Золотой век» первобытной гастрономии — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Золотой век» первобытной гастрономии

2021-06-30 31
Золотой век» первобытной гастрономии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Из Античности пришла к нам одна проблема, которой можно завершить рассказ о питании первобытного человека. Речь идет об идеализации первобытной жизни вообще, и не в последнюю очередь в вопросах, связанных с едой. Одним из первых о «золотом поколенье людей» сказал в поэме «Труды и дни» Гесиод. Поколение это было подобно богам — сильное, здоровое, оно не знало старости. Пропитание этим людям доставалось без трудов и усилий, и большую часть времени они проводили в пирах:

 

Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою,

Горя не зная, не зная трудов. И печальная старость

К ним приближаться не смела. Всегда одинаково сильны

Были их руки и ноги. В пирах они жизнь проводили.

А умирали, как будто объятые сном. Недостаток

Был им ни в чем не известен. Большой урожай и обильный

Сами давали собой хлебодарные земли. Они же,

Сколько хотелось, трудились, спокойно сбирая богатства.

 

За золотым последовал серебряный род, потом медный и героический; жизнь этих трех родов была еще не так плоха и протекала в довольстве. Однако затем явился род железный, пятый по счету, и Гесиод горестно восклицает:

 

Если бы мог я не жить с поколением пятого века!

Раньше его умереть я хотел бы иль позже родиться.

 

Жизнь «железного» века, современником которого считал себя Гесиод, была полна трудов, невзгод и лишений. Однако при условии праведной жизни и следования правде и справедливости можно было ожидать и в это грустное время некоторых благ, в первую очередь, опять-таки, пищевых:

 

Там же, где суд справедливый находят и житель туземный,

И чужестранец, где правды никто никогда не преступит,

Там государство цветет, и в нем процветают народы;

Мир, воспитанью способствуя юношей, царствует в крае;

Войн им свирепых не шлет никогда Громовержец-владыка,

И никогда правосудных людей ни несчастье, ни голод

Не посещают. В пирах потребляют они, что добудут:

Пищу обильную почва приносит им; горные дубы

Желуди с веток дают и пчелиные соты из дупел.

Еле их овцы бредут, отягченные шерстью густою,

Жены детей им рожают, наружностью схожих с отцами.

Всякие блага у них в изобилье. И в море пускаться

Нужды им нет: получают плоды они с нив хлебодарных.

 

Несколькими столетиями позднее Платон дал знаменитое описание острова-государства Атлантиды, ставшей символом потерянного благоденствия, поисками которой занимались многие поколения романтиков. Согласно Платону, Посейдон «источил из земли два родника — один теплый, а другой холодный — и заставил землю давать разнообразное и достаточное для жизни пропитание». Природное богатство Атлантиды не знало границ: здесь и разные виды полезных ископаемых, в том числе и неизвестные ныне человечеству, и благовония, и пропитание людям и животным — его было так много, что «даже слонов на острове водилось великое множество, ибо корму хватало не только для всех прочих живых существ, населяющих болота, озера и реки, горы или равнины, но и для этого зверя, из всех зверей самого большого и прожорливого… Притом же и всякий нежный плод и злак, который мы употребляем в пищу или из которого готовим хлеб, — продолжает Платон, — и разного рода овощи, а равно и всякое дерево, приносящее яства, напитки или умащения, например, непригодный для хранения и служащий для забавы и лакомства древесный плод, а также тот, что мы предлагаем на закуску пресытившемуся обедом, — всё это тогда под воздействием солнца священный остров порождал прекрасным, изумительным и изобильным». Ну чем не золотой век? И как положено золотому веку, вскоре он был утрачен: остров со всем своим естественным богатством ушел под воду, оставив людям тень воспоминания о прекрасном прошлом человечества.

Римляне подхватили идею потерянного счастливого прошлого, в значительной степени также связав ее с гастрономическим изобилием. Овидий описывает, как золотой век сменился сначала серебряным, затем медным и, наконец, худшим — железным веком. Человечество забыло стыд, правду, верность, погрязши в коварстве, обмане и жажде наживы. От земли «урожаев и должной требовать стали еды». Поля, «принадлежавшие всем до сих пор, как солнце и воздух», «землемер осторожный разметил», а в земле «стали богатства копать». Словом, началась недостойная, низкая жизнь.

Исследователь мифологии Мирча Элиаде связывал истоки такого рода тоски по прошлому с переходом к земледелию, то есть с эпохой неолита, когда уклад, в том числе и пищевой, которым человечество жило много тысячелетий, претерпел кардинальные изменения за довольно краткий период времени. Перемены в пищевых привычках и бытовом укладе как снежный ком повлекли за собой изменения всех сторон жизни человека.

Античность, возвеличившая далекое прошлое, сама себя за это и высмеяла, особенно в той части, которая связана с идеализацией питания и изобилия ушедших эпох. В комедии Афиниона — в изложении Афинея — эволюция и развитие человеческого общества даются с точки зрения повара:

 

— Не знаешь разве ты, что благочестию

Искусство поварское боле прочего

Способствовало?

— Разве ж таково оно?

