Глава XLV. Суд над Рожественским, Небогатовым и офицерами 2-й Тихоокеанской эскадры — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Глава XLV. Суд над Рожественским, Небогатовым и офицерами 2-й Тихоокеанской эскадры

2021-06-30 43
Глава XLV. Суд над Рожественским, Небогатовым и офицерами 2-й Тихоокеанской эскадры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Банкротство царского командования флотом, приведшее к сдаче крепости Порт-Артур, гибели Тихоокеанской эскадры и к цусимской катастрофе, вызывало острые нападки думской оппозиции. Морское министерство получило эпитет «цусимского ведомства». Оппозиция утверждала, что правительство стремится замолчать и покрыть грехи старой «морской бюрократии» и неспособно реорганизовать флот в соответствии с современными требованиями. Правительство же стремилось создать впечатление, что оно не намерено покрывать преступные действия и вину отдельных ответственных исполнителей и готово сурово покарать их за плачевные результаты прошлой военной деятельности.

Было принято решение устроить гласный судебный процесс по поводу сдачи кораблей в Цусиме. Создали «дело о сдаче четырех кораблей, окруженных под командованием адмирала Небогатова». Кроме самого адмирала к ответственности привлекались командиры сдавшихся броненосцев и весь их офицерский состав. Параллельно также подлежало разбору дело о сдаче миноносца «Бедовый», обвиняемыми по которому были адмирал Рожественский, офицеры его штаба, командир и офицеры миноносца «Бедовый». Одновременно с этим судебным делом образовали «особую следственную комиссию», перед которой была поставлена более широкая задача: рассмотреть в целом все дело цусимского поражения и вскрыть причины, приведшие флот к разгрому его.

Таким образом, Рожественский, Небогатов, их штабы, командиры взятых в плен кораблей и все офицеры должны понести кару за гибель флота в Цусиме.

Правительство, морской министр адмирал Бирилев и адмиралтейств-совет считали, что, сделав такую уступку общественному мнению страны, им удастся выставить виновниками военных неудач и позора отдельных начальников и руководителей операциями, парализовав таким образом стремление оппозиции вскрыть виновность в поражении всего руководящего аппарата царской бюрократии, связанной общей «круговой порукой» с правительством и самим монархом, и тем самым скрыть от общественного мнения полный военный крах самодержавия.

В таком направлении и началось следствие о сдаче небогатовского отряда и миноносца «Бедовый». В качестве свидетелей по делу о сдаче кораблей были привлечены все гражданские чины, находившиеся на кораблях в бою, а также и отдельные матросы, показания которых могли дать материал для следствия.

По броненосцу «Орел» в свидетели были зачислены оба наших доктора — Макаров и Авроров, флагманский юрист Добровольский, священник отец Паисий и я, как инженер, не имевший в то время офицерского чина.

Особая комиссия по делу о Цусиме также допрашивала меня. Я был вызван членом комиссии адмиралом Вирениусом и, как специалист, участвовавший в снаряжении, походе и в бою эскадры, должен был дать свои показания о состоянии кораблей в походе, о подготовке к бою, перегрузке и остойчивости наших броненосцев типа «Бородино». Мои показания соответствовали докладу, сделанному Морскому Техническому комитету.

Суд по делу о сдаче кораблей небогатовского отряда по выяснении всех обстоятельств не нашел возможным признать виновными в нарушении воинского долга офицеров броненосца «Орел». Доблестное поведение всего личного состава в бою 14 мая, тяжкая убыль офицеров, из числа которых четверо было убито или умерло от ран, включая командира, а 12 ранено и вышло из строя, потеря до 40 человек из команды убитыми и до 80 ранеными, уничтожение в бою всех спасательных средств и состояние корабля, грозившее внезапным опрокидыванием даже при небольшом крене, — все это было признано обстоятельствами, оправдывавшими сдачу броненосца. Поэтому командовавший кораблем старший офицер капитан 2-го ранга Шведе и все офицеры «Орла» от ответственности за сдачу его были освобождены судом.

Адмирал Небогатов и командиры кораблей «Николай I», «Адмирал Апраксин» и «Адмирал Сенявин», получивших в бою незначительные повреждения, сохранивших артиллерию, снаряды и спасательные средства, приговорены судом к расстрелу с заменой заключением в крепость сроком на 10 лет. Что касается офицеров сдавшихся кораблей, то они от ответственности были освобождены, так как подчинялись приказаниям своих начальников и их осуждение было бы равносильно требованию бунта и неповиновения на корабле.

Адмирал Рожественский, взятый в плен на миноносце «Бедовый» в бессознательном состоянии, от ответственности за сдачу был освобожден. Признаны виновными и присуждены к расстрелу с заменой заключением в крепость на 10 лет организаторы сдачи — начальник штаба адмирала Рожественского капитан 1-го ранга Клапье-де-Колонг, флагманский штурман полковник Филипповский, флагманский минер лейтенант Леонтьев и командир миноносца капитан 2-го ранга Баранов. Всех офицеров «Бедового» и остальных чинов штаба Рожественского от ответственности освободили.

