Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2021-06-30 | 43 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Новейшие открытия свидетельствуют, что переход от шлифованного камня к бронзе совершался постепенно и между двумя эпохами не было резкого разрыва. Перед Второй мировой войной о такой преемственности и не думали. Китайский неолит был тогда изучен значительно хуже, чем сейчас, а открытие поселения Аньян доказало существование цивилизации бронзового века, о предшественниках которой ничего не знали. Техника бронзовых изделий в Аньяне (Х1У-Х1 вв. до н. э.) была настолько совершенна, что родилось предположение, будто это высочайшее искусство было импортировано в Северный Китай в течение II тысячелетия до н. э. Но начиная с 1952 г. благодаря раскопкам были обнаружены более ранние, чем Аньян, шанские поселения. Обнаруженные там бронзовые предметы немногочисленны и орнаментированы весьма примитивно. Большая их часть — инструменты и оружие (преимущественно ножи и наконечники стрел). Но эти поселения обнаружили и другие архаические черты. Строения в них полуземляночные, как и в эпоху неолита — четырехугольные углубления, иногда укрепленные глинобитными стенами. Плоские кости для гадания на огне изготовлены еще грубо.
Таким образом представляется, что техника бронзы и других ремесел, архитектура, гончарное производство, резьба по дереву, астрономические знания, гадания и религиозные обряды в начале бронзового века и в последние века II тысячелетия до н. э. совершенствовались медленно. Теперь не осталось сомнений, что искусство выплавки бронзы родилось в самом Китае. Просто понадобилось несколько веков, чтобы древние китайцы достигли того уровня мастерства, о котором говорят предметы, найденные в Аньяне, так что начало бронзового века, вероятно, соответствует началу династии Шан или же лишь ненамного ранее. Можно предположить, что начало выплавки бронзы в Китае относится ко времени около 1700 г. плюс-минус столетие. Но напомним, что традиция относит воцарение династии Шан именно к XVIII в. до н. э.[4]
|
Но хотя ныне следует отказаться от гипотезы об иноземном завоевании или заимствовании и признать, что техника бронзы родилась в самом Китае, из этого не следует, что она возникла сама по себе: в появлении этой техники на берегах Хуанхэ должны были сыграть роль и дальние влияния. Уже в неолите расписная керамика Яншао дает доказательство существования связей между этим регионом и странами вокруг Каспийского моря. Район среднего течения Хуанхэ, расположенный на перекрестке торговых путей, всегда был открыт влияниям, идущим из Сибири и оазисов Средней Азии. Что касается бронзы, на мысль естественно приходят те регионы, в которых искусство сплавов появилось раньше всего: Месопотамия или, еще скорее, южнорусские области, куда искусство бронзы распространилось из первоначального своего очага; затем посредниками могли послужить степные племена, через которых плодотворная идея производства металлических сплавов достигла Серного Китая.
Уже в эпоху Шан есть признаки долговременных иностранных влияний и связей с зарубежными странами. Так называемая карасукская культура в Южной Сибири (собственно, «а занимала пространство к северу от Алтая и в районе озера Байкал до бассейна Селенги и Монголии) некоторыми чертами явно напоминает цивилизацию Шан и раннего Чжоу (формы и стиль бронзового оружия и бытовых предметов, употребление боевых колесниц). Некоторые формы гончарных изделий Шан встречаются в Джемдет-Насре и Мохенджо-Даро в Северо-Западной Индии. Нефритовые изделия, найденные в Аньяне, как и более поздние, несомненно, импортированы из Центральной Азии. Некоторые животные мотивы любопытным образом напоминают месопотамские: змеи, сцепившиеся хвостами, тигры и другие животные, повернутые друг к другу, как на воротах древних Микен, с человеческой фигурой между ними. Позднее, в самые блестящие эпохи китайской истории, именно из этих стран (Китайский Туркестан, Трансоксиана, Иран и Северо-Западная Индия) придут новые интеллектуальные и художественные влияния. В эпохи Хань и Тан китайская музыка, скульптура, игры, фольклор и религия будут многим обязаны заимствованиям, пришедшим из этих регионов. Вплоть до XII в. китайские столицы — города с разноплеменным населением — будут располагаться в плодороднейших областях средней Хуанхэ, где на перекрестке дорог, ведущих на север и северо-запад в монгольские степи и среднеазиатские оазисы, а на юг к долине Янцзы, и родилась первоначально цивилизация бронзового века.
