Понятие законности и ее принципы — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Понятие законности и ее принципы

2022-10-05 27
Понятие законности и ее принципы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Законность выступает одним из важнейших явлений политико-правовой жизни. Оно весьма содержательное и многоплановое. Существует немало определений понятия законности. Это зависит от того, какие ее стороны и аспекты в теории и практике выделяются, какая ее функциональная роль рассматривается. Речь может идти о законности как принципе деятельности государства и его органов, как методе осуществления власти, как режиме общественной и государственной жизни, как требовании, предъявляемом к должностным лицам и др.

По своему большинство встречающихся в литературе подходов к законности правильно. Между тем в ней есть стержневое начало, которое всегда отражает ее сущность, а потому неизменно входит органичной составной частью всякого определения понятия законности. Это требование строгого и неуклонного соблюдения и исполнения теми или иными субъектами права действующего законодательства.

Изучение проблем законности имеет довольно длительную историю и неоднозначное решение. Это во многом свидетельствует о политическом значении данных проблем, их тесной взаимосвязи с режимом осуществления государственной власти.

В нашей стране тема законности всегда находились в центре внимания юридической мысли. На протяжении десятилетий советской власти фундаментом понимания законности стали идеи, изложенные в трудах основоположников марксизма-ленинизма. К. Маркс рассматривал законность как соблюдение требований законна, основанного на интересах конкретного общества. В.И. Ленин подчеркивал необходимость соблюдать свято законы и предписания Советской власти и следить за их исполнением всеми. В конечном счете законность рассматривалась как сугубо классовое явление.

В развитие данных идей в СССР сформировалось сущностное видение законности (она именовалась социалистической) как требования обязательного осуществления законов и подзаконных нормативно-правовых актов самим государством, его органами, общественными организациями, предприятиями, учреждениями, должностными лицами и гражданами. Среди ленинских принципов законности стабильно назывались верховенство закона, единство законности, взаимосвязь с целесообразностью, культурностью, справедливостью.

Многие идеи прошлого относительно законности получили заслуженное признание и в значительной мере используются в России и поныне. Однако целиком, без коррективов они применяться уже не могут. Не случайно существенные изменения в произошли с пониманием самого права, а также государства, демократии, прав человека и т.д.

Такое положение естественно. Ведь сегодняшняя Россия отказалась от прежнего административно-командного устройства общества и осуществляет радикальный переход к демократии на основе признания общечеловеческих ценностей. Среди ценностей на первое место действующая Конституция Российской Федерации поставила человека, его права и свободы (ст. 2). Несмотря на известные сложности в социально-экономической области, активно формируется правовое государство, гражданское общество, где законность приобретает более глубокий смысл, наполняется новым содержанием, становится важнейшим фактором цивилизованного государственно-правового строительства.

Важнейшим положением законности неизменно и бесспорно сохраняется необходимость неукоснительного выполнения требований законодательства теми, к кому оно обращено. В свою очередь за последние годы в науке все чаще обоснованно обращается внимание на то, что законность должна распространяться не только на сферу осуществления правовых норм, но и сферу правотворчества.

Сама жизнь показала и поныне показывает, что диктаторская власть способна творить произвол именно с помощью неукоснительного соблюдения устанавливаемых ею законов и подзаконных актов. Наглядным свидетельством могут служить многие положения советского законодательства периода «сталинизма: Характерны репрессивные нормы уголовного законодательства, содержащие понятия «враг народа», «жена изменника родины», «член семьи врага народа»; устанавливающие уголовную ответственность за всякую критику власти, за частную предпринимательскую деятельность, за проживание без прописки и т.д.

Нормативно-правовое санкционирование произвола, бесправия, тирании, жестокости имеет место и в других странах, где установлены тоталитарные и иные антинародные режимы. Примером тому государственно-правовая практика фашистской Германии, Кампучии и период правления Пол Пота – Иенг Сари, ЮАР в годы апартеида, Афганистана при власти талибов и др. Многие политические и гражданские права человека попираются в законах коммунистической КНДР.

