Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2021-06-30 | 32 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Разработка компьютерных технологий обучения в стране началась в середине 70-х и достигла уровня массового внедрения в середине 80-х годов. Современные информационные технологии открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением средств концептуального и математического моделирования явлений и процессов. Внедрение в учебный процесс гипертекстовых технологий обеспечило учащимся и преподавателям принципиально новые возможности работы с текстовыми документами. Технологии мультимедиа не только превратили компьютер в полноценного собеседника, но и позволили учащимся, не выходя из учебного класса/дома, присутствовать на лекциях выдающихся ученых и педагогов, стать свидетелями исторических событий прошлого и настоящего, посетить самые значительные музеи и культурные центры мира, самые удаленные и интересные в географическом отношении уголки Земли.
Новые возможности для учащихся и преподавателей открыли телекоммуникационные технологии. Наблюдения специалистов показали, что работа в компьютерных сетях актуализирует потребность учащихся быть членом социальной общности. Отмечаются улучшение грамотности и развитие речи детей через телекоммуникационное общение, повышение их интереса к учебе и как следствие общий рост успеваемости.
По мнению российских экспертов, новые информационные технологии обучения (НИТО) в образовательных учреждениях позволяют повысить эффективность практических и лабораторных занятий по естественнонаучным дисциплинам не менее чем на 30%, объективность контроля знаний учащихся — на 20— 25 %. Успеваемость в контрольных группах, обучающихся с использованием НИТО, как правило, выше в среднем на 0,5 балла (при 5-балльной системе оценки). Скорость накопления словарного запаса при компьютерной поддержке изучения иностранных языков повышается в 2—3 раза.
|
Современные информационные технологии, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем информационного обмена, обеспечивают операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке и передаче информации.
Новые информационные технологии:
• электронно-вычислительные машины (ЭВМ);
• персональные электронно-вычислительные машины (ПЭВМ);
• комплексы терминального оборудования для ЭВМ всех классов;
• локальные вычислительные сети;
• устройства ввода—вывода информации;
• средства ввода и манипулирования текстовой и графической информацией;
• средства архивного хранения больших объемов информации и другое периферийное оборудование современных ЭВМ;
• устройства для преобразования данных из графической или звуковой форм их представления в цифровую и обратно;
средства и устройства манипулирования аудиовизуальной информацией (на базе технологии мультимедиа и систем «виртуальная реальность»);
• современные средства связи;
• системы искусственного интеллекта;
• системы машинной графики;
• программные комплексы (языки программировании, трансляторы, операционные системы, пакеты прикладных программ).
Практически все эти средства в качестве основного «раГю чего» устройства имеют видеодисплейные терминалы (ВДТ).
Кабинеты вычислительной техники в школах оборудованы ПЭВМ различного типа, которые в большинстве своем не удовлетворяют гигиеническим требованиям. При оценке конструктивных решений ПЭВМ прежде всего обращается внимание на размер экрана ВДТ и клавиатуру. Не желательно использование дисплеев с размером экрана по диагонали менее 31 см. Конструктивные особенности ПЭВМ должны обеспечивать выполнение движений руками школьников в пределах поля зрения, а траектория движений не должна выходить за зону досягаемости.
|
Используемая в настоящее время в ПЭВМ клавиатура Кверти (QWERTY), названная так по последовательности первых шести букв в верхнем ее ряду, была разработана в конце XIX в. без эмпирических исследований. Она многократно критиковалась специалистами за несовершенное расположение клавиш, при котором требуются непропорциональные усилия самых слабых пальцев каждой руки. В настоящее время ни одна из предложенных клавиатур не рассчитана на анатомо-физиологические особенности детского организма.
В школах продолжают использоваться ПЭВМ, у которых клавиатура жестко связана с монитором, что недопустимо. Форма клавиш, как правило, не соответствует анатомическому строению пальцев руки школьников. Поверхность клавиш не имеет достаточной защиты от стирания и антибликового покрытия.
При работе с ПЭВМ школьники сталкиваются прежде всего с физическими факторами и разнообразными факторами воздушной среды кабинетов информатики и электронно-вычислительной техники.
