Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2022-02-10 | 25 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Занятие 18. Хозяйственно-экономическая сфера семейных отношений.
1. Сообщение цели занятия.
Дискуссия «Кто и как должен распределять деньги в семье?»
Беседа «Бюджет семьи».
1. Как вы думаете, почему в одних семьях денег всегда хватает, а в других - никогда не хватает, сколько бы не зарабатывали родители?
2. Что такое бюджет семьи?
Бюджет – это план доходов и расходов семьи на месяц или год.
3. Из каких статей состоит бюджет семьи? (источники доходов).
4. Как нужно планировать расходы?
Фонд накопления для приобретения дорогих вещей и на «черный день».
Питание, оплата коммунальных услуг.
Приобретение одежды, обуви, косметики.
Повышение культурного и образовательного уровня.
Отдых и развлечения.
5. Возможности для увеличения доходов: совмещение работ, индивидуальная трудовая деятельность, экономия расходов.
4.Практическое задание:
Представьте, что у вас есть определённая сумма денег (10.000 руб.). Вам необходимо распланировать ваш семейный бюджет на месяц, т.е. при помощи таблицы напишите, как вы потратите эти деньги в течение месяца.
5. Анализ ситуации:
- Как вы думаете, нужно ли экономить деньги, если у вашей семьи большие доходы?
- Некоторые семьи пытаются экономить на питании. Что вы можете сказать по поводу подобной экономии?
- Как можно экономить на коммунальных платежах?
- Что делать, если вы стали безработным?
- Как лучше хранить ваши деньги: дома, в банке, в виде ценных бумаг? Почему?
6. Выполнение творческих работ на тему ″Домашний интерьер″, ″Уют в моем доме″.
Подведение итогов занятия.
Занятие 19. Роль семейных традиций.
1. Сообщение темы и цели занятия.
Информационный блок.
|
В большинстве семей существует свой определенный ритм жизни, свои правила и привычки, которые обыденны, просты и выполняются как бы автоматически. Все это сплачивает семью, украшает ее жизнь, позволяя сберечь разумное и доброе, найденное ранее и приумножая его.
Воспитательная сила традиций заключается, прежде всего, в том, что те знания, умения и навыки, которые в них содержатся, передаются старшим поколением и воспринимаются подрастающим, наиболее естественным путем.
В семье, богатой добрыми традициями, больше условий для нейтрализации отрицательного влияния негативных явлений.
Искусство общения в семье отражает уровень культуры быта, которая подразделяется на:
- культуру питания;
- одежды;
- жилища;
- досуга;
- общения;
- физическую культуру;
- духовную;
- культуру поведения.
3. Беседа«Для чего нужны семейные традиции?»
Что такое традиция?
Традиция – это правило поведения, событие, регулярно повторяющееся.
Почему в каждой семье должны быть свои традиции?
Какие традиции должны быть в каждой семье (распорядок дня, поздравительные, праздничные, оздоровительные, культурные традиции)?
Рассказ о традициях.
Что делать, если в вашей семье нет каких-либо из этих традиций?
Какие отрицательные традиции могут быть в семье (отсутствие взаимопомощи, интереса к литературе, искусству, пьянство, неправильное питание, отсутствие праздничных дней, неправильный отдых)?
Как защитить себя от отрицательных семейных традиций?
Дискуссия «Может ли ребенок изменить традиции семьи?».
5. Практическое задание: Составьте описание интересных дел, которые, по вашему мнению, должны стать традициями вашей семьи.
Дискуссия «Если мама – медсестра, значит, и дочь должна стать медсестрой?». Что такое семейная профессиональная традиция? Нужно ли сохранять семейные профессиональные традиции? Чем это хорошо, а чем – плохо?
7. Решение проблем:
Допустим, что вы хотите стать фотомоделью, а родители хотят, чтобы вы приобрели профессию гувернантки. Что вы будете делать?
|
Для приобретения профессии, о которой вы мечтаете, нужно платить за учебу, а денег у родителей нет. Что делать?
