Программа, занятия, работы учащихся — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Программа, занятия, работы учащихся

2021-06-23 33
Программа, занятия, работы учащихся 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Издательство «Учитель»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОГРАММА, ЗАНЯТИЯ, РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

Авторы-составители

Е. В. Кривобок, О. Ю. Саранюк

Волгоград

 

УДК 372.22 ББК 74.202.4 И85

Авторы-составители Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк

Исследовательская деятельность младших школьников: И85 программа, занятия, работы учащихся / авт.-сост. Е. В. Криво­бок, О. Ю. Саранюк. -Волгоград: Учитель, 2009. -138 с: ил. ISBN 978-5-7057-1890-0

Цель данного пособия - помочь учителям начальных классов организовать учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, научить их мыслить, анализировать, сопоставлять, выделять главное и второстепенное, делать самостоя­тельные умозаключения.

В пособии представлены практические материалы (программа, разработки заня­тий, исследовательские работы учащихся), которые позволят педагогам расширить границы учебников, углубить знания младших школьников, развивая их познава­тельную активность.

Предназначено учителям начальных классов.

УДК 372.22 ББК 74.202.4

ISBN 978-5-7057-1890-0  О Кривобок Е. В., Саранюк О. Ю.,

авторы-составители, 2008 О Издательство «Учитель», 2008 О Оформление. Издательство «Учитель», 2008

Издание 2009 г.


ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Пояснительная записка

Практика использования методов исследовательского обу­чения в учебном процессе современной школы находит все большее применение. Учитель-новатор уже в начальной школе все чаще стремится предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.

Дети младшего школьного возраста по природе своей иссле­дователи и с большим интересом участвуют в различных иссле­довательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации.

Исследовательская деятельность способствует развитию по­знавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения. Недостаток фундаментальных знаний порой не позволяет детям правильно оценить результат своего исследования, особенно если результат получился отри­цательным. Деликатная помощь педагога здесь необходима не только для того, чтобы выяснить возможные причины неудачи, но и для того, чтобы убедить ребенка не разочаровываться и продолжать исследование.

Организуя учебно-исследовательскую деятельность млад­ших школьников, необходимо следовать методологии. Поста­вленная проблема и обозначенная тема должны быть актуаль­ными для ребенка, исследовательская работа должна выпол­няться им добровольно и быть обеспечена необходимым обору­дованием, средствами и материалами.

Итогом исследовательской работы и главным этапом обуче­ния юного исследователя является выступление на детской кон­ференции. В отличие от «взрослой» конференции здесь необхо­димо создать «ситуацию успеха» для каждого школьника. Все работы независимо от их качества необходимо похвалить, чтобы у детей возникло желание продолжать исследовательскую дея­тельность.

Цель программы: трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка пу­тем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

Задачи программы:

развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников;

обучение детей младшего школьного возраста специаль­ным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска;

формирование у младших школьников и педагогов пред­ставлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Данная программа рассчитана на 22 часа.

Предложенное распределение часов примерное, может кор­ректироваться в зависимости от уровня развития детей, их ин­тересов.

Продолжительность занятий: 1 класс - 30 минут, 2-4 клас­сы - 40 минут.

Материал программы курса опирается на следующие по­нятия:

Проблема исследования как категория предлагает исследо­вание неизвестного в науке: чтобы предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций.

Тема исследования отражает проблему в ее характерных чертах. Удачная, четкая в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, кон­кретизирует основной смысл, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.

Актуальность выбранной темы обосновывает необходи­мость проведения исследования.

Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысло­вом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.

Объект исследования - это область, в рамках которой ведет­ся исследование совокупностей связей, отношений и свойств как источника необходимой для исследования информации.

Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте. Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта.

Требования к уровню освоения содержания программы

· Входе освоения программы возрастут познавательные по­требности младших школьников.

· Собственная исследовательская практика расширит круго­зор ребенка, позволит освоить механизм самостоятельного по­лучения новых знаний.

· В ходе предусмотренных программой тренингов исследо­вательских способностей развиваются специальные умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске.

