Методика А.Н.Леонтьева «Слово – картинка» — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Методика А.Н.Леонтьева «Слово – картинка»

2021-06-23 120
Методика А.Н.Леонтьева «Слово – картинка» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Валидность: Диагностика сформированности у ребенка с нарушениями зрения способности к абстрагированию

Возраст: 7- 9 лет

Стимульный материал: 16 карточек (8 с изображением предметов, 8 карточек с написанными словами)

Инструкция: По обе стороны от меня лежат карточки. На одних из них написаны слова, на других изображены предметы. Твоя задача соотнести слова с изображенными предметами.

Анализ результатов:

Критерии:

самостоятельность выбора ассоциативной пары или необходимо оказать ребёнку обучающую помощь и необходимый объём;

содержательность объяснения ребёнком ассоциативной пары;

точность воспроизведения слова по опорному изображению.

В случае наличия сопутствующих интеллектуальных нарушений у ребёнка будут возникать трудности на этапе запоминания (невозможность самостоятельного подбора ассоциативных пар, трудность вербализации выбора после обучающей помощи), так и воспроизведение (замена, искажение слов).

Методика «Исключение лишнего».

Валидность: Исследование сформированности у ребенка с нарушениями зрения ряда логических операций (анализа, сравнения, обобщения).

Вариант: предметный.

Возраст: 7-9 лет.

Стимульный материал: 4 карточки с изображением четырёх предметов, три из которых объединены общим признаком (деревья, одежда и т.д.) одно изображение не подходит по признакам.

Инструкция.

«Посмотри внимательно на эти рисунки. Здесь изображено 4 предмета. Тебе необходимо попытаться найти в 3 предметах то общее, что объединяет их в одну группу и дать ему название, а 1 предмет исключить, так как он не подходит к этой группе».

 

Анализ результатов:

Фиксируются сведения о том, как испытуемый понимает инструкцию, способен ли он исправлять свои ошибки, как объясняет способ решения задачи. Как сформированы у него логические операции.

Показатели зрительного развития детей (от 10 дней до 1 года)

Данная схема является сокращенным вариантом методики Э. Фрухт,

Дней

удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение): фиксирует взглядом игрушку (следит) в течение 10 с. Движения глаз скачкообразные. Может следить за игрушкой в одну сторону.

Дней

удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого); движения заторможены, фиксирует взглядом предмет или лицо взрослого в течение 5—10 с.

Месяц

плавное прослеживание движущегося предмета; сосредоточивает взгляд на игрушке, плавно следит за ней (до 3(0 см), не выпускает ее из поля зрения, поворачивает голову вправо и влево. Разрешается следить за игрушкой в одну сторону не менее 2 раз.

Месяца

а) длительное зрительное сосредоточение: смотрит на привлекший
внимание неподвижный предмет или лицо взрослого; смотрит на игрушку
в течение 20-25 с, не двигается;

б) длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым: следит не
прерывно (10—15 с) за небольшой игрушкой (до 50 см), поворачивая голову
вправо и влево.

Месяца

зрительное сосредоточение в вертикальном положении (на лице разговаривающего с ним взрослого, игрушке); после двух-трех обращений смотрит на лицо говорящего взрослого или игрушку в течение 10 с.

Месяца

узнает мать или близкого человека (радуется); на знакомого человека смотрит выжидающе, радостно улыбается. При повторном появлении оживляется, внимательно смотрит, иногда гулит и тянется. Недоволен, когда взрослый отходит, и не сразу переводит взгляд на незнакомого; смотрит на него спокойно, отвлекается. В доме ребенка реакция может отсутствовать.

5 месяцев

отличает близких людей от
чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незна-
комого человека); при виде знакомого взрослого радуется, оживляется, при
виде незнакомого оживление угасает, тормозятся движения, он хмурится,
может заплакать.

месяцев:

по-разному реагирует на свое и чужое имена — прислушивается. Если называю чужое имя, не всегда смотрит на взрослого, отвлекается, спокоен. Услышав свое имя, радуется, быстро оборачивается в сторону взрослого, смотрит на него.

12 месяцев

а) различает предметы по форме (отличает кирпичик от кубика по просьбе взрослого); в ответ на вопрос смотрит на кубик, на кирпичик, берет рукой и протягивает взрослому, находит взглядом кубик и кирпичик;

б) узнает на фотографии знакомого взрослого, мать; в ответ на вопрос смотрит на фотографию, узнав, смеется, трогает ее, оборачивается к взрослому. Если ребенок разговаривает, то называет взрослого, изображенного на фотографии.

Показатели развития детей первого года жизни[1].

10 дней. Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение). Вздрагивает и мигает при резком звуке.

18-20 дней. Удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого). Затормаживается при сильном звуке.

1 месяц. Плавно прослеживает движущийся предмет. Длительно сосредоточивается, прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки. Появляется первая улыбка в ответ на разговор взрослого. Лёжа на животе, пытается поднимать и удерживать голову. Издаёт отдельные звуки в ответ на разговор с ним.