Вам нравятся две или даже три профессии. Как следует поступить в этом случае?
8. Информация по теме "Как влияют прародители на внутрисемейные отношения?".
Воздействие бабушек и дедушек на младших членов семьи, их вклад в воспитательный потенциал семьи трудно оценить однозначно. Сложные и противоречивые отношения связывают подчас родителей и их взрослых детей и внуков. Психологический климат в семье и характер влияния на ребенка зависят от качества этих взаимоотношений. Так, например, одностороннее доминирование в семье матери, а тем более бабушки по материнской линии выступает как фактор, увеличивающий вероятность невротических нарушений у детей.
Приобретение новой внутрисемейной роли (роли бабушки или дедушки) сопровождается существенной перестройкой сложившейся иерархии отношений, поиском гармонии возникшей социальной роли и уже имеющихся ролей (у женщин — роли жены, мамы, свекрови или тещи), которые часто противоречат друг другу. Освоение прародительского статуса требует выработки новой внутренней личностной позиции.
Оптимальная готовность бабушек и дедушек состоит в осознании своей собственной особой роли. Прародители понимают ценность внуков, появление которых означает новый этап их жизненного пути, повышает общественный престиж, удлиняет жизненную перспективу, создает новые источники удовлетворенности жизнью. Наряду с оказанием некоторой помощи — бытовой, материальной, бабушки и дедушки выступают в роли связующего звена между прошлым и настоящим семьи, передают традиции проверенные ценности, окружают внуков поистине безусловной любовью. Незрелость, неготовность прародителей выражается в том, что они вообще отказываются от новой позиции, защищаются против нее («ребенок ваш», «нам тоже никто не помогал») либо, напротив, «с восторгом и усердием» захватывают, узурпируют родительскую роль, лишая ее молодых родителей.
А. С. Спиваковская приводит примеры двух типов бабушек, не нашедших удачного сочетания ролей: «бабушка-жертва» и «бабушка-соперница».
«Бабушка-жертва» воспринимает роль бабушки как центральную для себя, взваливает на свои плечи груз хозяйственно-бытовых и воспитательных забот, отказавшись от профессиональной деятельности, ощутимо ограничив дружеские контакты и досуг. Сделав заботы о семье, детях и внуках смыслом своего существования, пожертвовав другими сторонами личной жизни, эта женщина периодически испытывает противоречивые чувства, включающие недовольство близкими, обиду за недостаточную благодарность с их стороны, тоску и раздражение. Характерная позиция внуков такой бабушки — любовь к ней и вместе с тем зависимость, привычка к опеке и контролю, трудности самоконтроля и общения с другими детьми.
|
«Бабушка-соперница», на первый взгляд, более рационально совмещает свои разноплановые обязанности, продолжает работать, посвящая внукам выходные и отпуска. Неосознанная тенденция ее прародительства состоит в соперничестве с дочерью или невесткой в том, чтобы быть лучшей, более успешной «матерью» внуку. В этом случае идет поиск ошибок и промахов родителей ребенка, а все успехи в воспитании приписываются ею себе, хотя иногда и возникает чувство вины и раскаяния за непримиримость по отношению к собственным взрослым детям. Внуки улавливают конфликтность взаимоотношений взрослых членов семьи и либо винят себя за это, остро ощущая свою неполноценность, либо прагматически используют противоречия позиций взрослых.
На основании мнений самих бабушек и дедушек ею сформулированы четыре функции прародителей в семье, имеющие характер общей важной идеи для самого прародителя и/или других членов семьи.
Присутствие — как символ стабильности, как интегрирующий центр, как сдерживающий фактор при угрозе распада семьи.
Семейная «национальная гвардия» — призваны быть рядом в трудный момент, оказать поддержку в кризисной ситуации.
Арбитры — согласование семейных ценностей, разрешение внутрисемейных конфликтов.
Сохранение семейной истории — ощущение преемственности и единства семьи.