Основные физические факторы, воздействующие на организм школьников в компьютерных классах:
• электростатическое поле;
• электромагнитное поле 50 Гц;
• электромагнитное поле радиочастот.
Электростатическое поле, даже не вызывая характерных для воздействия этого фактора в
промышленных условиях измене |
ний в нервной и эндокринной системах у пользователей, обладает способностью «заряжать» микрочастицы, пылинки, препятствуя их оседанию. Дышать таким пылевым «коктейлем» — значит подвергаться дополнительному риску развития аллергических заболеваний кожи, глаз, верхних дыхательных путей.
Электромагнитное, ультрафиолетовое, инфракрасное излучения и электростатическое поле от ВДТ являются низкоинтенсивными и, как правило, на расстоянии 30—50 см от экрана не превышают ПДУ. Ультрафиолетовое, инфракрасное излучение в несколько десятков раз ниже ПДУ.
Компьютеры, установленные в кабинетах информатики, не являются источниками опасного для здоровья детей рентгеновского излучения. Однако последнее, даже ничтожно малых интенсивностей, способствует ионизации воздуха, и при значительном числе ВДТ в компьютерном классе количество ионов может увеличиваться. Избыток же положительных ионов считается неблагоприятным для человека. В норме их количество не должно превышать 5000 в 1 см3.
|
Данные отечественных исследований согласуются с оценками зарубежных специалистов. В частности, в Канаде, США не выявлено факта влияния ионизирующего и неионизирующего излучения при работе с ВДТ.
Работа ПЭВМ сопровождается генерацией шума. Его уровни составляют 60—65 дБА при гигиеническом регламенте 50 дБА. Особенно неблагоприятны отечественные компьютеры.
В классах информатики и вычислительной техники образовательных учреждений создаются специфические условия окружающей среды (ухудшение качества воздушной среды и микроклимата, световой обстановки и др.). Практически во всех компьютерных классах регистрируются недостатки в системе освещения рабочих поверхностей. Искусственная освещенность оказывается, как правило, сниженной на клавиатуре и рабочих местах для теоретических занятий (130—200 лк) и завышенной на экранах мониторов (200—250 лк).
Нерегулярное включение систем кондиционирования и отсутствие проветривания, как правило, приводят к значительному ухудшению параметров микроклимата. Анализ микроклимата кабинетов информатики показывает, что во все сезоны года температура воздуха может превышать оптимальные уровни в 70 % случаев и составлять 22—23 °С. При южной ориентации кабинетов информатики температура воздуха в весенний период может резко увеличиваться, достигая 25 °С. Относительная влажность воздуха в 60 % помещений находится на уровне нижней границы нормы (30 %). Значительная сухость воздуха является существенным недостатком кабинетов (классов), где размещаются компьютеры. При низких значениях влажности велика опасность накопления в воздухе микрочастиц с высоким электростатическим зарядом, способных адсорбировать частицы пыли, и поэтому обладающих аллергизирующими свойствами.
|
Кабинеты информатики и электронно-вычислительной техники насыщены полимерными, синтетическими и лакокрасочными материалами. Нередко полы покрыты линолеумом или ворсанитом. Это приводит к дополнительному загрязнению воздушной среды помещений вредными химическими веществами, особенно при повышении температуры и изменении влажности воздуха, которые обусловливаются работой компьютеров.
При изучении внешней среды в помещениях, где находятся компьютеры, установлено, что к концу занятий концентрация углекислого газа в 2 раза превышает ПДК, а количество нетоксичной пыли увеличивается в 2—4 раза сверх допустимого уровня. Увеличивается и содержание аммиака в воздухе: в 37% проб ПДК превышается в 1,5—2 раза. Содержание кислорода может снижаться до 1,5—2 %. Санитарно-химическая оценка воздушной среды классных помещений позволяет идентифицировать ряд химических соединений (табл. 3.11).
Работа видеотерминалов способствует появлению озона. Концентрация его, как правило, не превышает ПДК для воздуха рабочей зоны (0,1 мг/м3), но для детских учреждений это неприемлемо. Установлено, что в плохо проветриваемых помещениях (а это часто наблюдается в школьных компьютерных классах) концентрации озона могут быть равны и даже превышать ПДК его для атмосферного воздуха населенных мест (0,03 мг/м3).