Комиссия по расследованию обстоятельств, приведших к цусимскому поражению, возглавляемая адмиралом Гильдебрандтом и при участии ряда боевых офицеров флота, вынесла обширное постановление о главнейших причинах, подготовивших это беспримерное поражение русского флота. Констатировав коренные технические и материальные недостатки флота, устарелость артиллерийского вооружения, неудовлетворительное качество снарядов, недостаток приборов управления стрельбой, отметив чрезвычайную разнотипность кораблей русского флота, комиссия в следующих словах охарактеризовала отрицательную роль Рожественского как виновника цусимской катастрофы: «Неудачный выбор начальника эскадры, принявшего на себя командование без веры в возможность боевого успеха, не уделившего необходимого внимания боевой подготовке эскадры, не терпевшего самостоятельного сотрудничества своих подчиненных и не имевшего мужества признать непосильной принятую на себя задачу, когда сам в этом убедился. Тактические ошибки, сделанные начальником эскадры, еще ухудшили положение. Безнадежная с начала, основанная не на добросовестном расчете, а на слепой надежде на удачу, операция прорыва 2-й эскадры Тихого океана во Владивосток должна была окончиться катастрофой».

Оценка Рожественского как командующего эскадрой комиссией по делу о Цусиме была сделана правильно, но комиссия ограничилась при разборе вопроса об его ответственности за цусимский разгром флота только личными качествами адмирала и не вскрыла тех подлинных причин, которые привели русский флот к поражению, не указала на вину в этом его высоких руководителей и правительственной верховной власти. Рожественский же вполне понял, какая роль ему отводилась в этой процедуре показного правосудия. Он сам признавал себя ответственным за цусимскую катастрофу, заявлял, что именно он, будучи самостоятельным начальником эскадры, один во всем виноват и даже сдача кораблей, порученных его руководству, должна быть признана его виной. Став на эту внешне благородную позицию, он тем самым пресекал дальнейшее углубление дела и, принимая всю вину на себя, заслонял собой вопрос об ответственности всего верховного руководства за катастрофу.

Все осужденные, включая и Небогатова, были освобождены по амнистии из крепости через два года — в 1909 г., когда правительство пришло к выводу, что острота политического положения в стране миновала и дело о Цусиме уже можно предать забвению.

 

 

Послесловие

 

Пролетело пятьдесят лет. Цусима отошла в далекое прошлое. Народ нашей страны за эти годы явился участником величайших событий в истории, положивших начало новой эре в жизни человечества — эре социалистической революции и строительства коммунизма. Но в сознании тех, кто был вовлечен в водоворот событий полстолетия назад, кто попал в окружение всего японского флота 15 мая 1905 года, до сих пор не изгладились трагические переживания цусимского разгрома.

Русско-японская война пришла к логическому завершению. У России более не осталось на море сил, способных продолжать борьбу. Уже была сдана крепость Порт-Артур с оставшимися в ней полузатопленными кораблями, а в Цусиме за два дня боя ликвидирована вторая огромная эскадра.

Говоря о поражении России в русско-японской войне, царский министр Витте в своих мемуарах признавался: «Не Россию разбили японцы, не русскую армию, а наши порядки».

Оценивая цусимский разгром русского флота, являвшегося последней надеждой потерпевшего крах царского правительства, В. И. Ленин писал: «Теперь и последняя ставка бита. Этого ожидали все, но никто не думал, чтобы поражение русского флота оказалось таким беспощадным разгромом... Русский военный флот окончательно уничтожен. Война проиграна бесповоротно...

Значение этого краха, как краха всей политической системы царизма, становится все яснее и для Европы и для всего русского народа....Все ополчается против самодержавия, — и оскорбленное национальное самолюбие крупной и мелкой буржуазии, и возмущенная гордость армии, и горечь утраты десятков и сотен тысяч молодых жизней в бессмысленной военной авантюре, и озлобление против расхищения сотен миллионов народных денег, и опасение неизбежного краха и долгого экономического кризиса вследствие такой войны и страх перед грозной народной революцией...»

Царскую Россию потрясали раскаты грома первой русской революции.

Царская Россия пошла на мир с Японией. Необходимость заключения мира диктовалась не только военным поражением, но и внутренней обстановкой в стране, дошедшей до состояния революционного взрыва. Пришлось отдать южную часть Сахалина, отказаться от Порт-Артура и Дальнего, от предприятий в Маньчжурии, признать Корею сферой влияния Японии, оплатить содержание русских военнопленных в Японии и ограничить состав морских сил в водах Тихого океана.

После Великой Октябрьской социалистической революции, когда рабочие и крестьяне, все трудящиеся стали подлинными хозяевами нашей Родины, международная империалистическая буржуазия пыталась сломить молодое Советское государство, реставрировать в нашей стране буржуазные порядки. Но все авантюры международного империализма потерпели полный крах.