— Конечно, чужестранец неотесанный!

Нас от звериной жизни, беспорядочной

Оно освободило и от страшного

Взаимного друг друга пожирания,

Порядки завело нам и обычаи;

Согласно с ними и сейчас мы жизнь ведем.

— Но как?

— Послушай, разъясню до тонкости.

Во времена злодейства постоянного

И людоедства некий муж разумнейший

Поджарил мясо и богам пожертвовал.

Вкуснее получилось человечины,

Тогда-то людоедство прекратил народ,

Стал жертвы приносить скотиной жареной.

И вот, когда однажды наслаждение

Отведали, то этим и положено

Начало было поварскому племени,

А дальше продолжали совершенствовать

Искусство кулинарное…

…Понятно, что все эти наслаждения

Расстаться с трупоедством всех заставили;

Так люди перешли к житью совместному,

Народ собрался, после населенные

Поднялись города от кулинарного

Искусства, о котором я рассказывал[290].

 

А вот как описывает «золотой век» с гастрономической точки зрения комедиограф Телеклид (V век до н. э.). Насмешки над теми, кто тосковал по прошлому — сытному, изобильному и бездеятельному, — здесь очевидны:

 

Вечный мир меж людьми поначалу царил,

и он был как вода под руками.

Приносила земля не болезни, не страх,

но само всё, что нужно рождалось:

По оврагам повсюду струилось вино,

и лепешки сражались с хлебами,

Чтоб их первыми съели, себя проглотить

умоляли и всем предлагали

Выбрать самых из них белоснежных. А в дом

рыбы шли своим ходом и сами

Себя жарили, после раскладывались

на столах по тарелкам и мискам.

И похлебка рекою текла меж столов

и катила горячее мясо.

А чтоб горло смочить и кишки увлажнить,

с острым вкусом струилась подлива.

А на блюдах горой пирожки на меду

пересыпаны были сластями,

И влетали зажаренные дрозды

прямо в рот, и с лепешками вместе.

Сдоба сдобу толкала у самых у губ

и кричала, спеша проглотиться!

Ну а матками, только надкусанными,

ребятня тогда в кости играла.

И все люди упитанны были тогда

и огромны, как будто гиганты.

 

Идеи об ушедшем в прошлое первобытном «золотом веке» существовали и в других культурах — и всегда были связаны с пищей, которая, во-первых, была в изобилии, во-вторых, доставалась без особых трудов и, наконец, была простой и полезной. В Средние века они трансформировались в сказания о потерянном рае. В эпоху Просвещения на первый план вышел «благородный дикарь», живущий естественной жизнью, которая противопоставлялась жизни цивилизованной. Наконец, неожиданно к гастрономической идее «золотого века первобытности» человечество обратилось в начале XXI века.

Два момента стали определяющими для появления новейшей теории. Во-первых, это стремительный процесс индустриализации производства пищи в XX веке. Появилось множество продуктов, состав которых обходится минимумом натуральных ингредиентов, что стало одной из причин массового распространения заболеваний, связанных с едой, — таких, как ожирение, диабет, сердечно-сосудистые болезни. Одновременно возникла новая наука — диетология, занявшая особенно активную позицию в США и СССР, где были выработаны научно обоснованные принципы для так называемой «сбалансированной» диеты. Во-вторых, повлияли модные для первой половины XX века наблюдения за вымирающими остатками племен охотников, рыболовов и собирателей, за жизнью и бытом коренного малочисленного населения удаленных уголков земли. Сопоставление этих двух слагаемых привело отдельных ученых к выводу: естественная, хотя и «дикая», примитивная жизнь здоровее и полезнее «цивилизованной». Так, например, случилось с уже упоминавшимся путешественником Вильялмуром Стефансоном, опиравшимся на опыт эскимосов.

Собственно, мысль — простенькая: все тот же «благородный» (в данном случае, скорее, «здоровый», что важнее для нашего времени) дикарь противопоставлялся продукту прогресса — современному человеку. Распространилась она в основном в Америке, не замеченной прежде в ностальгии по прошлому. И встретила неоднозначную реакцию: поддержку со стороны людей, «утомленных» цивилизацией, и резкую критику тех, кто вовлечен в весьма выгодное дело диетологии.

Еще в конце XIX века канадский стоматолог Уэстон Прайс выдвинул идею о связи между питанием и состоянием зубов человека. Неутомимый путешественник, в 1930-х годах он опубликовал книгу «Питание и физическая деградация», собрав в ней свои этнографические наблюдения за разными народами, которых в то время еще некорректно называли «примитивными». Прайс «обнаружил», что большинство распространенных в «цивилизованных» странах заболеваний, от кариеса до туберкулеза, отсутствует у этих народов и благополучно приобретается, когда они переходят к западной системе питания. Его скромное, но далеко идущее заключение состояло в том, что современные ему «цивилизованные» методы приготовления и хранения еды хотя и коммерчески обусловлены, однако уничтожают необходимые для предотвращения ряда болезней витамины и минералы.

