Теоретико-методологические основы альтернативных источников энергии — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Теоретико-методологические основы альтернативных источников энергии

2022-02-10 36
Теоретико-методологические основы альтернативных источников энергии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РЕФЕРАТ

Курсовой работы

«Состояние освоения альтернативных источников энергии в мире (в Республике Беларусь)»

Объем работы 34 с., в том числе 3 рис., 2 табл., 22 наим. лит.

 

Ключевые слова: мировая энергетика, альтернативные источники, энергетическая безопасность, государство, тенденции развития, проблемы, перспективы развития альтернативных источников энергии.

 

Объектом исследования является альтернативные источники энергии.

Предмет исследования – направления развития альтернативных источников энергии.

Методы исследования: анализ и синтез, обобщение, сравнительный анализ.

Целью работы является оценка и анализ использования альтернативных источников энергии в Республике Беларусь и направлений ее развития.

Для достижения цели работы решены следующие задачи:

- рассмотрены теоретико-методологические основы источников энергии и использования альтернативных источников энергии;

- дана характеристика использования альтернативных источников энергии в мире и Республике Беларусь;

- сформулированы направления развития альтернативных источников энергии в Республике Беларусь.

Элементы научной новизны: предложены мероприятия по развитию использования альтернативных источников энергии.

Область возможного практического применения: в практике обеспечения энергетической безопасности Республики Беларусь.

 


оглавление

 

Введение.. 5

1  ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ.. 7

1.1  Роль альтернативных источников энергии в обеспечении энергетической безопасности страны.. 7

1.2  Классификация альтернативных энергетических ресурсов. 10

2  АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.. 16

2.1  Состояние развития энергетики в Республике Беларусь. 16

2.2  Анализ использования альтернативных источников энергии. 21

3  НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.. 25

Заключение.. 30

Список использованных источников.. 33

 

 


Введение

 

Одной из целей энергетической политики любой страны является максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций.

Проблема роста дефицита энергоресурсов выходит сегодня на уровень проблемы изменения климата, а, как известно, история человечества – это история борьбы за энергетические ресурсы. Подобная ситуация наблюдается и в XXI веке (к примеру, войны на Ближнем Востоке за нефть).

До резкого снижения цен на нефть в 2014 году энергетика переживала всплеск инновационной активности на различных уровнях: традиционные энергоресурсы, новые источники энергии, возобновляемые источники энергии, что обусловливало значительную инвестиционную активность мировых энергетических компаний в области НИОКР.

А сейчас цены на нефть опять пошли в верх и чтобы решить проблемы энергетической безопасности необходимо использовать более достойный способ решения проблемы нарастающего дефицита энергетических ресурсов – альтернативные источники энергии. В

 Беларуси этот вопрос очень актуальный и прорабатывается государственными органами.

Объектом исследования является альтернативные источники энергии.

Предмет исследования – направления развития альтернативных источников энергии.

Целью работы является оценка и анализ использования альтернативных источников энергии в Республике Беларусь и направлений ее развития.

Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть теоретико-методологические основы источников энергии и использования альтернативных источников энергии;

- дать характеристику использования альтернативных источников энергии в мире и Республике Беларусь;

- сформулировать направления развития альтернативных источников энергии в Республике Беларусь.

При выполнении работы изучены данные, полученные из статистических источников, а также специальная отечественная и зарубежная литература (Авчинников А. Б., Богомолов О.Т., Кругман, П.Р., Салыгин В.И., Литвинюк И.И., Яковец, Ю.В. т др. авторы).

 


ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ

 

Рисунок 2.1 - Динамика изменения удельного расхода условного топлива на отпуск электроэнергии в Белорусской энергосистеме за 2016-2017гг.

 

Как видно из рисунка 2.1 идет повышение удельного расхода топлива. Однако согласно данных 2016г. есть незначительное снижение расхода по отношению к данным 2016г. Так за июнь удельный расход снизился с 228,5 у.е. в 2016г. до 225,2 у.е. в 2017г.

Рисунок 2.2 - Данные по вводу установок на местном топливе

 

Так согласно представленных выше данных в 2017. В Республике Беларусь было реализовано два крупных проекта по развитию альтернативных источников энергии – это была построена Полоцкая ГЭС (введено 5 гидроагрегатов мощностью 21,66 МВт) и построена Витебская ГЭС мощностью 40 МВт.

