Анализ влияния структуры затрат на финансовые показатели предприятия — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Анализ влияния структуры затрат на финансовые показатели предприятия

2021-06-23 45
Анализ влияния структуры затрат на финансовые показатели предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Для осуществления эффективного управления на предприятии важно производить комплексную оценку его деятельности, в том числе ресурсов (затрат), благодаря которым она обеспечивается.

Проведем анализ затрат по экономическим элементам (таблица 19). В соответствии с ПБУ 10/99 при формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:

- материальные затраты;

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизация;

- прочие затраты.

Таблица 19 – Элементы затрат на производство и реализацию продукции ОАО «Жировой комбинат» за 2015 – 2017 гг.[19]

Элементы затрат

2015

2016

2017

Темп роста/ снижения, %

тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. % 2016/ 2015 2017/ 2016  
Материальные затраты  5 573 073   62% 5 885 095   53%  4 608 507   58% 106% 78%  
Расходы на оплату труда 665 561   7% 759 537   7% 714 758   9% 114% 94%  
Страховые взносы 172 837   2% 200 656   2% 187 837   2% 116% 94%  
Амортизация 169 775   2% 178 856   2% 168 758   2% 105% 94%  
Прочие затраты  2 448 743   27% 4 051 835   37%  2 270 850   29% 165% 56%  
Итого  9 029 989   100%  11 075 979   100%  7 950 710   100% 123% 72%  

 

Данные таблицы 19 свидетельствуют о том, что в структуре затрат по экономическим элементам в отчетном 2017 году материальные затраты занимают наибольший удельный вес (58 %), произошло значительное снижение прочих затрат в общем объеме (-8%), что вызвано их сокращением в целом на 44% по сравнению с 2016 г. Удельные доли расходов на оплату труда, на страховые взносы и амортизацию изменились незначительно. В целом в части затрат на производство и реализацию продукции в отчетном периоде наблюдается их сокращение, что в первую очередь связано с сокращением объемов производимой продукции, что предполагалось утвержденной стратегией, подразумевающей оптимизацию ассортимента.

Для осуществления дальнейшего анализа структуры затрат распределим их по принципу зависимости от объемов выпускаемой продукции, то есть на переменные и постоянные (таблица 20). 

 

 

Таблица 20 – Распределение затрат предприятия на переменные и постоянные ОАО «Жировой комбинат» за 2015 – 2017 гг.[20]

Статья затрат

2015

2016

2017

Темп роста/ снижения, %

тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. % 2016/ 2015 2017/ 2016

Переменные затраты

7 675 490

85%

9 369 593

85%

6 531 128

82%

122%

70%

в том числе

 

 

 

 

 

 

 

 

Затраты на производство продукции

6 230 692

69%

7 482 558

68%

5 068 596

64%

120%

68%

Затраты на логистику

451 499

5%

586 694

5%

638 606

8%

130%

109%

Трейд-маркетинг

985 876

11%

1 291 244

12%

816 083

10%

131%

63%

Прочие переменные затраты

7 423

0%

9 097

0%

7 844

0%

123%

86%

Постоянные затраты

1 354 498

15%

1 706 386

15%

1 419 582

18%

126%

83%

в том числе

 

 

 

 

 

 

 

 

Затраты на маркетинг и рекламу

361 200

4%

437 577

4%

242 374

3%

121%

55%

Косвенные коммерческие расходы

451 499

5%

395 550

4%

360 517

5%

88%

91%

Затраты на производство

270 900

3%

379 632

3%

342 258

4%

140%

90%

Затраты на логистику

180 600

2%

244 362

2%

257 496

3%

135%

105%

Административные затраты

93 889

1%

244 865

2%

216 936

3%

261%

89%

Прочие операционные расходы

3 589

0%

4 399

0%

-

-

123%

-

Итого затраты

9 029 988

100%

11 075 979

100%

7 950 710

100%

123%

72%

 

Данные таблицы 20 показывают, что структура затрат предприятия в динамике не претерпела значительных изменений. Общее сокращение затрат составило 3,1 млрд. руб. (-28%).

Наибольшую долю (что характерно для предприятий пищевой промышленности) занимают переменные затраты на производство продукции – 64%.