На учащихся оказывается комбинированное воздействие факторов малой интенсивности, последствия которого могут не укладываться в общепризнанные данные о влиянии этих факторов в незначительных дозах в отдельности. Ведущее значение при этом имеет воздействие электромагнитного излучения широкого спектра.
Важнейшие характеристики видеотерминальных устройств:
• уровни электромагнитного излучения в инфракрасном, микроволновом, ультрафиолетовом и рентгеновском диапазонах;
• уровень общей освещенности экрана;
• яркостные и контрастные характеристики изображения,
глубина пульсации яркости;
• четкость и стабильность изображения;
• размер знаков.
Работа с ВДТ и ПЭВМ нередко усугубляется нерациональным построением учебного дня, недели: наблюдается превышение учебной нагрузки на 1—3 ч в неделю; до 30 % учащихся посещают факультативные занятия, причем половина из них занимаются 2—3 раза в неделю, в то время как недельная факультативная нагрузка не должна превышать 2 учебных часов, при этом гигиенические рекомендации о времени проведения факультативных занятий не учитываются.
Часто отмечается «нерациональная» рабочая поза учащегося: угол наклона головы, угол наклона верхнегрудного отдела туловища более 45°, расстояние от глаз до экрана ВДТ менее
|
50 см.
Применение компьютеров в учебном процессе увеличивает объем информации, сообщаемой ученику на уроке, активизирует по сравнению с обычными уроками организацию познавательной деятельности детей. В то же время условия работы за дисплеем существенно отличаются от привычной работы в классе: частое переключение внимания с клавиатуры на экран, анализ и корректировка полученных на экране результатов и т.д. Занятия с использованием компьютера могут создавать зрительные перегрузки при той же напряженности и длительности учебной деятельности, которая соответствует гигиеническим нормам, разработанным применительно к традиционным видам учебной нагрузки.
Работа с ВДТ сопряжена со значительным зрительным напряжением, так как работа с ними тяжелее, чем с бумажными текстами. При работе с бумажным носителем информация в глаз поступает как отраженный свет, а при работе с ВДТ глазом воспринимаются самосветящиеся объекты (точки). Кроме того, изображение на ВДТ дискретно (частота 50—70 Гц и выше).
Эти практически неустранимые факторы существенно затрудняют зрительное восприятие и часто усугубляются качеством используемых машин.
Работа с ВДТ вызывает напряжение зрительных функций, которое обусловлено следующими причинами:
• необычным контрастом между фоном и символами на экране ВДТ;
• символы на экране не имеют такой четкости, как печатный текст;
• символы на экране часто имеют непривычную форму;
• расстояние между глазами и экраном и направленно взгляда не могут быть по желанию изменены и часто отличаются от условий, которые бывают обычно при чтении печатного текста;
• фокусировка горизонтального взгляда труднее, чем взгляда, направленного вниз;
• осознанное или бессознательное восприятие дрожании или мелькания изображения;
• различные отражения в экране, причем этот фактор приобретает возрастающее значение, если компьютер установлен неправильно или его поверхность лишена антибликового покрытия;
• фиксация символов на экране ВДТ выполняется в плоскости, отличной от плоскости экрана, и она должна быть ограничена умственными усилиями.
Дети легко овладевают техникой работы на клавиатуре. Это в значительной степени обусловлено возрастными изменениями двигательных качеств. Применительно к работе с ПЭВМ это возможность нервно-мышечного аппарата главным образом мелких мышц кисти справляться с этой работой. Возрастная физиология свидетельствует, что быстрота движений с возрастом увеличивается. Наибольшее развитие этого качества достигается у детей 14—15 лет. В 16—17 и 18 лет этот показатель оказывается не более высоким, чем в 14—15 лет. Это особенно проявляется при малых сопротивлениях движению, что характерно для работы с клавиатурой электронно-вычислительной техники. Быстрота двигательных реакций зависит от степени функционального развития нервных центров и периферических нервов, что, в конечном счете, определяет скорость проведения нервного импульса. У детей максимальные скорости проведения импульса в волокнах периферических двигательных нервов достигают таких же величин, как и у взрослых, в возрасте 6 лет.