Беларуси введено более 80 ветроэнергетических установок из них только 6 государственные. Это, конечно мало, но правительство работает в этом направлении. Рассматривается проект по созданию на территории районов парков ветроэнергоустановок.

Попытки наладить серийное производство солнечных коллекторов успехом у ряда предприятий пока не увенчались в основном, из-за высокой удельной стоимости и, следовательно, больших сроков окупаемости, т.к. специальных программ поддержки для домохозяйств, внедряющих альтернативное энергообеспечение в Беларуси нет [21].

Реальной целью решения рассматриваемой проблемы является улучшение показателей энергетической безопасности и достижение к 2020 г. значений индикаторов, находящихся в настоящее время в критической области, уровней, соответствующих предкритической зоне, а в предкритической нормальному состоянию.

Также для обеспечения развития энергетики Республики Беларусь были приняты следующие нормативные акты:

Концепция энергетической безопасности Республики Беларусь (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 декабря 2015 г № 1084)

Директива Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3 “О приоритетных направлениях укрепления экономической безопасности государства” (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 26 января 2016 г № 26)

Комплексный план развития электроэнергетической сферы до 2025 года с учетом ввода Белорусской атомной электростанции (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 1 марта 2016 г № 169)

Государственная программа «Энергосбережение» на 2016 - 2020 годы (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 марта 2016 г. № 248)

Отраслевая программа развития электроэнергетики на 2016 - 2020 годы (постановление Министерства энергетики Республики Беларусь от 31 марта 2016 г. № 8) [14].

По всемирному веянию модных эко-тенденций, в Беларуси был принят закон о «Зеленом тарифе», который обязывал государство покупать «зеленую» электроэнергию по завышенному тарифу. К примеру в начале 2015 года на покупку электроэнергии, полученной от солнечных панелей действовал повышающий коэффициент 2,7. А госпошлины на покупку энергетического оборудования из-за рубежа были значительно снижены. Такие меры привели к быстрому росту доли установок ВИЭ в общем балансе энергосистемы. Но прожил «зеленый тариф» совсем недолго.

Покупателем «зеленой» электроэнергии в Беларуси является государственная энергетическая компания «Белэнерго», которая в свою очередь является монополистом энергетического рынка страны. Т.е. деньги за повышенный тариф «Белэнерго» сперва должны выложить из своего кармана, а потом перераспределить эти затраты на потребителей. Население и так платит за электроэнергию ниже себестоимости. И все реальные затраты переносятся на производственный сектор. Тогда как на население это всё равно скажется, ведь повышение тарифов на электроэнергию повлечет за собой увеличение стоимости товаров и услуг. И если тенденция увеличения установок ВИЭ будет расти, то и тариф на электроэнергию будет продолжать расти.

Поэтому был сделан вывод, что пока государству пока не по карману оплачивать новые эко-тренды, и что не получится накладывать европейские лекала на белорусскую энергетику. Звучит вроде убедительно. Правда никто пока не считает какие убытки несет государство при сжигании и утилизации традиционных видов топлива. Доля платежей за негативное воздействие на окружающую среду – неизвестна, а ведь тут и качество воды, и воздуха, состояние почвы, урожайность, и как следствие здоровье населения.

Итак, на данный момент «зеленый тариф» всё ещё существует, но он предусматривает государственные квоты на создание установок по использованию возобновляемых источников энергии. Это значит, что теоретически все ещё можно построить генерирующую установку на ВИЭ и продавать электричество государству по повышенному тарифу. Но сперва нужно подать заявку, утвердить количество вырабатываемой электроэнергии и тариф на её продажу. При этом тариф рассматривается теперь для каждого объекта отдельно, и к нему применяются принципы минимизации. Таким образом государство лимитирует свои затраты на производство «зеленой» электроэнергии.

Также по последним данным количество заявок и их суммарная мощность уже превышает установленные государством квоты, так что вряд ли уже можно успеть запрыгнуть в последний вагон. До 2020 года были установлены квоты на создание установок по использованию возобновляемых источников энергии суммарной электрической мощностью 56,245 МВт, в том числе по видам: с использованием энергии биогаза – 2,72 МВт, энергии ветра – 2,5 МВт, энергии солнца – 5,025 МВт, энергии естественного движения водных потоков – 33,0 МВт, энергии древесного топлива и иных видов биомассы – 13,0 МВт [20].

