Образец карточки для выписки — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Образец карточки для выписки

2022-02-10 99
Образец карточки для выписки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

№................................................... дня........................ г. Тема......................................................................................... Автор........... Стр.............. Название книги (или статьи)............... изд. ................................................................................................................................ ................................................................................................................................ ................................................................................................................................ ................................................................................................................................ ................................................................................................................................ ................................................................................................................................ ................................................................................................................................
Примечания
{
Мое мнение..................................................... ............................................................................ Где использовать.................................... ....................................................................

Что же касается даты, то она необходима на карточке для того, чтобы мы могли установить, когда сделана данная выписка.

Под «лбом» карточки помещается сама выписка.

Если мы имеем дело с цитатою, то вся выписка берется в кавычки.

Если выписка-цитата представляет собой отрывок из середины статьи, то перед началом выписки и в конце выписки ставится многоточие.

Если посреди выписки-цитаты пропущены какие-нибудь слова автора, то они заменяются многоточием.

Если слова автора заменяются собственными словами или подчеркиваются, об этом нужно указать в скобках.

V. Выписка пишется только с одной сторо ны карточки.

Это необходимо для того, чтобы карточками можно было играть, как шашками на шахматной доске. Готовясь к докладу, раскладываешь карточки на столе, и, передвигая их из стороны в сторону, сверху вниз и снизу вверх, располагаешь их в известной системе и устанавливаешь между ними известную логическую связь.

Но всего этого нельзя сделать, когда выписки помещены по обе стороны карточки, так как в этом случае одна сторона карточки и, следовательно, одна выписка остается всегда скрытой.

VI. Под каждой выпиской должно бы ть ука зано твоё мнение о ней и как её использовать. Некоторые товарищи полагают, что это делать лишне, и мотивируют свое мнение следующими доводами: «Ведь мы, говорят они, делаем выписки только из авторов, с которыми мы идеологически вполне солидарны, зачем же нам писать свое мнение об этих выписках».

Ошибка полагать, что мы всегда составляем выписки из авторов идеологически нам родственных; наоборот, мы часто цитируем и авторов, с которыми не согласны, чтобы показать их ошибки, их убожество, их партийную нечистоплотность, их предательство и т. д. Но цитируя таких авторов, мы должны всегда указать, как мы относимся к их мнению и где мы предлагаем использовать данное мнение.

Я не хотел бы, чтобы вы меня поняли так, будто мнение о данной цитате и указание, где ее использовать, нужно помещать под выписками только идеологически чуждых нам авторов. Означенные мнения и указания следует использовать и тогда, когда ты делаешь выписки из авторов, с которыми ты совершенно солидаризуешься.

VII. Выписки храни по темам в отдельных конвертах. Большое значение, как мы уже говорили, имеет не только процесс составления выписок, но и система хранения их.

Система хранения выписок должна помогать быстрой и легкой мобилизации выписок.

Мы знаем несколько систем хранения выписок, но большинство из них весьма сложны и чаще всего предполагают большое количество карточек по большому количеству вопросов; в вашей же работе вам полезнее всего будет использовать метод хранения карточек по темам в конвертах.

Этот метод заключается в том, что ты приготовляешь себе несколько конвертов и на каждом из них обозначаешь другую тему. На одном конверте, например, ты помечаешь: «Империализм», на другом — «Милитаризм», на третьем «Тресты и синдикаты», на четвертом — «Нэп», на пятом — «Аграрный вопрос в России» и т. д., и т. д.

Работая над каким-нибудь вопросом и сделав ту или иную выписку, ты на «лбу» карточки отмечаешь тему и соответственно этой теме отыскиваешь конверт и прячешь туда эту записку1.

Можно просто ножницами вырезать данную заметку, или статейку, или часть статейки из газеты и, пометив на ней тему, тоже спрятать в тот или иной конверт.

Выписки составляются и во время слушания лекции или доклада; и все такие выписки также распределяются по конвертам и там хранятся, пока не потребуются.

Когда тебе необходимо сделать доклад на тему, по которой ты собираешь выписки, ты, прежде всего, находишь соответствующий конверт и знакомишься с накопившимся в нем материалом и только после этого подыскиваешь новый недостающий материал.

Конверты хранятся в алфавитном порядке названий тем, намеченных на них.

Опыт работы многократно доказал, что выписки только тогда приносят пользу, когда ты составляешь их на определенное и небольшое количество тем. Только в этом случае в каждом конверте накопляется действительно полезный и ценный материал; только в этом случае легко произвести необходимую мобилизацию.

Из этого мы делаем такой вывод: при составлении выписок нельзя увлекаться всеми интересующими тебя вопросами и по всем этим вопросам составлять выписки, надо из всех интересующих вопросов выбрать главнейшие и только по ним составлять выписки.


1 Тема карточки является подтемой общей темы, помеченной на конверте.


№ 35
15 / II — 25 г.
Тема: „Кооперация и государственный капитализм“ Автор: Ленин. Стр. 12. Название книги: „О кооперации“, изд. „Красная Новь“. При частном капитализме предприятия кооперативные отличаются от предприятий капиталистических, как предприятия коллективные от предприятий частных. При государственном капитализме предприятия кооперативные отличаются от государственно-капиталистических, как предприятия частные, во-первых, и коллективные, во-вторых. Мое мнение: Где использовать — в реферате: „Роль кооперации при государственном капитализме“.