|
Область средней Хуанхэ, начиная с шанской эпохи, была связана также с Южным Китаем и странами Юго-Восточной Азии. Гигантские черепахи, брюхо панциря которых в конце II тысячелетия служило для гаданий, давались в дань населением долины Янцзы, куда их привозили, возможно, из Малайзии. Каури - ценные раковины, служившие деньгами при Шан и Западной Чжоу, — доставлялись, видимо, из Бирмы или с Мальдивских островов. С юга привозилось также в виде слитков олово, необходимое для производства бронзы. Некоторые шанские изделия из бронзы, на которых изображены лица меланезийского или негроидного типа (широкое круглое лицо с плоским носом), также подтверждают существование связей между щан-ским Китаем и странами Юго-Восточной Азии[5].
В заключение укажем, что можно провести параллели между резными изображениями животных эпохи Шан и Чжоу и изображениями на столбах-тотемах северо-запада Северной Америки. Поразительная аналогия мотивов и их расположения указывает на существование сношений между архаическим Китаем и Северной Америкой через Берингов пролив[6].
Таким образом, все подводит к заключению, полностью сохраняющему богатство известных фактов и примиряющему внешне противоречивые данные: с самого начала оригинальность китайской цивилизации нисколько не исключает разнообразных внешних влияний. Это заключение сохраняет силу и для всей китайской истории.
Глава III
АРХАИЧЕСКАЯ ЭПОХА:
|
ШАН И ЗАПАДНАЯ ЧЖОУ
(ОКОЛО XVIII - VIII вв. до н. э.)
I. — Экономика и общество
1. Основные следствия появления бронзы. — ткрытие выплавки бронзы оказало определяющее влияние на формирование китайской цивилизации. Несомненно, между концом неолита и бронзовым веком существует преемственность. Но китайская цивилизация, обладающая характерными чертами, начинается с эпохой бронзы. Ведь именно тогда появляются, с одной стороны, главные технические достижения китайцев (повозка, запряженная лошадьми, письменность, календарь, новые архитектурные формы и т. д.), а с другой стороны, основополагающая историческая дихотомия горожан (знатных воинов и охотников) и крестьянства. Новейшие археологические открытия подтверждают то, что в 1925 г. Марсель Гране чисто интуитивно вывел из тонкого анализа фрагментов преданий и мифов. «Если наша индукция правильна, — писал он[7], — то появление военных округов и городов, установление военно-феодального строя, распадение сельских общин на группы крестьян и горожан можно датировать на основании истории техники. Можно полагать, что кристаллизую щим фактором было появление в Китае обработки бронзы и торговли ею».
Сосуществование и взаимодополнительность сельского и городского населения действительно были одной из древнейших системообразующих черт китайской цивилизации. Первые города бронзового века были основаны в зоне древних неолитических распашек. С самого начала открытие металлических сплавов привело к разделению труда: сельское население, прежде занимавшееся как охотой, так и растениеводством (возможно, эти занятия распределялись между двумя полами), ныне, оказавшись под опекой знатных горожан, обратилось почти исключительно к земледельческому труду, а городские жители стали преимущественно воинами и охотниками (впрочем, в архаическом Китае между охотой и войной было много общего).
2. Место земледелия в экономике архаиче ского Китая. — Вопрос, какое место занимало земледелие в Китае эпохи Шан, был предметом олгих споров. Долгое время было принято считать, что китайская цивилизация с самого начала приняла законченный вид и уже в древнейшую эпоху была почти исключительно земледельческой. На самом деле лишь относительно поздно, в течение последних пяти веков до нашей эры, обширные территории Северного Китая и долины Янцзы стали густонаселенными и полностью обработанными. Чтобы достичь такого уровня развития, требовалась развитая государственная структура, которой еще не было в архаическую эпоху, и широкое распространение новой техники — в частности, выплавки железа. В конце же II тысячелетия до н. э. бассейн Хуанхэ был совсем не таким, как при возникновении империи: по всем имеющимся свидетельствам, он был занят кустарниками и обширными болотами с необычайно богатой фауной. Эти места изобиловали птицей, рыбой, крупной и мелкой дичью (оленями разных видов, тиграми, дикими быками, медведями, кабанами, дикими котами, а также волками, лисами, обезьянами и другими мелкими животными). Самой крупной добычей во время царской охоты были вепри и олени, они исчислялись десятками. Сохранилась надпись, говорящая о 348 оленях, убитых на одной охоте. Но в эпоху Шан в бассейне Хуанхэ водились и такие животные, которых мы не ожидали бы встретить в столь высоких широтах: слоны, носороги, буйволы, пантеры, антилопы, леопарды, тапиры. Существование тропической или субтропической фауны в Китае тех времен подтверждается как надписями, обнаруженными при раскопках Аньяна, так и находками скелетов животных.
