Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2021-06-30 | 47 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Древний Китай
УНИВЕРСИТЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА
ЖАК ЖЕРНЕ
Почетный профессор Коллеж-де-Франс
АСТ • Астрель
Москва
2004
ЖернеЖ.
Ж60 Древний Китай / Ж. Жерне; Пер. с фр, Н.Н. Зубкова. — М: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. - 157, [3] с. - (Соgito, еrgo sum: «Университетская библиотека»).
ISBN 5-17-026252-3 (ООО «Издательство АСТ»)
ISBN 5-271-09672-6 (ООО «Издательство Астрель»)
ISBN 2.130517021(фр.)
История Китая насчитывает по крайней мере семь тысячелетий. Древнекитайская цивилизация, одна из древнейших цивилизаций мира, охватывает примерно треть этого времени. Вопреки широко распространенному мнению об изолированном развитии Древнего Китая, автор утверждает, что его следует рассматривать в связи с другими цивилизациями Азии. Древний Китай с прилегающими территориями образует мир столь же богатый и миообразный, как и мир, где развивались цивилизации Ближнего Востока и Средиземноморья.
УДК 94(315) ББК 63.3(5)
Настоящее издание представляет собой перевод оригинального французского издания «La Chihe Ancienne»
© ООО «Издательство АСТ», 2004
© ООО «Издательство Астрель», 2004
© Рresses Universitaries de France, 1964
ISBN 5-17-026252-3 (ООО «Издательство АСТ»)
ISBN 5-271-09672-6 (ООО «Издательство Астрель»)
ISBN 2 13 051702 1 (фр.)
ВВЕДЕНИЕ
В книге пойдет речь об историческом периоде протяженностью в два тысячелетия. Он простирается от истоков китайской цивилизации до основания империи в 221 г. до н. э.
Принято считать, что в Китае цена тысячелетия невелика. Но надо ясно себе представлять, что за время от неолита до образования обширной централизованной империи, сравнимой по величине с Римской, но гораздо более густонаселенной и значительно превосходившей ее в развитии техники, не могло постепенно не произойти огромных перемен. И хотя Китай от нас далеко, это еще не значит, что его история ни на что не похожа, что она менее богата и сложна, чем европейская. Существует большое количество частных работ по истории Китая. Начиная с 1950 г., в стране сделано множество археологических находок. Но, к сожалению, нет обобщающих трудов, охватывающих этот исторический период и позволяющих глубоко оценить новейшие раскопки. Это сильно осложняет работу популяризатора. В книге будут отражены самые известные факты и отмечены наиболее значимые переломы истории. Однако из-за отсутствия обобщающих работ автор вынужден высказать собственную точку зрения на историю Китая.
|
Мы исходим из того, что за всеми переменами, происходившими начиная с неолитических культур Северного Китая начала II тысячелетия до н. э. до централизованных империй Цинь и Хань, стоит развитие отношений населения и природной среды. Во всяком случае, постепенное одомашнивание животных, исчезновение тех или иных видов растений, их селекция и особенно распашка и мелиорация земель относятся к числу наиболее значимых фактов в истории страны. Исходя из этого можно выделить несколько этапов в истории Китая: первый — очень медленное преодоление сопротивления природы человеком от неолита до бронзового века, другой, начиная примерно с 500 г. до н. э., — стремительное и полное изменение китайского ландшафта территорий северных степей и бассейна Янцзы в связи с распространением выплавки железа. Именно тогда Китай стал той великой земледельческой империей, которой оставался вплоть до новейшей эпохи. Следует выделить два события в истории техники, имевшие глубочайшие последствия для развития страны: выплавку бронзы, начало которой совпадает по времени с первыми успехами китайской цивилизации, и выплавку железа, позволившую быстро распахать все равнины, что привело к быстрому расцвету Китая. Разумеется, что общество и политический строй изменялись вместе с естественными условиями, плотностью населения, способами производства и производительными силами. Но мы сочли нужным выделить именно эти события.
|
Наряду с главными фактами истории техники, приводящими к изменениям в обществе (шлифовка камня; появление бронзы и колесниц; производство железа из руды и появление регулярной пехоты), наши суждения основаны на данных о местах проживания людей. Взятые в совокупности, эти факторы надежно предостерегают от всякого рода упрощений.