В числе интервентов, боровшихся против нашей Родины, были и японские империалисты. Уже тогда, когда закончился разгром англо-американских интервентов и США отозвали свои войска с Дальнего Востока, японские захватчики не захотели оттуда уйти. Хотя японцы и обещали покинуть Дальний Восток, в апреле 1920 г. они вероломно начали наступление против партизан легендарного Лазо.

Когда Советская страна окончательно закончила разгром всех интервентов и белогвардейцев, то повернула свои силы на Дальний Восток и, разбив японских интервентов под Волочаевкой и Спасском в 1922 г., окончательно вышвырнула их с Советской земли.

Вместе с японскими захватчиками с Советской земли были вышвырнуты остатки белогвардейских банд. 25 октября был освобожден город Владивосток. Стал советским весь наш Дальний Восток.

В период 1938–1939 гг. японские империалисты продолжали подготовлять новые авантюры против Советского Союза на границах Маньчжурии и неожиданно нанесли два удара: в Северную Монголию через Халхин-Гол и в направлении на Владивосток от озера Хасан.

Авантюры японских империалистов были решительно разгромлены Советской Армией и ее могучей авиацией с тяжелыми для японцев потерями. Эти столкновения убедительно показали, что Советская страна готова дать решительный отпор любой попытке захвата ее дальневосточных владений.

Японскому империализму пришлось отказаться от осуществления своих планов захвата советских территорий на Дальнем Востоке, и, присоединившись к разбойничьей гитлеровской Германии во 2-й мировой войне, он направил свои силы к овладению богатыми архипелагами островов в юго-западной части Тихого океана.

Вступив в борьбу на морях против США и Англии, Япония воздержалась от вторжения в советские пределы.

Когда же в Европе капитулировали сначала Италия, а затем акт безоговорочной капитуляции подписала Германия, то Япония осталась единственной воюющей державой из всего фашистского блока.

Завершив разгром гитлеровских полчищ, Советский Союз выступил против империалистической Японии и в августе 1945 г. очистил всю Северную Маньчжурию от японских оккупантов.

И. В. Сталин 2 сентября 1945 г. в обращении к народу по поводу безоговорочной капитуляции Японии сказал:...»поражение русских войск в 1904 г. в период русско-японской войны оставило в сознании народа тяжелые воспоминания. Оно легло на нашу страну черным пятном. Наш народ верил и ждал, что наступит день, когда Япония будет разбита и пятно будет ликвидировано. Сорок лет ждали мы, люди старого поколения, этого дня. И вот этот день наступил. Сегодня Япония признала себя побежденной и подписала акт безоговорочной капитуляции».

Цусима была отомщена сторицею!

 

Список фотографий

 

 

Фотография 1 - В.П. Костенко

 

Фотография 2 - В. П. Костенко после окончания Морского Инженерного училища (1904 г.).

 

Фотография 3 - Броненосец «Орел».

 

Фотография 4 - Броненосец «Ослябя».

 

Фотография 5 - Броненосец «Сисой Великий».

 

Фотография 6 - Броненосный крейсер «Нахимов».

 

Фотография 7 - Броненосец «Адмирал Ушаков».

 

Фотография 8 - Крейсер «Аврора».

 

Фотография 9 - Эскадра в Балтике.

 

Фотография 10 - В Атлантическом океане. Ют броненосца «Орел».

 

Фотография 11 - Крейсер «Дмитрий Донской».

 

Фотография 12 - Броненосец «Суворов».

 

Фотография 13 - Броненосец «Наварин».

 

Фотография 14 - Затопленные корабли во внутренней гавани Порт-Артура.

 

Фотография 15 - Внутренний рейд Порт-Артура после бомбардировки японцами.

 

Фотография 16 - Легкий крейсер «Светлана».

 

Фотография 17 - Легкий крейсер «Жемчуг».

 

Фотография 18 - Крейсер «Олег».

 

Фотография 19 - Внутренняя гавань Порт-Артура. Затопленный броненосец «Ретвизан».

 

Фотография 20 - Крейсер «Владимир Мономах».

 

Фотография 21 - Броненосцы при выходе из Носси-Бе.

 

Фотография 22 - Броненосец «Николай I».

 

Фотография 23 - Миноносец «Буйный».

 

Фотография 24 - Броненосец «Орел» после боя.

 

Фотография 25 - Броненосец «Орел» после боя. Вид на катера и ростры с кормового мостика.

 

Фотография 26 - Броненосец «Орел» после боя. Разрушения на спардеке.

 

Фотография 27 - Броненосец «Орел» после боя. Разрушение переходного мостика.

 

Фотография 28 - Броненосец «Орел» после боя. Пробоина в легком борту.

 

Фотография 29 - Броненосец «Орел» после боя. Средняя 152-миллиметровая орудийная башня на срезе левого борта.

 

Фотография 30 - Броненосец «Орел» после боя. Отбитый ствол 305-миллиметрового орудия носовой башни.

 

Фотография 31 - Броненосец «Орел» после боя. Кормовая часть.

 

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке BooksCafe.Net

Оставить отзыв о книге

Все книги автора


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.