Биография Ивана Алексеевича Бахтина — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Биография Ивана Алексеевича Бахтина

2022-10-05 56
Биография Ивана Алексеевича Бахтина 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Физико-математический факультет, 1 курс, группа «Математика», «Физика»

 

 

Иван Алексеевич Бахтин родился 19 ноября 1933 года в с. Островки Архангельского района Центрально-Чернозёмной области в крестьянской семье, где отец и мать работали в колхозе.

В 1950 году, после окончания Архангельской средней школы, он поступил на математическое отделение физико-математического факультета Воронежского университета, которое окончил с отличием в 1955 году. Еще в студенческие годы он принимал активное участие в научной работе.

После окончания университета И.А. Бахтин был принят в аспирантуру к М.А. Красносельскому, где проявил большое трудолюбие. Итоги учёбы в аспирантуре были подведены Иваном Алексеевичем в кандидатской диссертации «О положительных решениях нелинейных уравнений с вогнутыми операторами», которую он защитил в Ученом совете Воронежского университета в 1958 году.

После защиты диссертации Иван Алексеевич начал свою педагогическую деятельность ассистентом кафедры высшей математики Воронежского педагогического института. Он проработал в институте 53 года и прошёл путь от ассистента до профессора и заведующего кафедрой высшей математики, а позже кафедрой математического анализа.

На кафедре постоянно велась большая научная и методическая работа преподавателями и студентами: функционировали научные и методические семинары, публиковались серьезные научные труды. Тон всегда задавал профессор И.А. Бахтин, который являлся одним из ведущих ученых в стране по теории операторных уравнений с положительными и монотонными операторами в банаховых пространствах с конусами. Научная школа И. А. Бахтина известна далеко за пределами нашего региона.

В период с 1964 по 1966 год он находился в творческом отпуске в связи с завершением работы над докторской диссертацией, которая была защищена в Ученом совете Ленинградского университета в 1967 году.

В 1966 году Ивана Алексеевича назначают и.о. заведующего кафедрой высшей математики, а с 27 июня 1966 года избирают по конкурсу заведующим кафедрой. В 1968 году И.А. Бахтину было присвоено звание профессора.

В начале 70-х Иван Алексеевич возглавил кафедру математического анализа, которой руководил до последнего дня своей жизни. С 1974 по 1976 год он был проректором института.

За годы активной научной работы он опубликовал 350 работ, под его руководством было защищено более десяти кандидатских диссертаций.

Его напряженная научно-педагогическая деятельность была отмечена наградами: в 1970 году — знаком «Отличник народного образования», в 1983 году — знаком «За отличные успехи в работе», а в 1984 году он был награжден медалью «Ветеран труда». В 1999 году ему было присвоено звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации».

Иван Алексеевич был добрым по натуре, отзывчивым человеком, но при этом оставался принципиальным при решении возникавших проблем. Доктор физико-математических наук, профессор И.А. Бахтин точно видел в математике что-то большее чем просто наука, он видел в ней смысл. Такие люди движут наше общество к прогрессу, потому что в основе из жизненных приоритетов стоят порядочность, самоотверженность, любовь к профессии, которая и определяет смысл жизни.

 

УДК 517.28

В.В. Грабарь

(научный руководитель: В.В. Обуховский,

доктор физико-математических наук,

профессор кафедры высшей математики)

ЗАДАЧИ НА ЭКСТРЕМУМ В КУРСЕ

МАТЕМАТИКИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Физико-математический факультет, 5 курс,

профиль «Математика, информатика»

В настоящее время многие задачи требуют нахождения оптимального решения, которым, как правило, и оказывается максимальное или минимальное значение функции, определяемой задачей. Поэтому рассмотрение экстремальных задач является актуальным для школьного курса математики.

Цель исследования–проанализировать содержание и методы обучения, систематизировать задачи по теме материала «Экстремумы функции».

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

– проанализировать школьные учебники, справочные пособия, учебно-методическую литературу в соответствии с проблемой исследования;

– рассмотреть основные теоретические понятия по теме исследования;

– подобрать и систематизировать упражнения по теме «Экстремумы функции нескольких переменных»;

– разработать элективный курс по теме исследования.

В первой главе, которая носит название «Теоретические основы изучения темы «Экстремумы функции нескольких переменных» в школьном курсе математики» рассматриваются понятия максимума и минимума функции двух переменных, критической, стационарной точки, геометрическая интерпретация частных производных. Также подробно описаны необходимое и достаточное условие существование экстремума функции.