Существует точка зрения, что Китай всегда жил в изоляции. Действительно, низменное заболоченное побережье Северного Китая и отсутствие близлежащих островов не способствовали развитию мореходства. Освоение гористого юга было начато поздно и шло очень медленно. Громады почти непреодолимых гор преграждали путь к китайцам на западе и юго-западе и, наконец, пустыни и степи Монголии и Синьцзяна (Китайского Туркестана) служили преградой для проникновения влияний развитых цивилизаций Западной Азии. Но эта изоляция никогда не была абсолютной: об этом свидетельствует вся история Китая. Возникновение китайской цивилизации, изобретение сплавов и колесницы, появление первых городов-дворцов в среднем течении Хуанхэ невозможно объяснить, не учитывая отдаленных влияний (возможно, из областей к югу от Урала) через посредство степных народов. Долг Китая перед кочевыми народами и оседлыми цивилизациями Центральной Азии и Среднего Востока огромен. Гунны, тюрки, монголы, маньчжуры, согдийцы, персы, индийцы и арабы не только сыграли подчас первостепенную роль в его истории, но и оказали глубокое влияние на искусство, развлечения, технику, мысль и религию китайцев. История Китая не может рассматриваться изолированно от истории других цивилизаций Азии. Связи между ними иногда на время прерывались, но никогда не рвались полностью.
С другой стороны, Китай с прилегающими территориями образует мир столь же богатый и многообразный, как и тот, в котором развивались цивилизации Ближнего Востока и Средиземноморья, если принять во внимание разнообразие географических условий и образа жизни китайцев от Сибири до южных окраин Китая и от Тибетского нагорья до дельты Янцзы.
|
Районы, благоприятные для земледелия, где первые обработанные поля на Великой Китайской равнине и в лёссовых областях Шэньси и Шаньси (лёсс — неслоистая, однородная, тонкозернистая известковистая осадочная горная порода светло-желтого или палевого цвета) появились во время неолита, сильно отличаются от степей Севера, пригодных только для скотоводческой или полускотоводческой жизни. Отношения между земледельцами-китайцами и китайскими кочевниками-скотоводами стали одним из важнейших факторов политической и культурной истории Китая.
С другой стороны, китайцы, обладавшие развитыми техническими средствами, противопоставляли себя первобытным народам, населявшим большую часть территории, по которой впоследствии распространилась китайская цивилизация (собирателям, охотникам, скотоводам, неоседлым земледельцам, рыбакам, населявшим современную провинцию Чжэцзян и берега Янцзы). С древнейших времен на протяжении всей истории Китая эти народы либо постепенно ассимилировались с китайцами, либо вытеснялись ими в горы. Некоторые из этих народов до сих пор живут в горных районах Южного Китая и на Индокитайском полуострове.
С того момента, как области среднего течения Янцзы и дельты этой великой реки (первоначально населенные варварами) стали играть историческую роль, становится видно, насколько противоположны по образу жизни, темпераменту и традициям жители Северного Китая — земледельцы, питающиеся просом и пшеницей, и Южного Китая — рыбаки и моряки, основу рациона которых составляет рис.
Но помимо сразу видных различий между Китаем Хуанхэ и Китаем Янцзы существует большое разнообразие местных культур. Это связано с тем, что Китай отнюдь не был единым целым: он представлял собой совокупность нескольких областей со своей историей и часто не похожим между собой населением. Эти области отделялись друг от друга тянущимися, по большей части, с запада на восток горными хребтами. Благодаря этому важную стратегическую и торговую роль в истории Китая играли перевалы (проходы между Шэньси и Хэнанью, Шаньси и Хэбэем, Шэньси и Сычуанью, Хэнанью и Хубэем и т. д.). В то время, как воздействие на китайцев народов, живших в отдалении, было довольно слабым и непостоянным, влияние населения соседних местностей, как единоплеменников, так и непосредственных соседей (тибетских скотоводов в Сычу-ани, степных кочевников в Шаньси, рыбаков из низовьев Янцзы) всегда было заметным. Названия некоторые из этих областей начинают встречаться в истории очень рано, часть из них совпадает с современными провинциями. Автору кажется, что необходимо выделить следующие регионы, где своеобразие проявилось очень ярко:
|
— Великая Китайская равнина до долины Хуайхэ, на территории которой расположены современные провинции Хэнань и Хэбэй, западный Шаньдун и северный Аньхой. Там возникла цивилизация бронзового века и появились первые города-дворцы;
— Шаньсийское плато (государство Цзинь);
— Северо-Шэньсийская котловина и продолжающий ее коридор Ганьсу (в начале I тысячелетия до н. э. — центр Западного Чжоу, а позднее — царства Цинь);
— полуостров Шаньдун (царство Ци);
— бассейн среднего течения Янцзы (царство Чу);
— равнины низовьев Янцзы (юг провинции Цзянсу — царство У — и северная часть провинции Чжэцзян — царство Юэ);
— красноземы Сычуани (государство Шу).
