Сведения о первоначальной территории кабардинцев — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Сведения о первоначальной территории кабардинцев

2022-10-03 33
Сведения о первоначальной территории кабардинцев 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Кабардинцы стали известны русской дипломатии в середине XVI века под названием «пятигорские черкассы». Но дело в том, что топонимическое определение «пятигорские» не подразумевает проживание кабардинцев в XVI веке в районе современного г. Пятигорск, Ставропольского края (здесь кабардинцы жили, но гораздо позже). Термин «пятигорье» применялся и совсем в другом регионе Кавказа – Причерноморье. Этому есть следующие доказательства, основанные на сведениях путешественников, историков, дипломатов того времени. Приведем всего несколько примеров:

1. Джорджио Интериано. В 1502 г. в сведениях этого итальянского путешественника, географа и этнографа сказано: «В это время черкесы (кабардинцы) занимали восточный берег Азовского моря».

2. Мартин Броневский. Видный польский дипломат и государственный деятель, дважды побывавший в Крыму, пишет:

«Что же касается Тамани, находящейся на самом краю Тавриды и смежной с обширной областью пятигорской, которую Птоломей и Страбон называют Колхидою …».

В главе «Пятигорская область и ее жители» он также пишет:

«Область пятигорцев, или Колхида …». Иными словами, имеется в виду территория, смежная с Абхазией.

3. Жан Шарден. Французский дворянин, посетивший в 1672 году Кавказ по пути в Персию и написавший работу «Путешествие господина дворянина Шардена в Персию и другие восточные страны». Он также описывает «пятигорскую страну»:

«От пролива Палус Меотийского (Приазовье) до Мингрелии тянутся на шестьсот миль гористые холмы. Эти горы очень красивы, покрыты лесами и населены черкесами. Турки называют эти народы «черкесами» или «керкесами». Древние называли их общим именем зиги, а также жителями гор; это соответствует определению « ченж даги », которое некоторые восточные географы дают этому народу, т. е. «пять гор». …Корабли из Константинополя и Кафы, идущие в Мингрелию, бросают на своем пути якорь во многих местах на этих берегах…».

В начале октября 1545г. в Крым прибыл русский гонец Беляк Кийков. Он сообщил в Москву, что «царя в те поры в Крыме не было, ходил на Черкасс на дальних на Хабартку на Пятигорских, и стоял в те поры идучи назад из Черкасс у перевоза против Керчи, затем что было возити нельзе, ветры великие». Таким образом, Сахиб-Гирей дважды за один год был в походе на адыгов- весной и осенью 1545г., в первом случае на западных адыгов(«ближних Черкасс»), во втором – на кабардинцев….

4. Жан де Люка. Итальянский монах Доминиканского ордена в своем труде «Описание перекопских и ногайских татар, черкесов, мингрелов и грузин, Жана де Люка, монаха Доминиканского ордена (1625 год)» пишет о Черкессии и Кабарде:

«По их стране протекает две значительные реки, из которых одна, впадающая в море, Кубань, называется Пси, а другая (Терек) проходит недалеко от Кабарды».

Это сообщение, составленное в 1625 году, прямо указывает на то, что река Терек находится недалеко от Кабарды, а не течет по ее территории.

В. Н. Кудашев, зная народные предания, писал:

«Из всех разнообразных рассказов можно сделать, таким образом, одно только заключение: кабардинцы не были исконными жителями Кабарды, а откуда-то сюда переселилис ь» (1, ст. 6).

В БСЭ, издание 1936 года, указано, что кабардинцы появились на территории их современного проживания в начале XVI века, но там же приведена оговорка, что «по некоторым сведениям, еще позже».

Наиболее вероятная дата прихода кабардинцев на территорию Пятигорья начало XVII века, но в виду постоянных нападений крымского хана пребывание их в этом районе было не долгим.

В книге воспоминаний кабардинского князя К. Атажукина сказано, что когда кабардинцы пришли в Малую Кабарду, там еще жили ногайцы, это также подтверждается археологическими памятниками, ногайскими курганами датируемые XV-XVII в.

В исторической памяти кабардинского народа сохранилась предание о первом переселении с Западного Кавказа. В 1881 г. было опубликовано записанное К.Кашежевым историческое предание о переселении Кабарда Тамбиева. В этом предании рассказывается о том, что кабардинцы прежде жили на Северо-Западном Кавказе. Кабард Тамбиев был тлякотлеш князя Болотокова. Из-за непомерных требований князя он со своими людьми уходит, и поселяется на левом берегу Малки. В это время, как говорится в предании, эти земли принадлежали калмыкам. Кабард Тамбиев вступает в соглашение с ханом калмыков, и тот уходит с этих земель со своей ордой. Владельцем земель якобы остается К.Тамбиев, и постепенно сюда стали прибывать новые группы адыгов и образуется кабардинский народ. («Фольклор адыгов». Нальчик, 1990г. с.197-202.).