· В качестве основных критериев выступают стремление и попытки использования исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимо­действия с миром.

Тематическое планирование

Класс

№ п/п Название темы Кол-во часов Форма проведения
1 Что такое исследование? 1 Беседа
2 Как задавать вопросы? 1 Тренинг
3 Методика проведения самосто­ ятельных исследований. Коллек­ тивная игра-исследование 1 Тренинг
4 Учимся выделять главное и второ­ степенное. Как делать схемы? 1 Практикум
5 Презентация исследовательской ра­ боты (коллективная деятельность) 1 Семинар

Класс

X п/п Название темы Кол-во часов Форма проведения
1 Научные исследования и наша жизнь 1 Беседа
2 Методы исследования. Экспери­ мент познания в действии 1 Беседа
3 Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное 1 Практикум
4 Анализ и синтез. Суждения, умо­ заключения, выводы 1 Практикум
5 Презентация исследовательской работы (групповая деятельность) 1 Семинар

Класс

№ п/п Название темы Кол-во часов Форма проведения
1 Наблюдение и экспериментиро­ вание 1 Беседа
2 Наблюдение и наблюдательность. Совершенствование техники экс­ периментирования 1 Практикум
3 Правильное мышление и логика 1 Тренинг
4 Как подготовиться к защите 1 Семинар
5 Презентация исследовательской работы (индивидуальная работа) 2 Семинар

Класс

 

№ п/п Название темы Кол-во часов Форма проведения
1 Знания, умения и навыки, необхо­ димые в исследовательском поиске 1 Практикум
2 Культура мышления 1 Беседа
3 Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии 1 Тренинг
4 Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов 1 Практикум
5 Презентация исследовательской работы (индивидуальная работа) 2 Семинар

 

 

РАЗРАБОТКИ ЗАНЯТИЙ

КЛАСС

Занятие 1

ЧТО ТАКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ?

Задачи:

ознакомить с новыми понятиями;

способствовать развитию наблюдательности; -развивать речь, аналитическое мышление.

Ход занятия

Организационный момент.

Учащиеся садятся в круг, лицом друг к другу.

Сообщение темы.

Учитель:

-Сегодня на уроке мы узнаем, что такое исследование, по­учимся наблюдать.

Актуализация знаний.

- Что такое исследование?

Выслушивается мнение детей, учитель подводит итог.

Вывод. Исследование - это поиск истины, познание неиз­вестного, поиск неизвестного, один из видов познавательной деятельности человека.

Давайте обсудим, как и где человек может проводить ис­следования.

Что такое научное исследование? (Научные исследования - это такие, которые проводят ученые.)

Где и как используют люди результаты научных исследо­ваний?

- А как вы думаете, что нужно для того, чтобы стать хоро­
шим исследователем? (Уметь наблюдать.)

• Как вы понимаете, что значит наблюдать?

Вывод. Наблюдение - это самый популярный и доступный метод исследования, применяемый в большинстве наук. Посто­янно используется наблюдение обычным человеком в повсе­дневной жизни. Оно служит ценнейшим и совершенно неоце­нимым источником получения разнообразных сведений о мире. Ученые для наблюдения могут использовать различные прибо­ры и приспособления - телескопы, микроскопы, измерительные приборы.

Демонстрация приборов.

Практические наблюдения.

Учитель:

- Сейчас мы с вами тоже попробуем стать наблюдателями.

Задание 1.

- Перед вами парные картинки, содержащие различия.

 

 

Найди 2 одинаковых предмета.

Что у них общего?

Чем отличаются?

 

 

Задание 2.

Какие предметы изображены на рисунке?

5. Составление плана исследования.

- Ребята, а в жизни за какими объектами вы можете

наблюдать? (За кошкой, деревьями, птицами...)

Что вы должны сделать, прежде чем начать наблюдение? (Выбрать предмет исследования, за которым будем наблю­дать. Например: кошка домашняя, береза за окном.)

Как вы думаете, с чего надо начинать исследования?

В ходе коллективного обсуждения дети вместе с учителем приходят к выводу, являющемуся одновременно планом работы.

ПЛАН       ИССЛЕДОВАНИЯ

Понаблюдать.