К 14—15 годам, когда дети приступают к практическим занятиям по информатике в компьютерном классе школы, уровень морфофункционального развития основных систем, обеспечивающих успешность работы с ПЭВМ, достигает параметров взрослого человека. Однако не менее важны и такие свойства, как лабильность нервной системы, повышенная утомляемость, высокая чувствительность к неудовлетворительным условиям обучения, которые могут оказывать существенное влияние на успешность овладения компьютерной грамотностью и состояние отдельных систем и органов ребенка.
Наиболее актуальной проблемой работы с ВДТ является ее по (действие на зрение. Работающие с ВДТ испытывают неприятные ощущения в области глаз, определяемые как проявление астенопии. Под этим термином подразумеваются прежде всего зрительные симптомы (пелена перед глазами, неясные очертания предмета). Второй компонент этого понятия — «глазные» симптомы: ощущение усталости глаз, повышения их температуры, дискомфорта или боли. Частота астенопии у пользователей ИДТ в разное время составляет 40—92 %, а ежедневно 10—40 %.
Отмечаются выраженные нагрузки на опорно-двигательный аппарат: остисто-крестцовая и трапециевидная мышцы при работе с ПЭВМ постоянно испытывают нагрузку на уровне 9— 14 % от максимальной произвольной силы этих мышц, что соответствует значительной нагрузке на них. В совокупности с большим количеством движений руками при работе с клавиатурой (а они могут достигать 60—80 тыс.) возможны утомление, переутомление и развитие профессиональных заболеваний. Это происходит в результате недостаточного восстановления работоспособности в период между работой с ВДТ. Скорость процессов восстановления и быстрота смены фаз восстановительного периода зависят от интенсивности предшествующей деятельности: чем интенсивнее и короче была работа до утомления, тем выше скорость восстановления. После медленно развивающегося утомления восстановление идет медленно. Так как локальная работа кистями рук характеризуется небольшими величинами, но выполняется достаточно длительно, то и восстановление идет медленно. Выполнение большого количества локальных движений при малой общей двигательной активности вызывает замедление восстановления и изменение нормального хода восстановительного процесса. При этом неблагоприятные сдвиги суммируются, переходят в переутомление, являющееся по сути предпатологическим состоянием НМА рук.
Характер и степень благоприятного или отрицательного воздействия работы на ПЭВМ определяется комплексом внешних и внутренних факторов.
К внешним факторам относятся прежде всего связанные с компьютером, а также педагогикой такие показатели, как:
• продолжительность работы за дисплеем;
• качество изображения (собственно «дисплейные» факторы);
• эргономика рабочего места;
• состояние окружающей среды (освещенность, микроклимат);
• содержание и объем работы, определяемые характером и трудностью учебного материала;
• методика преподавания, структура занятия.
Такие внешние факторы, как эргономика рабочего места, состояние окружающей среды (освещенность, микроклимат и др.),
методика преподавания, структура занятия, поддаются контролю и нормируются.
Неблагоприятные изменения функционального состояния подростков отмечаются непосредственно после уроков информатики: у школьников в 2 раза снижается работоспособность, на 10—15 % — скорость зрительно-моторных реакций, уменьшается критическая частота слияния световых мельканий (КЧСМ), что также свидетельствует о развитии зрительного утомления. У подростков с высокой мотивацией к занятиям информатикой выявляются еще более существенные сдвиги в функциональном состоянии организма: у каждого третьего из них диагностируется выраженное утомление.
Установлен утомляющий эффект мелькающего изображения. По этой причине некоторые школьники с нежеланием приступают к работе с компьютером, а 5 % детей указывают на плохую переносимость таких занятий. Это может быть обусловлено тем, что ритмические сигналы, исходящие от дисплея, провоцируют приступы мимолетных, иногда на доли секунд, перерывов в сознании (абсансы) без моторных и вегетативных эффектов или коротких приступов дурноты, удушья. В основе возникновения этих расстройств лежит повышенная судорожная готовность детского организма. Известные случаи «телевизионной эпилепсии» усиливают важность этой проблемы.