В 1975 году была опубликована книга Уолтера Ветглина «Диета каменного века». Скромный пожилой гастроэнтеролог из Сиэтла за свой счет (книга была по тем временам слишком смелой и «ненаучной») издал труд, ставший началом нового направления в питании и даже в образе мыслей. Собственно, для самого автора это было, скорее, развлечением на старости лет — на роль гуру и зачинателя новой религии он отнюдь не претендовал. В основе его книги лежало все то же недовольство современной ситуацией в сфере питания, ее крайняя коммерциализация, приведшая в угоду прибыли к распространению искусственных пищевых продуктов, которыми незаметно подменили натуральные. По мнению автора, все современное питание избыточно и чрезмерно перегружено углеводами, которые дают мало полезных веществ, зато приводят к перееданию и излишнему весу. К тому же в нем слишком много консервантов, красителей, подсластителей и вкусовых добавок.

Выход Ветглин видит в обращении к диете наших предков, причем самой древней — палеодиете. На протяжении двух с лишним миллионов лет человек был хищником, основу его питания составляли белок в виде мяса и жиры животного происхождения. Переход к земледелию «подсадил» человека на избыточные углеводы, а век XX на искусственные, переработанные и химически насыщенные продукты. За «всего лишь» десять тысяч лет организм человека, по мнению Ветглина, не мог перестроиться и отойти от тех принципов питания, которые главенствовали несколько миллионов лет, а значит, необходимо вернуться к истокам. Правда, в конкретных предложениях по такого рода диете Ветглин, как и его последователи и единомышленники, непоследователен. Такое впечатление, что руководствуется он скорее собственными предпочтениями, чем глобальной идеей. Так, почему-то исключаются полностью все сырые овощи и дикие ягоды, зато присутствуют сметана, майонез и даже виски. Запрещаются капуста, горох, лук, зато разрешаются помидоры, баклажаны, а также чай и кофе и, что еще интереснее, — оливковое и сливочное масло, искусственные заменители сахара, желатин и многое другое явно не «палео».

Подлинный размах идея возрождения палеолитической диеты приобрела в XXI веке, когда на авансцену вышли такие ее апологеты, как, например, Лорен Кордиан, сообразивший связать доисторическое питание не просто со здоровьем, но, что гораздо важнее для массового ее внедрения, с похудением. Его деятельность сильно отдает коммерцией. Кордиан зарегистрировал торговую марку «Палеодиета», провозгласил себя «ведущим специалистом в области палеодиеты и основателем палеодвижения», издал книги типа «Палеоответ: как похудеть за 7 дней», развернул активную деятельность в Интернете и т. д. Через его сайт можно купить «палеопродукты», выходящие под его фирменным торговым знаком, такие привычные американцам и совсем не доисторические, как палеобатончики, палеовафли, палеопеченье и прочие.

Основные принципы палеодиеты, число сторонников которой все растет, следующие: потребление большого количества белка и отказ от зерновых культур и других источников углеводов, а также от молочных продуктов, которые уже не «палео», поскольку являются результатом перехода к скотоводству. Правда, в силу того, что диета, помимо здоровья, обещает еще и похудение, предлагаются некоторые новшества, белок в виде морепродуктов и нежирного мяса (что мало согласуется с диетой доисторических людей). Кое-кто вообще предлагает отказ от мяса, что еще дальше уводит от первоначальных принципов палеопитания, зато вполне соответствует некоторым современным теориям.

Идеи коммерчески прибыльной палеодиеты пропагандируются и воплощаются в жизнь в разных формах. Так, стали открываться палеорестораны. Один из самых известных — «Дикарь» в Берлине. Всего две недели регулярного питания в ресторане — и вам обещают: детоксикацию организма, повышение работоспособности, улучшение фигуры за счет сжигания ненужных жиров и укрепления мускулатуры, чистую кожу, мягкие волосы и здоровые зубы, укрепление иммунной системы, увеличение сексуальной активности, а заодно душевное спокойствие и общее благополучие. На завтрак здесь вы можете употребить дикого лосося «гравлакс» (который «из могилы») с фенхелем и свеклой, органическими яйцами и салатом или стейк на гриле с красным луком и хлебом из семян льна, который при желании можно дополнить яйцом (видимо, для тех, кто пойдет на охоту на мамонта). На ланч съесть что-то простенькое вроде салата из осьминога с фенхелем, политого соусом из гранатов и каперсов, или утиных крылышек, приготовленных в меду, с салатом из редьки дайкон. Ну и разгуляться в ужин: например, основным блюдом взять филе-миньон на гриле с пюре из кокоса и корня маниоки, с жаренным на сковороде (интересно, на каком масле?) артишоком или баклажаном, орехами макадамия и лакричным соусом, на закуску — гаспачо из помидоров и голубики с грецким орехом и сухариками из маниоки, а на десерт побаловать себя жареными летними фруктами, замаринованными в роме (!) и тмине, с кокосово-ванильной пенкой и крутонами из чуфы (иначе называемой земляным миндалем). Конечно, все это запивается лучшими мировыми винами. А может, и пивом — Германия все-таки!