Для полноты картины следует добавить приморские и горные районы юго-востока Китая и равнины окрестностей Кантона, но они становятся известны в истории в более поздний период.
Глава I
I. — Источники
Долгое время наука черпала сведения о древности Китая лишь из китайской книжной традиции. В XVIII в. в Европе сложился образ Древнего Китая благодаря миссионерам-иезуитам на основе рационализированных легенд, соединенных в связный исторический рассказ с нравственной подоплекой, согласно которому китайская цивилизация восходит к началу III тысячелетия до н. э.
В V в. до н. э., в тот момент, когда сложилась эта ортодоксальная традиция, поведение и менталитет людей архаической эпохи были уже непонятны. Поэтому социальные установления, магические и религиозные ритуалы, о которых к тому времени сохранились лишь устные воспоминания, были произвольно истолкованы как исторические события. Их отнесли ко времени правления того или иного го- сударя. То, что китайское предание, относящееся к отдаленному прошлому Китая, не имеет никакой исторической ценности, вольные и смелые умы выяснили уже в маньчжурскую эпоху. Но зато благодаря архаическим мифам и отрывкам легенд, с трудом поддающимся датировке и не привязанным к какому-то определенному месту, уцелевшим вопреки рационализаторским усилиям китайских историков, приоткрывается истина. По ним ученые могут восстановить некоторые древнекитайские обычаи и представления о мире. Марсель Гране первым понял и показал остальным, как нужно использовать чудом уцелевшие легенды. Правда, он справедливо писал о тщетности исторических реконструкций в те времена, когда археологических данных недостаточно.
|
Археологические раскопки в Китае начались сравнительно недавно. До Второй мировой войны была немного и очень плохо изучена предыстория Восточной Азии. Только с 1928 г. начались научные раскопки города Аньян на северо-востоке Хэнани, крайне важные для изучения цивилизации Шан, или Инь. В 1937 г. из-за японской агрессии они были прерваны. Со времени случайного открытия Аньяна в 1899 г. до 1928 г. там велись нелегальные раскопки, а как только ученые и коллекционеры проявили интерес к образцам древних надписей и бронзовых изделий из этой древней столицы, в продаже у антикваров появилось множество подделок, подрывавших доверие к этому исключительно ценному открытию.
Однако благодаря раскопкам в Аньяне, проведенным в 1928—1937 гг. и возобновленным после создания КНР, мы располагаем богатейшим археологическим материалом о китайской цивилизации XIV—XI в. до н. э.: многочисленными подлинными надписями, планом дворцов, плавильных и литейных печей, укреплений, предметами из больших царских гробниц, оружием, священной и бытовой утварью, колесницами. Научная литература о городе Аньян уже весьма обширна. Но и помимо этого города вследствие больших работ, ведущихся начиная с 1950 г., археологические находки появляются в таком темпе, что их не успевают научно обрабатывать. В Хэнани обнаружены города бронзового века, более древние, чем Аньян[1]. Многие находки позволили также лучше познакомиться с периодом между эпохой Шан и основанием империи. Об открытиях чрезвычайной важности сообщается почти ежегодно. Вслед за железоплавильными печами царства Янь в окрестностях Пекина, целыми колесницами, найденными в Хэнани, лаковыми росписями царства Чу из области Чанша в Хунани, явились неисчерпаемые археологические сокровища из многочисленных гробниц, открытых после 1970 г.: превосходно сохранившиеся мумии, украшенные нефритовыми пластинками, бронзовые предметы, картины, ткани, древние тексты и т.д. За последние несколько лет китайская археология обогатилась больше, чем за все предшествующее столетие. Весьма немногочисленные до войны археологические находки эпохи палеолита и неолита ныне тоже насчитываются сотнями. Обнаружено уже больше 3000 археологических объектов эпохи шлифованного камня. Вероятно, китайская земля скрывает и другие поразительные сокровища, так что можно полагать, что после обработки новых археологических данных наши знания о китайской древности и обстоятельствах возникновения цивилизации бронзового века в бассейне реки Хуанхэ станут более точными.
