Тема 1.2.  Типология стран мира — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Тема 1.2.  Типология стран мира

2021-06-30 30
Тема 1.2.  Типология стран мира 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

I. Задания для самостоятельной работы

    1. Усвоить формы государственного и административно-

территориального устройства стран мира.

2. Изучить подходы к классификации (типологии) стран мира.

3. Изучить перечни стран, которые относятся к развитым, странам с переходной экономикой и странам развивающимся.

4*. Изучить особенность экономико-географических характеристик новых индустриальных стран.

5*.  Изучить особенность экономико-географических характеристик стран Содружества Независимых Государств.

II. План семинарского занятия

(Форма обучения: очная и заочная)

1. Группы стран в мировой экономике.

2. Классификация стран мира по уровню социально-экономического развития.

3. Классификация стран мира по индексу развития человеческого потенциала.

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

к семинарскому занятию

При подготовке к семинарскому занятию необходимо обратить внимание на применяемые на практике, разработанные Организацией Объеденных Наций, Международным валютным фондом, Всемирным Банком подходы к классификации стран мира. Чаще всего рассматривается стандартная классификация, классификация стран по уровню дохода населения, классификация стран по регионам мира. Особое место занимает классификация по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП), которая опирается на оценку нескольких показателей, таких как, средний уровень доходов, ожидаемый уровень продолжительности жизни, уровень образования в данной стране. Изучить рейтинги стран по уровню ИРЧП, публикуемые регулярно в экономических справочниках. Обратить внимание на страны, занимающие  первые места в этих перечнях.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Желтиков В.П. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»; Ростов н/Д: Академцентр, 2008. – 384 с.

Дополнительная литература

2. Максаковский В.П. Общая экономическая и социальная география. Курс лекций. В двух частях. Часть 2/ В. П. Максаковский. – М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2009 (учебник для вузов).

3. Смирнов Е.Н. Введение в мировую экономику. Экономическая география зарубежных стран /Учебное пособие, 2-е перер. и доп. – М.: Изд.КноРус, 2009.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

    1. Какие страны входят в группу «большой семерки»?

    2. Какая страна занимает первое место по индексу развития человеческого потенциала? Какое место занимает Россия?

    3. Какие регионы выделяют при региональной классификации стран мира?

    4. Назовите страны, которые относят к новым индустриальным странам.

    5. Какие подгруппы выделяют в группе развивающихся стран?

Тема 1. 3. Население мира

I.Задания для самостоятельной работы

    1. Изучить динамику численности население мира в 20 веке. Отметить 10 стран, имеющих наибольшую численность населения.

    2. Изучить состояние международного миграционного движения.

    3*. Усвоить экономические и социально-политические аспекты воспроизводства населения.

II. План семинарского и практического занятия

(Форма обучения: очная и заочная)

1. Население мира, численность, особенности его распределения по регионам мира. Трудовые ресурсы мира.

2. Естественное движение населения мира. Типы воспроизводства населения.

3. Мировые миграционные процессы.

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому

 занятию

Прежде всего, необходимо уяснить такие понятия как, трудовые ресурсы, трудоспособное население, экономически активное население, рабочая сила. Выяснить смысл показателей, используемых при анализе трудовых ресурсов: коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста, плотность населения, половозрастная структура населения, уровень детской смертности, уровень образования и многие другие.     Обратить внимание на особенности размещения населения по регионам мира, которые являются результатом совокупного влияния многих факторов: природных, исторических, демографических, социально-экономических.

 Анализируя показатели рождаемости, смертности и естественного прироста населения по регионам мира, необходимости определить страны с минимальными и максимальными значениями демографических показателей. При изучении миграции обратить внимание на причины и закономерности международной миграции трудовых ресурсов.

 В эпоху «демографического взрыва» важным вопросом является прогнозирование численности населения в отдельных странах и в мире в целом. Обратить внимание на подходы к решению задачи прогнозирования численности населения и трудовых ресурсов.

IV. Рекомендуемые источники

 Основная литература

1. Желтиков В.П. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»; Ростов н/Д: Академцентр, 2008. – 384 с.

Дополнительная литература

2. Гладкий Ю.Н., Сухоруков В.Д. Общая и социальная география зарубежных стран. Учебник, 2-е изд. М.: Академия, 2008.

3. Максаковский В.П. Общая экономическая и социальная география. Курс лекций. В двух частях. Часть 1/ В. П. Максаковский. – М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2009 (учебник для вузов).

4. Максаковский В.П. Общая экономическая и социальная география. Курс лекций. В двух частях. Часть 2/ В. П. Максаковский. – М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2009 (учебник для вузов).

5. Смирнов Е.Н. Введение в мировую экономику. Экономическая география зарубежных стран /Учебное пособие, 2-е перер. и доп. – М.: Изд. КноРус,  2009.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

    1. Какова численность населения Земли в настоящее время, каков среднегодовой темп его прироста?

    2. Назовите показатели, характеризующие естественное движение население. Приведите примеры стран, относящихся к разным типам воспроизводства населения.

    3. Назовите основные причины и главные направления межстрановой миграции рабочей силы.

    4. Что такое половая и возрастная структура населения? Для каких целей используют характеризующие их показатели?

    5. Какие категории населения входят в состав трудовых ресурсов?


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.