Прочитать в книге, журнале и т. п.

Спросить у другого человека.

Вывод. Таким образом, мы составили план исследования предмета, объекта.

Выбирается общий объект исследования для класса. Вывешивается плакат с тремя кармашками, который зри­тельно повторяет план исследования и помогает дома работать над выбранным объектом.

Плакат висит постоянно, дети складывают в кармашки информацию, собранную самостоятельно в домашних условиях.

 

Понаблюдать Прочитать Спросить

В течение двух-трех недель учитель напоминает детям о заполнении кармашков.

VI. Итог занятия.

- Мы учились сегодня наблюдать, составлять план наблюде­ния, узнали, что такое исследование, выбрали объект коллек­тивного исследования - кошку.

Домашнее задание: подобрать в книгах, журналах и т. п. материал, обратиться к родителям за советом в поиске инфор­мации о выбранном классном объекте для наблюдения, исследо­вания.

Занятие 2

КАК ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ?

Задачи:

учить детей правильно задавать вопросы;

провести практикум по тренировке умений задавать вопросы.

 

Ход занятия

Организационный момент.

Дети сидят полукругом, лицом к доске.

Актуализация знаний.

Поднимите руки, кому удалось подобрать материал по теме, выбранной на первом занятии.

Что вам показалось труднее всего в этом задании? (Обсуждение.)

Сумели ли вы правильно объяснить родителям, что вам нужно? Какие сведения собрали?

Давайте рассмотрим собранный материал.

Учащиеся рассказывают о том, что и в каких источниках они нашли.

- Сегодня на уроке мы будем учиться правильно задавать
вопросы.

Практическая работа.

Какие слова мы обычно используем, задавая вопрос? (Кто? Что? Где? Как? Почему?)

Давайте проверим, умеете ли вы задавать вопрос.

Задание 1. Какие вопросы помогут узнать новое о предмете, лежащем на столе? (Мы кладем на стол игрушечный автомобиль, куклу... Нужно задать к одному предмету как можно больше разных вопросов.)

Задание 2. Найди загаданное слово.

Учитель загадывает слово, которое он держит в тайне. Учащиеся задают вопрос, который предусматривает ответ «да», «нет».

Цель: показать детям логическую связь, объединяющую все вопросы.

Например: это животное? Оно живет в доме? Оно любит молоко? Оно мурлычет? С помощью этих вопросов дети угадывают задуманное учителем слово - это кошка. (Слова могут быть взяты из разных областей.)

Задание 3. Угадай, о чем спросили.

Учащийся выходит к доске, ему дается карточка (или учитель шепчет вопрос на ухо ребенку). Не произнося вслух вопроса, учащийся дает ответ. Все остальные дети должны догадаться, каким был вопрос.

Какими могут быть вопросы?

Какой окрас обычно имеет лиса? Почему сова охотится но­чью? Почему весной разливаются реки? Почему осенью птицы улетают в теплые края? Кто такой ученик? Что лежит в пенале?

Задание 4. Вопросы домашних животных.

Подумайте, о чем хотели бы вас спросить домашние живот­ные, если бы умели говорить. Какие вопросы они бы вам зада­ли? Что интересует собаку, кошку, попугая?

Запись на доске.

Картинка + первые слова от вопросов.

 

 

Изображение животного

   

 

 

 

 

 

Кто?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что?

     

 

 

 

   

 

Где?

     

 

 

 

Когда?

     

 

   

Как?

                         

Например: на рисунке изображена кошка. Она «спра­шивает»:

Кто я?

Что я умею делать?

Где я живу?

Когда я охочусь?

Как заботится обо мне хозяйка?

Примечание. Картинок может быть и больше.

Итог занятия.

Чем мы занимались на уроке? (Учились задавать вопросы.)

Для чего это нужно?

Я думаю, что теперь вы сможете правильно задать вопрос родителям об интересующем вас объекте и получить четкий ответ.

Домашнее задание: продолжить собирать материал по вы­бранному объекту.