Как ни важны подлинные свидетельства, предоставляемые нам археологическими открытиями, общее направление развития истории, а также сведения о последних пяти веках перед созданием империи по-прежнему опираются в основном на многочисленные письменные источники. Часть из них была основой традиционного образования в императорском Китае вплоть до начала XX в: это классические сочинения конфуцианской школы. Тщательный анализ филологов позволил выделить в них позднейшие вставки эпохи Хань или еще более поздние. Многие другие древние сочинения также оказались написанными позднее традиционно принятых дат. Тем не менее, в этих текстах достаточно сведений, на которые может опираться история доимператорского Китая. Нередко случается, что только сравнивая тексты и археологические данные, можно понять суть происшедшего события.
Благодаря раскопкам, в наши дни начинает оформляться новая концепция, по которой Китай древнейшей поры прошел путь развития, подобный развитию древних цивилизаций Ближнего Востока и Средиземноморья. Эта концепция положена в основу данной книги. Автору хотелось бы по мере возможностей способствовать ее дальнейшему распространению.
Глава II
I. — Палеолит
О глубочайшей доисторической древности мы скажем всего несколько слов. Эпоха палеолита уводит нас в такие отдаленные времена, которые относятся к истории не столько Китая, сколько человечества как вида. Тем не менее, следует напомнить, что долина Хуанхэ издавна была населена предками homo sapiens, а также что основные периоды доисторической эпохи здесь приблизительно совпадают с периодизацией, сложившейся в области Африки, Европы и западной части Азии. Синантроп, или пекинский человек — один из древнейших известных гоминид; по оценке жил около 500000 лет тому назад. Вероятно, он умел пользоваться огнем, жил охотой и собирательством. Возможно, был каннибалом. Синантроп был открыт в 1921 г. в пещере Чжоукоудянь близ Пекина и упоминается ныне во всех учебниках по доисторической эпохе. Но после того в Китае были сделаны и другие находки: останки других экземпляров синантропа обнаружены в Шаньси. Один из них считается более ранним, чем пекинский человек (находка 1960 г.), другой более поздним (динцуньский человек, 1954 г.).
Гипотеза, что в Южном Китае существовали гигантские питекантропы, также относившиеся к нижнему палеолиту, ростом в три—шесть раз превосходившие современного человека, была основана на находке зубов огромного человекообразного у некоего китайского аптекаря в Гонконге (традиционная китайская фармакопея всегда высоко ценила кости, считавшиеся весьма древними и называвшиеся «костями дракона»). Эти догадки были подтверждены археологическими находками зубов и фрагментов челюстей в Гуанси (1956 и 1957 г.). «Гигантопитек» из Гуанси близок яванскому мегантропу, их родство доказывает весьма древние связи между Китаем и Юго-Восточной Азией.
Средний и верхний палеолит в Китае представлены хуже. К среднему палеолиту относятся находки, сделанные в 1922 г. в районе Нинся, в верхнем течении Хуанхэ при начале Ордосской излучины. К нижнему палеолиту, совпадающему с периодом великой засухи, приведшей к образованию лёсса, — находки в Ордосе (1923) и захоронения в верхней Чжоукоудяньской пещере (1921—1937), месте обнаружения первых синантропов. Более поздние открытия были сделаны в Сычуани (1951) и Гуанси (1956).
Для мезолита, начавшегося предположительно 25000 лет назад, — переходного периода от палеолита к неолиту — характерно производство мелких каменных орудий. Он известен по раскопкам в Маньчжурии (1926—1928), Гуанси (1933) и Сычуани (во времена японского нашествия). В этот период проявляется чрезвычайно важная для истории человека на Дальнем Востоке климатическая дифференциация: лесистым долинам собственно Китая уже тогда противопоставляется зона степей в районе современной Монголии; иначе говоря, используя термины П. Тейяра де Шардена, «лёссовому Китаю» уже противопоставлен «песчаный Китай». Климат Китая в течении Хуанхэ, покрытой лесами и болотами, был жарким и влажным, и сохранился таким, вероятно, до начала I тысячелетия до н. э.
