История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2022-10-05 | 35 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Тестирование участников
Ведущий предлагает участникам ответить на вопросы теста «Мой подход к конфликту» (Приложение №2). Тестирование проводится анонимно, о чем участники предупреждаются заранее. Результаты тестирования обрабатываются ими самостоятельно.
Перед тем как дать интерпретацию результатов, ведущий проводит экспресс-опрос. Перечисляя по номерам одну за другой все пять стратегий поведения в конфликте, он предлагает поднять руки тем участникам, у кого в индивидуальном профиле данная стратегия достаточно ярко выражена (имеет оценку более 16 баллов). Подсчитывая количество участников, имеющих высокие баллы по каждому типу поведения в конфликте, можно наглядно представить и обсудить общую обстановку в данном коллективе. К этому будет уместно вернуться при интерпретации результатов и обсуждении стратегий.
Ведущий дает интерпретацию результатов тестирования.
Иллюстрирует разные стратегии поведения в конфликте на примере с дележкой апельсина.
В помощь ведущему
Мини-лекция "Типы поведения е конфликте"
Для того чтобы проиллюстрировать основные стратегии поведения в конфликте, мы воспользуемся классическим конфликтологическим примером с дележкой
апельсина.
Ничей, дармовой апельсин попадается на глаза одновременно двум людям, причем каждому из них в данный момент апельсин бы не помешал. Что делать?
1). Апельсин можно поделить, не так ли? Это стратегия компромисса, весьма почитаемая в нашей культуре. В этом случае каждому достанется пол-апельсина, а значит потребность каждой стороны удовлетворяется лишь наполовину. И вот удивительная деталь: даже если дележ происходил очень строго, у каждого участника остается смутное ощущение, что другому досталось больше.
|
2.) Каждая сторона может завладеть фруктом лично, воспользовавшись для этого физической силой, социальным статусом, психологическим влиянием, возрастными или половыми привилегиями. Это стратегия противоборства: «Мои цели мне важнее всего, остальные пусть сами решают свои проблемы.»
3). Апельсином можно распорядиться и нетривиально: выбросить его в окно, подарить третьему лицу, раздавить. В общем: «Зачем мы, интеллигентные люди, будем сориться из-за какого-то апельсина?» Такова стратегия уклонения, нет объекта - нет конфликта; нет личных целей - нет проблемы. Уклонение - это бегство от конфликта.
4). Фрукт может отойти в собственность одному из участников конфликта вследствие самоотверженного поступка другого: «Тебе он больше нужен, я обойдусь.» Это стратегия уступки - отказ от собственных целей ради целей другого человека. Такой поступок мы называем альтруизмом, если уступка вызвана мотивом помощи, желанием блага и удачи другому человеку даже ценой собственной потери. Но уже совсем другое, если отказ от цели обусловлен рациональными моментами: партнер объективно силен, зачем напрасная борьба; партнер опасен, лучше отступить, и т.д.
5). Наконец, ситуацию вокруг апельсина можно разрешить и таким способом. Партнерам нужно позволить себе две вещи, на первый взгляд, совершенно несовместимые. Во-первых, иметь собственные жизненные цели (в данном случае - в виде потребности в апельсине), во-вторых, признать аналогичное право за оппонентом.
Два счастливых обладателя цитруса садятся за круглый стол с тем, чтобы не спеша обсудить взаимные ожидания, опасения и тревоги. В ходе разговора Может выясниться, что один из них нуждается в апельсиновом соке по причине авитаминоза, а второй вовсе не претендует на жидкую часть фрукта, так как печет пирог и нуждается в апельсиновой цедре. Апельсин торжественно чистится, а бывшие оппоненты расстаются совершенно удовлетворенные, так как потребность каждого полностью удовлетворена. Кроме того, сам процесс конструктивного решения проблемы оставил у каждого приятное ощущение компетентности и мудрости. Называется такой вариант, как мы уже знаем, стратегией сотрудничества.
|
Групповое обсуждение
Вопросы для обсуждения:
-Посмотрите на свой «стратегический» график. На какие виды
поведения приходятся его вершины?
-Есть ли в вашем графике «пропасти»?
-Какими стратегиями поведения в данный момент вы не владеете или сознательно не пользуетесь?
-Какие стратегии вы считаете более правильными?
-Какими стратегиями стоит пользоваться почаще, а от каких, возможно, вы хотели бы отказаться совсем?
Ведущий не поддерживает однозначности суждений участников.
Чтобы подвести к идее о том, что каждая из стратегий имеет свои достоинства и недостатки и каждая может быть уместна при определенных обстоятельствах, он предлагает следующие ситуации и просит оценить, какая стратегия в каждой из них была бы наиболее эффективной (адекватной).
Ситуация 1
Вы идете ночью но незнакомой улице. Вы одна. Вдруг вы видите, как через дорогу движутся тени четырех здоровых типов. Они подходят к вам и говорят, что их интересует содержимое вашей сумочки.
(В данной ситуации, если вы не являетесь чемпионкой по карате, пожалуй, наиболее уместной была бы стратегия «уступка»).
Ситуация 2
Вы идете и разговариваете с учеником, у которого в данное время много личных проблем и неприятностей. Совершенно неожиданно он становится на железнодорожные рельсы и говорит, что хочет покончить с жизнью. Вы видите, что из-за поворота появился идущий на полном ходу поезд.
(В этой, как и во многих других экстремальных ситуациях, вполне будет оправдано «насилие» и стратегия «противоборство»).
Ведущий просит участников привести самостоятельные примеры ситуаций, в которых оправданы, на первый взгляд, не вполне продуктивные способы поведения в конфликте (уклонение, уступка, компромисс, противоборство), стимулирует обсуждение позитивных и негативных сторон каждой стратегии.
Ведущий может предложить участникам мини-лекцию «Пять стратегий поведения в конфликте: достоинства и недостатки» или воспользоваться подобранным в ней материалом для работы в малых группах (проведения дискуссии) на эту тему.
В помошь ведущему
|
|
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!