Более половины старшеклассников (55 %) после работы на ПЭВМ высказывают жалобы либо на общее утомление, либо на неприятные ощущения в области глаз (усталость, мелькание и др.). Почти треть из них жалуются и на то и на другое. Это обусловлено нечетким изображением на экране ВДТ, которое приводит к постоянной поднастройке хрусталика глаза, т.е. поиском оптимума зрительного восприятия, что может повлечь за собой переутомление мышечного аппарата глаза и последующее снижение зрения.
Оценка функционального состояния зрительного анализатора школьников старшего возраста при работе на ПЭВМ показывает, что работа в течение 45 мин приводит к достоверному снижению устойчивости аккомодации. Более длительная работа усугубляет этот процесс и обусловливает появление и увеличение остаточного напряжения цилиарной мышцы или спазма аккомодации. Уже после 20 мин работы (рис. 3.8) с дисплеем наступает снижение видимости (увеличение порога контрастной чувствительности), скорости зрительно-моторных реакций (рис. 3.9) у учеников 10-х классов.
На динамику развития зрительного утомления учащихся 9— 10-х классов на занятиях с компьютерами и течение восстановительного периода влияют качество компьютеров: их соответствие или несоответствие гигиеническим требованиям (рис. 3.10).
Через 30 мин работы на ВДТ, соответствующих гигиеническим требованиям, 21—26 % детей предъявляют астенопические жалобы, а при работе с неудовлетворительными ВДТ в то же время число астенопических жалоб составляет 40 %. Аналогичная ситуация наблюдается и в отношении снижения остроты зрения: процент детей, у которых наблюдается снижение остроты зрения, соответственно составляет 10—20 % и 25— 30 %. На 20-й минуте работы с ВДТ у 19 % школьников отмечается снижение остроты зрения. В дальнейшем количество школьников со сниженной остротой зрения увеличивается и к концу занятия составляет 35 %. В «норме» после урока острота зрения восстанавливается через 15 мин, жалобы на зрительное утомление исчезают через 25 мин. Скорость восстановления показателей функционального состояния также зависит от качества ВДТ.
Таким образом, через 30 мин непрерывной работы за дисплеем у старшеклассников развивается утомление. Поэтому непрерывная длительность работы в индивидуальном ритме за дисплеем для учащихся старших классов не должна превышать 25—30 мин (в зависимости от типа ВДТ).
На функциональное состояние младших школьников выраженное влияние оказывает тип занятия (рис. 3.11). Наиболее утомительны занятия компьютерными играми, после которых частота неблагоприятных реакций составляет 35—65 %. После
занятий смешанного типа частота неблагоприятных изменений у этих же школьников меньше. Промежуточное положение занимают занятия программированием, при котором используются диалоговый режим, свободный ритм деятельности. В связи с этим компьютерные игры 7—10-летних детей не должны превышать 30 мин. У детей более старших возрастов из-за увеличения темпа деятельности за компьютером продолжительность игр также не должна превышать 30 мин.
Функциональное состояние ЦНС 6-летних детей после 10-минутной игры на ПЭВМ свидетельствует об отсутствии неблагоприятных изменений показателей зрительно-моторной реакции. Вместе с тем индивидуальный анализ позволяет выявить детей, у которых после 10-минутной игры на компьютере отмечаются признаки развивающегося утомления. Это указывает на значимость индивидуального подхода при дозировании времени нагрузки для детей 6-летнего возраста.
Наиболее утомительны компьютерные игры, рассчитанные на быстроту реагирования, которыми наводнен рынок компьютерных программ. Эти так называемые аркадные игры весьма привлекательны для детей. Многие из них готовы часами погружаться в эти «кнопочные» соревнования, одержимые желанием «победить компьютер». Психологи предупреждают о «наркотическом», затягивающем влиянии подобных игр, о возможности агрессивного и безжалостного поведения ребенка под их воздействием.
