Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2021-06-23 | 33 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Описанные выше исследования интересны тем, что в них специально прослеживалось влияние обучения на генотипическиую обусловленность индивидуальных особенностей координации. В общей форме вопрос здесь ставится следующим образом: если в результате тренировки различия между МЗ и ДЗ близнецами по уровню внутрипарного сходства меняются, то это означает, что приобретаемый индивидуальный опыт может менять генотип-средовое соотношение в изменчивости данного признака.
Для проверки этого предположения была проведна специальная серия экспериментов с обучением: тест “Ротор” испытуемый выполнял 70 раз, “Упаковка катушек” и “Сортировка карт” - по 28 раз. Успешность выполнения теста оценивалась в баллах, и, кроме того, регистрировалось время выполнения каждого теста. Серия с обучением состояла из семи частей – по 10 упражнений в каждой по тесту “Ротор” и по 4 двум другим. Эффект обучения был выявлен во всех тестах. Результаты экспериментов показали, что сходство показателей МЗ близнецов по успешности выполнения тестов “Ротор” и “Упаковка катушек” не зависит от обучения, хотя сходство ДЗ по мере обучения увеличивалось. В выполнении “Сортировки карт” в обеих группах наблюдалось незначительное уменьшение внутрипарного сходства. Различия между начальным и конечным коэффициентом корреляции у ДЗ равнялись: по тесту “Ротор” - 0.157 0.081 и по “Упаковке катушек” – 0.174 0.079, а эти же коэффициенты ДЗ для временных показателей выполнения увеличивались. Можно отметить, что на разных уровнях проявления моторных функций человека имеется группа признаков с высокими коэфициентами наследуемости и группа признаков, изменчивость которых не велика. Установлено, что на любом уровне коэффициент наследуемости тем выше, чем более автоматическим является само движение и чем проще его координационная система.
^
Роль генотипа и среды в индивидуальном развитии
Диагностика стабильности и преемственности развития осуществляется двумя методами — сравнительно-возрастным (или методом поперечных срезов) и лонгитюдным.
Сравнительно-возрастной метод основан на сравнении групп испытуемых разного возраста. Он позволяет достаточно быстро (в одной экспериментальной серии) сопоставить разновозрастные выборки и сделать вывод о различиях между ними. Однако выводы таких исследований не всегда можно интерпретировать с точки зрения динамики возрастных различий.
Применение сравнительно-возрастного метода предполагает эквивалентность сравниваемых в эксперименте групп по всем параметрам, кроме возраста. От того, насколько тщательно будет выполнено это условие, зависит, можно ли будет интерпретировать полученные различия между группами как имеющие отношение к возрастным различиям.
Учесть в исследовании все переменные психологических характеристик очень сложно. Из-за этого в результатах, полученных методом поперечных срезов, всегда остается вероятность, что полученные различия связаны не только с возрастными изменениями, но и с различиями в выборках, которые не контролировались в эксперименте и остались неизвестными экспериментатору. Обычно острота этой проблемы снижается с помощью создания больших репрезентативных выборок испытуемых. Часть параметров в сравниваемых выборках уравнивается, а про другие предполагается, что различия нивелируются из-за большого количества испытуемых.
Вторая проблема сравнительно-возрастного метода связана с принадлежностью испытуемых, одновременно участвующих в эксперименте, к различным когортам (то есть с тем, что группы испытуемых, которые сопоставляются в эксперименте, имеют разные годы рождения).
Чем больше возрастной интервал, который исследуется (чем больше различия в возрасте между группами), тем в большей степени возрастные различия окажутся смешанными со спецификой условий развития сравниваемых когорт.
В психогенетике
Для того чтобы избежать смешения когортных и возрастных различий, используется лонгитюдный метод, состоящий в длительном прослеживании развития одной и той же группы испытуемых. Кроме того, что он позволяет однозначно развести когортные различия и различия, связанные с возрастом, он имеет и ряд других преимуществ.
В лонгитюдном исследовании отпадает необходимость уравнивания выборок по разнообразным параметрам, поскольку экспериментаторы все время имеют дело с одной и той же выборкой испытуемых. Этот метод дает возможность зарегистрировать динамический характер исследуемых параметров, нелинейность их изменения с течением времени. С его помощью можно обнаружить индивидуальные различия в скорости и степени возрастных изменений, выяснить индивидуальные траектории развития. Он позволяет выяснить отсроченный эффект различных факторов, что невозможно сделать при помощи сравнительно-возрастного метода.
Возможности лонгитюдного метода в исследовании процессов развития значительно шире, и сам метод кажется более естественным для диагностики изменений, происходящих с течением времени.
^ Лонгитюдные исследования, проводящиеся в психогенетике, организуются по той же схеме, что и в возрастной психологии, то есть состоят в прослеживании на протяжении некоторого отрезка времени одной и той же группы испытуемых. Однако по сравнению с лонгитюдными исследованиями, которые известны из возрастной психологии, они обладают двумя особенностями.
Первая из них заключается в специфике выборки испытуемых. Как и в любой генетической работе, испытуемые, участвующие в лонгитюдном исследовании, должны быть подобраны таким образом, чтобы на основании полученных данных можно было провести генетический анализ, т.е. участвуют пары родственников, различающие по генетическому сходству.
Вторая особенность состоит в целях исследования. Если в возрастной психологии задачей исследователей является анализ возрастных изменений (определение периодов повышения и снижения стабильности какой-либо психологической характеристики, диагностика тех возрастов личности, в которые изменяется структура ее связей, и т.д.), то в генетическом исследовании целью работы является анализ причин этих возрастных изменений. С этой целью оцениваются генотипические и средовые детерминанты индивидуальных различий и определяется преемственность генетических и средовых влияний.
В лонгитюдном исследовании, проводящемся на парах родственников, можно определить:
1) генотипические и средовые компоненты фенотипической дисперсии в каждом возрасте;
2) величину специфических для каждого возраста генотипических и средовых компонент (то есть проявление новых генотипических и средовых влияний);
3) преемственность генетических и средовых влияний (то есть их сохранность от одного до другого возраста);
4) вклад генотипических и средовых факторов в фенотипическую стабильность изучаемых характеристик.
Таким образом, можно дать следующее определение лонгитюдного метода в психогенетике – это прослеживание за определенный отрезок времени одной и той же группы пар родственников (близнецы, сибсы и т.п.).
Далее будут рассмотрены основные закономерности, которые обнаруживаются при исследовании возрастных изменений в психологических характеристиках.
^
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!