|
Равнины Северного Китая IX—VIII в. до н. э., представление о которых можно было составить, читая древние стихотворения «Шицзин», не слишком отличались от равнин эпохи Шан. Большую их часть занимали болота и леса из невысоких деревьев (вяза, дикой сливы и груши, каштана, кипариса); обильны были растения, служившие для собирательства. Природа по-прежнему была чрезвычайно богата дичью, и влияние человека на нее почти не замечалось. Благодаря богатству фауны и флоры можно с уверенностью сказать, что население архаического Китая было редким. Распространение видов животных, характерных для жарких стран, позволяет также с большой уверенностью утверждать, что климат Северного Китая конца II — начала I тысячелетия до н. э. был более теплым и влажным, чем сейчас. Больше земель стали распахивать тогда, когда климат изменился: стало холоднее и суше. Начиная с V— III вв. до н. э. в Северном Китае растительный и животный мир стал другим.
Шанцы, как и люди конца неолита, широко использовали дерево для построек и изготовления посуды. Множество дошедших до нас бронзовых ваз — сосудов с угловатыми формами — скопированы с деревянных. С другой стороны, в искусстве Шан были сильны анималистические мотивы не только в орнаменте, но и в формах. Шанцы продемонстрировали поразительную выдумку и изобретательность при изготовлении сосудов в форме баранов, сов, носорогов, слонов и т.п. Таким образом, и в искусстве эпоха Шан проявляет себя как цивилизация охотников и скотоводов, а не земледельцев.
|
Наконец, несомненно, важным родом деятельности населения Шан было разведение крупного и мелкого рогатого скота, а также упряжных лошадей. Сохранились следы архаических танцев, первоначально, видимо, бывших плясками скотоводческих объединений[8]; в надписях часто упоминаются жертвоприношения десятков баранов и быков.
Все эти соображения заставляют считать роль растениеводства в экономике архаического Китая ограниченной. Изначальное своеобразие китайской цивилизации состояло не в земледелии, которое на плодородных землях нижней Хуанхэ было известно и распространено уже с неолита, а в тех нововведениях, которые в жизнь шанцев внесло благородное сословие, жившее в окруженных стенами городах. Эту точку зрения подтверждает достаточно примитивный характер сельскохозяйственного инвентаря. Орудия крестьянского труда эпохи Шан примерно такие же, как орудия протокитайцев неолитических культур: каменная мотыга, двухлемешная деревянная соха, овальный или серпообразный нож — обычно сланцевый, иногда сделанный из створок раковин. Выращивались такие злаки, как сорго, ячмень, два сорта проса (желтое и черное) и разновидность конопли со съедобными семенами. Домашние животные также были те же, которых разводило население поздненеолитических культур: свиньи, собаки, куры. Наконец если верить литературным свидетельствам времен Западной Чжоу, огромный вклад в питание сельского населения вносили ловля пресноводной рыбы, охота на мелкую дичь, собирание трав и диких плодов.
Итак, ясно, что культура зерновых в Китае конца II — начала I тысячелетия до н. э. далеко не занимала того господствующего положения, как это было в IV—III вв. до н. э. и позднее. Наоборот, в архаической эпохе поражает огромное разнообразие ресурсов и диверсифицированный характер экономики.
3. Разнородность архаического общества. — Из факта, что экономика была столь разнообразна, можно было бы а р riori сделать вывод об относительной социальной разнородности архаического населения, и история это подтверждает. Как благородное городское население, так и сельские жители, по-видимому, не представляли собой однородных единств.
