Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2021-06-23 | 36 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Таблицы 78—80
Цели исследования. Выявить уровень обучаемости и меры необходимой помощи; характер деятельности ребенка в процессе выполнения им задания (целенаправленность работы, обдуманность действий, способность сравнивать, планировать предстоящую деятельность).
Процедура проведения. Ребенку предлагают две задачи (табл. 80). Задача 1 — с цифрами, задача 2 — с буквами. Первоначально ребенок оперирует с цифрами (задача 1), затем с буквами (задача 2). Он должен изменить их расположение так, чтобы они располагались в том же порядке, как на табл.78, являющейся образцом.
Из таблицы 79 вырезают цифры и буквы, которые затем выкладывают на пустой карте в положении, заданном в задачах 1, 2 (табл. 80).
Работа проводится в четыре этапа. На первом (ориентировочном) этапе показывают образец с цифрами (табл.78). Затем ребенку предлагают пустую карту с разложенными на ней цифрами, как показано в- одном из вариантов задач 1 (табл. 80). Инструкция: «Передвинь цифры так, чтобы было, как на таблице 78» (показывают, как можно передвигать:
не в шахматном порядке, а по пустым клеткам по типу игры в «пятнадцать»).
На втором этапе (стимулирующем) ребенку говорят, что задача решается с помощью меньшего числа ходов. Это замечание делается в том случае, если ребенок сделал больше четырех ходов).
На третьем этапе (обучающем) проводятся три занятия. На первом занятии ребенку показывают один—два хода и просят довести работу до конца. На втором показывают все четыре хода и просят их повторить. На третьем занятии все четыре хода делают совместно.
На четвертом этапе работают с буквами (перенос). Работа с задачей 2 (буквами) аналогична работе с задачей 1: тоже решают за четыре хода.
Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием проявляют большой интерес к этому заданию уже в возрасте б— 7 лет. Этому способствует его игровой характер. Те из них, кто умеет играть в шахматы, начинают передвигать цифры согласно правилам этой игры. Однако после необходимого разъяснения они сразу же решают задачу правильно, хотя и используют при этом больше четырех ходов. После указания дети осуществляют самоконтроль на основе сопоставления полученных результатов с образцом. Для решения задачи бывает достаточно одного занятия.
При выполнении аналогичной работы с буквами происходит перенос и оказывать помощь, как правило, не приходится. При предъявлении второй задачи достаточно указать, что и ее следует решать с помощью четырех ходов. Умение ребенка осуществить перенос является главным показателем его обучаемости.
Дети с задержкой психического развития в этом возрасте испытывают трудности в понимании задания. В процессе работы требуется постоянная организующая помощь и разъяснение.
Умственно отсталые дети 8—9 лет проявляют весьма поверхностный интерес к предложенному им заданию, так как не понимают его смысла и того, что от них требуется. В отличие от нормальных детей они не обдумывают каждый из своих ходов и не планируют предстоящей деятельности, в результате чего не могут выполнить предложенное им задание. Помощь не способствует решению задачи. При выполнении аналогичного задания с буквами испытывают те же трудности.
Таблицы 81, 82
Цели исследования. Выявить умение выделять главные существенные признаки; устанавливать логические связи и отношения между понятиями; направленность мышления; запас и точность представлений об окружающем мире.
Процедура проведения. В таблице 81 даны две известные психологические методики: «Существенные признаки» (для детей 9—10 лет) и «Сложные аналогии»(для детей 12—14 лет).
В таблице 82 даны «Простые аналогии» (для детей 10—12 лет).
Каждую из таблиц разрезают по пунктирной линии и предъявляют ребенку.
Инструкция к методике «Существенные признаки»: «Посмотри, перед скобками слово, а в скобках — несколько слов. Надо выбрать (найти) только два из них, самых главных, которые определяют слово, стоящее перед скобками, без чего этот предмет не может быть». Первые примеры читаются экспериментатором.
В методике «Простые аналогии» первые 2—3 примера выполняются экспериментатором и в ходе этого дается инструкция: «Смотри, слева два слова. Сверху «лошадь», внизу «жеребенок». У лошади жеребенок. Это ее..детеныш. Справа — длинная черта. Над чертой только одно слово, которое относится к слову «корова» так же, как слово «жеребенок» относится к слову «лошадь».
В методике «Сложные аналогии» допустимы пояснения и организующая помощь при выполнении всех примеров.
Во избежании трудностей, связанных с несформированностью навыка чтения, целесообразнее слова, данные в заданиях, читать экспериментатору, а ребенку предложить следить зрительно (или на слух).
Анализ результатов. Эти методики требуют достаточно сформированного уровня мыслительных операций, запаса общих представлений об окружающем, знание родовых категорий.
Дети с нормальным умственным развитием указанного возраста понимают инструкцию и при оказании им помощи в виде наводящих и уточняющих вопросов выполняют эти задания.
Детям с задержкой психического развития требуется значительная помощь. Они часто отвечают наугад или ориентируются на случайные ассоциации.
Умственно отсталые дети в указанном возрасте не понимают цели задания, и помощь оказывается малоэффективной. Лишь в некоторых, наиболее легких задачах при совместном со взрослым решении находят нужные слова. Особенно сложны для умственно отсталых детей методики «Простые аналогии» и «Сложные аналогии». Даже в более старшем возрасте (13—15 лет) данные задания ими самостоятельно не выполняются.
Для исследования мышления применяются методики:
1. Таблица с изображениями предметов, один из которых, не, подходит по тем или иным признакам (величине, форме, цвету, родовой категории), и
2. Таблицы с заданиями на исключение понятия, не подходящего остальным.
3. Таблицы с логическими задачами и поиском закономерностей.
4. Бланки к методике «Выделение существенных признаков».
5. Бланки к методикам «Простые аналогии», «Сложные аналогии».
6. Таблицы с пословицами и поговорками.
7. Сюжетные картинки для сравнения; таблицы с заданием на сравнение слов-понятий.
8. Набор сюжетных картинок разной степени сложности (простые, со скрытым смыслом, нелепым содержанием, серия с изображением последовательности событий).
9. Таблицы с текстами разной сложности (простые описательные, сложные, с конфликтным содержанием).
10. Набор карточек с изображением предметов разных родовых категорий для исследования операции классификации.
11. Таблицы с загадками.
12. Бланки со словами для исследования ассоциаций (один из вариантов — подбор слов, противоположных по смыслу).
13. Таблицы и карточки для проведения «обучающего эксперимента» (методика А.Я. Ивановой).
14. Таблицы с заданиями на «схематизацию» (методика Венгера).
Литература:
1. Забрамная С.Д. Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей:Пособие для психол.-пед. комис.-М.: ВЛАДОС,2003.
2. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов.- 2-е изд., перераб.-М.: Просвещение: Владос, 1995.
3. Методические рекомендации по использованию диагностического комплекта «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов»/Авт.-сост. Семаго М.М., Семаго Н.Я.-М.: АРКТИ,2003. Диагностический комплект.
4. Подготовка ребенка к школе. Авторы: Р.И. Айзман, Г.Н. Жарова, С.Д.Забрамная и др.Томск.: «Пеленг»,1994
5. Психодиагностические методы в работе с учащимися 1-2,3-4-х классов. Методические рекомендации и рабочая тетрадь. Составитель Д.В. Лубовский.-М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК»,2002.
6. Ратанова Т.А. Диагностика умственных способностей детей: Учебное пособие/ Т.А. Ратанова.-М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003.
7. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога.2-е изд., испр.и доп. - М.: АРКТИ, 2001.
8. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб.пособие для высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,2002.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!