 


Рисунок 3.1 – Структура установленной мощности ОЭС Беларуси до и после внедрения мероприятий

 

Помимо приоритетных направлений мировой технической политики в области энергосбережения, таких как техническое перевооружение производственных процессов и внедрение новых наукоемких энергоэффективных технологий, следует особо выделить структурные сдвиги в направлении снижения удельного веса наиболее энергоемких отраслей.

Анализ прогрессивного отечественного и зарубежного опыта позволяет выделить основные принципы финансово-экономической политики стимулирования энергосбережения для развития импортозамещения в ТЭК Республики Беларусь как меры повышения энергетической безопасности:

- государственное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок;

- налоговые и кредитные льготы потребителям;

- штрафные санкции за нерациональное использование энергоресурсов;

- система тарификации электропотребления.

В среднем объем финансирования НИР в экономически развитых странах составляет примерно 30-40 % от общих затрат на осуществление энергетической политики.

Таким образом, вышеотмеченные аспекты свидетельствуют об усилении энергетической и экологической безопасности, а следовательно, об укреплении экономической независимости страны.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие заключительные выводы:

- В структуре национальной безопасности одной из важнейших составляющих является безопасность энергетическая. Полная обеспеченность государства требуемыми энергоресурсами выступает залогом обеспечения безопасности всех отраслей экономики.

- Концепция энергетической безопасности и повышения энергетической независимости Республики Беларусь исходит из того, что энергетическая безопасность и энергетическая независимость Республики Беларусь это совокупность факторов, обеспечивающих максимально надежное и наращиваемое обеспечение страны топливно-энергетическими ресурсами для устойчивого социально-экономического развития, достижения всей ти критериев экономической независимости и политической самостоятельности и минимизации ущерба в чрезвычайных ситуациях.

- Энергетические проблемы Беларуси обусловлены как сугубо энергетическими факторами, так и комплексом политических, финансово-экономических, социальных и других обстоятельств.

- Национальная экономика Республики Беларусь не располагает тем объемом и разнообразием энергоносителей, которые необходимы ей с учетом имеющегося воспроизводственного потенциала и заданных темпов развития.

- Энергетика Республики Беларусь, являясь основополагающим сектором экономики, охватывает не только выработку, преобразование, но передачу различных видов энергии.

- В промышленности Республики Беларусь расходуется около половины всех видов топливно-энергетических ресурсов, а электрической энергии более 60%. Удельный вес энергозатрат в себестоимости промышленной продукции предприятия Республики Беларусь достигает 40-45 %.

- Каждый год в Республике Беларусь добывается 1,645 млн.тонн нефти. Стабилизация добычи объемов нефти была достигнута путем применения со-временных методов бурения скважин, обеспечению добычи трудноизвлекае-мых запасов нефти и эффективному внедрению новой техники и технологий.

- Ежегодный объем переработки нефти на ОАО «Нафтан» и ОАО Мозырский НПЗ» с 2016 года составляет 24 млн.тонн.

- Для поддержания эффективности развития энергетики в Минэнерго существуют три организации обеспечивающие энергетическую безопасность.

- На 01.01.2018г. установленная мощность Белорусской энергосистемы составила 9 847,8 МВт, в том числе установленная мощность источников ГПО «Белэнерго» 9 020,7 МВт и энергоисточников, не входящих в состав ГПО «Белэнерго» 827,1 МВт. В тоже время было введено мощностей за 2011-2017гг 2015,8 МВт. Однако согласно данных 2016г. есть незначительное снижение расхода по отношению к данным 2016г. Так за июнь удельный расход снизился с 228,5 у.е. в 2016г. до 225,2 у.е. в 2017г.

- За последние пять лет котельных на местном топливе – от торфа до твердых отходов – стало почти вдвое больше. За счет этого белорусская энергосистема смогла снизить потребность в газе на 2 млрд. кубометров.

- Формирование основ Энергетической стратегии в Республике Беларусь целенаправленно ведется с 1992 года, после одобрения правительством республики Энергетической программы Республики Беларусь на период до 2020 года (а также концепции до 2035г.).

- Установленная электрическая мощность установок по использованию возобновляемых источников энергии в организациях Минэнерго составляет 56,2 МВт.

- По всемирному веянию модных эко-тенденций, в Беларуси был принят закон о «Зеленом тарифе», который обязывал государство покупать «зеленую» электроэнергию по завышенному тарифу.