2 месяца. Длительно зрительно сосредотачивается – смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет или лицо взрослого. Длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым. Совершает ищущие повороты головы при длительном звуке. Поворачивает голову в сторону взрослого. Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним. Длительно зрительно сосредотачивается на другом ребёнке. Лёжа на животе, поднимает и некоторое время удерживает голову. Повторно произносит отдельные звуки.

3 месяца. Зрительно сосредотачивается в вертикальном положении (на лице говорящего с ним взрослого, игрушке). Проявляет «комплекс оживления» в ответ эмоциональное общение с ним (разговор). Случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью. Лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. При поддержке под мышки крепко опирается о твёрдую опору ногами. Удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого).

4 месяца. Узнает мать (радуется). Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами. По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии. Во время бодроствования часто и легко проявляет «комплекс оживления». Громко смеётся в ответ на эмоциональное речевое общение с ним. Рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки. Развитее движений то же, что и в 3 месяца, но более ярко выражено. Гулит. Во время кормления придерживает грудь матери или бутылочку руками.

5 месяцев. Отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лица знакомых и незнакомых взрослых). Узнаёт голос матери или близкого человека. Различает строгую и ласковую интонацию обращённой к нему речи. Чётко берёт игрушку из рук взрослого. Удерживает в руке игрушку. Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук. Переворачивается со спины на живот. Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки. Подолгу певуче гулит. Ест с ложки полугустую и густую пищу.

6 месяцев. По-разному реагирует на своё и чужое имена, свободно берёт игрушки из разных положений и подолгу занимается ими, перекладывает из одной руки в другую. Переворачивается с живота на спину. Передвигается, переставляя руки или немного подползая. Произносит отдельные слоги (начало лепета). Хорошо ест с ложки, снимает пищу губами. Пьёт из блюдца или чашки небольшое количество жидкой пищи.

7 месяцев. Игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает её и т. д. Хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях). На вопрос «где?» ищет и находит взглядом предмет, неоднократно называемый, постоянно находящийся в определённом месте. Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги. Пьёт из чашки.

8 месяцев. Игрушками занимается долго и разнообразно действует с ними. Подражает действиям взрослого с игрушками (толкает, стучит, вынимает и др.) Сам садится, сидит и ложиться. Придерживаясь руками за барьер, сам встаёт и опускается. Переступает, держась за барьер. На вопрос «где?» находит несколько (2-3) предметов на постоянных местах. По слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа), например, «ладушки», «дай ручку» и др. Громко, четко и повторно произносит различные слоги. Ест корочку хлеба, которую сам держит в руке. Пьёт из чашки, которую держит взрослый.

9 месяцев. «Совершает» плясовые движения под плясовую мелодию. С предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств (катает, открывает, гремит, нажимает и др.) Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками. На вопрос «где?» находит несколько знакомых предметов в разных местах, независимого от их постоянного местонахождения. Знает своё имя, оборачивается на зов. Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в его лепете. Хорошо пьёт из чашки, слегка придерживая её руками. Формируется навык опрятности (спокойно относится к процессу высаживания на горшок).

10 месяцев. Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные действия с игрушками: вынимает и вкладывает, открывает и закрывает и др. Действия с предметами принимают устойчивый характер. Входит на невысокую поверхность или горку, держась за перила, и сходит с неё. По просьбе «дай» находит и даёт знакомые предметы. По инициативе взрослого выполняет игровые действия и движения («догоню-догоню», «сорока-ворона», «прятки» и др.). Подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых ещё нет в его лепете. Закрепляются умения, приобретённые в 9 месяцев.

11 месяцев. Овладевает новыми разученными действиями с и начинает выполнять их по слову взрослого (ставит кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень). Стоит самостоятельно. Делает первые самостоятельные шаги. По словесной инструкции выполняет разученные действия, не подсказанные игрушками (водит куклу, кормит собачку и др.). Проявляются первые обобщения в понимаемой речи (по просьбе взрослого находит, даёт любую куклу, которую видит среди игрушек, любой мяч, все машины и др.). Произносит первые слова-обозначения, например: «ав-ав», «кис-кис», первые глаголы: «дай». Умения и навыки закрепляются.

12 месяцев. Различает предметы по форме (отличает кирпичик от кубика не только по образцу, но и по слову взрослого). Узнает на фотографии знакомого взрослого. Самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками (катает, водит, кормит и др.). Переносит действия, разученные с одним предметом, на другой (водит, кормит, баюкает куклу, мишку, зайку и др.). Ходит самостоятельно без опоры. Понимает (без показа) название нескольких предметов, действий, имена взрослых и детей, выполняет отдельные поручения: «найди», «принеси», «отдай мне», «положи на место» и др. Понимает слово «нельзя» (прекращает действие). Понимает некоторые слова в речи взрослых, имеющие обобщённый характер. По слову взрослого выполняет разученные ранее действия с игрушками. Легко подражает новым слогам. Произносит 6-10 облегчённых слов.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.