Китайцы жили в окружении варваров[9]. Но эти племена поддерживали с китайцами столь тесные отношения, что те и другие дополняли друг друга и во всяком случае не могут изучаться в отрыве друг от друга. Частые набеги и карательные экспедиции, обмен имуществом и женами постепенно интегрировали варваров в китайский мир. Влияние городов-дворцов падало по мере удаления от них, и в представления древних китайцев о мире эта зависимость от расстояния нашла отражение: ближняя к городу зона является частью этого мира, далее живут союзные и покоренные варвары, еще дальше — те, с которыми китайцы поддерживали эпизодические контакты, наконец, еще дальше — совсем неизвестные существа, которых древние китайцы представляли себе чудовищами и не отличали от диких зверей.
В этот непрерывный процесс слияния с окружающими племенами постоянно вносили вклад брачные связи, обновлявшие и укреплявшие городскую знать. Военные же экспедиции, безусловно, позволяли увеличивать число подданных. Вероятно, военнопленные составляли в Древнем Китае довольно значительную долю низших классов; таким образом варвары постепенно превращались в китайцев уже на территории самих городов.
Говоря еще более обобщенно, разнообразие занятий, вероятно, предопределяло и разнообразие социальных ролей, отразившееся в языке: пастухи и оседлые животноводы, приставленные к лошадям рабы, городские ремесленники (гончары, тележники, литейщики и др.) составляли особые группы населения, имевшие разную степень личной свободы. Но и земледельцы, очевидно, не представляли собой однородной массы.
4. Крестьянство. — Земледельцы были только частью низших классов, но, вероятно, самой важной и впоследствии наиболее развившейся. Хотя техника земледелия эпохи Шан почти не отличалась от техники их неолитических предков, соседство с городами-дворцами полностью изменило их образ жизни: теперь они находились под культовым и военным покровительством защищенного города, а социальное положение крестьян приводило их к узкой специализации на растениеводстве и домашнем животноводстве. Продукты деятельности крестьян: злаки, спиртные напитки, свиньи и съедобные собаки — приносились в жертву и городским населением; в частности, жертвоприношения свиней, упоминаемые в храмовых надписях из Аньяна, были весьма обильными. Царская власть обеспечивала будущий урожай и состояние погоды (всегда ненадежное), превратности которой могли иметь серьезные последствия для посевов: ведь власть была прямо связана с Небом. Другое же объяснение царскому попечению о земледелии — наверное, не то, что благородное сословие потребляло много зерна (оно ело преимущественно мясо), а то, что для религиозных обрядов требовалось много спиртного. Кроме того, уже по крайней мере в эпоху Чжоу деревенские надзиратели подробно регламентировали ход сельских работ. Их главная роль состояла в межевании; более поздние авторы, может быть, и ошибались, видя в этих должностных лицах настоящих агрономов. Вероятно, в те времена, когда плодородные земли Северного Китая были еще мало населены, распределение земель между посевами разных культур, пастбищами и охотничьими угодьями имело больше значения, чем повышение урожайности.
Впрочем, в архаическую эпоху проблема; собственности на землю практически не стояла. Единственной известной формой землевладения был удел, то есть, в первую очередь, своего рода военно-религиозное главенство над строго определенной территорией, ограниченной земляными насыпями (фэн)[10]. В таком случае передача удельному князю зерна, спиртного и домашнего скота была повинностью религиозного характера: продукты, определяющие ценность данной местности, предназначены для жертвоприношений, их потребление требует предварительного освящения. Экономики как таковой существовать еще не могло, а отношения между людьми далеко еще не получили ого абстрактного характера, который приобретут с введением в обиход денег и договорных отношений.
В крестьянском мире эпохи Чжоу и, очевидно, уже во время Шан существовало строжайшее разделение труда между мужчинами и женщинами, насколько возможно представить это себе по относительно поздним источникам. Ткачество, шелководство, винокурение были уделом женщин. Полевые же работы, собирательство, охота на мелкую дичь, рыболовство были мужскими занятиями. Кажется правдоподобным, что это распределение функций и характер сотрудничества между полами легли в основу некоторых чрезвычайно живучих в китайской мысли представлений. Оппозиция женского и мужского существует в разных временных и пространственных планах: как внутреннее и внешнее относительно крестьянского жилища, как время полевых работ и время домашних зимних работ, как солнечное и укрытое от солнца место и т.д. Все эти противоположные, взаимодополняющие реалии составляют два основных начала: «инь» (женская сила и образ жизни) и «ян» (мужская сила и образ жизни), — которые впоследствии играли основополагающую роль в китайской мысли.