Образец заполненной карточки

ВОПРОСЫ, ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ, ЛИТЕРАТУРА

К 7-й ЛЕКЦИИ

Вопросы

1. Какая разница между заметкою и цитатою?

2. Какие цели мы преследуем составлением и выпискою заметок и цитат?

3. Почему мы советуем выписывать цитаты и заметки на отдельных карточках, а не в общей тетради?

4. Почему не рационально составлять выписки при первом чтении данной книги?

5. Что мы понимаем под вторичным чтением?

6. Если выписку из прочитанного нельзя сократить за счет начала и конца, так за счет чего ее можно сократить?

7. Почему нельзя на одной карточке сделать 2—3 выписки на разные темы?

8. Как вы поступите, если данная выписка не поместится на одной карточке?

9. Почему систему хранения карточек в конвертах следует считать самой простой?

10. Как вы думаете, что полезнее — завести 5 конвертов для пяти широких обобщающих тем или разбить эти 5 тем на подтемы и завести 10—15 конвертов? Когда легче будет распределить карточки по конвертам и найти нужную карточку?

11. Кроме выписок из книг, — что можно и нужно хранить в конвертах, посвященных определенным темам?

12. Как вы думаете — нужно ли конверты посвящать целым предметам, например, «История партии», «Политэкономия» или их полезнее посвящать отдельным темам, например: «Большевики и меньшевики», «Эпоха», «Звезда», «Правда» или «Прибавочная стоимость» и т. д.?

П рактические работы

1. Проработайте первую главу политэкономии Михалевского и выпишите оттуда 5 заметок и 5 цитат.

2. Установите темы, по которым вы предполагаете в этом году собирать выписки.

3. Набросайте свою схему хранения карточек.

4. Попробуйте на одну и ту же тему (в течение месяца) собирать материал (пользуясь карточной системой) из разных источников — книг, газет, докладов, бесед — и проверьте, насколько рационально так собирать материал.

Литература

Чарнолуский В. — Запись чтения. Изд. ВЦСПС. 1924 г.

Барански Н. — Техника работы над книгой — статья в журнале «Коммунистическое просвещение» № 13, изд. Главполитпросвета.

Борович. — Как читать книгу. Изд. «Труд». Харьков — глава о выписках из книги.

Дудем. — (редакция) Русский язык в Комвузах. Изд. Коммунистический Унив. им. Свердлова. М. 1927 г.



 

Лекция восьмая

ПЛАН, ТЕЗИСЫ И КОНСПЕКТ ПРОЧИТАННОГО

Настоящую лекцию мы посвятим вопросу о составе плана, тезисов и конспекта прочитанного.

Я подчеркиваю слово «прочитанного», так как в будущем мы еще будем говорить о составлении плана, тезисов и конспекта доклада.

Здесь мне хотелось отметить пока один весьма важный момент.

Когда мы приступаем к составлению доклада, мы, прежде всего, спрашиваем себя, о чем мы предполагаем говорить в нашем докладе, и только ответив на этот вопрос, задумываемся над тем, что мы будем говорить в нашем докладе или, точнее выражаясь, какими мыслями и фактами мы заполним наш доклад. Значит, готовясь к докладу, мы сначала составляем план доклада, затем тезисы, затем подбираем факты, подтверждающие наши тезисы, и потом все эти три элемента объединяем (как вы увидите дальше) в конспект.

При чтении же книги мы наблюдаем обратный процесс: мы не можем ответить на вопрос, о чем говорится в данном отрывке книги или статьи, пока не узнаем, что говорится в этом отрывке, какая основная мысль выражена в этом отрывке, иначе говоря, мы не можем составить плана прочитанного, не уловив предварительно тезисов прочитанного.

А нам, — скажете вы, кажется, что все происходит как раз наоборот: мы прочитываем страницу и сейчас же на полях книги или на отдельном клочке бумаги отмечаем, о чем говорится на данной странице, т. е. составляем план прочитанного и только затем формулируем основные мысли прочитанного, т. е. составляем тезисы.

Так это вам, товарищи, кажется: вы пропускаете один момент в описании процесса проработки прочитанного. Прежде, чем вы на полях книги отмечаете, о чем говорится в данном отрывке, вы мысленно учитываете, что говорится в данном отрывке, но вы этот «внутренний» момент не фиксируете, не отмечаете и вам кажется, что вы сразу приступаете к составлению плана прочитанного.

Итак, мысленно вы прежде составляете тезис, а затем — пункт плана, но прежде вы записываете пункт плана, а потом формулируете тезис.

Перейдем теперь к определению сущности конспекта, тезисов и плана прочитанного.

Я начал с конспекта потому, что конспект, по моему мнению, вмещает в себя и тезисы, и план, и фактический материал.

Некоторые из вас определяют конспект как простой пересказ прочитанного — это неверно: по конспекту можно пересказать прочитанное, но сам конспект пересказа не представляет.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.