Эпигенетический принцип психического развития. Жизненные циклы. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эпигенетический принцип психического развития. Жизненные циклы.

2022-10-03 40
Эпигенетический принцип психического развития. Жизненные циклы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Пытаясь понять, что такое развитие, полезно вспомнить эпигенетический принцип,

который вытекает из понимания развития организма в утробе матери. В генерализованном виде этот принцип заключается в следующем: все, что развивается, имеет исходный план

развития, в соответствии с которым появляются отдельные части - каждая имея свое

время доминирования, - покуда все эти части не составят способного к

функционированию целого. Это, естественно, справедливо для эмбрионального развития,

когда каждая часть организма имеет свое критическое время доминирования и опасности

подвергнуться повреждению. Появляясь на свет, ребенок меняет химический обмен в

утробе матери на систему социального обмена в обществе, где его постепенно развивающиеся способности сталкиваются с культурными возможностями, благоприятствующими этому развитию или лимитирующими его. Как развертывается дальнейшее развитие организма, которое идет не путем появления новых органов, а через предписанную последовательностьформирования двигательных, сенсорных и социальных способностей.

Развитие ребенка состоит из серии вызовов, которые он бросает своему окружению для того, чтобы оно обеспечило развитие его впервые возникающих потенциальностей, связанных с социальным взаимодействием.Каждая последующая стадия, таким образом, есть потенциальный кризис вследствие радикального изменения перспективы. Слово "кризис* здесь употребляется в контексте представлений о развитии для того, чтобы выделить не угрозу катастрофы, а момент изменения, критический период повышенной уязвимости и возросших потенций и, вследствие этого, онтогенетический источник возможного формирования хорошей или плохой приспособляемости. Наиболее радикальные изменения, начиная от глубины внутренней жизни и кончая внешними ее проявлениями, происходят в самом начале жизни. Но и в постнатальном существовании такие в перспективе важные способности, как умения спокойно лежать, твердо сидеть или быстро бегать, должны сформироваться каждое в свое, лучшее для этого время.

 

1. Младенчество: развитие узнавания

Фундаментальной предпосылкой ментальной витальности является чувство базисного

Доверия - формирующаяся на основании опыта первого года жизни установка по

отношению к себе и к миру.Как сознательное переживание, доверие доступно интроспекции. Но оно является также и особым типом поведения, доступным постороннему наблюдению; оно, наконец, является некоторым внутренним состоянием, верифицируемым только тестированием и психоаналитической интерпретацией. Однако ясно, что, помимо доминирующей потребности в пище и восприимчивости к пищевым раздражителям, ребенок вскоре становится восприимчив и ко многому другому. Поскольку он хочет и может сосать соответствующие объекты и глотать все те жидкости, которые они выделяют, то вскоре он начинает хотеть и мочь -"взять" с помощью глаз все то, что составляет его визуальное поле. Его чувства начинают"вбирать" все подходящее. В этом смысле можно говорить об инкорпоративной(вбирающей) стадии, на которой ребенок, если можно так выразиться, берет то, что ему предлагают. В этот период младенцы очень чувствительны и уязвимы.

 

На "второй, оральной" стадии окончательно формируются способности добиваться и

получать удовольствие в более активной и определенно направленной инкорпора-тивной

деятельности. С появлением зубов развивается удовольствие кусать твердые предметы,

прокусывать их, откусывать от них кусочки.

" оральным садизмом", представляющим собой жестокую потребность брать, хватать,

добывать, которая проявляется в опасных для окружающих и для самого человека формах

 

2. Раннее детство: воля быть собой

Для ребенка ценность полной процедуры очищения кишечника и мочевого

пузыря, конечно, с самого! начала повышается за счет предстоящей награды за большое -

"хорошо сделанное" дело. Вначале эта награда должна компенсировать частый

дискомфорт и переживаемое! напряжение, которые создаются, покуда кишечник учится

делать свою ежедневную работу. Что касается собственно анальности,

то все здесь зависит от желания культурного окружения ребенка заниматься этой

проблемой. Любая мать замечала также, с какой нежностью и любовью ребенок в этом возрасте прижимается к ней и как неожиданно резко может ее оттолкнуть. Одновременно ребенок может собирать различные предметы в одну кучу и разбрасывать их, привязываться к драгоценным для него вещам и вышвыривать их в окна дома или автомобиля. Все эти с виду противоречивые тенденции мы объединяем в формуле сдерживающего-отпускающего модуса. Для становления автономии необходимо выраженное развитие раннего чувства доверия.Ребенок должен прийти к уверенности в том, что его вера в себя и в мир не будет подвергнута опасности из-за его горячего желания иметь право на собственный выбор, на требовательное приобретение или на упорное избавление от чего-то. Если ребенка слишком много стыдят, это приводит к возникновению у него не чувства пристойности, а тайного стремления постараться убраться вон со всем тем, что имеешь,пока тебя не видят, если, конечно, результатом не окажется нарочитое бесстыдство. Как показывают последние сравнительные исследования,характер и степень чувства автономии, которые родители могут сформировать у своего малыша, зависят от их чувства собственного достоинства и личностной независимости.Мы выше уже высказывали предположение о том, что детское чувство доверия является отражением веры родителей; так же и чувство автономии есть отражение родительских чувств собственного достоинства и самостояния.