Следует отметить, что калмыки появились за Волгой в XVII веке, а на Кавказе еще позже.

 

Гораздо более ясную и последовательную картину дают русские документы. В кратком описании истории кабардинского народа, составленном бывшим комендантом крепости Св. Креста Д. Ф. Еропкиным в 1732 году (очевидно, на основе расспросов князей и старожилов) говорится:

«В древних летах (а, сколько тому назад, никто не знает) перешли немногое число людей черкасс и с польских малоросцов своевольно в горские места, и тогда назывались горские черкесы и первоначально их житье было в верховье двух Кум близ пяти гор. И во времени бытия их в тех местах приходили к тем черкесам из разных стран и из России всякого звания люди, которых оные черкесы принимали к себе в холопья. И в тогдашние ж времена съезжали те черкесы в разные места на воровство и приводили, брав в полон, мужеской и женский пол; и чрез несколько лет по размножении оного народа прежде вышедшие малороские черкесы старики, у кого размножились холопья, назывались узденями (то-есть дворяне)».

 

И далее: «И кочевали оные черкесы в давные лета переходя по рекам Терку, по Куме, по Кубани и близ тех мест, где были турецкие городы Темрюк и Таман ь». (КРО, т. 2, с. 78).

 

Как видим, и здесь речь идет не о территории нынешней Кабардино-Балкарии, а о степях Ставрополья и Приазовье. Это подтверждается сведениями современного историка А.М.Некрасова:

«Весьма любопытно сообщение Ремал-ходжи о ежегодном приходе бжедугов в Кабарду для ведения полевых работ. Согласно более поздним данным, бжедуги жили в горах южнее хатукаевцев, т.е. на значительном расстоянии от Кабарды». («Международные отношения и народы Западного Кавказа», М., с. 108, 1990г.).

В данном случае требуется комментарий. Каким образом бжедуги, жившие в устье Кубани, дважды в год отправлялись в Кабарду за 600 км. для весенней вспашки, сева и сбора осеннего урожая? В то время автотрасс на Кавказе не было. Возникает другой вопрос: как они доставляли урожай домой? Ответить на эти вопросы с традиционной позиции о расположении Кабарды в Центральном Кавказе невозможно. Кабарда находилась недалеко от земель бжедугов, только в этом случае они могли арендовать земли у кабардинцев. Это подтверждается и другими сведениями. В русских источниках этноним «бжедуги» появляется лишь в XVIII в. Документ 1718 г. сообщает, что «позади Кабарды есть шесть городков, в которых живут черкесы ж иного языку; и из тех в Хатукае да в Жаду жителем он, Бахты-Гирей, отчасти верит». (КРО, т, II, с.19) Это же племя названо и в русских документах 40-х годов того же столетия – бжедухи (бжедуги). (Н.Г. Волкова «Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа», М., с.39, 1973г.)

 

Отписка терского воеводы И.А.Дашкова с товарищами в Посольский приказ о разведках залежей серебряной руды в 1629г. Одно из первых упоминаний балкарцев в ущелье Ташлы-тала, в русских документах. Судя по ответу (послать ратных людей), балкарцы были не под государевой рукой.

«… да из Балкар, и тем местом Балкары владеют его , Коншов-мурзы, племянник Абшита Взреков, да промеж тех же, государь, кабаков с пустого места Хазыни (Хызны-суу)… И Коншов-мурза нам, холопем твоим, сказал, что немец к той руде послати без ратных людей немочно, и опричь дей его тое руды достать некому и нихто не знает » (Т.1, с,122)

Из отписки терского воеводы И.А.Дашкова в Посольский приказ в 1630г.: «… И мы де, холопы твои, к ним писали, что князь Пшимаховы недруги, Шелоховы братья и племянники, Илдар-мурза з братьею (будущая Малая Кабарда.-Н.Б.), тебе, государю, непослушны, а живут от Терека в пяти днищах » (Т.1,с130)

 

 

Из расспросных речей в Терской приказной избе новокрещен Трофима и Марка Уручева, ездивших к мурзам Казыевой Кабарды в 1630г.: «Покочевали де Алегук и Ходождук мурзы Казыевы со своими людьми с старых своих кочевных мест в сход к Малому Ногаю за Кубань реку под Абазы.

…воюют де их со всех четырех стороны русские люди и черкасы и кумычане и ногайцы, и они де обиды с прежнего своего кочевья идут за Кубань реку к Абазам» (Т.1,с,208)

В 1633 г. служивший в Терском городе кабардинский мурза Татархан с братьями просил, чтоб его людям дали разрешение ловить рыбу в протоках Терека, «соопча с городскими с терскими русскими людми». (Т. 1, с.169). Из контекста данного документа можно утверждать, что в этот период времени кочевье кабардинцев находились в устье Терека. Более того, исходя из сведений последующих событий, можно считать это очередным перекочеванием кабардинцев в район реки Кумы и Пятигорья.