Крестьяне жили большими семьями с классификационным счетом родства (отец не отличался от дядей по отцу, составляя с ними одну группу, а мать от теток по матери). Самым обыкновенным типом брака был перекрестно-кузенный (женитьба на дочери дяди по матери — иначе говоря, жена выбиралась среди родичей матери). Во времена «Шицзин» (IX—VIII вв. до н. э.) девушки переходили жить в деревню к мужу, но по некоторым признакам можно предположить, что в раннюю эпоху значительно более распространен был авункулат — обычай, по которому будущий зять воспитывался у дядей по матери.
Вся жизнь крестьян строилась вокруг одной временной границы, отделявшей период зимних домашних работ от времени полевых работ, начало и конец которой отмечались праздниками. Весенние праздники, вероятно, были поводом для состязаний (плясок и песенных перебранок) между группами юношей и девушек из соседних деревень. Эти празднества происходили в священных местах — как правило, в устьях рек, где скитались души предков перед новым воплощением[11].
5. Благородное сословие. — Вполне возможно, что основателями первых городов бронзового века были главы корпораций литейщиков, хотя сословие благородных горожан формировалось и за счет других групп населения, в частности, охотников и скотоводов.
Каков же был город архаической эпохи? В центре города находился дворец, который был обнесен глинобитной стеной, защищавшей город как от нападений, так и от наводнений. Дело в том, что города архаической эпохи, как правило, строились в непосредственной близости от рек. Укрепления высотой около 8 м и шириной от 10 до 15 м имели форму квадрата или прямоугольника, ориентированного по сторонам света, с воротами в каждой из стен. Эта планировка стала в Китае традиционной и сохранилась вплоть до наших дней, она связана с обрядами, целью которых было обеспечить своевременную смену времен года и солнцеворот. Ворота сами по себе были священным местом: ведь через них входит все доброе и злое, через них же изгоняются из города смуты.
Города эпохи Шан и Чжоу были невелики по размерам. В результате раскопок выяснилось, что последняя столица Шан (самый большой город того времени) имела в окружности не более 800 м. Согласно ритуальным книгам конца эпохи Чжоу, правила которых, очевидно, действовали и в эпоху Шан, резиденция царя (а также вельмож, поскольку их дворцы повторяли план царского) располагалась по оси север — юг и состояла из трех соединенных друг с другом дворов. Тронный зал, открытый с южной стороны и поднятый на три ступени, где во время ритуальных церемоний находился государь, располагался на севере центрального двора. Все строения были прямоугольными, бревенчатыми, под двускатной крышей. Постройка стояла на цоколе — характерная черта всех китайских общественных зданий. В восточной части центрального двора находился храм предков, а в западной — алтарь Земли, а при Чжоу - подземного божества. Предки и подземные боги, располагавшиеся напротив друг друга, имели и противоположные функции: первые обычно несли людям благо, вторые были божествами карающими, мрачными. На 'этом алтаре приносили в жертву пленников, перед ним войска, уходящие в поход, приносили присягу сражаться насмерть.
Центральный двор был священным местом, он символизировал центр мироздания. В этом дворе в присутствии предков и подземных богов совершались все церемонии, память о которых сохранили для нас надписи на бронзовых сосудах эпохи Чжоу (возведение в должности, царские распоряжения, принесение дани, суд и т.п.). Все их участники заранее занимали строго определенное место по одной из сторон двора.
К северу от царской резиденции располагался рынок. К югу жили ремесленники: тележники, мастера, изготовлявшие колесницы, стрелы и доспехи, литейщики, гончары и др. Без их труда не существовало бы воинских и охотничьих занятий благородного сословия. Южную часть города занимали также разнообразные служащие при власти: надсмотрщики, писцы, гадатели, жрецы и проч.
Таким образом, центром жизни архаического города являлся дворец, в частности, им определялась деятельность торговцев и ремесленников. Поэтому для обозначения этого типа города подходит термин «город-дворец».