Изменения показателей функционального состояния после компьютерных занятий свидетельствуют о том, что чем меньше возраст учеников, тем больше число неблагоприятных реакций со стороны ЦНС, зрительного анализатора (рис. 3.12). Функциональное состояние без изменений наблюдается у 40 % детей 7—9 лет и у 59—60 % 16—18-летних детей. В распространенности ухудшения показателей функционального состояния картина обратная. У каждого второго ребенка 7—9 лет после компьютерных занятий функциональное состояние ухудшается. У старшеклассников это наблюдается только у каждого третьего.
По мнению экспертов ВОЗ, применение дисплеев низкого качества может способствовать развитию миопии со скоростью 1 дптр в год. Оценка функционального состояния близоруких детей свидетельствует о том, что 30-минутная непрерывная работа на компьютере вызывает у учащихся с миопией существенное изменение аккомодации. При миопии коэффициент утомляемости (КУ) аккомодационного аппарата глаза равен 9,1+0,7: а при нормальной рефракции — почти в 4 раза меньше — 2,4+1,0. При гиперметропии КУ также выше, чем при нормальной рефракции, но эта разница не достоверна. Продуктивность зрительной работоспособности после компьютерной нагрузки у учащихся с миопией также достоверно ниже, чем при эмметропии и гиперметропии [Гуменер П.И. и др., 1996]. Продуктивность зрительной работоспособности под влиянием защитных экранов повышается у учащихся всех трех групп, однако при миопии она остается ниже, чем при эмметропии.
При ограничении времени непрерывной компьютерной нагрузки до получаса, что регламентировано для учащихся старших классов, у школьников с миопией наблюдаются выраженные изменения состояния аккомодационного аппарата глаза, зрительной работоспособности и функционального состояния ЦНС. У школьников с нормальной рефракцией существенные физиологические сдвиги отсутствуют.
Все вышесказанное подтверждает необходимость специального гигиенического регламентирования работы школьников с нарушениями рефракции и обеспечения этого контингента защитными устройствами в первую очередь.
Динамика состояния здоровья детей от начала к концу учебного года не зависит от их занятий на ПЭВМ. Контролируемое и регламентированное компьютерное обучение не оказывает отрицательного влияния на рост, развитие и состояние здоровья первоклассников и способствует развитию работоспособности, пространственной ориентации, наглядно действенному мышлению. Не наблюдается и отчетливого дополнительного отрицательного влияния обучения с работой на ВДТ на состояние здоровья старшеклассников. Ухудшение нервно-психического здоровья в выпускном классе, как правило, наблюдалось у школьников, которые в 9-м и 10-м классах дополнительно занимались на подготовительных курсах при различных вузах или с преподавателями. Выраженность жалоб и самочувствие учащихся после работы на дисплее в основном определяются уровнем их нервно-психического здоровья и эмоционально-психическим настроем на данную форму обучения.
Физиолого-гигиенические исследования позволили обосновать требования к организации занятий с использованием ПЭВМ и ВДТ.
Для учащихся 9—10-х классов по основам информатики и вычислительной техники установлено не более 2 уроков в неделю, а для остальных классов — 1 урок в неделю с использованием ВДТ и ПЭВМ.
Непрерывная длительность занятий непосредственно с ВДТ или ПЭВМ не должна превышать:
• для учащихся 1-го класса (6 лет) — 10 мин,
• для учащихся 2—5-х классов — 15 мин,
• для учащихся 6—7-х классов — 20 мин,
• для учащихся 8—9-х классов — 25 мин,
• для учащихся 10—11-х классов — на первом часу учебных занятий 30 мин, на втором — 20 мин.
Работа на ПЭВМ и ВДТ должна осуществляться в индивидуальном темпе и ритме. После установленной длительности работы на ПЭВМ и ВДТ следует проводить комплекс упражнений для глаз, а после каждого урока на переменах — физические упражнения для профилактики общего утомления. Длительность перемен между уроками должна быть не менее 10 мин.
Во время перемен необходимо сквозное проветривание с обязательным выходом учащихся из класса (кабинета).