Из челобитной мурзы Муцала Сунчалеевича о награждении его за приведение к присяге Казыевой Кабарды в 1643г.

«… И кабардинские, государь, Алегука и Ходождука мурзы и Малого Ногаю мурзы ему сказали, что они к твоей государской милости ехать ради без ослушанья, а ныне им ехать стало невозможно, что кочуют вдали, а турские и крымские ратные люди в большом заборе, и только они (кабардинцы,-Н.Б.) поедут на Терек, и они де их, пришод, развоюют и разорят. И чтоб де, государь к ним выехать с Терека для договору на река Куру мне, холопу твоему Муцалке, и ис кабаков своих выехати к Пяти Горам.

…И я, холоп твой, от казачья с Верхнева Черленского городка ездил Алегуку и Ходождуку мурзам на реку Куру» (Т.1, с.236-237).

Из отписки терского воеводы М.И. Волынского в Посольский приказ о приведении к шерти (присяге) Казыевой Кабарды. Данный документ примечателен тем, что там упоминаются карачаевцы в районе Пятигорска в 1643г.

«… мы, холопы твои, посылали в Кабарду в провожатых с новокрещеном с Петрункою Ондреевым. А в роспросе нам, холопем твоим, сказали, что де их на дороге на Куме реке на Моджарском городище погромили донские казаки, лошадей отогнали и их всех побили, а новокрещена Петрунку взяли в полон жива и повели с собою, а он де, Чувайко, сам третий с того бою у них ушол в лес; и шли до Кабарды по Куме рекам ночьми. И в Кабарде, государь, под Пяти Горами взяли их карачаевские черкесы, а у тех карачаевских черкес взял их Алегук мурза Шагануков к себе в кабаки и держал у себя. И как де, государь, приехали с Терека к Алегуке и Ходождуке мурзам в кабак сын боярский Ондрей Сенин да толмач Гришка Ортемьев, и он де, Алегука-мурза, с ними их отпустил на Терек»

Этот документ важен тем, что в нем впервые упоминаются карачаевцы – карачаевские черкесы, которые жили возле Пятигорска в 1643 году. Об этом пишет Б.Б.Пиотровский: «В местности Бештау, к западу от территории басивбиев, бывали весенние базары, куда приезжали торговые люди из разных мест».(109, с.356). Как известно этнонимом басиан, басианбии называли балкарцев.

 

Из отписки терского воеводы М.П.Волынского о переговорах с мурзами Казыевой Кабарды о переводе их кабаков ближе к Терскому городку в 1644г.

«А мы, холопы твои, послали с Муцалом-мурзою с Терека до Кабарды в провожатых терского конного сотника стрелецкого Михаила Молчанова с конными стрельцами и с новокрешены и с окочаны. И с ним в Кабарду и в Малый Ногай писали, чтобы они однолично шли на прежние свои кочевья ближе к Терскому городу безо всякого мешканья …» (Т.1, с.248-250)

 

 

Память из приказа Казанского дворца в Посольский приказ (1674).

«И крымский хан писал к Мусосту (Казыеву, кабардинскому князю; Н.Б.) з братьями и племянники, чтоб они шли кочевать на старые свои кочевья на Куму-реку и на Балк да на Бештов» (Т.1, с.334)

Выше уже цитировался документ, в котором сказано, что от «Кабарды до Бесленей – т.е. до Кубани «верст с 500»; таким образом, Кабарда в тот период времени находилась где-то в районе нынешней равнинной части Чечни, Ингушетии и Северного Дагестана, близ низовьев Терека, Кумы и Сунжи. Эти данные подтверждаются также при анализе сведений о соседних народах. К примеру, карачаевцы и сваны упоминаются лишь один раз, балкарцы и осетины два раза, в то же время наиболее периодично говорится о казаках, кумыках, ногайцах (больших и малых), калмыках, дагестанцах, чеченцах и ингушах (окочане, мичики, шато, шубут). Кабардинцы кочевали в степях между дельтой Терека, Кумы и Пятигорьем, переход от полукочевого образа жизни и оседание их на нынешней территории началось в 1720 годы.

КРО, Том II.

Следует отметить, что документов, относящихся к периоду 1689-1711 гг. т.е., именно к тому времени, когда кабардинцы, теснимые с севера калмыками и ногайцами, с востока кумыками и чеченцами, с запада — крымцами, были вынуждены отойти на нынешнюю территорию, в двухтомнике почему-то нет.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.