентные, дивергентные), вопросы: открывающие дискуссию, ознакомительные, информационные, контрольные и т. д. Этапы проведения дискуссии. Подведение итогов. Выводы.

История метода «мозговой штурм»:

Сущность метода: упорядочение, повышение организованности и рационализации решения проблемы. Этапы: коллективная дискуссия, критика и аналитика высказанных предложений, их оценка и выбор альтернативных вариантов. Разновидности МШ: обратный, теневой, комбинированный (двойной прямой МШ, обратно-прямой МШ); индивидуальный МШ, челночный МШ; мозговой штурм на доске; МШ в стиле «соло»; визуальный МШ; МШ по-японски – диаграмма родового сходства (метод Джей); брейнрайтинг. Метод 635. Правила МШ: стремление продуцировать большее количество идей, запрет критики выдвинутых предложений до окончания занятий, поощрение «свободных ассоциаций». Значение метода МШ: включённость всех участников коллективного взаимодействия в процесс поиска, выработки и принятия решений.

Методы интерактивного обучения:

1. Эвристическая беседа.

2. Метод дискуссии.

3. «Мозговая атака».

4. Метод «круглого стола».

5. Метод «деловой (ролевой) игры».

6. Метод проектов.

7. Метод case - study.

8. Работа в парах.

9. Карусель.

10. Работа в малых группах.

11. Аквариум.

12. Незаконченное предложение.

13. Броуновское движение.

14. Дерево решений.

15. Суд от своего имени.

16. Гражданские слушания.

17. Метод пресс.

18. Займи позицию.

Литература:

Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение. М., 2009.

Панюкова С.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании. М., 2010.

Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие. М.,2007.

Ильин Л.Г. Проектное обучение. М., 1998.

Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников. М., 2011.

Сергеева И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М., 2010.

Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. СПб., 2008.

Коротаева Е.В. Педагогические взаимодействия и технологии. М., 2007.

Хуторской М.В.Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения.М., 2003.

Дьяченко В.К. Основное направление развития образования в современном мире. М., 2005.

Кларин М.В. Инновации в обучении. Метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта. М., 1997.

Корнетов Г.Б. Развитие педагогики на Западе в XX столетии. М. АСОУ. 2011

Нейматов Я.М. Постулаты новых ориентаций в образовании / Образование в ХХ I веке. Национальный интерес. Тенденции и прогнозы. М., 2002. С. 129.

Быков. Методы активного социально-психологического обучения. М., 2005.

Трайнев В.А., Теплышев В.Ю., Трайнев И.В. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании. М., 2008.

Учителя online. Для гиперактивных учеников. «Воздушные телегра­фисты»

С парт убираются все учебники. К доске вызываются самые неусидчивые, невнимательные ученики (например, трое). Они вытягивают билетик с числом – это количество букв в названии нужного пункта в параграфе. Стоя у учительского стола, они начинают листать учебники (которые лежат только на учительском столе!) в поисках выпавшего на их долю пункта. В это время класс делится на команды (число их должно соответ­ствовать числу вызванных к доске). Как только кто-нибудь из вызванных, определился (нашел нужный пункт), – выбирает себе для работы одну из команд. Для неё он становится телеграфистом. И «по воздуху» диктует им для записи в личных тетрадях; сначала текст названия, а потом 10 значимых (или каверзных- это уже по усмотрению телеграфиста) слов из доставшегося ему пункта.

Например, ученик «по воздуху» диктует: «Обмен белков в организме». А потом:
Углеводы
Жиры
Аминокислоты
Белковая молекула
Пищеварительный сок
Аминокислоты
Нуклеиновая кислота
Рибосома
Цитоплазма
Органоиды

Затем команда, посовещавшись, пытается «сдать зачет» телегра­фисту по данному пункту, используя свои записи как шпаргалку. Те­леграфист либо принимает работу (на доске выставляет оценку), либо нет (это если не все записанные слова были в «пересказе» использо­ваны, о чем телеграфист и должен сообщить команде, после чего – новая попытка).

Подобная режиссура не только хорошо «разогревает» коммуни­кативные способности класса, но и парадоксальным образом спо­собствует весьма пристальному вчитыванию учеников в учебный текст. Вячеслав Букатов. Источник: http://setilab.ru/modules/courses/view.article.php/18…

1. Инновационные процессы в образовании (автор программы – Н.Попова).


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.