II.2. Анализ женских образов в экранизациях классиков мировой литературы — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

II.2. Анализ женских образов в экранизациях классиков мировой литературы

2022-10-05 41
II.2. Анализ женских образов в экранизациях классиков мировой литературы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Экранизация произведения «Анна Каренина» Льва Николаевича Толстого.

«Анна Каренина» - это знаменитая история о несчастной женщине, которая бросилась под поезд, запутавшись в собственной жизни. Произведение было экранизировано много раз. Еще в далекие времена Российской Империи вышло два немых фильма по этому сюжету. Четыре киноленты в СССР, два - в Российской Федерации.

За рубежом фильмы по мотивам романа ставили в Германии, во Франции, в США, в Италии, в Венгрии и в Великобритании пять раз. Самая свежая постановка - британская экранизация режиссера Джо Райта 2012 года.

Роль главной героини, Анны, исполнила талантливая актриса Кира Найтли, роль ее консервативного мужа – актер Джуд Лоу.
Лента получила «Оскар» за прекрасные костюмы. Через весь фильм проходит мотив театральности и искусственности светской жизни.

2. Экранизация произведения «Чайка» Антона Павловича Чехова

Экранизация пьесы «Чайка» в 1970 году принадлежит заслуге режиссера Юлия Карасика. Сам режиссер говорил, что «Чайка» - «единственное произведение Чехова, в котором собственная биография автора, его мысли, факты из личной жизни нашли прямое свое отражение».

Фильм «Чайка» получил специальную премию международного кинофестиваля в Чикаго. Работа со сценарием была проведена осторожно, поэтому повествование почти полностью совпадает с одноименной пьесой.

Начинающий провинциальный писатель Константин Треплев ставит новаторскую и никому не понятную пьесу, где играет его возлюбленная – дочь соседского помещика Нина Заречная. Пьеса проваливается, а обитатели поместья у озера ощущают страдания от неразделенной любви и взаимного непонимания.

Отвергнутые чувства, обманутые надежды, мечты о славе и усталость от разочарований – это все так понятно на любом языке и в любой культуре. Поэтому, пьеса была экранизована за рубежом. Главные женские роли исполняют легендарные актрисы: Аннет Беннинг в образе стареющей кокетки Ирины Аркадиной, Сирша Ронан в роли наивной и светящейся надеждой на счастье Нины Заречной и Элизабет Мосс – мрачная и вечно подавленная Маша.

3. Экранизация произведения «Мастер и Маргарита» Михаила Афанасьевича Булгакова

 Попытки экранизировать роман М. Булгакова осуществлялись несколько раз, но успешными их назвать нельзя. Последней, на сегодняшний день экранизацией романа является десятисерийный телесериал Владимира Бортко, увидевший свет в 2005 году. Основной задачей режиссёра было сделать максимально полную и адекватную версию романа. И этот замысел режиссера удался – постановка вышла замечательной.

Образ Маргариты в экранизации романа «Мастер и Маргарита» – это образ любимой и любящей женщины. Она готова на самопожертвование во имя любви. Эта женщина энергична и импульсивна, искренняя и верная. В жизни Мастера она играет роль музы и спасительницы.

Интересно, что изначально образа Маргариты не было в романе М. Булгакова. Она добавил эту героиню, а с ней и любовную линию с целью придания роману лиричности и гуманизма. Русский кинорежиссер умело воплотил этот образ на экране. При его воссоздании он буквально передал видение Булгакова. Это пример точной экранизации, когда кинолента максимально близка к сюжету и системе образов литературного произведения

До встречи с мастером, жизнь Маргариты была пустой и бесцельной.
Героиня в 19 лет вышла замуж за богатого и уважаемого человека. Супруги жили в красивом особняке. У нее были любящий муж и отсутствие бытовых забот, Маргарита «не знала, что такое примус». Но героиня «не была счастлива ни дня».

Героиня не видит в своей обывательской жизни ни цели, ни смысла. Ей тяжело, скучно и одиноко в своем особняке. Внутренний мир Маргариты богат, и ей нет места в сером скучном мире обывателей, к которому принадлежал и ее муж.

Удивительная красота, живые, «чуть косящие глаза», в которых светилось «необыкновенное одиночество» – такое описание Маргариты в романе «Мастер и Маргарита». Этот образ был мастерски воплощен режиссером на экране.

