История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2021-06-23 | 48 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
4. «Аристократический» и консервативный варианты элитаризма.
5. Либеральный, леворадикальный элитаризм, марксизм и элитаризм.
ОТВЕТЬТЕ НА КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1) Каковы общие черты в понимании роли элиты в обществе и взаимоотношений внутри элитного слоя, а также между элитой и массой у представителей макиавелистской школы в элитологии?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Каковы общие черты в понимании роли элиты в обществе и взаимоотношений внутри элитного слоя, а также между элитой и массой у представителей ценностных теорий элиты?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Каковы общие черты в понимании роли элиты в обществе и взаимоотношений внутри элитного слоя, а также между элитой и массой у представителей леволиберальных теорий элиты?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4) Как сторонники теории демократического элитизма соединяют, на первый взгляд, несовместимые понятия «демократия» и «элиты»?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
ОБЪЯСНИТЕ СМЫСЛ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
Бихевиоризм________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Фашистский вариант элитаризма______________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Расизм ____________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Либеральный элитаризм______________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Леворадикальный элитаризм _________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Аристократический вариант элитаризма ________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Консервативный вариант элитаризма __________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Марксизм __________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Задание 1:
Английский социолог М. Янг в 1958 г. в книге «Восход демократий» сформулировал теорию меритократии (от лат. meritus — заслуга, достоинство и греч. kratos — власть). В ней он указывал на то, что правление организованного большинства перерастает в так называемую меритократию, то есть правление с помощью лиц, имеющих особые заслуги и достоинства. Степень социального прогресса, по мнению М. Янга, зависит от меры сочетания власти и интеллекта.
|
Несколько позже американский социолог Д. Белл отмечал: «Принцип меритократии должен проникнуть в университеты, бизнес, правительство. Общество, которое не имеет своих лучших людей во главе его ведущих институтов, есть социологический и моральный абсурд». Как вы думаете, что лучше — правление большинства или правление с помощью квалифицированных специалистов? Можно ли полагать, что в основе политического руководства современной России лежит принцип меритократии? Свой ответ обоснуйте.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2:
Г. Моска выявил три способа существования «политического класса»: 1) «увековечение» без обновления; 2) «увековечение» с обновлением; 3) частое обновление. Какой из перечисленных способов можно считать наиболее оптимальным для поступательного развития общества?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3:
Немецкий социолог П.Г. Дрейцель ввел понятие «социально-политическая элита», предполагая, что существуют социальная и политическая элита, которые различаются степенью влияния на поступки других людей. Укажите в нижеприведенной таблице, какие из перечисленных ниже групп по содержанию ресурсов и способам влияния входят в социальную элиту, а какие — в политическую:
те, кто занимает высшие позиции в группе, организации, институте, которых они достигли в результате продуктивности своих знаний | |
те, кто занимает высшие позиции в группе, организации, институте, которых они достигли в результате обладания властью или влиянием на процесс принятия решений по сохранению или изменению социальной структуры | |
те, кто участвует в нормотворчестве | |
те, кто может быть примером поведения для других | |
те, кто благодаря своему престижу нормативно определяет поведение людей |
|
Задание 4:
Ф. Ницше делил общество на две части: на лидеров (духовную аристократию) и «недочеловеков». Участь последних — быть ведомыми. Происхождение лидерства двояко. Есть лидеры толпы, лишь выражающие интересы масс, но есть «подлинные герои — сверхчеловеки», презирающие толпу и исключающие возможность воздействия на себя со стороны. «Творческий инстинкт» героев, их стремление обладать властью и определяют смысл человеческой истории. Поэтому власть и способы ее достижения свободны от моральных ограничений, ибо мораль — «оружие слабых». Самореализация лидера и его идей важнее судеб тысяч последователей — «недочеловеков». Какова, по вашему мнению, природа лидерства по Ф. Ницше?
__________________________________________________________________________________
Задание 5:
Насколько справедливо утверждение о том, что лидерство — функция ситуации? В чем достоинства и недостатки следующего объяснения природы лидерства: «Нет сомнения, что если ситуация созрела для Наполеона, то Наполеон созрел для ситуации. Великие события — всегда свадьба между человеком и временем. Великий лидер "чувствует" ситуацию и знает, как позволить ей развиваться до точки, когда он сможет ее использовать. Величайшие лидеры обладали способностью обратить ситуацию в свой актив. Ситуации могут быть созданы силой великого лидера в той же мере, в какой слабый лидер может быть создан силой ситуации». Приведите примеры использования выдающейся личностью ситуации для собственного возвеличивания.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6:
Когда-то Н. Макиавелли сформулировал правила, обеспечивающие эффективное лидерство:
|
1) «при управлении людьми их необходимо или ласкать, или угнетать... Если уж приходится подданных угнетать, то делать это следует таким образом, чтобы отнимать у них всякую возможность отмщения»;
2) «государи, когда дело идет о единстве их подданных, не должны бояться прослыть жестокими»;
3) «заставляя бояться себя, государи должны, однако, не возбудить против себя ненависти. Внушать страх, не возбуждая ненависти, для них очень выгодно»;
4) «существует два способа действия для достижения цели: путь закона и путь насилия. Первый способ — способ человеческий, второй — способ диких животных... Государи должны уметь пользоваться обоими способами»;
5) «государь, действуя грубой силой, подобно животным, должен сочетать в себе качества льва и лисицы»;
6) «предусмотрительный государь не должен... исполнять своих обещаний и обязательств, если такое исполнение будет для него вредным»;
7) «государи должны обладать великим искусством притворства и одурачивания... человек, умеющий хорошо лгать, всегда найдет достаточно легковерных людей, охотно поддающихся обману»;
8) «государи должны обладать гибкой способностью изменять свои убеждения сообразно обстоятельствам».