Китайский мир архаической эпохи являлся системой укрепленных городов — военно-религиозных центров, в которых проживало благородное сословие. Царская столица и города вассалов (кровных родственников и свойственников царей), были рассеяны по всему бассейну Хуанхэ; вокруг них жило варварское население, которое ассимилировали или не ассимилировали древние китайцы. Каждый город-дворец воспроизводил столицу и был во всем ей подобен: то же общее расположение зданий, то же административное устройство, тот же тип отношений с деревенскими земледельцами и районами, населенными варварами. Центр владений Шан находился на востоке и северо- востоке современной Хэнани, а территория, по-видимому, с особенно многочисленными городами-дворцами совпадает с современной провинцией Хэнань и югом Хэбэя. На юго-востоке она доходит до долины Хуайхэ, а на востоке до Шаньдуна. Но в конце II тысячелетия до н. э. китайское влияние распространялось, вероятно, и еще далее: на западе оно достигало долины Вэйхэ в Шэньси, а оттуда проникло на юг Ганьсу и в долину Чэнду в Сычуани; к югу, оно уже дошло до долины реки Ханынуй в районе средней Янцзы[12].
В эпоху Чжоу благородное сословие стало сильно иерархизированным и представляло собой пирамиду, вершину которой занимал царь, — главное религиозное лицо, а основанием являлись семьи простых дворян, из которых набиралась основная масса воинов. Князья-градоначальники назначались на должности царем. Некоторые сравнительно поздние тексты говорят об обряде, напоминавшем европейскую investiture per glebam [13], во время которого вассалу передавался прямоугольный кусок земли (его клали на алтарь подземного бога) определенного цвета в зависимости от направления, где находился жалуемый удел[14]. Ниже царя и князей стояли главы знатнейших семейств, занимавших придворные должности и составлявшие своего рода генералитет. Далее шли семьи средней знати, жившие на доходы с доверенных им поместий, а за ними, наконец, простые воины.
В случае надобности вассальные князья участвовали в войнах и больших царских охотах, поставляя на них колесницы и воинов, принимали у себя царя при его разъездах, давали рабочую силу для царского дворца и дань (жертвенных животных, черепаховые панцири, медь, олово, каури и др.). Царь, со своей стороны, тоже помогал вассалам своими войсками. Аналогичный обмен услугами связывал князей со средней знатью.
Образ жизни благородного сословия предопределял состав администрации городов эпох Шан и Чжоу: она включала преимущественно придворные, религиозные и военные должности. В эпоху Шан были «чиновники», отвечавшие за лошадей и за колесницы, за луки и за трелы, копья, щиты, собак, начальники стражи, гадатели, заклинатели, писцы и т. д. В эпоху Чжоу число этих чиновников постоянно росло, а с ростом распашки, несомненно, большое значение стали приобретать сельские управляющие[15].
6. Жизнь благородного сословия. — Помимо участия в религиозных церемониях, благородное сословие посвящало свое время войне и охоте. В древнюю эпоху охота почти не отличалась от войны: вооружение было одним и тем же, а большие охоты служили для упражнения войск. С пленными и с охотничьей добычей поступали одинаково: приносили в жертву предкам и богам. Некоторых пленных приносили в жертву при праздновании триумфа, некоторых оставляли, чтобы принести в жертву позже. Так, согласно одной надписи из Аньяна, однажды при гадании в жертву покойной царице было принесено три барана, 30 быков и два пленника. Войны, которые велись против мятежных городов или варваров, напоминали набеги и имели целью не аннексию новых территорий, а захват драгоценностей, земледельцев, рабов, ремесленников, домашних животных и урожая.
Вооружение включало различные типы лука (стрелявшие пулями и стрелами), в том числе очень мощный лук с обратным изгибом, характерный для восточной и северной Азии, топор-кинжал с рукоятью, встречающийся только в архаическом Китае и служивший, чтобы зацепить врага и нанести ему первый удар. Кроме того, в вооружение входили копья, шлемы, щиты и панцири[16].
Колесница, представлявшая собой легкую двухколесную повозку с длинными дышлами, применялась в военных действиях до III в. до н. э., но с появлением регулярной пехоты в конце IV в. до н. э. потеряла прежнее значение. Над коляской для седока квадратной или прямоугольной формы с перильцами при церемониях и путешествиях ставился круглый балдахин (квадрат под кругом символизировал землю, накрытую небом). Колесница запрягалась парой лошадей, а иногда еще двумя пристяжными без хомута. В коляске находилось три человека: посредине возничий, слева лучник, справа копейщик[17].