П. — Неолит
1. Периодизация неолита. — Начиная с середины XX века многочисленные археологические открытия во всех районах Китая и его окрестностях чрезвычайно обогатили наши зна- ния о его древнейшей истории, нередко закрепленной и в письменных источниках. Они внесли глубокие перемены в традиционные представления об истоках китайской цивилизации, которая предстала продуктом весьма разнообразных культур.
Время около 8000 г. до н. э., когда экономика еще только зарождающегося земледелия пришла на смену экономике племен, живших охотой, собирательством и рыбной ловлей, изучено еще плохо. Но для последующих тысячелетий археологических данных достаточно. Следы стоянок, датирующихся между 6500 и 5000 гг. до н. э., в долинах Вэйхэ (современная Шэньси) и среднем течении Хуанхэ многочисленны и свидетельствуют об уже развитом сельском хозяйстве (культура проса Setaria italica и Ра nicum miliaceum, одомашнивание свиньи, собаки и, возможно, кур) с разнообразными каменными и костяными орудиями. Керамика еще довольно груба, но в разных областях довольно сильно отличается по форме и орнаменту. Однако древнейшие керамические черепки, украшенные преимущественно орнаментом с узорами «плетенки», обнаружены в Южном Китае. Эти находки являются свидетельством южной неолитической культуры, существовавшей значительно ранее 5000 г. до н. э., о которой раньше даже не подозревали. Недавние открытия показали, что в более позднее время на обширных территориях существовали несколько крупных самостоятельных культур:
1. Культура Яншао, известная по сотням стоянок (по радиоуглеродной датировке между 5150 и 2960 г.), была распространена от Ганьсу до Великой Китайской равнины, включая юж-ные районы Шаньси и Хэбэя. Это зона лёсса, сформировавшегося в плейстоцене и доныне залегающего толстым слоем на северо-западе Китая. Культура Яншао, далеко не однородная, в целом характеризуется преобладанием земледельческой культуры в сочетании с охотой, рыбной ловлей и собирательством, использованием каменных мотыг, лопат, ножей и жерновов, разведением свиней и собак, а возможно, и крупного рогатого скота. Керамика обнаруживает значительные региональные вариации в технике изготовления и орнаменте, расписном или плетеночном. Сосуды украшены геометрическими фигурами, а иногда сильно стилизованными красными или черными изображениями рыб.
2. Культура Давэнькоу (ок. 4746—3655 до н. э.) охватывает полуостров Шаньдун и часть огромного бассейна притоков Хуанхэ. Ее экономика, как и Яншао, основана на культуре проса. Форма сосудов сложнее, а их орнамент бывает ажурным, выполненным аппликацией или вдавливанием соломинок. Разнообразие оттенков и однородность гончарной массы показывают, что глина тщательно отбиралась.
3. В долинах среднего и нижнего течения Янцзы выделяются еще четыре культуры примерно одного времени и одинакового технического уровня с Яншао и Давэнькоу. Но здесь примерно с V тысячелетия основным злаком являются два вида риса — О ryza sativa japonica и О ryza sativa indica. Одомашнивание буйвола засвидетельствовано одновременно с одомашниванием свиньи и собаки. Деревянные и костяные инструменты преобладают над каменными, а постройка домов привела к появлению искусного соединения бревен посредством шипов и пазов. Именно на нижней Янцзы открыты древнейшие ткацкие челноки. К середине IV тысячелетия температура в гончарных печах здесь достигала 950-1000 градусов.
4. Южнее, в приморских провинциях Фуцзянь и Гуандун, а также на Тайване жили племена, вероятно, позднее перешедшие к земледелию и занимавшиеся примитивными формами садоводства. Они еще мало изучены.