Логично возникает вопрос – строгое и неукоснительное исполнение всякого ли закона приводит к установлению режима законности, действительно отвечающего интересам человека? Очевидно, что нет. Значит закон должен изначально соответствовать определенным принципам и требованиям. Речь идет о том, что только то общество может считаться демократическим, где законы воплощают принципы справедливости, равноправия, гуманизма, народовластия, наконец – соответствуют общепризнанным правам и свободам человека. Именно так сегодня решается вопрос в Российской Федерации.

Таким образом, когда речь идет о законности в современном ее понимании, следует иметь в виду строгое исполнение именно демократических, правовых законов. Хотя, разумеется, всякий нормативно-правовой акт действует, должен осуществляться, пока он или его отдельные нормы не отменены в установленном порядке или действие их не приостановлено.

Весьма важным является вопрос о том, к каким субъектам обращена законность. В юридической литературе здесь обычно называются все без исключения участники общественных отношений, включая граждан. Однако получает распространение несколько иной научный и имеющий практическое значение взгляд. Согласно ему, законность своими требованиями обращена главным образом к государству и его органам, органам местного самоуправления, различным должностным лицам, т.е. тем, кто наделен властными полномочиями и призван действовать в интересах граждан.

Нарушение закона чиновником при осуществлении своих функций есть первейшее нарушение законности. Нарушение закона рядовым гражданином можно рассматривать как нарушение правопорядка. Такой подход позволяет четко оценивать законность, не смешивать ее с понятием правомерного поведения всех и каждого. И это вовсе не означает, что гражданин не должен исполнять закон, равно как не влечет освобождения какого-либо правонарушителя от применения к нему установленных мер юридической ответственности.

В итоге можно предложить понимание законности как требование строгого и неуклонного соблюдения и исполнения демократических законов и соответствующих им подзаконных нормативно-правовых актов государством и всеми иными субъектами, наделенными государственно-властными полномочиями.

Большое значение для теории и практики имеет вопрос о принципах законности. Это ведущие начала, на которых она базируется, которые определяют ее сущность, содержание и социально-юридическое значение. В юридической литературе, включая учебную, приводится различное количество принципов. В качестве основных можно выделить: а) единство законности; б) верховенство закона; в) гарантированность законности; г) связь законности и целесообразности.

Содержание принципа единства законности составляют требования целостности и четкой сформированности правовой системы государства, общеобязательность положений законодательства для соответствующих субъектов, единообразное понимание норм законодательства всеми.

Принцип верховенства закона означает его верховенство как источника права, соподчинение нормативно-правовых актов согласно юридической силе. В Российской Федерации верховенством обладает Конституция. В свою очередь на ее основе признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно нормам и принципам международного права.

Под гарантированностью законности понимается ее реальность. Иными словами это есть совокупность условий и средств (способов), обеспечивающих принятие демократических нормативно-правовых актов и их точную и неукоснительную реализацию теми или иными лицами. Сюда же относятся средства, позволяющие защищать законность от нарушений, ее восстанавливать, привлекать виновных к юридической ответственности.

Связь законности и целесообразности означает их недопустимость их противопоставления. Речь прежде всего здесь идет о том, чтобы в рамках закона тот или иной субъект имел возможность выбора оптимального варианта действий применительно к объективным обстоятельствам, фактически сложившейся ситуации. К примеру важно, что следователь может применить к обвиняемому различные меры пресечения, исходя из личности обвиняемого, тяжести совершенного деяния и т.д.

Гарантии законности

Установление режима законности, ее воплощение в деятельности государства и других наделенных властью субъектов далеко не всегда происходит автоматически. Для этого необходимы гарантии. Под ними традиционно понимается система общих экономических, политических, идеологических условий и факторов, а также специальных юридических и иных средств, которые позволяют законности быть реально осуществимой и дают возможность ее защищать в случае посягательств.