Ядро войск составляли благородные воины: только у них были колесницы и кони, лишь они имели настоящее вооружение. Кроме них в войске были слуги, носильщики, оруженосцы. Эти пешие воины (ту), вероятно, частично рекрутировались из крестьянства. В эпоху Шан колесницы соединяли в звенья по пять и в дивизионы по 25. В поход обычно выходило несколько тысяч человек и более сотни колесниц.
Марш войск своим строгим порядком под звон колоколов и бой барабанов напоминал балетное представление, цвета и украшения воинов говорят о значении психологической стороны войны: военный поход был проявлением не только физической силы, но и религиозно-магического могущества.
7. Исторические события. — О политической истории эпохи Шан и Западной Чжоу сохранилось мало достоверных сведений. По преданию, в течение столетий, предшествовавших перенесению столицы в Аньян, шанские гсудари семь раз меняли место столицы на севере и северо-востоке Хэнани, к югу и к северу от современного течения Хуанхэ. Недавние раскопки отчасти подтвердили эти предания: поселения Чжэнчжоу и Яныпи к востоку от Лояна тождественны двум столицам доаньянского периода (XIV—XI вв. до н. э.). Кроме того, изучение гадательных надписей на костях и черепаховых панцирях позволило составить перечень тридцати царей династии Шан. Между прочим, этот список почти совпадает с тем, который древнекитайский историк, автор первой сводной истории Китая «Шицзи» («Исторические записки») Сыма Цянь (145 или 135—86 гг. до н. э.) приводит на основании уже почти тысячелетнего предания: обнаружилось только три случая, в которых перепутан порядок следования двух царей, и две генеалогические ошибки. При тринадцати первых государях нормой был переход власти от старшего брата к младшему, сын наследовал отцу лишь в исключительных случаях. Но при четырех последних царях наследование от отца к сыну становится правилом, и это правило соблюдалось в течение всех последующих эпох.
В ходе последнего периода Шан, когда столица находилась в Аньяне, шанские государи, вероятно, часто вели войны с некитаизированным населением долины Хуайхэ. Возможно, эти войны объясняют, почему китайское княжество Чжоу, находившееся к северу от долины Вэйхэ в Шэньси и испытавшее сильное влияние соседних племен, с такой легкостью в конце XII в. или, что вероятнее, в начале XI в. до н. э. овладело столицей и сместило династию Шан. С этого времени столица китайского мира находилась на месте нынешнего Сианя в центре бассейна Вэйхэ, а вторая столица была построена около нынешнего Лояна в Хэнани. Примечательно, что в этих же местах находились и столицы династий Хань (206 — 220 гг. н. э.) и Тан (618-907 гг. н.э.).
Основной источник наших сведений об эпохе Западной Чжоу — надписи на бронзе, но эти тексты говорят не столько о политической истории, сколько о государственном строе. В основном от этого времени до нас дошел список царей, с именами которых связаны легенды. Единственный важный и достоверный исторический факт — натиск варваров на Шэньси в VIII в. до н. э., принудивший Чжоу отойти в Хэнань под защиту княжества Чжэн и окончательно перенести столицу в Лоян. С той поры могущество и престиж дома Чжоу сильно упали, и вскоре история пошла по совершенно новому пути.