2. Династия Ся. — По мере развития различных культур среднего неолита, между ними увеличивались контакты, происходил обмен, возникали более обширные и однородные территориальные объединения. В IV и III тысячелетиях отмечаются значительные технические усовершенствования: искусная обработка нефрита, производство изделий из бамбука, шелковое и конопляное ткачество на нижней Янцзы, усовершенствование орудий из камня, ракушек, кости и дерева, более частое использование гончарного круга, появление ''чрезвычайно элегантной по форме и тонкой по выделке керамики в Северном Китае. Некоторые черты: форма сосудов, обычай гадания на обожженных костях животных, постройки на уровне земли, а не полуземлянки, жертвоприношения на закланье и погребальные — уже предвосхищают бронзовый век. Начинается обработка меди и сплавов с большим содержавшем меди. Хотя до сих пор нет археологических данных, которые можно было бы точно связать с династией Ся (традиционные даты 2207—1766 гг. до н. э.), от которой в истории сохранился только список государей, совокупность черт этой культуры, характерных уже для бронзового века, позволяет считать существование такой династии весьма вероятным. Именно в контексте развитой неолитической культуры, при сравнительно высокой плотности населения родился, вероятно, тип города-дворца, который развился позднее, во II тысячелетии, когда власть была основана на обладании бронзовым оружием. Общие условия были примерно аналогичны тем, которые породили первые цивилизации Месопотамии, долины Инда и Египта, также возникшие в бассейнах крупных рек. Таким образом, правомерно отнести первые города-дворцы и первые проявления китайской цивилизации к концу III тысячелетия до н. э.
Глава III
АРХАИЧЕСКАЯ ЭПОХА:
ШАН И ЗАПАДНАЯ ЧЖОУ
(ОКОЛО XVIII - VIII вв. до н. э.)
I. — Экономика и общество
1. Основные следствия появления бронзы. — ткрытие выплавки бронзы оказало определяющее влияние на формирование китайской цивилизации. Несомненно, между концом неолита и бронзовым веком существует преемственность. Но китайская цивилизация, обладающая характерными чертами, начинается с эпохой бронзы. Ведь именно тогда появляются, с одной стороны, главные технические достижения китайцев (повозка, запряженная лошадьми, письменность, календарь, новые архитектурные формы и т. д.), а с другой стороны, основополагающая историческая дихотомия горожан (знатных воинов и охотников) и крестьянства. Новейшие археологические открытия подтверждают то, что в 1925 г. Марсель Гране чисто интуитивно вывел из тонкого анализа фрагментов преданий и мифов. «Если наша индукция правильна, — писал он[7], — то появление военных округов и городов, установление военно-феодального строя, распадение сельских общин на группы крестьян и горожан можно датировать на основании истории техники. Можно полагать, что кристаллизую щим фактором было появление в Китае обработки бронзы и торговли ею».
Сосуществование и взаимодополнительность сельского и городского населения действительно были одной из древнейших системообразующих черт китайской цивилизации. Первые города бронзового века были основаны в зоне древних неолитических распашек. С самого начала открытие металлических сплавов привело к разделению труда: сельское население, прежде занимавшееся как охотой, так и растениеводством (возможно, эти занятия распределялись между двумя полами), ныне, оказавшись под опекой знатных горожан, обратилось почти исключительно к земледельческому труду, а городские жители стали преимущественно воинами и охотниками (впрочем, в архаическом Китае между охотой и войной было много общего).
2. Место земледелия в экономике архаиче ского Китая. — Вопрос, какое место занимало земледелие в Китае эпохи Шан, был предметом олгих споров. Долгое время было принято считать, что китайская цивилизация с самого начала приняла законченный вид и уже в древнейшую эпоху была почти исключительно земледельческой. На самом деле лишь относительно поздно, в течение последних пяти веков до нашей эры, обширные территории Северного Китая и долины Янцзы стали густонаселенными и полностью обработанными. Чтобы достичь такого уровня развития, требовалась развитая государственная структура, которой еще не было в архаическую эпоху, и широкое распространение новой техники — в частности, выплавки железа. В конце же II тысячелетия до н. э. бассейн Хуанхэ был совсем не таким, как при возникновении империи: по всем имеющимся свидетельствам, он был занят кустарниками и обширными болотами с необычайно богатой фауной. Эти места изобиловали птицей, рыбой, крупной и мелкой дичью (оленями разных видов, тиграми, дикими быками, медведями, кабанами, дикими котами, а также волками, лисами, обезьянами и другими мелкими животными). Самой крупной добычей во время царской охоты были вепри и олени, они исчислялись десятками. Сохранилась надпись, говорящая о 348 оленях, убитых на одной охоте. Но в эпоху Шан в бассейне Хуанхэ водились и такие животные, которых мы не ожидали бы встретить в столь высоких широтах: слоны, носороги, буйволы, пантеры, антилопы, леопарды, тапиры. Существование тропической или субтропической фауны в Китае тех времен подтверждается как надписями, обнаруженными при раскопках Аньяна, так и находками скелетов животных.