В работе представлена схема исследования функции на нахождение экстремума для двух и трех переменных. Для более полного изучения темы «Экстремумы функции» был проведен сравнительный анализ УМК по следующим критериям: комплект, количество страниц для изучения темы, рассматриваемые понятия, основной прием изложения, вопросы и задания, наглядность.

Во второй главе, под названием «Методические аспекты изучения экстремумов функции в школьном курсе математики» разработаны учебно-методические материалы для элективного курса. Экстремальные задачи применяются во многих сферах, поэтому был подготовлен набор задач по таким разделам: «Решение экстремальных задач элементарными методами», «Применение методов решения экстремальных задач в области экономики», «Решение экстремальных задач по физике», «Нахождение экстремума функции без помощи производной». 

На основе практических заданий, представленных в дипломной работе, был составлен элективный курс «Экстремумы функции нескольких переменных», который предназначен для учащихся 10-11 классов и рассчитан на 17 часов. Занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени уделяется практике.

Задачи на нахождение экстремума функции имеют большое значение, поэтому учащимся необходимо уметь применять полученные знания в прикладных областях математики.

Список литературы

1. Бурмистрова Т. А. Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы. М.: Просвещение, 2009. 159 с.

УДК 372.851

Т.А. Гринева

(научный руководитель: Корнев Сергей Викторович, доктор физико-математических наук, профессор кафедры высшей математики)

 

РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В РЕШЕНИИ ПРИКЛАДНЫХ ЗАДАЧ»

Физико-математический факультет, 2 курс магистратуры, профиль «МО»

 

Недавняя ситуация с карантином показала, что в жизни бывают ситуации, которые не дают возможности учиться очно и посещать учебные заведения. Несмотря на всю сложность ситуации, процесс обучения не прекратился. Педагоги, используя различные платформы, интернет ресурсы, осуществляли образовательный процесс, продолжая вести занятия дистанционно. На помощь им пришли компьютерные технологии, которые поставили перед преподавателями новые задачи в обучении. Одна из таких задач сегодня – потребность в электронных учебных пособиях (ЭУП) и внедрение их в учебный процесс. Поэтому первая глава ВКР посвящена теоретическим основам разработки электронных учебных пособий [2].

ЭУП соединяет в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника и лабораторного практикума, включает разнообразные мультимедийные средства и контрольно-измерительные материалы. При этом не стоит забывать, что ЭУП не альтернатива, а лишь дополнение к традиционным формам обучения. Оно не заменяет работу студента с книгами, конспектами, сборниками задач и упражнений.

К ЭУП, как и к учебным пособиям в целом, предъявляются определенные требования. Такие пособия обладают своими принципами, достоинствами и недостатками. На сегодняшний день существует большое количество платных и бесплатных, легких в освоении и не очень, обладающих различным набором инструментов программ, позволяющих реализовать необходимое ЭУП [1].

Вторая глава посвящена непосредственно дисциплине «Математические методы в решении прикладных задач», а в частности методу направляющих функций, как одному из наиболее эффективных и геометрически наглядных способов решения задачи о существовании периодических колебаний дифференциальных уравнений, общие принципы которого сформулировали М. А. Красносельский и А. И. Перов в середине XX века [3].

В третьей главе описывается интерфейс электронного учебного пособия, особенности работы с программой, методические рекомендации по использованию пособия [2].

ЭУП разработано для студентов 2 курса магистратуры профиля «Математическое образования» для наиболее успешного усвоение такой непростой дисциплины, как «Математические методы в решении прикладных задач».

 

Список литературы

1. Гринева, Т.А. Обзор некоторых программ для создания электронного учебного пособия по дисциплине «Математические методы в решении прикладных задач» / Т.А. Гринева // Некоторые вопросы анализа, алгебры, геометрии и математического образования. – 2019. – Вып. 9. – С. 38-39.

2. Гринева, Т.А. Применение электронного учебного пособия на примере дисциплины «Математические методы в решении прикладных задач» / Т.А. Гринева // Некоторые вопросы анализа, алгебры, геометрии и математического образования. – 2020. – Вып. 10. – С. 55-56.

3. Гринева, Т.А. Целесообразность создания электронного учебного пособия по дисциплине «Математические методы в решении прикладных задач» / Т.А. Гринева // Тезисы докладов студенческой научной конференции по итогам работы за 2019 год. – 2020. – Вып. 24. – С. 465-466.

УДК 929

Ю.С.Дроздова

(научный руководитель: Гетманова Екатерина Николаевна, ассистент кафедры высшей математики)


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.