При производственном обучении учащихся старших классов с использованием ПЭВМ и ВДТ в учебно-производственном комбинате или других учреждениях по 50 % времени следует отводить на теоретические и практические занятия. Режим работы должен соответствовать гигиеническим требованиям с обязательным проведением профилактических мероприятий. Время производственной практики учащихся старших классов во вне-учебное время с использованием ВДТ и ПЭВМ ограничивается для учащихся старше 16 лет 3 ч, а для учащихся моложе 16 лет — 2 ч с обязательным соблюдением режима работы и проведением профилактических мероприятий (гимнастика для глаз через 20—25 мин и физические упражнения во время перерыва).
Занятия в кружках с использованием ПЭВМ и ВДТ должны организовываться не раньше чем через 1 ч после окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема пищи.
Занятия в кружках с использованием ПЭВМ и ВДТ должны проводиться не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:
• для учащихся 2—5-х классов (7—10 лет) не более 60 мин;
• для учащихся 6-х классов и старше — до 90 мин.
Недопустимо использовать время всего занятия для проведения компьютерных игр с навязанным ритмом. Разрешается проводить их в конце занятия длительностью до 10 мин для учащихся 2—5-х классов и 15 мин для более старших учащихся. Режим занятий в кружках должен соответствовать гигиеническим требованиям с обязательным проведением профилактических мероприятий.
Запрещается проводить компьютерные игры перед сном.
В дошкольных учреждениях продолжительность занятий с использованием развивающих компьютерных игровых программ для детей 5 лет не должна превышать 7 мин, а для детей 6 лет — 10 мин. Компьютерные игровые занятия в дошкольных учреждениях следует проводить не чаще 2 раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности детей: во вторник, в среду и четверг. После занятий необходимо проводить гимнастику для глаз. Не допускается проведение занятий с ПЭВМ и ВДТ в дошкольных учреждениях за счет времени, отведенного для сна, дневных прогулок и других оздоровительных мероприятий. Занятия дошкольников с использованием ПЭВМ или ВДТ должны проводиться методистом или в его присутствии.
Занятиям с ПЭВМ или ВДТ должны предшествовать спокойные игры в зале, расположенном смежно с помещением, где установлены компьютеры.
Запрещается использование одного ВДТ или ПЭВМ для 2 и более детей независимо от их возраста.
Гигиенические требования к ВДТ и ПЭВМ. Физиолого-гигиеническая регламентация работы детей и подростков с компьютерами
Для предотвращения неблагоприятного воздействия на человека вредных факторов, сопровождающих работы с ВДТ и ПЭВМ, созданы и утверждены постановлением Государственного Комитета санитарно-эпидемиологического надзора от 1 июля 1996 г. № 14 Санитарные правила и нормы "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работ" (СанПиН 2.2.2.542-96).
Эти правила определяют следующие санитарно-гигиенические требования:
- к проектированию и изготовлению отечественных, эксплуатации отечественных и импортных ВДТ на базе электронно-лучевых трубок, используемых во всех типах электронно-вычислительных машин, в производственном оборудовании и игровых комплексах на базе ПЭВМ; - к проектированию, изготовлению отечественных и эксплуатации отечественных и импортных ВДТ и ПЭВМ;
- к проектированию, строительству и реконструкции помещений, предназначенных для эксплуатации всех типов ЭВМ, ПЭВМ, производственного оборудования и игровых комплексов на базе ПЭВМ;
к обеспечению безопасных условий труда пользователей ВДТ и ПЭВМ.
Ответственность за выполнение санитарных правил возлагается на должностных лиц, специалистов и работников организаций и учреждений, физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, осуществляющих разработку, производство, закупку, реализацию и применение ВДТ и ПЭВМ, производственное оборудование и игровые комплексы На базе ВДТ, а также занимающихся проектированием, строительством и реконструкцией помещений, предназначенных дли эксплуатации ВДТ и ПЭВМ, в учебных и общественных зданиях.
Производственный контроль в соответствии со статьями 11 и 32 Федерального закона № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" должен осуществляться за соблюдением требований санитарных правил и проведением гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний работников, использующих ВДТ и ПЭВМ, а также на обеспечение нормальных условий труда, отдыха, обучения и воспитания людей и выполнение гигиенических показателей качества выпускаемой продукции. В том числе должны проводиться лабораторные исследования и испытания.