В общем, пока ученые пытаются по найденным зубам восстановить вымерших животных и по косвенным находкам выстроить систему питания древнего человека, в центре Европы можно вполне изысканно поесть первобытную пищу. Конечно, подобного рода курьезы не имеют научного значения, хотя и вселяют, к сожалению, в широкие массы населения ложную идею знакомства с традициями питания древности.

Критика палеодиеты не входит в задачи этой работы, тем более что ее недостатки совершенно очевидны — как с точки зрения теории, так и практики. Человек очень сильно изменился за 10 тысяч лет; к тому же научно доказано, что в современном мире потребности в белках, жирах и углеводах различаются от культуры к культуре. Сейчас невозможно восстановить те продукты питания, которые составляли пищу древности: одомашненные животные мало напоминают своих далеких предков, в том числе и по химическому составу мяса и жира. То же самое можно сказать об окультуренных растениях. Нельзя не учитывать и изменения, происшедшие в воде, воздухе и прочих важнейших элементах среды обитания человека, животных и растений. Изучение начального этапа истории человечества представляется крайне важным для понимания того, что происходило в дальнейшем. Именно в древности были заложены многие основы, определившие дальнейшую «гастрономическую» (и не только) судьбу человека. Важнейший момент здесь заключается в складывании к концу каменного века весьма развитой системы питания, с определенными принципами приготовления пищи, приспособлениями для этого и вкусовыми предпочтениями. В этот период были заложены и основы социального поведения, как правило, связанного с добычей, приготовлением и приемом еды. Ведь отношения между мужчиной и женщиной, между членами сообщества, представителем своего коллектива (хозяином) и чужаком (гостем) базировались в значительной степени на «пищевой основе». Равным образом с едой связаны и многие древнейшие обычаи, верования, ритуалы и празднования.

 


[1] Авдусин Д. А. Основы археологии. М., 1989. С. 8.

 

[2] Ефименко П. П. Первобытное общество. Л., 1938 (2-е изд.). С. 327.

 

[3] Ефименко П. П. Указ. соч. С. 287.

 

[4] Токарев. Ранние формы религии. М., 1990. С. 329.

 

[5] Там же. С. 23, 47.

 

[6] См. публикации в прессе: Nuthall К. There’s no place like home, says ‘son of Cheddar Man’. The Independent, 9 March 1997; Lyall S. Tracing Your Family Tree to Cheddar Man’s Mum. New York Times, 24 Mar 1997; Rowe T. Fitting venue for Cheddar cave-man family get together. Western Daily Press, 28 May 2013.

 

[7] Лэм Ч. Очерки Элии. Л., 1979. С. 125–129.

 

[8] The Journal Of a Tour to the Hebrides with Samuel Johnson, LL.D. by James Boswell http://www.gutenberg.org/cache/epub/6018/pg6018.html.

 

[9] Brillat-Savarin Jean Anthelme. The Physiology of Taste. New York, London, Toronto, 2009. P. 60.

 

[10] Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения. В 3 т. Т. 3. М., 1986. С. 25.

 

[11] Symons, М. A History of Cooks and Cooking. Urbana and Chicago: University of Illinois Press, 1998.

 

[12] Fernandez-Armesto F. Near a Thousand Tables: A History of Food. Free Press. 2004. P. 4.

 

[13] Козловская M. В. Феномен питания в эволюции и истории человека. Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. 2002. Заключение.

 

[14] Добровольская М. В. Человек и его пища. М., 2005.

 

[15] Wrangham, Richard. Catching Fire. How Cooking Made Us Human. New York, 2009.

 

[16] Bunn H. T. Meat Made Us Human. In: Evolution of the Human Diet. The Known, the Unknown, and the Unknowable. Ed. by Peter S. Ungar. Oxford University Press, 2007.

 

[17] Lucas P. W. Meals Versus Snacks and the Human Dentition and Diet During the Paleolithic. In: The Evolution of Hominin Diets. Integrating Approaches to the Study of Palaeolithic Subsistence. Edited by Jean-Jacques Hublin. Max Planck Institute for Evolutionary Anthropology, Leipzig, 2009.

 

[18] См., напр.: Leonard W.R, Snodgrass J. J., Robertson M. L. Effects of Brain Evolution on Human Nutrition and Metabolism. Annual Review of Nutrition. 9 April 2007. P. 311–327.

 

[19] Daily Mail Online. 23 December 2012. http://www.dailymail.co.uk/news/article-2252528/Young-male-lion-rescued-wire-snare-trapped-round-neck-years-Tanzania.html.

 

[20] Авдусин. Указ. соч. С. 23; Алексеев В. П., Першиц А. И. История первобытного общества. М., 2007 (6-е изд.). С. 106.

 

[21] Детально рассмотрел многие обряды, связанные с огнем, Дж. Фрезер. — Фрезер Дж. Дж. Золотая ветвь. М., 1980. Главы LXII, LXIII.

 

[22] Зеленин Д. Восточнославянская этнография. М., 1991. С. 130–132; Байбурин А., Топорков А. У истоков этикета. Л., 1990. С. 134. Байбурин А. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983. С. 166.

 

[23] Зеленин. Восточнославянская этнография. С. 131.