 

3. Детство: антиципация ролей

Будучи твердо уверенным в том, что он - самому себе принадлежащая персона, ребенок

теперь должен выяснить, какой же именно персоной он может стать. Он, конечно, глубоко

и полностью "идентифицировался" со своими родителями, которые в целом казались ему

могущественными и прекрасными, но в отдельных случаях - довольно неблагоразумными,

непривлекательными и даже небезопасными. Три линии развития составляют стержень

этой стадии, готовя одновременно ее кризис: (1) ребенок становится более свободным и

более настойчивым в своих движениях и вследствие этого устанавливает более широкий

и, по существу, не ограниченный для него радиус целей; (2) его чувство языка становится

настолько совершенным, что он начинает задавать бесконечные вопросы о бесчисленных

вещах, часто не получая должного и вразумительного ответа, что способствует

совершенно неправильному толкованию многих понятий; (3) и речь, и развивающаяся

моторика позволяют ребенку распространить свое воображение на такое большое число

ролей, что подчас это его пугает. Критерии развития всех

обсуждаемых здесь "чувств" одни и те же - кризис, сопровождаемый какими-то новыми

отчуждениями, разрешается следующим образом: ребенок неожиданно начинает

чувствовать себя "в большей степени собой", более любимым, более расслабленным,

более ярким в своих суждениях - иными словами, по-новому витальным. Внешне он

выглядит очень активным, владеющим избытком энергии, что позволяет ему быстро

забывать свои поражения и, не страшась опасности, шаг за шагом смело идти вперед,

осваивая новые манящие пространства.Мы подошли к концу третьего года, когда хождение становится для ребенка делом легким и привычным. Безусловно, ходить ребенок начинает значительно раньше, но оттачивается это умение, равно как и умение бегать, только с появлением внутреннего ощущения гравитации, когда малыш забывает о том, что он идет или бежит, а делает это как само собой разумеющееся, сочетая движение с каким-либо другим действием. В теории детской сексуальности эта стадия называется фаллической стадией - стадией детской любознательности, генитальной возбудимости и разного рода озабоченности на сексуальной почве (типа утери пениса у девочек). формируются предпосылки мужской или женской инициативы, а также

некоторые половые образы самого себя, которые становятся существенными

ингредиентами позитивных и негативных аспектов будущей идентичности.

 

 Великим правителем, регулятором инициативы является сознание. Ребенок, как мы

сказали, теперь не только боится разоблачения, но также слышит "внутренний голос"

самонаблюдения, саморегуляции, самонаказания, который приводит к внутреннему

расколу: происходит новое и очень сильное отчуждение. Онтогенетически это

краеугольный камень нравственности. Но с точки зрения человеческой витальности

необходимо отметить, что если это великое достижение будет чрезмерно

эксплуатироваться слишком ретивыми взрослыми, то последствия будут отрицательны и

для души, и для самой нравственности ребенка. Связано это с тем, что сознание ребенка

может быть примитивным, жестоким и бескомпромиссным, например: когда дети учатся

подгонять себя под общие требованиям; когда они скрупулезно начинают выполнять требования родителей, на что последние совсем не рассчитывали; или когда у детей развивается глубокая регрессия и непреходящее чувство обиды из-за кажущегося несоответствия образа жизни родителей тем нормам, которые они стараются привить детям

 

4. Школьный возраст: идентификация с задачей

 

В этот период дети привязываются к учителям и родителям своих друзей, они хотят наблюдать и имитировать такие занятия людей, которые они могут постичь, - пожарного и

полицейского, садовника, водопроводчика и мусорщика. Ощущение себя способным делать разные вещи, и делать их хорошо или даже в совершенстве, я назвал чувством созидания. Даже ребенок, избалованный вниманием взрослых, испытывает потребность в уединении и самостоятельном творчестве. Эта стадия отличается от более ранних тем, что она не представляет собой хода развития от исходного переворота к новому мастерству. Фрейд называл ее латентной стадией, потому что в норме сильные потребности в это время o"спят". Но это только затишье перед бурей пубертата, когда все бывшие когда-то потребности вновь оживают в новых комбинациях.

 

5. Отрочество

Подростковая стадия становится все более заметной, и, как это

традиционно существовало в истории некоторых культур, эта стадия является каким-то

особым способом существования между детством и взрослостью. На первый взгляд

кажется, что подростки, зажатые в кольцо физиологической революцией полового

созревания и неопределенностью будущих взрослых ролей, полностью заняты своими

чудаковатыми попытками создать собственную подростковую субкультуру. Они

болезненно, а чаще, по внешнему впечатлению, странно озабочены тем, что их

собственное мнение о себе не совпадает с мнением окружающих их людей, а также тем,

что их собственные идеалы не являются общепринятыми. Отрочество можно считать полностью завершившимся только тогда, когда индивид подчинит свои детские идентификации новому виду идентификации, достигнутому в ходе социализации и соперничества со сверстниками. Эти новые идентификации уже не отличаются o"игривостью" детства и экспериментами юности: они с поразительной настойчивостью принуждают молодого человека к выбору и волевому решению, с возрастающей непосредственностью ведут к жизненным свершениям. Установившаяся к концу отрочества идентичность включает в себя все значимые идентификации, но в то же время и изменяет их с целью создания единого и причинно связанного целого.

 

6. За идентичностью

 

Первая из этих форм - кризис интимности. Говоря об этом зрелом периоде человеческого развития, отмечу несколько его особенностей. Это растущая эмоциональная интеграция как склонность ого" к порядку и значимости, полная доверия к образам-носителям прошлого и готовая взять на себя лидерство в настоящем (а при отдельных обстоятельствах и отречься от него). Это принятие одного-единственного жизненного цикла с определенным кругом лиц, входящих в него. Все это подразумевает новую и совершенно иную любовь к своим родителям, принятие их такими, какие они есть, и восприятие жизни в целом как личной ответственности. Это чувство дружеской связи с мужчинами и женщинами разных времен и разных профессий, которые создавали окружающий их мир. Обладатель интегративности готов защищать свой собственный жизненный стиль перед лицом любых физических и экономических угроз, при этом не порицая стиль жизни других людей.

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.