Экономическими, политическими и идеологическими гарантиями в широком смысле выступают все те условия в рассматриваемых сферах жизни, которые позитивно влияют на правомерное поведение всех субъектов права. В этом смысле к экономическим гарантиям относятся развитость экономики в целом, высокое благосостояние общества и его граждан, уважение частной собственности, достойный уровень жизни сотрудников правоохранительных органов и др.

Политическими гарантиями законности является режим демократии, развитость ее институтов и форм, обеспечивающих подлинное народовластие; установление приоритета интересов личности во взаимоотношениях с государством, разделение властей, участие граждан в делах общества и государства, включая гражданский контроль за властью. Само правовое государство, которым по Конституции является Россия (ст. 1), есть политический гарант законности.

Идеологические гарантии не менее важны для утверждения законности как режима, как метода осуществления государственной власти. Это идеологический плюрализм, уровень культуры общества и его членов, их нравственный потенциал. Здесь особое значение имеет общественное и индивидуальное правосознание, политико-правовая культура. К примеру, от того, насколько чиновник хорошо знает закон, уважает его, умеет применять в значительной степени зависит эффективность его профессиональной деятельности, включая исполнение им своих функций по защите прав и свобод граждан.

Среди идеологических гарантий законности выделяются прогрессивные политико-правовые концепции, научно-теоретические разработки, направленные на точное понимание законности, на совершенствование ее гарантий.

Юридические гарантии обеспечения законности берут начало с общих правовых начал устройства общества, основных положений законодательства, начиная с конституционного. Так, для обеспечения законности принципиальное значение имеет положение Конституции Российской Федерации о том, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления (ст. 18). Потому уже само принятие всякого нормативно-правового акта (или нормы), нарушающего права человека, есть нарушение Конституции, т.е. законности.

В числе специальных юридических гарантий обеспечения законности можно назвать меры по совершенствованию законодательства, меры выявления нарушений законности, меры профилактики нарушений законности, меры надзора и контроля за состоянием законности.

Механизм юридической охраны законности включается в действие при выявлении фактов ее нарушений. Сами нарушения могут выражаться в принятии неконституционных нормативно-правовых актов, вынесении противоречащих закону правоприменительных решений, создании чиновниками препятствий в осуществлении гражданами своих прав и свобод и др. Охрана законности проявляется в пресечении ее нарушений, восстановлении права, привлечении к юридической ответственности виновных, устранении препятствий в реализации прав и свобод личности.

Особое место в обеспечении и защите законности занимают органы правосудия и органы прокуратуры. Так, ст. 13 ГК РФ устанавливает, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт может быть признан судом недействительным, если он не соответствует закону или иным правовым актам и нарушает гражданские права и законные интересы гражданина или юридического лица. В рамках конституционного судопроизводства Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции федеральных законов и иных нормативных актов, внутригосударственных договоров (ч. 2 ст. 125 Конституции РФ).

Широкими функциями гаранта законности обладают органы прокуратуры, которые непосредственно призваны осуществлять надзор за исполнением законов. Согласно ст. 22 и 23 Закона РФ «О прокуратуре» прокурор вправе опротестовать противоречащие законам правовые акты, обращается в органы правосудия с требованием о признании их недействительными, вносит представление об устранении нарушений закона.

С управленческих позиций существенное значение имеет организация системы обеспечения и защиты законности в той или иной структуре государственного аппарата, органе местного самоуправления. Имеется в виду планирование принятия решений, организация исполнения законодательства, контроль за правоприменением и др.

В конечном счете всестороннее гарантирование законности имеет исключительно важное значение, поскольку прочная законность есть существенный показатель уровня цивилизованности и демократичности государства, залог политической стабильности и прогресса в социально-экономических преобразованиях, наконец – гарантия обеспечения и охраны прав и свобод человека и гражданина.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.