Маргарита – внутренне одинокая, несчастная женщина. В ее сердце -  нерастраченное тепло. Она не имеет возможности направить в нужное русло неуемную энергию своего характера. После встречи с Мастером женщина преображается. В ее жизни появляется смысл – ее любовь к мастеру, и цель – роман Мастера. Маргарита проникается ним, помогает своему любимому писать и редактировать, говорит. Вся энергия ее светлой души направляется на Мастера и его труд. Не знавшая ранее бытовых забот, тут Маргарита, лишь зайдя в квартирку Мастера, бросается мыть посуду, готовить ужин. Даже мелкие бытовые дела приносят ей радость рядом с любимым. Рядом с мастером мы видим Маргариту заботливой и хозяйственной. При этом она легко балансирует между образом заботливой жены и музы писателя. Она понимает и сочувствует мастеру, любит его, и труд всей его жизни – роман. Именно поэтому возлюбленная мастера так болезненно реагирует на отказ им в издании романа. Она уязвлена не менее мастера, но умело это скрывает, хотя и грозится отравить критика.

Чтобы вернуть любимого, героиня романа соглашается отдать свою душу дьяволу. Находясь в страшном отчаянии, Маргарита на вечерней прогулке встречает Азазелло. Она так бы и проигнорировала его попытки заговорить с ней, но он зачитает ей строки с романа мастера. От таинственного посланника Воланда героиня получит волшебный крем, что дарит ее телу удивительную легкость, а саму Маргариту превращает в свободную, импульсивную, храбрую ведьму.

С превращением начинается новая страница в жизни Маргариты. Прежде чем попасть на бал сатаны, она громит квартиру Латунского. В этом проявляется ее стремление к восстановлению справедливости. Символически, она делает с жильем критика то, что он пытался сделать с жизнью и романом Мастера.

Образ Маргариты-ведьмы – очень сильный, яркий, автор не жалеет красок и эмоций изображая ее. Маргарита будто снимает с себя ограничения и условности и становится сама собой.

Считается, что у Маргариты был реальный прототип. Это третья жена Михаила Булгакова – Елена Сергеевна. Во многих биографиях писателя говорится, что Булгаков называл ее «Моя Маргарита». Она была с писателем в его последние дни жизни, вместе с ним редактировала его, а потом боролась за то, чтобы произведение напечатали.

Мастер и Маргарита встречаются впервые только в 19 главе романа. Вместе с появление Маргариты в романе появляется любовная линия. Она и муза мастера, и его «тайная» заботливая жена, и спасительница. Благодаря ее образу роман обретает гуманизм и эмоциональность.

 

4. Экранизация произведения «Бедная Лиза» Николая Михайловича Карамзина

Очень удачная экранизация повести была осуществлена режиссером Славой Цукерманом в 1998 году. Фильм был полностью снят в Москве и точно передает атмосферу городской старины, описанной русским прозаиком-сентименталистом и историком Николаем Карамзиным.

Лиза – это простая девушка, крестьянка из бедной семьи. У нее голубые глаза и белокурые волосы. Отец девушки умер, она живет в хижине с больной матерью. Всё домашнее хозяйство находится в руках Лизы. Девушка трудолюбива, мастерицей на все руки. По весне Лиза продает цветы.

Образ Лизы - воплощением нравственности и чистоты. Автор отмечает, что героиня имеет «прекрасную» душу. Она застенчивая, честная и порядочная. честна с собой и с другими людьми. Продавая цветы, она знакомится с Эрастом и отказывается брать рубль, который он хотел ей дать за цветы ценой 5 копеек. Это говорит о гордости девушки.

Карамзин поднял в литературе новую проблему – любовь простой крестьянской девушки. Ее чувства прекрасны, они чище любви светских красавиц. Она отдается отношениям с Эрастом с головой, для нее возлюбленный является всем миром. Девушка полностью доверяет Эрасту и верит в то, что их любовь будет длиться всю жизнь.

Наивность и чувствительность приводят героиню к трагичному финалу. Понимая, что Эраст предал и обманул ее, она понимает, что не сможет жить без своего возлюбленного и бросается в реку. Жизнь без любви для героини не имеет смысла.

Образ Лизы, был новаторским в литературе. Самоубийство главной героини повести «Бедная Лиза» становится своеобразным протестом против общества, в котором любовь проигрывает богатству.

  Название произведения заключает в себе оценку автора относительно Лизы. Она бедная в финансовом плане, и также бедная, потому что обманута в чувствах. Лиза совмещает в своем образе два типа нашей классификации -образ молодой девушки и «образ нежно любящей женщины, жизнь и чувства которой разбиты».