 

Занятие 3

УПРАЖНЕНИЯ ПО МЕТОДИКЕ

ПРОВЕДЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

(коллективная игра-исследование)

Задачи:

учить детей отбирать нужный по теме материал;

развивать речь и мышление учащихся;

формировать умение играть в коллективе.

Ход занятия

Организационный момент.

Учащиеся сидят в классе, как обычно.

 

Итог занятия.

Каким получился наш дом?

Как нам удалось этого достичь?

Домашнее задание: продолжить сбор материала по теме; нарисовать данный объект по представлению.

 

Занятие 4

КАК ДЕЛАТЬ СХЕМЫ

Задачи:

учить детей выделять главное и второстепенное из собран­ного материала;

развивать логическое мышление, умение обобщать;

познакомить с понятием «схема».

Ход занятия

II. Актуализация знаний.

Учитель:

- На предыдущем занятии мы говорили о том, что такое исследование. Вы собирали материал по теме, заполняли кармашки.

Сегодня мы послушаем ваши сообщения об объекте иссле­дования и попробуем отобрать из них самое главное. Сообщения учащихся, отбор главного материала.

Ш. Практические задания.

- Мы с вами наблюдали за выбранным объектом, читали книги о нем, беседовали со  взрослыми. Материал собран. Теперь перед вами стоит задача: проанализировать содержание мате­риала и вместе с родителями оформить работу.

Поможет нам выполнить эту работу схема, которую мы с вами составим.

Схема - это изображение, описание чего-либо в главных чертах с помощью чертежа, рисунка.

Начнем с простого задания: учимся наблюдать.

Все воробьи на первый взгляд похожи друг на друга, как близнецы. Но опытный наблюдатель обязательно заметит, что двух одинаковых воробьев не бывает.

Задание. Будьте наблюдательны и найдите, чем похожи и чем отличаются воробьи друг от друга.

- А теперь обратимся к схемам. Перед вами схемы человече­ского лица в виде кружочков. Вспомните внешний вид и пове­дение разных людей и дорисуйте на схемах, какие прически, брови, ресницы, усы, глаза, губы они имеют.

 

веселый         грустный     добрый

 

                         

 

неряшливый       злой               умный

Каждый учащийся получает карточку и работает с ней.

 

V. Итог занятия.

- Чему научились сегодня? (Мы научились выделять самое главное, работать со схемой.)

Домашнее задание: продолжить сбор материала по теме ис­следования.

 

Занятие 5

Ход занятия

I. Организационный момент.

Класс празднично оформлен. Дети сидят полукругом.

П. Актуализация знаний.

-Давайте вспомним, чем мы занимались на занятиях по исследовательской деятельности. Ответы детей.

- Верно, попытались стать исследователями. Что необходимо
исследователям?

Быть наблюдательными.

Уметь задавать вопросы.

Отбирать нужный материал.

Работать с литературой. Запись на доске.

- Заполните в квадратиках, что исследователь делает, чтобы
выполнить работу хорошо.

 

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

 

1. Наблюдает.

2. Задает вопросы.

3. Отбирает нужный материал.

4. Работает с литературой.

 

III. Практическая работа.

- Давайте проследим, как мы этому научились.

Задание 1. Наблюдение очевидного.

Детям предлагается рассмотреть игрушку (большую, яркую) и рассказать, что видят глаза в данную минуту. (Говорить надо только о тех качествах, которые видишь: цвет, длина волос, размер...)

Задание 2. Задай вопрос.

На доске рисунок - изображение любого животного (медведя, дельфина и т. д.). Детям предлагается задать как можно больше вопросов этому животному.

Задание 3. Дай характеристику герою.

На доске картинка с изображением Волка и Зайца из мульт­фильма «Ну, погоди!» Дети должны назвать качества, характе­ризующие этих персонажей. Например: Заяц - смешной, ма­ленький, серый, с широко открытыми, удивленными глазами, слабее Волка, но всегда его побеждает, потому что он веселый, умный, смелый...

Обзор литературы, использованной по данной теме.

V. Итог занятия.

- Как вы думаете, трудно быть исследователем? Что показа­
лось наиболее сложным, интересным?

