Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2021-06-30 | 28 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Современная система пособий динамично развивается: появляются новые виды пособий, которые призваны нивелировать новые социальные риски (например, возникновение поствакцинальных осложнений, смерть или инвалидность лиц, участвующих в борьбе с терроризмом), улучшить демографическую ситуацию в стране, смягчить негативные последствия безработицы и т.д. При этом система пособий чрезвычайно нестабильна, поскольку в регулирующие их нормативные акты непрерывно вносятся изменения. Эти обстоятельства указывают на необходимость выявления тенденций развития российского законодательства о пособиях, что будет способствовать определению стратегии дальнейшего развития законодательства в этой сфере и поможет гарантировать конституционное право граждан на социальное обеспечение.
|
Согласно ч. 2 ст. 39 Конституции России социальные пособия устанавливаются законом. В настоящее время это конституционное предписание выполнено. Предоставление социальных пособий гражданам предусмотрено следующими федеральными законами:
4) Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (определяет условия назначения и выплаты пособий на погребение);
9) Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячными пособиями по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию).
|
Приведенный перечень законов свидетельствует о разбросанности правовых норм о пособиях по нормативным актам, не связанным между собой, что вызывает сложности при их применении и несогласованность правовых предписаний.
Об эффективности системы пособий можно судить по тому, насколько достигаются цели предоставления социальных выплат. В науке права социального обеспечения проводится классификация социальных пособий по их целевому назначению. По этому основанию выделяются пособия, призванные компенсировать полностью или частично временно утраченный заработок, и пособия, цель которых - оказать помощь в пополнении доходов в связи с наступлением различных обстоятельств. Таким образом, размер отдельных видов пособий влияет на эффективность всей системы социальных выплат, предусмотренной российским законодательством.
|
Размеры пособий устанавливаются в твердой денежной сумме или в процентном отношении к заработку гражданина. Если размер пособия определяется в твердой сумме, то он пересматривается в сторону повышения хаотично, вне зависимости от роста цен (пособие на погребение), либо не изменяется (пособие беженцам). Позитивная тенденция развития законодательства о пособиях - индексация размеров государственных пособий гражданам, имеющим детей, в зависимости от темпов роста инфляции, введенная 1 января 2008 г. и позволяющая сохранять покупательную способность этих социальных выплат. Думается, индексацию стоит применять и в отношении размеров других пособий, определяемых в твердой денежной сумме, что поможет адаптировать их к изменяющимся экономическим условиям.
|
Когда законодатель устанавливает размер пособия в процентном отношении к заработной плате, то ограничивает его максимальный размер твердой суммой (пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице). Такой механизм ограничения размеров пособий не согласуется с международными стандартами, а в отношении страховых выплат сводит на нет смысл социального страхования, в рамках которого взносы взимаются со всей суммы заработка застрахованного. Мы разделяем точку зрения С.С. Маслова, который утверждает, что «государство, не неся расходов на страховые выплаты, не может ограничивать права застрахованных - в отдельных случаях это может рассматриваться как дополнительное наказание».
К сожалению, для России нормой стало то, что суммы пособий значительно ниже прожиточного минимума. Например, минимальный размер пособия по безработице составляет 850 рублей. В таком размере получают пособие граждане, впервые ищущие работу; стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволенные за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенные из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшие в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель, а также граждане, которые работали не менее 26 календарных недель до признания их безработными (в течение второго 12-месячного периода выплаты пособия). Это довольно значительная доля получателей пособия.
|
Размеры некоторых пособий вызывают недоумение (например, единовременное пособие беженцам составляет 100 - 150 руб.; ежемесячное пособие супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, - 100 руб.), поскольку непонятно, какие расходы могут покрыть эти мизерные социальные выплаты.