5. Экранизация произведения «Мать» Максима Горького (урожденное имя – Алексей Максимович Пешков)

Роман М. Горького "Мать" — одно из наиболее значительных в русской литературе начала двадцатого века. Это роман о русском революционном движении. В центре повествования — Власова Пелагея Ниловна, мать Павла.

Произведение построено таким образом, что Ниловна является участником или свидетелем всех описанных событий. Путь Ниловны сложен и противоречив. Женщине, прожившей большую часть жизни в покорности и страхе, не так просто было освободиться от старого. Пелагея Ниловна испытала всю горечь тяжелой участи жены рабочего человека.

Фильм режиссера Всеволода Пудовкина — первая экранизация одноименного романа Максима Горького. Другие наиболее известные киноверсии этого произведения — лента Марка Донского «Мать», поставленная в 1955 году, и картина 1989 года, снятая Глебом Панфиловым.

Пелагея - робкая, бедная, замкнутая, религиозная женщина. Муж ее – пьяница и грубиян, и она учит сына спасаться от людей, потому что они «ненавидят друг друга». Узнав, что сын читает запрещенные книги, она испугалась, но потом поддержала его с товарищами. Из среды, где она жила в угнетении, героиня попадает в круг людей, преданных идее.

Пелагея исполняет решающую роль в развитии сюжета произведения. Она участвует во всех событиях, происходящих в книге, повествование часто ведется от ее лица. Характерно, что лейтмотив, сопутствующий ее появлению в романе, — страх. Вначале - страх забитого человека, позже — страх за то, что люди не поймут идей Павла, в конце произведения — это уже страх за то, что она не будет достойна Павла, и опасения за его безопасность. Несмотря на эти чувства, Пелагея не во всем помогает сыну. Именно чувство единения с сыном помогает ей в какой-то момент полностью преодолеть страх.

С образом матери в произведении связана тема воскрешения человеческой души, тема второго рождения человека. Поставив в центре повествования бессильное, забитое существо, которое в своей жизни ничего не видело, кроме побоев и грубости, Горький показал, как в процессе постепенного перерождения расширяется значение слова "мать". Сначала Ниловна — источник жизни Павла, ее любовь — эгоистическая любовь к сыну. В конце книги она прообраз матери всех детей: "Мы все дети одной матери-правды". Мать многого не понимает, но она чувствует правду, это заложено в ней изначально. После ареста Павла Пелагея носит на фабрику листовки, чтобы не остановилось дело, начатое сыном. Из темного, забитого, безмолвного существа она преобразуется в человека, знающего правду и уверенно несущего ее людям.

Ее интересы, поведение ранее были ограничены бытовыми заботами. Ее любовь к единственному сыну переросла в огромное материнское чувство ко всем борцам за освобождение народа. Сознание того, что она своими действиями приносит существенную пользу революционной борьбе, наполняет сердце женщины гордостью, является основой возникшего у нее чувства самоуважения. Не только Ниловна гордится своим сыном, но и Павел гордится своей матерью, которая стала ему по духу родной. Эта духовная общность укрепляет и наполняет глубоким содержанием любовь матери и сына. Процесс духовного обогащения был сложным и трудным, но она преодолела трудности.

На новом пути Пелагеи Ниловны в революционном движении сгорает все старое, отсталое, рождаются новые мысли и чувства. Она проникается большой любовью к миру, к людям, к народу.

В романе М. Горький создал образ женщины-революционерки, для которой все бойцы за общую правду — ее дети. "Мать", которая доносит до них лозунг своей жизни: "Не оставляйте детей своих на одиноком пути!". После своего сна Пелагея полностью освобождается от старой веры. И мы больше не сомневаемся, что Пелагея Ниловна поможет выжить своим детям, даст им необходимые силы, для борьбы, поддержит их в самую тяжелую минуту, потому что она — самая настоящая мать!

6. Экранизация произведения «Макбет» Уильяма Шекспира

Эта легендарная пьеса Уильяма Шекспира была экранизирована много раз. Одна из самых удачных кинолент – работа австрийского кинорежиссера Джастина Курзеля 2015 года.

Интерес представляет образ жены главного героя, который всегда на войне. Женщина недавно потеряла ребенка, и теперь боится потерять еще и мужа. Чтобы удержать его рядом, она начинает устранять конкурентов в борьбе за королевскую корону.

Образ героини относится к типу женщины с сильным характером. Но средства, которые она использует для достижения своей цели, нельзя назвать ни правильными, ни гуманными.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.