- Для того чтобы справиться с этими проблемами, вы при­
шли в школу учиться.

КЛАСС

Занятие 1

II. Актуализация знаний.

Ребята, что такое исследование?

Какие науки вам известны? (Биология, математика...)

Какие области исследования вам известны? (Космос.) -Какими качествами обладает настоящий исследователь?

(Наблюдательность, умение рассуждать, задавать вопрос, вы­ делять главное...)

- О каких научных открытиях вам известно? (Телефон, ком­ пьютер, кино, транспорт, медицина.)

Вывод. На наших занятиях в этом году мы продолжим учиться наблюдать, анализировать, видеть проблемы. Это необ­ходимо для того, чтобы написать еще одну коллективную ис­следовательскую работу, только теперь мы будем работать по группам.

III. Практические задания.

- Сегодня на занятии мы будем учиться видеть проблему.
Проблема - это сложный вопрос, задача, требующая разрешения путем исследования.

 

Задание 1. Посмотри на мир чужими глазами. Учитель читает детям неоконченный рассказ.

Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги...

Надо продолжить этот рассказ при условии, что каждая группа придумает свой вариант окончания:

1. представив себя водителем грузовика, едущего по дороге;

2. представив себя главой... городского округа;

3. представив себя вороной, сидящей на дереве;

4. представив себя зайчиком или лисичкой в лесу.

Обсуждение придуманных текстов в группах, заслушивание готовых вариантов.

Вывод. Одну и ту же возникшую проблему каждый видит и решает по-своему.

Задание 2. Выявление причин и следствий.

Проверим, насколько вы наблюдательны, внимательны в реальной жизни. Слова в предлагаемом списке особым образом связаны между собой. Найдите и назовите, что является причиной, а что следствием.

Слова и словосочетания, написанные на доске:

Мокрые деревья, мокрая трава, дождь, лужи.

Желтые листья, осень, серое небо, холодные дожди.

Утро, солнце, пение птиц, радость.

Пятерка, отличный ответ, хорошее настроение.

Рекорд, медаль, тренировки, победа.

Вывод. Без умения владеть понятиями «проблема», «причи­на», «следствие» не может быть абстрактного мышления.

IV. Итог занятия.

-Мы учились сегодня видеть проблему, пытались ее ре­шить, выявляли причину и следствие.

Важным средством развития мышления являются загадки. Таковыми они становятся тогда, когда мы смотрим на них не просто как на забаву, а как на веселое, но все же серьезное задание.

Домашнее задание: найти и записать по 2 загадки, в содер­жании которых есть описания-отгадки. Например: «Стоят в поле сестрички; желтый глазок, белые реснички». (Ромашки.)

Занятие 2

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания: слушание загадок и анализ их содержания.

Учитель:

-Каждый исследователь должен в совершенстве владеть основными доступными методами исследования:

· подумать самостоятельно;

· спросить у другого человека;

· понаблюдать;

· провести эксперимент и др.

Сегодня мы попробуем поэкспериментировать. Слово «эксперимент» предполагает проведение каких-то практических действий с объектом исследования, в ходе мыслительного эксперимента мы должны решить определенные задачи.

3. Практические задания.

Мыслительный эксперимент.

-Давайте порассуждаем:

· Что можно сделать из куска бумаги?

· Что нужно для того, чтобы человек был здоровым?

· Что можно сделать из песка?

· Что будет, если люди научатся читать мысли других?

Вывод. Одним из видов исследовательской деятельности является сбор и защита коллекций.

-Что можно коллекционировать? (Конфетные обертки (их еще называют фантики), значки, наклейки, марки, игрушки...)

-Что нужно для того, чтобы собирать коллекции? (Правильно отбирать материал, увлекаться чем-либо...)

Исследование и познание мира не сводится только к воспри­ятию предметов и явлений, оно предполагает выделение в пред­метах и явлениях общих существенных признаков.

Задание. Продолжите ряды.

Животные:_________      .

Игрушки: _________.

Люди: _________.      

Деревья: _________.  

Вывод. Мы учились классифицировать. Классификация:

· устанавливает определенный порядок;

· разбивает рассматриваемые объекты на группы;

· придает нашему мышлению строгость и точность.