 

[24] Русские сказки, если нет отдельной сноски, приводятся по изданию: Русские народные сказки А. Н. Афанасьева. В 3 т. М., Наука, 1984–1985. В скобках дается сквозной порядковый номер сказки по этому изданию.

 

[25] Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. С. 131.

 

[26] Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1903. С. 208–209.

 

[27] Северная энциклопедия. М., 2004. С. 466.

 

[28] Бурнаков В. А. Дух огня в религиозно-мифологической системе хакасов. Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. T. IX, ч. II. Новосибирск, 2002. С. 31–33.

 

[29] Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989.

 

[30] Рони-старший Ж. Приключения доисторического мальчика. М., 2000. С. 81.

 

[31] Потачаков К. М. Культура и быт хакасов, в свете исторических связей с русским народом. Абакан, 1958. С. 96.

 

[32] Здесь и далее ссылки даются по: Гомер. Одиссея. Перевод В. В. Вересаева. М., 1949.

 

[33] Законы Ману. М., Наука, 1992. С. 34, 29.

 

[34] Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1980. Т. 2. С. 239–240.

 

[35] Мифы народов мира. T. 1. С. 269.

 

[36] Кузищин В. И. История Древнего Рима. М., 1993. С. 273.

 

[37] Бурнаков В. А. Указ. соч. С. 34.

 

[38] Анисимов А. Ф. Религия эвенков в историко-генетическом изучении и проблемы происхождения первобытных верований. М.—Л. 1958. С. 94–95.

 

[39] Крашенинников С. П. Описание земли Камчатки. М. —Л. 1949. С. 416–419.

 

[40] Токарев С. А. К вопросу о значении женских изображений эпохи палеолита, «Советская археология», 1961, № 2. С. 556.

 

[41] Золотарева Н. В. Антропоморфизация в традиционной культуре обских угров. Вестник Томского университета. Культурология и искусствоведение. 2012, № 1 (5). С. 11–17.

 

[42] Северная энциклопедия. С. 427.

 

[43] Пропп В. Исторические корни волшебной сказки. М., 2000. С. 36.

 

[44] Великорусские сказки Пермской губернии. Сборник Д. К. Зеленина. М., 1991. С. 60, 61. Даль В. И. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа. СПб., 1996. С. 324.

 

[45] Пропп В. Исторические корни… С. 56.

 

[46] Nilsson M. P. Primitive Religion. Tubingen, 1911. P. 75. Цит. по: Пропп В. Исторические корни… С. 276.

 

[47] Даль. О поверьях, суеверьях… С. 325.

 

[48] Словацкие сказки. Из собрания Павла Добшинского в обработке Марии Дюричковой. Братислава, 1988. С. 56. http://hobbitaniya.ru/czech/czech65.php.

 

[49] Перро Ш. Волшебные сказки. М., 1993. С. 102. Гримм В. и Я. Сказки. М., 2005. С. 95–96.

 

[50] Неизданные сказки из собрания H. Е. Онучкова. СПб., 200. С. 206.

 

[51] Байбурин, Топорков. У истоков этикета… С. 139.

 

[52] Цит. по: Пропп. Указ. соч. С. 59.

 

[53] Герберштейн С. Записки о Московии. М., 1988. С. 160.

 

[54] Флетчер Дж. О русском государстве. М., 2002. С. 113.

 

[55] Сказки народов Севера. Л., 1991. С. 63.

 

[56] Великорусские сказки Пермской губернии. С. 61.

 

[57] Нихон сёки — анналы Японии. T. 1. М., 1997. С. 130.

 

[58] Норито. Сэммё. М., 1991. С. 97.

 

[59] Мифы народов мира. Т. 2.

 

[60] Легенда о Тристане и Изольде. М., 1976. С. 13.

 

[61] Кюнер И. В. Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока. М., 1961. С. 265.

 

[62] Здесь и далее цитаты по: Геродот. История. М., 1993. С. 75.

 

[63] Законы Ману. С. 33.

 

[64] Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995. С. 369.

 

[65] См., напр.: Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1994. С. 98–101.

 

[66] Георги И.-Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. СПб., 2007. С. 58.

 

[67] Зеленин. Восточнославянская этнография. С. 383.

 

[68] Там же. С. 385.

 

[69] Там же. С. 93.

 

[70] Зеленин Д. К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 1917–1934. М., 1999, С. 36–38. См. также: Памятная книжка Смоленской губернии 1859 г. Смоленск, 1859. С. 147.

 

[71] Подробно см.: Морозов И. А., Слепцова И. С. Круг игры. М., 2004. С. 652–664.

 

[72] Там же. С. 653.

 

[73] Зеленин. Восточнославянская этнография. С. 381.

 

[74] Великорусские сказки Пермской губернии. С. 167.

 

[75] Чулков М. Словарь русских суеверий. СПб., 1782. С. 212.

 

[76] Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. М., 1978. С. 160.

 

[77] Морган Л. Г. Дома и домашняя жизнь американских туземцев. Л., 1934. С. 34.

 

[78] Русская мифология. М., 2007. С. 164.

 

[79] Тайлор. Указ. соч. С. 467.

 

[80] Законы Ману. С. 33–37.

 

[81] Северная энциклопедия. С. 549.

