Социальные показатели в социологическом исследовании. Их разновидности и процедура разработки. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Социальные показатели в социологическом исследовании. Их разновидности и процедура разработки.

2022-10-05 105
Социальные показатели в социологическом исследовании. Их разновидности и процедура разработки. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Гипотезы-следствия выводятся из гипотез-оснований посредством эмпирического толкования переменных – это поиск частных проявлений их содержания, которые поддаются непосредственному наблюдению. В совокупности данные эмпирические явления образуют модель оценки переменной. Следовательно, социологическое исследование включает только существенные свойства изучаемых явлений, поэтому эмпирическое толкование всегда бывает неполным.

Социальный показатель – это обобщенный фрагмент социальной действительности, представляющий собой непосредственно наблюдаемое проявление переменной, недоступное измерению. Социальный показатель занимает промежуточное положение между переменной и индикатором.

Классификация социальных показателей:

1. Показатели, выражающие социальное состояние и действия индивидов – частные проявления явных переменных; совокупность непосредственно наблюдаемых свойств индивида:

a. Характеристики социально-демографического и этнического, национального положения (переменные - пол, возраст, семейное положение, национальная принадлежность, показатели – внешние признаки)

b. Характеристики территориального положения (переменные - место проживания, состояние природной среды, социальная обустроенность поселения; показатели – субъективная оценка обустройства, климата, обозначение области, края, села, города);

c. Характеристики социально-бытового положения индивидов (переменные - качество жилья, питания, одежды; показатели –тип здания, строительный материал, размер, субъективная оценка, количество и разнообразие).

d. Характеристик социально-материального положения (показатели - зарплата, вклады, ценные бумаги, имущество, субъективная оценка индивидами своего благосостояния)

e. Характеристики социально-образовательного положения (переменные - уровень и вид образования, показатели – субъективная оценка, квалификационный уровень, специальность).

f. Характеристики профессионально-должностного положения (переменные – место работы, должности и их социальные параметры, показатели – субъективная оценка, количество подразделений и работников, функциональные обязанности, льготы)

g. Характеристики социально-политического и общественного положения (переменные – принадлежность к партии, общественной организации, их социальные параметры, показатели – субъективная оценка членства, пакет социальных льгот, организации, с которыми взаимодействует партия).

h. Характеристики социальных действий (переменные –политические, социокультурные, экономические действия, показатели - участие в демонстрациях, акциях, протестах, посещение музеев, выставок, поиск вакансий)

2. Показатели, выражающие состояние сознания (переменные – характеристики, определяющие структуру сознания, т.е. ценности, идеалы, убеждения; показатели- субъективная оценка значимости тех или иных явлений, готовность совершить соответствующие действия).

       Принципы построения социальных показателей.

Построение показателей – сведение множества переменных к совокупности их частных проявлений. Содержание показателя должно иметь признаковую связь с содержанием переменной. Построение социальных показателей – это поиск таких фрагментов социальной действительности, которые имеют отличительные признаки явления, обозначаемого переменной, и содержание которых представляет собой частное выражение ее содержания.

Отличительные признаки переменной, выделяемые для построения показателей:

1. Внешние отличительные признаки – это те наблюдаемые свойства явления, которые она обобщает.

2. Внутренние отличительные признаки – это тот социальный смысл, который несет в себе явление, обозначаемое переменной.

По содержательному смыслу социальный показатель – это непосредственно наблюдаемые социальное состояние, содержание и способы осуществления действий индивида или выражаемые состояния его сознания, имеющие признаковую связь с переменной.

Количество социальных показателей, конструируемые в рамках гипотезы- основания.

Социальные показатели конструируются для эмпирической проверки истинности гипотезы-основания посредством построения гипотез- следствия, но выделяются не все показатели, а только те из них, которые носят массовый социально-значимый характер, и на их основе строят гипотезы- следствия. Значит, социальных показателей должно быть столько, сколько массовых и социально значимых случаев ее проявления существует в действительности.

Способы конструирования социальных показателей:

1. Из рассуждений, представленных в социологических теориях

2. Из рассуждений, представленных в несоциологических теориях

3. Их эмпирических наблюдений

4. Из статистических исследования

5. Из других эмпирических исследований

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.