Равнины Северного Китая IX—VIII в. до н. э., представление о которых можно было составить, читая древние стихотворения «Шицзин», не слишком отличались от равнин эпохи Шан. Большую их часть занимали болота и леса из невысоких деревьев (вяза, дикой сливы и груши, каштана, кипариса); обильны были растения, служившие для собирательства. Природа по-прежнему была чрезвычайно богата дичью, и влияние человека на нее почти не замечалось. Благодаря богатству фауны и флоры можно с уверенностью сказать, что население архаического Китая было редким. Распространение видов животных, характерных для жарких стран, позволяет также с большой уверенностью утверждать, что климат Северного Китая конца II — начала I тысячелетия до н. э. был более теплым и влажным, чем сейчас. Больше земель стали распахивать тогда, когда климат изменился: стало холоднее и суше. Начиная с V— III вв. до н. э. в Северном Китае растительный и животный мир стал другим.
Шанцы, как и люди конца неолита, широко использовали дерево для построек и изготовления посуды. Множество дошедших до нас бронзовых ваз — сосудов с угловатыми формами — скопированы с деревянных. С другой стороны, в искусстве Шан были сильны анималистические мотивы не только в орнаменте, но и в формах. Шанцы продемонстрировали поразительную выдумку и изобретательность при изготовлении сосудов в форме баранов, сов, носорогов, слонов и т.п. Таким образом, и в искусстве эпоха Шан проявляет себя как цивилизация охотников и скотоводов, а не земледельцев.
Наконец, несомненно, важным родом деятельности населения Шан было разведение крупного и мелкого рогатого скота, а также упряжных лошадей. Сохранились следы архаических танцев, первоначально, видимо, бывших плясками скотоводческих объединений[8]; в надписях часто упоминаются жертвоприношения десятков баранов и быков.
Все эти соображения заставляют считать роль растениеводства в экономике архаического Китая ограниченной. Изначальное своеобразие китайской цивилизации состояло не в земледелии, которое на плодородных землях нижней Хуанхэ было известно и распространено уже с неолита, а в тех нововведениях, которые в жизнь шанцев внесло благородное сословие, жившее в окруженных стенами городах. Эту точку зрения подтверждает достаточно примитивный характер сельскохозяйственного инвентаря. Орудия крестьянского труда эпохи Шан примерно такие же, как орудия протокитайцев неолитических культур: каменная мотыга, двухлемешная деревянная соха, овальный или серпообразный нож — обычно сланцевый, иногда сделанный из створок раковин. Выращивались такие злаки, как сорго, ячмень, два сорта проса (желтое и черное) и разновидность конопли со съедобными семенами. Домашние животные также были те же, которых разводило население поздненеолитических культур: свиньи, собаки, куры. Наконец если верить литературным свидетельствам времен Западной Чжоу, огромный вклад в питание сельского населения вносили ловля пресноводной рыбы, охота на мелкую дичь, собирание трав и диких плодов.
Итак, ясно, что культура зерновых в Китае конца II — начала I тысячелетия до н. э. далеко не занимала того господствующего положения, как это было в IV—III вв. до н. э. и позднее. Наоборот, в архаической эпохе поражает огромное разнообразие ресурсов и диверсифицированный характер экономики.
3. Разнородность архаического общества. — Из факта, что экономика была столь разнообразна, можно было бы а р riori сделать вывод об относительной социальной разнородности архаического населения, и история это подтверждает. Как благородное городское население, так и сельские жители, по-видимому, не представляли собой однородных единств.
Китайцы жили в окружении варваров[9]. Но эти племена поддерживали с китайцами столь тесные отношения, что те и другие дополняли друг друга и во всяком случае не могут изучаться в отрыве друг от друга. Частые набеги и карательные экспедиции, обмен имуществом и женами постепенно интегрировали варваров в китайский мир. Влияние городов-дворцов падало по мере удаления от них, и в представления древних китайцев о мире эта зависимость от расстояния нашла отражение: ближняя к городу зона является частью этого мира, далее живут союзные и покоренные варвары, еще дальше — те, с которыми китайцы поддерживали эпизодические контакты, наконец, еще дальше — совсем неизвестные существа, которых древние китайцы представляли себе чудовищами и не отличали от диких зверей.