В 2017 г. по сравнению с 2016 г. наиболее значительно сократились переменные затраты на производство продукции на 2,6 млрд. руб. (-32%); трейд-маркетинг на 475,2 млн. руб. (-37%); затраты на маркетинг и рекламу на 195,2 млн. руб. (-45%). При этом наблюдается рост таких статей как переменные затраты на логистику на 51,9 млн. руб. (+9%) и постоянные затраты логистики на 13,1 млн. руб. (+5%).

Рассмотрим структуру переменных расходов (таблицы 21, 22, 23).

Таблица 21 – Структура переменных производственных затрат ОАО «Жировой комбинат» за 2015 – 2017 гг.[21]

Статья затрат

2015

2016

2017

Темп роста/ снижения, %

тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. % 2016/ 2015 2017/ 2016

Сырье

3 608 435

58%

3 986 313

53%

3 297 986

65%

110%

83%

Основные материалы

935 275

15%

932 940

12%

582 768

11%

100%

62%

Упаковка

1 060 681

17%

933 244

12%

704 053

14%

88%

75%

Вспомогательные материалы

24 029

0%

27 764

0%

48 289

1%

116%

174%

Топливо и энергоресурсы

84 003

1%

97 060

1%

102 499

2%

116%

106%

Электроэнергия

42 709

1%

49 347

1%

56 809

1%

116%

115%

Газ

32 718

1%

37 804

1%

35 008

1%

116%

93%

Вода и стоки

8 576

0%

9 910

0%

10 683

0%

116%

108%

Оплата труда

118 297

2%

163 732

2%

144 516

3%

138%

88%

Аутсорсинг

-

-

-

-

10 287

0%

-

-

Прочие

3 110

0%

3 718

0%

25 402

1%

120%

683%

Покупка товаров

375 432

6%

1 329 269

18%

74 425

1%

354%

6%

Изменение остатков ГП и товаров

-62 572

-1%

-88 544

-1%

-24 129

0%

142%

27%

Производственные затраты на произведенную продукцию

6 230 692

100%

7 482 558

100%

5 068 596

100%

120%

68%

 

Данные, представленные в таблице 21 показывают, что переменные затраты на производство реализованной продукции составляют 64% от общих переменных затрат. В 2017 г. наблюдается их существенное сокращение на 2,4 млрд. руб. (-32%), которое объясняется снижением объемов продаж на 14%. В целом на данное снижение повлияли: сокращение затрат на сырье и материалы на 1,2 млрд. руб. (-22%), также следует отметить, что их доля в общем объеме переменных затрат возросла на 13% и составила 91%.

 

Таблица 22 – Структура переменных затрат логистики ОАО «Жировой комбинат» за 2015 – 2017 гг.[22]

Статья затрат

2015

2016

2017

Темп роста/ снижения, %

тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. % 2016/ 2015 2017/ 2016
 Транспортные затраты по доставке ГП (наемный транспорт) 401 835 89% 518 027 88% 563 485 88% 129% 109%
 в том числе                
 -авто 252 840 56% 322 461 55% 254 228 40% 128% 79%
 -ж/д 148 995 33% 195 566 33% 309 257 48% 131% 158%
Внутрипроизводственные перемещения 9 030 2% 11 744 2% 23 121 4% 130% 197%
 Топливо и энергоресурсы 1 806 0% 2 144 0% 1 254 0% 119% 58%
 ГСМ - - - - 1 254 0% - -
 Таможенные расходы - - 735 0% 715 0% - 97%
 Затраты на грузообработку 22 575 5% 29 555 5% 24 154 4% 131% 82%
 Затраты на оплату труда 11 739 3% 9 868 2% 8 213 1% 84% 83%
 Аутсорсинг по производственным услугам - - - - 3 119 0% - -
 Прочие расходы 4 515 1% 14 620 2% 13 294 2% 324% 91%
 Переменные затраты логистики на реализованную продукцию 451 499 100% 586 694 100% 638 606 100% 130% 109%

 

Представленные в таблице 22 данные показывают, что переменные затраты на логистику увеличились на 51,9 млн. руб. (9%) за счет повышения транспортных затрат на 9%.