Классификацию прародителей по критерию выполняемой ими внутрисемейной роли предлагает отечественный психолог О. В. Краснова:
формальные — строят отношения в соответствии с социальными предписаниями о роли старшего в семье;
|
суррогатные родители — берут на себя ответственность и заботу о внуках;
источник семейной мудрости — осуществляют связь с семейными корнями;
затейники — организуют отдых и досуг внуков;
отстраненные — редко включены в реальную жизнедеятельность семьи детей и внуков.
В отечественной психологии первое эмпирическое исследование вклада бабушек в жизнь семьи детей ивзаимоотношений бабушек с внуками проведено общественным центром «Геронтолог» (рук. О.В. Краснова). В исследовании участвовали женщины, проживающие в Москве и в небольших городах Московской области, в возрасте от 40 до 85 лет, имеющие внуков. Учитывался ряд параметров: возраст бабушек, образование, совместное или раздельное проживание с детьми, факт продолжения трудовой деятельности, характер родственных связей (внук/внуки от сына или дочери), частота контактов, возраст внуков. Специально разработанная анкета включалавопросы о совместных занятиях бабушек с внуками; о представлениях бабушек о воспитании внуков; о системе поощрений и наказаний внуков; о надеждах на будущее; о помощи детям в воспитании внуков; о том, где внуки учатся хорошему и дурному; о доле участиястаршего поколения в воспитании внуков; о причинах беспокойства за внуков; о конфликтах с детьми; ороли в семье, которую отводит себе старшее поколение.
На основании анализа полученных данных выделены три основных типа бабушек: «формальная», или «обычная»; «активная», или «увлеченная»; «далекая», или «отстраненная», «символическая».
«Обычные бабушки» принимают участие в уходе за внуками и в их воспитании, однако под воспитанием они скорее подразумевают помощь в бытовом уходе за ребенком (приготовление обедов, кормление, гуляние, купание ит.д.) и/или материальное обеспечение семьи. Согласно проведенному опросу, каждая вторая бабушка относится к типу «обычной». Она вместе с внуками смотрит телевизионные передачи, читает им, гуляет с ними, летом, как правило, проводит время вместе (например, на даче). В приготовлении уроков, в играх, культурном просвещении внуков бабушки этого типа участвуют незначительно. Они поощряют внуков: хвалят, обнимают, целуют; покупают мороженое, сладости, фрукты, игрушки, вещи. При этом обычно делают это «просто так» или «за хорошее поведение», «за то, что она маленькая». В качестве наказаний «в случаях плохого поведения», непослушания предпочитают не общаться с ними или поругать.
«Активные», «увлеченные бабушки» имеют высокую степень вовлеченности в досуг и проблемы своих внуков. Они заботятся о внуках, балуют их, помогают делать уроки, играют с ними, ходят в театры и на выставки, что требует больше усилий, моральных и физических. Увлеченные бабушки чаще отмечают и поддерживают у внуков проявления доброты, сочувствия, помощи; чувствительны к моментам, когда внукам требуется поддержка, ободрение. В качестве наказания за «вранье, лень, грубость» ругают, запрещают смотреть телевизор или ходить в гости, могут дать подзатыльник или не общаться, т.е. они проявляют большую активность в наказаниях по сравнению с бабушками предыдущего типа и считают, что имеют на это право.
|
«Далекие», «отстраненные бабушки» затрачивают на внуков гораздо меньше времени. Внуки таких бабушек с рождения воспитывались или только родителями, или с помощью старшего поколения «с другой стороны», т.е. бабушки «отстраненного» типа не имели и продолжают не иметь каких-либо обязанностей по отношению к внуку. В высказываниях отстраненных бабушек очень часто встречаются противоречия. Такая бабушка, например, считает, что ее главная роль в семье — воспитание внуков, но под воспитанием она подразумевает только чтение и прогулки на свежем воздухе; или, утверждая, что у нее есть обязанности по отношению к внуку, видится с ним один-двараза в году, когда телефонные разговоры, воспоминания — единственный вид совместной деятельности.