- Где в жизни вы встречаетесь с такой упорядоченностью и точностью классификации предметов? (Книги в библиотеке;карточки пациентов в поликлинике в алфавитном порядке; спи­ски в журнале; нумерация чисел...)

Запись и рисунки на доске.

План работы 1. Выбор темы. 2. Сбор материала. 3. Отбор материала. 4. Защита            коллекции
            

1.

     
 

 

 


Итог занятия.

- Кто догадался, каким будет домашнее задание?

Домашнее задание: собирать материал для своей кол­лекции.

 

 

Занятие 3

УЧИМСЯ ОЦЕНИВАТЬ ИДЕИ,

Ход занятия

Занятие 4

АНАЛИЗ И СИНТЕЗ.

Ход занятия

Занятие 5

Ход занятия

I. Организационный момент.

Распределение учащихся по группам.

III. Семинар.

Слушание, анализ и выбор лучших работ.

IV.Итог занятия.

Вывод о проделанной за год исследовательской работе.

ЗКЛАСС

Занятие 1

Ш. Практическая работа.

Задание 1. Найдите 2 одинаковых квадрата.

 

Вывод. Наблюдение должно быть целенаправленным. Смот­рим мы глазами, слушаем - ушами, а «видим» и «слышим» -умом.

Задание 2. Рассмотри вокруг.

-Рассмотрите предметы, находящиеся вокруг нас. Найдите среди них:

· все предметы красного цвета;

· все круглые предметы;

· все мягкие предметы и т. д.

- Нарисуйте их (по выбору учителя).

-Особое место в науке и наших повседневных исследова­ниях принадлежит эксперименту.

Эксперимент - важнейший из методов исследования, используется он практически во всех науках и от исследо­вательского поведения неотделим. Слово «эксперимент» проис­ходит от латинского, переводится на русский как «проба», «опыт».

В отличие от наблюдения, только фиксирующего свойства предметов, эксперимент предполагает воздействие человека на объект и предмет исследования.

Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки и сравнения.

Задание 3. Определяем плавучесть предметов.

Перед детьми лежат десять самых разных предметов: деревянный кубик, чайная ложка, яблоко, камешек, бумажный кораблик, резиновый мячик, шарик из пластилина, кнопка, картонная коробка, пластмассовый шарик.

- Давайте предположим, какой предмет, по вашему мнению,
утонет, а какой будет плавать. (Проверка гипотезы.)

Вывод. Не все можно предугадать, поэтому мы и проводим эксперимент, так как не все можно проверить словами.

- Продолжим эксперимент. Изучим сами плавающие предме­ты, отвечая на вопросы:

· Все ли они легкие?

· Все ли они одинаково держатся на воде?

· Зависит ли плавучесть от размеров и формы предмета?

· Будет ли плавать пластилиновый шарик, если мы придадим ему форму тарелки?

- Усложним задание. Что произойдет, если мы соединим
плавающий и неплавающий предметы? Они будут плавать или
оба утонут? При каких условиях возможно то и другое?

Вывод. Самые интересные эксперименты - это, конечно, реальные опыты с предметами и их свойствами.

IV. Правила выбора темы.

- В этом году каждый из вас самостоятельно выберет те­му и напишет исследовательскую работу. Как вы думаете, какая должна быть тема?

ПАМЯТКА «Как выбрать тему»

1. Тема должна быть интересной и увлекать тебя.

2. Тема должна быть выполнима, решение ее дол­жно принести реальную пользу участникам иссле­дования.

3. Тема должна быть оригинальной, в ней необ­ходим элемент неожиданности, необычности.

4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

V. Итог занятия.

- Сегодня на уроке мы вспомнили, какими качествами должен обладать настоящий исследователь, познакомились с пра­вилами выбора темы.

Домашнее задание: подумать, посоветоваться с родителями, просмотреть литературу и выбрать тему исследования, а также начать сбор материала.

Занятие 2

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

Задачи:

- учить работать с приборами, созданными для наблюдения
(микроскопами, биноклями, лупами);

развивать внимание, наблюдательность и мышление;

воспитывать чувство коллективизма.