- Решение проблемы эффективного использования энергоресурсов находится в неразрывной связи с такими правовыми, экономическими и организационными направлениями, как рационализация организационной структуры управления энергосбережением и политики ценообразования в энергетической сфере.

- Исходя из проведенного исследования в рамках развития возобновляемых источников энергии предложено развивать следующие направления: в ветроэнергетике, в использовании биогаза, в солнечной энергетике, в геотермальной энергетике. В тоже время в энергосберегающей политике можно выделить ряд направлений, представляющих наибольший интерес для отечественной экономики: технические решения, экономическое обеспечение, финансовая политика и организация работ.


Заключение

В результате проделанной работы были сделаны следующие выводы:

- Ограниченность природных запасов и возрастающая сложность добычи ископаемого топлива, вкупе с глобальным загрязнением окружающей среды подталкивает человечество прилагать усилия в поиске возобновляемых, альтернативных источников энергии.

- Общеизвестен факт неблагоприятного воздействия на окружающую среду традиционных источников энергии, использование которых связано с образованием большого количества различных отходов, пагубно влияет на климатические условия.

- Актуальность использования нетрадиционных источников энергии будет непрерывно возрастать, требуя ускорения процессов поиска и внедрения. Уже сегодня большинство стран на государственном уровне вынуждены внедрять программы, снижающие расход энергии, тратя на это огромные средства и урезая собственных граждан в правах.

- Основные виды альтернативных источников энергии: гелио- и ветроэнергетика, гидроэнергетика, биоэнергетика, геотермальная, грозовая, водородная и даже космическая энергетика.

- В структуре национальной безопасности одной из важнейших составляющих является безопасность энергетическая. Полная обеспеченность государства требуемыми энергоресурсами выступает залогом обеспечения безопасности всех отраслей экономики.

- Концепция энергетической безопасности и повышения энергетической независимости Республики Беларусь исходит из того, что энергетическая безопасность и энергетическая независимость Республики Беларусь это совокупность факторов, обеспечивающих максимально надежное и наращиваемое обеспечение страны топливно-энергетическими ресурсами для устойчивого социально-экономического развития, достижения всей ти критериев экономической независимости и политической самостоятельности и минимизации ущерба в чрезвычайных ситуациях.

- Энергетические проблемы Беларуси обусловлены как сугубо энергетическими факторами, так и комплексом политических, финансово-экономических, социальных и других обстоятельств.

- Национальная экономика Республики Беларусь не располагает тем объемом и разнообразием энергоносителей, которые необходимы ей с учетом имеющегося воспроизводственного потенциала и заданных темпов развития.

- Энергетика Республики Беларусь, являясь основополагающим сектором экономики, охватывает не только выработку, преобразование, но передачу различных видов энергии.

- В промышленности Республики Беларусь расходуется около половины всех видов топливно-энергетических ресурсов, а электрической энергии более 60%. Удельный вес энергозатрат в себестоимости промышленной продукции предприятия Республики Беларусь достигает 40-45 %.

- Каждый год в Республике Беларусь добывается 1,645 млн.тонн нефти. Стабилизация добычи объемов нефти была достигнута путем применения со-временных методов бурения скважин, обеспечению добычи трудноизвлекае-мых запасов нефти и эффективному внедрению новой техники и технологий.

- Ежегодный объем переработки нефти на ОАО «Нафтан» и ОАО Мозырский НПЗ» с 2016 года составляет 24 млн.тонн.

- Для поддержания эффективности развития энергетики в Минэнерго существуют три организации обеспечивающие энергетическую безопасность.

- На 01.01.2018г. установленная мощность Белорусской энергосистемы составила 9 847,8 МВт, в том числе установленная мощность источников ГПО «Белэнерго» 9 020,7 МВт и энергоисточников, не входящих в состав ГПО «Белэнерго» 827,1 МВт. В тоже время было введено мощностей за 2011-2017гг 2015,8 МВт. Однако согласно данных 2016г. есть незначительное снижение расхода по отношению к данным 2016г. Так за июнь удельный расход снизился с 228,5 у.е. в 2016г. до 225,2 у.е. в 2017г.

- За последние пять лет котельных на местном топливе – от торфа до твердых отходов – стало почти вдвое больше. За счет этого белорусская энергосистема смогла снизить потребность в газе на 2 млрд. кубометров.

- Формирование основ Энергетической стратегии в Республике Беларусь целенаправленно ведется с 1992 года, после одобрения правительством республики Энергетической программы Республики Беларусь на период до 2020 года (а также концепции до 2035г.).