Насколько, на ваш взгляд, изменились принципы эффективного лидерства со времен Н. Макиавелли? Назовите имена российских и зарубежных политиков, которые в своей деятельности придерживались подобных правил.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дискуссия
Какая из существующих теорий элит, на ваш взгляд, является наиболее соответствующей действительности. Ответ аргументируйте.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ТЕСТ
1. В процессе формирования политических элит прослеживается две тенденции – аристократическая и демократическая. Это положение принадлежит:
а) Х. Ортега-и-Гассету;
б) Р. Михельсу;
в) Ф. Ницше;
г) Г. Тарду;
д) Г. Моска.
2. Кто из перечисленных учёных был автором теории циркуляции элит?
|
а) Н. Макиавелли;
б) О. Шопенгауэр;
в) В. Парето;
г) Н. Данилевский;
д) П. Сорокин.
3. «Элита больше не является единой сплочённой группой. Ни одна из групп элит не может доминировать во всех областях жизни общества». Это положение соотносится с концепцией элит:
а) плюралистической;
б) леволиберальной;
в) ценностной;
г) психологической;
д) макиавеллистской.
4. Кто из авторов под элитой понимал правящий класс?
а) В. Парето;
б) Г. Моска;
в) Р. Михельс;
г) Ч. Миллс;
д) Э. Гольтман.
5. Кто из элитологов предложил деление элиты на правящую и контрэлиту?
а) В. Парето;
б) Г. Моска;
в) Р. Михельс;
г) Ч. Миллс;
д) Э. Гольтман.
6. Какие типы элит, сменяющие друг друга в истории, в зависимости от характера общественного развития, выделил В. Парето?
а) львы и лисы;
б) зайцы и волки;
в) коты и мыши;
г) собаки и кошки;
д) лисы и медведи.
7. Какими качествами должны обладать представители элиты согласно Г. Моска?
а) смелость;
б) мужество;
в) организаторские способности;
г) лояльность;
д) отзывчивость.
8. Какие тенденции развития элиты выделил Г. Моска?
а) открытая и закрытая;
б) прямая и прерывистая;
в) простая и сложная;
г) демократическая и аристократическая;
д) линейная и спиралевидная.
9. Кто сформулировал «железный закон олигархических тенденций»?
а) В. Парето;
б) Г. Моска;
в) Р. Михельс;
г) Ч. Миллс;
д) Э. Гольтман.
10. Какие отношения существуют между элитой и массой согласно представителям классической (макиавеллистской) школы элитологии?
а) руководства;
б) господства;
в) представительства;
г) сотрудничества;
д) соперничества.
11. Сторонники какой концепции элит главным элитообразующим признаком считают не выдающиеся индивидуальные качества, а обладание командными позициями, руководящими должностями?
а) леволиберальной концепции;
б) концепции плюрализма элит;
в) теории демократического элитизма;
г) концепции макиавеллистской школы;
д) психологические концепции элит.
12. К ценностным элитам относятся:
а) профессионалы-управленцы, имеющие необходимую для занятия руководящих должностей квалификацию;
б) лица, занимающие высокопрестижные и влиятельные общественные и государственные позиции;
в) группа лиц, стремящихся культивировать высшие ценности культуры, обобщать опыт мировой истории;
г) категория лиц, вносящих наибольший вклад в систему научных знаний;
д) лица, контролирующие основные финансово-экономические структуры страны.
13. Кто, согласно Т. Веблену, играет главную роль в современном производстве, а, следовательно, является элитой:
а) экономическая элита;
б) духовная элита;
в) инженерно-техническая интеллигенция;
г) военная элита;
д) политическая элита.
14. Какой ученый утверждал, что на смену капитализму придет не социализм, а «менеджеризм»?:
а) М. Вебер;
б) Л. Гумилев;
в) С. Липсет;
г) Р. Мертон;
д) Дж. Бернхэм
15. Кто из ученых полагал, что дифференциация общества на элиту и массу выросла из родовых форм авторитета:
а) З. Фрейд;
б) М. Вебер;
в) П. Сорокин;
г) Л. Гумилев;
д) Г. Лассуэл.
16. Кто из ученых, последователей З. Фрейда, считал, что люди, рвущиеся в элиту, компенсируют комплекс неполноценности:
а) Г. Лебон;
б) А. Адлер;
в) Г. Лассуэл;
г) Г. Тард;
д) А. Тойнби.
17. Какие ученые развивали цивилизационный подход к элите:
а) Н.Я. Данилевский;
б) Э. Фромм;
в) О. Шпенглер;
г) А. Адлер;
д) А. Тойнби.
18. Что такое «пассионарность» в концепции Л.Н. Гумилева:
а) активность индивида в продвижении к цели, сопровождающаяся сверхнапряжениями и жертвенностью ради нее;
б) внутренняя апатия, безразличие к проблемам общества и окружающих людей;
в) ориентация на помощь со стороны при решении своих насущных проблем;
г) деградация развития этноса в результате мутации;
д) внезапное изменение генофонда общности под влиянием внешних условий.
19. Представители какого направления в элитологии считают, что различие между элитой и массой носит генетический характер:
а) леволиберального элитаризма;
б) макиавеллистской школы;
в) цивилизационного подхода;
г) биологического направления;
д) психологического направления.
20. Есть ли связь между расизмом и элитаризмом?
а) Да;
б) Нет.
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ
1. Концепция правящего класса Г. Моска.
2. Концепция элит В. Парето.
3. Социология политических партий Р. Михельса.
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!