Помимо тенденции к снижению размеров пособий необходимо отметить ужесточение условий их получения. Особенно явно эта тенденция прослеживается в отношении пособий по временной нетрудоспособности. Впервые законодательство ограничило продолжительность выплаты пособия в период ухода за больным ребенком в возрасте до 7 лет: теперь пособие выплачивается не более чем за 60 календарных дней в году по всем случаям ухода за этим ребенком. Прежнее законодательство предусматривало выплату пособия по временной нетрудоспособности за весь период ухода. В случаях ухода за больным ребенком в возрасте от 7 до 15 лет пособие выдается, как и ранее, до 15 календарных дней, но продолжительность выплаты пособия по всем случаям ухода за данным ребенком в течение календарного года ограничена 45 календарными днями. Кроме того, появилось ограничение сроков выплаты пособий в случае ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 15 лет, которое составляет 120 календарных дней в году по всем случаям ухода за этим ребенком. Прежние правовые нормы не содержали ограничения срока выплаты пособия по уходу за ребенком-инвалидом, не достигшим 18 лет. На наш взгляд, такие ограничения ущемляют права граждан, имеющих детей, и приведут к росту хронических заболеваний у детей и подростков, поскольку родителей вынуждают приступать к работе, лишая средств к существованию в виде пособия, независимо от того, выздоровел ребенок или продолжает болеть.
В последние годы наметилась тенденция к развитию законодательства о пособиях в субъектах Российской Федерации, но не везде этот процесс идет одинаково интенсивно. В некоторых субъектах (Москва, Республика Татарстан, Чувашская Республика, Вологодская область, Пензенская область и др.) сформировалась развернутая система пособий, которые финансируются из средств бюджетов субъектов РФ. Например, законодательство Вологодской области предусматривает выплату нескольких десятков пособий, среди которых единовременное пособие при рождении ребенка гражданам, не имеющим права на пособие по беременности и родам; дополнительное единовременное пособие к установленному Федеральным законом пособию при рождении ребенка; ежемесячное пособие на ребенка; единовременное пособие малоимущим семьям на детей, идущих в первый класс; ежемесячное пособие многодетным матерям; единовременное пособие родителям, воспитавшим 5 и более детей; ежемесячное пособие семьям, воспитывающим детей, больных целиакией; единовременное пособие выпускникам образовательных учреждений из числа детей-сирот, достигших 23 лет; ежемесячное пособие малоимущим семьям, воспитывающим детей-инвалидов в возрасте до 18 лет; ежемесячное социальное пособие лицам с хронической почечной недостаточностью, получающим лечение методом диализа; единовременное денежное пособие в случае гибели работников учреждений здравоохранения, находящихся в ведении Вологодской области, и др.
Увеличение числа региональных пособий считаем, безусловно, позитивной тенденцией развития законодательства о социальном обеспечении. Она позволяет усилить социальную защищенность граждан в случаях, предусмотренных законодательством субъекта РФ. Но данные возможности минимальны в регионах с дефицитным бюджетом. Так, в Дагестане, Северной Осетии, Хакасии, Карачаево-Черкессии и других субъектах Российской Федерации в дополнение к государственным пособиям установлены только ежемесячные пособия на ребенка в возрасте до 16 лет (учащегося - до 18 лет) для граждан России, иностранцев и лиц без гражданства, проживающих на территории соответствующих субъектов РФ. Причем базовый размер этого пособия в субъектах РФ различен, например в Дагестане он составляет 100 руб., в Саратовской области - 225 руб., а в Московской области - 1000 руб. Таким образом, прослеживается зависимость уровня социального обеспечения человека от места его жительства на территории государства.
Итак, современное российское законодательство о пособиях двухуровневое, это обусловлено федеративным устройством нашего государства и отнесением правового регулирования отношений по социальному обеспечению к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Проведенный анализ законодательства о пособиях позволил выявить следующие тенденции его развития: разрозненность и несогласованность правовых норм о пособиях; отсутствие единообразного подхода к источникам финансирования социальных выплат; несоответствие механизмов определения размеров пособий принципам социального государства (они не позволяют обеспечивать гражданам достойный уровень жизни); снижение размеров пособий и повышение требований к их получателям; адресное предоставление пособий в субъектах Российской Федерации. Эти тенденции свидетельствуют о необходимости создания новых механизмов социального обеспечения, гарантирующих рациональное использование денежных средств бюджетов и государственных внебюджетных фондов на социальную защиту граждан.
|
|
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!