В структуре затрат произошло перераспределение в транспортных затратах по доставке готовой продукции: в 2016 г. большая их доля приходилась на автотранспорт, что объясняло значительные расходы на данный вид доставки; в 2017 г. произошел частичный переход на железнодорожный транспорт по причине выхода на новые рынки продаж (Центральная, Южная Азия), что увеличило данный вид затрат на 58%.

Затраты на трейд-маркетинг представлены BTL - маркетинговый инструмент, включающий стимулирование сбыта, размещение POS-материалов, мерчендайзинг, стимулирующие акции для покупателей и сотрудников торговой цепи [59]. За отчетный год произошло сокращение маркетинговой активности в торговых точках на 37%. Что могло так же отразиться на сокращении объемов продаж продукции комбината.

В части постоянных затрат наиболее значительным образом претерпели изменения затраты на маркетинг и рекламу, рассмотрим их структуру детально (таблицы 23).

Таблица 23 – Структура затрат на маркетинг и рекламу ОАО «Жировой комбинат» за 2015 – 2017 гг.[23]

Статья затрат

2015

2016

2017

Темп роста/ снижения, %

тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. % 2016/ 2015 2017/ 2016
Косвенные расходы 43 489 12% 45 941 10% 42 790 18% 106% 93%
в том числе                
Затраты на оплату труда - всего 36 120 10% 38 958 9% 35 931 15% 108% 92%
Прочие расходы на персонал 2 889 1% 1 161 0% 1 396 1% 40% 120%
Командировочные расходы 2 709 1% 3 553 1% 3 174 1% 131% 89%
Представительские расходы 36 0% 21 0% 25 0% 58% 120%
Расходы на связь и коммуникации 72 0% 80 0% 60 0% 111% 75%
Расходы на транспорт 1 083 0% 1 465 0% 793 0% 135% 54%
Расходы на аренду помещений - - - - 612 0% - -
Информационно-консультационные расходы 181 0% 209 0% 685 0% 115% 328%
Штрафы и пени к уплате 36 0% 59 0% 53 0% 162% 90%
Административно-хозяйственные расходы 253 0% 316 0% 15 0% 125% 5%
Изменение РБП 108 0% 119 0% 46 0% 110% 39%
Прямые расходы 317 711 88% 391 636 90% 199 584 82% 123% 51%
в том числе                
ATL (реклама в традиционных СМИ) 263 531 73% 311 175 71% 128 068 53% 118% 41%
BTL (комплекс маркетинговых коммуникаций, который отличается от прямой рекламы ATL) 36 120 10% 45 051 10% 40 642 17% 125% 90%
PR 7 224 2% 17 211 4% 3 855 2% 238% 22%
Производство 3 612 1% 7 244 2% 2 804 1% 201% 39%
Исследования 7 224 2% 10 954 3% 24 216 10% 152% 221%
Итого затраты на маркетинг и рекламу 361 200 100% 437 577 100% 242 374 100% 121% 55%

 

Данные таблицы 23 показывают, что сокращение маркетинговых расходов составило 195,3 млн. руб. (-45%). Наибольшую долю в структуре затрат занимают прямые расходы, связанные с продвижением продукции на рынок. Их снижение на 192,1 млн. руб. (-49%) объясняется сменой стратегии компании в 2017 г., которая предполагала вывод бренда «Мечта хозяйки» из федеральной дистрибуции по причине его убыточности и, соответственно, сокращение рекламных затрат.

Таким образом, по итогам 2017 г. наблюдается значительное снижение практически всех статей переменных затрат предприятия, в основном связанных с сокращением производственной себестоимости продукции, что было вызвано снижением объемов производства. При этом наблюдается рост переменных затрат на логистику, что было вызвано расширением рынка и повышением тарифов. Также можно увидеть сокращение постоянных затрат, что было связано с изменением стратегии предприятия и пересмотром ассортиментной политики.

По итогам проведенного анализа можно заключить, что затраты предприятия значительным образом влияют на финансовый результат компании, их сокращение в отчетном году позволило добиться получения прибыли; следовательно, необходимо продолжить заданный курс, добиться более значимых результатов по оптимизации затрат.

 

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.105 с.