Ход занятия

Рис.1

- На какие геометрические фигуры могут быть похожи деревья на рис. 1? Изобразите их на листе и сравните с рис. 2 (до озвучивания задания второй рисунок закрыт).

 

 

 


Рис. 2

- Понаблюдайте, определите и нарисуйте (в группах), на ка­кие простые геометрические фигуры похожи различные животные, птицы и рыбы.

Задание 2. Эксперимент с микроскопом, лупой.

- Наиболее интересные научные открытия сделаны методом наблюдения. Многие ученые работают с точными приборами, увеличивающими изображение в миллионы раз.

Давайте сравним, как лучше видны частицы вещества - через лупу или микроскоп.

· Работа с лупой.

· Рассмотрите кусочек кожицы лука через лупу.

· Что вы видите? (Увеличенное изображение предмета.)

· Теперь давайте посмотрим на этот же лук через микроскоп. Учащиеся рассматривают.

· Что вы увидели? Обсуждение; рисование увиденного.

Вывод. Каждое тело состоит из особых клеток. Это значит, что все тела состоят из клеток, невидимых глазу.

- Мы с вами учимся быть исследователями, наблюдать. Се­годня вы узнали, что для наблюдения ученые используют такие точные приборы, как микроскоп (телескоп и т. п.).

IV. Итог занятия.

· Поднимите руку, кто из вас выбрал тему исследователь­ской работы? Назовите ее.

· Прочитайте правила выбора темы (см. занятие 1).

· Проанализируйте выбранную вами тему, соотнесите с усло­вием.

Обсуждение, индивидуальная консультация.

Домашнее задание: продолжить сбор материала по теме.

Занятие 3

МЫШЛЕНИЕ И ЛОГИКА

Задачи:

познакомить детей с понятиями «мышление», «логика»;

развивать логическое мышление;

формировать умение работать в группе.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Распределение учащихся по группам.

II. Актуализация опорных знаний.
Задание 1.
Найди «лишнее» слово.

- Даны пять слов. Четыре из них объединены общим при­знаком. Пятое слово к ним не относится. Найдите это пятое сло­во. Работа ведется в парах. (Слова написаны на карточках.)

Задание 2. Выполнение упражнений на развитие интеллек­туальных способностей (см. Приложение).

- Что нужно было сделать, чтобы выполнить это задание?
Ответы детей.

Вывод. Чтобы выполнить любое задание, необходимо поду­мать, поразмышлять, порассуждать.

Ш. Сообщение темы.

Учитель:

Абстрактное мышление

- Сегодня на занятии мы будем учиться развивать мышление и логику. Мышление - это творческий познавательный про­цесс, отражающий отношение предметов и явлений, законы ми­ра. Познание человеком окружающего мира осуществляется в двух основных формах.

 

 

Чувственное познание                                                   Абстрактное мышление

 

Воздействие на органы                                                   Отвлеченное понятие,

чувств окружающих                                                            теоретическое обобщение

предметов, их свойств,                                                     опыта

явлений

                                                                                                                                                                                 

Логика - наука о законах и формах мышления; ход рассу­ждений, умозаключений, внутренняя закономерность чего-нибудь.

Хорошее логическое мышление и развитие способностей рассуждать необходимы каждому в жизни. Успех есть у того человека, который делает точные выводы, действует разумно, мыслит последовательно.

IV. Практические задания.

Задание 1. Установи причину.

- Рассмотрите предложенные ситуации и установите причи­ну их возникновения:

· Компьютер работал круглые сутки.

· В этом году перелетные птицы прилетели раньше обычного.

· Утром на улице звучала музыка.

Задание 2. Исключи «лишнее» слово.

- Исключите лишнее слово, предварительно решив анаграмму.
Анаграмма - составление слов из тех же букв, но стоящих в другом порядке.

 

<
АПНИСЕЛЬ АЧТПО ЮКИЛТ
ТАСУПАК АИДРО ЛЮТАНЬП
ЯНШИН ФАГРЕЛТЕ АЛИФАК

Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.321 с.