Руководители предприятий, организаций и учреждений вне зависимости от форм собственности и подчиненности в порядке обеспечения производственного контроля обязаны привести рабочие места пользователей ВДТ и ПЭВМ в соответствие с требованиями санитарных правил.
Проектная документация на строительство и реконструкцию помещений для эксплуатации ВДТ и ПЭВМ должна быть согласована с органами и учреждениями Госсанэпиднадзора России.
Ввод в эксплуатацию помещений, предназначенных для работы с ВДТ и ПЭВМ, должен осуществляться при обязательном участии представителей Государственного санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации.
4.1. Гигиенические требования к ВДТ и ПЭВМ, защитные фильтры для ВДТ
Неблагоприятное воздействие характера и условий работы на ПЭВМ может быть уменьшено установлением определенных регламентов работы школьников с компьютерами, рациональным кондиционированием окружающей среды, введением регулярных занятий физкультурой и выполнением специальных упражнений, направленных на профилактику зрительного утомления.
Однако самым правильным, но стратегически более трудным является конструирование и серийное изготовление эргономичных компьютеров. Это позволит обеспечить максимальную эффективность работы детей на компьютере, свести к минимуму возможность ошибок, уменьшить усталость и исключить отрицательное влияние компьютера на состояние здоровья учащихся.
Конструирование школьных ПЭВМ должно осуществляться на основе специальных научных разработок, учитывающих анатомические, физиологические и психологические особенности организма детей и подростков. Попытки реализовать задачу компьютеризации школы "любой ценой" идут вразрез с ожидаемыми результатами.
Специальные исследования, выполненные во ВНИИ гигиены детей и подростков [Доскин В.А., 1988], позволили сформулировать основные требования к школьным компьютерам:
• абсолютная безвредность для здоровья детей и подростков (в том числе и при суммировании возможных пороговых и подпороговых уровней неблагоприятных воздействий от нескольких ВДТ);
• полная электро- и травмобезопасность;
• отсутствие денатурирующего влияния на окружающую среду;
• отсутствие утомляющего эффекта (либо его одинаковый уровень по сравнению с другими видами школьных занятий);
• возможность использования для разных возрастных групп;
• возможность компенсации отклонений в состоянии здоровья (миопия, сниженный слух и др.), а также особенностей развития ребенка (леворукость, высокорослость и др.);
• исключение необходимости кардинального изменения планировки и оборудования кабинетов, в которых устанавливаются компьютеры.
Санитарно-гигиенические нормы предъявляют целый ряд требований к параметрам мониторов в зависимости от назначения и области применения (цветные и монохромные, демонстрационные и для индивидуальной работы). Не рекомендуется использовать дисплеи с размером экрана по диагонали менее 31 см. Другим важным объектом эргономической оптимизации являются устройства ввода информации — клавиатуры.
При работе на компьютере движения школьников должны совершаться в пределах их поля зрения, а траектория движений не должна выходить за зону досягаемости рук учащегося. Для этого гигиенистами сформулированы общие эргономические требования к клавиатуре, имеющие важное значение при изготовлении школьных компьютеров:
▲ клавиатура не должна быть жестко связана с монитором;
▲ форма клавиш соответствует анатомическому строению пальцев руки школьника (с вдавленной поверхностью в центре клавиши);
▲ расстояние между клавишами — одинаковое (при слишком малых расстояниях увеличивается вероятность совместного нажатия или "проскока" клавиши);
▲ сопротивление хода всех клавиш — строго нормированное, а главное — одинаковое. Для более быстрого обучения и исключения операторских ошибок клавиатуру целесообразно оборудовать факультативным звуковым сигналом, оповещающим о нажатии клавиши;
▲ поверхность клавиш должна быть защищена от стирания и иметь антибликовое покрытие.
Конструкция клавиатуры предусматривает:
▲ исполнение в виде отдельного устройства с возможностью свободного перемещения;
υ
|
|
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!