 

[82] Православная вера и традиции благочестия у русских в XVIII–XIX веках. М., 2002. С. 93.

 

[83] Новицкий Г. Краткое описание о народе остяцком. М., 1943. С. 52.

 

[84] Георги. Указ. соч. С. 215–216.

 

[85] Крашенинников. Указ. соч. С. 702.

 

[86] Георги. Указ. соч. С. 342.

 

[87] Штернберг Л. Я. Семья и род у народов Юго-Восточной Азии. Л., 1933. С. 39–40. Или: Байбурин. Указ. соч. С. 113.

 

[88] Георги. Указ. соч. С. 424.

 

[89] Здесь и далее ссылки даются по: Гомер. Илиада. Перевод В. В. Вересаева. М., 1987.

 

[90] Диодор Сицилийский. Греческая мифология (Историческая библиотека). М., 2000. IV 31, 3–5.

 

[91] Важа Пшавела. Поэмы. М., 1947 С. 214–220.

 

[92] Морган. Указ. соч. С. 39, 40.

 

[93] Там же. С. 31–32.

 

[94] Там же. С. 41.

 

[95] Врангель Ф. П. Путешествие по северным берегам Сибири и по Ледовитому морю совершенное в 1820,1821,1822, 1823 и 1824 гг. экспедицией под начальством флота лейтенанта Ф. П. Врангеля. СПб., 1841. Ч. 2. С. 79–80.

 

[96] Там же. Ч. 1. С. 353.

 

[97] Фатющенко А. В. Уйти нельзя. Обидите // Вокруг света. Май 2003.

 

[98] Терещенко А. В. Быт русского народа. Ч. 1. М., 1997. С. 215.

 

[99] Байбурин. Указ. соч. С. 136. Потапов Л. П. Древний обычай, отражающий первобытнообщинный быт кочевников // Тюркологический сборник. М.; Л., 1951. Вып. 17. С. 167.

 

[100] Дневник Маскевича (1594–1621). Сказания современников о Дмитрии Самозванце. СПб., 1859. Ч. 2. С. 51.

 

[101] Домострой. М., 1990. С. 179–180.

 

[102] Россия начала XVII в. Записки капитана Маржерета. М., 1982. С. 168.

 

[103] Радлов В. В. Из Сибири. М., 1989. С. 264–265.

 

[104] Белов В. Повседневная жизнь русского Севера. М., 2000. С. 183.

 

[105] Байбурин. Указ. соч. С. 4.

 

[106] Столяр А. Д. «Натуральное творчество» неандертальцев как основа генезиса искусства. — В кн.: Первобытное искусство. Новосибирск, 1971. С. 141.

 

[107] Георги. Указ. соч. С 64,116.

 

[108] Мирча Элиаде. История веры и религиозных идей. Том 1. От каменного века до элевсинских мистерий. М., 2002. С. 10–11.

 

[109] Харузин Н. «Медвежья присяга». Тотемические основы культа медведя // Этнографическое обозрение, кн. XXXVIII, 1898. С. 2.

 

[110] См., напр.: Петрухин В. Мифы финно-угров. М., 2005.

 

[111] Медвежий праздник современных казымских хантов // Традиции и инновации в фольклоре народов Сибири. Новосибирск, 2008 С. 43–50.

 

[112] Аристофан. Лисистрата. Строки 660–670, пер. А. Пиотровского.

 

[113] Цит. по: Ельницкий Л. А. О социальных идеях Сатурналий. Вестник древней истории, 1946, № 4. С. 55.

 

[114] Даркевич В. Л. Средневековые маскарады // Древности славян и Руси. М., 1988. С. 121.

 

[115] Терещенко. Указ. соч. 4.VI и VII. М. 1999. С. 296.

 

[116] Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. М., 1987. С. 158.

 

[117] Шейн П. В. Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края. СПб., 1902. С. 162–163.

 

[118] Терещенко. Указ. соч. Ч. VI и VII. С. 295–296.

 

[119] Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII — начало XX века. Л., 1988. С. 42.

 

[120] Окладников А. П. Олень золотые рога. Хабаровск, 1989. С. 41.

 

[121] Зеленин. Восточнославянская этнография. С. 384.

 

[122] Там же. С 383.

 

[123] Байбурин. Указ. соч. С. 139.

 

[124] Калинский И. Церковно-народный месяцеслов на Руси. М., 2013. С. 347.

 

[125] Сумцов Н. Ф. Культурные переживания. Киев, 1890. С. 134.

 

[126] Гримо де Ла Реньер А. Альманах Гурманов. М., 2011. С. 78–94.

 

[127] Beeton Isabella. The Book of Household Management. L., 1861. P. 815.

 

[128] Терещенко. Указ. соч. Ч. VI и VII. С. 132.

 

[129] Там же. С. 131.

 

[130] Афиней. Пир мудрецов. Кн. I–VIII. М., 2003. С. 174–175.

 

[131] История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. Под. ред. Брагиной Л. М. М., 1999. С. 394.

 

[132] Домострой. С. 171.

 

[133] Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. Перевод Н. М. Любимова. Глава XXXVII.