II. Духовный мир
1. Религиозные ритуалы и представления. — орошо известно, что в Китае важную роль крал ритуал. Под ним следует понимать регламентацию человеческих действий и видов Деятельности, тесно связанную с космологическими концепциями. Отсюда следует, что эта регламентация мыслится не случайной и условной, а находящейся в согласии с циклом времен года, движением небесных тел и особыми свойствами разных частей света. Отсюда, несомненно, и ее убедительность. Но вполне вероятно, что эта система ограничений формировалась лишь постепенно. Насколько мы можем понять поведение людей эпохи Шан, ритуал установился лишь к концу II тысячелетия до н. э. Традиционное мнение, которое приписывает последнему шанскому государю необыкновенную порочность, несомненно, соответствует исторической реальности: раскопки в Аньяне показали, до какой степени последним царям этой династии была чужда добродетель умеренности. Мир той эпохи был полон роскоши и жестокости. Огромные богатства (домашние животные, металлы, сельскохозяйственные продукты, охотничья добыча, военнопленные) отдавались храмам, и почти все, чем располагало это общество, с особой пышностью расточалось при обыденных или экстраординарных жертвоприношениях, при похоронах царей и высшей знати. Бараны, быки, свиньи, собаки и олени приносились в жертву десятками. Принесение в жертву одному только предку 30—40 быков не было исключительным; существовали специальные иероглифы, означавшие жертвоприношение 100 быков, 100 свиней, 10 белых свиней, 10 быков, 10 баранов. Жертвенным животным отрубали головы или перерезали горло и сразу же клали на алтарь, иногда они были вареными, копчеными, жареными, порой на алтарь возлагалась не вся жертва, а только ее часть. Иногда жертвенных
животных зарывали в землю, топили или сжигали. Иногда принесенных в жертву животных
употребляли в пищу или раздавали, иногда просто уничтожали. В первом случае боги и смертные, мертвые и живые вместе справляли пиры, явно напоминавшие оргии: на них потреблялось множество еды и спиртного. У чжоусцев шанцы имели репутацию пьяниц. Кажется, она была заслуженной, ибо среди их бронзовых и гончарных изделий преобладают сосуды, служившие специально для спиртных напитков.
Хотя в том мире, где охота и скотоводство, как казалось, в изобилии удовлетворяли все потребности, а регламентация расходов еще не была необходимостью, некоторые очень древние источники, относящиеся к эпохе Шан, свидетельствуют о начале формирования ритуала. Расположение звезд и ориентирование по сторонам света у китайцев начиная с древности считались особо важными при строительстве городов-дворцов и устройстве прилегающих территорий, при церемониях и священных плясках при царском дворе. В этом уже угадываются элементы космологической системы, а богослужения не просто служат выражением космического порядка, а являются непосредственной его основой. Мимические драмы, пляски в масках и шкурах животных, следы которых пытался реконструировать Марсель Гране, представляют собой рассказы об устройстве мира. Их сила в том, что по ним можно заново воссоздать принципы управления страной, открыть временной цикл, распределить пространство по четырем сторонам света. Несомненно, что символика царской власти складывалась в результате наблюдения за небом. Устройство земного мира повторяет устройство небесного. Уже в эпоху Шан царь считался сыном (или, может быть, «удельным князем») Неба. У бога неба, «небесного царя» (Шаньди), как и у земного царя, есть вассалы: некоторые предки царской фамилии, боги ветра, туч, солнца, луны и звезд, в частности, одного южного созвездия, позже названного Фениксом. Небесные боги не принимают жертв и с ними общаются при посредничестве царских предков[18].
Небесный царь покровительствует основанию городов, хранит их, обеспечивает победу на войне, насылает дождь, ветер и засуху, напускает с небес смуты. Однако, по-видимому, это божество, вмешивающееся в жизнь людей, теряло часть своих индивидуальных черт по мере того, как начинали доминировать земледельческие занятия.
Опираясь на религиозные представления, можно примерно представить строение мира эпохи Шан: богам верхнего мира — предкам и небесным богам — противопоставлены подземные боги, несомненно, уже имевшие свою иерархию, боги четырех сторон света, наконец некоторых рек (важнейший из них бог Хуанхэ; уже тогда возник обычай, сохранившийся при Чжоу, отдавать ему девушек в замужество) и гор. Подземные, речные и горные боги стали объектами культа, важного и для последующих времен. Не следует ли видеть в двух столь различных группах божественных сил отражение асоциальной дихотомии? Возможно, земные боги крестьян и покоренных варваров были продето добавлены к богам — основателям городов знатных китайцев.
2. Культ предков. — В религии эпох Шан и Чжоу центральное место занимает культ царских предков. Все ритуальные действа совершались перед храмом предков, где в каменных урнах хранились поминальные таблички (материальная основа их душ), то есть в их непосредственном присутствии. Обо всех важнейших событиях в жизни царского дома и обо всех придворных торжествах объявлялось во всеуслышание. Ведь предки служили посредниками в общении с другими божественными силами, они вмешивались в частную жизнь царской фамилии, являлись в сновидениях, насылали болезни, влияли на урожай; к ним регулярно обращались при гаданиях. При гадании на бараньих и бычьих лопатках или на <
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!