Проведенное исследование позволило наметить этапы прародительства и описать динамику семейной жизни пожилых женщин на разных стадиях жизненного цикла.
Первый — «молодая бабушка» — начинается для женщины в возрасте 47—51 года. Как правило, она продолжает активно трудиться, однако берет на себя долговременные обязанности по уходу и/или помощи в уходе за внуком по мере сил и возможностей; становится «обычной» бабушкой, реже «активной» или «далекой». В основном занимается обслуживанием семьи и внуков, т.е. «кормлением», «прогулками» и прочими делами, которые имеют хозяйственно-бытовую направленность, помогает материально. Молодая бабушка редко проживает одиноко, в основном с мужем или вместе с детьми и внуками.
Именно в группе молодых бабушек наблюдается подмеченная в повседневной жизни закономерность: внуки от дочерей «ближе», чем от сыновей, и бабушки внуков от дочерей больше вовлечены в их жизнь, чаще с ними встречаются.
В дальнейшем, по мере роста внука молодые бабушки не перестают помогать детям, хотя объем выполняемых дел уменьшается. Оптимально соотношение возраста бабушки (до 65 лет) и возраста внука (до 11 лет) для максимального развертывания «бабушкинской» деятельности.
Второй — «старая бабушка» — наступает после того, как внук достигает 10 — 11 лет, бабушке обычно 58 — 62 года. Если она имеет нескольких внуков, то часто остается в группе «молодых» до тех пор, пока младшему не исполнится 10 —11 лет. Появляется новый вид общения с внуками, более равноправный.
Выход на пенсию, особенно в большом городе, оказывает влияние на характер отношений с внуком, и часть «обычных» бабушек, преимущественно со средним образованием, переходит в категорию «активных». Некоторые же на этом этапе отдаляются, как правило, это женщины, живущие в мегаполисе и имеющие более высокий уровень образования. Те, кто с первого этапа занимал позицию «отдаленной» или «увлеченной» бабушки, редко ее изменяют при сохранении условий проживания.
Если «молодую» бабушку больше волнует здоровье внука, то у «старой» появляются тревоги и опасения в отношении его образования, выбора будущей профессии, друзей, любимых, будущего в целом. На этой стадии уже не имеет особого значения, от кого внуки — от дочери или сына. Она больше, чем молодая бабушка, заинтересована в сохранении семейных традиций, ценностей и в этом видит свою основную роль в семье.
Третий — «пожилая женщина», «старая женщина» — начинается после достижения внуками 18-летнего возраста, когда у взрослых детей и выросших внуков появляются обязанности по отношению к старшим членам семьи, которые сами теперь нуждаются в помощи и уходе в связи с ухудшением здоровья. На этой стадии происходит «переворот» ролей — меняется баланс независимости и автономии членов семьи.
Таким образом, этапы прародительства зависят от возраста внуков, социального статуса пожилых женщин и состояния их здоровья. Вклад старшего поколения в семейную жизнь и спектр ролей зависят не только от возраста, образования, условий проживания пожилого человека и видов родственных связей, но также от социальных и личностных норм его жизни, от общественных потребностей и ожиданий.
Осуждение информации.
Упражнение "Сценки из жизни семьи".
Участники делятся на две подгруппы и по-очереди разыгрывают сценки из семейной жизни. Это может быть ситуация, имевшая место в прошлом, ситуация, которая может сложиться в будущем, или фантастическая ситуация. Можно разыгрывать сценки без слов или со словами. В случае разыгрывания сценок без слов больше внимания уделяется мимике и пантомиме, через них выражаются чувства отношения, чувства. Играющие могут рассказать о своей ситуации, а могут предоставить зрителям возможность догадаться. Сцена обычно проигрывается на определённом пространстве комнаты и имеет четкое начало и конец по времени. Когда сцена подходит к концу, ведущий просит играющих остановиться. После проигрывания зрители, а затем ведущий делятся своими впечатлениями. Участники могут придумать и разыграть сцены все вместе на любую тему.
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!