 

[134] Сервантес М. Дон Кихот. Перевод Н. Любимова. Глава XLIX.

 

[135] Пыляев М. И. Старое житье. СПб., 2000. С. 5, 10.

 

[136] http://ap-dvor.ru/novosti/den_medvedya_v_yaroslavle.

 

[137] Петрухин. Указ. соч. С. 218.

 

[138] Вавилов Н. И. Центры происхождения культурных растений // Труды по прикладной ботанике и селекции. Л., 1926. Т. 16. № 2. С. 134, 136.

 

[139] The Cambridge World History of Food. In 2 vols. V. 2. Cambridge, 2000. P. 1830.

 

[140] Например: Фасмер M. P. Этимологический словарь русского языка. М., 1964–1973.

 

[141] Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. Т. 1–3. СПб., 1890–1912. T. 1. С. 617, 912.

 

[142] Сахаров И. П. Сказания русского народа. СПб., 1885. В 2 частях. Ч. 2. С. 89–90.

 

[143] Максимов. Указ. соч. С. 227.

 

[144] Сумароков П. И. Очерк сельских празднеств, примет, поверий и обрядов в Каширском уезде // Москвитянин. 1849. № 9. С. 12.

 

[145] Терещенко. Указ. соч. Ч. IV–V. М., 1999. С. 270.

 

[146] Сахаров. Указ. соч. Ч. 1. С. 92.

 

[147] Терещенко. Указ. соч. Ч. IV–V. С. 269.

 

[148] Зеленин Д. К. Тотемический культ деревьев у русских и белорусов // Известия АН СССР, 1933, № 8. С. 601.

 

[149] Терещенко. Указ. соч. Ч. IV–V. С. 259.

 

[150] См., напр.: Frodsham P. From Stonehenge to Santa Claus. The Evolution of Christmas. The History Press, 2008.

 

[151] Зеленин. Восточнославянская этнография. С. 196.

 

[152] Там же. С. 396.

 

[153] Зеленин. Тотемический культ… С. 602.

 

[154] Терещенко Указ. соч. 4.IV–V. C. 259. Коринфский А. А. Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. М., 1901. Репринт. Смоленск, 1995. С. 289.

 

[155] Иванов В. В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. М., Наука, 1974. С. 244.

 

[156] Коринфский. Указ. соч. С. 286.

 

[157] См., напр.: Food: A Culinary History from Antiquity to the Present. Columbia University Press, New York, 2013. Pp. 14–15, 22–23.

 

[158] См. напр.: Bunn Н. Т. Meat Made Us Human. In: Evolution of the Human Diet. The Known, the Unknown, and the Unknowable. Ed. by Peter S. Ungar. Oxford University Press, 2007.

 

[159] Binford, Lewis R. Bones: Ancient Men and Modern Myths. New York: Academic Press. 1981; Shipman, Pat. Scavenging or Hunting in Early Hominids: Theoretical Frameworkd and Tests. American Anthropologist 1985, Vol. 88. Pp. 27–43; Dominguez-Rodrigo, Manuel. Hunting and Scavenging by Early Humans: The State of the Debate // Journal of World Prehistory. Vol. 16, No. 1 (March 2002). Pp. 1–54.

 

[160] Козлова. И. Пища людей. Фрязино, 2005. С. 161–166.

 

[161] Авдусин. Указ. соч. С. 39.

 

[162] История Европы. В восьми томах. T. 1. М., 1988. С. 56; Авдусин. Указ. соч. С. 30.

 

[163] Pryor F. Britain В. С. London, 2003. P. 85.

 

[164] Ефименко. Указ. соч. С. 312.

 

[165] Кант И. Сочинения в шести томах. Т. 5. М., 1966. С. 203. Т. 6. М., 1966. С. 484–485.

 

[166] Ефименко. Указ. соч. С. 302.

 

[167] New Perspectives in Archaeology. Ed. by S. R. Binford, L. R, Binford. Chicago, 1968. P. 345.

 

[168] Ефименко. Указ. соч. С. 372.

 

[169] Окладников. Указ. соч. С. 46.

 

[170] Петрухин. Указ. соч. С. 212.

 

[171] Кюнер. Указ. соч. С. 287.

 

[172] Аргументы и факты. 25 июля 2007.

 

[173] Северная энциклопедия. С. 1134.

 

[174] Ефименко. Указ. соч. С. 510.

 

[175] Цит. по: Боси Р. Лапландцы. М., 2004. С. 103–104.

 

[176] Корнелий Тацит. Сочинения в 2 томах. T. 1. Л., 1969. С. 373.

 

[177] Кюнер. Указ. соч. С. 50.

 

[178] Диакон Павел. История лангобардов // Средневековая латинская литература IV–IX вв. М., 1970. С. 245.

 

[179] Английские средневековые источники IX–XIII вв. М., 1979. С. 26.

 

[180] Джиованни дель Плано Карпини. История монголов. М. 1957. С.48.

 

[181] Боси. Указ. соч. С. 87.

 

[182] П. М. де Ламартиньер. Путешествие в северные страны. (1653 г.). М., 1912. С. 17–18, 24.