- Установленная электрическая мощность установок по использованию возобновляемых источников энергии в организациях Минэнерго составляет 56,2 МВт.

- По всемирному веянию модных эко-тенденций, в Беларуси был принят закон о «Зеленом тарифе», который обязывал государство покупать «зеленую» электроэнергию по завышенному тарифу.

- Решение проблемы эффективного использования энергоресурсов находится в неразрывной связи с такими правовыми, экономическими и организационными направлениями, как рационализация организационной структуры управления энергосбережением и политики ценообразования в энергетической сфере.

- Исходя из проведенного исследования в рамках развития возобновляемых источников энергии предложено развивать следующие направления: в ветроэнергетике, в использовании биогаза, в солнечной энергетике, в геотермальной энергетике. В тоже время в энергосберегающей политике можно выделить ряд направлений, представляющих наибольший интерес для отечественной экономики: технические решения, экономическое обеспечение, финансовая политика и организация работ.

 


РЕФЕРАТ

Курсовой работы

«Состояние освоения альтернативных источников энергии в мире (в Республике Беларусь)»

Объем работы 34 с., в том числе 3 рис., 2 табл., 22 наим. лит.

 

Ключевые слова: мировая энергетика, альтернативные источники, энергетическая безопасность, государство, тенденции развития, проблемы, перспективы развития альтернативных источников энергии.

 

Объектом исследования является альтернативные источники энергии.

Предмет исследования – направления развития альтернативных источников энергии.

Методы исследования: анализ и синтез, обобщение, сравнительный анализ.

Целью работы является оценка и анализ использования альтернативных источников энергии в Республике Беларусь и направлений ее развития.

Для достижения цели работы решены следующие задачи:

- рассмотрены теоретико-методологические основы источников энергии и использования альтернативных источников энергии;

- дана характеристика использования альтернативных источников энергии в мире и Республике Беларусь;

- сформулированы направления развития альтернативных источников энергии в Республике Беларусь.

Элементы научной новизны: предложены мероприятия по развитию использования альтернативных источников энергии.

Область возможного практического применения: в практике обеспечения энергетической безопасности Республики Беларусь.

 


оглавление

 

Введение.. 5

1  ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ.. 7

1.1  Роль альтернативных источников энергии в обеспечении энергетической безопасности страны.. 7

1.2  Классификация альтернативных энергетических ресурсов. 10

2  АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.. 16

2.1  Состояние развития энергетики в Республике Беларусь. 16

2.2  Анализ использования альтернативных источников энергии. 21

3  НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.. 25

Заключение.. 30

Список использованных источников.. 33

 

 


Введение

 

Одной из целей энергетической политики любой страны является максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций.

Проблема роста дефицита энергоресурсов выходит сегодня на уровень проблемы изменения климата, а, как известно, история человечества – это история борьбы за энергетические ресурсы. Подобная ситуация наблюдается и в XXI веке (к примеру, войны на Ближнем Востоке за нефть).

До резкого снижения цен на нефть в 2014 году энергетика переживала всплеск инновационной активности на различных уровнях: традиционные энергоресурсы, новые источники энергии, возобновляемые источники энергии, что обусловливало значительную инвестиционную активность мировых энергетических компаний в области НИОКР.

А сейчас цены на нефть опять пошли в верх и чтобы решить проблемы энергетической безопасности необходимо использовать более достойный способ решения проблемы нарастающего дефицита энергетических ресурсов – альтернативные источники энергии. В

 Беларуси этот вопрос очень актуальный и прорабатывается государственными органами.

Объектом исследования является альтернативные источники энергии.

Предмет исследования – направления развития альтернативных источников энергии.

Целью работы является оценка и анализ использования альтернативных источников энергии в Республике Беларусь и направлений ее развития.

Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть теоретико-методологические основы источников энергии и использования альтернативных источников энергии;

- дать характеристику использования альтернативных источников энергии в мире и Республике Беларусь;

- сформулировать направления развития альтернативных источников энергии в Республике Беларусь.

При выполнении работы изучены данные, полученные из статистических источников, а также специальная отечественная и зарубежная литература (Авчинников А. Б., Богомолов О.Т., Кругман, П.Р., Салыгин В.И., Литвинюк И.И., Яковец, Ю.В. т др. авторы).

 


ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.094 с.