В этот непрерывный процесс слияния с окружающими племенами постоянно вносили вклад брачные связи, обновлявшие и укреплявшие городскую знать. Военные же экспедиции, безусловно, позволяли увеличивать число подданных. Вероятно, военнопленные составляли в Древнем Китае довольно значительную долю низших классов; таким образом варвары постепенно превращались в китайцев уже на территории самих городов.
Говоря еще более обобщенно, разнообразие занятий, вероятно, предопределяло и разнообразие социальных ролей, отразившееся в языке: пастухи и оседлые животноводы, приставленные к лошадям рабы, городские ремесленники (гончары, тележники, литейщики и др.) составляли особые группы населения, имевшие разную степень личной свободы. Но и земледельцы, очевидно, не представляли собой однородной массы.
4. Крестьянство. — Земледельцы были только частью низших классов, но, вероятно, самой важной и впоследствии наиболее развившейся. Хотя техника земледелия эпохи Шан почти не отличалась от техники их неолитических предков, соседство с городами-дворцами полностью изменило их образ жизни: теперь они находились под культовым и военным покровительством защищенного города, а социальное положение крестьян приводило их к узкой специализации на растениеводстве и домашнем животноводстве. Продукты деятельности крестьян: злаки, спиртные напитки, свиньи и съедобные собаки — приносились в жертву и городским населением; в частности, жертвоприношения свиней, упоминаемые в храмовых надписях из Аньяна, были весьма обильными. Царская власть обеспечивала будущий урожай и состояние погоды (всегда ненадежное), превратности которой могли иметь серьезные последствия для посевов: ведь власть была прямо связана с Небом. Другое же объяснение царскому попечению о земледелии — наверное, не то, что благородное сословие потребляло много зерна (оно ело преимущественно мясо), а то, что для религиозных обрядов требовалось много спиртного. Кроме того, уже по крайней мере в эпоху Чжоу деревенские надзиратели подробно регламентировали ход сельских работ. Их главная роль состояла в межевании; более поздние авторы, может быть, и ошибались, видя в этих должностных лицах настоящих агрономов. Вероятно, в те времена, когда плодородные земли Северного Китая были еще мало населены, распределение земель между посевами разных культур, пастбищами и охотничьими угодьями имело больше значения, чем повышение урожайности.
Впрочем, в архаическую эпоху проблема; собственности на землю практически не стояла. Единственной известной формой землевладения был удел, то есть, в первую очередь, своего рода военно-религиозное главенство над строго определенной территорией, ограниченной земляными насыпями (фэн)[10]. В таком случае передача удельному князю зерна, спиртного и домашнего скота была повинностью религиозного характера: продукты, определяющие ценность данной местности, предназначены для жертвоприношений, их потребление требует предварительного освящения. Экономики как таковой существовать еще не могло, а отношения между людьми далеко еще не получили ого абстрактного характера, который приобретут с введением в обиход денег и договорных отношений.
В крестьянском мире эпохи Чжоу и, очевидно, уже во время Шан существовало строжайшее разделение труда между мужчинами и женщинами, насколько возможно представить это себе по относительно поздним источникам. Ткачество, шелководство, винокурение были уделом женщин. Полевые же работы, собирательство, охота на мелкую дичь, рыболовство были мужскими занятиями. Кажется правдоподобным, что это распределение функций и характер сотрудничества между полами легли в основу некоторых чрезвычайно живучих в китайской мысли представлений. Оппозиция женского и мужского существует в разных временных и пространственных планах: как внутреннее и внешнее относительно крестьянского жилища, как время полевых работ и время домашних зимних работ, как солнечное и укрытое от солнца место и т.д. Все эти противоположные, взаимодополняющие реалии составляют два основных начала: «инь» (женская сила и образ жизни) и «ян» (мужская сила и образ жизни), — которые впоследствии играли основополагающую роль в китайской мысли.
Крестьяне жили большими семьями с классификационным счетом родства (отец не отличался от дядей по отцу, составляя с ними одну группу, а мать от теток по матери). Самым обыкновенным типом брака был перекр<
|
|
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!