 

[183] Перри Д. Другое и более подробное повествование о России // Чтения императорского Общества Истории и Древностей Российских. № 2. М., 1871. С. 42–44.

 

[184] Россия XVIII в. глазами иностранцев. Л., 1989. С. 38.

 

[185] Путешествие флота капитана Сарычева по северо-восточной части Сибири, Ледовитому морю и Восточному океану, в продолжении осьми лет при географической и астрономической Морской экспедиции, бывшей под начальством флота капитана Биллингса с 1785 по 1793 год. В 2 частях. СПб., 1802. Ч. 1. С. 78–79.

 

[186] Северная энциклопедия. С. 1073.

 

[187] Козлов. Указ. соч. С. 154.

 

[188] Линденау Я. И. Описание народов Сибири (первая пол. XVIII в.) Историко-этнографические материалы о народах Сибири и Северо-Востока. Магадан, 1983. С. 83–86.

 

[189] Георги. Указ. соч. С. 53.

 

[190] Мосолов В. И., Филь В. И. Дикий северный олень Камчатки. Петропавловск-Камчатский, 2010. С. 125.

 

[191] Северная энциклопедия. С. 427, 1143.

 

[192] Северная энциклопедия. С. 1142.

 

[193] Линденау. Указ. соч. С. 59.

 

[194] Makumatkalla Inarissa. Nature Gourmee Inari. Б. д., б. м.

 

[195] Северная энциклопедия. С. 624.

 

[196] Петрухин. Указ. соч. С. 194.

 

[197] Там же. С. 190.

 

[198] Там же. С. 192.

 

[199] Линденау. Указ. соч. С. 87, 88, 90.

 

[200] Сыроечковский Е. Е. Северный олень. М., 1986. С. 157, 172,173,174,198.

 

[201] Георги. Указ. соч. С. 324; Миллер Г. Ф. Описание Сибирских народов. М., 2009. С. 270; Сарычев. Указ. соч. Ч. 1. С. 21; Врангель. Указ соч. Ч. 1. С. 184.

 

[202] Harper’s Monthly Magazine, November 1935.

 

[203] Heinbecker, Peter. Studies on the Metabolism of Eskimos. The Journal of Biological Chemistry, 1928, 80. Pp. 461–475; McClellan, Walters.; Du Bois, Eugene F. Prolonged Meat Diets with a Study of Kidney Function and Ketosis. The Journal of Biological Chemistry, 1930, 87. Pp. 651–668.

 

[204] Gadsby, Patricia, Steele, Leon. The Inuit Paradox. Discover Magazine, 1 October, 2004.

 

[205] Миллер. Указ. соч. С. 269.

 

[206] См., напр., What Actually was the Stone Age Diet? J. A. J. Gowlett Journal of Nutritional & Environmental Medicine (September 2003) 13 (3). Pp. 143–147.

 

[207] Данные взяты из: Кабо В. Первобытная доземледельческая община. М., 1986.

 

[208] Культура древнего Рима. В 2 томах. T. II. М., 1985. С. 120.

 

[209] Здесь и далее цитаты приводятся по: Тит Лукреций Кар. О природе вещей. Перевод Ф. А. Петровского. М., 1983.

 

[210] Антология мировой философии. В 4 т. М., 1969. T. 1. Ч. 1. С. 343–344.

 

[211] Здесь и далее цитаты приводятся по: Публий Овидий Назон. Любовные элегии. Метаморфозы. Скорбные элегии. Перевод С. В. Шервинского. М., 1983.

 

[212] Квинт Гораций Флакк. Собрание сочинений. СПб, 1993. С. 255.

 

[213] Šálkovâ T., Divišová M., Kadochová Š etc. Acorns as a Food Resource. An Experiment with Acorn Preparation and Taste Interdisciplinaria archaeological. Natural Sciences in Archaeology. Volume II. Issue 2/2011. P. 139–147.

 

[214] Павсаний. Описание Эллады. В 2 тт. Т. 2. СПб., 1996. С. 176.

 

[215] Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В 2 томах. T. 1. М., 1994. С. 222.

 

[216] Абу Али Ибн Сина (Авиценна). Канун врачебной науки. В 5 кн. Кн. 2. Ташкент, 1982. С. 157.

 

[217] Макробий. Сатурналии. Екатеринбург, 2009. С. 191; Североамериканские индейцы. М., 1978. С. 291.

 

[218] Афиней. Кн. I–VIII. С. 72.

 

[219] Феофраст. Исследование о растениях. М., 1951. С. 125.

 

[220] Верзилин Н. М. По следам Робинзона. Л., 1956. С. 38.

 

[221] Кюнер. Указ. соч. С. 287.

 

[222] Крашенинников. Указ. соч. С. 706.

 

[223] Там же.

 

[224] Этнографические материалы Северо-Восточной географической экспедиции. Магадан. 1978. С. 26; Линденау. Указ. соч. С. 60.

 

[225] Миллер. Указ. соч. С. 257, 259.

 

[226] Миллер. Указ. соч. С. 269; Сайт Музейного центра «Наследие Чукотки»: http://chukotka-


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.381 с.